حافظ ابن رجب الحنبلي
Хафиз ибн Раджаб аль-Ханбали
رسالة في ذمِّ قسوة القلب
Послание о порицаемости чёрствости сердца
Вся хвала - Аллаху, благословения и мир нашему пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам.
А затем:
Вниманию читателя представляется перевод прекрасного послания хафиза Ибн Раджаба аль-Ханбали, да одарит его Аллах Своей милостью, под названием «Послание о порицаемости чёрствости сердца, упоминание причин её появления и способов избавления от неё».
Многие ученые, когда писали биографию автора, упоминали среди его книг это послание. Также на то, что эта работа принадлежит его перу, указывает метод её написания, свойственный имаму Ибн Раджабу, и, к тому же, в рукописи указано имя автора и никто из обладающих знанием не отрицал её принадлежность к нему.
Сказал шейх Салих аль-‘Усайми, да хранит его Аллах, об этом сочинении: «Несмотря на свою краткость, этот труд затрагивает три важные темы, касающиеся черствости сердца: её порицаемость, разъяснение причин, приводящих к этому греху и эффективных средств, избавляющих от этого скверного недуга... Автор, да одарит его Аллах Своей милостью, разъяснил все эти темы, приводя аяты из Корана, хадисы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и высказывания ранних обладателей знания. Именно этим методом и отличаются ахлю-ль-асар (следующие по следам саляфов)» Сл.: «Та’ликъ ‘аля рисаля “Замм къасуа аль-къальб”» (с 3 мин.).
Сказал шейх Мухаммад Хишам ат-Тахири, да хранит его Аллах, комментируя это послание: «Слова Ибн Раджаба относительно аскетизма, смягчения сердец и их очищения – одни из самых ценных. Из обладающих знанием, которые писали об этих науках, я не знаю никого, кто мог бы сравниться со следующими тремя: хафиз Ибн-уль-Джаузи, затем - хафиз Ибн-уль-Къаййим, а затем - хафиз Ибн Раджаб (да одарит их Аллах Своей милостью)» Сл.: «Та’ликъ ‘аля рисаля “Замм къасуа аль-къальб”» (с 1:30 мин.).
Имам ибн Раджаб, да одарит его Аллах Своей милостью, упомянул в этой работе некоторые хадисы, о которых обладатели знания сказали, что они – слабые, но их смысл является правильным. Очевидно, автор при составлении этого послания не ставил цель включить в него только достоверное. Вероятнее всего, хафиз последовал в этом за имамами из числа саляфов – такими, как, например, Ибн-уль-Мубарак, Ахмад бин Ханбаль, Абу Давуд ас-Сиджистани и др., которые в свои труды по аскетизму (аз-зухд) добавляли в качестве дополнения хадисы, в которых есть небольшая слабость, если их смысл является верным.
Сказал шейх Мухаммад Хишам ат-Тахири, да хранит его Аллах: «Автор приводит в этом послании некоторые слабые хадисы в теме, касающейся побуждения (к благим делам) или устрашения (от совершения порицаемых поступков) не в виде основных аргументов, а в качестве дополнительной поддержки по той причине, что их смысл является правильным и подтверждается достоверными доказательствами. Некоторые студенты, увидев слабые хадисы в книгах, начинают принижать ученых и умалять их достоинства по той причине, что не поняли их методологию и их путь... Брат мой, уважай обладателей знания! Приводя в своих книгах эти хадисы, они лучше тебя знали об их слабости, но добавляли их по причине правильности их смысла... И таким был метод ранних ученых (саляфов) – они приводили их в качестве дополнительного свидетельства и подтверждения, а не в качестве основы и опоры» Сл.: «Та’ликъ ‘аля рисаля “Замм къасуа аль-къальб”» (с 14 мин.).
С источниками приводимых автором сообщений, словами ученых относительно них, некоторыми достоверными хадисами, содержащими подобный смысл и другими полезными, с дозволения Аллаха, примечаниями, можно ознакомиться в сносках, добавленных из разных источников переводчиком.
Прошу Всевышнего Аллаха принять от меня и воздать благом всем, чьи переводы и труды были использованы при подготовке данной работы.
بسم الله الرحمن الرحيم
Сказал аль-имам аль-‘алляма аль-хафиз Зейну-д-дин ибн-уш-шейх Абу-ль-‘Аббас Ахмад ибн Раджаб аль-Ханбали:
«Вся Хвала - Аллаху! Что касается черствости сердца и порицания этого (1), то сказал Аллах:
﴿ ثُمَّ قَسَتْ قُلُوبُكُم مِّن بَعْدِ ذَلِكَ فَهِيَ كَالْحِجَارَةِ أَوْ أَشَدُّ قَسْوَةً ﴾
﴿ وَإِنَّ مِنَ الْحِجَارَةِ لَمَا يَتَفَجَّرُ مِنْهُ الأَنْهَارُ وَإِنَّ مِنْهَا لَمَا يَشَّقَّقُ فَيَخْرُجُ مِنْهُ الْمَاء وَإِنَّ مِنْهَا لَمَا يَهْبِطُ مِنْ خَشْيَةِ اللّهِ﴾
И сказал Аллах:
﴿ أَلَمْ يَأْنِ لِلَّذِينَ آمَنُوا أَن تَخْشَعَ قُلُوبُهُمْ لِذِكْرِ اللَّهِ وَمَا نَزَلَ مِنَ الْحَقِّ وَلَا يَكُونُوا كَالَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ مِن قَبْلُ فَطَالَ عَلَيْهِمُ الْأَمَدُ فَقَسَتْ قُلُوبُهُمْ ﴾
И сказал Аллах:
﴿ فَوَيْلٌ لِّلْقَاسِيَةِ قُلُوبُهُم مِّن ذِكْرِ اللَّهِ أُوْلَئِكَ فِي ضَلَالٍ مُبِين ﴾
И Аллах описал людей писания черствостью сердец, и предостерег нас от уподобления им.
Сказал один из саляфов (праведных предшественников): «Не может сердце очерстветь больше, чем у того, кому было даровано Писание от Аллаха, а его сердце, несмотря на это, ожесточилось». (3)
Приводится в сборнике ат-Тирмизи (4), что Ибн ‘Умар рассказывал: «Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Не будьте многословными, не поминая Аллаха, ведь, поистине, множество слов (5) без поминания Аллаха вызывает черствость сердца. И, поистине, самым далёким из людей от Аллаха является (тот, у кого) черствое сердце».
И у аль-Баззара в «Муснаде» (6) со слов Анаса передаётся от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Четыре вещи – несчастье: «тяжесть глаз (не плачут), жесткость сердца, надежды на долгое время вперед, и стремление к мирским благам». Упомянул этот хадис Ибн-уль-Джаузи в (своей книге о выдуманных хадисах) «Аль-Мавду’ат» (7) по другому пути - от лжеца Абу Дауда ан-Наха’и, а он - от Исхакъа ибн ‘Абду-Ллаха ибн Аби Тальхи, который передал его со слов Анаса.
Сказал Малик ибн Динар: «Не поражён раб более страшным наказанием, чем черствостью сердца». (8) Упомянул это (с хорошим иснадом) от него ‘Абду-Ллах ибн Ахмад ибн Ханбаль в книге «Аз-Зухд». (9)
Сказал Хузейфа аль-Мар’аши: «Никого не постигала большая беда, чем черствость его сердца» Передал это от него Абу Ну’ейм. (10)
1 Черствость является запретной, и, более того, ученые отнесли её к тяжким грехам (кабаир), как например, Ибн Хаджар, включивший этот грех в свою книгу «аз-Зауаджир». И если мы поняли, каково постановление в отношении черствости, то всем нам необходимо сторониться её и избегать причин, приводящих к ней, а также усердствовать в том, чтобы избавиться от неё и очистить наши сердца.
