Вопрос № 6: Каково убеждение богословов шиитской школы в вопросе истолкования Корана?
Ответ:
Во-первых: Шиитские богословы убеждены, что Коран содержит в себе скрытые смыслы, которые противоречат его явному тексту.
Они лживо утверждают, что Пророк и Али говорили такие слова: «У Корана есть явная сторона и скрытая»
65.
65 - «Тафсир ас-Сафи», Мухаммад аль-Кяшани (ум. 1091 г.х.) (1/30-31).
Комментарий:
Что же заставило шиитских богословов принять такое убеждение? К этому их подтолкнуло полное отсутствие в Коране какого-либо упоминания о двенадцати имамах, а также то, что в Коране ничто не указывает на тех, кого они считают своими врагами, − на сподвижников Посланника Аллаха
ﷺ. Это очень сильно огорчает шиитских шейхов и портит все их планы. Они вынуждены признать, что в Коране нет никакого упоминания об имамах. И именно этот факт толкает их возводить ложь на Аллаха, как это сделал их шейх аль-Айяши, который сказал: «Сообщается, что Абу Абдулла (Джа’фар ас-Содик, 6-ой имам) сказал: „Если бы Коран читался так же, как он был ниспослан, то ты увидел бы в нём наши имена”»
66. Посмотри же на это, дорогой читатель, и пусть Аллах поведёт нас всех прямым путём.
Вначале шиитские богословы сказали, что у аятов есть два смысла: один явный внешний смысл, а второй − скрытый внутренний. Затем их мысль постепенно эволюционировала, и они стали говорить: «У Корана есть внешняя сторона и внутренняя, и у внутренней стороны также есть внутренность, и таких внутренностей семь − одна в другой»
67.
66 «Тафсир аль-Айяши» (1/25).
67 «’Авали аль-ляалиу аль-азизийя фи аль-ахадис ад-динийя» Ибн Абу Джумхур аль-Ахсаи (4/107), «Тафсир ас-Сафи» (1/31).
Аль-Мазандарани сказал: «У каждого аята существуют шестьдесят тысяч граней понимания и тех граней, которые ещё не раскрыты больше, и всё это знание содержится у людей Поминания (мир им)». См.: «Шарх Усуль аль-Кяфи» (2/211).
На этом они также не остановились и стали озвучивать новые цифры, они сказали: «Абсолютно ясно и известно каждому, что у любого аята из Речи Славного Аллаха и у каждой строчки из Книги Достохвального Аллаха есть внешность и внутренность, которая содержит в себе толкование и трактовку. Более того, как сообщается в многочисленных источниках, у каждого аята есть семьдесят семь внутренностей.
Великое множество хадисов, число которых почти достигает степени «мутаватир»
68, указывают на то, что внутренние смыслы аятов, их трактовка и большая часть всего ниспосланного Аллахом, а также толкование содержат в себе разъяснение достоинства пречистых господ (имамов), они раскрывают для нас величественный статус и положение этих благословенных лидеров. Я имею в виду Пророка Мухаммада, а также его семью благочестивых имамов, да пребудет над ними благословение Прощающего Владыки.
Скажу больше: Совершенно очевидной истиной и абсолютной правдой является то, что большинство аятов Корана, в которых говорится о достоинстве чего-либо, или о милостях Аллаха, или похвала и почтение в адрес чего-либо, − все эти аяты на самом деле говорят про имамов и про их приверженцев. И это не может оставаться скрытым от любого разумного человека, который понимает слова Могучего Всезнающего Аллаха и который черпает свои знания из родников милости Мудрого и Великого Господа. Также совершенно понятно, что все фрагменты Корана, которые содержат в себе порицание, осуждение, угрозы и устрашения, направлены против тех, кто противоречит имамам и враждует с ними. … Аллах (Велик Он и Славен) сделал так, что бо́льшая часть внутренних смыслов Корана содержит в себе призыв к имамату и приверженности (вилаят), так же как бо́льшая часть внешних смыслов содержит в себе призыв к Единобожию, признанию пророчества и пророческой миссии»
69.
68 - Прим.пер.: «Мутаватир» − это высшая степень достоверности хадиса. Мутаватир − это хадис, который передаётся настолько большим количеством передатчиков, что невозможно представить их сговор с целью подтасовки и фальсификации. Многочисленность передатчиков должна иметь место на всех этапах цепочки хадиса, так, чтобы множество людей передавали этот хадис от такого же множества людей, вплоть до Пророка ﷺ. Также хадис «мутаватир» должен передаваться непосредственно от человека к человеку, посредством органов осязания, т.е. каждый передатчик должен утвердительно сказать «я слышал» или «я видел» во избежание неправильного понимания.
69 - Толкование к тафсиру «аль-Бурхан» «Мараат аль-анвар ва мишкат аль-асрар», Али ибн Мухаммад аль-Фатуни аль-’Амили (ум. 1140 г.х.), стр. 6. Шиитские богословы нарекли автора данной книги Али аль-’Амили эпитетом «аль-Худжа» (Довод), а про саму книгу сказали, что никто никогда не составлял и не писал подобного труда. См.: «Мустадрак аль-Васаиль» (2/54).
Во-вторых: Шииты считают, что почти весь Коран повествует про имамов и про их врагов, коими якобы являлись сподвижники Пророка
ﷺ.
Шиитский шейх аль-Файд аль-Кашани сказал: «Большинство аятов Корана ниспосланы, чтобы рассказать про имамов и их приверженцев, а также про их врагов»
70.
Шиитский богослов Хашим ибн Сулейман аль-Бахрани аль-Катакани (ум. 1107 г.х.) утверждает, что Али ибн Абу Талиб упомянут в Коране 1154 раза, и по этому поводу он даже написал книгу, которая называется «Сияющий блеск. Перечисление имён Али (мир ему) и членов пророческой семьи в Коране» («аль-Лявами’ ан-нуранийя фи асмаи Али ва ахлихи аль-куранийя»).
Дорогой читатель, я прошу тебя посмотреть на это непредвзято. Если ты просто пролистаешь Священный Коран от начала до конца и возьмёшь любые толковые словари арабского языка, ты не найдёшь в Коране ни одного имени кого-либо из двенадцати имамов.
Затем шииты пошли ещё дальше (ведь эстафета лжи стала уже обычной игрой для их богословов) − они поделили Коран на четыре части.
Аль-Кулейни, этот «великий» шиитский богослов, писал: «Сообщается от Абу Абдуллы (Джа’фара ас-Содика, 6-ого имама), что он сказал: «Коран был ниспослан четырьмя частями: четверть про дозволенное (халяль), четверть про запретное (харам), четверть – это желательные дела и законы, и четверть – это повествование о тех, кто жил до вас, и предсказание о том, что будет после вас и среди вас»
71.
70 - «Тафсир ас-Сафи» (1/24).
71 - «Усуль аль-Кафи» (2/822).
Комментарий:
Возникает вопрос: а где же тогда содержится упоминание о двенадцати имамах?!
