Брачный договор с условием не жениться на второй жене
Брачный договор с условием не жениться на второй жене
Салам Аллейкум,любимые братья.Ранее в форуме обсуждался вопрос об условиях выдвигаемых первой женой не жениться на второй.А как поступить в случае если договор был составлен.Какого искупление? Как будет правильней поступить?
Re: Брачный договор с условием не жениться на второй жене
Ассаляму алейкум уа рахматуЛлах.
Братья, на самом деле весьма важная тема.
В просторах интернета летают фетвы о том, что жёны имею право ставить такие условия.
И в этих фетвах ссылаются на слова таких учёных, как : Ибн Теймийа, Ибн Къудама, Имам Ахмад, аль-Усеймин, аль-Фаузан.
НО, ничего нет об аргументации второй стороны.
Что по этому поводу говорили Абу Ханифа, Имам Малик и аш-Шафии?
Братья говорили, что из современных учёных также Мухаммад Мухтар аш-Шанкыти говорил о том, что такое условие в никяхе "Батыль".
Также нашёл у вас на форуме вот эту ссылку, где говорится о том, что Ибн аль-Кайем также говорил о недействительности такого условия:
http://www.saaid.net/Doat/ehsan/44.htm
Прошу братья, не оставьте без внимания этот вопрос, надо помочь братьям "парировать атаки" сестёр в этом вопросе.
ДжазакяЛлаху хайран.
Братья, на самом деле весьма важная тема.
В просторах интернета летают фетвы о том, что жёны имею право ставить такие условия.
И в этих фетвах ссылаются на слова таких учёных, как : Ибн Теймийа, Ибн Къудама, Имам Ахмад, аль-Усеймин, аль-Фаузан.
НО, ничего нет об аргументации второй стороны.
Что по этому поводу говорили Абу Ханифа, Имам Малик и аш-Шафии?
Братья говорили, что из современных учёных также Мухаммад Мухтар аш-Шанкыти говорил о том, что такое условие в никяхе "Батыль".
Также нашёл у вас на форуме вот эту ссылку, где говорится о том, что Ибн аль-Кайем также говорил о недействительности такого условия:
http://www.saaid.net/Doat/ehsan/44.htm
Прошу братья, не оставьте без внимания этот вопрос, надо помочь братьям "парировать атаки" сестёр в этом вопросе.
ДжазакяЛлаху хайран.
- salyafit_07
- Сообщения: 3567
- Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
- Откуда: www.instagram.com/asar.dom
Об условии не жениться на второй
ас-Саляму 'аляйкум уа рахмату-Ллахи уа баракятух!
Данная статья составлена по материалам, приведенным на форуме в соответствующих темах. В работе собраны доводы из Корана и Сунны, поступки саляфов и слова ученых по обсуждаемой теме.
Ибн Кудама сказал: "Если мужчина женился на женщине с условием, что он не заберет её из её дома или из её селения, то она вправе требовать это условие. Передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Самые достойные из условий, выполняемых вами, это те условия, которыми вы сделали дозволенными половые органы (ваших жен)". Если же мужчина женится с условием, что не женится на второй, то жена имеет право развода в случае его женитьбы на второй. В основе этого лежит то, что условия в браке (никахе) бывают трех видов.
Первый вид - это условия обязательные для выполнения, и пользу и выгоду от которых получает супруга.
Например, условие того, что она не будет вывезена из её дома или селения, или муж не будет выходить с ней в путешествия, или не женится на второй, и не возьмет наложницу. Подобные условия обязательны для выполнения, если же он не выполнит их, она имеет право на расторжение брака". ("Альмугни", т.7, "Книга никаха").
Также вопрос был задан Шейхуль Исламу Ибн Таймия:
"Мужчина женился на женщине, и она поставила условием, чтобы он не женился на второй, не переселил её из её дома, и чтобы она оставалась с матерью, и мужчина согласился с этими условиями и начал супружескую жизнь с ней. Должен ли он соблюдать эти условия, и если он не соблюдет эти условия, имеет ли она право расторжения брака?".
Ответ:
"Да, такие условия и подобные им считаются правильными в мазхабе имама Ахмада и у других ученых из числа сподвижников и табиинов, таких как Умар ибн Хаттаб, Амр ибн ′Ас , Шурейх, Ауза′и и Исхак. И в мазхабе имама Малика, если он согласился на условие того, что если он женится на второй, то она вправе сама решать оставаться с ним или нет, это условие будет правильным, и она вправе расторгнуть брак.
Это мнение совпадает с мазхабом имама Ахмада, и на него указывает хадис, приведенный в двух достоверных сборниках, в котором пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Самые достойные из условий, выполняемых вами, это те условия, которыми вы сделали дозволенными половые органы (ваших жен)".
Также Умар ибн Хаттаб сказал: "Границы прав (заканчиваются) перед условиями".
Таким образом, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сделал условия, которыми половые органы жен становятся дозволенными, наиболее достойными для обязательного выполнения. И это текст, который указывает на подобные условия". ("Большой сборник фетв", т. 3, "Книга никаха").
Также вопрос был задан Шейху Мухаммаду Салих аль-Мунаджиду:
"Я обрученный молодой человек и собираюсь жениться. Я слышал, что в брачном контракте жена может поставить любые условия. Какие есть ограничения этих условий? Что будет, если условия нарушены? Можно ли отдать свое право на таляк жене, если я нарушу условия? Можно ли ставить условие, что я не буду брать другую жену, и если я возьму вторую жену, то первая со мной разведется?".
Ответ:
Вся хвала Аллаху!
Основным принципом в отношении условий, указанных партнерами при замужестве в брачном контракте, является обязательность их выполнения, и нельзя нарушать их, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Наиболее заслуживают выполнения условия, посредством которых интимная связь становится дозволенной». (Бухари 2721, Муслим 1418).
Шейх ибн Усеймин сказал:
«Основным принципом в отношении условий брачного контракта является их действительность, до тех пор пока не будет доказана их недействительность. Доводом этому является общий смысл приказа о выполнении договоров:
И он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-то поставит условия, которых нет в Книге Аллаха, то такие условия недействительны, даже если он поставит их сто раз». Бухари (2155) и Муслим (1504).
Резюмируя, основным принципом в отношении условий является их допустимость и действительность. Они могут быть установлены во время женитьбы, купли – продаже, съеме, при залоге, долге или awqaaf.
Условия в контакте, если они действительны, то должны быть выполнены, по причине общего смысла аята:
Некоторые ученые считают допустимым, когда женщина ставит условием отказ мужа от второй жены. И если муж нарушает это условие, то у жены есть право на развод.
Ибн Кудама сказал:
«Если он соглашается с тем, что он не будет увозить ее из ее дома или ее города, или что он не будет отправляться в путешествие с ней, или что не будет брать другую жену, тогда он обязан выполнять это. Если же он не сделает этого, тогда у нее есть право аннулировать брак. Это было передано от Умара, Сад ибн Абу Ваккаса и Амр ибн аль Аса». Al-Mughni, 9/483.
Шейх ибн Усеймин сказал:
«Допустимо, если она ставит условием, что он не будет брать вторую жену. Некоторые ученые сказали, что это недопустимо по причине того, что в этом есть запрет мужу на то, что разрешил Аллах и что это противоречит Корану, в котором сказано:
Поэтому, правильным мнением в этом вопросе является мнение имама Ахмада, который считает, что подобные условия действительны». Al-Sharh al-Mumti’, 5/243.
Необходимо отметить, что если муж нарушает условия, то жена не становится автоматически разведенной, напротив, у нее есть право аннулировать брат, и она может либо аннулировать его или отказаться от своего условия и смириться с тем, что сделал муж и остаться его женой.
Шейх Салих аль Фаузан сказал:
«Среди других условий, действительных в браке, это условие о том, что он не должен брать другу жену. Если он выполнит условие – то хорошо, в противном случае у нее есть право аннулировать брак, по причине хадиса: «Наиболее заслуживают выполнения условия, посредством которых интимная связь становится дозволенной».
Также, если она ставит условием, что ее нельзя будет отделять от детей или родителей, то подобное условие также действительно, и если он нарушит его, то у нее есть право аннулировать брак.
Если она ставит условием, что ее махр должен быть увеличен или должен быть в определенной валюте, то подобное условие действительно и обязывает, и он должен выполнить его и у нее есть право развестись, если условие нарушено.
В этом случае у нее есть выбор и она может решить в любое время, когда захочет и может аннулировать брак, когда пожелает, если только с ее стороны нет ничего, что указывало бы на то, что она смирилась с нарушением им договора; в этом случае она лишается такого права.
Умар ибн аль Хаттаб сказал тому, кем он руководил, что он обязан выполнять условия жены, тогда этот человек сказал ему: «Разведи нас тогда». Умар сказал: «Необходимо выполнять условия, потому что сказано в хадисе: «Верующие ограничиваются условиями»».
