О халатном использовании термина «шейх»

Ответить
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

О халатном использовании термина «шейх»

Сообщение A'mash »

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

О халатном использовании термина «шейх»

Введение

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
В наше время мы являемся свидетелями того, как многие мусульмане пренебрегают термином «шейх» и используют его не по назначению. Очень часто шейхом нарекают студентов шариатских наук и различных проповедников, не достигших учёной степени.
И если бы в странах СНГ использование термина «шейх» было подобно тому, как это происходит в наше время в арабском мире, когда шейхом называют каждого придерживающегося религии мусульманина, отрастившего бороду, то, несмотря на ошибочность применения этого термина в отношении них, на это ещё можно было бы закрыть глаза. Однако многие из нас всё чаще становятся свидетелями того, когда до людей доводятся доводы и понимание великих имамов Ислама, а они отвечают: «Мы спросили об этом такого-то шейха, и он сказал, что это дозволено/запрещено/является нововведением», и при этом под «шейхом» они имеют в виду кого-то из русскоязычных призывающих. Если же им сказать о том, что этот призывающий ошибся, то они отвечают: «Это никак ему не навредит, ведь если он ошибся, ему полагается одна награда, а если он был прав, тогда две награды».
Свят Аллах! Дело дошло до того, что тексты, касающиеся имамов-муджтахидов, они применяют к обычным проповедникам и призывающим!
Также эти люди говорят: «Аллах повелевает спросить обладающих знанием, и мы спросили такого-то шейха об этом», опять-таки имея в виду кого-то из числа русскоязычных проповедников. Но поистине, им надлежало относиться к призывающим и переводчикам как к средству для связи с истинными учёными, а не делать из них самих цель. Ведь как прекрасны слова имама Ибн аль-Мубарака, сказавшего: “Что же касается малого, который передаёт от большого (учёного), то он не является малым”. См. “Джами’у баян аль-‘ильм” (1/612).
Упомянутое можно сравнить с тем, что происходило в русскоязычной среде более 20 лет назад с термином «амир», когда какого-то идеолога и лидера определённого джама’ата мусульман сначала называли амиром, а потом начинали опускать на него положения, связанные с правителем мусульман и халифом.
Также и сейчас дело обстоит с термином «шейх». Сначала кого-то начинают называть шейхом просто в шутку, но затем молодые мусульмане воспринимают это всерьёз и начинают применять к нему положения, связанные с учёными.
Кто-то изначально использует этот термин, не осознавая значимость этого слова.
Кто-то и вовсе называет так конкретного человека для рекламы, чтобы придать значимость его словам, дабы противопоставить его всяким нововведенцам, которые своих заблудших проповедников именуют шейхами. И вместо того чтобы разъяснять и исправлять эту ошибку, они сами впадают в неё, следуя методам различных заблудших группировок.
Кто-то заявляет, что именуемый им этим словом проповедник лично для него является шейхом. Однако если так рассуждать, тогда выходит, что различные заблудшие сектанты поступают правильно, именуя лидеров своего заблуждения «шейхами» и «учёными», а на слова о том, что их лидер не является знающим, отвечают: «Если для тебя он не является таковым, то для нас он шейх и даже учёный!» Но неужели критерии и степени определения знания в Исламе настолько различны, что каждое течение и группа вправе самостоятельно избирать для себя критерии шейхов и учёных?!
Истину говорил шейх Мукъбиль: “Беда, которая поразила мусульман – это их невежество касательно их религии. И каждый, кто выучил несколько аятов и хадисов, и начинает разговаривать, приводя их, особенно если он наделён красноречием, то про него начинают говорить: «Это – шейх»!” См. “Тухфатуль-муджиб” (стр. 168).
К сожалению, данная халатность в использовании этого термина стала причиной тому, что рядовые мусульмане начали опускать тексты Шариата касательно муджтахидов на различных проповедников в русскоязычной среде. И по причине проявления халатности в этом вопросе и из-за того, что применение термина «шейх» не по назначению несёт в себе весьма опасные последствия, хотелось бы в качестве напоминания всем нам процитировать наставления учёных и истинных обладателей знания, которые порицали халатное использование термина «шейх».

