Третье правило
Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, пришел к людям, которые отличались друг от друга в своем поклонении. Были те, которые поклонялись ангелам, были те, которые поклонялись пророкам и праведникам, были те, которые поклонялись деревьям и камням, были те, которые поклонялись солнцу и луне. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сражался с ними со всеми и не проводил между ними разницы. Довод этому слова Всевышнего:
(وَقَاتِلُوهُمْ حَتَّى لاَ تَكُونَ فِتْنَةٌ وَيَكُونَ الدِّينُ كُلُّهُ لِلَّه)
«Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия (поклонение)
не будет полностью посвящена Аллаху»».
Сура аль-Анфаль, аят 39
______________________________________________________
Разъяснение (шарх)
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был послан к многобожникам. Некоторые из них поклонялись ангелам, другие поклонялись солнцу и луне, третьи поклонялись идолам, деревьям и камням, четвертые поклонялись праведникам и ″
святым″.
Такова мерзость многобожия, так как многобожники не могут сойтись на том, кому поклоняться. Что же касается единобожников, то они всегда поклоняются только одному Аллаху.
Аллах Всевышний сказал:
(أَأَرْبَابٌ مُّتَفَرِّقُونَ خَيْرٌ أَمِ اللَّهُ الْوَاحِدُ الْقَهَّارُ (39) مَا تَعْبُدُونَ مِن دُونِهِ إِلاَّ أَسْمَاء سَمَّيْتُمُوهَا)
«Множество различных богов лучше или же Аллах, Единственный, Могущественный?
Помимо Него вы поклоняетесь лишь именам, которые придумали вы»
Сура Йусуф, аяты 39-40
Многобожники в своём поклонении не могут сойтись на чем-то одном. У них нет определенных правил в этих вопросах. Они всего лишь следуют за своими страстями и заблуждениями.
Аллах Всевышний сказал:
(ضَرَبَ اللَّهُ مَثَلا رَّجُلا فِيهِ شُرَكَاء مُتَشَاكِسُونَ وَرَجُلا سَلَمًا لِّرَجُلٍ هَلْ يَسْتَوِيَانِ مَثَلا الْحَمْدُ لِلَّهِ بَلْ أَكْثَرُهُمْ لا يَعْلَمُونَ)
«Аллах приводит в качестве притчи мужа, принадлежащего нескольким несговорчивым партнерам, и мужа, принадлежащего только одному человеку. Равны ли они в притче?
Хвала надлежит Аллаху, но большинство их не знает этого»
Сура аз-Зумар, аят 29
То есть, тот, кто поклоняется одному Аллаху, подобен рабу, у которого только один владелец, и поэтому он отдыхает. Этот раб знает задачи, которые ставит перед ним этот владелец, знает его требования, и поэтому ему легко. А многобожник подобен тому рабу, у которого много владельцев. Он не знает, кого из них оставить довольным в первую очередь.
У каждого владельца свои прихоти, свои требования, свои желания. Каждый из владельцев хочет, чтобы раб был рядом именно с ним.
Поэтому Аллах Всевышний сказал: «
Аллах приводит в качестве притчи мужа, принадлежащего нескольким несговорчивым партнерам».
То есть: у этого раба много владельцев и он не знает, кого из них нужно оставить довольным в первую очередь.
А затем Аллах говорит: «…
и мужа, принадлежащего только одному человеку». Этим рабом владеет только один человек, и поэтому рабу легко. Такую притчу Аллах Всевышний привел для сравнения многобожника и единобожника.
Многобожники поклоняются разным божествам, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сражался с ними со всеми и не делал между ними разницы. В этом опровержение тем людям, которые говорят: ″
Тот, кто поклоняется идолам, отличается от того человека, который поклоняется праведникам и ангелам. Ведь, идолы – это неживые истуканы, а праведники – это приближенные к Аллаху люди″.
Они хотят сказать, что могилопоклонники нашего времени отличаются от тех, кто поклоняется идолам. То есть, нельзя обвинять их в неверии, их поступки не считаются многобожием, и бороться с ними нельзя.
Но посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не делал между ними разницы, а считал их всех многобожниками. Их имущество и их кровь были дозволенными. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сражался с теми, кто поклонялся Исе – посланнику Аллаха. Иудеи поклонялись ’Узейру, который был либо их пророком, либо их праведником, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сражался с ними.