Но некоторые шейхи шиитской школы не растерялись и предприняли меры для того, чтобы закрыть этот пробел в высказывании Джа’фара ас-Содика. Тот же самый аль-Кулейни в той же самой книге приводит следующее сообщение, которое передаётся от аль-Асбага ибн Нубаты, что он якобы слышал, как повелитель верующих Али ибн Абу Талиб сказал: «Коран был ниспослан тремя частями: одна часть про нас (имамов) и про наших врагов, вторая часть – это истории и притчи, а третья часть – обязанности и законы»
72.
Затем дело набрало обороты, и доля Корана, посвящённая имамам, заметно увеличилась. И тот же аль-Кулейни приводит следующее лживое предание, в котором сообщается, что Абу Джа’фар аль-Бакыр (5-ый имам) якобы сказал: «Коран был ниспослан четырьмя частями: четверть про нас, четверть про наших врагов, четверть - это истории и притчи, и четверть – обязанности и законы»
73.
Некоторые шииты обратили внимание на то, что в последнем предании доля, выделенная имамам в Коране, не отличается от доли, посвящённой их врагам, − каждой группе посвящено по четверти. Исходя из этого, шиитский богослов шейх аль-Айяши придумал для этого предания концовку, которую приписал к вышеуказанному преданию на страницах своего «Тафсира». Он добавил: «И нам посвящены достоинства Корана»
74.
И этот позор выявился благодаря другому шиитскому авторитету − аль-Кашани, автору толкования «Тафсир ас-Сафи», который сказал: «И добавил аль-Айяши выражение: „И нам посвящены достоинства Корана”»
75.
72 - «Усуль аль-Кафи» (2/822), «аль-Лявами’ ан-нуранийя», стр. 25.
73 - «Усуль аль-Кафи» (2/822), «Тафсир нур ас-сакалейн», Абдуль-Али ибн Джума аль-Хувейзи (ум. 1112 г.х.) (1/167, толкование суры «аль-Бакара»).
74 - «Тафсир аль-Айяши» (1/20).
75 - «Тафсир ас-Сафи» (1/24).
Вопрос № 7: Откуда берут свои истоки такого рода толкования Корана, о которых шииты упоминают в своих трудах? Приведите также некоторые примеры этого.
Ответ:
Первой книгой, которая стала примером для подобного рода толкований, стала «Тафсир аль-Куран», написанная шиитским шейхом, которого звали Джабир ибн Язид ибн аль-Харис аль-Джу’фи аль-Куфи (умер в 127 г.х). Он был известен тем, что открыто называл сподвижников Посланника Аллаха
ﷺ неверными (кяфирами).
Комментарий:
Странно то, что в шиитских источниках мы можем наблюдать самые противоречивые мнения относительно личности Джабира ибн Язида. Некоторые шиитские богословы утверждают, что всё знание Ахлю-ль-бейт
76 сводится к Джабиру, а иные даже приписывают ему качества, подобающие лишь Всевышнему Аллаху. Некоторые шииты утверждают, что он знает сокровенное (гайб) и знает то, что скрывается во чреве матерей. Шиитский богослов Мухсин Амин сказал: «Джабир аль-Джу’фи передал от аль-Бакыра (мир ему) семьдесят тысяч хадисов»
77.
В других шиитских источниках говорится, что он был отъявленным лжецом и шарлатаном. Сообщается от Зурары ибн А’юна, что он спросил Абу Абдуллу (Джа’фара ас-Содика) (мир ему) о хадисах, которые передаёт Джабир, и он ответил: «Я никогда не видел его у моего отца, кроме одного-единственного раза, и ко мне он тоже никогда не приходил»
78.
76 - Прим.пер.: Ахлю-ль-бейт (араб. اهل البيت – домочадцы) – этим термином обозначаются родственники Пророка Мухаммада ﷺ, шииты же подразумевают под этим термином лишь тех, кого они включили в число двенадцати имамов. Другие сподвижники Пророка из рода Хашим, которые приходились ему родственниками, не рассматриваются шиитами как «Ахлю-ль-бейт».
77 - «А’яну аш-шиа», Мухсин ибн аль-Амин аль-Амили (ум. 1372 г.х.) (1/45). См. также: «аль-Имам ас-Содик», стр. 143, Мухаммад аль-Хусейн аль-Музаффар (ум. 1381 г.х.) (заведующий кафедрой на факультете фикха в г. Неджеф).
78 - «Риджаль аль-Кяшши» (3/264, пункт: «Джабир ибн Язид аль-Джуфи»).
Примечательно, что такие разногласия среди шиитских богословов в суждениях относительно каких-либо известных личностей являются очень распространёнными.
Далее приведём некоторые примеры шиитских толкований некоторых аятов Корана:
Каких бы разногласий ни было среди шиитов относительно Джабира, доподлинно известно, что все шииты-имамиты переняли от него сатанинское толкование следующего аята:
﴿ كَمَثَلِ الشَّيْطَانِ إِذْ قَالَ لِلْإِنسَانِ اكْفُرْ فَلَمَّا كَفَرَ قَالَ إِنِّي بَرِيءٌ مِّنكَ إِنِّي أَخَافُ اللَّهَ رَبَّ الْعَالَمِينَ
﴾
«Подобно дьяволу, который говорит человеку: „Не веруй!” Когда же тот становится неверующим, он говорит: „Я не причастен к тебе! Я боюсь Аллаха, Господа миров”»79.
Шииты двенадцати-имамники сказали, что в этом аяте говорится про повелителя верующих Умара ибн аль-Хаттаба и что он будет мучиться в Аду больше, чем Иблис. Это мерзкое толкование шииты-имамиты переняли именно от Джабира аль-Джу’фи, записали его в своих главных богословских книгах, считают его правильным и даже объявляют неверными (кяфирами) тех, кто не согласен с этим, несмотря на то, что эти предания имеют иудейские корни
80.
79 - Коран, сура 59 «аль-Хашр» («Сбор»), аят 16.
80 - «Тафсир аль-Айяши» (2/240, толкование суры «Ибрахим»), «Тафсир ас-Сафи» (3/134, толкование суры «Ибрахим») и «Тафсир аль-Бурхан» (4/317, толкование суры «Ибрахим»).
Также шиитские богословы пишут, что якобы Абу Джа’фар (Мухаммад аль-Бакыр, 5-ый имам) сказал: «Каждого пророка, которого Аллах отправлял к людям, Он направлял с миссией донести до людей знание о приверженности (вилаят) нам и об отречении от наших врагов. И об этом Аллах сказал в Своей Книге:
«Мы отправили к каждой общине посланника: „Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!” Среди них есть такие, которых Аллах наставил на прямой путь, и такие, которым было справедливо предначертано заблуждение».
Им было предначертано заблуждение за то, что они обвинили семью Мухаммада во лжи»
81.
Ранние шиитские богословы уже называли Абу Бакра и Умара идолом (джибт) и кумиром (тагут)
82.
Звезда шиитского богословия аль-Кулейни, вновь возводя ложь на Абу Джа’фара аль-Бакыра, приписал ему следующее высказывание: «Идол (джибт) и кумир (тагут) – это такой-то и такой-то (он назвал их по именам)»
83.