2 Сказал Ибн Касир, да одарит его Аллах Своей милостью, в тафсире этого аята: «Аллах запретил верующим уподобляться иудеям и христианам, которым были дарованы Писания до них и, которые по прошествии некоторого времени исказили эти Писания и купили за это (за сокрытие истины и искажение Писания) ничтожную цену (мирские блага). Кроме того, они отбросили Священные Книги за свои спины и взяли своих книжников (ученых) и монахов за господ себе (которые устанавливают для них положения их вероучений и закона), помимо Аллаха. Этим самым их сердца ожесточились, и поэтому они не внемлют увещеваниям и не смягчаются ни посредством обещаний, ни посредством угроз» См.: «Тафсир аль-Къуръан аль-‘Азым» ли-бни Касир (539).
3 Автором этих слов является Абу Надра. См.: «аль-Хильйа» (3/98) Абу Ну’айма.
4 См.: ат-Тирмизи (2411), назвавший его хорошим, но редким (хасан гъариб). В его цепочке передатчиков (иснад) присутствует Ибрахим ибн ‘Абду-Ллах ибн Хатиб, о котором упомянул Ибн Абу Хатим в «Джарх ва-т-та’диль», но ничего не сказал относительно его приемлемости или отвода. Ибн-уль-Къаттан, как об этом сказано в «ат-Тахзиб» (1/133) сказал про него: «Его положение неизвестно». Шейх аль-Альбани назвал хадис слабым. См.: «ад-Да’ифа» (920). Салим аль-Хиляли назвал хадис слабым. См.: «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» (2/717).
5 Порицание бесполезной многословности, о котором сказано в этом хадисе, также приводится и в достоверных хадисах.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллаху ненавистно, чтобы вы занимались пустословием, задавали много вопросов и попусту расточали своё имущество» аль-Бухари (1477), Муслим (593).
Хафиз Ибн Хаджар, да одарит его Аллах Своей милостью, сказал: «Смысл этих слов в том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил бесполезное многословие» См.: «Фатх-уль-Бари» (11/313).
Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, к числу самых любимых из вас для меня и тех, кто в День воскрешения окажется ближе всех ко мне, относятся наиболее благонравные из вас, а самыми ненавистными для меня и теми, кто в День воскрешения окажется от меня в наибольшем удалении, являются болтливые (сарсаруна), хвастливые (муташаддикъуна) и разглагольствующие (мутафайхикъуна)». (Люди) сказали: «О посланник Аллаха, мы знаем, (кто такие) “болтливые” и “хвастливые”, но (кто такие) “разглагольствующие”?» Он сказал: «(Это) надменные» См.: «Тарих Багъдад» (4/63) аль-Хатыба аль-Багъдади, ат-Тирмизи (2018). См.: «Сахих ат-Таргъиб» (2663).
Хафиз ан-Навави, да одарит его Аллах Своей милостью, сказал в отношении этого хадиса: «“Сарсар” — это тот, кто неестественно много говорит. “Муташаддикъ” — тот, кто оскорбляет людей своими речами, постоянно стараясь показать свое красноречие и придать как можно больше веса своим словам. “Мутафайхикъ” — происходит от слова “фахкъ”, что означает “наполненность”. Это такой человек, который наполняет свой рот речами, пространно говорит и использует малоупотребительные фразы в силу своего высокомерия, стремления к возвышению и желания показать свое превосходство над другими» См.: «Рияду-с-салихин» (273).
Ибн-уль-Къаййим, да одарит его Аллах Своей милостью, также сказал: «“Сарсар” — говорящий много, без всякой пользы для религии». См.: «Мадаридж-ус-саликин» (3/72).
6 См.: «аль-Муснад» (3230). Сказал аль-Хайсами в «аль-Маджма’» (10/226): «Среди его передатчиков – Хани ибн-уль-Мутауаккиль, являющийся слабым передатчиком». Сказал аз-Захаби в «аль-Мизан» (4/291): «Этот хадис отвергаемый».
Однако порицание далёких надежд и любви к накопительству благ бижней жизни, о которых сказано в этом хадисе, также приводится и в достоверных хадисах.
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сердце старика продолжает оставаться молодым в двух отношениях: в том, что касается любви к миру этому, и в том, что касается больших надежд»” аль-Бухари (6420).
Передается что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: “Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начертил несколько линий и сказал: «Это - надежды человека, а это - его срок (предписанный срок жизни человека), и в то время, как находится он в подобном положении (т.е. когда он надеется на что-то), неожиданно подходит к нему ближайшая линия (короткая линия его жизни)»” аль-Бухари (6418).
Ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни, да одарит его Аллах Своей милостью, писал: «У надежды есть один секрет. Если бы не надежда, то никто бы не испытывал интереса к жизни и не склонилась бы сущность человеческая к совершению каких-либо дел для этого бренного мира. Порицаемым же в этом являются далёкие, несбыточные надежды и отсутствие подготовки к будущей жизни. Тот, кто может избежать этого, тот не обязан полностью отказаться от надежд» См.: «Фатх-уль-Бари» (11/237).
Сообщается, что ‘Абду-Ллах ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял меня за плечо и сказал: «Будь в этом мире таким, будто ты чужеземец или путник» Передатчик этого хадиса сказал, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, часто говорил: «Если ты дожил до вечера, то не жди, что доживёшь до утра, а если ты дожил до утра, то не жди, что доживёшь до вечера, и бери у твоего здоровья то, что пригодится для твоей болезни, а у твоей жизни - то, что пригодится для твоей смерти». Имам ат-Тирмизи (4/568) добавил: “Смотри на себя как на обитателя могилы, ведь ты не знаешь, о раб Аллаха (‘Абду-Ллах), что тебя ждет завтра”.
Ибн Раджаб, да одарит его Аллах Своей милостью, сказал: «Этот хадис является основой в указании на то, что не следует возлагать больших надежд. Верующему не подобает брать этот бренный мир своим единственным пристанищем. Ему следует находиться в нем, как путнику, готовящемуся к скорому путешествию» См.: «Джами’ аль-‘улюм ва-ль-хикам» (с. 377).
Абу-д-Дардаъ, да будет доволен им Аллах, собрал людей Дамаска и сказал: «Послушайте и примите искренний совет вашего брата. Воистину, вы копите то, чего не вкусите, надеетесь на то, чего не застанете, строите то, в чём не живете. Воистину, те, кто был до вас, накопили много имущества, имели далёкие надежды, строили великие строения, однако их имущество исчезло, их надежды оказались обольщением и их жилищами стали могилы. Воистину, ‘адиты наполняли землю между ‘Аденом (Йемен) и ‘Амманом (Шам) лошадьми и верблюдами, но кто же сейчас купит у меня наследство ‘адитов хотя бы за два дирхама?» См.: «аз-Зухд» (247) Абу Давуда.
7 См.: «Аль-Мавду’ат» (3/125) Ибн-уль-Джаузи. Также его привели Абу Ну’айм в «Тарих Асбахан» (1/246) и Ибн ‘Ади в «аль-Камиль» (3/248).
8 Сказал шейх Салих аль-‘Усайми, да хранит его Аллах: «Это так и есть, потому что внутреннее наказание хуже, чем внешнее наказание. Сказал Абу-ль-’Аббас Ибн Теймийя, да одарит его Аллах Своей милостью, после того, как был заточен в тюрьму: “Заключенный – это тот, кто отделён от Аллаха, а пленник – это тот, кого пленили его страсти”». Сл.: «Та’ликъ ‘аля рисаля “Замм къасуа аль-къальб”» (с 11:30 мин.).
9 См.: «аз-Зухд» (с.320) имама Ахмада. Иснад хороший.
10 См.: «аль-Хильйа» (8/269).
