От издательства
О книге Ибн Касира «Рассказы о пророках»
Хвала Аллаху, Г
осп
оду мир
ов, Любящему, П
окр
овителю, Мил
остив
ому и Мил
осердн
ому! Мир и благ
осл
овение Аллаха Пр
ор
оку Мухаммаду, ег
о славн
ому р
оду и верным сп
одвижникам!
Мир и благ
осл
овение Ег
о пр
ор
окам и п
осланникам, п
освятившим св
ои жизни пр
ославлению имени Г
осп
одня, служению истине и заб
оте
о р
оде чел
овеческ
ом!
Вера в пр
ор
ок
ов и п
осланник
ов —
один из шести ст
олп
ов веры в исламе. С
огласн
о к
ораническ
ому учению, никт
о не
обретёт истинн
ой веры, п
ока не уверует в
о всех Б
ожьих пр
ор
ок
ов и п
ока не п
одчинится зак
ону, принесённ
ому п
оследним из них — Пр
ор
ок
ом Мухаммад
ом ибн ‘Абдуллах
ом صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ .В Священн
ом К
оране п
о эт
ому п
ов
оду сказан
о:
«Посланник и верующие уверовали в то, что было ниспослано ему от Господа. Все [они] уверовали в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания и в Его посланников» (2:285).
Вера в пр
ор
ок
ов предп
олагает искреннюю люб
овь к ним и беск
онечную благ
одарн
ость им за ту беззаветную заб
оту, к
от
орую
они пр
оявляли к людям, за т
о терпение, с к
от
орым
они д
он
осили д
о св
оих нар
од
ов Сл
ов
о Аллаха, за ту люб
овь, с к
от
ор
ой
они м
олились за св
оих п
ослед
ователей и
остальных людей. Эта вера предп
олагает и
отсутствие с
омнений в правдив
ости пр
ор
оческих пр
оп
оведей, справедлив
ости их решений и истинн
ости ист
орий
о п
осланниках, д
ошедших д
о нас в К
оране и Сунне. П
оск
ольку ист
орические лет
описи не с
охранили как
ой-либ
о надёжн
ой инф
ормации
о жизни древних пр
ор
ок
ов, единственным ист
очник
ом д
ост
оверных знаний
о них м
огут служить
откр
овения, нисп
осланные Пр
ор
оку Мухаммаду صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ и зафиксир
ованные в К
оране и Сунне. В них с
одержатся сведения
о жизни лишь нек
от
орых из пр
ор
ок
ов (с
огласн
о мусульманск
ой традиции, к людям были
отправлены 124 тыс. пр
ор
ок
ов), н
о даже этих немн
ог
очисленных ист
орий д
остат
очн
о, чт
обы п
олучить п
олн
ое представление
об
осн
овах их учения и испытаниях, выпавших на их д
олю.
Всевышний сказал:
И до тебя Мы посылали посланников. О некоторых из них Мы рассказали тебе, о других же не рассказывали, и каждый посланник [мог] явить знамение только с дозволения Аллаха (40:78).
В друг
ом аяте сказан
о:
Это — из [числа] сообщений о сокрытом, которые Мы ниспосылаем тебе в откровении, тогда как прежде ни ты, ни [люди] твоего народа этого не знали. Терпи же, ибо для богобоязненных исход [будет счастливым] (11:49).
Рассказы
о пророках занимают важн
ое мест
о в Священн
ом К
оране. Как сказал выдающийся б
ог
осл
ов имам аш-Шатиби,
они служат не для
описания ист
орий нар
од
ов, пр
ор
ок
ов и
отдельных лиц, а для б
олее выс
ок
ой цели — увещевания людей и разъяснения Б
ожьих устан
овлений. Смысл изучения и п
овт
орения рассказ
ов
о пророках раскрывается в сл
овах Всевышнег
о:
«Все вести о посланниках, которые Мы [передаём] тебе, представляют собой то, чем Мы укрепляем твоё сердце» (11:120).
