«Существительное в неопределенном состоянии в контексте отрицания и запрета
даёт значение «аль-’умум» (всеобщности)».
Накира – существительное в неопределенном состоянии, т.е. без артикля «аль». Накира - это противоположность ма’рифа. Если вот такое существительное находится в контексте после отрицания или после запрета, то оно тоже указывает на всеобщность и всеохватность. Приведём пример, когда накира приходит в контексте отрицания: нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаhа. Слово «иляh» - накира (в неопределенном состоянии) приводится здесь в контексте отрицания, а это значит - вообще нет никакого божества, достойного поклонения ни на небесах, ни на земле, кроме Аллаhа. Вся божественность и всё поклонение принадлежат только Аллаhу субханаhу ва та’аля. Еще пример: Нет силы (хауль) и мощи (къувваh), кроме как с Аллаhом. Слова «хауль» (сила) и «къувваh» (мощь) - без артикля «аль», значит в неопределенном состоянии и также в контексте отрицания. Это означает, что невозможно из одного состояния перейти в другое, какое бы то ни было состояние, и нет никакой вообще силы на этот переход, кроме как с Аллаhом субханаhу ва та’аля. Или еще пример: «И они не объемлют ничего (щейъ) из Его знания, кроме того, что Он пожелает». (Сура «Аль-Бакъараh», аят 255) Слово «щейъ» (что-то) - накира (в неопределенном состоянии), без артикля «аль» в контексте отрицания. Значит это слово несет всеохватывающий смысл: люди ничего вообще не знают из того, что знает Аллаh субханаhу ва та’аля кроме того, о чем пожелает Аллаh субханаhу ва та’аля им сообщить. Еще пример: «В тот день, когда одна душа (нафс) не будет владеть ничем (щейъ) для другой.» (Сура «аль-Инфитор», 19). Смотрите здесь накира – «щейъ» (какая-то вещь, что-то) и «нафс» (душа). Значит, это слово Аллаhа означает - никто, ни одна душа, ничем не будет владеть для другой в Судный день, т.е. ни одна душа никому ничем не сможет помочь.
Теперь пример накира в контексте запрета: «Не взывай вместе с Аллаhом к другому богу (иляh)» (Сура «аль-Къосос», аят 88) – слово «иляh» в контексте запрета в состоянии накира, значит вообще ни к кому и ни к каким божествам не взывай наряду с Аллаhом субханаhу ва та’аля. Также: «Поистине места поклонения принадлежат Аллаhу, поэтому не взывайте и не поклоняйтесь наряду с Аллаhом никому (ахада)» (Сура «Аль-Джинн», аят 18) – слово «ахад» в состоянии неопределенном (накира), без артикля «аль», значит ни к кому вообще не взывай помимо Аллаhа. Еще пример: «Не говорите ни про какую вещь (щейъ): «я сделаю это завтра», не сказав, если пожелает Аллаh.» (Сура «аль-Каhф», 23,24). Слово «щейъ» - в неопределенном состоянии в контексте запрета, значит, это слово несет всеохватывающий смысл: «абсолютно ни про какую вещь не говорите…» Это то, что касается этого правила.
Следующее правило:
«Слова «ман» и «ма», также дают значение полного обобщения, о, мой брат, послушай».
Здесь идёт речь о словах «ман» (кто) и «ма» (что) - они также дают значение обобщения «истигъракъ» (всеохватывания, всеобщности)». Приведём примеры: «Аллаhу принадлежит то (ма), что на небесах и то (ма), что на земле» - слово «ма» означает всеохватность, т.е. - всё, что на небесах и на земле, всё до мельчайших частиц принадлежит Аллаhу субханаhу ва та’аля. Еще пример: «Кто (ман) совершает благое дело из мужчин или женщин, и он при этом верующий, то Мы дадим ему благую жизнь» (Сура «ан-Нахль», аят 97) - здесь имеется в виду всякий, любой. Также пример: «Кто (ман) более правдив, чем Аллаh Своими словами?!» (Сура «ан-Нисаъ», аят 87) - слово «ман» несет всеохватывающий смысл и это означает, что нет никого, более правдивого речами, чем Аллаh. Или: «А тот, кто будет подчиняться Аллаhу и Его посланнику, того введёт Он в сады, под которыми текут реки» (Сура «аль-Фатх», аят 17) - всякий кто будет подчиняться Аллаhу и Его посланнику. И еще много других примеров можно привести.