Мухаммад Бакыр аль-Маджлиси сказал: «Под словами „это такой-то и такой-то” подразумеваются Абу Бакр и Умар»
84.
81 - «Тафсир аль-Айяши» (2/280, толкование суры «ан-Нахль»), «Тафсир ас-Сафи» (3/134, толкование суры «ан-Нахль»), «Тафсир аль-Бурхан» (4/445, толкование суры «ан-Нахль») и «Тафсир нур ас-сакалейн» (3/53, толкование суры «ан-Нахль»).
82 - Прим.пер.: Так шииты интерпретировали слова Всевышнего Аллаха: «Разве ты не видел тех, кому дана часть Писания? Они веруют в идола (джибта) и кумира (тагута) и говорят неверующим: „Эти [многобожники] следуют более верным путем, чем верующие”. (Коран, сура 3 «Али ‘Имран» аят 51) Слово «идол» (джибт) обозначает любую вещь, которой поклоняются помимо Аллаха, а «кумир» (тагут) − всё то, за чьим руководством следуют помимо Аллаха.
83 - «Усуль аль-Кяфи» (1/324-325).
84 - «Бихар аль-анвар» (23/306).
Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَكَانَ الْكَافِرُ عَلَى رَبِّهِ ظَهِيرًا
﴾
«Неверующий (кяфир) является помощником против своего Господа»85.
Шиитские толкователи сказали: «Кяфир – это тот второй
86, потому что он помогал против повелителя верующих Али (мир ему)»
87.
Говоря о толковании данного аята, шиитский богослов Мухаммад ибн аль-Хасан ас-Саффар приписал Абу Джа’фару следующее высказывание: «Толкование этого аята содержится внутри Корана − это значит, что Али был господином Умара и тот был обязан соблюдать приверженность (вилаят) ему и быть послушным»
88.
85 - Коран, сура 25 «аль-Фуркан» («Различение»), аят 55.
86 - «Вторым» шииты называют Умара ибн аль-Хаттаба .
87 - «Тафсир аль-Куми», Абу-ль-Хасан Али ибн Ибрахим аль-Куми (ум. 307 г.х.), стр. 472 (толкование суры «аль-Фуркан») и «Тафсир нур ас-сакалейн» (4/25, толкование суры «аль-Фуркан»).
88 - «Басаир ад-дараджат аль-кубра» (1/169).
Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَقَالَ اللَّهُ لَا تَتَّخِذُوا إِلَهَيْنِ اثْنَيْنِ إِنَّمَا هُوَ إِلَهٌ وَاحِدٌ فَإِيَّايَ فَارْهَبُونِ
﴾
«Аллах сказал: „Не возводите себе двух богов89, ибо есть только один Бог”»90.
Шииты сказали, что смысл этого аята таков: «Не делайте себе двух имамов, ибо есть только один имам»
91.
Аллах (Велик Он и Славен) сказал:
﴿ وَأَشْرَقَتِ الْأَرْضُ بِنُورِ رَبِّهَا
﴾
«Земля озарится светом своего Господа»92.
Шииты передают от аль-Муфаддаля, что он слышал от Абу Абдуллы (Джа’фара ас-Содика), что тот якобы сказал относительно этого аята: «Господь земли – это имам земли». Затем аль-Муфаддаль спросил у него: «А когда он явится, что тогда будет?» Абу Абдулла ответил: «Тогда люди больше не будут нуждаться в свете солнца и свечении луны, им будет достаточно света, исходящего от имама»
93.
89 - Прим.пер.: В данном аяте использовано слово «илях» (اله), что дословно переводится как «тот, кому поклоняются», «тот кому посвящаются обряды поклонения», «объект поклонения». И слово «Бог» или «божество» не в полной мере отображает смысл этого слова, хотя и является близким к нему. И данный факт ещё больше усугубляет заблуждение шиитов, потому что арабское слово «рабб» (رب) можно истолковать и как «господин, хозяин» по отношению к уважаемому человеку, и как «Господь», если речь идёт об Аллахе, - употребление зависит от контекста. Что же касается слова «илях» (اله), то его никак нельзя употреблять в отношении людей или творений, потому что поклонения достоин лишь Аллах.
90 - Коран, сура 16 «ан-Нахль» («Пчелы»), аят 51.
91 - «Тафсир аль-Айяши» (2/283) и «Тафсир нур ас-сакалейн» (3/60).
92 - Коран, сура 39 «аз-Зумар» («Толпы»), аят 69.
93 - «Тафсир аль-Куми», стр. 596, и «Тафсир ас-Сафи» (4/331, толкование суры «аз-Зумар»).
Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَلَا تَدْعُ مَعَ اللَّهِ إِلَهًا آخَرَ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ إِلَّا وَجْهَهُ
﴾
«Не взывай наряду с Аллахом к другим богам. Нет божества, кроме Него! Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика»94.
Шииты сказали: «Это значит – кроме наших имамов».
Шиитский богослов Али аль-Куми привёл в своём «Тафсире», и приписал Абу Джа’фару следующие слова: «Мы (Ахлю-ль-бейт) и есть тот Лик, через который люди приходят к Аллаху»
95.
В другой версии сообщается, что он сказал: «Мы и есть Лик Аллаха, который никогда не погибнет»
96.
Также и от Джа’фара ас-Садика они приводят подобное высказывание: «Мы – Лик Аллаха»
97.
Всевышний Аллах сказал:
﴿ يُدَبِّرُ الْأَمْرَ يُفَصِّلُ الْآيَاتِ لَعَلَّكُم بِلِقَاءِ رَبِّكُمْ تُوقِنُونَ
﴾
«Он управляет делами и разъясняет знамения, – быть может, вы будете убеждены во встрече со своим Господом»98.
Величайший шиитский богослов аятолла аль-Хомейни сказал: «Это значит „…со своим господином, которым является имам”»
99.
94 - Коран, сура 28 «аль-Касас» («Рассказы»), аят 88.
95 - «Тафсир аль-Куми», стр. 505 (толкование суры «аль-Касас»), и «Бихар аль-анвар» (24/192).
96 - «Таухид», Ибн Бабавийях, стр. 145, «Тафсир ас-Сафи» (4/108) и «Бихар аль-анвар» (24/201).
97 - «Тафсир ас-Сафи» (5/110, толкование суры «ар-Рахман»), «Бихар аль-анвар» (24/192), и «аль-Мизан фи тафсир аль-Коран», Мухаммад ат-Табтабаи (ум. 1402 г.х.) (19/103).
98 - Коран, сура 13 «ар-Ра`д» («Гром»), аят 2.
99 - «Мисбаху аль-хидаят иля аль-хыляфати ва аль-виляят», аль-Хомейни, стр. 145.
Комментарий:
1) Эти фрагменты толкований являются лишь отдельными примерами из множества подобных измышлений, которые были приведены шиитскими богословами в их тафсирах
100. Эти толкования содержат в себе описания особых достоинств двенадцати имамов и порицания в адрес их оппонентов, и с этой целью шиитские шейхи выдумали тысячи хадисов и высказываний, не имеющих никакой основы.