Что же касается причин черствости сердец, то их много. Среди них:
• Множество слов без поминания Аллаха
Как уже было упомянуто об этом в хадисе Ибн ‘Умара. (11)
• Нарушение заветов со Всевышним Аллахом
Сказал Аллах, Пречист Он:
﴿ فَبِمَا نَقْضِهِم مِّيثَاقَهُمْ لَعنَّاهُمْ وَجَعَلْنَا قُلُوبَهُمْ قَاسِيَةً ﴾
Сказал однажды Ибн ‘Акъиль, увещевая людей: «О тот, кто находит в своем сердце черствость, остерегайся, что ты - из тех, кто нарушил какой-то завет (12) с Аллахом, ведь Аллах говорит:
﴿ فَبِمَا نَقْضِهِم مِّيثَاقَهُمْ لَعنَّاهُمْ وَجَعَلْنَا قُلُوبَهُمْ قَاسِيَةً ﴾
• Множество смеха
Частый смех также является причиной очерствения сердца. (14) Передал имам ат-Тирмизи (15) со слов аль-Хасана аль-Басри, сообщившего от Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не смейтесь много, ибо, воистину, множество смеха умерщвляет сердце». Сказал ат-Тирмизи: «И это передано также как слова самого аль-Хасана». (16)
И передал Ибн Маджах (17) со слов Абу Раджаъ аль-Джазари, а он - от Бурда ибн Синана, а он - от Макхуля, а он - от Уасилята ибн-уль-Аскъа’, что Абу Хурейра сказал: «Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Множество смеха умерщвляет сердце»
Ибн Маджах также передал его со слов Ибрахима ибн ‘Абду-Ллаха ибн Хунейна, который сообщил со слов Абу Хурейры этот хадис от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. (18)
• Обжорство (19)
Особенно если эта еда - сомнительная или запретная.
Сказал Бишр ибн-уль-Харис: «Две вещи делают сердце черствым - множество слов и множество еды». Передал это Абу Ну’айм. (20)
Сказал аль-Маррузи в «Книге о набожности» (21): «Я спросил имама Ахмада ибн Ханбаля: «Может ли быть так, что у человека мягкое сердце, в то время, как он всё время сыт?» Ахмад сказал: «Не думаю».
• Множество грехов
Сказал Аллах, Пречист Он:
﴿ كَلَّا بَلْ رَانَ عَلَى قُلُوبِهِم مَّا كَانُوا يَكْسِبُونَ ﴾
Передаётся в «аль-Муснаде» и у ат-Тирмизи со слов Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если раб Аллаха совершает грех, то на его сердце появляется черное пятно, и если он перестает грешить, просит прощения и раскаивается, то пятно исчезает. Если же он повторяет грех, то это пятно увеличивается и может окутать все сердце покрывалом, о котором сказал Всевышний:
﴿ كَلَّا بَلْ رَانَ عَلَى قُلُوبِهِم مَّا كَانُوا يَكْسِبُونَ ﴾
Сказал один из саляфов: «Тело, когда голое - оно нежное, и также сердце - когда мало грехов на нем, оно легко смягчается и плачет».
И об этом смысле сказал ‘Абду-Ллах ибн-уль-Мубарак, да одарит его Аллах Своей милостью:
А пристрастие к ним порождает унижение.
С оставлением же грехов, сердца оживают,
А лучшее для твоей души - ей неповиновение».
11 Сказал ‘Абду-Ллах ибн ‘Аун, да одарит его Аллах Своей милостью: «Поминание Аллаха – исцеление, а поминание людей - болезнь». См: «ас-Сийар» (6/369).
12 Сказал шейх Салих аль-‘Усайми, да хранит его Аллах: «Если человек нарушил завет совершением запретного или оставлением обязательного, то он найдет последствия этого в своём сердце, заключающиеся в его очерствении. Также и наоборот: тот, кто совершит благое искренне ради Всемогущего и Великого Аллаха, тот обнаружит в своём сердце сладость. Сказал Абу-ль-’Аббас Ибн Теймийя - внук, да одарит его Аллах Своей милостью: “Если ты совершил деяние, являющееся подчинением Аллаху искренне ради Него и не нашел в своём сердце сладость, то вини в этом свою душу, т.к., поистине, Господь – Щедрый”.
Подтверждением этому также являются слова Всевышнего Аллаха:«Если вы одолжите Аллаху хороший заем [будете расходовать на Его пути], (тогда) Он приумножит его [заем] для вас и простит вам (ваши грехи). И Аллах – Благодарный [прекрасно воздаст тем, которые расходовали ради Аллаха], Сдержанный [не торопится наказать тех, кто ослушается Его]» (ат-Тагъабун, 17) В этом аяте содержится извещение о том, что если раб устремляется к Господу с искренним поклонением, то Щедрый и Благодарный Аллах непременно вознаградит его». Сл.: «Та’ликъ ‘аля рисаля “Замм къасуа аль-къальб”» (с 14 мин.).﴿ إِن تُقْرِضُوا اللَّهَ قَرْضًا حَسَنًا يُضَاعِفْهُ لَكُمْ وَيَغْفِرْ لَكُمْ وَاللَّهُ شَكُورٌ حَلِيمٌ ﴾
13 В Коране черствость упоминается в шести местах: четыре аята из сур «аль-Бакъара», «аль-Хадид», «аз-Зумар», и «аль-Маида» автор приводит в тексте послания. Для пользы приведём и остальные два аята. Также она упоминается в словах Аллаха:«О если бы, когда приходила к ним [к неверующим из прежних общин] Наша ярость [наказание], они смирились (пред Аллахом)! Но очерствели их сердца [они перестали внимать наставления], и сатана разукрасил им [представил прекрасным] то, что они делали [многобожие и грехи]!» (аль-Ан’ам, 43).﴿ فَلَوْلَا إِذْ جَاءَهُم بَأْسُنَا تَضَرَّعُوا وَلَكِن قَسَتْ قُلُوبُهُمْ وَزَيَّنَ لَهُمُ الشَّيْطَانُ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ ﴾
И в аяте из суры «аль-Хаджж»:«И не посылали Мы до тебя (о, Мухаммад) никакого посланника или пророка без того, чтобы, когда он читал (книгу Аллаха), сатана не бросил в его чтение (наущения и сомнения) (чтобы отклонить людей от того, что он читал), но Аллах стирает то, что бросает сатана [устраняет козни сатаны], потом (после устранения козней сатаны) Аллах утверждает Свои знамения, – ведь Аллах – Знающий, Мудрый! (И это исходит не от самого сатаны, а Аллах позволяет это), чтобы сделать то, что бросает сатана [наущения и сомнения] испытанием для тех, в сердцах, которых болезнь [сомнение и лицемерие] и (для тех) у которых черствые сердца [для многобожников]. И, поистине, злочинщики, однозначно, пребывают в далеком расколе (от истины)!» (аль-Хаджж, 52-53).﴿ وَمَا أَرْسَلْنَا مِن قَبْلِكَ مِن رَّسُولٍ وَلَا نَبِيٍّ إِلَّا إِذَا تَمَنَّى أَلْقَى الشَّيْطَانُ فِي أُمْنِيَّتِهِ فَيَنسَخُ اللَّهُ مَا يُلْقِي الشَّيْطَانُ ثُمَّ يُحْكِمُ اللَّهُ آيَاتِهِ وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ لِّيَجْعَلَ مَا يُلْقِي الشَّيْطَانُ فِتْنَةً لِّلَّذِينَ فِي قُلُوبِهِم مَّرَضٌ وَالْقَاسِيَةِ قُلُوبُهُمْ وَإِنَّ الظَّالِمِينَ لَفِي شِقَاقٍ بَعِيدٍ ﴾
14 Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подошел к группе своих сподвижников, которые смеялись и беседовали, и сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, если бы вы знали то, что знаю я, то мало смеялись бы и много плакали». Когда он ушел, сподвижники стали плакать из-за его слов, и тогда Великий и Всемогущий Аллах ниспослал ему откровение: «О Мухаммад! Почему ты ввергаешь в отчаяние Моих рабов?» Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся к ним и сказал: «Радуйтесь, придерживайтесь правильного (умеренности) и приближайтесь (совершая благодеяния)» См.: «Сахих аль-адаб аль-муфрад» (191).