Поэтому, когда речь идет о многобожии, нет разницы между тем, кто поклоняется праведнику, и тем, кто поклоняется идолу, камню или дереву. Ведь, многобожие (ширк) — это поклонение кому-то, помимо Аллаха, кем бы этот объект поклонения ни был.
Поэтому, Аллах Всевышний сказал:
(وَاعْبُدُواْ اللَّهَ وَلاَ تُشْرِكُواْ بِهِ شَيْئًا)
«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей»
Сура ан-Ниса, аят 36
Слово —
( شَيْئًا ) — пришло в неопределенном состоянии и в запретном контексте, поэтому указывает на всеобщность. То есть, аят охватывает всех божеств, которым поклоняются наряду с Аллахом.
Иначе говоря, его смысл: «
Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей (ничего: ни ангелов, ни посланников, ни праведников, ни святых, ни деревья, ни камни)».
А доводом на то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сражался со всеми многобожниками без исключения, являются слова Всевышнего:
(وَقَاتِلُوهُمْ حَتَّى لاَ تَكُونَ فِتْنَةٌ وَيَكُونَ الدِّينُ كُلُّهُ لِلَّه)
«Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия (поклонение)
не будет полностью посвящена Аллаху»».
Сура аль-Анфаль, аят 39
Под ″
искушением″ имеется в виду многобожие (ширк), а под ″
религией″ — поклонение (’ибадат).
______________________________________________________
Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «Доказательством тому, что они (многобожники) поклонялись солнцу и луне, являются слова Всевышнего:
(وَمِنْ آيَاتِهِ اللَّيْلُ وَالنَّهَارُ وَالشَّمْسُ وَالْقَمَرُ لا تَسْجُدُوا لِلشَّمْسِ وَلا لِلْقَمَرِ)
«Среди Его знамений - ночь и день, солнце и луна. Не падайте ниц перед солнцем и луной»».
Сура Фуссылят, аят 37
______________________________________________________
Разъяснение (шарх)
Этот аят указывает на то, что среди многобожников были те, кто поклонялся солнцу и луне. Именно поэтому, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил молиться в тот момент, когда солнце заходит или восходит
***.
Это было запрещено по той причине, что среди многобожников были такие люди, которые падали ниц перед солнцем, когда оно восходило или заходило.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил совершать намаз в это время, даже несмотря на то, что намаз совершается ради Аллаха.
Ведь, если человек начнет совершать намаз в это время, то уподобится многобожникам, а это запрещено.
***
‘Укба ибн ‘Амир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал нам совершать молитвы и хоронить наших покойников в течение трех периодов: во время восхода солнца, пока оно не поднимется (над горизонтом); в полдень, пока солнце не начнет двигаться к закату; и во время заката солнца, пока оно не зайдет”.
Муслим 831.
В эти времена запрещается совершать добровольные молитвы. Мудрость этого запрета заключалась в том, что в эти периоды времени язычники поклонялись солнцу, и, несмотря на то, что мусульманин совершает молитву ради Аллаха, пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил совершать ее в указанные промежутки времени. Тем самым запретив уподобление неверным в любом его проявлении!
См. “аль-Икътида” 63-65.
Однако запрет в подобных хадисах является обобщенным. В других же хадисах пришли исключения, дозволяющие совершение молитв в эти промежутки времени, как в случае совершения обязательной молитвы тем, кто забыл о ней или проспал.
Среди этих молитв: молитва приветствия в мечети (тахийятуль-масджид); молитва после омовения; молитвы в пятницу до начала пятничной проповеди, вплоть до выхода имама; молитва после обхода вокруг Ка‘бы (тауаф); возмещение добровольных молитв связанных с обязательными (ас-Сунан ар-рауатиб), пропущенных по причине; молитва по причине затмения солнца или луны.
См. “Маусу’атуль-фикъхия” 1/257-258, “Сахих фикъху-Сунна” 1/265-270.
______________________________________________________
Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «Доказательством тому, что они (многобожники) поклонялись ангелам, являются слова Всевышнего:
(وَلاَ يَأْمُرَكُمْ أَن تَتَّخِذُواْ الْمَلائِكَةَ وَالنَّبِيِّينَ أَرْبَابًا)
«И не приказывал он (пророк) вам, чтобы вы взяли ангелов и пророков господами»».
