"Правила фикха" шейх ас-Са'ди

Аватара пользователя
Ummu_Yahya
Сообщения: 174
Зарегистрирован: 06 ноя 2011, 18:30

Re: Правила фикъhа

Сообщение Ummu_Yahya »

Следующее правило:
والنكـرات فـي سـياق النفــــــي تعطـي العموم أو سياق النهي
«Существительное в неопределенном состоянии в контексте отрицания и запрета
даёт значение «аль-’умум» (всеобщности)
».


Накира – существительное в неопределенном состоянии, т.е. без артикля «аль». Накира - это противоположность ма’рифа. Если вот такое существительное находится в контексте после отрицания или после запрета, то оно тоже указывает на всеобщность и всеохватность. Приведём пример, когда накира приходит в контексте отрицания: нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаhа. Слово «иляh» - накира (в неопределенном состоянии) приводится здесь в контексте отрицания, а это значит - вообще нет никакого божества, достойного поклонения ни на небесах, ни на земле, кроме Аллаhа. Вся божественность и всё поклонение принадлежат только Аллаhу субханаhу ва та’аля. Еще пример: Нет силы (хауль) и мощи (къувваh), кроме как с Аллаhом. Слова «хауль» (сила) и «къувваh» (мощь) - без артикля «аль», значит в неопределенном состоянии и также в контексте отрицания. Это означает, что невозможно из одного состояния перейти в другое, какое бы то ни было состояние, и нет никакой вообще силы на этот переход, кроме как с Аллаhом субханаhу ва та’аля. Или еще пример: «И они не объемлют ничего (щейъ) из Его знания, кроме того, что Он пожелает». (Сура «Аль-Бакъараh», аят 255) Слово «щейъ» (что-то) - накира (в неопределенном состоянии), без артикля «аль» в контексте отрицания. Значит это слово несет всеохватывающий смысл: люди ничего вообще не знают из того, что знает Аллаh субханаhу ва та’аля кроме того, о чем пожелает Аллаh субханаhу ва та’аля им сообщить. Еще пример: «В тот день, когда одна душа (нафс) не будет владеть ничем (щейъ) для другой.» (Сура «аль-Инфитор», 19). Смотрите здесь накира – «щейъ» (какая-то вещь, что-то) и «нафс» (душа). Значит, это слово Аллаhа означает - никто, ни одна душа, ничем не будет владеть для другой в Судный день, т.е. ни одна душа никому ничем не сможет помочь.

Теперь пример накира в контексте запрета: «Не взывай вместе с Аллаhом к другому богу (иляh)» (Сура «аль-Къосос», аят 88) – слово «иляh» в контексте запрета в состоянии накира, значит вообще ни к кому и ни к каким божествам не взывай наряду с Аллаhом субханаhу ва та’аля. Также: «Поистине места поклонения принадлежат Аллаhу, поэтому не взывайте и не поклоняйтесь наряду с Аллаhом никому (ахада)» (Сура «Аль-Джинн», аят 18) – слово «ахад» в состоянии неопределенном (накира), без артикля «аль», значит ни к кому вообще не взывай помимо Аллаhа. Еще пример: «Не говорите ни про какую вещь (щейъ): «я сделаю это завтра», не сказав, если пожелает Аллаh.» (Сура «аль-Каhф», 23,24). Слово «щейъ» - в неопределенном состоянии в контексте запрета, значит, это слово несет всеохватывающий смысл: «абсолютно ни про какую вещь не говорите…» Это то, что касается этого правила.

Следующее правило:
كـذلك مـن ومــــــا تفيدان معًا كل العمـــــوم يا أُخيَّ فاسمعا
«Слова «ман» и «ма», также дают значение полного обобщения, о, мой брат, послушай».


Здесь идёт речь о словах «ман» (кто) и «ма» (что) - они также дают значение обобщения «истигъракъ» (всеохватывания, всеобщности)». Приведём примеры: «Аллаhу принадлежит то (ма), что на небесах и то (ма), что на земле» - слово «ма» означает всеохватность, т.е. - всё, что на небесах и на земле, всё до мельчайших частиц принадлежит Аллаhу субханаhу ва та’аля. Еще пример: «Кто (ман) совершает благое дело из мужчин или женщин, и он при этом верующий, то Мы дадим ему благую жизнь» (Сура «ан-Нахль», аят 97) - здесь имеется в виду всякий, любой. Также пример: «Кто (ман) более правдив, чем Аллаh Своими словами?!» (Сура «ан-Нисаъ», аят 87) - слово «ман» несет всеохватывающий смысл и это означает, что нет никого, более правдивого речами, чем Аллаh. Или: «А тот, кто будет подчиняться Аллаhу и Его посланнику, того введёт Он в сады, под которыми текут реки» (Сура «аль-Фатх», аят 17) - всякий кто будет подчиняться Аллаhу и Его посланнику. И еще много других примеров можно привести.

В хадисах тоже действует это правило, например в словах пророка ‘алейhи ссоляту ва ссалям: «Нисходит наш Господь каждую ночь на ближайшее небо и говорит: кто (ман) призовёт Меня и воззовёт ко Мне, и Я отвечу ему, кто (ман) попросит Меня и Я дам ему, кто (ман) попросит Меня о прощении и Я прощу ему.» (Аль-Бухари (1145) и Муслим (168)) В других хадисах, где есть слово существительное «ман», пророк да благословит его Аллаh и да приветствует, говорит, что, кто сделает то-то, тому будет то-то и т.д. – всё это тоже входит в данное правило.

Это были примеры слово «ман», а теперь приведем примеры со словом «ма». Аллаh, субханаhу ва та’аля, говорит: «Аллаhу принадлежит то, что на небесах и то, что на земле» (Сура «аль-Бакъараh», аят 284), «Что бы вы ни потратили, Аллаh, субханаhу ва та’аля, даст этому замен и увеличит это» (Сура «Саба», аят 39). И смысл слова «ма» - всеохватывающий, т.е. например слово Аллаhа: «Что дал вам пророк берите, а от чего удержал от того воздержитесь» (Сура «аль-Хашр», аят 7), означает - всё что приказал пророк надо выполнять, а всё, что запретил надо от этого удержаться. Рассмотрев эти аяты, и, изучив это правило, мы поймем насколько это важное правило, и какую широкую дверь к пониманию Къуръана и Сунны оно открывает.