В хадисах тоже действует это правило, например в словах пророка ‘алейhи ссоляту ва ссалям: «Нисходит наш Господь каждую ночь на ближайшее небо и говорит: кто (ман) призовёт Меня и воззовёт ко Мне, и Я отвечу ему, кто (ман) попросит Меня и Я дам ему, кто (ман) попросит Меня о прощении и Я прощу ему.» (Аль-Бухари (1145) и Муслим (168)) В других хадисах, где есть слово существительное «ман», пророк да благословит его Аллаh и да приветствует, говорит, что, кто сделает то-то, тому будет то-то и т.д. – всё это тоже входит в данное правило.
Это были примеры слово «ман», а теперь приведем примеры со словом «ма». Аллаh, субханаhу ва та’аля, говорит: «Аллаhу принадлежит то, что на небесах и то, что на земле» (Сура «аль-Бакъараh», аят 284), «Что бы вы ни потратили, Аллаh, субханаhу ва та’аля, даст этому замен и увеличит это» (Сура «Саба», аят 39). И смысл слова «ма» - всеохватывающий, т.е. например слово Аллаhа: «Что дал вам пророк берите, а от чего удержал от того воздержитесь» (Сура «аль-Хашр», аят 7), означает - всё что приказал пророк надо выполнять, а всё, что запретил надо от этого удержаться. Рассмотрев эти аяты, и, изучив это правило, мы поймем насколько это важное правило, и какую широкую дверь к пониманию Къуръана и Сунны оно открывает.
Следующее правило
«Единственное число в изафетном сочетании также дает значение всеобщности,
да наставит тебя Аллаh!»
Дальше говорит автор рахимаhуЛлаh:
«Законоположение не действует, пока не соберутся в нём все условия и не будут отсутствовать все препятствующие обстоятельства.»
Это правило означает, что хукмы не действуют и не существуют или не бывают полными и, соответственно, из них не вытекают другие хукмы, связанные с первым хукмом, пока не будут присутствовать условия и отсутствовать препятствующие обстоятельства. По-арабски это называется шурут (условия) и мавани’ (препятствия). Если нет шартов или они есть, но присутствует препятствующие обстоятельства, то хукма (законоположения) - нет, и, соответственно, не вытекает из него следствие его, потому что нет шарта или потому что присутствует мани’ (препятствующее обстоятельство). Это нужно понять.
Приведем пример, поняв который, всё остальное будет легко понять. Например, таухид - он даёт все благие плоды, как в этом мире, так и в вечном мире и отстраняет всё зло от нас, но получить все благо и избавиться от зла мы можем только при наличии всех условий и отсутствии всех препятствующих обстоятельств.
Какие шарты нужны для того, чтобы был принят и действителен таухид? Условия эти связаны с сердцем, языком и органами. Что касается языка, то это произнесение слов таухида, и сюда же входят все слова, угодные Аллаhу субханаhу ва та’аля, которые дополняют или делают совершенным произнесение слов таухида. Условия, которые связаны с сердцем - это подтверждение сердцем, убежденность в этом, принятие на веру, правдивость (сыдкъ) в этом, любовь к таухиду и тем, кто исповедует таухид, ненависть к ширку и тем, кто совершает ширк, знание сердцем и убежденность в смысле «ля иляhа илля Ллаh». Это всё шарты таухида, связанные с сердцем. Условия, связанные с органами – подчинение, выполнение действий таухида, т.е. действий внешних и внутренних - всё это шарты.