Сообщается, что у Абу Абдуллы спросили про эти таинственные толкования аятов Корана, о которых говорят шиитские шейхи. В частности, его спросили про слова Аллаха:
﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالْأَنصَابُ وَالْأَزْلَامُ رِجْسٌ مِّنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ
﴾
«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные идолы и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола»101.
Люди сказали Абу Абдулле (Джа’фару ас-Содику): «От вас (т.е от Ахлю-ль-бейт) передают, что «опьяняющие напитки, азартные игры, каменные идолы и гадальные стрелы» − всё это прозвища каких-то людей, так ли это?» Абу Абдулла ответил: «Аллах не обращается к людям с речью, которой они не понимают»
102.
Эти слова Абу Абдуллы , которые приводятся в самых авторитетных трудах по биографии богословов шиитского мазхаба, разрушают всё то, что понастроили шиитские шейхи своими выдумками и безбожными искажениями в сфере толкования Книги Аллаха .
Аллах сказал:
﴿ إِنَّا أَنزَلْنَاهُ قُرْآنًا عَرَبِيًّا لَّعَلَّكُمْ تَعْقِلُونَ
﴾
«Воистину, Мы ниспослали его в виде Корана на арабском языке, чтобы вы могли понять его»103.
﴿ إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ
﴾
«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его»104.
100 - Тафсир – книга толкования Корана.
101 - Коран, сура 5 «аль-Маида» («Трапеза»), аят 90.
102 - «Риджаль аль-Кяши» (4/360) и «Васаиль аш-шиа» (12/383), (авторитетные шиитские источ- ники – прим.пер.).
103 - Коран, сура 12 «Юсуф», аят 2.
104 - Коран, сура 15 «аль-Хиджр» («Хиджр»), аят 9.
Опровержение:
Это аяты, которые ломают спины шиитских шейхов и уничтожают все их таинственные и вымышленные толкования, которые приводятся в фундаментальных шиитских трудах и считаются общепризнанными в их среде.
Имам Абу Абдулла осудил их и сказал, что они хуже, чем иудеи, христиане, огнепоклонники и многобожники. Сами же шииты приводят слова Абу Абдуллы, сказанные в их адрес: «Они хуже, чем иудеи, христиане, огнепоклонники и многобожники. Клянусь Аллахом, никто не принижает величия Аллаха так, как это делают они. … Клянусь Аллахом, если бы я подтвердил то, что говорят обо мне жители Куфы
105, то меня поглотила бы земля. Я всего лишь невольный раб Аллаха, я не могу нанести никакого вреда и не могу принести пользы»
106.
2) Подобные толкования не рассматривается шиитами как нечто подлежащее обсуждению. Они не считают, что это просто лишь мнения людей, которые могут ошибаться и которые можно подвергнуть сомнению. Эти толкования закреплены шиитским каноном, они священны для шиитов и пользуются у них непререкаемым авторитетом. Данные толкования имеют статус божественного Откровения и даже выше, потому что идеология шиизма гласит, что толкование аятов в канонических книгах не может быть отменено, а аяты Корана могут быть отменены шиитскими имамами.
Они лживо приписывают Абу Абдулле (Джа’фару ас-Содику) следующее высказывание:
Сообщается от Суфьяна ас-Самта, что он сказал: «Я сказал Абу Абдулле (мир ему): „Ты мне дороже жизни. К нам иногда приходит человек от тебя, о лживости которого нам известно, и рассказывает нам нечто такое, что нам представляется неприемлемым. Как нам поступать?” Абу Абдулла (мир ему) спросил: „Говорит ли он тебе, будто я утверждаю, что ночь − это день, а день − это ночь?” Я ответил: „Нет”. Тогда он сказал: „Так вот, если он скажет тебе это, то не считай его лжецом, ведь если обвинишь его во лжи, то обвинишь во лжи и меня”»
107.
3) Как уже было сказано ранее, по убеждению шиитских шейхов, толкование Корана бывает явным и скрытым, и оба они принимаются. Явное толкование раскрывается всем шиитам, а скрытое только для особых, избранных шиитов, которым дана способность выдержать это.
Сообщается от Абдуллы ибн Синана, что Зурейх аль-Мухариби рассказывал:
Я сказал Абу Абдулле (мир ему):
– Воистину, Аллах дал в Своей Книге приказ, который я желаю выполнить.
Он спросил:
– Какой приказ? Я сказал:
– Это слова Аллаха (Велик Он и Славен):
﴿ ثُمَّ لْيَقْضُوا تَفَثَهُمْ وَلْيُوفُوا نُذُورَهُمْ وَلْيَطَّوَّفُوا بِالْبَيْتِ الْعَتِيقِ
﴾
«Затем пусть они завершат свои обряды и пусть исполнят свои обеты (назр)»108.
Абу Абдулла сказал:
– «Пусть они завершат свои обряды» − это встреча с имамом, а «пусть исполнят свои обеты» − это укорачивание усов, стрижка ногтей и другие подобные дела.
Затем Абдулла ибн Синан, который слышал это от Зурейха, пришёл к Абу Абдулле (мир ему) и сказал: «Ты мне дороже жизни. Зурейх аль-Мухариби сказал мне, что слышал, от тебя такие слова: «„Пусть они завершат свои обряды” − это встреча с имамом, а „пусть исполнят свои обеты” − это укорачивание усов, стрижка ногтей и другие подобные дела». Абу Абдула ответил: «Правду сказал Зурейх, и ты прав. Воистину, у Корана есть явная сторона и скрытая, но кто же может выдержать то, что выдерживает Зурейх?!»
109
105 - Жители города Куфы традиционно являлись сторонниками шиизма и его прародителями.
106 - «Риджаль аль-Кяши» (4/367), «Бихар аль-анвар» (25/294-295) и «Мугджам риджаль аль-хадис», Абу аль-Касим аль-Мусави аль-Хави (Мухаммад ибн Абу Зайнаб) (ум. 1413 г.х.).
107 - «Мухтасар басаир ад-дараджат», Абу Мухаммад аль-Хасан ибн Сулейман аль-Хылли, которого шииты прозвали «Шахид-Авваль» (Первый Мученик) (ум. 786 г.х.), стр. 190, и «Бихар аль-анвар» (2/211-212).
108 - Коран, сура 22 «аль-Хадж» («Паломничество»), аят 29.
109 - «Фуруг аль-Кяфи» (4/743), «Ман ля яхдуру-ху аль-факых», Абу Джа’фар Мухаммад ибн Али ибн аль-Хусейн ибн Бабавиях аль-Куми, которого шииты прозвали «ас-Садук» (Честнейший) (ум. 381 г.х.) (2/373-374), «Тафсир аль-Бурхан» (5/286, толкование суры «аль-Хадж»), «Васаиль ашшиа» (10/473), и «Бихар аль-анвар» (24/360-361).
Комментарий:
В этом и во многих других шиитских преданиях говорится, что в Коране есть явный открытый смысл, который можно раскрывать обычным людям, но есть ещё и скрытый тайный смысл, в который можно посвящать лишь избранных особых людей, способных нести это сокровенное знание, и таких людей очень мало. «Но кто же может выдержать то, что выдерживает Зурейх?!»