Следующее правило
ومثلــه المفـرد إذ يضـــــــاف فأفهم هديت الرشد ما يضاف
«Единственное число в изафетном сочетании также дает значение всеобщности,
да наставит тебя Аллаh!
»
Что такое изафетное сочетание? Изафетное сочетание (идофа) – это оборот принадлежности чего-то к чему-то, например, книга студента, рука Аллаhа и т.д. Так вот, существительное в единственном числе, если оно стоит в контексте изафетного сочетания также даёт значение всеобщности смысла. Например, Всевышний Аллаh говорит: «Но о милости твоего Господа рассказывай» (Сура «ад-Духа», аят 11). Милость Господа (ни’маh) – это изафетное сочетание – милость относится к Господу, значит это даёт значение всеобщности: о всех милостях Аллаhа, субханаhу ва та’аля, рассказывай. Также Аллаh, субханаhу ва та’аля, говорит: «А если начнёте считать милости Аллаhа - не сочтёте их» (Сура «ан-Нахль», аят 18), т.е. все милости Аллаhа, субханаhу ва та’аля, касающиеся этого мира - как мирские, так и религиозные. В Къуръане и в Сунне Аллаh субханаhу ва та’аля обращается: «О, Мои рабы» - и здесь рабы относятся к местоимению первого лица (‘ибади), и это означает, что Аллаh обращается ко всем Своим рабам. В Сура «Аль-Исра» (аят 13) Аллаh, субханаhу ва та’аля, говорит: «Пресвят Тот, Который перенёс раба Своего (‘абдиhи) из запретной мечети в мечеть отдаленнейшую» - здесь слово ‘абд в единственном числе в изафетном сочетании, и это означает, что оно не даёт значение всеобщности (‘умум) и имеется в виду только пророк Мухаммад, да благословит его Аллаh и да приветствует. Не все же рабы были перенесены из запретной мечети в мечеть отдаленнейшую – значит, речь идёт о пророке Мухаммаде, да благословит его Аллаh и да приветствует, и это изофетное сочетание даёт значение всеобъемности смысла и его предельности, т.е. Пророк, да благословит его Аллаh и да приветствует, - это не просто раб, а раб, который выполнил всё, что включает в себя понятие «быть рабом Аллаhа, субханаhу ва та’аля». И такой же смысл несут слова Аллаhа, субханаhу ва та’аля: «Благословен Тот, Который ниспослал различение Своему рабу». (Сура «аль-Фуркъан», аят 1)

Дальше говорит автор рахимаhуЛлаh:
ولا يتـم الحكم حتى تجتمــــع كل الشروط والمـــوانع ترتفع
«Законоположение не действует, пока не соберутся в нём все условия и не будут отсутствовать все препятствующие обстоятельства.»
Иначе говоря, это правило о необходимости наличия условий и отсутствия препятствующих обстоятельств. Это крупное и важное правило и тот, кто поймёт это правило, получит большую пользу и откроется для него большая и широкая дверь к пониманию шари’атских текстов с абсолютным значением. Если у кого-то есть какая-то неясность, то для него знание этого правила позволит устранить её.

Это правило означает, что хукмы не действуют и не существуют или не бывают полными и, соответственно, из них не вытекают другие хукмы, связанные с первым хукмом, пока не будут присутствовать условия и отсутствовать препятствующие обстоятельства. По-арабски это называется шурут (условия) и мавани’ (препятствия). Если нет шартов или они есть, но присутствует препятствующие обстоятельства, то хукма (законоположения) - нет, и, соответственно, не вытекает из него следствие его, потому что нет шарта или потому что присутствует мани’ (препятствующее обстоятельство). Это нужно понять.

Приведем пример, поняв который, всё остальное будет легко понять. Например, таухид - он даёт все благие плоды, как в этом мире, так и в вечном мире и отстраняет всё зло от нас, но получить все благо и избавиться от зла мы можем только при наличии всех условий и отсутствии всех препятствующих обстоятельств.

Какие шарты нужны для того, чтобы был принят и действителен таухид? Условия эти связаны с сердцем, языком и органами. Что касается языка, то это произнесение слов таухида, и сюда же входят все слова, угодные Аллаhу субханаhу ва та’аля, которые дополняют или делают совершенным произнесение слов таухида. Условия, которые связаны с сердцем - это подтверждение сердцем, убежденность в этом, принятие на веру, правдивость (сыдкъ) в этом, любовь к таухиду и тем, кто исповедует таухид, ненависть к ширку и тем, кто совершает ширк, знание сердцем и убежденность в смысле «ля иляhа илля Ллаh». Это всё шарты таухида, связанные с сердцем. Условия, связанные с органами – подчинение, выполнение действий таухида, т.е. действий внешних и внутренних - всё это шарты.

Теперь разберём препятствующие обстоятельства (мавани’) - это то, что нарушает таухид, всё, что против этих условий и противостоит им или противоположное им или некоторым из них. В основном все препятствующие обстоятельства можно объединить в 3 группы: ширк (придавание Аллаhу сотоварища), бид’а (нововведения в религии), ма’асы (ослушания, грехи). Ширк в свою очередь делится на два вида: акбар (большой) и асгъар (малый). Большой ширк является таким препятствующим обстоятельством к таухиду, который вообще делает таухид недействительным и он отсутствует и уходит полностью. Малый ширк, ересь (бид’а) и остальные прегрешения - они в зависимости от их величины уменьшают достоинство таухида, но не устраняют его полностью. У препятствующих обстоятельств тоже есть свои степени. Итак, какой-то хукм бывает полным и действует, когда есть все шарты и отсутствуют все препятствующие обстоятельства. Некоторые шарты и препятствующие обстоятельства связаны с совершенством хукмов и их полнотой, некоторые вообще делают хукм недействительным. Мы разобрали это на примере таухида.