Ибн аль Каййим сказал: «Обязательно выполнять те условия, которые наиболее заслуживают выполнения. Это то, к чему призывает шариат, логика и здравый смысл, и женщина не согласна быть женой мужчины, кроме как на этих условиях. И если бы они не были обязательными для выполнения, тогда бы брачный контракт не основывался бы на обоюдном согласии, и тогда бы женщина была бы обязана делать то, что Аллах и Его Посланник не сделали для нее обязательными». Al-Mulakhkhas al-Fiqhi (2/345, 346).
И Аллаху известно лучше.
Источник: Вопрос #108806: Условия в брачном контракте.
От ‘Умара ибн аль-Хаттаба передают два различных мнения относительно подобных условий.
‘Абдуррахман ибн Гъанам рассказывал: “Однажды один человек женился на женщине с условие, что не будет забирать ее из ее дома, но когда он решил это сделать, они обратились за решением к ‘Умару, который сказал: «Ей ее условие!»”. Ибн Аби Шейба 7/22. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. См. “аль-Ируа” 1893.
После этого асара шейх аль-Альбани сказал: “Однако от ‘Умара также достоверно и обратное. Са’ид ибн ‘Убайд ибн ас-Саббакъ рассказывал: “Во время Умара один человек женился на женщине с условием, что он не будет ее вывозить. Умар снял это условие и сказал: «Женщина будет с мужем!»”. Это сообщение привел аль-Байхакъи 7/249 и иснад его достоверный, и назвал его хорошим хафиз Ибн Хаджар в «аль-Фатх» 9/189. А аль-Байхакъи сказал: «Эта версия ближе к Корану и Сунне и словам других сподвижников»”. См. “аль-Ируа” 6/304.
Тут ради справедливости следует упомянуть, что имам аз-Захаби назвал второе сообщение от ‘Умара прерванным, поскольку Са’ид ибн ‘Убайд ибн ас-Саббакъ не застал ‘Умара. Так, после слов аль-Байхакъи: «Эта версия ближе к Корану и Сунне и словам других сподвижников», имам аз-Захаби сказал: “Однако эта версия прерванная, а достоверная другая!”. См. «аль-Мухаззаб фи ихтисар ас-Сунан аль-кабир» 6/2820.
На то, что первый асар ‘Умара достоверный также указывает то, что именно его привел имам аль-Бухари в своем "Сахихе" в утвердительной форме.
Имам аль-Байхакъи 7/250 также привел слова ‘Амр ибн аль-‘Аса, сказавшего про подобное условие женщины: “Я считаю, что он (муж) должен выполнять ее условие!”.
Имам ат-Тирмизи после того, как привел хадис: «Поистине, больше всего необходимо выполнять из условий те, посредством которых делается дозволенным половой орган (жены)». аль-Бухари 2721, Муслим 1428, сказал: “Некоторые ученые из числа сподвижников опирались на это и поступали в соответствии с ним. Из их числа ‘Умар ибн аль-Хаттаб, который говорил: «Если мужчина женился на женщине с условием не увозить ее из ее страны, то он не должен ее вывозить!». И это мнение некоторых ученых, и так говорили аш-Шафи’и, Ахмад и Исхакъ. От ‘Али бин Аби талиба передается, что он сказал: «Условие Аллаха важнее, чем е условие!». Как будто он тем самым считал, что муж имеет право ее увезти все равно, даже если она поставила такое условие. И некоторые ученые склонились к этому, а это Суфьян ас-Саури и некоторые Куфийцы”. См. “аль-Джами’ ат-Тирмизи” 3/434.
Однако, по поводу условия невестки об отсутствие женитьбы будущего мужа, то здесь среди ученых существует разногласие. И как ученые, которые запрещают ставить такие условия, говорят, что такое условие противоречит Корану, ибо невестка тем самым запрещает мужу то, что Всевышний Аллах дозволил ему.
Она не имеет права запрещать что-либо, что Аллах дозволил. А условия, которые противоречат Корану и Сунне не принимаются в расчет.
И как это пришло в хадисе: "Любое условие, которого нет в Книге Аллаха, является недействительным, даже если будет сто условий". (аль-Бухари, 2168 Муслим,1504).
Также хадис: "Мусульмане оберегают свои условия, кроме условия, которое дозволяет запретное или запрещает дозволенное". (Тирмизи 1352, Хаким 113\4 и шейх Альбани назвал хадис достоверным в "сахихи джами"6714).
Аллах и его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, побуждали к тому, чтобы мусульмане женились более, чем на одной женщине. А также, чтобы посредством этого размножали мусульманскую общину, и воспитывали единобожников, которые будут поклонятся только Одному Аллаху, не приобщая к Нему сотоварищей.
И общеизвестно, что наши саляфы (праведные предшественники), во главе которых наш посланник Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, практиковали это и даже тяжело найти, что среди сподвижников были те, которые жили только с одной женой.
Как имам аль-Бухари приводит хадис, где Саийд ибн Джубейр говорит: «Спросил меня однажды Ибн Аббас: "Ты женился?" - на что я ответил: «Нет». Тогда он сказал: "Женись! Воистину лучшие в этой общине те, кто имеют большее число женщин".
Все это указывает на то, что это дозволил Шариат, не просто дозволил, а побуждает к этому, если не бояться быть несправедливыми. И это означает то, что никто не имеет права препятствовать мусульманам, чтобы они запрещали себе того, что Аллах дозволил им. И мусульманину не подобает запрещать себе что-либо дозволенное, стремясь угодить своим женам или добиться этим ту, на ком он решил жениться.
Ведь Всевышний Аллах сделал порицание пророку, да благословит его Аллах и приветствует, за то, что он запретил для себя свою невольницу Марию или как говорят, что он, да благословит его Аллах и приветствует, запретил себе, что он никогда не будет пить меда. Тем самым он хотел угодить некоторым из своих жен.
Всевышний Аллах говорит:
Как там не было в этом вопросе разногласия. А лучше всего такое условие лучше не ставить из-за следующих причин:
Во первых: Она тем самым выходит из разногласия.
Во вторых: Она открывает своему мужу и себе - дверь к благу как при этой жизни, так и после смерти.
В третьих: Она может сохранить свой брак в будущем, ибо не каждый мусульманин может выполнить это условие, поскольку так нас создал Всевышний Аллах, что для мусульманина одной жены недостаточно.
Есть братья, которые принимают это условие, потом жалеют. Либо разводятся, либо живут с женами в постоянной ссоре, так как не хотят терять семью, и также хотят жениться, а мешает им это осуществить - преграда, которая запретила ему это. Да упасет нас Аллах от этого!
А разногласие в этом вопросе приемлемое.
Если какая-та сестра считает, что имеет право взять это мнение и поставит условие не жениться на второй своему будущему мужу, это ее право, да поможет ей Аллах найти того, кто согласиться на такое условие.
Как и право любого мусульманина не принимать это условие от своей невесты! Однако, если он примет такое условие и в последствии нарушит его, то по мнению тех имамов, которые дозволяли это условие, она имеет право с ним развестись!
Всевышний Аллах, приказал в приказной форме:
«Женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех».
И как общеизвестно, что некоторые ученые, опираясь на этот аят, сказали, что многоженство – основа. А также наши саляфи, во главе которых пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждали на это и для них это было любимое дело, ибо в этом много благ, как при этой жизни, так и после смерти.
Однако этот аят не может быть доводом на запрет такого условия. Ведь ученые единогласны, как это передал имам Ибн Къудама, что многоженство в основе не уаджиб. См. "аль-Мугъни" 9/340.
Если мы согласимся, что можно ставить условие, то этим самым, мы открываем много вреда как для жены, так и для мужа:
1. Преграда - чтобы не размножалось община Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, в то время, как Он, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал общину к этому, ибо он будет гордиться в Судный день.
Женщина, которая поставила это условие, быть может, по воле Аллаха и Его мудрости, стать бесплодной, что станет это преградой размножения потомства, тогда как муж мог бы жениться на другой, для осуществления этой функции. Чтобы были из его потомства те, которые будут взывать, и поклоняться только одному Аллаху, не приобщая Ему сотоварищей. А может быть, даже, вышли бы среди его потомства люди подобные шейхуль-Ислам ибн-Таимии или имаму Ахмаду.
2. Сохранение народа от нечестия и болезней. Нет сомнения в том, что запрет на многоженство приводит к плохим последствиям. Некоторые из государств запретили то, что является дозволенным, и дозволили то, что является запретным. Нет среди них тех, кто бы обсуждал бы порядок многоженства. В таких странах продолжаются явные развраты, очень сильно распространяются болезни, нечестия и проституция.
И как же излечить эти болезни?! Наилучшим лечением и лекарством как для тебя, так и для народа является только порядок многожёнства в Исламе.