Определение и значение термина «шейх»

Прежде, чем процитировать наставления обладателей знания по данному вопросу, хотелось бы вкратце упомянуть о языковом и терминологическом значении слова «шейх».
Следует отметить, что в своей основе слово «шейх» в арабском языке применялось к людям, достигшим преклонного возраста. По мнению некоторых факъихов и языковедов, это слово применяется к тому, кто преодолел сорокалетний рубеж. См. “аль-Мухиммат” (4/223).
И именно в таком смысле слово «шейх» часто упоминается Аллахом в Коране, как, например, в аяте: «Они сказали: “О повелитель! Его отец – пожилой старик (шейх)”» (12: 78).
Однако впоследствии слово «шейх» имамы стали применять также и к обладателям шариатского знания. Так, языковед ар-Рагъиб аль-Асфахани сказал: “О том, кто прожил долгую жизнь, говорят «шейх», но также между собой мы называем «шейхом» и того, кто обладает большими знаниями. Ведь из числа положения шейха то, что он имеет большой опыт и познание”. См. “аль-Муфрадат фи гъариб аль-Къуран” (стр. 469).
Хафиз Бадруддин аль-‘Айни сказал: Хафиз Бадруддин аль-‘Айни говорил: “Общеизвестно, что слово «шейх» имеет два значения: языковое и терминологическое (шариатское).
Что касается языкового значения, то слово «шейх» означает: достигший преклонного возраста.
А что касается терминологического значения, что слово «шейх» означает: тот, кто пригоден для того, чтобы обучаться у него”. См. “ар-Радд аль-уафир” (стр. 264).
Мула ‘Али аль-Къари сказал: “Поистине, слово «шейх» применяется к обладателю седины, к учёному (в религии) и к главе”. См. “Миркъатуль-мафатих” (8/3115).

Наставление обладателей знания по поводу халатного использования термина «шейх»

Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Является ли правильным называть шейхом любого человека?»
Шейх Ибн ‘Усаймин ответил: “Слово «шейх» в арабском языке не применяется кроме как к человеку в годах или же к тому, кто обладает влиянием благодаря своему знанию или имуществу. И это слово не применяется к молодому.
Однако в наши дни этим словом именуют даже невежду, который не знает ничего! И я считаю, что этого делать нельзя! Ведь если ты назовёшь какого-либо человека шейхом, тогда как тот будет являться не обладающим знанием невеждой, то люди могут впасть в заблуждение относительно него и посчитать, что он является знающим, после чего станут брать у него фетвы, что принесёт великий вред! Ведь многие из людей, прошу Аллаха повести прямым путём нас и их, дают фетвы, не обладая знанием и, полагая, что слова: «Я не знаю» ущемят их достоинство. На самом же деле слова «я не знаю» являются совершенством для человека. Однако душа человека любит славу, кроме тех, кому оказал милость Аллах.
На основании сказанного я считаю, что применять слово «шейх» не следует кроме как в отношении того, кто заслуживает его, либо по причине пожилого возраста, либо по причине его почётного места в обществе или же по причине знания.
Также некоторые люди сейчас употребляют слово «имам» в отношении многих обладающих знанием, даже если этот учёный был из числа слепых последователей (мукъаллид). Этого также не следует делать!” См. “Ликъаат аль-Баб аль-мафтух” (№ 117).
О мусульмане, обратите внимание на это наставление великого учёного и факъиха наших дней! Задумайтесь над словами шейха Ибн ‘Усаймина об опасных последствиях неправильного использования термина «шейх»: “Если ты назовёшь какого-либо человека шейхом, тогда как тот будет являться не обладающим знанием невеждой, то люди могут впасть в заблуждение относительно него и посчитать, что он является знающим, после чего станут брать у него фетвы, что принесёт великий вред!”
Ведь по этой причине имам Абу Шама говорил: “Чаще всего люди попадают в нововведения (бид’а) по причине того, что они начинают считать какого-то человека обладающим знанием и богобоязненным, тогда как тот не является таковым. И эти люди начинают взирать на его слова и дела и следовать за ним в этом, и тем самым они приводят в негодность свои дела!” См. “аль-Ба’ис ‘аля инкар аль-бида’ уаль-хауадис” (стр. 175).
А имам аш-Шатыби сказал: “Проблемы людей происходят по причине невежд (джахилей), которых они считают учёными”. См. “аль-И’тисам” (1/145).