После того, как мы поняли это правило, нам становится ясно, что когда сказано, например, в хадисе, что, кто говорит «ля иляhа илля Ллаh», то у него будет то-то и то-то, и он будет защищен от того-то и того-то – имеется в виду такой таухид, в котором соблюдены все шарты и отсутствуют все препятствующие обстоятельства (мавани’), а не просто произнесение слов и всё. Или, например всякие тексты, в которых сказано: «кто скажет то-то или совершит то-то и то-то, то ему будет то-то и то-то». Что имеется в виду под словами, «кто скажет что-то» и «сделает что-то»? Имеется в виду - сделает это совершенным образом с соблюдением всех шурутов и отсутствием мавани’. Например, некоторые говорят: «я делаю ду’а, а мне нет ответа от Аллаhа субханаhу ва та’аля». Это потому что в твоём ду’а не выполнены условия или есть препятствующие обстоятельства. Самые главные условия для каждого деяния, это два: ихляс - искренность ради Аллаhа, а второе условие, это чтоб дело было совершенно так, как этого требует сунна.
Возьмем вудуъ: когда можно сказать что вудуъ действительно? В зависимости от того выполнены ли шарты и отсутствуют ли препятствующие обстоятельства, а ими являются в данном случае, вещи, которые нарушают вуду. Если шарты и фарды вудуъ есть, и отсутствуют вещи, которые нарушают вуду, тогда есть вуду. Если, например, у человека есть омовение, и человек совершил вещи, которые нарушают вуду - то мы скажем, вудуъ нет и надо его делать снова.

То же самое намаз: когда есть все его рукны, шарты и когда отсутствуют обстоятельства, которые делают намаз недействительным – тогда намаз действителен.

То же самое касается закята, поста, хаджа, ‘умры и всех других благих дел. Они засчитываются или бывают полными, только при наличии шартов и отсутствии препятствующих обстоятельств.

То же самое касается наследования, человек может быть наследником кому-то если в нём есть необходимые условия и отсутствуют препятствующие обстоятельства в получении им наследства.

Никях, и вообще все другие договоры - если в них есть шарты и отсутствуют препятствующие обстоятельства, тогда они эти договора имеют силу. Примеров можно привести тут много.

Эту основу и правило всегда нужно помнить - в каждом вопросе, в малом, большом и великом, всё время помнить это правило и применять его. Ранее было сказано, что у ду’а есть свои условия и препятствующие обстоятельства, и точно также они есть у любви (махаббаh), страха (хауф), надежды (раджаъ) и покаяния (таубаh).

Пусть Аллаh субханаhу ва та’аля поможет нам выполнять все благие деяния с соблюдением условий и без препятствующих обстоятельств к ним.
Аватара пользователя
Ummu_Yahya
Сообщения: 174
Зарегистрирован: 06 ноя 2011, 18:30

Re: Правила фикъhа

Сообщение Ummu_Yahya »

Следующее правило:
ومـن أتى بما عليه من عمـل قد استحق ما لــه على العمل
«Тот, кто сделал возложенное на него дело, заслуживает то, что полагается за это дело.»


Это очень полезное правило. Это правило означает, что если из какого-либо деяния человека вытекает какая-то награда или результат, то человек заслуживает этой награды и этого результата только если он совершит само дело, из которого вытекает эта награда. Пример этого: вопрос, касающийся аренды - может ли арендодатель рассчитывать на арендную плату, если человеку не было дано то, что он арендовал? Нет, потому что мы сказали, что полагающееся даётся человеку за какое-то дело. Другой пример, может ли человек рассчитывать на зарплату, если он не делает то, что он должен был делать? Нет, пока он не выполнит свои обязанности. Особенность этого правила в том, что если человек сделал какую-то часть дела, он и заслуживает соответствующую часть полагающегося ему. Можно привести все другие условия, которые есть в торговых договорах, никяхе или в подобных вещах, т.е. человек может рассчитывать на то, что ему должны лишь в том случае, если он выполняет все условия. В это правило входят и все ‘ибадаты: может ли человек рассчитывать на награду Аллаhа субханаhу ва та’аля (саваб) за свои деяния поклонения? Может, по мере того, что вытекает из деяний – ему полагается награда, в зависимости от того, как он совершил это поклонение: если он совершил его полностью, то получает полную награду, а если не сделал полностью, то получает столько, сколько совершил.

Следующее правило:
ويفعل البعض من المأمــــور إن شق فعل سائـــــر المأمور
«Если сделать приказанное полностью трудно, то делается его часть.»