Теперь разберём препятствующие обстоятельства (мавани’) - это то, что нарушает таухид, всё, что против этих условий и противостоит им или противоположное им или некоторым из них. В основном все препятствующие обстоятельства можно объединить в 3 группы: ширк (придавание Аллаhу сотоварища), бид’а (нововведения в религии), ма’асы (ослушания, грехи). Ширк в свою очередь делится на два вида: акбар (большой) и асгъар (малый). Большой ширк является таким препятствующим обстоятельством к таухиду, который вообще делает таухид недействительным и он отсутствует и уходит полностью. Малый ширк, ересь (бид’а) и остальные прегрешения - они в зависимости от их величины уменьшают достоинство таухида, но не устраняют его полностью. У препятствующих обстоятельств тоже есть свои степени. Итак, какой-то хукм бывает полным и действует, когда есть все шарты и отсутствуют все препятствующие обстоятельства. Некоторые шарты и препятствующие обстоятельства связаны с совершенством хукмов и их полнотой, некоторые вообще делают хукм недействительным. Мы разобрали это на примере таухида.
После того, как мы поняли это правило, нам становится ясно, что когда сказано, например, в хадисе, что, кто говорит «ля иляhа илля Ллаh», то у него будет то-то и то-то, и он будет защищен от того-то и того-то – имеется в виду такой таухид, в котором соблюдены все шарты и отсутствуют все препятствующие обстоятельства (мавани’), а не просто произнесение слов и всё. Или, например всякие тексты, в которых сказано: «кто скажет то-то или совершит то-то и то-то, то ему будет то-то и то-то». Что имеется в виду под словами, «кто скажет что-то» и «сделает что-то»? Имеется в виду - сделает это совершенным образом с соблюдением всех шурутов и отсутствием мавани’. Например, некоторые говорят: «я делаю ду’а, а мне нет ответа от Аллаhа субханаhу ва та’аля». Это потому что в твоём ду’а не выполнены условия или есть препятствующие обстоятельства. Самые главные условия для каждого деяния, это два: ихляс - искренность ради Аллаhа, а второе условие, это чтоб дело было совершенно так, как этого требует сунна.
Возьмем вудуъ: когда можно сказать что вудуъ действительно? В зависимости от того выполнены ли шарты и отсутствуют ли препятствующие обстоятельства, а ими являются в данном случае, вещи, которые нарушают вуду. Если шарты и фарды вудуъ есть, и отсутствуют вещи, которые нарушают вуду, тогда есть вуду. Если, например, у человека есть омовение, и человек совершил вещи, которые нарушают вуду - то мы скажем, вудуъ нет и надо его делать снова.
То же самое намаз: когда есть все его рукны, шарты и когда отсутствуют обстоятельства, которые делают намаз недействительным – тогда намаз действителен.
То же самое касается закята, поста, хаджа, ‘умры и всех других благих дел. Они засчитываются или бывают полными, только при наличии шартов и отсутствии препятствующих обстоятельств.
То же самое касается наследования, человек может быть наследником кому-то если в нём есть необходимые условия и отсутствуют препятствующие обстоятельства в получении им наследства.
Никях, и вообще все другие договоры - если в них есть шарты и отсутствуют препятствующие обстоятельства, тогда они эти договора имеют силу. Примеров можно привести тут много.
Эту основу и правило всегда нужно помнить - в каждом вопросе, в малом, большом и великом, всё время помнить это правило и применять его. Ранее было сказано, что у ду’а есть свои условия и препятствующие обстоятельства, и точно также они есть у любви (махаббаh), страха (хауф), надежды (раджаъ) и покаяния (таубаh).
Пусть Аллаh субханаhу ва та’аля поможет нам выполнять все благие деяния с соблюдением условий и без препятствующих обстоятельств к ним.