Имам Ибн-уль-Къаййим, да одарит его Аллах Своей милостью, говорил: «Полное оставление смеха – это проявление высокомерия, надменности и дурного нрава. А что касается многочисленности смеха, то причина этого - легкомыслие и глупость. Что же касается умеренности в смехе, то она не порицается». См.: «Хидаят-уль-хаяра» (1/175).
Одной из причин многочисленного смеха являются частые шутки.
Хафиз ан-Навави, да одарит его Аллах Своей милостью, сказал: «Ученые говорили, что запретными являются такие шутки, когда человек излишествует в этом и делает это постоянно. Запретность таких шуток объясняется тем, что они делают грубыми сердца, отвлекают от поминания Аллаха и зачастую сопровождаются причинением обиды, что порождает ненависть и приводит к утрате достоинства. Если же в шутках нет упомянутого, то нет в них и запрета. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) иногда шутил, преследуя определенную пользу, которая состояла в том, чтобы привести собеседника в хорошее расположение духа и выразить свои добрые чувства по отношению к нему. Шутить подобным образом не запрещается, напротив, это соответствует Сунне и является желательным» См.: «аль-Азкар» (343).
15 Полностью хадис звучит так: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Остерегайся запретного, и ты будешь самым поклоняющимся среди людей, довольствуйся тем, что дал тебе Аллах, и будешь самым богатым среди людей. Будь благочестив со своим соседом, и ты будешь верующим, полюби для людей то, что ты любишь для себя, и ты будешь мусульманином. Поменьше смейся, ибо, поистине, частый смех убивает сердце» ат-Тирмизи (2305), Ахмад (2/310, № 8095), Абу Йа’ля в «аль-Муснад» (6240), аль-Байхакъи в «Шу’аб-уль-иман» (9543) и др. Аль-Альбани назвал его хорошим, как сказано в «ас-Сахиха» (930). Такую же оценку дал Шу’айб аль-Арнаут.
16 Иснад достоверный. См.: Ибн Аби Шейба (5/338, № 28376), Ибн Са’д в «ат-Табакъат» (7/171), Абу Ну’айм в «аль-Хильйа» (2/152).
17 Хадис передали: Ибн Маджах (4217), аль-Бухари в «аль-Адаб-уль-муфрад» (252) и Ханнад в «аз-Зухд» (1031, 1148). Аль-Альбани посчитал достоверным. См.: «ас-Сахиха» (927).
18 Хадис приводят: аль-Бухари в «аль-Адаб-уль-Муфрад» (253), Ибн Маджах (4193). Хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным.
19 Сообщается, что Абу Карима аль-Микъдам бин Ма’дикариб, да будет доволен им Аллах, сказал, что слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Никогда не наполнял человек сосуда, худшего, чем его собственное чрево! Достаточно сыну Адама нескольких кусочков пищи, благодаря которым он сможет поддерживать свои силы, а если уж неизбежно для него есть больше, пусть треть его желудка будет для еды, треть – для питья, а ещё треть останется пустой для лёгкости дыхания» ат-Тирмизи (3/378), Аль-Хаким (4/121) и др. См.: «ас-Сильсиля ас-сахиха» (2265).
Абу Джухайфа рассказывал, что однажды у него произошла отрыжка на одном из собраний посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал ему: «Перестань отрыгивать, ведь поистине, самому длительному голоду в День воскресения подвергнутся те люди, которые были самыми насытившимися в этом мире!» Абу Джухайфа сказал: «После этого я не ел досыта уже тридцать лет». Ибн Аби-д-Дунйа (1/5), ат-Табарани в «Му’джам-уль-кабир» (22/126), аль-Баззар (10/54), аль-Байхакъи в «Шу’аб-уль-иман» (7/442). См. также: «ас-Сахиха» (343).
Сказал имам Ибн-уль-Къаййим, да одарит его Аллах Своей милостью: «Сердце становится черствым из-за четырех вещей, если превысить в них меру. Это еда, сон, слова и пребывание с людьми. Подобно тому, как телу, когда оно заболевает, не приносят пользы еда и питье, сердцу, больному страстями, не приносят пользы наставления» См.: «аль-Фауаид» (142).
20 Иснад достоверный. Сообщение приводят: Абу Ну’айм в «аль-Хильйа» (8/350), аль-Байхакъи в «Шу’аб-уль-иман» (5705) и «аз-Зухд-уль-кабир» (410).
21 См.: «Китаб-уль-уара’» (323) в главе о довольстве малым и оставлении страстей на стр.98.
22 Иснад хороший. Хадис приводят: Ахмад (2/297, № 7952), ат-Тирмизи (3334), Ибн Маджах (4244), ан-Насаи в «аль-Кубра» (11658), Ибн Хиббан (930) и аль-Хаким (2/562), сказавший: «Хадис достоверный в соответствии с условиями имама Муслима, но они (аль-Бухари и Муслим) его не привели в своих книгах». Среди передатчиков – Ибн ‘Аджлян, чьи передачи являются хорошими. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн ‘Ади, хафиз Ибн Хаджар, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани. См.: «ат-Та’ликъат аль-хисан» (926).
Что же касается тех вещей, которые устраняют черствость сердца, то их много (23). Среди них:
Поминание Аллаха
Среди них: множество поминания Аллаха, причем такого, которое совершает не только язык, но и сердце вместе с ним.
Сказал аль-Му’алля ибн Зияд: «Я видел как один человек сказал аль-Хасану аль-Басри: «О Абу Са’ид, жалуюсь тебе на черствость моего сердца». Аль-Хасан сказал: «Растопи свое сердце поминанием Аллаха»(24)
Сказал Вахб ибн-уль-Вирд: «Мы посмотрели на то, что пришло в хадисах, и поняли, что самым лучшим для смягчения сердец, и следования истине будет чтение Корана с размышлением над ним». (25)
Сказали Яхья ибн Му’аз и Ибрахим аль-Хаууас: «Лекарство для сердец - пять вещей: чтение Корана с размышлением над ним (26), пустота желудка, ночное выстаивание, униженное обращение с ду’а к Аллаху перед рассветом, и общение с праведниками». (27)
И основа в удалении черствости сердец через зикр - слова Аллаха:
﴿ الَّذِينَ آمَنُواْ وَتَطْمَئِنُّ قُلُوبُهُم بِذِكْرِ اللّهِ أَلاَ بِذِكْرِ اللّهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ ﴾
﴿ اللَّهُ نَزَّلَ أَحْسَنَ الْحَدِيثِ كِتَاباً مُّتَشَابِهاً مَّثَانِيَ تَقْشَعِرُّ مِنْهُ جُلُودُ الَّذِينَ يَخْشَوْنَ رَبَّهُمْ ثُمَّ تَلِينُ جُلُودُهُمْ وَقُلُوبُهُمْ إِلَى ذِكْرِ اللَّهِ ﴾
﴿ أَلَمْ يَأْنِ لِلَّذِينَ آمَنُوا أَن تَخْشَعَ قُلُوبُهُمْ لِذِكْرِ اللَّهِ وَمَا نَزَلَ مِنَ الْحَقِّ ﴾
И пришло в хадисе ‘Абдуль-‘Азиза ибн Аби Руввада с иснадом мурсаль от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Воистину, эти сердца покрываются ржавчиной, подобно тому, как ржавчиной покрывается железо». Ему сказали: «О Посланник Аллаха, а как же удалить эту ржавчину?» Он ответил: «Читая Книгу Аллаха и часто поминая Аллаха». (28)
Хорошее обращение с сиротами и бедняками23 Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Стремись к тому, что пойдёт тебе на пользу, проси помощи у Аллаха и не проявляй слабости» Муслим (2664).
Несомненно, проявление усердия для избавления от черствости сердца относится к стремлению к тому, что принесёт пользу человеку, а, значит, упомянутые автором причины нужно сопровождать обращением к Аллаху с мольбами о помощи в этом. Мольба – из самых важных причин очищения сердца и его исправления.