Возникает естественный вопрос: Если имамы шиизма считали это знание тайным, не желали, чтобы им овладели все шииты, и не хотели посвящать в него людей, за исключением таких избранников, как Зурейх, то почему же тогда книги шиитов двенадцати-имамников противоречат принципу своих имамов? Почему они предают огласке это сокровенное знание и раскрывают его тем, кто, по их мнению, этого не достоин? Они открыто пишут об этом в своих книгах, так что это тайное знание становится явным, как для богословов, так и для простых людей.
Более того, это знание становится доступным даже для врагов их религии, суннитов и для представителей других конфессий? Это, воистину, удивительно!
А впрочем, чему удивляться, если они сами охарактеризовали себя глупцами и людьми, не способными хранить тайны.
110
Аль-Кулейни писал: «Сообщается, что Али ибн аль-Хусейн (Зейну-ль-абидин, четвёртый имам) сказал: «Я хотел бы выкупить у наших сторонников (шиитов) два качества, даже если бы мне пришлось заплатить этот выкуп мясом от своего плеча, − это глупость и неспособность хранить тайны».
4) Тайные шиитские толкования, в правдивости которых убеждены шииты и к которым призывают их богословы, являются безбожием и отклонением от истины, содержащейся в Священном Коране. Всевышний Аллах сказал:
﴿ إِنَّ الَّذِينَ يُلْحِدُونَ فِي آيَاتِنَا لَا يَخْفَوْنَ عَلَيْنَا أَفَمَن يُلْقَى فِي النَّارِ خَيْرٌ أَم مَّن يَأْتِي آمِنًا يَوْمَ الْقِيَامَةِ اعْمَلُوا مَا شِئْتُمْ إِنَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ
﴾
«Воистину, те, которые уклоняются от Истины в отношении Наших аятов, не скрыты от Нас. Тот ли, кто будет брошен в Огонь, лучше или же тот, кто в День Воскрешения явится, будучи в безопасности? Делайте, что пожелаете! Воистину, Он видит всё, что вы совершаете»111.
110 - «Усуль аль-Кафи» (2/575), «Васаиль аш-шиа» (11/258) и «Бихар аль-анвар» (68/416).
111 - Коран, сура 41 «Фуссылят» («Разъяснены»), аят 40.
Вопрос № 8: Кто первым среди шиитских богословов сказал, что Коран является неполным, или, наоборот, сказал, что в нём есть дополнения и изменения?
Ответ:
Первым человеком, который выдвинул эти тезисы, стал шиитский богослов Хашим ибн аль-Хакам (который также известен своим учением о воплощении Аллаха
112)(ум. 190 г.х.).
Этот человек утверждал, что Коран был составлен во время правления праведного халифа Усмана ибн Аффана и что настоящий Коран был вознесён на небеса после того, как сподвижники отреклись от Ислама и стали неверными (кафирами), по его убеждению
113.
Первой книгой, написанной об идеологии ущербности и искаженности Корана, была книга так называемого «Шейха шиитов», которого звали Сулейм ибн Кайс аль-Хиляли (ум. 90 г.х). В своё время аль-Хаджадж ибн Юусуф хотел казнить его, но ему удалось бежать, после чего он спрятался у Абана ибн Абу ’Айяша
114.
Когда же Сулейм был при смерти, то передал эту книгу Абану ибн Абу ’Айяшу, и тот затем передавал её людям, и больше никто, кроме него, не передавал эту книгу от Сулейма
115.
Надо сказать, что эта книга была самой первой шиитской книгой
116. Как сказали сами шииты: «Это книга является одной из фундаментальных основ шиизма, и это самый первый труд, составленный в Исламе, и это милость Аллаха, которую Он проявил к течению имамитов»
117.
112 - См.: «Мугджам риджаль аль-Хадис», аль-Хави (20/328).
113 - Ат-Танбих ва ар-радд», аль-Маляты, стр. 25-26. Шиитские богословы так охарактеризовали своего шейха: «Надёжный в передаче хадисов и удостоверяется должным образом». (См.: «Джавабат ахль аль-Маусыль», аль-Муфид, стр. 45, сноска № 5). Причиной для выдвижения тезиса об ущербности и искаженности Корана стал тот факт, что в Коране отсутствуют какие-либо упоминания об имамах. Чтобы компенсировать данный «недостаток», шииты вынуждены были выдумать эту ложь, и пионером в этом стал именно Хишам ибн аль-Хакам, который также являлся разработчиком идеологии «имамата». Шиитские богословы сказали про Хишама следующее: «Он раскрыл обсуждение вопроса об «имамате» и грамотно упорядочил это учение,… и среди написанных им книг − „Книга об имамате” (Китаб аль-имама)». См.: «аль-Фахарасат», Мухаммад ибн Исхак ан-Надим (ум. 380 г.х.), 1/175.
114 - Абан ибн Абу ’Айяш Файруз Абу Исмаиль (ум. 138 г.х). Аль-Хасан ибн Али аль-Хылли (ум. 726 г.х) сказал: «Абан ибн Абу ’Айяш – слабый передатчик, и говорят, что именно он составил книгу, приписываемую Сулейму ибн Кайсу». См.: «Риджаль Ибн Дауд», аль-Хылли, стр. 226, и «Джами’ ар-руват ва изахат аль-иштибахат ан ат-турукы ва аль-иснад» (1/9) и «Риджаль ат-Туси», стр. 126.
115 - «Ар-Риджаль», Абу Джа’фар Ахмад ибн Мухаммад аль-Баркы (ум. 274 г.х.), «аль-Фахрасат» Ибн ан-Надим (1/219), «Риджаль Ибн Дауд», аль-Хылли, стр. 249, и «аз-Зариат иля тасанифи ашшиа» (2/153, № 590). В сборниках биографий, составленных учёными Ахлю Сунна ва аль-Джамаа, отсутствует вообще какое-либо упоминание о Сулейме ибн Кайсе.
116 - «Аль-Фахрасат», Ибн Надим, (1/219), «Бихар аль-анвар» (8/108) и «Зариат иля тасаниф ашшиа» (2/153, № 590).
117 - «Бихар аль-анвар» (8/108).
Ага Бузруг ат-Тахрани писал: «Среди шиитских шейхов нет никаких разногласий в том, что труд Сулейма ибн Кайса аль-Хиляли является фундаментом шиитского вероучения и одной из важнейших книг, в которых излагаются первоосновы, переданные нам обладателями знания и носителями предания Ахлю-ль-бейт (мир им). Это самая древняя книга. И всё, что содержится в этой великой «основе», передаётся непосредственно от Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его семью), от повелителя верующих Али (мир ему) и от Абу Абдуллы ас-Содика (мир ему), который сказал: «Тот из наших сторонников (шиитов), кто любит нас, но у него нет книги Сулейма ибн Кайса аль-Хиляли, − у того нет никаких знаний о нашем деле, и он ничего не знает о наших началах. Эта книга – таинственная азбука шиитов и один из секретов Дома Мухаммада (да благословит Аллах его и его семью)»
118.