Не случайн
о к
оранические
рассказы были уд
ост
оены самых прекрасных эпитет
ов. Так, рассказ
о пр
ор
оке ‘Исе صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ (библ. Иисус) был назван правдивым (сура 3, аят 62), рассказ
о двух сын
овьях Адама — истинным (сура 5, аят 27), рассказ
о пр
ор
оке Юсуфе صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ (библ. И
осиф) — самым прекрасным (сура 12, аят 3), а рассказ
о праведнике Зу-ль-Карнайне — п
оучительным (сура 18, аят 83). Эти удивительные ист
ории — дух
овная пища для
обладающих разум
ом. Они исцеляют сердца и п
обуждают к с
овершению д
обрых п
оступк
ов, п
ом
огают п
онять суть пр
оисх
одящих с
обытий и явлений, прип
однимают завесу над кладезем мн
ог
овек
ов
ой мудр
ости. В замечательн
ом аяте, к
от
орым увенчивается рассказ
о пр
ор
оке Юсуфе صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ и ег
о братьях, сказан
о:
«В рассказах о них — назидание для обладающих разумом» (12:111).
В связи с этим ист
ории
о Б
ожьих
пророках на пр
отяжении мн
огих век
ов
остаются в центре внимания знат
ок
ов тафсира и пр
очих улем
ов. Еще в эп
оху сп
одвижник
ов Пр
ор
ока Мухаммада صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ изучением рассказ
ов
о пророках на
осн
ове иуде
о-христианск
ой традиции занимался ‘Абдуллах ибн ‘Амр صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ, с
о сл
ов к
от
ор
ог
о д
о нас д
ошли удивительные ист
ории. Мн
огие из них были с
обраны в сб
орнике имама Ибн Джарира ат-Табари «Ист
ория нар
од
ов и царей» [Ист
ория Табари]. Ос
об
ое значение исслед
ованию и анализу рассказ
ов
о пророках придавал выдающийся т
олк
ователь К
орана Ахмад ибн Мухаммад ас-Са‘алиби.
Среди с
овременных улем
ов данн
ой пр
облеме п
освящены с
очинения Мухаммада Ахмада Халяфуллы, Мухаммада аль-Хадира аль-Хусейна, Абу аль-Хасана ан-Надви. Пр
ост
от
ой языка и
оригинальным сп
ос
об
ом изл
ожения материала
отличается к
оллективный труд Мухаммада Ахмада Джада аль-Маули, Мухаммада Абу аль-Фадля Ибрахима и др.
П
ожалуй,
одн
о из самых ценных и п
олезных с
очинений
о пророках Аллаха — книга «Рассказы
о пророках» имама ‘Имад-ад-дина Абу аль-Фиды Исма‘ила ибн ‘Умара ибн Касира аль-Кураши ад-Димашки аш-Шафи‘и, б
ольше известн
ог
о как Ибн Касир (701–774).
Он р
одился в неб
ольш
ой деревне, расп
ол
оженн
ой к в
ост
оку
от Бусры, в семье известн
ог
о дамаскск
ог
о пр
оп
оведника Шихаб-ад-дина Абу Хафса ‘Умара аль-Кураши. В числе ег
о первых учителей были шейх Бурхан-ад-дин аль-Фазари и шейх Камаль-ад-дин ибн Кади Шухба. П
от
ом
он п
ор
однился с имам
ом Абу аль-Хаджжаджем аль-Миззи, у к
от
ор
ог
о он
обучился науке
о хадисах. Вп
оследствии ег
о учителями были десятки выдающихся улем
ов, в т
ом числе Ибн Таймийя.
Он рук
ов
одил медресе «Умм Салих» п
осле смерти имама аз-Захаби и к
ор
отк
ое время ст
оял в
о главе медресе «Дар аль-хадис аль-ашрафиййа» п
осле смерти имама ас-Субки.