Сообщается, что чаще всего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался с (такой) мольбой: «О Направляющий сердца, укрепи сердце моё в твоей религии!»يَا مُقَلِّبَ الْقُلُوبِ ثَبِّتْ قَلْبِي عَلَى دِينكَ
Йа Мукъаллиб-аль-къулюби, саббит къальби ‘аля диник
Когда его спросили об этом, он ответил: «Нет человека, чтобы его сердце не находилось между двумя пальцами из пальцев Аллаха. И того, кого Он желает, Он исправляет, а кого желает — сбивает (с истинного пути, оставляя без помощи)» Ахмад (6/294), ат-Тирмизи (3522) и др. См.: «ас-Сахиха» (2091).
Также сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, часто говорил:Аллахумма, инни а’узу бика мин къальбин ля йахша’у, ва мин ду’аин ля йусма’у, ва мин нафсин ля ташба’у, ва мин ‘ильмин ля йанфа’у, а’узу бика мин хауля-иль-арба’и!«О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от сердца, не проявляющего смирения, от мольбы, которая не будет услышана, от души, которая не (может) насытиться, от бесполезного знания, и я прибегаю к Твоей защите от всех этих четырех!» Ахмад (2/167), ат-Тирмизи (3482) и др. См.: «Сахих-уль-джами’» (1297).اللّهُمَّ إنّي أعُوذَ بكَ منْ قلْبٍ لا يَخْشَعُ ومنْ دُعاءٍ لا يُسْمَعُ ومنْ نَفْسٍ لا تَشْبَعُ ومنْ عِلْمٍ لا يَنْفَعُ أعوذُ بكَ منْ هؤُلاءِ الأَرْبَعِ
Сказал имам Ибн-уль-Къаййим, да одарит его Аллах Своей милостью: «Остаётся только удивляться тому, кто, когда возникает какая-нибудь потребность, усердно и неистово обращается с ней к Аллаху, дабы Он удовлетворил её, но, при этом, не просит даровать жизнь его сердцу и уберечь от гибели, которую несёт ему невежество и отдаление от Аллаха. Также он не просит у Него исцеления для сердца от страстей и сомнений, а ведь когда сердце умирает, оно перестаёт чувствовать своё ослушание» См.: «аль-Фауаид» (163).
24 Иснад хороший. Его передал Ибн Аби-д-Дунья в «ар-Риккъату ва-ль-букаъ» (48), Ахмад в «аз-Зухд» (454), аль-Байхакъи в «Шу’аб-уль-иман» (691).
25 См.: «аль-Хильйа» (8/142) Абу Ну’айма.
26 Сказал шейх муфассиров имам ат-Табари, да одарит его Аллах Своей милостью: «Поистине, меня удивляет тот, кто читает Коран, не зная его толкования (не понимая его смысла). Как он может получать удовольствие от чтения?!» См.: «Му’джам-уль-удабаъ» (18/63).
27 См.: «аль-Хильйа» (10/327) Абу Ну’айма, «аз-Зухд-уль-кабир» (413) аль-Байхакъи.
28 Ибн ‘Ади в «аль-Камиль» (1/259), Абу Ну’айм в «аль-Хильйа» (8/197), Ибн-уль-Джаузи в «аль-‘Иляль аль-мутанахия» (2/832). Все они указали на недостоверность этого сообщения. Аль-Альбани также назвал его слабым. См.: «аль-Мишкат» (2167).
Всевышний Аллах пригрозил тем, чьи сердца не смягчаются при поминании Аллаха и не испытывают страх перед Ним, сказав:«Разве ж тот, грудь которого Аллах расширил для Ислама [Полной Покорности Ему] и он обладает светом от своего Господа [знанием о Нем и о Его Законе] (равен тому, кому Аллах не даровал веру)? Горе же [сильное наказание] (обещано) тем, чьи сердца черствы к поминанию Аллаха [тем, которые не принимают Его Слово]! Такие – они пребывают в явном заблуждении» (аз-Зумар, 22).﴿ أَفَمَن شَرَحَ اللَّهُ صَدْرَهُ لِلْإِسْلَامِ فَهُوَ عَلَى نُورٍ مِّن رَّبِّهِ فَوَيْلٌ لِّلْقَاسِيَةِ قُلُوبُهُم مِّن ذِكْرِ اللَّهِ أُولَئِكَ فِي ضَلَالٍ مُّبِينٍ ﴾
Ибн Касир, да одарит его Аллах Своей милостью, в толковании этого аята говорил: «Это значит, что они не смягчаются при упоминании Аллаха, не трепещут и не понимают Его аяты. Они находятся в явном заблуждении» См.: «Тафсир аль-Къуръан аль-‘Азым» ли-бни Касир (461).
Передают со слов Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поминающий своего Господа и не поминающий своего Господа подобны живому и мёртвому» аль-Бухари (6407).
Сказал имам Ибн-уль-Къаййим, да одарит его Аллах Своей милостью: «Поминание Аллаха оживляет сердце. Я слышал, как шейх-уль-Ислям ибн Таймийя, да одарит его Аллах Своей милостью, сказал: “Зикр для сердца, что вода для рыбы”. Каково будет рыбе, если вытащить её из воды?!» См.: «аль-Уабилю-с-саййиб» (с.96).
Среди этих причин – оказание благодеяний беднякам и сиротам (29). Сказал Ибн Аби-д-Дунья (30): «Рассказал нам ‘Али ибн-уль-Джа’д, что рассказал ему Хаммад ибн Саляма от Абу ‘Имрана аль-Джуни, а тот - со слов Абу Хурейры, что один человек пожаловался Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на жесткость сердца, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если ты хочешь, чтобы твое сердце смягчилось, то погладь голову сироты, и покорми бедняка». Этот иснад хороший.
И передал это (‘Абдур-Рахман) ибн Махди от Хаммада ибн Салямы по такому же пути. А вот Джа’фар ибн Мусафир передал это от Муаммаля - от Хаммада - от Абу ‘Имрана - от ‘Абду-Ллаха ибн-ус-Самита со слов Абу Зарра от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует - и вот этот путь похоже не достоверен (гъайру махфуз) от Хаммада.
Также это сообщение передал аль-Джаузаджани, сказав: «Рассказал нам Мухаммад ибн ‘Абду-Ллах ар-Раккъаши, что рассказал ему Джа’фар, что рассказал ему Абу ‘Имран аль-Джауни, что сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и упомянул хадис. И этот путь более верный, чем предыдущий ведь Джа’фар лучше заучивал хадисы Абу ‘Имрана, чем Хаммад ибн Саляма.
И передал Абу Ну’айм (31) через ‘Абдур-Раззакъа от Ма’мара, который рассказал от одного из своих шейхов, что Абу-д-Дардаъ написал Сальману аль-Фариси: «Будь милостив к сироте, и приближай его к себе, и корми его из своей еды, воистину, я присутствовал, когда к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл мужчина, и пожаловался ему на черствость сердца, и (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ты хочешь, чтобы твое сердце стало мягким?» Тот сказал: «Да». Тогда (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Приближай к себе сироту, погладь его по голове и корми его из своей еды, ведь это смягчит твое сердце и [Аллах] тебе поможет при твоей нужде - поклонении, которое тебе в тягость».(32)
Сказал Абу Ну’айм: «Также подобное передал Ибн Джабир и аль-Мут’им Ибн-уль-Микъдам, от Мухаммада Ибн Васи’, что Абу-д-Дардаъ написал подобное Сальману». (33)
Передал Абу Талиб (34), что один человек спросил Абу ‘Абду-Ллаха – т.е. (имама) Ахмада ибн Ханбаля: «Как мне смягчить мое сердце?», и Ахмад ответил: «Посети кладбище и погладь сироту по голове». (35)
Многочисленное вспоминание о смерти29 Аль-Лейс сказал: «Сирота (аль-ятим) – это тот, у кого умер отец, и он считается сиротой, пока не достигнет совершеннолетия. А после достижения совершеннолетия он перестает считаться сиротой» См.: «Тахзиб-уль-люгъа» (5/29).