3. Ослабление мусульманской общины. Аль-Маруази рассказал о том, что Ахмад ибн Ханбал сказал: "Нет никакого места для холостой жизни в Исламе. Пророк (мир ему и благословения Аллаха) за всю свою жизнь был женат на четырнадцати женщинах и умер, имея девять жён. Если бы люди оставили женитьбу, то не было бы никаких походов, ни паломничества (хадж) и ни то-то и то-то. И у пророка (мир ему и благословения Аллаха) были такие дни, когда он встречал утро, то он не находил ничего (из еды, денег и.т.д.), и несмотря на это он (мир ему и благословения Аллаха) умер, имея девять жён. Он (мир ему и благословения Аллаха) предпочитал женитьбу и побуждал к этому. Он (мир ему и благословения Аллаха) запрещал отрекаться полностью от жизни. И всякий, кто не желает следовать сунне пророка (мир ему и благословения Аллаха), отклонился от прямого пути". (См. Аль-Назоиру ли Шейх Бакр абдуллах абу Зайд,стр, 199).
4. Противоречие врожденному естественному качеству (фитре) - тогда как, она - его завет к многоженству, ибо так он был создан Аллахом. Женихи в начале своего никаха, не ощущают, что они будут нуждаться в многоженстве. Поскольку они все в начале женитьбы бывают горячими, что является следствием принятия их это условие от невесток. Затем после некоторых лет совместной жизни, мужчина, замечает, что он нуждается в многоженстве. После чего у него не остаётся никакого выхода, кроме как развестись с ней. Поскольку она категорически была против второй жены. В итоге ее жизнь и семья разрушается, по причине чего их дети становятся беспризорными. Последствием всему этому является то, что невестка поставила ему это условие, а жених по своей горячей молодости, принял это. Но если невестки не ставили бы такие условия и женихи не принимали бы его, то не будет, иншаАллах, никаких проблем в дальнейшем.
Мы находим сегодня общества, которые запрещают многоженство в своих законах и словах, но мы видим, как они дозволяют ее в своих действиях. Поскольку они не в состоянии воспротивиться фитре (врожденное естественное качество), на котором создал их Всевышний Аллах. Мусульманин, который запрещает себе многоженство и обязывает себя ограничением только на одной женщине, уподобляется христианам.
Сказал пророк (мир ему и благословения Аллаха): «Женитесь! Воистину я буду гордиться вашим количеством перед другими посланниками. И не будьте подобны монашеству христиан». (Хадис сахих, передал его Байхаки, шейх Албании подтвердил его достоверность).
Отказ от многоженства – это новшество христиан, которые выдумали монашество, чего не предписывал им Всевышний Аллах ни в Таурате, ни в Инджиле.
Сказал Всевышний Аллах:
Как говорил шейх Абдулла ибн Зейд Али Махмуд (да смилуется над ним Аллах): «Воистину христиане, евангелисты и враги Ислама ругают Ислам и мусульман за многоженство, считая это просто переход с одного наслаждения к другому. Критикуют Ислам за то, что он узаконил это, а у самих-то по несколько любовниц, с которыми они уединяются тайно от своих жен. Они запрещают многоженство в своих законах, но дозволяют в своих обычаях, не считая прелюбодеяние за преступление. Вот уже начали христиане мужчины и женщины признавать свою крайнюю нужду в многоженстве. Начали обращаться к закону с просьбой о дозволении многоженства, объявляя в своих газетах и публичных лекциях. Как будто они начали признавать милость Ислама в законности многоженства, и, что эта религия является правильной во все времена и во всех местах. Приводит в порядок жизнь человека прекраснейшим образом и решает все проблемы как личные, так и общие».
Имам Ибн Дакыкъ аль-‘Идд в отношении хадиса: «Больше всего необходимо выполнять из условий те, посредством которых делается дозволенным половой орган (жены)», сказал: “Группа ученых взяла внешний смысл хадиса и повелела выполнять условия, даже если они не вытекали из брачных условий, как не жениться на другой при ней, не иметь близости с наложницей, не вывозить ее из ее города. Другие сказали, что не обязательно выполнять такие условия, которые не соответствуют брачным договорам. Они сказали, что если будут подобные условия, то сам никах действительный, однако подобные условия недействительны, и следует дать махр в соответствии с условиями. А некоторые из них вероятно отнесли смысл этого хадиса к условиям, которые вытекают из брака, как: хорошее обращение к жене, одевать ее, предоставить ей жилье, не ущемлять ее прав в делении времени между женами, расходование на жену, поставить ей условие не выходить, кроме как с его ведома, не расходовать без него его имущество и т.п. Однако в такой конкретизации хадиса есть слабость, поскольку упомянутые вещи не влияют на необходимость соблюдения условий, и нет нужды в том, чтобы связывать эти положения с условиями”. См. “Ихкам аль-ахкам” 2/187-188.
Одним словом, если ограничить хадис: «Больше всего необходимо выполнять из условий те, посредством которых делается дозволенным половой орган (жены)» лишь с такими вещами, как хорошее обращение к жене, одевать ее, предоставить ей жилье, расходование на жену, и т.п., то польза извлекаемая из хадиса будет ограниченной, поскольку эти вещи необходимы в браке и без каких-либо условий!
Справедливости и беспристрастности ради следует упомянуть, что имам ас-Сан’ани в своих примечаниях к упомянутой книге имама Ибн Дакыкъа аль-‘Идда к словам: «как условие не жениться на другой при ней», сказал: “Сторонники иного мнения говорят, что это из условий, которое запрещено шариатом, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кроме условия, которое делает запретным дозволенное и дозволенным запретное!». А что касается условия, не вывозить ее из ее города, то нет в этом запрета того, что дозволил Аллаха и дозволения того, что запретил Аллах, поскольку дозволенность забрать жену из ее города – это из прав мужа, которое он сам с себя снял и которое он должен выполнять”. См. “аль-‘Удда” 4/190.
Однако шейх Ибн аль-Къайим в своей одной из лучших книг "аль-И’лям" 1/312 процитировав слова некоторых имамов: «Если жена поставит условие не вывозить ее из ее города или дома, или же не жениться на второй при ней, то это недействительные условия!», сказал, что таким заявлением они оставили полностью аналогию, тогда как сами дозволяли при каких-то условиях аналогию в условиях никаха, на которые тоже нет прямых доводов, как например отсрочить выплату махра, или увеличить количество махра и т.п.
Также Ибн аль-Къайим говорил, отвечая на возмущения относительно подобных условий, как не жениться на другой или не забирать ее с ее дома: “Аллах избавил от подобных хитростей, обязав соблюдать условие, которые больше всего необходимо выполнять (связанные с никахом). К этому побуждает шариат, разум и правильная аналогия! Женщина не согласна быть женой мужчины, кроме как на этих условиях. И если эти условия не были бы обязательными для выполнения, то в таком случае условия никаха не основывались бы на обоюдном согласии, и тогда женщина была бы обязана делать то, что Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) не сделали для нее обязательными”. См. “И’лям аль-мууаккъи’ин” 3/356.
Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) узнал о том, что ‘Али решил жениться на дочери Абу Джахля, он сказал: «Я выдал замуж свою дочь (Зайнаб) за Абу-ль-‘Аса ибн ар-Раби‘а, который был правдив в том, что он говорил мне! Что же касается Фатимы, то она является частицей меня самого, и я не хочу, чтобы ей доставляли огорчения! Клянусь Аллахом, дочь посланника Аллаха и дочь врага Аллаха не могут быть женами одного и того же человека!». аль-Бухари 3729, Муслим 2449.
Хафиз Ибн Хаджар о словах: «Я выдал замуж свою дочь за Абу-ль-‘Аса ибн ар-Раби‘а, который был правдив в том, что он говорил мне» сказал: “Вероятно, он поставил себе условие не жениться при Зайнаб ни на ком. Также и ‘Али, но наверное он забыл про это условие и поэтому решил жениться. Или же не было такого условия, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) не упомянул об этом, однако ‘Али должен был понимать важное положение (Фатимы) за что и получил упрек”. См. “Фатхуль-Бари” 7/106.
То, что упомянул первым Ибн Хаджар имеет хорошую основу, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) в качестве упрека ‘Али упоминает поступок другого своего зятя, говоря, что он был правдив с своем обещании. О каком обещании речь?
В другой версии этого хадиса сказано, что Мисуар ибн Махрама сказал: “Затем посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Фатима – от меня, а я опасаюсь того, чтобы она была подвержена испытанию в религии». Затем он упомянул своего зятя из племени Бану ‘абд аш-шамс, похвалил его как зятя и сказал: «Он был правдив в том, что он говорил мне, он дал обещание и выполнил его. Я не запрещаю дозволенного и не дозволяю запретного, однако клянусь Аллахом, дочь посланника Аллаха и врага Аллаха никогда не будут вместе!». аль-Бухари 3110.
Поэтому вероятно имам ас-Суюты в "ат-Тауших шарх Джами’ ас-Сахих" 6/2366 упомянул в отношении этой истории только первую причину.