Если Аллаh, субханаhу ва та’аля, приказал человеку какое-то дело, обязательное или желательное, то человек либо может сделать приказанное полностью, либо вообще не может его сделать, либо может сделать только часть приказанного, а другую часть не может. Если человек может сделать какую-то вещь приказанную полностью, значит, он должен сделать полностью, а если не может сделать полностью, тогда он не должен его делать полностью, т.е. с него спадает обязанность, если он не может сделать полностью. А что касается награды за это деяние, то если у него было твердое намерение сделать это (т.е. если бы я мог сделать это, то я бы сделал), то в таком случае мы говорим: награда в зависимости от его намерения, а если у него не было намерения, тогда нет ему награды за это. Если же человек не может сделать часть приказанного, но может сделать другую его часть, тогда он должен сделать то, что он может, а за то, что не может с него спадает обязанность. Доказательство на это – пророк, да благословит его Аллаh и да приветствует, говорит: «Если я вам приказываю какое-то дело, то делайте из него то, что вам по силам» (Аль-Бухари (7688), Муслим (1337)). Например, у человека есть немного воды, но ему этого недостаточно, чтобы взять полностью омовение, тогда он использует на столько насколько ему хватит, а то, на что не хватило - на эти органы он делает тайаммум. Или, например, человек не может выполнять намаз стоя, тогда мы говорим, что он может выполнять его сидя, а если не может сидя, то выполняет лёжа, а если он часть намаза может стоять, а другую часть не может, тогда мы говорим, там где можешь - стой, а там, где не можешь - с тебя обязанность спадает стоять из-за твоего бессилия. То же самое касается закята, садакъатуль фитр, нафакъаh в отношении тех, на кого ты должен расходовать: сначала начни с себя, а потом самым близким и дальше по мере того, как ты можешь. Относительно обрядов хаджа действует то же самое правило - делаешь то, что можешь из них, а если не можешь, то кого-то уполномачиваешь и он за тебя делает. Пример еще - приказ одобряемого и удержание от порицаемого: если можешь - изменяешь рукой, не можешь - языком, а если и это не можешь - тогда сердцем. Сюда входят вообще все виды поклонения: если человек не может сделать какую-то часть, то он делает то, что он может. Исключением является пост (саум) и подобные неделимые виды поклонения, т.е. такие виды поклонения, где человек не может выполнить часть, а часть не выполнять. Например, если человек может поститься полдня, а на остальные полдня нет у него сил, тогда мы же не скажем ему - полдня постись, а полдня отпускай пост и с тебя спадает обязанность. Нет, потому что это целостный вид поклонения, который не делится на части.

Следующее правило:
وكل ما نشأ عن المـــــــأذون فذاك أمر ليس بـــــالمضمون
«Все, что сделано по разрешению не накладывает ответственности»


Это значит, что если человек сделал что-то, что было ему позволено либо шари’атом, либо самим человеком или хозяином этой вещи, и из-за этого разрешенного действия что-то произошло, то тогда человек не несёт ответственности, поскольку он сделал то, что ему было разрешено.

Соответственно, мы отсюда делаем обратный вывод, потому что это правило в обратном направлении тоже действует: значит если человек сделал дело, которое не было разрешено ему и из-за этого что-то случилось, то в этом случае он несёт ответственность.

Суть этого правила: то, что случилось и произошло в результате совершения разрешенного, оно следует за этим разрешенным и то, что случилось и произошло в результате неразрешенного - следует за этим неразрешенным.

Как это понять? Приведём пример: человек отрезал другому руку, и в результате этого погиб человек, или пришли в негодность другие части органов и пострадало сверх отрезанного им – за то, что произошло сверх этого, он несёт ответственность или нет? Мы должны посмотреть - само основное деяние по разрешению было совершено или нет? Значит, если человек отрезал эту руку, потому что это был къасас (возмездие) или хадд (наказание за воровство к примеру), то в таком случае, за то, что случилось сверх этого, человек, отрезавший руку ответственности не несёт, потому что деяние его было дозволено. А если же это было преступление - он отрезал руку не по праву, то в таком случае он несёт ответственность за всё, что он сделал и всё, что в результате этого случилось дальше.

Другой пример, если человек совершил сношение со своей женой, и в результате этого произошло что-то нежелательное со здоровьем жены, то в таком случае, человек не несёт ответственность (доман). Если с такой как она можно совершать половое сношение, значит, он не несёт ответственность, потому что это деяние, которое было ему разрешено шари’атом, а если жена из таковых, с которой нельзя совершать половое сношение, то тогда муж несёт ответственность. Приведём еще один пример: человек положил камень на дорогу или вырыл колодец, и потом, прохожий человек или животное ударились или в яму упали, и что-то с ними случилось, то мы смотрим – дозволено ли было ему рыть? Мы говорим, что причина дозволенности может быть шари’атская или причина от хозяина - если это было дозволено, к примеру, для пользы мусульман, то в таком случае человек не несёт ответственности, а если это было без разрешения, т.е. он был преступившим, то в таком случае он несёт ответственность.

Из этого правила вытекает, что за последствия поклонения человек получает награду. Это производное от этого правила, которое мы сейчас учили. Если например, выполнение поклонения было связано с чем-то неприятным или с какими-то трудностями (например, запах изо рта постящегося, который не любят люди), то в таком случае мы говорим, что за результат действия, которое само по себе является угодным Аллаhу, субханаhу ва та’аля, человек получает награду, а за результат действия, которое является прегрешением человек несёт ответственность. Т.е. то, что следует за запрещенным - оно точно такое же, как и само запрещенное.

Сюда же к этому правилу можно отнести такую вещь, как гнев: если этот гнев ради Аллаhа, субханаhу ва та’аля, и человек что-то сказал или сделал недозволенное, истолковав или проявив иджтиhад, но это было по причине гнева именно ради Аллаhа, субханаhу ва та’аля, то человеку прощается. Вот, например, ‘Умар, радыяЛлаhу ‘анhу, что сказал когда привели Хатыба ибну Аби Бальта’а и нашли письмо, в котором он писал къурайшитам, что пророк, да благословит его Аллаh и да приветствует, собирается идти походом на Мекку? ‘Умар сказал про него: «Поистине, он - мунафикъ». (Аль-Бухари (3007), Муслим (161)) Он сказал на верующего «мунафикъ», хотя так нельзя было говорить. Но ведь он сказал это по причине гнева ради Аллаhа, субханаhу ва та’аля, поэтому не на нем реха за это. Или когда была история подписания Худайбийского мира (Аль-Бухари (2731-2732).), ‘Умар тоже там возражал пророку да благословит его Аллаh и да приветствует. Можно ли возражать пророку, да благословит его Аллаh и да приветствует? Нет, но он разгневался ради Аллаhа, субханаhу ва та’аля, гневался, думая, что что-то неправильно происходит - в таком случае прощается ему, в отличие от человека, который следует за своей страстью или за какими-то другими устремлениями души, национализм или еще что-то. В таком случае человек наказывается и несёт ответственность за те слова и действия, которые он совершает, ведь гневался он не ради Аллаhа, субханаhу ва та’аля, а ради национализма и т.п. Проверено.

