АбдурРахман ат-Тейб (да помилует его Аллах) рассказывает: “Однажды заболели Ахмад ибн Ханбаль и Бишр ибн Харис. Я заходил к Бишру и спрашивал: “Как ты себя чувствуешь ?”, - и он прежде чем ответить, восхвалял Аллаха, говоря: “Восхваляю тебе Аллаха, чувствую то-то и то-то”. Затем я заходил к Ахмаду ибн Ханбалю и спрашивал его: “Как ты себя чувствуешь, о Абу АбдуЛлах?”, - на что он отвечал: “Хорошо”.
В один из дней я сказал ему: “Поистине, твой брат Бишр также заболел, и когда я спрашиваю о его состоянии, он сначала восхваляет Аллаха и лишь потом сообщает мне”. Имам Ахмад сказал: “Спроси его, от кого он это перенял?”. Я сказал ему: “Мне стыдно его об этом спрашивать из-за уважения к нему”. Тогда он (имам Ахмад) сказал: “Так скажи ему: “Твой брат Абу АбдуЛлах спрашивает тебя, от кого ты это взял”.
И когда в следующий раз я навестил его, передал ему слова имама Ахмада. На это Бишр ответил: “Абу Абдуллах не принимает что-либо, не иначе как с иснадом. От 'Ауна от Ибн Сирина сообщается: “Если раб восхвалит Аллаха прежде жалобы на болезнь, то его слова не будут считаться жалобой”. Я всего лишь тебе говорю: “Чувствую то-то и то-то, зная о Могуществе Аллаха надо мной”. После того, как я вышел от него, отправился к Ахмаду и рассказал ему об этом. И каждый раз после этого, когда я заходил к нему (и спрашивал о его здоровье), он восхвалял Аллаха, и только затем говорил о своём состоянии. («Манакъибуль имам Ахмад» Ибн аль-Джаузи 178, «Лямм дурри мансур» 35-36)
Пользы из асара:
1. Наши праведные предшественники посещали друг друга при болезнях, следуя в этом завету Пророка ﷺ относительно посещения больного.
2. Требование довода даже за то, что кажется незначительным и следование шариатскому доводу даже в мелочах. Ибрахим аль-Харби (да помилует его Аллах) говорил: “Человеку следует крепко придерживаться того, что он услышал из нравов Посланника Аллаха ﷺ”. («Шари'а» 63), Суфьян ас-Саури говорил: “Если сможешь почесать голову, следуя асару, то сделай это”. («Джами' байян 'ильм» 173)
3. Сообщение о своём состоянии не считается жалобой, как об этом сказал Ибн аль-Джаузи в «Манакъиб» и Мадждуддин в шархе книги «Хидая» аргументировали они хадисом где Аиша (да будет доволен ею Аллах) сообщила о головной боли, говоря: “О моя голова!”, на что Пророк ﷺ не высказал порицания, а сказал, что его голова болит сильнее. (Бухари 5666)
В один из дней я сказал ему: “Поистине, твой брат Бишр также заболел, и когда я спрашиваю о его состоянии, он сначала восхваляет Аллаха и лишь потом сообщает мне”. Имам Ахмад сказал: “Спроси его, от кого он это перенял?”. Я сказал ему: “Мне стыдно его об этом спрашивать из-за уважения к нему”. Тогда он (имам Ахмад) сказал: “Так скажи ему: “Твой брат Абу АбдуЛлах спрашивает тебя, от кого ты это взял”.
И когда в следующий раз я навестил его, передал ему слова имама Ахмада. На это Бишр ответил: “Абу Абдуллах не принимает что-либо, не иначе как с иснадом. От 'Ауна от Ибн Сирина сообщается: “Если раб восхвалит Аллаха прежде жалобы на болезнь, то его слова не будут считаться жалобой”. Я всего лишь тебе говорю: “Чувствую то-то и то-то, зная о Могуществе Аллаха надо мной”. После того, как я вышел от него, отправился к Ахмаду и рассказал ему об этом. И каждый раз после этого, когда я заходил к нему (и спрашивал о его здоровье), он восхвалял Аллаха, и только затем говорил о своём состоянии. («Манакъибуль имам Ахмад» Ибн аль-Джаузи 178, «Лямм дурри мансур» 35-36)
Пользы из асара:
1. Наши праведные предшественники посещали друг друга при болезнях, следуя в этом завету Пророка ﷺ относительно посещения больного.
2. Требование довода даже за то, что кажется незначительным и следование шариатскому доводу даже в мелочах. Ибрахим аль-Харби (да помилует его Аллах) говорил: “Человеку следует крепко придерживаться того, что он услышал из нравов Посланника Аллаха ﷺ”. («Шари'а» 63), Суфьян ас-Саури говорил: “Если сможешь почесать голову, следуя асару, то сделай это”. («Джами' байян 'ильм» 173)
3. Сообщение о своём состоянии не считается жалобой, как об этом сказал Ибн аль-Джаузи в «Манакъиб» и Мадждуддин в шархе книги «Хидая» аргументировали они хадисом где Аиша (да будет доволен ею Аллах) сообщила о головной боли, говоря: “О моя голова!”, на что Пророк ﷺ не высказал порицания, а сказал, что его голова болит сильнее. (Бухари 5666)