Здесь важно обратить внимание на одну вещь. Некоторые люди слова шейха Ибн ‘Усаймина: “Слово «шейх» в арабском языке не применяется кроме как к человеку в годах или же к тому, кто обладает влиянием благодаря своему знанию или имуществу”, используют не в правильном значении, называя своих сторонников и идеологов «шейхами», а в случае их порицания за это, заявляют следующее: «Вот же, сам шейх Ибн ‘Усаймин говорил, что слово «шейх» применяется к человеку в годах или к тому, кто обладает влиянием в своём обществе. А наш устаз уже и в годах, и обладает влиянием в нашем обществе».
Но дело в том, что данным способом эти люди прибегают к хитрости и подтасовке! Нет никаких сомнений в том, что в странах СНГ нет такой традиции, чтобы называть шейхом взрослых людей или обладающих влиянием в обществе. Напротив, русскоязычные мусульмане понимают термин «шейх», именно как исламский учёный, обладатель основательного знания.

Однажды один человек в обществе шейха аль-Альбани сказал: «Шейх наш, мы всегда вспоминаем благое слово, которое вы говорили часто: “Учёные бывают двух видов: истинный учёный, следующий знанию, и учёный, выдаваемый за такого”. В наше время слово «учёный» (‘алим) стали заменять другим словом, которое крутится на языке многих людей, а это слово «шейх».
Шейх аль-Альбани засмеялся и сказал: “Много шейхов стало в это время”.
Тот продолжил: «И проведя аналогию с теми вашими словами, я говорю, что шейхи двух видов: истинный шейх, поступающий в соответствии со знаниями, и шейх, выдаваемый за шейха».
Шейх аль-Альбани сказал: “В действительности, пользуясь случаем, я хочу напомнить своим братьям, чтобы они не разбрасывались этим словом (шейх). Пусть они объясняют своим семьям, чтобы они главу семьи не именовали шейхом, который, к примеру, может быть искателем шариатского знания (талибуль-‘ильм), говоря: «Шейх такой-то». Однако пусть меняют это слово на кунью, именуя его как: Абу такого-то (отец такого-то), Абу Ахмад, Абу Мухаммад, Абу ‘Абдуллах и т.п. А что касается выражения «шейх такой-то», то в действительности, свят Аллах, ценность этого слова утратилась подобно ценности слова «учёный» (‘алим)”. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” (№ 820).
К большому сожалению, именно такова действительность наших дней, как об этом сказал шейх аль-Альбани! Ценность слова «шейх» утратилась, как и ценности слова «‘алим».
Только лишь данных слов этих двух великих учёных и имамов нашего столетия уже достаточно для любого искреннего мусульманина, чтобы призадуматься и не следовать своим страстям, раскидываясь термином «шейх». И тем более этих наставлений должно быть достаточным для саляфитских призывающих, следующих по пути этих великих имамов и утвердившихся на саляфии посредством кассет и книг этих учёных.