Следующее правило:
وكــل حـكم دائـر مـع علتــــه وهي التي قد أوجبت لشرعيته
«Каждое законоположение действует, пока есть его мотив, то есть то, что стало причиной установления шари’атом данного хукма»


Это правило: хукм существует, пока существует его мотив, когда пропал мотив - уходит и хукм. Мотив (‘илляh) – это то, из-за чего был установлен этот хукм.
Можно привести тут много примеров. Например, появление у человека трудностей с выполнением какого-то поклонения, становится мотивом для хукма облегчения ему этого поклонения. Если человек путник, то он совершает сокращенно намазы и обтирает хуффы или носки трое суток, вместо одних. То же самое при совершении поста, в хадже или при выплате закята, совершении ‘умраh и т.д. Если есть трудность, то трудность в данном случае мотив, тогда есть хукм облегчения, а если нет трудностей, то нет хукма облегчения.

Сюда в качестве примера можно привести таклиф. Таклиф – это когда человек уже несёт ответственность за выполнение ваджибов и оставление харамов. Таклиф определяется совершеннолетием и наличием у человека ‘акъля (разума). Обязанность выполнения поклонения, действительность договоров, которые заключает человек, ответственность за совершение каких-то преступлений и обязательство применения шари’атских видов наказаний - всё это зависит от таклифа: есть он или нет. Если есть таклиф, то налагаются на него обязанности поклонения и возможно применение к нему наказаний, а если нет таклифа, то нет этого всего. Например, Ислям - это шарт (условие) для того, чтобы поклонения были действительными. Здесь хукм - действительность поклонения, а мотив – Ислям. Есть Ислям (т.е. если человек мусульманин) - действительны его поклонения, а если нет Исляма, то недействительны поклонения, совершаемые человеком (т.е. поклонение немусульманина не принимается Аллаhом, субханаhу ва та’аля). Под это правило можно подвести все условия хукмов.
Аватара пользователя
Ummu_Yahya
Сообщения: 174
Зарегистрирован: 06 ноя 2011, 18:30

Re: Правила фикъhа

Сообщение Ummu_Yahya »

Следующее правило:
وكــل شــرط لازم للعــــــــاقد فـي البيــع والنكاح والمقاصـد
إلا شــروطا حــــــللت محرمـا أو عكسـه فبـاطلات فاعلمـــا
«Каждое условие в договоре, будь-то торговля, брак или другие цели, нужно выполнять, кроме договора, который разрешает запрещенное или наоборот запрещает разрешенное,
знай, что такие условия - недействительны
»


Это тоже важное правило, оно касается шурутов (условий) договоров, как правильных, так и неправильных. Мы знаем, что все условия в договоре, бывают двух видов: достоверные (сахихаh) и недостоверные (батыляh). Что касается действительных условий, то это когда две стороны, заключающие договор сошлись на том, что будут соблюдаться эти условия либо в одностороннем порядке, либо в двухстороннем, и при этом в них есть польза и нет шари’атского запрета. Сюда входят все условия в торговле, аренде или условия, связанные с залогом, с договором никяха и все другие. Это правило говорит о том, что условия нужно выполнять, а если не выполняются условия какой-то стороной, то соответственно другая сторона имеет право на расторжение договора. Условие может быть либо словесное, либо шари’атское, либо ‘урфий (т.е. в традиции так принято, что это условие есть и оно должно соблюдаться).
А что же касается условий недействительных, то это такие, которые связаны с тахримуль-халяль (запрещение разрешенного Аллаhом) или тахлилюль-харам (разрешение запрещенного Аллаhом). Сюда входят все запрещенные условия в торговле, аренде, с залогом, в никяхе и т.д. Это что касается этого правила, т.е. основа в условиях, что их нужно соблюдать и, что они должны быть действительны, т.е. не должны быть батыляh, не должны быть связаны с нарушением границ шари’ата.

Следующее правило:
تستعمل القرعة عند المبهــم من الحقوق أو لــــدى التزاحم
«Когда есть неясность в правах и не разрешимые спорные ситуации, то применяется жребий»


Т.е. когда неизвестно - кто имеет право на какую-то вещь, кто обладатель этого права, и ни у той ни у другой стороны нет каких-то преимуществ, чтобы сказать, что он имеет право на это, или когда возникают спорные ситуации в каких-то вопросах, и нельзя отдать предпочтение какой-то стороне, то в таком случае применяют в шари’ате къур’а (жребий). Во многих вопросах применяется это правило, например, азан, чтение икъамы, или быть имамом в намазе, в погребальном намазе. Если никто из претендующих не имеет больше прав, и нельзя сказать, что этот человек более достоин, чем другой, то в таком случае применяется жребий. Еще можно привести примеры: двое нашли какую-то вещь (люкъотаh – находка), нашли это вместе или спор из-за какого-то места и оба имеют одинаковые права и нельзя разрешить иначе, нет преимущества ни у того, ни у другого, тогда применяется аль-къур’а (жребий). Или человек дал развод жене и не знает - какой из них - это называется неизвестностью, неясностью (мубhам), в таком случае тоже применяется жребий. Или человек дал развод одной из жен, а потом забыл какой, или человек освободил одного из своих рабов, но не определил кого - тоже жребий применяется. Во многих вопросах применяется это правило. (См. по этому вопросу полезную книгу имама ибнуль-Къаййима «Турукъуль-Хакимийяh»)

Следующее правило:
وإن تساوى العملان اجتمعـا وفعـل إحداهمـا فاســـــــــتمعا
«Если есть два одинаковых деяния, то они объединяются и совершается одно из них, послушай!»