Сура али ’Имран, аят 80
______________________________________________________
Разъяснение (шарх)
Этот аят указывает на то, что среди многобожников были люди, которые поклонялись ангелам и пророкам, и это считается многобожием (ширк).
А могилопоклонники в наше время говорят: ″
Тот, кто поклоняется ангелам, пророкам и праведникам, не является неверующим″.
______________________________________________________
Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «Доказательством тому, что они (многобожники) поклонялись пророкам, являются слова Всевышнего:
(وَإِذْ قَالَ اللَّهُ يَا عِيسَى ابْنَ مَرْيَمَ أَأَنتَ قُلْتَ لِلنَّاسِ اتَّخِذُونِي وَأُمِّيَ إِلَهَيْنِ مِن دُونِ اللَّهِ قَالَ سُبْحَانَكَ مَا يَكُونُ لِي أَنْ أَقُولَ مَا لَيْسَ لِي بِحَقٍّ إِن كُنتُ قُلْتُهُ فَقَدْ عَلِمْتَهُ تَعْلَمُ مَا فِي نَفْسِي وَلاَ أَعْلَمُ مَا فِي نَفْسِكَ إِنَّكَ أَنتَ عَلاَّمُ الْغُيُوبِ)
«Вот сказал Аллах: "О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Говорил ли ты людям: “Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом”?". Он сказал: "Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в Душе. Воистину, Ты - Ведающий сокровенное"»».
Сура али ’Имран, аят 80.
______________________________________________________
Разъяснение (шарх)
В этом аяте доказательство на то, что поклонение пророкам является таким же многобожием, как и поклонение идолам. И в этом аяте опровержение могилопоклонникам, которые разделяют между поклонением пророкам и поклонением идолам.
В этом аяте также опровержение тем, кто говорит: ″
Поистине, многобожие – это только поклонение идолам″. То есть, они делают разницу между тем, кто поклоняется идолам и тем, кто поклоняется праведным людям. Они думают, что многобожие (ширк) ограничивается только на поклонении неживым истуканам. Это заблуждение легко опровергнуть с двух сторон:
Во-первых, Аллах Всевышний в Коране отверг поклонением всем божествам, кроме Него, и повелел сражаться со всеми многобожниками.
Во-вторых, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не делал разницы между тем, кто поклоняется идолу, и тем, кто поклоняется ангелу или праведному человеку.
______________________________________________________
Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «Доказательством тому, что они (многобожники) поклонялись праведникам, являются слова Всевышнего:
(أُوْلَئِكَ الَّذِينَ يَدْعُونَ يَبْتَغُونَ إِلَى رَبِّهِمُ الْوَسِيلَةَ أَيُّهُمْ أَقْرَبُ وَيَرْجُونَ رَحْمَتَهُ وَيَخَافُونَ عَذَابَهُ)
«Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут пути приближения к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него»».
Сура аль-Исра, аят 57
______________________________________________________
Разъяснение (шарх)
Некоторые сказали, что этот аят был ниспослан относительно тех людей, которые поклонялись Иисусу (
’Исе), его матери Марии (
Марьям) и ’Узейру. Аллах Всевышний сообщил, что Иисус (
’Иса), его мать Мария (
Марьям) и ’Узейр были рабами Аллаха. Они сами приближаются к Аллаху, надеются на Его милость и боятся Его наказания. Ведь, они – рабы, которые нуждаются в Аллахе, взывают к Нему, ищут к Нему пути приближения.
«…
сами ищут пути приближения к своему Господу…» — то есть: пытаются приблизиться к Нему с помощью подчинения и поклонения.
Всё это указывает на то, что они недостойны поклонения, так как они являются людьми, нуждающимися в Аллахе. Они сами взывают к Аллаху, надеются на Его милость и боятся Его наказания.
Другие сказали, что этот аят был ниспослан относительно многобожников, которые поклонялись некоторым группам джиннов. Затем эти джинны приняли Ислам, а эти многобожники, поклонявшиеся им, не знали о том, что они приняли Ислам. Эти джинны начали приближаться к Аллаху, покоряясь Ему и поклоняясь. Они начали надеяться на Его милость и бояться Его наказания. Они – рабы Аллаха, нуждающиеся в Нём, и не годятся для того, чтобы им поклонялись.