Шейх Салих Али аш-Шейх говорил: “Поистине, мы видим в нашем обществе и соседствующих с нами обществах, как каждого, кто проявляет внешнее соблюдение религии, именуют «шейхом»: “Шейх такой-то, шейх такой-то, шейх такой-то…”.
Раньше слово «шейх» не применялось ни к кому, кроме как к учёному, глубоко познавшему шариатские науки. А сейчас, слову «шейх» прибавили ещё и слово «достопочтенный». Стали использоваться вещи, являющиеся добавками и заменами терминов, которыми необходимо оберегать Шариат. Ведь если кого-то будут называть «достопочтенным шейхом», то смысл этого в том, что он достоин этого. Нет сомнения в том, что является обязательным нам быть осмотрительными в выражениях и описывать людей тем, чего они заслуживают, как это постановил Пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказавший: «Отводите людям места сообразно их положению». Абу Дауд (4842), Абу Я’ля (4826).
Пусть тот, кто обращается к человеку за фетвой, не обольщается его внешним видом. Напротив, следует искать самого знающего учёного и самого богобоязненного из них. Ведь он обращается к нему в отношении того, что является обязательным для него перед Всевышним Господом. И если он проявит упущение в поиске (самого достойного) и исследовании, то тем самым заслужит грех, поскольку он искал истину в этом”. Сл. “аль-Фатуа байна мутабакъа аш-шар’ уа мусаяра аль-хауа”.
Задумайтесь над словами шейха Салиха: “Раньше слово «шейх» не применялось ни к кому, кроме как к учёному, глубоко познавшему шариатские науки.

Кстати, выражение «достопочтенный шейх» (фадыляту-шшейх) порицал также и шейх аль-Альбани, сказавший тому, кто однажды обратился к нему таким образом: “Оставь этот метод ихуанов. Не говори мне «достопочтенный шейх», так как мы считаем это нововведением. Это выражение противоречит саляфии”. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” (№ 652).

Спросили шейха Мухаммада ибн Хади: «У нас есть люди, которые излишествуют в описании и прославлении некоторых малых требующих знание. А когда им говорят об этом, они отвечают: “Мы не вкладываем в эти слова данного смысла”. Каково ваше наставление на этот счёт?»
Шейх Мухаммад ответил: “Они будут спрошены за это, ведь Всевышний Аллах сказал: «Которые свидетельствовали об истине, будучи знающими» (43: 86).
Имеет ли тот, кто делает какие-то свидетельства на это право?! Основано ли его знание на доводах? И знают ли они, что описанный ими теми качествами, является таковым на самом деле? Пусть они посмотрят на себя, ведь они либо истинные и справедливые свидетели, либо же они свидетели лжи. А тот, кто слышит слова восхваляющих, тот обязан им это запретить, ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы увидите восхваляющих, то бросьте им в лицо песок!» Ведь подобное является дверью к самовосхищению, а это губит человека!” Сл. “аль-Ликъаат ас-саляфия аль-Къатария”.

Когда шейха Мухаммада ‘Али Фаркуса спросили о распространении применения слова «шейх» ко всем подряд в наше время, он, разъяснив, что слово «шейх» применяется к тому, кто достиг преклонного возраста, сказал: “Что касается знания, что это прозвище (шейх) применяется к тому, кто достиг преклонного возраста, уважаемому и почётному человеку, который имеет навык в различных науках и опыт в их сферах. Кто имеет в большинстве случаев силу для того, чтобы опровергнуть сомнение или установить довод.
На основании сказанного мерила, следует, что не подобает новичка в требовании знания или молодого в годах именовать «шейхом» в его шариатском значении. И даже если тот приобрёл некоторые познания в науках, или является выпускником шариатского университета или научного исламского центра или изучения Книги Аллаха и некоторых Сунн Пророка (мир ему и благословение Аллаха), или же удостоился каких-то дипломов, рекомендаций (иджаз) или похвал (тазкия). Ведь временной промежуток в методе обучения в наше время очень короткий, при котором не достигается цель и не охватывается желаемое. И недостаток в студентах с этой стороны очевиден, и даже в некоторых преподавателях университетов, которые нуждаются в повторной проверке полномочия быть преподавателем.
Поэтому, именование степенью «шейха» того, кто не достиг этого, относится к области: «Установить вещь не на своё место». При том, что в этом также есть открытие двери для шайтана к сердцу студента, поскольку эти прозвища могут взрастить в его душе болезнь самовосхищения, обольщения, удовлетворения собой, высокомерия и тому подобного из числа бедствий для знания”. См. “Фатауа ‘Али Фаркус” (№ 1014).
Обратите внимание на то, как он порицает применение термина «шейх» даже к искателям шариатского знания, которые окончили какие-то исламские вузы! Тогда что можно сказать о применении этого термина повсеместно в наше время даже к тем, кого сложно назвать требующими знание?!

