Салам алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху.
С недавнего времени начал совершать намаз и принялся более подробно изучать религию, и, как и многие новички, столкнулся с проблемой наличия множества течений и мазхабов. Пришел к выводу, что доводы салафитов более убедительны, однако остался один непонятный вопрос: в чем различия между салафитами и ханбалитами? В "светских" источниках к салафитам относят крайне радикальных ханбалитов, однако, не уточняется в чем проявляется эта крайность, в мусульманских не нашел вообще никакой информации о различиях. Правильно ли я понял, что различия заключаются только в отношении к другим мазхабам?
К тому же нашел информацию, что в Саудовской Аравии, которую обычно связывают с салафизмом, ханбалитский мазхаб принят официально (не ручаюсь за достоверность данных, поправьте, если не так).
p.s. при попытке создать тему сайт, выдавал сообщение Подобные темы уже существуют, попробуйте сначала просмотреть их и оставить свое сообщение в них. (Ссылка откроется в новом окне.), однако среди предложенных тем не было подходящей, поэтому изменил в заголовке некоторые русские буквы на латинские. Извиняюсь, если что-то нарушил
Oтличия сaлaфизмa oт хaнбалитскoгo мaзxaбa
Re: Oтличия сaлaфизмa oт хaнбалитскoгo мaзxaбa
Уа алейкуму ссалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
Ханбалитский мазхаб - это одна из четырех наиболее развитых правовых школ понимания шариатских доводов в вопросах, касающихся действий, поступков, взаимоотношений. Другие три школы - ханафитская, маликитская, шафиитская.
Саляфитский манхадж - это следование первым поколениям знатоков религии в понимании религии в целом. В первую очередь к этому относится вероубеждение и сопутствующие вопросы об отношении к сподвижникам, правителям, нововведениям, сектам и др. Подробнее об этом можно узнать в темах данного раздела: http://asar-forum.com/viewforum.php?f=80 или http://asar-forum.com/viewforum.php?f=80
Эти две сферы различны и между ними нет прямой зависимости. То есть человек может быть саляфитом и при этом быть в мазхабе ханафитом, или маликитом, или шафиитом, или ханбалитом, или не следовать определенному мазхабу. Вот, к примеру, некоторые имена ученых шафиитского мазхаба, которые были саляфитами: http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=26&t=8014 или http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=26&t=8014
Часто саляфию относят к ханбалитскому мазхабу по ряду причин:
- большинство ученых-правоведов этого мазхаба были носителями саляфитских убеждений во всю историю ислама, в отличие от ученых других мазхабов, которые через два-три столетия с момента формирования их мазхаба перенимали в большинстве новые ашаритские, или матуридитские, или порой даже му'тазилитские убеждения (об этом здесь: http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=50&t=10466 или http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=50&t=10466);
- ученые именно этого мазхаба в течении всей исламской истории были более всего суровыми к различным нововведениям и их носителям (одно из свидетельств этому слова имама Ибн Касира про жителей местности Килян: "Они - приверженцы Сунны, большинство из них - ханбалиты. Нововведенец не способен ужиться среди них". См. "Аль-бидая уа ан-нихая" 14/50.);
- ученые именно этого мазхаба стали основной причиной настолько обширного возрождения и распространения в наше время саляфитского призыва.
Но это не значит, что для того, чтобы быть саляфитом, нужно быть ханбалитом. Это только констатация того факта, что большинство саляфитов в исламской истории были приверженцами ханбалитской правовой школы.
Так же о том, что можно придерживаться любой признанной правовой школы и при этом быть саляфитом, слова шейха Аль-Фаузана:
Ответ: Да! Нет в этом проблем. Он ханбалит по мазхабу и саляфи в акыде. Шейх уль-ислам Ибн Таймия так же был ханбалитом по мазхабу и саляфи в акыде. Все ученые, которые были внимательными исследователями, следовали четырем мазхабам в фикхе и были саляфи в акыде. Да. А то, что ученый может стать призывающим, только если не будет следовать мазхабу - эти слова ошибочны. Эти слова ошибочны. Нет проблем в том, чтобы человек следовал какому-либо мазхабу в фикхе и при этом был на вероубеждении (акыде) первых поколений ученых мусульман (саляфов).
Ханбалитский мазхаб - это одна из четырех наиболее развитых правовых школ понимания шариатских доводов в вопросах, касающихся действий, поступков, взаимоотношений. Другие три школы - ханафитская, маликитская, шафиитская.
Саляфитский манхадж - это следование первым поколениям знатоков религии в понимании религии в целом. В первую очередь к этому относится вероубеждение и сопутствующие вопросы об отношении к сподвижникам, правителям, нововведениям, сектам и др. Подробнее об этом можно узнать в темах данного раздела: http://asar-forum.com/viewforum.php?f=80 или http://asar-forum.com/viewforum.php?f=80
Эти две сферы различны и между ними нет прямой зависимости. То есть человек может быть саляфитом и при этом быть в мазхабе ханафитом, или маликитом, или шафиитом, или ханбалитом, или не следовать определенному мазхабу. Вот, к примеру, некоторые имена ученых шафиитского мазхаба, которые были саляфитами: http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=26&t=8014 или http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=26&t=8014
Часто саляфию относят к ханбалитскому мазхабу по ряду причин:
- большинство ученых-правоведов этого мазхаба были носителями саляфитских убеждений во всю историю ислама, в отличие от ученых других мазхабов, которые через два-три столетия с момента формирования их мазхаба перенимали в большинстве новые ашаритские, или матуридитские, или порой даже му'тазилитские убеждения (об этом здесь: http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=50&t=10466 или http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=50&t=10466);
- ученые именно этого мазхаба в течении всей исламской истории были более всего суровыми к различным нововведениям и их носителям (одно из свидетельств этому слова имама Ибн Касира про жителей местности Килян: "Они - приверженцы Сунны, большинство из них - ханбалиты. Нововведенец не способен ужиться среди них". См. "Аль-бидая уа ан-нихая" 14/50.);
- ученые именно этого мазхаба стали основной причиной настолько обширного возрождения и распространения в наше время саляфитского призыва.
Но это не значит, что для того, чтобы быть саляфитом, нужно быть ханбалитом. Это только констатация того факта, что большинство саляфитов в исламской истории были приверженцами ханбалитской правовой школы.
Так же о том, что можно придерживаться любой признанной правовой школы и при этом быть саляфитом, слова шейха Аль-Фаузана:
Шейх Салих Аль-Фаузан: Можно ли следовать мазхабу и быть салафитом?
Вопрос: Спрашивающий говорит: "Да хранит вас Аллах, я прочитал в вашей книге "Мунтака ар-расын", (тут шейх делает замечание, что название книги написано неправильно) что вы сказали, что шейх Мухаммад ибн Абдульуаххаб был ханбалитом по мазхабу и саляфи в акыде. Что это значит?"Ответ: Да! Нет в этом проблем. Он ханбалит по мазхабу и саляфи в акыде. Шейх уль-ислам Ибн Таймия так же был ханбалитом по мазхабу и саляфи в акыде. Все ученые, которые были внимательными исследователями, следовали четырем мазхабам в фикхе и были саляфи в акыде. Да. А то, что ученый может стать призывающим, только если не будет следовать мазхабу - эти слова ошибочны. Эти слова ошибочны. Нет проблем в том, чтобы человек следовал какому-либо мазхабу в фикхе и при этом был на вероубеждении (акыде) первых поколений ученых мусульман (саляфов).