Вопрос:
«Обязан ли человек следовать определенному мазхабу? Существует книга под названием «Безмазхабность - опаснейшее нововведение, грозящее Шариату Ислама!» Правда ли это? Действительно ли безмазхабность является религиозным нововведением? Есть и другая книга, которая называется «Саляфия – это знаменательный и благодатный исторический период, однако это не один из исламских мазхабов!» Каково ваше мнение относительно этого? Да воздаст вам Аллах благом! Следует отметить, что упомянутые книги принадлежат авторству одного из больших ученых».
Ответ шейха Ибн База:
«Приверженность мазхабу не является обязательным требованием, и не правы те, кто считает, что люди обязаны принимать какой-либо из мазхабов, как например мазхаб имама Ахмада, Малика или аш-Шафи’и. По сути, мазхабы – это новое (ранее неизвестное) явление, возникшее после эпохи сподвижников и даже таби’инов, и приверженность им не является обязательной. Мазхабы – это всего лишь высказывания прославившихся ученых, которые впоследствии были письменно зафиксированы, благодаря чему и получили широкое распространение среди людей. И это такие ученые как Ахмад, Малик, аш-Шафи’и, Абу Ханифа, да помилует их всех Аллах, - все они были такими же учеными как ас-Саури, аль-Авза’и, Исхак ибн Рахавайх и др. И точно так же, как мы не обязаны принимать взгляды и высказывания ас-Саури, Ибн ‘Уяйны, Исхака ибн Рахавайха, аль-Авза’и и прочих, также не обязаны мы принимать и мнения Ахмада, Малика, аш-Шафи’и или Абу Ханифы. Однако мы исследуем вопросы, в которых среди ученых возникли разногласия, и принимаем те мнения, которые совпадают с истиной, а те, что противоречат ей – оставляем без внимания. Что же касается положений, принятых учеными единогласно, то принимать их обязательно, и не существует никаких оправданий для того, чтобы не соглашаться с ними. Итак, положения, относительно которых сложилось единогласное мнение, должны быть обязательно приняты и строго соблюдаться, а положения, относительно которых были высказаны различные мнения, должны быть соотнесены с Кораном и Сунной, как сказал об этом Всемогущий и Великий Аллах: «Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику…» (Женщины, 59) – и те из них, что будут соответствовать Корану и Сунне, мы примем, а противоречащие им – проигнорируем. И когда кто-то говорит о безмазхабности, имея в виду, что человек не обязан принимать какой-либо определенный мазхаб, то это верно. Если же под бемазхабностью он имеет в виду, что нельзя относить себя к какому-то мазхабу, то это неправильно. Человек имеет право относить себя к мазхабу и быть шафиитом, ханбалитом, маликитом или ханафитом, ибо, если человек был воспитан в лоне какого-то из этих мазахбов и обучался у его шейхов, то нет ничего предосудительного в том, что он будет относить себя к ним. Причисление себя к мазхабу как таковое не является чем-то зловредным. Единственное, о чем должен позаботиться человек, это то, чтобы не подражать кому-либо бездоказательно, не проявлять фанатизма, и в случаях, когда ему станет ясна истина, принять ее, даже если она будет вне его мазхаба. Не позволительно проявлять фанатизм и слепо подражать кому-либо! Если, говоря о безмазхабности, человек имеет в виду отрицание фанатизма и слепого подражательства, то это правильно, а если он имеет в виду запрет на причисление себя к одному из мазхабов, то это не сообразуется с позицией обладателей знаний, и утверждение его абсолютно безосновательно. Единственное, что порицается в этом вопросе, это фанатичная приверженность мнению некого Зейда или ‘Умара, даже если мнение его ошибочно, а также слепое подражательство, при котором человек ничего не исследует и не размышляет о доказательствах тех или иных мнений – вот что является недопустимым! А если человек просто причисляет себя к мазхабу, но поступает ему вопреки, когда он не соответствует истине, то это правильный подход.
Теперь, что касается саляфии. Смысл саляфии заключается в следовании по стопам первых поколений мусульман (саляф) в понимании имен Аллаха и Его атрибутов, вере в них и принятии их такими, какие они есть, без искажения, обессмысливания, придания образа, и уподобления, а также руководство шариатскими доводами и отсутствие фанатизма и слепого подражательства. Вот, что имеется в виду под саляфией! Саляфия – это путь пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и путь его сподвижников. Саляфия – это все равно, что Мухаммадия (дорога Мухаммада), при условии, что у ее последователей будут соответствующие знания и должное разумение. Порой бывает так, что на саляфию претендует всякий невежда, однако в расчет подобные заявления принимаются лишь от того, кто в совершенстве овладел знанием Сунны, познал ее, и последовал тому, что исповедовали посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники – вот кто настоящий саляфит. Саляфит – это тот, кто внимателен к воззрениям праведников из числа первых поколений мусульман (саляф салих), следует по их пути, руководствуется шариатскими доказательствами, верит в аяты Писания Аллаха, а также Его имена и атрибуты, и признает их в том виде, в каком признавали их саляфы, и так, как это подобает величию Аллаха; тот, кто утверждает, что Коран – это не сотворенная речь Аллаха, что Аллах будет узрен людьми в День Воскресения и верующими в Раю. Все это – есть непреложная истина! Все это – есть убеждения праведников из первых поколений мусульман (саляф салих)! Сиё – слова самого пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а также его сподвижников! Саляфит – это тот, кто причисляет себя к первым поколениям этой общины, коими являются сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и их последователи, последовавшие за ними строго. И если причисляющий себя к ним, понимает то, что они исповедовали и строго придерживается этого, то он правдив в своих словах, если же он лишь говорит это своим языком, но слова его не находят отражения в делах его, то заявления его лживы. А честность является непременным условием!» Сл. "Фатауа нурун 'аля ад-дарб" № 926.
http://www.binbaz.org.sa/noor/1772