Бедняками считаются люди, которые зарабатывают половину или более половины прожиточного минимума, но не способны обеспечить себя полностью, а нищие – это люди, которые полностью лишены средств к существованию, либо зарабатывают менее половины прожиточного минимума.
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передаёт, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не тот беден, кто обходит людей, получая один-два финика или кусок-другой еды. По-настоящему беден тот человек, о положении которого люди не догадываются и потому не подают ему, а сам он не обращается с просьбами к людям» Аль-Бухари (1479), Абу Давуд (1631).
30 См.: «ар-Риккъату ва-ль-букаъ» (47). Также привёл Ахмад (7576), ‘Абд ибн Хумейд (1426), аль-Байхакъи в «Шу’аб-уль-иман» (10523). Иснад этого сообщения слабый, но шейх аль-Альбани назвал его хорошим, приведя другие подтверждающие сообщения. См.: «ас-Сахиха» (854). Также и Ибн Хаджар назвал его хорошим. См.: «Фатх-уль-Бари» (11/151).
31 См.: «аль-Хильйа» (1/214), аль-Байхакъи в «аш-Шу’аб» (10657), ‘Абдур-Раззакъ в «аль-Мусаннаф» (20029).
32 ат-Табарани в «Мухтасар макариму ахлякъ» (1/120/1). Хафиз аль-’Иракъи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См.: «Файд-уль-Къадир» (1/142), «Сахих-уль-джами’» (80).
33 См.: «аль-Хильйа» (1/214). Иснад слабый по причине прерванности, т.к. Ибн Васи’ не слышал ни от кого из сподвижников, как об этом сказал ‘Али ибн-уль-Мадини.
34 Аль-Мушкани. См. его биографию: «Табакъат-уль-ханабиля» (1/81-85).
35 См.: «Табакъат-уль-ханабиля» (1/81-85).
Упомянул Ибн Аби-д-Дунья со своим иснадом (36) от Мансура ибн ‘Абдур-Рахмана со слов Сафийи, что одна женщина пришла к ‘Аише пожаловаться ей на черствость сердца, и ‘Аиша сказала: «Часто вспоминай смерть, тогда смягчится твое сердце, и ты станешь способна исполнять свою потребность - поклонение, которое тебе в тягость». Она сделала так, и увидела, что ее сердце исправилось, и пришла поблагодарить ‘Аишу, да будет доволен ею Аллах.
И многие саляфы, как Са’ид ибн Джубейр, Раби’ ибн Аби Рашид, и другие, говорили: «Если память о смерти уйдет с наших сердец даже на небольшой период времени - они испортятся» (37)
И пришло в «Сунане» (38), что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Чаще вспоминайте разрушительницу удовольствий» - то есть смерть.(39)
И передано с иснадом мурсаль, что ‘Атаъ аль-Хурасани сказал: “Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прошёл мимо собрания, из которого громко доносился смех, и сказал: «Примешайте к вашему маджлису упоминание разрушительницы наслаждений». Ему сказали: «А что такое “разрушительница наслаждений”?» Он сказал: «Смерть»” (40)
Посещение могил36 Как об этом сказано в книге «Зикр-уль-маут» (156) Ибн Аби-д-Дуньи, которую собрал шейх Машхур Хасан Али Сальман, т.к. основа книги – утеряна.
37 См.: «аль-Хильйа» (4/279).
38 Хадис достоверный. Ахмад в «аль-Муснад» (2/292, № 7925) и в «аз-Зухд» (17), ат-Тирмизи (2307), ан-Насаи (4/4, № 1824), Ибну Маджах (4258), Ибн Хиббан (2992). Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи и имам Ибн Хиббан подтвердили достоверность хадиса. Сказал аль-Альбани: «Хадис хороший, достоверный». Сказал Шу’айб аль-Арнаут: «Хадис достоверный».
39 Также от Анаса сообщается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Часто вспоминайте разрушительницу наслаждений! Поистине, если кто-нибудь из вас вспомнит о смерти в трудном положении, оно обязательно покажется ему легким, а если он вспомнит о смерти в легком положении, оно покажется ему трудным!» аль-Баззар в «Кашф-уль-астар» (4/240). Хафиз, аль-Мунзири, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.
Сообщается, что ‘Абду-Ллах ибн Мас’уд сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Стесняйтесь Всевышнего Аллаха настоящим стеснением! Тот, кто стесняется Аллаха настоящим стеснением, пусть хранит голову и сознание. Пусть непременно сохраняет живот и то, чем (человек) заполняет (его), и пусть помнит о смерти и истлении (в могиле). Тот же, кто желает мира вечного, оставит украшения мира этого, и тот, кто поступит так, постеснялся Аллаха настоящим стеснением!”» Ахмад (1/387), ат-Тирмизи (2458), и др. См.: «Сахих-уль-джами’» (935).
Ибн ‘Умар рассказывал: “Однажды, когда я был с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) к нему пришел один человек из числа ансаров, поприветствовал его и спросил: “О, посланник Аллаха, кто является самым лучшим из верующих?” Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Наилучший из них нравом». Тот спросил: “А кто из верующих самый умный?” Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Тот, кто чаще других вспоминает о смерти, и лучше всех готовится к тому, что будет после нее. Они и есть умные!»” Ибн Маджах (4259), аль-Байхакъи в «аз-Зухд» (2/52). Хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-Хайсами, хафиз аль-‘Иракъи назвали хадис хорошим. См.: «ат-Таргъиб» (4/197), «Маджма’-уз-зауаид» (10/312), «Тахридж-уль-ихъя» (5/194).
40 Как об этом сказано в книге «Зикр-уль-маут» (95) Ибн Аби-д-Дуньи, которую собрал шейх Машхур Хасан Али Сальман, т.к. основа книги – утеряна. Сказал шейх Салих аль-‘Усайми, да хранит его Аллах: «Этот хадис является слабым, и не является достоверно установленным, т.к. он – мурсаль. Также он передан по другой цепочке и в форме “муснад” от Анаса ибн Малика, однако тоже не является достоверным». Сл.: «Та’ликъ ‘аля рисаля “Замм къасуа аль-къальб”» (с 27 мин.).
Также из тех вещей, что устраняют черствость сердца – это посещение могил для размышления о состоянии погребенных в них и их судьбе. Уже предшествовало слово имама Ахмада, когда его спросили: «Чем мне смягчить сердце?», что он ответил: «Посети кладбище».
Пришло достоверно в «Сахихе» Муслима (41) со слов Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Посещайте могилы, ведь они напоминают о смерти».
И сообщается со слов Бурейды, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я запрещал вам посещать могилы, так посещайте же их — воистину, они напоминают про будущую жизнь» Передали его имам Ахмад и имам ат-Тирмизи, который его удостоверил. (42)
Также со слов Анаса передаётся, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я раньше запрещал вам посещать могилы, затем же прояснилось мне, что они смягчают сердца (43), и вызывают слезы в глазах, и напоминают о будущей жизни - так посещайте же их, и не говорите дурных (44) слов». Передали его имам Ахмад и Ибн Аби-д-Дунья. (45)
Упомянул Ибн Аби-д-Дунья(46), что Мухаммад ибн Салих ат-Таммар сказал: «Сафван ибн Сулейм приходил на кладбище аль-Бакъи’, и когда шёл туда, проходил мимо моего дома. Однажды я тихо последовал за ним, и сказал себе: «Клянусь Аллахом, я посмотрю, что он делает». Он покрыл свою голову, сел рядом с одной из могил и заплакал, и не прекращал плакать пока я не стал жалеть его. Я подумал, что это могила кого-то из его родственников. В другой день, когда он прошел мимо меня, я снова последовал за ним, но он сел к другой могиле, и также стал плакать. Я упомянул это Мухаммаду ибн-уль-Мункадиру, и сказал: «Я думал, что он посещает могилу кого-то из своих родственников», а Мухаммад ответил: «Все они его родственники и братья, однако, он просто человек, сердце которого оживляет воспоминание о мертвых, всякий раз, когда оно ожесточается». После этого Мухаммад ибн-уль-Мункадир тоже стал иногда посещать кладбище аль-Бакъи’, проходя мимо меня. Однажды я дал ему салям, а он сказал мне: «Неужели не принесло тебе пользы увещевание Сафвана?». Думаю он получил пользу от того, что я рассказал ему».