Также Имам аль-Хаттаби говорил: “Условия в никахе различны. Из них есть те, выполнять которые обязательно по единогласному мнение, как "удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее (развестись) по-доброму". (аль-Бакъара 2: 229). И об этом условии речь в хадисе («Больше всего необходимо выполнять из условий те, посредством которых делается дозволенным половой орган (жены)»). Также из этих условий те, которые нельзя выполнять по единогласному мнению, как например условие развестись с другой женой, поскольку на это пришел запрет. И из условий в никахе такие, относительно которых было разногласие, как условие не жениться при ней на другой, не совокупляться с наложницей, или не перевозить ее из ее дома в свой”. См. “А’лям аль-хадис” 3/1989.
Из числа условий в никахе, которые запрещены единогласно, то это как сказал аль-Хаттаби "ставить условие, чтобы мужчина развелся со своей женой, и только после этого выходить за него замуж".
От Абу Хурайры сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Непозволительно женщине требовать развода для своей сестры, чтобы все досталось только ей одной, ибо все равно достанется ей лишь то, что ей предопределено». аль-Бухари 5152.
Также из числа условий в никахе, которые запрещены единогласно, это не вступать с женой в половую связь, как это передал имам Абу ‘Убайд. См. “Фатхуль-Бари” 9/218.
Также из числа условий в никахе, которые не дозволены, это условие не выходить замуж после смерти мужа или не жениться после смерти жены. Джабир рассказывал: “Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) посватался к Умм Мубашир бинт аль-Бара, и она сказала: “Поистине, у меня было условие с моим мужем, что не выйду замуж после него”. На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ей: «Поистине, это не правильно»”. ат-Табарани в “ас-Сагъир” 2/138. Хафиз аль-Хайсами сказал, что все передатчики этого хадиса, являются передатчиками, входящими в сборники «ас-Сахих», а хафиз Ибн Хаджар и имам аш-Шаукани назвали иснад хадиса хорошим. См. “Маджма’у-ззауаид” 4/255, “Фатхуль-Бари” 9/126, “Найлюль-аутар” 12/151.
То, что такое условие ставить нельзя не говорит о том, что женщина не имеет по своему желанию не выходить замуж после смерти своего мужа. И в частности, если она желает быть его женой и в мире ином.
Сообщается, что Му’ауия после смерти Абу ад-Дарда посватался к Умм ад-Дарда (да будет доволен ими всеми Аллах), и она сказала: “Поистине, я слышала, как Абу ад-Дарда говорил, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Любая женщина, чей муж умер, и которая вышла замуж после него, будет с тем, кто был ее последним мужем!». Умм ад-Дарда сказала: “А я не хочу менять Абу д-Дарду на тебя”. ат-Табарани в “аль-Аусат” 3/275, аль-Асбахани в “ат-Табакъат” 4/36, аль-Хатыб в “ат-Тарих” 9/228. Имам Абу аш-Шейх, хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1281 и «Сахих аль-джами’» 2704, 6691.
Доводы о дозволенности ставить условие жениху, чтобы он не женился на другой
1. Слова Всевышнего Аллаха: "И будьте верны своим обещаниям, ибо за обещания вас призовут к ответу". (Ал-Исра,34).
2. Слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, больше всего необходимо выполнять из условий те, посредством которых делается дозволенным половой орган (жены)». (аль-Бухари 2721, Муслим 1428).
3 Также поступок Умара ибн аль-Хаттаба, который вынес решение, что человек, если дал обещание жене, что не будет забирать ее из ее дома, то ей ее условие. Также этого мнение (т.е. не будет забирать ее из ее дома) придерживались такие сподвижники, как: Са’д ибн Аби Уаккъас, Му’ауии и ‘Амр ибн аль-Ас, да будет доволен ими Аллах. И некоторые ученые сравнили это с условием отсутствия женитьбы на другой.
Доводы о запрете ставить условие жениху, чтобы он не женился на другой
1. Слова Всевышнего Аллаха: "женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырёх". (Ан-Ниса, 3).
2. Также приводят аль-Бухари и Муслим хадис о том, что пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «О молодёжь! Пусть женится тот, кто в состоянии содержать семью".
3. Также аль-Бухари и Муслим приводят хадис о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: "Воистину я женюсь на женщинах, а всякий, кто не желает следовать моей сунне, тот не имеет ко мне никакого отношения".
4. Также имам аль-Бухари приводит хадис, где Саийд ибн Джубейр говорит: «Спросил меня однажды Ибн Аббас: "Ты женился?" - на что я ответил «Нет». Тогда он сказал: "Женись! Воистину лучшие в этой общине те, кто имеют большее число женщин".
Эти тексты, указывают на то, что Шариат узаконил это, сказав об этом открыто в приказном форме, и указал, что это тоже является поклонением, так как Аллах и его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, приказывали это. И ученые сказали, что если приходит глагол в приказной форме, требующий выполнения чего-то, то меньшее, на что он указывает, – это желательность (мустахаб), и утверждает желательность многоженства. И даже может быть так, что станет обязательным в зависимости состояния человека. И интересно, а что будет делать сестра, которая поставила мужу такое условие, что он не будет жениться на другой, тогда как, быть может, в будущем ему станет обязательным женится на другой?! В отличие от того, если она поставит жениху, чтобы он не увозил ее из города или дома, так как это дозволенное вещь, которая не противоречит Корану и Сунне, и за которое нет награда и греха, так как это не поклонение. И об этом Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, не упоминали и не говорили так открыто, как о многоженстве. И такое условие не считается, что оно делает дозволенное – запретным, ибо Умар ибн аль-Хаттаб, не посчитал это таковым.
5. И хадис: "Любое условие, которого нет в Книге Аллаха, является недействительным, даже если будет сто условий". (аль-Бухари, 2168 Муслим,1504).
6. И также этот хадис: "Мусульмане оберегают свои условия, кроме условий, которые дозволяют запретное или запрещает дозволенное". (Тирмизи 1352, Хаким 113\4 и шейх Альбани назвал хадис достоверным в "сахихи джами"6714).
Поэтому, как указывает тексты Корана и Сунны, что дозволено выполнять условие, ибо Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, упомянули об этом абсолютно, не сделав исключении. Как, например аят: "И будьте верны своим обещаниям, ибо за обещания вас призовут к ответу". (Ал-Исра, 34) или хадис: «Поистине, больше всего необходимо выполнять из условий те, посредством которых делается дозволенным половой орган (жены)». (аль-Бухари 2721, Муслим 1428).
Однако это абсолютность ограничивает то, что пришло двух сборниках достоверных хадисов со слов Айшы, передававшая о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Любое условие, которого нет в Книге Аллаха, является недействительным, даже если будет сто условий". Или хадис: "Мусульмане оберегают свои условия, кроме условий, которые дозволяют запретное или запрещает дозволенное". (См.Булугум-марам, шарх шейха Усаймина, том.4 стр.250).
Из всего сказанного следует, что есть условие, которое запрещает делать уаджиб (обязанность) или мустахаб (желательность) или мубах (дозволенное). Или наоборот приказывает делать – запретное. Поэтому, если невестка поставила условие, что жених оставил уаджиб, то такое условие является недействительным. А если это условие, чтобы он сделал харам, то это также является недействительным. Но если это условие, чтобы он оставил мустахаб, которое, если он будет совершать, возьмет награду, то здесь ученые разошлись во мнениях, некоторые сказали, это также является не действительным, как например условие, чтобы жених оставил многоженство (не считая уже, что многоженство иногда может стать уаджибом). А некоторые сказали, что такое условие является действительным. А что касается о том, что если невестка поставит условие, чтобы он сделал или оставил мубах (дозволеное), которое, если он оставит или будет совершать, нет на нем награды и греха, то такое условие, иншаАллах, является действительным.
А лучше всего об этом известно Аллаху!
Источник: "Салаф-Форум", пользователи "A'mash", "Abu Sumaya".
джазакуму-Ллаху хейран!
уа-Ллаху а'лям.
Данная статья составлена по материалам, приведенным на форуме в соответствующих темах. В работе собраны доводы из Корана и Сунны, поступки саляфов и слова ученых по обсуждаемой теме.
Об условии не жениться на второй
Доводы, указывающие на действительность этого условия
Ибн Кудама сказал: "Если мужчина женился на женщине с условием, что он не заберет её из её дома или из её селения, то она вправе требовать это условие. Передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Самые достойные из условий, выполняемых вами, это те условия, которыми вы сделали дозволенными половые органы (ваших жен)". Если же мужчина женится с условием, что не женится на второй, то жена имеет право развода в случае его женитьбы на второй. В основе этого лежит то, что условия в браке (никахе) бывают трех видов.
Первый вид - это условия обязательные для выполнения, и пользу и выгоду от которых получает супруга.
Например, условие того, что она не будет вывезена из её дома или селения, или муж не будет выходить с ней в путешествия, или не женится на второй, и не возьмет наложницу. Подобные условия обязательны для выполнения, если же он не выполнит их, она имеет право на расторжение брака". ("Альмугни", т.7, "Книга никаха").