Но и по первому мнению, и по второму мнению аят указывает на то, что запрещено поклоняться праведникам. Запрещено поклоняться пророкам и правдивейшим людям, запрещено поклоняться святым и праведникам. Ведь, все они являются рабами Аллаха, которые сами нуждаются в Нем. Как же человек будет поклоняться им наряду с Аллахом?!
«…
сами ищут пути приближения к своему Господу…» — под ″
путями приближения″ имеется в виду подчинение Аллаху и поиск приближения к Нему. В аяте пришло слово «
уасиля» —
( الوسيلة ) — а это то, что приводит человека к цели. То есть, то, что приводит тебя к довольству Аллаха и Его Раю, это и есть пути приближения к Нему. Именно это имеется в виду в словах Аллаха: «…
сами ищут пути приближения к своему Господу…».
Что же касается заблудших и слабоумных, то они говорят: «
″уасиля″ — ( الوسيلة ) — заключается в том, чтобы ты взял посредника из числа святых, праведников и мертвых, между тобой и между Аллахом, дабы они приблизили тебя к Аллаху».
Как говорили многобожники:
(مَا نَعْبُدُهُمْ إِلاَّ لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَى)
«Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе»
Сура аз-Зумар, аят 3
То есть, по их мнению, ″
уасиля″ заключается в том, чтобы ты взял между собой и между Аллахом посредника, который расскажет Аллаху о тебе, доведет до Аллаха твои просьбы, сообщит Аллаху о твоих нуждах.
Как будто бы, Аллах Всевышний не знает о тебе и твоих просьбах! Как будто бы, Аллах Всевышний настолько скуп, что не даст тебе ничего, пока кто-то не попросит у Него для тебя!
Превыше Аллах того, что они говорят о Нём! Они уподобляют Аллаха творениям.
Они приводят слова Всевышнего:
(يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اتَّقُواْ اللَّهَ وَابْتَغُواْ إِلَيْهِ الْوَسِيلَةَ وَجَاهِدُواْ فِي سَبِيلِهِ)
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите пути приближения к Нему и сражайтесь на Его пути»
Сура аль-Маида, аят 35
Эти заблудшие говорят: ″
Поистине, Аллах повелел нам, чтобы мы искали пути приближения к Нему, иначе говоря, следует взять посредника″. Вот так, искажают смыслы Корана.
Под ″
путями приближения″ в Коране и в Сунне имеется в виду покорность Аллаху, которая приближает к Нему, поиск близости к Нему посредством Его имен и атрибутов. Это и есть настоящие пути приближения к Аллаху. Что же касается поиска близости к Аллаху посредством творений, то это запрещено.
Это является многобожием. Так поступали многобожники еще задолго до нас.
Аллах Всевышний сказал:
(وَيَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّهِ مَا لاَ يَضُرُّهُمْ وَلاَ يَنفَعُهُمْ وَيَقُولُونَ هَؤُلاء شُفَعَاؤُنَا عِندَ اللَّهِ)
«Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: "Они - наши заступники перед Аллахом»
Сура Йунус, аят 18
А также:
(وَالَّذِينَ اتَّخَذُوا مِن دُونِهِ أَوْلِيَاء مَا نَعْبُدُهُمْ إِلاَّ لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَى)
«А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: "Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе"»
Сура аз-Зумар, аят 3
Это – многобожие, в которое попали первые поколения людей и последние. Многобожники называют это ″
приближением к Аллаху″, хотя по сути это является многобожием. Аллах Всевышний не сделал многобожие путем приближения к Себе. Такое невозможно! Наоборот, многобожие только отдаляет от Аллаха.
Аллах Всевышний сказал:
(إِنَّهُ مَن يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدْ حَرَّمَ اللَّهُ عَلَيْهِ الْجَنَّةَ وَمَأْوَاهُ النَّارُ وَمَا لِلظَّالِمِينَ مِنْ أَنصَارٍ)
«Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников»
Сура аль-Маида, аят 72.
Как же многобожие может приближать к Аллаху?! Аллах превыше того, что они говорят о Нём!
______________________________________________________
Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «Доказательством тому, что они (многобожники) поклонялись камням и деревьям, являются слова Всевышнего:
(أَفَرَأَيْتُمُ اللاَّتَ وَالْعُزَّى (19) وَمَنَاةَ الثَّالِثَةَ الأُخْرَى)
«Не видели ли вы аль-Лята и аль-Уззу, и еще третью – Манат – ничтожную?»».