Если есть два деяния одного вида и если второе деяние оно будет считаться выполненным, путём совершения первого и действия в этих деяниях одинаковы, то тогда второе входит в первое. Это правило применяется узко, т.е. не во всех вопросах, и его нужно понимать правильно. Например, если человек вошел в мечеть, совершил два рак’ата сунны перед утренним намазом, и при этом хотел, чтобы это было одновременно и тахиятуль-масджид (молитва, совершаемая при входе в мечеть), то в таком случае эти два рак’ата являются для него сунной фаджр и снимают с него ответственность за тахиятуль-масджид. Или человек всё время, когда берёт вуду, потом совершает два рак’ата намаза, и если в очередной раз человек взял вуду и совершает дополнительный намаз (ратибаh), который совершается перед обязательным намазом, например, те же два рак’ата перед обязательной утренней молитвой и при этом он имеет намерение, что это будет и намаз после вуду, то тогда снимается ответственность с него за это тоже. Или человек, который совершает ‘умру, пришел и начал с тавафа (обход вокруг Ка’бы) ‘умры, а еще нужно сделать тавафуль-къудум (обход прибытия), и если он сразу совершил таваф ‘умры, то этот таваф ‘умры снимает ответственность за тавафуль-къудум. Это не значит, что например, если есть два обязательных намаза: зуhр и ‘аср, и они совершаются одинаково, то мы берём и один вводим в другой и говорим, я имел два намерения совершить тот и этот. Нет, так нельзя. Потому что это два разных намаза и выполнение одного из них не снимает ответственность за выполнение другого никак. Человек хотел совершить какую-то сунну, пусть это будет два рак’ата сунны после ‘иша и одновременно сделал намерение, чтобы ему это засчиталось как 2 рак’ата витр намаза – так тоже нельзя. Когда есть какие-то намазы или какие-то обряды поклонения, связанные с какой-то причиной, и при этом человек совершает подобного рода поклонения, тогда другое похожее на него входит туда. Это правило применяется в некоторых случаях.

Следующее правило
وكـل مشـغول فلا يشـــــــغل مثالــــــــه المرهون والمسبل
«Занятое не занимается,
например пожертвованное в благотворительных целях или заложенное.»


Это правило означает, что если какая-то вещь занята для каких-то целей, то использовать её для других целей нельзя, пока она от этой цели не освободится. К примеру, залог: человек берёт в долг и оставляет залог у того, у кого он взял в долг, может ли он взять и продать этот залог другому? Говорит: у меня есть часы (которые заложил у него кто-то) и я тебе их продаю. Может? Нет! Занятое не занимается, эти часы заняты тем, что они являются залогом и заявлять другим, что это товар - нельзя. То же самое можно сказать о том, что пожертвовано в благотворительных целях: если человек отдал эту землю как вакъф, чтобы, например, этим садом пользовались и ели из него бедные, то он не имеет право продавать, дарить или отдавать его в залог, потому что занятое не занимается. Или, например, человек, которого ты нанял именно на определенный срок, на день или на час, для совершения какой-то работы, то в это время никто не имеет право приходить и перенанимать его. Потому что его время занято тем, кто нанял его. Или дом, сданный в аренду: ты не имеешь право сдавать его в аренду кому-то другому, пока не кончится срок аренды. Всё, что занято по праву не может быть занято чем-то другим, пока не будет выполнено первое право.
Аватара пользователя
Ummu_Yahya
Сообщения: 174
Зарегистрирован: 06 ноя 2011, 18:30

Re: Правила фикъhа

Сообщение Ummu_Yahya »

Следующее правило:
ومـن يـؤد عن أخيه واجبــا لـــــه الرجوع إن نوى يطالبا
«Кто выполнит за своего брата какую-то обязанность, то имеет право требовать себе возвращение потраченного.»


Если, например, на каком-то человеке есть долг, который он обязан выплатить и другой человек взял и за него уплатил этот долг с намерением, что тот должник вернёт ему то, что он потратил, то в таком случае тот, за кого он уплатил должен ему вернуть потраченное. Сюда входят все долги, как касающиеся долгов людям: взял деньги в долг, ссуда, за товар должен уплатить, обязательное содержание, которое он должен был дать и кто-то за него отдал жене с намерением, что ему вернут, или содержание рабов, близких или животных. Сюда же входит и когда человек, который выступает гарантом и поручителем за кого-то, даёт за того, за кого он поручился или выступил гарантом то, что он должен - в таком случае, даже если тот не разрешил ему дать за него, а он дал с намерением что ему вернут, то тогда ему нужно возвращать. Но это при условии, что человек имел намерение, что ему вернут. Если же он дал с намерением, что ему не будут возвращать, отдал ради Аллаhа субханаhу ва та’аля, то тогда награда его на Аллаhе, но он не имеет право требовать, чтобы ему возвратили то, что он уплатил. Всё то, что мы сказали, касается, конечно тех вещей и долгов, которые не нуждаются в нийяh со стороны должника, т.е. если он кому-то должен денег или должен жене содержание и другой пришел за него дал без его разрешения, с намерением что ему потом вернут, то человек должен ему дать, и здесь не нужно намерения со стороны того, который был должен жене дать нафакъаh. А если это вопрос где нужно намерение, то здесь это правило не действует. Например, закят или каффараh (искупление за что-то). Нельзя за кого-то это дать без его разрешения и его намерения. Потому что в данном случае, без его разрешения и без его намерения, это (например, уплата за кого-то закята) не будет действительным и не будет погашением долга и снятием с человека ответственности, потому что тут нужно намерение должника.