Также вопрос был задан Шейхуль Исламу Ибн Таймия:
"Мужчина женился на женщине, и она поставила условием, чтобы он не женился на второй, не переселил её из её дома, и чтобы она оставалась с матерью, и мужчина согласился с этими условиями и начал супружескую жизнь с ней. Должен ли он соблюдать эти условия, и если он не соблюдет эти условия, имеет ли она право расторжения брака?".
Ответ:
"Да, такие условия и подобные им считаются правильными в мазхабе имама Ахмада и у других ученых из числа сподвижников и табиинов, таких как Умар ибн Хаттаб, Амр ибн ′Ас , Шурейх, Ауза′и и Исхак. И в мазхабе имама Малика, если он согласился на условие того, что если он женится на второй, то она вправе сама решать оставаться с ним или нет, это условие будет правильным, и она вправе расторгнуть брак.
Это мнение совпадает с мазхабом имама Ахмада, и на него указывает хадис, приведенный в двух достоверных сборниках, в котором пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Самые достойные из условий, выполняемых вами, это те условия, которыми вы сделали дозволенными половые органы (ваших жен)".
Также Умар ибн Хаттаб сказал: "Границы прав (заканчиваются) перед условиями".
Таким образом, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сделал условия, которыми половые органы жен становятся дозволенными, наиболее достойными для обязательного выполнения. И это текст, который указывает на подобные условия". ("Большой сборник фетв", т. 3, "Книга никаха").
Также вопрос был задан Шейху Мухаммаду Салих аль-Мунаджиду:
"Я обрученный молодой человек и собираюсь жениться. Я слышал, что в брачном контракте жена может поставить любые условия. Какие есть ограничения этих условий? Что будет, если условия нарушены? Можно ли отдать свое право на таляк жене, если я нарушу условия? Можно ли ставить условие, что я не буду брать другую жену, и если я возьму вторую жену, то первая со мной разведется?".
Ответ:
Вся хвала Аллаху!
Основным принципом в отношении условий, указанных партнерами при замужестве в брачном контракте, является обязательность их выполнения, и нельзя нарушать их, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Наиболее заслуживают выполнения условия, посредством которых интимная связь становится дозволенной». (Бухари 2721, Муслим 1418).
Шейх ибн Усеймин сказал:
«Основным принципом в отношении условий брачного контракта является их действительность, до тех пор пока не будет доказана их недействительность. Доводом этому является общий смысл приказа о выполнении договоров:
«О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам». (5:1).
«И будьте верны своим обещаниям, ибо за обещания вас призовут к ответу». (17:34).
И в хадисе, переданном от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказано: «Мусульманин связан условиями, кроме условий, которые запрещают разрешенное и разрешают запрещенное». Ат-Тирмизи (1352).И он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-то поставит условия, которых нет в Книге Аллаха, то такие условия недействительны, даже если он поставит их сто раз». Бухари (2155) и Муслим (1504).
Резюмируя, основным принципом в отношении условий является их допустимость и действительность. Они могут быть установлены во время женитьбы, купли – продаже, съеме, при залоге, долге или awqaaf.
Условия в контакте, если они действительны, то должны быть выполнены, по причине общего смысла аята:
«О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам». (5:1)».
Al-Sharh al-Mumti’, 5/241 (Египетское издание). Некоторые ученые считают допустимым, когда женщина ставит условием отказ мужа от второй жены. И если муж нарушает это условие, то у жены есть право на развод.
Ибн Кудама сказал:
«Если он соглашается с тем, что он не будет увозить ее из ее дома или ее города, или что он не будет отправляться в путешествие с ней, или что не будет брать другую жену, тогда он обязан выполнять это. Если же он не сделает этого, тогда у нее есть право аннулировать брак. Это было передано от Умара, Сад ибн Абу Ваккаса и Амр ибн аль Аса». Al-Mughni, 9/483.
Шейх ибн Усеймин сказал:
«Допустимо, если она ставит условием, что он не будет брать вторую жену. Некоторые ученые сказали, что это недопустимо по причине того, что в этом есть запрет мужу на то, что разрешил Аллах и что это противоречит Корану, в котором сказано:
«Женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех». (4:3).
В ответ на это можно сказать, что у нее есть основания просить не жениться на другой женщине и она не притесняет этим кого-либо. Муж сам отказывается от своего права; у него есть право жениться на более чем одной женщине, и он отдает это право. Так что же мешает действительности условия?Поэтому, правильным мнением в этом вопросе является мнение имама Ахмада, который считает, что подобные условия действительны». Al-Sharh al-Mumti’, 5/243.
Необходимо отметить, что если муж нарушает условия, то жена не становится автоматически разведенной, напротив, у нее есть право аннулировать брат, и она может либо аннулировать его или отказаться от своего условия и смириться с тем, что сделал муж и остаться его женой.
Шейх Салих аль Фаузан сказал:
«Среди других условий, действительных в браке, это условие о том, что он не должен брать другу жену. Если он выполнит условие – то хорошо, в противном случае у нее есть право аннулировать брак, по причине хадиса: «Наиболее заслуживают выполнения условия, посредством которых интимная связь становится дозволенной».
Также, если она ставит условием, что ее нельзя будет отделять от детей или родителей, то подобное условие также действительно, и если он нарушит его, то у нее есть право аннулировать брак.
Если она ставит условием, что ее махр должен быть увеличен или должен быть в определенной валюте, то подобное условие действительно и обязывает, и он должен выполнить его и у нее есть право развестись, если условие нарушено.
В этом случае у нее есть выбор и она может решить в любое время, когда захочет и может аннулировать брак, когда пожелает, если только с ее стороны нет ничего, что указывало бы на то, что она смирилась с нарушением им договора; в этом случае она лишается такого права.
Умар ибн аль Хаттаб сказал тому, кем он руководил, что он обязан выполнять условия жены, тогда этот человек сказал ему: «Разведи нас тогда». Умар сказал: «Необходимо выполнять условия, потому что сказано в хадисе: «Верующие ограничиваются условиями»».
Ибн аль Каййим сказал: «Обязательно выполнять те условия, которые наиболее заслуживают выполнения. Это то, к чему призывает шариат, логика и здравый смысл, и женщина не согласна быть женой мужчины, кроме как на этих условиях. И если бы они не были обязательными для выполнения, тогда бы брачный контракт не основывался бы на обоюдном согласии, и тогда бы женщина была бы обязана делать то, что Аллах и Его Посланник не сделали для нее обязательными». Al-Mulakhkhas al-Fiqhi (2/345, 346).
И Аллаху известно лучше.
Источник: Вопрос #108806: Условия в брачном контракте.
От ‘Умара ибн аль-Хаттаба передают два различных мнения относительно подобных условий.
‘Абдуррахман ибн Гъанам рассказывал: “Однажды один человек женился на женщине с условие, что не будет забирать ее из ее дома, но когда он решил это сделать, они обратились за решением к ‘Умару, который сказал: «Ей ее условие!»”. Ибн Аби Шейба 7/22. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. См. “аль-Ируа” 1893.
После этого асара шейх аль-Альбани сказал: “Однако от ‘Умара также достоверно и обратное. Са’ид ибн ‘Убайд ибн ас-Саббакъ рассказывал: “Во время Умара один человек женился на женщине с условием, что он не будет ее вывозить. Умар снял это условие и сказал: «Женщина будет с мужем!»”. Это сообщение привел аль-Байхакъи 7/249 и иснад его достоверный, и назвал его хорошим хафиз Ибн Хаджар в «аль-Фатх» 9/189. А аль-Байхакъи сказал: «Эта версия ближе к Корану и Сунне и словам других сподвижников»”. См. “аль-Ируа” 6/304.
Тут ради справедливости следует упомянуть, что имам аз-Захаби назвал второе сообщение от ‘Умара прерванным, поскольку Са’ид ибн ‘Убайд ибн ас-Саббакъ не застал ‘Умара. Так, после слов аль-Байхакъи: «Эта версия ближе к Корану и Сунне и словам других сподвижников», имам аз-Захаби сказал: “Однако эта версия прерванная, а достоверная другая!”. См. «аль-Мухаззаб фи ихтисар ас-Сунан аль-кабир» 6/2820.
На то, что первый асар ‘Умара достоверный также указывает то, что именно его привел имам аль-Бухари в своем "Сахихе" в утвердительной форме.
Имам аль-Байхакъи 7/250 также привел слова ‘Амр ибн аль-‘Аса, сказавшего про подобное условие женщины: “Я считаю, что он (муж) должен выполнять ее условие!”.