Аль-Кашши писал, что якобы Абан ибн Абу ’Айяш прочитал эту книгу перед Али ибн аль-Хусейном (Зейну-ль-абидином, 4-ым имамом) (мир ему), и он сказал: «Правду сказал Сулейм, да пребудет над ним милость Аллаха, это повествование нам известно»
119.
В добавление к этому надо сказать, что данная книга действительно содержит в себе первооснову шиизма, заложенную их дедом, иудеем Ибн Сабой, который говорил о божественной сущности повелителя верующих Али ибн Абу Талиба .
Книга Сулейма ибн Кайса сообщает нам о том, что шиитские шейхи, взывая к Али , говорят: «О Первый (аль-Авваль) и Последний (аль-Ахыр)! О Явный (аз-Захир) и Скрытый (аль-Батын)! О тот, кто знает обо всём сущем!»
В книге сообщается следующая лживая история: «Однажды повелитель верующих (мир ему) шёл вместе с Абу Бакром, Умаром и с группой людей из числа мухаджиров и ансаров, пока они не подошли к кладбищу Бакы’. Али (мир ему) поднялся на пригорок, и, когда солнце взошло над горизонтом, он сказал: «Мир тебе! О новое творение Аллаха, покорное Ему!» После этого люди услышали громогласный звук в небесах и голос, который ответил: „И тебе мир! О Первый (аль-Авваль) и Последний (аль-Ахыр)! О Явный (аз-Захир) и Скрытый (аль-Батын)! О тот, кто знает обо всём сущем!”
Когда Абу Бакр, Умар, мухаджиры и ансары услышали слова, сказанные солнцем, то пали без сознания и пришли в себя лишь через несколько часов. После этого повелитель верующих покинул это место. Они же все вместе пришли к Посланнику Аллаха (да благословит Аллах его и его семью) и сказали: «Ты говоришь, что Али − такой же человек, как мы, в то время как солнце обращается к нему по именам, которыми себя называет Творец!»
120
118 - «Зариат иля тасаниф аш-шиа» (2/152, № 590).
119 - «Риджаль аль-Кяшши» (2/184, пункт: «Сулейм ибн Кайс аль-Хиляли»), см. также «Тахзиб аль-ахкам» (9/2174), «Васаиль аш-шиа» (18/353) и «Бихар аль-анвар» (1/79).
120 - «Китаб Сулейм ибн Кайс», стр. 453-454.
Противоречие:
Они забыли, что в прежних преданиях говорилось: «…и пришли в себя лишь через час»
121.
Данное убеждение позднее укоренилось во всех канонических фундаментальных шиитских трудах.
Возводя ложь на Аллаха, шииты утверждают, что Всевышний сказал нашему Пророку
ﷺ: «О Мухаммад, Али является первым (аль-Авваль), и Али является последним (аль-Ахыр), он явный (аз-Захир) и скрытый (аль-Батын), и он знает обо всём сущем!» Пророк же спросил: «Но разве это не Ты?!»
122
Аятолла Абдуль-Мухсин аль-’Амили открыто писал об этом в своих стихах:
«Абу-ль-Хасан (Али), ты − сущность Божества, Ты − знак Его возвышенной мощи.
Ты охватил знание сокрытых тайн,
Может ли что-либо скрыться от взора твоего?! Ты вращаешь жернова мироздания,
И поэтому первопричина творения сохраняется.
Тебе принадлежит власть, и если пожелаешь, то завтра спасёшь, А если пожелаешь, то схватишь за хохол123».
Другой шиитский поэт писал, и эти строки приводятся в авторитетных шиитских трудах:
«Все качества Господа в нём (Али) собрались, Собрались они ради тайны и мудрости124».
121 - «Китаб аль-фадаиль», Шазан Джабраиль аль-Куми (ум. 660 г.х.) стр. 70.
122 - «Басаир ад-дараджат адь-кубра» (2/475) и «Бихар аль-анвар» (18/377).
123 -«Аль-Арвани» (1374).
124 - «Даират аль-маариф аш-шиа», Мухаммад аль-Хусейн аль-Ааля аль-Хаири (1/153).
Большая проблема шиитских богословов:
Некоторые шиитские богословы обнаружили серьёзную проблему в тексте книги Сулейма, и они хотели бы устранить эту проблему до построения фундаментальных основ имамитского шиизма. Дорогой читатель, возможно, ты предполагаешь, что это проблема связанна с вопросом обожествления шиитами повелителя верующих Али ибн Абу Талиба ? Но это не так, потому что этот вопрос не является для них проблемой, и они принимают его. Опасность, которую имамиты увидели в этой книге, заключается в другом. Опасность в том, что, по словам Сулейма, имамов должно быть тринадцать. И это большая проблема, которая грозит разрушением всей теологической концепции, выстроенной шиитами двенадцати-имамниками.
Вопрос № 9: Как среди шиитских богословов начиналось распространение идеи о том, что Коран содержит недостатки, добавления и искажения?
Ответ:
Данная идеология берёт своё начало в книге Сулейма ибн Кайса. Эта книга передавалась всего лишь двумя путями передатчиков, поэтому в своё время была предана забвению и практически была утрачена, но шиитский богослов Али ибн Ибрахим аль-Куми (ум. 307 г.х.) стряхнул с неё прах истории и начал распространять содержащиеся в ней заблуждения.
Он сказал: «В Коране есть отменяющие аяты (насих) и отменённые (мансух)…, а также есть буквы, заменённые на другие буквы, есть искажённые фрагменты, а есть и такие, которые противоречат тому, что было ниспослано Аллахом… Примером того, что противоречит ниспосланному Аллахом, является следующий аят:
﴿ كُنتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ تَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَتَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَتُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ
﴾
«Вы являетесь лучшей общиной, появившейся на благо человечества, вы велите совершать благое, удерживаете от скверного и веруете в Аллаха»125.
Абу Абдулла Джа’фар ас-Содик (мир ему) услышал человека, читающего этот аят, и сказал ему: „И это лучшая община?! Та, которая убивает повелителя верующих и аль-Хасана и аль-Хусейна − сыновей Али (мир им)?!” Тогда люди спросили: „В каком же виде был ниспослан этот аят, о сын Посланника Аллаха?” Он прочитал: „Вы являетесь лучшими имамами (خير أئمة), появившимися на благо человечества”».
Далее он продолжил: «Также искажённым является следующий аят:
﴿ لَّكِنِ اللَّهُ يَشْهَدُ بِمَا أَنزَلَ إِلَيْكَ أَنزَلَهُ بِعِلْمِهِ وَالْمَلَائِكَةُ يَشْهَدُونَ
﴾
«Но Аллах сам свидетельствует о том, что Он ниспослал тебе. Он ниспослал это по Своему знанию. И ангелы свидетельствуют»126.
Нужно читать его так:
«Но Аллах сам свидетельствует о том, что Он ниспослал тебе. Он ниспослал это, про Али, по Своему знанию».