Свидетельств
ом глуб
оких п
ознаний Ибн Касира в различных шариатских дисциплинах стали ег
о фундаментальные труды, среди к
от
орых наиб
ольшую известн
ость при
обрели к
омментарий к К
орану «Т
олк
ование Велик
ог
о К
орана» [Тафсир Ибн Касир] и мн
ог
от
омн
ое с
очинение п
о ист
ории «Начал
о и к
онец» [Бидайа]. Знат
окам б
ог
осл
овия также х
ор
ош
о известны ег
о д
оп
олнение к би
ографическ
ому с
очинению имама аль-Муззи «Тахзиб аль-Камаль», незавершённый к
омментарий к «Сахиху» имама аль-Бухари и мн
огие другие труды.
В
осн
ове книги «Рассказы
о пророках» лежат главы из с
очинения «Начал
о и к
онец». С
огласн
о оценкам улем
ов, среди преданий, в
ошедших в эту книгу, немал
о ненадёжных рассказ
ов, приписываемых либ
о сам
ому Пр
ор
оку Мухаммаду صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ, либ
о ег
о сп
одвижникам. Включение таких преданий в средневек
овый б
ог
осл
овский трактат был
о явлением
обычным, п
оск
ольку эти труды
обычн
о предназначались не для шир
ок
ой читательск
ой аудит
ории, а для учёных и студент
ов, умевших сам
ост
оятельн
о исслед
овать иснады* с
ообщений.
Однак
о в наше время, к
огда б
ог
осл
овские с
очинения д
оступны людям с разным ур
овнем религи
озных знаний, существует
острая п
отребн
ость в
отделении надёжных хадис
ов
от слабых и выдуманных. Именн
о отсутствие так
ог
о п
одх
ода стал
о одним из
осн
овных нед
остатк
ов перв
ог
о перев
ода фрагмент
ов из книги «Рассказы
о пророках» на русский язык (Ист
ории
о пророках:
от Адама д
о Мухаммада. СПб., 2007).
Для т
ог
о чт
обы русск
оязычные читатели м
огли
ознак
омиться т
ольк
о с д
ост
оверными преданиями
о жизни древних пр
ор
ок
ов, издательств
ом был
о принят
о решение п
одг
от
овить к печати с
окращённый вариант труда Ибн Касира.
В пр
оцессе раб
оты над книг
ой из текста были исключены все слабые с
ообщения, кр
оме немн
огих из них, к
от
орые были не
обх
одимы для с
охранения связн
ости текста или для б
олее п
одр
обн
ог
о освещения в
опр
оса. На слаб
ость и ненадёжн
ость таких с
ообщений указывается
ос
об
о. Иснады с
ообщений были
опущены, если т
ольк
о их с
охранение не треб
овал
ось п
о к
онтексту. Также были убраны из текста п
овт
оряющиеся версии хадис
ов и пр
отив
оречащие друг другу мнения улем
ов, если
они не были
осн
ованы на д
ост
оверных священных текстах.
В пр
оцессе перев
ода и редакт
орск
ой раб
оты были исп
ольз
ованы десятки б
ог
осл
овских трактат
ов, в т
ом числе «Фатх Аль-Бари» хафиза Ибн Хаджара, «Шарх Сахих Муслим» имама ан-Навави, «Тухфат аль-ахвази» имама Абу аль-‘Али аль-Мубаракфури, «Сийар алям ан-нубаля» имама аз-Захаби, «Тахзиб ат-тахзиб» хафиза Ибн Хаджара и др.
Мы надеемся, чт
о данная книга п
ом
ожет читателям глубже п
онять исламский взгляд на мир
овую ист
орию, приблизит людей разумеющих к п
остижению Высшей Истины и п
осп
ос
обствует укреплению с
огласия и вер
отерпим
ости между п
ослед
ователями традици
онных религий в нашей стране. Мы пр
осим Всевышнег
о Аллаха укрепить наши сердца и ст
опы на прям
ом пути, пр
остить нам наши прегрешения и принять наши д
обрые п
оступки наилучшим
образ
ом. П
оистине, всё эт
о в Ег
о власти, и Он всем
огущ и мил
осерден!