Сура ан-Наджм, аяты 19-20
______________________________________________________
Разъяснение (шарх)
В этом аяте указание на то, что среди многобожников были такие, кто поклонялся камням и деревьям.
«аль-Лят» — это имя идола в Таифе. Это был большой высеченный камень, на котором был построен дом.
Многобожники приравнивали аля-Лят к Каабе. Вокруг него была площадь, а у самого идола были свои служители. Люди поклонялись этому камню вместо Аллаха. Аль-Лят был идолом племени Сакъиф и их союзников, которые очень гордились им.
Этот идол был назван ″аль-Лятом″ в честь праведного человека, который готовил ячменную кашу и кормил ею паломников. Когда же этот праведник умер, на его могиле возвели строение, и стали поклоняться этому идолу, помимо Аллаха.
«аль-’Узза» — представляла собой деревья в виде лесенок, которые находились в пальмовой долине между Меккой и Таифом. Вокруг этих деревьев были возведены строения, а у самого идола были служители.
В этих деревьях были шайтаны, которые говорили с людьми, а невежественные люди думали, что с ними разговаривает дерево. На самом же деле с ними говорили шайтаны, чтобы сбить их с пути Аллаха. Этот идол был идолом курайшитов, жителей Мекки и её окрестностей.
«Манат» — представлял собой огромный камень, который находился между Меккой и Мединой. Этому идолу поклонялись племени аль-Хуза’а, аль-Аус и аль-Хазрадж.
Эти три идола были самыми важными идолами для арабов.
Аллах Всевышний сказал:
(أَفَرَأَيْتُمُ اللاَّتَ وَالْعُزَّى (19) وَمَنَاةَ الثَّالِثَةَ الأُخْرَى)
«Не видели ли вы аль-Лята и аль-Уззу, и еще третью – Манат – ничтожную?»
Сура ан-Наджм, аяты 19-20.
Что они вам дали?
Принесли ли они вам пользу?
Помогли ли они вам?
Разве они создают, подают пропитание, оживляют и умерщвляют?
Что вы нашли в них?
Это всего лишь камни и деревья, которые сами сотворены, и не могут принести ни пользы, ни вреда.
Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, открыл почетную Мекку, он послал аль-Мугъиру ибн Шу’бу и Абу Суфьяна ибн Харба к аль-Ляту в Таиф, и они уничтожили его по приказу посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Также посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, послал Халида ибн уль-Уалида к ’Уззе, чтобы он уничтожил эти деревья и убил этого джинна в облике женщины, который разговаривал с людьми и заблуждал их.
Также посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, послал ’Али ибн Аби Талиба к Манату, и он уничтожил этот идол.
Эти идолы не смогли защитить самих себя, так как же они могли защитить людей и всех тех, кто им поклонялся?!
Поэтому Аллах сказал:
(أَفَرَأَيْتُمُ اللاَّتَ وَالْعُزَّى (19) وَمَنَاةَ الثَّالِثَةَ الأُخْرَى)
«Не видели ли вы аль-Лята и аль-Уззу, и еще третью – Манат – ничтожную?»
Сура ан-Наджм, аяты 19-20.
Куда же они исчезли?
Принесли ли они вам пользу?
Защитили ли они себя от войска Аллаха и воинов из числа единобожников?!
Пречист Аллах! Многобожники поклонялись истуканам — деревьям и камням, у которых нет ни разума, ни признаков жизни.
Где разум этих людей?!
______________________________________________________
Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «Также хадис от Абу Уакида аль-Лейси, да будет доволен им Аллах, который рассказывал: "Мы отправились вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в Хунейн. Тогда мы только недавно расстались с неверием, а у многобожников был лотос, вокруг которого они собирались и вешали на него своё оружие. Они называли его "Зату Ануат". И когда мы проходили мимо этого лотоса, то сказали: ″О посланник Аллаха, сделай нам такой же Зату Ануат, как у них Зату Ануат″». ат-Тирмизи, 2/27-28; Ахмад, 5/218. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Зылялу-ль-Джанна», 76.______________________________________________________
Разъяснение (шарх)
Хадис передается от Абу Уакъида аль-Лейси, да будет доволен им Аллах, а он был из тех, кто принял Ислам в год открытия Мекки.
«Зату Ануат» — буквально можно перевести как ″
лотос, обладающий подвесками″.