Также слова Аллаха:
﴿ يَا أَيُّهَا الرَّسُولُ بَلِّغْ مَا أُنزِلَ إِلَيْكَ مِن رَّبِّكَ وَإِن لَّمْ تَفْعَلْ فَمَا بَلَّغْتَ رِسَالَتَهُ
﴾
«О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания»127.
Нужно читать:
«О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа относительно Али. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания».
Также слова:
﴿ إِنَّ الَّذِينَ كَفَرُوا وَظَلَمُوا لَمْ يَكُنِ اللَّهُ لِيَغْفِرَ لَهُمْ وَلَا لِيَهْدِيَهُمْ طَرِيقًا
﴾
«Воистину, тех, которые не уверовали и поступали несправедливо, Аллах не простит и не поведет их каким-либо благим путем»128.
Нужно читать:
«Воистину, тех, которые не уверовали и поступали несправедливо по отношению к семье Мухаммада, попирая их право, Аллах не простит и не поведет их каким-либо благим путем».
Также слова:
﴿ وَسَيَعْلَمُ الَّذِينَ ظَلَمُوا أَيَّ مُنقَلَبٍ يَنقَلِبُونَ
﴾
«А те, которые поступают несправедливо, скоро узнают, куда они вернутся»129.
Нужно читать:
«А те, которые поступают несправедливо по отношению семье Мухаммада, попирая их право, скоро узнают, куда они вернутся».
Также слова:
﴿ وَلَوْ تَرَى إِذِ الظَّالِمُونَ فِي غَمَرَاتِ الْمَوْتِ وَالْمَلَائِكَةُ بَاسِطُو أَيْدِيهِمْ أَخْرِجُوا أَنفُسَكُمُ الْيَوْمَ تُجْزَوْنَ عَذَابَ الْهُونِ بِمَا كُنتُمْ تَقُولُونَ عَلَى اللَّهِ غَيْرَ الْحَقِّ
﴾
«Если бы ты видел беззаконников, когда они оказываются в предсмертной агонии и ангелы простирают к ним свои руки: «Отдайте свои души! Сегодня вам воздадут унизительными мучениями за то, что вы говорили об Аллахе неправду»130.
Нужно читать:
«Если бы ты видел беззаконников, которые притесняли семью Мухаммада, попирая их право, когда они оказываются в предсмертной агонии…».
И подобных фрагментов очень много, и обо всём мы упомянем в своём месте»
131.
125 - Коран, сура 3 «Аль ’Имран» («Семейство Имрана»), аят 110.
126 - Коран, сура 4 «ан-Ниса» («Женщины»), аят 166.
127 - Коран, сура 5 «аль-Маида» («Трапеза»), аят 67.
128 - Коран, сура 4 «ан-Ниса» («Женщины»), аят 168.
129 - Коран, сура 26 «аш-Шу’ара» («Поэты»), аят 227.
130 - Коран, сура 6 «аль-Ан`ам» («Скот»), аят 93.
131 - «Фасль аль-хытаб фи тахриф Китаб Рабб аль-арбаб», шейх безбожников Хусейн ан-Нури ат-Табраси (ум. 1320 г.х.).
Также к первым идеологам искажения относились следующие шиитские богословы:
• Мухаммад ибн аль-Хасан ас-Саффар (ум. 290 г.х.), который сказал: «Абу Джа’фар (мир ему) говорил: «Книгу Аллаха они исказили, Каабу они разрушили, Потомство
132 они убили и все заветы Аллаха разорвали»
133.
• Саад ибн Абдулла аль-Куми (ум. 301 г.х.), который говорил об этом в своём труде в разделе под названием «Глава об искажении в аятах, которые противоречат тому, что было ниспослано Аллахом (Велик Он и Славен), как об этом сообщили наши шейхи (да пребудет над ними милость Аллаха) со слов учёных-богословов из семьи Мухаммада (да благословит Аллах его и его семью)»
134.
• Мухаммад ибн Мас’уд аль-’Айяши (ум. 320 г.х.), который лживо утверждал, что Абу Джа’фар сказал: «Если бы не добавления и убавления в Книге Аллаха, то наше право не осталось бы скрытым ни от кого из здравомыслящих людей»
135.
• Мухаммад ибн Якуб ибн Исхак аль-Кулейни ар-Рази (ум. 328 г.х.), который утверждал, что Абу Абдулла (Джа’фар ас-Содик) говорил:
«Воистину, тот Коран, который был принесён Джибрилем (мир ему) к Мухаммаду (да благословит Аллах его и его семью) состоял из семнадцати тысяч аятов»
136.
132 - Потомство (араб. عتِرة – ’итра) – так шииты называют двенадцать имамов в общем и аль-Хусейна в частности.
133 - «Басаир ад-дараджат» (2/296) и «Фасль аль-хытаб фи тахриф Китаб Рабб аль-арбаб», стр. 26.
134 - «Бихар аль-анвар» (89/60).
135 - «Тафсир аль-’Айяши» (1/25) и «Фасль аль-хытаб фи тахриф Китаб Рабб аль-арбаб», стр. 26.
136 - «Усуль аль-Кяфи» (2/826) и «Фасль аль-хытаб», стр. 25-26.
Что касается подлинного исламского Корана, то общее число аятов в нём не превышает шести тысяч двухсот тридцати шести (6236) аятов.
• Али ибн Ахмад Абу-ль-Касим аль-Куфи (ум. 352 г.х.), который засвидетельствовал о единстве (иджма’) всех шиитов на идеологии искаженности Корана. Он сказал: «Все люди Киблы и предания, как ученые, так и простые люди, убеждены, что тот Коран, который находится сейчас в наших руках, не является полным Кораном и что из Корана утрачена часть, которой сейчас нет на руках у людей. Это связано с тем, о чем мы говорили ранее, что в тех свитках содержались части Корана, которые не понравились Усману, и он отобрал их у людей. Это уже ясно свидетельствует о степени его упрямой вражды против Аллаха и Его посланника (да благословит Аллах его и его семью)»
137.
• Фурат ибн Ибрахим аль-Куфи (ум. 352 г.х.), который возводил ложь на Абу Джа’фара аль-Бакыра.
Аллах сказал:
﴿ بِئْسَمَا اشْتَرَوْا بِهِ أَنفُسَهُمْ أَن يَكْفُرُوا بِمَا أَنزَلَ اللَّهُ بَغْيًا
﴾
«Скверно то, что они купили за свои души, не уверовав в ниспосланное Аллахом из-за зависти»138.
Фурат аль-Куфи сообщил, что якобы Абу Джа’фар сказал: «Джибриль ниспослал его так: „Скверно то, что они купили за свои души, не уверовав в ниспосланное Аллахом из-за зависти к Али”».
• Мухаммад ибн Ибрахим ан-Нугмани (ум. 380 г.х.), который приводит лживый хадис от аль-Асбага ибн Набаты, что тот сказал: «Я слышал Али (мир ему), когда он говорил: „Я словно сейчас вижу иноземцев (неарабов), шатры которых стоят в мечети Куфы, и они обучают людей Корану таким, каким он и был ниспослан”. Я спросил: „Повелитель верующих, а разве он не такой, каким был ниспослан?!” Он ответил: «Нет, из него были стёрты имена семидесяти мужей из рода Курейш и имена их отцов. Оставили только Абу Ляхаба, но лишь для того, чтобы задеть честь Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его семью), потому что он был его родным дядей»
139.