Имам Ибн Аби-д-Дунья (47) также упомянул, что много поклонявшаяся старушка из племени ‘Абд аль-Къейс часто посещала могилы, и ее упрекнули за это, а она сказала: «Когда черствое сердце огрубело - не смягчает его ничего, кроме следов тлена. Я прихожу на могилы, и как будто бы я вижу их, как они (умершие) выходят из них, и как будто я вижу эти покрытые землей лица, и эти поменявшиеся тела, и эти грязные кафаны, в которые они завернуты! И что же это за зрелище! И не радуются ему их сердца, и сколь же сильна горечь душ, и как же сильно уничтожены тела!»
Сказал Зияд ан-Нумейри: «Всякий раз, когда я хочу плакать, я прохожу мимо одного места». Сказал ему один человек: «Как это?» Он ответил: «Всякий раз, когда я хочу плакать - я выхожу к кладбищу, и сажусь рядом с какой-то из могил, и размышляю о том, как они стали тленом, и вспоминаю, что у нас лишь небольшая отсрочка. И тогда я забываю все свои планы и мирские притязания (и улучшается моё положение)!»
Скажу я, а наставление дает Аллах:41 Муслим (976), кроме слов: «ведь они напоминают о смерти», которые приводят Ахмад и ат-Тирмизи.
42 Хадис достоверный. Его приводят: Ахмад (5/356, № 22958) и ат-Тирмизи (1054, 1510, 1869), у которого и приводится последняя добавка. Основа этого хадиса приводится у Муслима (2/672, № 977).
43 Аль-Мунави, да одарит его Аллах Своей милостью, пишет: «Для сердец, особенно жестких, нет более полезного лечения, чем посещение могил, так как посещение кладбища и поминание смерти отдаляет человека от грехов, смягчает жесткость сердца, остужает пыл стремления к мирскому и облегчает перенесение бед» См.: «Файд-уль-Къадир» (4/67).
Аль-Къуртуби, да одарит его Аллах Своей милостью, сказал: «Обладающие знанием сказали: “Нет ничего полезнее для сердец, чем посещение могил, особенно если сердца успели ожесточиться. Обладатели таких сердец должны лечить их тремя способами. Первый — изменение их посредством посещения собраний, в которых приобретают и передают знание, а также с помощью наставлений, увещаний, устрашений, побуждений к благому и размышлений над историями праведников — всё это смягчает сердца. Второй — воспоминание о смерти, прерывающей наслаждения, разлучающей людей и делающей сиротами сыновей и дочерей. Третий — созерцание находящихся при смерти. Поистине, взгляд, брошенный на умирающего, видение мук, которые он испытывает, и созерцание его тела после смерти — всё это лишает душу наслаждений, а сердце — радости, гонит прочь сон, и лишает тело покоя, и побуждает человека к действию, и заставляет его трудиться в поте лица”» См.: «ат-Тазкира» (c.12).
44 Сказал шейх Салих аль-‘Усайми, да хранит его Аллах: «Дурные слова (аль-худжр) – это неприличные слова. Человеку при посещении могил запрещено говорить такие слова, которые считаются порицаемыми и скверными в шари’ате». Сл.: «Та’ликъ ‘аля рисаля “Замм къасуа аль-къальб”» (с 29 мин.).
45 Хадис достоверный. Его приводят: Ахмад (3/250, № 13487, 13615). Абу Йа’ля (3705-3707). Сказал аль-Альбани: «Достоверный». См.: «Сахих-уль-джами’» (4584). Сказали исследователи «аль-Муснада»: «Хадис достоверный по сумме путей и других подкрепляющих».
46 Это сообщение не удалось найти в изданных книгах Ибн Аби-д-Дуньи, однако оно приводится в «ас-Сийар» (5/366-367).
47 Это сообщение не удалось найти в изданных книгах Ибн Аби-д-Дуньи.
Ведь не для этого ты был сотворён, а ты всё осваиваешь и заселяешь
Дни не оставят тебе оправдания
Ведь ты увещевался, но не получил назидания
В любой момент отправиться в путь призовут
И объявят и именно тебя назовут
Услышишь зов в тот миг, небрежен ты когда
К призывающему, будто ты и не слышал его никогда
Воистину, тогда узнаешь ты, что долгая дорога впереди
А ты же был беспечен к ней, и не приготовил припасов для пути
Ты спишь, а тот, кто считает дней остаток - ходит вокруг
Не дремлет он, так как же можешь спать ты, (о, друг)?!
Изъянов множество у мира сего
А ты же любовью пропитался и жаждешь его
В играх и развлеченьях проходит жизнь твоя
Однако не забавлялся бы ты, будь разум здравым у тебя
Кроме геенны нет после смерти для ослушавшихся ничего
А для подчинявшегося (Аллаху) - блаженства будет (полно)
Так не строй же ложных надежд, и оставь увлеченье мирским
И в оставшемся времени устремись к деяньям благим
И первого, кого сейчас порицаю – конечно, самого себя
Ведь сделал подобное тому, что ты совершил также и я
О моя душа, неужели погружаешься в грехи
В то время, как твой возраст достиг сорока шести
Надеюсь, что мой срок будет продлён до того дня
Пока не увижу, что собралась немного для пути провизия
О молодость - её ветви пышно так цветут
А затем прошло чуть времени - и седеешь ты вдруг
Ты сам знаешь это, так брось же путь невежества и его остерегись
Исправь положение, ведь ты знал, но в соответствии со знанием не поступал
О тот, кто собирает имущество, скажи-ка ты мне
Разве то, что ты накопил, против смерти поможет тебе?
О тот, кто жаждет власти, дабы тебе подчинялись
И слушали тебя, и приказы твои исполнялись
Устремился к власти и тебя даже не тревожит
Притесняешь ли ты творения или справедлив, быть может
Разве не знаешь ты, что, поистине, когда
Была дарована власть, тебя зарезали без ножа?!
Да и не сравнится от "ты назначен" твоё ликование
С печалью, когда услышишь: "теперь отстранён, (с властью расставание)"
И не откладывай, ведь поистине, время течёт (как вода)
Если не используешь - то потеряешь его навсегда
Ты видишь, как дни обращают всё зелёное в тлен
И стирают то, что ты любил и чем был доволен
И знай, что, поистине, мирская жизнь - сновидение
А самое лучшее, что с тобой может случиться - это пробуждение
Так как же ты можешь от вечного отвернуться
И в заботы о тленном и в его украшенье окунуться
Это лишь мирская жизнь: если обрадует тебя однажды она
То потом огорчит в двойном размере, (да, она такова)!
Обольщает тебя она, подобно миражу
А ты, не чувствуя, что обманут, спешно идёшь к нему
Посмотри же, скольких твоих любимых она уже погубила
А ты будто обезопашен от того, что с ними случилось
Ты хоронишь их, и с радостью возвращаешься
Из-за наследства, которое тебе от них полагается
Ты забываешь их, но завтра исчезнешь также
Как будто не было тебя, и не был сотворён однажды
Ты произносишь: «Они были...», о них говоря
Да, они были, а завтра, клянусь Аллахом, скажут: «Он был...» про тебя
Ты ведешь разговор о них, а завтра про тебя другие будут говорить
Так будь же праведным, насколько можешь (пока ты продолжаешь еще жить)
Становится после смерти человек лишь воспоминанием
Так будь (праведным), чтоб тебя вспоминали лишь благим упоминанием
Спроси же у дней про дядь и про тёть спроси твоих
Хотя зачем вопрос задавать - итак знаешь, что постигло их
Разве не видишь, что стали их жилища пустыми
И ты уже не узнаёшь их такими, какие они были
Взор на дома погибших и размышление над состоянием погребенных
Также из этих причин: взор на дома умерших (48), и размышление над состоянием погребенных в пыли и извлечение уроков из этого.