Имам ат-Тирмизи после того, как привел хадис: «Поистине, больше всего необходимо выполнять из условий те, посредством которых делается дозволенным половой орган (жены)». аль-Бухари 2721, Муслим 1428, сказал: “Некоторые ученые из числа сподвижников опирались на это и поступали в соответствии с ним. Из их числа ‘Умар ибн аль-Хаттаб, который говорил: «Если мужчина женился на женщине с условием не увозить ее из ее страны, то он не должен ее вывозить!». И это мнение некоторых ученых, и так говорили аш-Шафи’и, Ахмад и Исхакъ. От ‘Али бин Аби талиба передается, что он сказал: «Условие Аллаха важнее, чем е условие!». Как будто он тем самым считал, что муж имеет право ее увезти все равно, даже если она поставила такое условие. И некоторые ученые склонились к этому, а это Суфьян ас-Саури и некоторые Куфийцы”. См. “аль-Джами’ ат-Тирмизи” 3/434.
Разногласия в действительности условия
Однако, по поводу условия невестки об отсутствие женитьбы будущего мужа, то здесь среди ученых существует разногласие. И как ученые, которые запрещают ставить такие условия, говорят, что такое условие противоречит Корану, ибо невестка тем самым запрещает мужу то, что Всевышний Аллах дозволил ему.
Она не имеет права запрещать что-либо, что Аллах дозволил. А условия, которые противоречат Корану и Сунне не принимаются в расчет.
И как это пришло в хадисе: "Любое условие, которого нет в Книге Аллаха, является недействительным, даже если будет сто условий". (аль-Бухари, 2168 Муслим,1504).
Также хадис: "Мусульмане оберегают свои условия, кроме условия, которое дозволяет запретное или запрещает дозволенное". (Тирмизи 1352, Хаким 113\4 и шейх Альбани назвал хадис достоверным в "сахихи джами"6714).
Аллах и его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, побуждали к тому, чтобы мусульмане женились более, чем на одной женщине. А также, чтобы посредством этого размножали мусульманскую общину, и воспитывали единобожников, которые будут поклонятся только Одному Аллаху, не приобщая к Нему сотоварищей.
И общеизвестно, что наши саляфы (праведные предшественники), во главе которых наш посланник Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, практиковали это и даже тяжело найти, что среди сподвижников были те, которые жили только с одной женой.
Как имам аль-Бухари приводит хадис, где Саийд ибн Джубейр говорит: «Спросил меня однажды Ибн Аббас: "Ты женился?" - на что я ответил: «Нет». Тогда он сказал: "Женись! Воистину лучшие в этой общине те, кто имеют большее число женщин".
Все это указывает на то, что это дозволил Шариат, не просто дозволил, а побуждает к этому, если не бояться быть несправедливыми. И это означает то, что никто не имеет права препятствовать мусульманам, чтобы они запрещали себе того, что Аллах дозволил им. И мусульманину не подобает запрещать себе что-либо дозволенное, стремясь угодить своим женам или добиться этим ту, на ком он решил жениться.
Ведь Всевышний Аллах сделал порицание пророку, да благословит его Аллах и приветствует, за то, что он запретил для себя свою невольницу Марию или как говорят, что он, да благословит его Аллах и приветствует, запретил себе, что он никогда не будет пить меда. Тем самым он хотел угодить некоторым из своих жен.
Всевышний Аллах говорит:
"О Пророк! Почему ты запрещаешь себе то, что позволил тебе Аллах, стремясь угодить своим женам? Аллах – Прощающий, Милосердный". (Ат-Тахрим, аят 1).
Са'ди, да смилуется над ним Аллах, в своем тафсире говорит: "Аллах порицал Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, за то, что он запретил себе свою невольницу Марию. Говорят также, что он запретил себе никогда не пить меда. Тем самым он хотел угодить некоторым из своих жен, и история об этом хорошо известна. Тогда Всевышний обратился к нему со словами: "О раб Божий, которого Аллах избрал Своим пророком и посланником, почтил Своим откровением! Почему ты отказываешься от благ, которыми Аллах одарил тебя и твоих последователей? Ведь твой Господь – Прощающий, Милосердный". Из этих слов ясно, что Аллах уже простил Своего посланника и избавил его от порицания. Всевышний смилостивился над ним, и стал этот запрет, которое изошло от него, причиной для ниспослания мусульманам нового мудрого положения".Как там не было в этом вопросе разногласия. А лучше всего такое условие лучше не ставить из-за следующих причин:
Во первых: Она тем самым выходит из разногласия.
Во вторых: Она открывает своему мужу и себе - дверь к благу как при этой жизни, так и после смерти.
В третьих: Она может сохранить свой брак в будущем, ибо не каждый мусульманин может выполнить это условие, поскольку так нас создал Всевышний Аллах, что для мусульманина одной жены недостаточно.
Есть братья, которые принимают это условие, потом жалеют. Либо разводятся, либо живут с женами в постоянной ссоре, так как не хотят терять семью, и также хотят жениться, а мешает им это осуществить - преграда, которая запретила ему это. Да упасет нас Аллах от этого!
А разногласие в этом вопросе приемлемое.
Если какая-та сестра считает, что имеет право взять это мнение и поставит условие не жениться на второй своему будущему мужу, это ее право, да поможет ей Аллах найти того, кто согласиться на такое условие.
Как и право любого мусульманина не принимать это условие от своей невесты! Однако, если он примет такое условие и в последствии нарушит его, то по мнению тех имамов, которые дозволяли это условие, она имеет право с ним развестись!
Всевышний Аллах, приказал в приказной форме:
«Женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех».
И как общеизвестно, что некоторые ученые, опираясь на этот аят, сказали, что многоженство – основа. А также наши саляфи, во главе которых пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждали на это и для них это было любимое дело, ибо в этом много благ, как при этой жизни, так и после смерти.
Однако этот аят не может быть доводом на запрет такого условия. Ведь ученые единогласны, как это передал имам Ибн Къудама, что многоженство в основе не уаджиб. См. "аль-Мугъни" 9/340.
Если мы согласимся, что можно ставить условие, то этим самым, мы открываем много вреда как для жены, так и для мужа:
1. Преграда - чтобы не размножалось община Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, в то время, как Он, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал общину к этому, ибо он будет гордиться в Судный день.
Женщина, которая поставила это условие, быть может, по воле Аллаха и Его мудрости, стать бесплодной, что станет это преградой размножения потомства, тогда как муж мог бы жениться на другой, для осуществления этой функции. Чтобы были из его потомства те, которые будут взывать, и поклоняться только одному Аллаху, не приобщая Ему сотоварищей. А может быть, даже, вышли бы среди его потомства люди подобные шейхуль-Ислам ибн-Таимии или имаму Ахмаду.
2. Сохранение народа от нечестия и болезней. Нет сомнения в том, что запрет на многоженство приводит к плохим последствиям. Некоторые из государств запретили то, что является дозволенным, и дозволили то, что является запретным. Нет среди них тех, кто бы обсуждал бы порядок многоженства. В таких странах продолжаются явные развраты, очень сильно распространяются болезни, нечестия и проституция.
И как же излечить эти болезни?! Наилучшим лечением и лекарством как для тебя, так и для народа является только порядок многожёнства в Исламе.
3. Ослабление мусульманской общины. Аль-Маруази рассказал о том, что Ахмад ибн Ханбал сказал: "Нет никакого места для холостой жизни в Исламе. Пророк (мир ему и благословения Аллаха) за всю свою жизнь был женат на четырнадцати женщинах и умер, имея девять жён. Если бы люди оставили женитьбу, то не было бы никаких походов, ни паломничества (хадж) и ни то-то и то-то. И у пророка (мир ему и благословения Аллаха) были такие дни, когда он встречал утро, то он не находил ничего (из еды, денег и.т.д.), и несмотря на это он (мир ему и благословения Аллаха) умер, имея девять жён. Он (мир ему и благословения Аллаха) предпочитал женитьбу и побуждал к этому. Он (мир ему и благословения Аллаха) запрещал отрекаться полностью от жизни. И всякий, кто не желает следовать сунне пророка (мир ему и благословения Аллаха), отклонился от прямого пути". (См. Аль-Назоиру ли Шейх Бакр абдуллах абу Зайд,стр, 199).
4. Противоречие врожденному естественному качеству (фитре) - тогда как, она - его завет к многоженству, ибо так он был создан Аллахом. Женихи в начале своего никаха, не ощущают, что они будут нуждаться в многоженстве. Поскольку они все в начале женитьбы бывают горячими, что является следствием принятия их это условие от невесток. Затем после некоторых лет совместной жизни, мужчина, замечает, что он нуждается в многоженстве. После чего у него не остаётся никакого выхода, кроме как развестись с ней. Поскольку она категорически была против второй жены. В итоге ее жизнь и семья разрушается, по причине чего их дети становятся беспризорными. Последствием всему этому является то, что невестка поставила ему это условие, а жених по своей горячей молодости, принял это. Но если невестки не ставили бы такие условия и женихи не принимали бы его, то не будет, иншаАллах, никаких проблем в дальнейшем.