Многобожники вешали на него своё оружие, чтобы перенять от этого лотоса благодать (баракат). И некоторые сподвижники, которые недавно приняли Ислам, и еще плохо знали единобожие, сказали: ″
О посланник Аллаха, сделай нам такой же Зату Ануат, как у них Зату Ануат″.
Это – беда слепого следования и подражания неверующим, это — одна из страшных бед. Услышав эти слова, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, удивился и сказал: «
Превелик Аллах! Превелик Аллах! Превелик Аллах! Клянусь Тем, в Чьих руках душа моя, вы сказали то же самое, что сказал народ Исраиля Мусе:
(اجْعَل لَّنَا إِلَهًا كَمَا لَهُمْ آلِهَةٌ)
«(О Муса!) Сделай нам божество, такое же, как у них»
Сура аль-А’раф, аят 138.
Муса ответил им:
(إِنَّكُمْ قَوْمٌ تَجْهَلُونَ)
«Воистину, вы - невежественные люди»
Сура аль-А’раф, аят 138.
И вы непременно последуете путем тех, кто был до вас».
ат-Тирмизи, 2/27-28; Ахмад, 5/218. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Зылялу-ль-Джанна», 76.
Когда Муса, мир ему, пересек море вместе с сынами Исраиля, а Аллах Всевышний потопил их врагов на их же глазах, сыны Исраиля двинулись в путь и проходили мимо многобожников, которые поклонялись своим идолам.
Увидев это, они сказали Мусе, мир ему:
(اجْعَل لَّنَا إِلَهًا كَمَا لَهُمْ آلِهَةٌ)
«(О Муса!) Сделай нам божество, такое же, как у них»
Сура аль-А’раф, аят 138.
На что он ответил:
(إِنَّكُمْ قَوْمٌ تَجْهَلُونَ)
«Воистину, вы - невежественные люди»
Сура аль-А’раф, аят 138.
Аллах Всевышний сказал:
(إِنَّ هَؤُلاء مُتَبَّرٌ مَّا هُمْ فِيهِ وَبَاطِلٌ مَّا كَانُواْ يَعْمَلُونَ (139) قَالَ أَغَيْرَ اللَّهِ أَبْغِيكُمْ إِلَهًا وَهُوَ فَضَّلَكُمْ عَلَى الْعَالَمِينَ)
«(Муса сказал:) У этих людей (то есть: многобожников) погублено будет то, что они исповедуют, и тщетно будет то, что они совершают. (А затем Муса) сказал: "Неужели я стану искать для вас другое божество, кроме Аллаха, который возвысил вас над мирами"»
Сура аль-А’раф, аят 139-140.
Муса, мир ему, стал порицать их, и точно также, наш пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, стал порицать своих сподвижников. Однако ни те, ни эти не впали в многобожие. Сыны Исраиля сказали эти слова, но не воплотили их на делах.
И также эти сподвижники, если бы взяли зату Ануат для себя идолом, то стали бы многобожниками, но Аллах сохранил их. Как только пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил им это, они сразу же прекратили говорить подобное. Они сказали эти слова по невежеству, а не преднамеренно. Как только они узнали, что этот поступок является многобожием, то сразу же прекратили. Но если бы они не остановились, то впали бы в многобожие.
В общем, этот хадис указывает на то, что среди многобожников были такие, кто поклонялся деревьям. Многобожники пытались перенять от них благодать и стремились находиться возле них. Всё это указывает на некоторые важные выводы:
Во-первых, в хадисе указание на опасность незнания о единобожии. Поистине, тот, кто не знает о единобожии, легко может попасть в многобожие, даже этого не заметив. Следовательно, необходимо обязательно изучать единобожие и то, что ему противоречит — многобожие.
Человек должен хорошо разбираться в этих вопросах, дабы не попасть в многобожие из-за своего невежества.
Во-вторых, в хадисе указание на опасность уподобления многобожникам, ибо это может привести к многобожию. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «
Кто уподобляется какому-либо народу, тот из них».
Ахмад, 2/50; Абу Дауд, 4031.
В-третьих, в хадисе указание на то, что поиск благодати (бараката) у деревьев, камней и строений является многобожием, даже если люди называют это как то по-другому. Это является многобожием (ширк), так как человек просит благодати (бараката) не у Аллаха, а у камней, деревьев, могил и мавзолеев.