Последнее правило:
والوازع الطبعي عن العصيان كـالوازع الشرعي بلا إفطان
«Естественные удерживающие причины, несомненно, такие же, как и шари’атские»

Удерживающие причины – это что-то такое, что заставляет человека не делать какое-то деяние. Мы знаем, что Аллаh субханаhу ва та’аля запретил Своим рабам совершение каких-то мухаррамов (запрещенных вещей) в качестве защиты для нас от зла и, чтобы мы оставили совершение этого харама, который является для нас злом. Аллаh субханаhу ва та’аля установил для нас специальные причины для того, чтобы мы оставили удерживающие причины. Удерживающие причины могут быть естественными и шари’атскими. Такие запретные вещи, к которым стремятся наши души и хотят их - для них Аллаh субханаhу ва та’аля установил шари’атские удерживающие причины. Например, человеку предположим сладостно прелюбодеяние, поэтому Аллаh субханаhу ва та’аля устанавливает здесь удерживающую причину - наказание (хадд) за это преступление. Наказание может быть легким или тяжелым в зависимости от преступления. Есть такие харамы, для которых даже шари’атские удерживающие причины не нужны, и человек сам от них отстраняется. Здесь удерживающая причина – естественная (ат-тоби’и), поэтому Аллаh субханаhу ва та’аля не установил за них какие-то специальные хадды, т.е. Аллаh субханаhу ва та’аля ограничился здесь естественным удерживающим началом, естественными удерживающими причинами – это то, что душа не хочет и человек сам уходит от этого. Например, есть наджасу: какой человек захочет есть и пить наджасу или яд?! Поэтому шари’ат и не установил специальные наказания за это, и нет хадда за поедание наджасы или за употребление яда, но как и за всякие другие прегрешения и ослушания, за это может быть та’зир, т.е. имам может наказать по своему усмотрению, но специально шари’ат не установил какого-то шари’атского удерживающего начала и удерживающей причины, т.е. наказания.

И в конце автор говорит:
والحـمد للـه علـى التمــــــــام فـــــي البدء والختام والدوام
ثـم الـصلاة مع سلام شائــــع على النبـــي وصحبه والتابع
«Хвала Аллаhу, позволившему закончить этот труд, хвала Ему в начале, в середине и в конце, а затем благословение, повсеместно распространяющийся мир пророку, сподвижникам и всем последователям.»

Аллаhу субханаhу ва та’аля воздается хвала в начале всех дел, в процессе их совершения и в конце всех дел. Восхваление Аллаhа субханаhу ва та’аля становится причиной того, что Аллаh субханаhу ва та’аля увеличивает для нас Свою щедрость и Свою милость, увеличивается баракаh, растёт то, что дал нам Аллаh субханаhу ва та’аля из милостей, и эта причина того, что Аллаh защищает нас от всяких неприятностей и от всяких бед, а также позволяет нам использовать в наилучшем виде то, что Он нам дал. Просим Аллаhа субханаhу ва та’аля, милость Которого настолько велика, что грехи наши по сравнению с ней меркнут и исчезают, чтобы Он сделал этот наш труд полезным для нас и для всех мусульман, для нашей земной и вечной жизни.
Аватара пользователя
Ummu_Yahya
Сообщения: 174
Зарегистрирован: 06 ноя 2011, 18:30

Re: Правила фикъhа

Сообщение Ummu_Yahya »

Хвала Аллаhу по милости Которого совершаются благие дела.
Вот ссылка на книгу в ворде:
Qowa'id.rar
(177.49 КБ) 1087 скачиваний
tadriis
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 02 фев 2012, 01:53

Re: Правила фикъhа

Сообщение tadriis »

http://ifolder.ru/28458356 аудио матн правило фикха
Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3567
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: www.instagram.com/asar.dom

Re: "Правила фикха" шейх ас-Са'ди

Сообщение salyafit_07 »

ас-Саляму 'аляйкум уа рахмату-Ллахи уа баракятух!

По милости Аллаха выставляется собранные в один файл "Правила фикъха".

Формат файла типа "Справка" - CHM.

Этот формат удобен тем, что документы собираются в одном файле, есть содержание. Теперь есть "Поиск". Весь шрифт переведен в "Verdana" (Verdana является самым безопасным для зрения экранным шрифтом — к такому выводу пришли ученые из Лаборатории зрительной эргономики в США в 2010 году. Оптимальный для глаз размер экранного шрифта — 10–12 пунктов. При чтении текстов, набранных шрифтом Verdana, глазные мышцы испытывают наименьшее напряжение, установили исследователи. Это помогает избежать близорукости и «синдрома компьютерного зрения», который возникает у людей, много времени проводящих за компьютером).

Скачать можно отсюда: Скачать. Размер: 153 кб.

Нужно просто запустить файл. По-моему на мобильных телефонах и КПК при соответствующей программе этот формат тоже открывается без проблем.

Если есть какие-то замечания, то просьба написать. Можно добавить еще. Ин шаа Ллах по остальным разделам тоже будут такие сборки.

джазакуму-Ллаху хайран!

Скриншот:
Вложения
phpZOcxnQAM.jpg
AbuMuhammad1
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 30 ноя 2008, 00:42

Re: "Правила фикха" шейх ас-Са'ди

Сообщение AbuMuhammad1 »

Ассаламу алайкум. Брат я немогу открит файл! Там написано: Navigation to the webpage was canceled
Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3567
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: www.instagram.com/asar.dom

Re: "Правила фикха" шейх ас-Са'ди

Сообщение salyafit_07 »

AbuMuhammad1 писал(а):Ассаламу алайкум. Брат я немогу открит файл! Там написано: Navigation to the webpage was canceled
уа'аляйкум ас-Салям уа рахмату-Ллахи уа баракятух!

Попробуй, брат, сделать так: нажать на самом фале правой кнопкой и выбрать "Свойства", там внизу справа должна быть кнопка "Разблокировать".
Нажать ее, потом "Ок". А потом можно открывать. ))

Видимо это сделано в целях безопасности, т.к. файл скачан и система предохраняет от возможного негативного воздействия файла, а родные открывает потому, что они ее - системные. ))

джазакуму-Ллаху хайран!
salma
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 12 ноя 2008, 16:52

Re: Правила фикъhа

Сообщение salma »

Screenshot_9.jpg
Screenshot_9.jpg
Ummu_Yahya писал(а):Хвала Аллаhу по милости Которого совершаются благие дела.
Вот ссылка на книгу в ворде:
Вложение Qowa'id.rar больше недоступно
ASSALAMU ALEYKUM WA RAHMATULLAHI WA BARAKATUH-ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА ВАШУ РАБОТУ.
при скачивании с данной ссылки в папке нет файлов.
salma
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 12 ноя 2008, 16:52

Re: "Правила фикха" шейх ас-Са'ди

Сообщение salma »

assalamu aleikum.
можно качать отсюда пока.
http://vk.com/doc185676793_364337321

это конец книги или продолжение следует?
barakallahu fik
Аватара пользователя
Abu 'Ubaidullah
Сообщения: 47
Зарегистрирован: 18 мар 2013, 17:17

"Правила фикха" шейх ас-Са'ди (аудио) полный вариант

Сообщение Abu 'Ubaidullah »

С именем Аллаха Милостивого, Милующего!