Мы находим сегодня общества, которые запрещают многоженство в своих законах и словах, но мы видим, как они дозволяют ее в своих действиях. Поскольку они не в состоянии воспротивиться фитре (врожденное естественное качество), на котором создал их Всевышний Аллах. Мусульманин, который запрещает себе многоженство и обязывает себя ограничением только на одной женщине, уподобляется христианам.
Сказал пророк (мир ему и благословения Аллаха): «Женитесь! Воистину я буду гордиться вашим количеством перед другими посланниками. И не будьте подобны монашеству христиан». (Хадис сахих, передал его Байхаки, шейх Албании подтвердил его достоверность).
Отказ от многоженства – это новшество христиан, которые выдумали монашество, чего не предписывал им Всевышний Аллах ни в Таурате, ни в Инджиле.
Сказал Всевышний Аллах:
«А монашество они выдумали сами. Мы не предписывали им этого». (Аль хадид, 27).
Несмотря на их упрямство, они не в состоянии воспротивиться фитре. Христиане запрещают многоженство в своих законах, но позволяют в своих обычаях. Как говорил шейх Абдулла ибн Зейд Али Махмуд (да смилуется над ним Аллах): «Воистину христиане, евангелисты и враги Ислама ругают Ислам и мусульман за многоженство, считая это просто переход с одного наслаждения к другому. Критикуют Ислам за то, что он узаконил это, а у самих-то по несколько любовниц, с которыми они уединяются тайно от своих жен. Они запрещают многоженство в своих законах, но дозволяют в своих обычаях, не считая прелюбодеяние за преступление. Вот уже начали христиане мужчины и женщины признавать свою крайнюю нужду в многоженстве. Начали обращаться к закону с просьбой о дозволении многоженства, объявляя в своих газетах и публичных лекциях. Как будто они начали признавать милость Ислама в законности многоженства, и, что эта религия является правильной во все времена и во всех местах. Приводит в порядок жизнь человека прекраснейшим образом и решает все проблемы как личные, так и общие».
Некоторые дополнения
Имам Ибн Дакыкъ аль-‘Идд в отношении хадиса: «Больше всего необходимо выполнять из условий те, посредством которых делается дозволенным половой орган (жены)», сказал: “Группа ученых взяла внешний смысл хадиса и повелела выполнять условия, даже если они не вытекали из брачных условий, как не жениться на другой при ней, не иметь близости с наложницей, не вывозить ее из ее города. Другие сказали, что не обязательно выполнять такие условия, которые не соответствуют брачным договорам. Они сказали, что если будут подобные условия, то сам никах действительный, однако подобные условия недействительны, и следует дать махр в соответствии с условиями. А некоторые из них вероятно отнесли смысл этого хадиса к условиям, которые вытекают из брака, как: хорошее обращение к жене, одевать ее, предоставить ей жилье, не ущемлять ее прав в делении времени между женами, расходование на жену, поставить ей условие не выходить, кроме как с его ведома, не расходовать без него его имущество и т.п. Однако в такой конкретизации хадиса есть слабость, поскольку упомянутые вещи не влияют на необходимость соблюдения условий, и нет нужды в том, чтобы связывать эти положения с условиями”. См. “Ихкам аль-ахкам” 2/187-188.
Одним словом, если ограничить хадис: «Больше всего необходимо выполнять из условий те, посредством которых делается дозволенным половой орган (жены)» лишь с такими вещами, как хорошее обращение к жене, одевать ее, предоставить ей жилье, расходование на жену, и т.п., то польза извлекаемая из хадиса будет ограниченной, поскольку эти вещи необходимы в браке и без каких-либо условий!
Справедливости и беспристрастности ради следует упомянуть, что имам ас-Сан’ани в своих примечаниях к упомянутой книге имама Ибн Дакыкъа аль-‘Идда к словам: «как условие не жениться на другой при ней», сказал: “Сторонники иного мнения говорят, что это из условий, которое запрещено шариатом, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кроме условия, которое делает запретным дозволенное и дозволенным запретное!». А что касается условия, не вывозить ее из ее города, то нет в этом запрета того, что дозволил Аллаха и дозволения того, что запретил Аллах, поскольку дозволенность забрать жену из ее города – это из прав мужа, которое он сам с себя снял и которое он должен выполнять”. См. “аль-‘Удда” 4/190.
Однако шейх Ибн аль-Къайим в своей одной из лучших книг "аль-И’лям" 1/312 процитировав слова некоторых имамов: «Если жена поставит условие не вывозить ее из ее города или дома, или же не жениться на второй при ней, то это недействительные условия!», сказал, что таким заявлением они оставили полностью аналогию, тогда как сами дозволяли при каких-то условиях аналогию в условиях никаха, на которые тоже нет прямых доводов, как например отсрочить выплату махра, или увеличить количество махра и т.п.
Также Ибн аль-Къайим говорил, отвечая на возмущения относительно подобных условий, как не жениться на другой или не забирать ее с ее дома: “Аллах избавил от подобных хитростей, обязав соблюдать условие, которые больше всего необходимо выполнять (связанные с никахом). К этому побуждает шариат, разум и правильная аналогия! Женщина не согласна быть женой мужчины, кроме как на этих условиях. И если эти условия не были бы обязательными для выполнения, то в таком случае условия никаха не основывались бы на обоюдном согласии, и тогда женщина была бы обязана делать то, что Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) не сделали для нее обязательными”. См. “И’лям аль-мууаккъи’ин” 3/356.
Польза по обсуждаемой теме
Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) узнал о том, что ‘Али решил жениться на дочери Абу Джахля, он сказал: «Я выдал замуж свою дочь (Зайнаб) за Абу-ль-‘Аса ибн ар-Раби‘а, который был правдив в том, что он говорил мне! Что же касается Фатимы, то она является частицей меня самого, и я не хочу, чтобы ей доставляли огорчения! Клянусь Аллахом, дочь посланника Аллаха и дочь врага Аллаха не могут быть женами одного и того же человека!». аль-Бухари 3729, Муслим 2449.
Хафиз Ибн Хаджар о словах: «Я выдал замуж свою дочь за Абу-ль-‘Аса ибн ар-Раби‘а, который был правдив в том, что он говорил мне» сказал: “Вероятно, он поставил себе условие не жениться при Зайнаб ни на ком. Также и ‘Али, но наверное он забыл про это условие и поэтому решил жениться. Или же не было такого условия, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) не упомянул об этом, однако ‘Али должен был понимать важное положение (Фатимы) за что и получил упрек”. См. “Фатхуль-Бари” 7/106.
То, что упомянул первым Ибн Хаджар имеет хорошую основу, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) в качестве упрека ‘Али упоминает поступок другого своего зятя, говоря, что он был правдив с своем обещании. О каком обещании речь?
В другой версии этого хадиса сказано, что Мисуар ибн Махрама сказал: “Затем посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Фатима – от меня, а я опасаюсь того, чтобы она была подвержена испытанию в религии». Затем он упомянул своего зятя из племени Бану ‘абд аш-шамс, похвалил его как зятя и сказал: «Он был правдив в том, что он говорил мне, он дал обещание и выполнил его. Я не запрещаю дозволенного и не дозволяю запретного, однако клянусь Аллахом, дочь посланника Аллаха и врага Аллаха никогда не будут вместе!». аль-Бухари 3110.
Поэтому вероятно имам ас-Суюты в "ат-Тауших шарх Джами’ ас-Сахих" 6/2366 упомянул в отношении этой истории только первую причину.
Также Имам аль-Хаттаби говорил: “Условия в никахе различны. Из них есть те, выполнять которые обязательно по единогласному мнение, как "удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее (развестись) по-доброму". (аль-Бакъара 2: 229). И об этом условии речь в хадисе («Больше всего необходимо выполнять из условий те, посредством которых делается дозволенным половой орган (жены)»). Также из этих условий те, которые нельзя выполнять по единогласному мнению, как например условие развестись с другой женой, поскольку на это пришел запрет. И из условий в никахе такие, относительно которых было разногласие, как условие не жениться при ней на другой, не совокупляться с наложницей, или не перевозить ее из ее дома в свой”. См. “А’лям аль-хадис” 3/1989.
Из числа условий в никахе, которые запрещены единогласно, то это как сказал аль-Хаттаби "ставить условие, чтобы мужчина развелся со своей женой, и только после этого выходить за него замуж".
От Абу Хурайры сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Непозволительно женщине требовать развода для своей сестры, чтобы все досталось только ей одной, ибо все равно достанется ей лишь то, что ей предопределено». аль-Бухари 5152.
Также из числа условий в никахе, которые запрещены единогласно, это не вступать с женой в половую связь, как это передал имам Абу ‘Убайд. См. “Фатхуль-Бари” 9/218.