Шейх Мухаммад Базмуль, говоря о причинах отдаления мусульман от истинных учёных, сказал: “Как же сильно проявилось это в наши дни. И дело дошло до того, что мы видим, как рядовые мусульмане именуют шейхом каждого, у кого появилась щетина, или кто взошёл на минбар и повысил свой голос при увещевании, или кто повлиял на людей своим положением. Они избирают такого человека муфтием в вопросах их религии и судьёй для решения их споров, что стало преградой к религии и возведением лжи на имамов мусульман!”См. “Маканатуль-‘ильм уаль-‘уляма” (стр. 91).

Шейх Хаммад аль-Ансари, как об этом передал его сын в книге «аль-Маджму’» рассказывал, что шейх Такъиюддин аль-Хиляли строго порицал применение к нему слова «шейх».
А ведь Такъиюддин аль-Хиляли – это был учёный, которого шейх Ибн Баз называл не то чтобы шейхом, но даже возрождающим религию нашего времени (муджаддид)!

Также шейх ‘Атыя Мухаммад Салим рассказывал, что шейх Мухаммад Амин аш-Шинкыти говорил ему, когда он называл его «шейх»: “О сынок, слово «шейх» в наше время не имеет того почёта, которое у него было в ранние времена”.

На основании изложенного и упомянутых слов учёных и шейхов нам становится ясно, что если кто-то применяет термин «шейх» к тому, кто достиг преклонного возраста из уважения, то нет в этом ничего плохого, но в том случае, если в этом обществе принято именовать старого человека шейхом.
Если же кто-то применяет этот термин в шариатском его значении к кому-либо из призывающих и искателей шариатского знания, не достигших высокого уровня в знаниях, то это то, что порицали упомянутые учёные, закрывавшие тем самым двери, которые могут привести к плачевным последствиям. Ведь мудрость слов упомянутых шейхов очень важна и очевидна! Они ясно указывали на то, что «шейхом» именовать следует только достигшего большую степень в шариатском знании, а не всякого призывающего, выпускника исламского университета, обладателя иджазы, и т.п.
Также обладатели знания говорили, что применение этого термина ко всем подряд может обольстить рядовых мусульман, и они начнут считать учёными тех, кто не является таковым. А ведь люди всегда впадали в заблуждения именно по причине следования за теми, кого считали знатоками религии, но кто не являлся таковым на самом деле!
Также упомянутые обладатели знания говорят, что неразборчивое именование «шейхом» может испортить и самих людей, которых так именуют, обольстив их и вызвав в них высокомерие и самообольщение, вследствие чего они перестают принимать наставления и указание на ошибки других искателей шариатского знания.
А также использование слова «шейх» может навредить и тем, кто так именует людей, не являющихся шейхами на самом деле. Ведь в таком случае эти люди входят в число тех, кто даёт ложное свидетельство не на основе знания, как об этом говорил шейх Мухаммад ибн Хади.
Исходя из вышесказанного, вряд ли будет преувеличением сказать, что в русскоязычной среде нет никого, кого по праву можно было бы называть «шейхом» в том значении этого слова, которое в него вкладывают рядовые мусульмане. Не говоря уже о том, чтобы кто-то из числа искателей шариатского знания и проповедников в русскоязычной среде достиг уровня иджтихада, за который ему полагалось бы две награды в случае истины и одна награда в случае ошибки.
Хвала Аллаху, многие русскоязычные саляфитские призывающие и студенты сами порицают именования себя шейхом, и призывают мусульман не делать из них цель, а считать их лишь средством между ними и учёными. И хвала Аллаху, у таких призывающих нет последователей, которые излишествуют в отношении них и проявляют любовь и ненависть ради них. Но даже если таковые и найдутся, то эти призывающие не будут спрошены за них, в отличие от тех, кто пренебрёг упомянутыми наставлениями учёных. Вот они как раз могут понести ответственность за излишество излишествующих в отношении них. Да убережёт Аллах всех нас от подобного!