Чтение книги
القواعد الفقهية
«Къауа’идул-фикъхийа»
[«Правила фикха»]
'Абдур-Рахмана ас-Са'ди (да помилует его Аллах)
Лектор: Арсен Абу Яхья Крымский


Лекция №1. Вступление

Лекция №2. Вся хвала Аллаху Высочайшему, Добрейшему, Объединяющему вещи, Разделяющему.

Лекция №3. Обладателю милостей обширных, обильных. И мудростей изумительных, многочисленных.

Лекция №4. А затем, благословение и вечный мир последнему посланнику, который был из Курайшитов и семье его и благочестивым сподвижникам, обретщим степени достохвальности.

Лекция №5. Знай, да наставит тебя Аллах, что лучший дар это знание, устраняющая от тебя сомнения и грязь, и открывающая истину для обладателей сердец, и приводящая тебя к тому, что тебе нужно.

Лекция №6. Стремись познать эти нижеизложенные правила, которые объединяют в себе различные вопросы, чтобы смог ты подняться в знании на высоты и последовать путем тех, которые получили успех. Эти правила я изложил в форме стиха и извлек из книг ученых-уляма. Да вознаградит их Владыка великой наградой прощением, милостью и благодатью одарит.

Лекция №7. Намерение условие для всех деяний, оно определяет их годность или негодность.

Лекция №8. Религия строится на обеспечении польз и на устранении вреда.

Лекция №9. Если сталкиваются друг с другом сразу несколько польз, предпочтение отдается наибольшей

Лекция №10. Если сталкиваются несколько вредных зол, то совершается наименьшее из них.

Лекция №11. Из правил шариата облегчение в любом из дел, в котором затруднение.

Лекция №12. Деяние не может быть обязательным без возможности, и не может быть запретным при вынужденности.

Лекция №13. Все запретное при наличии крайней необходимости дозволено лишь в меру необходимости.

Лекция №14. Суждение строится на том, в чем есть убежденность, и убежденность не устраняется сомнением.

Лекция №15. Основа в том, что касается воды, которую мы используем и земли, и одежды и камней — чистота.

Лекция №16. Основа в том, что касается половой близости и мяса, жизни и имущества тех, кто является неприкосновенным это — запрещенность, пока не будет того, что сделает это дозволенным. Пойми то, что диктуется тебе, да наставит тебя Аллах!

Лекция №17. Основа в наших обычных делах — дозволенность, пока не будет того, что отклонит от них этот хукм, и ничего не устанавливается в религии, пока это не будет упомянуто в шариате.

Лекция №18. Средства к достижению цели, как цели, и также расценивай то, что сверх этого.

Лекция №19. Что касается ошибки, принуждения и забывания, то снял с нас за это ответственность наш Милостивый Господь, но если при этом нанесен ущерб — установлено компенсация, но при этом нет греха.

Лекция №20. Среди шариатских хукмов есть такие, которые устанавливаются в придачу, но которые не устанавливаются в одиночку.

Лекция №21. Если в благородном шариате хукм не очерчен четкими границами, то обращаются к традиции.

Лекция №22. Тот, кто делает нечто запрещенное раньше времени, несет убыток и лишается того, с чем поспешил.

Лекция №23. Если в самом деле или в его условиях совершено запретное, то деяние испорчено и недействительно.

Лекция №24. Тот, кто нанес увечье тому, кто причинял ему вред, защищаясь наилучшим образом, тот не несет ответственности.

Лекция №25. Артикль «ال» дает значение всеобщности, как во множественном, так и в единственном числе.

Лекция №26. Существительное в неопределенном состоянии в контексте отрицания и запрета дает значение всеобщности

Лекция №27. Слова «من» и «ما» также дают значение полного обобщения, о, мой брат, послушай!

Лекция №28. Единственное число в изафетном сочетании также дает значение всеобщности, да наставит тебя Аллах!

Лекция №29. Законоположения не действуют, пока не соберутся в нем все условия и не будут отсутствовать все препятствующие обстоятельства.

Лекция №30. Тот, кто сделал возложенное на него из дела, заслуживает то, что полагается за это дело.

Лекция №31. Если сделать приказанное полностью трудно, то делается его часть.

Лекция №32. Все, что сделано по разрешению не накладывает ответственности.

Лекция №33. Каждое законоположение действует, пока есть его мотив, то есть то, что стало причиной установления шариатом данного хукма.

Лекция №34. Каждое условие в договоре, будь-то торговля, брак или другие цели, нужно выполнять, кроме договора, который разрешает запрещенное или наоборот запрещает разрешенное, знай, что такие условия — недействительны.

Лекция №35. Когда есть неясность в правах или неразрешимая спорная ситуация, то применяется жребий.

Лекция №36. Если есть два одинаковых деяния, то они объединяются и совершается одно из них, послушай!

Лекция №37. Занятое не занимается, например пожертвованное в благотворительных целях или заложенное.

Лекция №38. Кто выполнит за своего брата какую-то обязанность, то имеет право требовать себе возвращение потраченного.

Лекция №39. Естественные удерживающие причины, несомненно, такие же, как и шариатские.

Лекция №40. Хвала Аллаху, позволившему закончить этот труд, хвала Ему в начале, в середине и в конце. А затем благословение, повсеместно распространяющееся, мир пророку, сподвижникам и всем последователям!

Скачать (аудио)
Ответить