Также из числа условий в никахе, которые не дозволены, это условие не выходить замуж после смерти мужа или не жениться после смерти жены. Джабир рассказывал: “Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) посватался к Умм Мубашир бинт аль-Бара, и она сказала: “Поистине, у меня было условие с моим мужем, что не выйду замуж после него”. На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ей: «Поистине, это не правильно»”. ат-Табарани в “ас-Сагъир” 2/138. Хафиз аль-Хайсами сказал, что все передатчики этого хадиса, являются передатчиками, входящими в сборники «ас-Сахих», а хафиз Ибн Хаджар и имам аш-Шаукани назвали иснад хадиса хорошим. См. “Маджма’у-ззауаид” 4/255, “Фатхуль-Бари” 9/126, “Найлюль-аутар” 12/151.
То, что такое условие ставить нельзя не говорит о том, что женщина не имеет по своему желанию не выходить замуж после смерти своего мужа. И в частности, если она желает быть его женой и в мире ином.
Сообщается, что Му’ауия после смерти Абу ад-Дарда посватался к Умм ад-Дарда (да будет доволен ими всеми Аллах), и она сказала: “Поистине, я слышала, как Абу ад-Дарда говорил, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Любая женщина, чей муж умер, и которая вышла замуж после него, будет с тем, кто был ее последним мужем!». Умм ад-Дарда сказала: “А я не хочу менять Абу д-Дарду на тебя”. ат-Табарани в “аль-Аусат” 3/275, аль-Асбахани в “ат-Табакъат” 4/36, аль-Хатыб в “ат-Тарих” 9/228. Имам Абу аш-Шейх, хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1281 и «Сахих аль-джами’» 2704, 6691.
Краткое заключение
Доводы о дозволенности ставить условие жениху, чтобы он не женился на другой
1. Слова Всевышнего Аллаха: "И будьте верны своим обещаниям, ибо за обещания вас призовут к ответу". (Ал-Исра,34).
2. Слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, больше всего необходимо выполнять из условий те, посредством которых делается дозволенным половой орган (жены)». (аль-Бухари 2721, Муслим 1428).
3 Также поступок Умара ибн аль-Хаттаба, который вынес решение, что человек, если дал обещание жене, что не будет забирать ее из ее дома, то ей ее условие. Также этого мнение (т.е. не будет забирать ее из ее дома) придерживались такие сподвижники, как: Са’д ибн Аби Уаккъас, Му’ауии и ‘Амр ибн аль-Ас, да будет доволен ими Аллах. И некоторые ученые сравнили это с условием отсутствия женитьбы на другой.
Доводы о запрете ставить условие жениху, чтобы он не женился на другой
1. Слова Всевышнего Аллаха: "женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырёх". (Ан-Ниса, 3).
2. Также приводят аль-Бухари и Муслим хадис о том, что пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «О молодёжь! Пусть женится тот, кто в состоянии содержать семью".
3. Также аль-Бухари и Муслим приводят хадис о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: "Воистину я женюсь на женщинах, а всякий, кто не желает следовать моей сунне, тот не имеет ко мне никакого отношения".
4. Также имам аль-Бухари приводит хадис, где Саийд ибн Джубейр говорит: «Спросил меня однажды Ибн Аббас: "Ты женился?" - на что я ответил «Нет». Тогда он сказал: "Женись! Воистину лучшие в этой общине те, кто имеют большее число женщин".
Эти тексты, указывают на то, что Шариат узаконил это, сказав об этом открыто в приказном форме, и указал, что это тоже является поклонением, так как Аллах и его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, приказывали это. И ученые сказали, что если приходит глагол в приказной форме, требующий выполнения чего-то, то меньшее, на что он указывает, – это желательность (мустахаб), и утверждает желательность многоженства. И даже может быть так, что станет обязательным в зависимости состояния человека. И интересно, а что будет делать сестра, которая поставила мужу такое условие, что он не будет жениться на другой, тогда как, быть может, в будущем ему станет обязательным женится на другой?! В отличие от того, если она поставит жениху, чтобы он не увозил ее из города или дома, так как это дозволенное вещь, которая не противоречит Корану и Сунне, и за которое нет награда и греха, так как это не поклонение. И об этом Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, не упоминали и не говорили так открыто, как о многоженстве. И такое условие не считается, что оно делает дозволенное – запретным, ибо Умар ибн аль-Хаттаб, не посчитал это таковым.
5. И хадис: "Любое условие, которого нет в Книге Аллаха, является недействительным, даже если будет сто условий". (аль-Бухари, 2168 Муслим,1504).
6. И также этот хадис: "Мусульмане оберегают свои условия, кроме условий, которые дозволяют запретное или запрещает дозволенное". (Тирмизи 1352, Хаким 113\4 и шейх Альбани назвал хадис достоверным в "сахихи джами"6714).
Поэтому, как указывает тексты Корана и Сунны, что дозволено выполнять условие, ибо Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, упомянули об этом абсолютно, не сделав исключении. Как, например аят: "И будьте верны своим обещаниям, ибо за обещания вас призовут к ответу". (Ал-Исра, 34) или хадис: «Поистине, больше всего необходимо выполнять из условий те, посредством которых делается дозволенным половой орган (жены)». (аль-Бухари 2721, Муслим 1428).
Однако это абсолютность ограничивает то, что пришло двух сборниках достоверных хадисов со слов Айшы, передававшая о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Любое условие, которого нет в Книге Аллаха, является недействительным, даже если будет сто условий". Или хадис: "Мусульмане оберегают свои условия, кроме условий, которые дозволяют запретное или запрещает дозволенное". (См.Булугум-марам, шарх шейха Усаймина, том.4 стр.250).
Из всего сказанного следует, что есть условие, которое запрещает делать уаджиб (обязанность) или мустахаб (желательность) или мубах (дозволенное). Или наоборот приказывает делать – запретное. Поэтому, если невестка поставила условие, что жених оставил уаджиб, то такое условие является недействительным. А если это условие, чтобы он сделал харам, то это также является недействительным. Но если это условие, чтобы он оставил мустахаб, которое, если он будет совершать, возьмет награду, то здесь ученые разошлись во мнениях, некоторые сказали, это также является не действительным, как например условие, чтобы жених оставил многоженство (не считая уже, что многоженство иногда может стать уаджибом). А некоторые сказали, что такое условие является действительным. А что касается о том, что если невестка поставит условие, чтобы он сделал или оставил мубах (дозволеное), которое, если он оставит или будет совершать, нет на нем награды и греха, то такое условие, иншаАллах, является действительным.
А лучше всего об этом известно Аллаху!
Источник: "Салаф-Форум", пользователи "A'mash", "Abu Sumaya".
джазакуму-Ллаху хейран!
уа-Ллаху а'лям.
По ссылке Ибн Къаййим наоборот опровергает тех из ханафитов, маликитов и шафиитов, которые посчитали эти условия недействительными. А в посте брата salyafit_07, как раз частично приводится его порицание и опровержение им.Dill писал(а): ↑05 апр 2010, 15:45 Также нашёл у вас на форуме вот эту ссылку, где говорится о том, что Ибн аль-Кайем также говорил о недействительности такого условия: http://www.saaid.net/Doat/ehsan/44.htm
Также по этой ссылке приводятся слова Ибн Теймии, который говорит, что действительность такого условия, было мнением сподвижников, табиинов и таби-табиинов. Среди них он упомянул 'Умара Ибн аль-Хаттаба, 'Амра ибн аль-'Асса (да будет доволен ими Аллах), также Шурейха аль-Къадый, Аль-Ауза'и, Исхакъа..., а также мазхаб Имама Ахмада.
Выше также приводится хадис "Мусульмане оберегают свои условия, кроме условия, которое дозволяет запретное или запрещает дозволенное", - и именно ссылаясь на него и подобные ему, появилось другое мнение, потому как другие доводы либо обобщенные, либо относятся к тем, кто полностью отказывается от брака.
Чтобы помочь понять, что именно подразумевается под этими текстами необходимо постараться вникнуть в следующие слова Шейхуль-Исляма Ибн Таймии, который сказал: "Поистине тот, кто ставит условия, имеет право обязывать другого тем, что без этого условия не было бы для него обязательным. Сама суть обусловливания заключается в том, чтобы сделать обязательным то, что не было ни обязательным ни запретным. И то, что изначально что-то не было обязательным не говорит о том, что оно не может стать таковым, за исключением случаев, когда условие будет противоречить Шариату. Однако каждое действительное по Шариату условие, непременно должно делать обязательным то, что изначально не было таковым. Поистине, для каждой из сторон сделки, в отношении другой стороны, посредством условий, становится обязательным предоставление того, что изначально не было обаятельным и становится дозволенным то, что не было дозволенным, и становится запретным то, что не было запретным. Это верно в отношении каждого из сторон, заключающих торговые сделки или брачные договора. То же самое, если будет обусловлено наличие определенного свойства в товаре или потребуется залог, или если женщина потребует в виде калыма больше общепринятого. Поистине, посредством этих условий может стать обязательным, запретным или дозволенным то, что не было таковым изначально". (См. «Маджму‘ аль-фатауа» 29/148)