Передал Ибн Аби-д-Дунья в книге «ат-Тафаккар ва-ль-и’тибар (Размышление и извлечение уроков)» (49) со своим иснадом от ‘Умара ибн Сулейма аль-Бахили, от Абу-ль-Валида, что он сказал: «‘Абду-Ллах ибн ‘Умар, когда хотел смягчить свое сердце, то приходил к разрушенным домам, становился у их дверей и звал грустным голосом, говоря: «Где населявшие тебя люди?», и возвращался домой, и говорил: «Все погибнет, кроме Лика Господа».
Также передал Ибн Аби-д-Дунья в книге «Могилы» (50), со своим иснадом от Мухаммада ибн Къудамы, что он сказал: «Ар-Раби’ ибн Хусайм, когда ощущал в своем сердце черствость, приходил ночью к дому своего друга, и звал: «О такой-то, сын такого-то! Знать бы мне, что ты сделал, и что сделали с тобой?», затем плакал так, что его слезы текли ручьем, и это отражалось на нем на долгий срок».
Употребление в пищу дозволенного
Также из тех причин, что устраняют черствость сердца - поедание халяльной (51) пищи. Передали Абу Ну’айм (52) и другие от ‘Умара ибн Салиха ат-Тарасуси, что он сказал: «Я и Яхья аль-Джаляъ - а про него говорили, что он - один из аль-абдалей (53) - пошли к Абу ‘Абду-Ллаху Ахмаду ибн Ханбалю, и я спросил его: «Да помилует тебя Аллах, о Абу ‘Абду-Ллах! Как же смягчить сердца?». Он посмотрел на своих собеседников, затем отвернулся, подумал, и сказал: «О сынок, посредством употребления дозволенной пищи».
Тогда я пошёл к Абу Насру Бишру ибн-уль-Харису после этого, и сказал ему: «О Абу Наср, как смягчить сердце?», и он прочитал аят:
﴿ أَلاَ بِذِكْرِ اللّهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ ﴾
И я пошёл к ‘Абдуль-Ваххабу аль-Варракъу, и сказал ему: «О Абу-ль-Хасан, как смягчить сердце?» И он прочитал аят:
﴿ أَلاَ بِذِكْرِ اللّهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ ﴾
48 Сообщается, что ‘Абду-Ллах ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Когда мы с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проезжали через аль-Хиджр, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал нам: “Входите в жилища (дома или могилы) тех, которые были несправедливы к самим себе, не иначе как плача, чтобы не постигло вас то же, что постигло их!” — после чего стал понукать (свою верблю¬дицу) и ускорял ход, пока не оставил (это место) позади себя» Муслим (2980).
Ибн ‘Умар рассказывал, что когда они добрались до аль-Хиджра, где обитали самудяне, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал своим сподвижникам: «Входите к этим подвергающимся мукам, не иначе как плача, а если вы не будете плакать, то не входите к ним, чтобы не постигло вас то же, что постигло их!», после чего посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прикрыл себе голову одеждой и ускорял шаги, пока не пересек эту долину. аль-Бухари (4419).
49 С достоверным иснадом подобное сообщение приводят: Ибн-уль-Мубарак в «аз-Зухд» (593), Ахмад в «аз-Зухд» (с.191), Абу Давуд в «аз-Зухд» (323) и Ибн Аби-д-Дунья в «Къаср-уль-амаль» (323).
50 См.: «аль-Къубур» (26).
51 Абу Хурайра сказал: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) упомянул о покрытом пылью человеке с растрепанными волосами, который уже долго находится в пути и воздевает свои руки к небу, говоря: “О Господь, о Господь!”, однако пища его - запретна, питье его - запретно, одежда его - запретна и употреблял он запретное. Так как же может быть дан ему ответ?!» Муслим (1015).
Зайд ибн Аркъам (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «У Абу Бакра был один раб, который договорился с ним, что он будет выкупать себя. И каждый раз, когда он приносил что-либо, Абу Бакр спрашивал его: “Откуда это?”. И если ответ его удовлетворял, то он это ел, а если нет, то оставлял. И в один из дней, когда Абу Бакр постился, этот раб принес еду. Абу Бакр взял кусок из этой еды и съел его, забыв спросить его о ней. После этого он спросил его: “Откуда это?”. Тот ответил: “Я во времена невежества (джахилийи) нагадал как прорицатель, но я не являлся им на самом деле, я просто обманул, и мне отдали плату”. Абу Бакр сказал: “Скверно то, что ты совершил, ты чуть не погубил меня!”. После чего он попытался вырвать то, что съел, но не смог. Ему сказали, что оно выйдет с водой. После чего он стал пить воду и вырывать. И он вырвал все, что было у него в желудке. А когда ему сказали: “Неужели ты сделал все это из-за одного кусочка?!”, он ответил: “Если бы это не вышло из меня, кроме как с моей душой, я все равно бы вырвал это! Поистине, я слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Любое тело, которое вскормлено запретным больше всего заслуживает Огня!”» Абу Ну’айм (1/31), аль-Байхакъи (5760). См.: «Сахих-уль-джами’» (4519).
52 См.: «аль-Хильйа» (9/182).
53 С точки зрения шари’атской терминологии термином «аль-абдаль» (преемники, продолжатели) называют людей, являющихся преемниками пророческих знаний и продолжателями их дел.
54 Сказал шейх Салих аль-‘Усайми, да хранит его Аллах: «Все эти перечисленные имамом Ибн Раджабом, да одарит его Всевышний Аллах Своей милостью, пункты в этом послании, приведут соблюдающего их к мягкости сердца. Также необходимо знать искателю знания, что порой сильная увлеченность приобретением знания приводит к черствости сердца, как об этом сказал Абу-ль-Фарадж ибн-уль-Джаузи, да одарит его Аллах Своей милостью, в своем известном труде «Сайд-уль-хатыр» (с.160): «Поиск знания и преподавание зачастую приводят к черствости сердца. Если бы не надежды на будущее и не отсутствие постоянных эмоций (как, например, постоянный страх перед наказанием или слёзы любви к Аллаху), то я бы забросил приобретение знания. Когда я пишу хадисы, то надеюсь, что буду передавать их. Если я начинаю составлять какой-либо труд, то я делаю это с намерением завершить его. Когда же я читаю наставления и предостережения, то сердце мое смягчается, к глазам подступают слёзы и сердце охватывает спокойствие. Однако, усердие в получении знания и преподавание лучше, пусть даже у них есть свои минусы, которые я упомянул выше. Что касается смягчения сердца посредством наставлений и размышления, то постоянно усердствующие на этом пути похожи на трусов и лентяев, которые довольствуются лишь своим спасением и оставляют призыв, наставление и преподавание другим людям, постоянно уединяясь и занимаясь лишь собой. В этом необходимо придерживаться золотой середины. Чтобы чрезмерно не предаваться чувствам, я стараюсь не так часто посещать кладбище и умирающих людей. От этого размягчаются сердца, но теряется сосредоточенность, что просто необходимо в поиске знания. Те, кто чувствует черствость сердца, должны прибегать к тем делам, что смягчают его. Те же, кто чрезмерно эмоциональны и не могут взяться за приобретение необходимого знания, должны поменьше совершать подобные дела». Сл.: «Та’ликъ ‘аля рисаля “Замм къасуа аль-къальб”» (с 40 мин.).
55 Сказал шейх Мухаммад Хишам ат-Тахири, да хранит его Аллах: «Также к причинам очищения сердца относятся: (добровольный) пост; размышление над знамениями Аллаха; периодическое совершение тайных благих деяний, о которых не знает никто, кроме Господа миров; приобретение знания путём посещения собраний обладающих знанием» Сл.: «Та’ликъ ‘аля рисаля “Замм къасуа аль-къальб”» (с 66 мин.).