Что же касается случаев, когда кто-то из шейхов кого-то из студентов называет «шейхом», то это не является аргументом на правомочность подобного. Это может быть просто проявлением уважения или подбадриванием ученика, или же привычка, как, например, подобное было присуще шейху Фаляху Мандакару, который часто при диалоге обращался к задавшему вопрос словом «шейх».
Однако опираться на подобное и оставлять при этом упомянутые ясные наставления учёных – не является правильным! К чему обольщать несведущий простолюд этим термином? К чему создавать видимость учёной степени в их глазах и обольщать их? Почему бы не принять во внимание тот факт, к каким опасным последствиям привело разбрасывание термином «шейх».

О мусульмане, задумайтесь над упомянутыми словами таких великих учёных, как Ибн ‘Усаймин, аль-Альбани, Мукъбиль ибн Хади, Салих Али аш-Шейх, и др., почему они так строго относились к легкомысленному применению термина «шейх».
Ясно, что «знание» – понятие относительное, и какой-либо новичок в знаниях в какой-то деревушке, где царит невежество, может считаться не просто шейхом, но даже и великим учёным, непревзойдённым имамом и знатоком и доктором шариатских наук. Однако не следует забывать, что в русскоязычной среде мусульман, к великому сожалению, всегда был и есть фанатизм, а также чрезмерность в возвеличивании обладателя не только элементарных знаний религии, но и простого араба, говорящего с ними на языке Корана. Ответственность на эту беду частично лежит и на самих студентах и призывающих, которые не воспитывают своих последователей и слушателей правильно. Ведь рядовые мусульмане не видели ни мира студентов шариатских наук, ни тем более учёных и истинных шейхов, мира исламских знаний, ни великого множества научных книг. Для них любой, кто скажет пару слов на арабском языке, автоматически становится шейхом, а на того, кто при этом выскажет ещё и несколько шариатских правил и терминов, они вообще смотрят как на муджтахида. И именно студенты и проповедники должны пояснять своим последователям, что максимум, на что они имеют право, так это самим взять их слова и опираться на них, если они им доверяют. Однако они никак не имеют право считать это доводом, выходить в свет с этими их словами и вести спор на основании этого, выставляя их слова и мнения словами обладателей знания, и более того, обязывая кого-то чем-то. По положению их последователи и слушатели – мукъаллиды (слепо следующие), а значит является обязательным обучать их положениям, связанным с мукъаллидами, как говорил шейхуль-Ислям Ибн Таймия: “Тот, кто слепо последовал за чьим-то мнением, не дозволено ему порицать того, кто так же слепо последовал за мнением другого... На того, кто является мукъаллидом, распространяются положения, связанные с такълидом: он не имеет права считать одно из мнений учёных сильнее другого, не имеет права (на основании этого) что-то опровергать, не может считать одно из мнений правильным или ошибочным!” См. “Маджму’уль-фатауа” (9/241, 35/233).
И если это касается даже такълида за учёным, то что сказать о такълиде за простым студентом или проповедником?!
Эти вопросы очень важно разъяснять. А ещё более правильным будет обучать каждому студенту своё окружение и последователей тому, что слова искателей знания и их понимание религиозных текстов, их выводы и примеры – это не довод в религии Аллаха, и что нужно обращаться к доводам Корана и Сунны, словам саляфов, и пониманию больших и признанных учёных. Они обязаны обучать своё окружение требовать у них доводы Корана, Сунны и передавать им слова имамов и учёных, а не своё личное понимание и выводы. И не следует себя обманывать наущением шайтана, говоря себе: «Да это обычные рядовые мусульмане, они не понимают доводов и не знают даже имён учёных», воспитывая тем самым слепое поколение фанатиков. Разве этот самый простолюд не следует хотя бы попытаться выводить из невежества? Или хотя бы как минимум научить тому, как они должны относиться к словам своих проповедников? Различать между мнениями великого раннего имама, позднего учёного и призывающего. Речь не идёт о том, чтобы сделать из них учёных, но хотя бы обучить простым основам можно и нужно.

Следует отметить, что целью этого напоминания не является заявление, что нельзя никого из обладателей знания именовать «шейхом», пока тот не достигнет уровня Ибн База, аль-Альбани, Ибн ‘Усаймина, или уровня других подобных учёных. Однако цель этого напоминания – не впадать в крайность и халатность, и не раскидываться словами «шейх», именуя так каждого, и особенно того, кто не достоин так именоваться. Поскольку опасные последствия халатного использования этого термина, к сожалению, уже дали свои плачевные плоды.

Да исправит Всевышний Аллах положение мусульман и укрепит их на истине!
А также просим Всевышнего Аллаха вести нас прямым путём и избавить от заблуждения и ошибок!

И в завершение, хвала Аллаху – Господу миров!
Аватара пользователя
Aleesh
Сообщения: 1571
Зарегистрирован: 07 апр 2010, 16:09

Re: О халатном использовании термина "шейх"

Сообщение Aleesh »

Сюда же можно добавить несколько слов о распространившейся халатности в использовании термина "ученый" (алим) и "выдающийся ученый" (алляма).
О первом есть обширная работа: http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=79&t=7299 , в дополнение к которой уместно будет разместить пример осторожности ученого в применении этого термина:

Из ответов шейха Абдульмухсина Аль-Аббада братьям Мухаммаду Абдульгани Сиду и Амиду Зарзуру 25.12.1435 г.х.
Вопрос пятый.
Спрашивающий: Кто является учеными в это время?
Шейх: Ученые, которых мы застали после 1400 г.х. - это Аль-Альбани, Ибн Баз и Ибн Усаймин. А что касается подобных нам, то все мы - требующие знание.
Спрашивающий: Шейх, а из живых кто?
Шейх: Спросите шейха Салиха Аль-Фаузана.
https://pp.vk.me/c618126/v618126829/21b ... W8hufE.jpg

В ответе так же видна потрясающая скромность учителя всех мединских шейхов, всю свою жизнь посвятившего учебе и преподаванию.

А о получившем распространение халатном использовании термина "алляма" (очень большой ученый) есть хорошие слова шейха Абдульмалика Ар-Рамадани:
A'mash писал(а): “Я знаю людей, которые ненавидят человека, если он не поддерживает их в некоторых вещах. К сожалению, это их путь, пусть далекий от Ислама. Если они довольны каким-либо человеком из-за того, что их некоторые идеи совпали, даже если эти идеи связаны с вопросами иджтихада, они превозносят его. Мы являемся свидетелями подобному. Я не посещаю интернет сообщества, однако они там говорят: «Такой-то ‘алляма», тогда как в действительности этот человек еще даже не стал талибуль-‘ильм, не говоря уже о том, чтобы стать ‘алимом и тем более ‘аллямой! Но почему так? По причине всего-навсего какой-то единой идеи, особенно если речь о вопросах джарха и та’диля". Сл. “ат-Тауджихат ас-саляфия ли-Тунис”.
Ответить