• Мухаммад ан-Нугман, по прозвищу аль-Муфид (Полезный) (ум. 413 г.х.), в своей книге «Аваиль аль-макалят» говорит о единении (иджма’) всех богословов шиизма на этом неверии. Он пишет: «Все имамиты согласны в том, что предводители заблуждения
140 во многих местах противоречили составленному тексту Корана и отошли от истинного Ниспослания и Сунны Пророка (с)
141. Все му’тазилиты, хариджиты, зейдиты, мурджииты и сторонники хадиса (Ахлю Сунна) противоречат имамитам по всем вопросам, которые мы перечислили выше».
142
В другой своей книге «аль-Иршад» Мухаммад ан-Нугман пишет, что якобы Абу Джа’фар (мир ему) сказал: «Настанет время, когда Предстоятель
143 семьи Мухаммада (с) организует кружки для тех, кто будет обучать людей Корану таким, каким он был ниспослан от Аллаха (Велик Он и Славен). Тяжелее всего для меня слышать то, что читают сегодня чтецы Корана, потому что это противоречит составленному своду»
144.
• Ат-Тартуси, автор книги «аль-Ихтиджадж»
145.
137 - «Аль-Истигаса фи аль-бида’ ас-саляса» (1/92) и «Фасль аль-хытаб», стр. 26.
138 - Коран, сура 2. «аль-Бакара» («Корова»), аят 90.
139 - «Аль-Гайба», Мухаммад Ибрахим ан-Нугмани, который являлся одним из самых близких учеников аль-Кулейни, стр. 333-334, и «Мустадрак сафинат аль-бихар» (7/108).
140 - «Предводители заблуждения» − так шииты называют сподвижников Пророка ﷺ.
141 - Шииты после упоминания Пророка в текстах своих книг зачастую просто ставят букву «с» (ص), вместо того, чтобы писать полностью фразу «Салля-Ллаху алейхи ва саллям» (мир ему и благословение Аллаха), что, конечно же, является пренебрежением к Пророку с их стороны.
142 - «Аваиль аль-макалят», стр. 46.
143 - Предстоятель пророческой семьи (араб. قائم اهل البيت – Каим Ахлю-ль-бейт) − так шииты называют двенадцатого скрытого имама Махди, прихода которого они ожидают.
144 - «Аль-Иршад», стр. 365. Эти слова привёл шиитский шейх аль-Маджлиси в своём труде «Бихар аль-анвар» (57/339)
145 - См.: «аль-Ихтиджадж» Ахмад ибн Али ат-Тартуси, жил в 6-ом веке по хиджре, «Усуль аль-Кя- фи» (2/634), «Фасль аль-хытаб», стр. 31.
• Нигматуллах аль-Джазаири (ум. 1112 г.х.), который сказал: «Многие наши соратники и учёные-богословы в своих фундаментальных трудах в сфере хадиса и в других работах приводят сообщения, число которых достигает степени «мутаватир», о том, что Коран был подвержен искажению, многочисленным сокращениям и некоторому добавлению»
146.
• Абу Хасан аль-’Амили (ум. 1140 г.х.) сказал: «Знай, что неизбежная правда, основанная на многочисленных дошедших до нас сообщениях, заключается в том, что этот Коран, который мы имеем у нас на руках, подвергся определённым изменениям после смерти Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Те, кто собирал его в единую книгу после Пророка (да благословит Аллах его и его семью), отбросили многие слова и многие аяты. Что же касается Корана, хранимого от искажений и соответствующего тому, что было ниспослано от Аллаха, – это Коран, собранный Али ибн Абу Талибом. Он хранил его и затем передал его своему сыну аль-Хасану, и так он передавался, пока не дошёл до Предстоятеля (Махди). И сегодня Коран находится у него (да благословит Аллах его)»
147.
В конце 13-го века по хиджре раскрылся великий позор шиитов.
Это произошло «благодаря» известному шиитскому богослову Хусейну ан-Нури ат-Тартуси (ум. 1320 г.х.), составившему основательный и обширный труд, в котором он собрал воедино все высказывания и убеждения шиитских шейхов, подтверждающих их неверие (куфр) в Коран. Он назвал свою книгу: «Фасль аль-хытаб фи тахриф Китаб Рабб аль-арбаб» («Разъясняющее обращение в вопросе искажения Книги Господа господ»).
В предисловии к своей книге этот мерзавец пишет следующее: «Эту замечательную книгу, этот благородный свиток я создал для того, чтобы подтвердить искаженность Корана и разъяснить позор угнетателей и притеснителей. Я назвал эту книгу «Фасль аль-хытаб фи тахриф Китаб Рабб аль-арбаб» («Разъясняющее обращение в вопросе искажения Книги Господа господ»). Она состоит из трёх частей: предисловия и двух глав. Я вложил в этот труд кладезь премудростей, которые радуют взор. И я надеюсь, что Тот, на Чью милость надеются грешники, принесёт мне пользу посредством этого труда в День, когда человеку не принесёт пользы ни богатство, ни дети»
148.
В итоге эта книга стала позорищем и срамом для шиитов навсегда.
146 - «Нур аль-барахин ау анису аль-вахид фи шар хат-Таухид», аль-Джазаири (1/526).
147 - «Мират аль-анвар», стр. 62.
148 - «Фасль аль-хытаб фи тахриф Китаб Робб аль-арбаб», стр.1.
Вопрос № 10: Просим вас в общих чертах разъяснить нам, каковы убеждения шиитских богословов относительно их тезиса об искаженности и ущербности Священного Корана, а также наличия в нём добавлений.
Ответ:
• Шиитский богослов аль-Муфид сказал: «Существует огромное количество сообщений от имамов прямого пути из семьи Мухаммада (с) относительно противоречий Корана и о том, что сделали с ним несправедливые люди, которые убавляли из него аяты или добавляли их от себя»
149.
Также он сказал: «Все имамиты согласны в том, что предводители заблуждения во многих местах противоречили составленному тексту Корана и отошли от истинного Ниспослания и Сунны Пророка (с)
150. Все му’тазилиты, хариджиты, зейдиты, мурджииты и сторонники хадиса (Ахлю Сунна) противоречат имамитам по всем тем вопросам, что мы перечислили выше»
151.
• Шиитский шейх аль-’Амили сказал: «Это утверждение (об искаженности Корана) для меня является абсолютно достоверным фактом после тщательного изучения преданий и полного анализа текстов. Можно даже сказать, что это − необходимое убеждение (дарурият) шиитского мазхаба. И это является одним из самых худших последствий узурпации халифата»
152.
• Шиитский шейх Яхья Тильмиз аль-Кяраки пишет в своей книге «аль-Имама» (Имамат), в главе «Девятое обвинение в адрес троих
153»: «Все люди Киблы и предания, как ученые, так и простые люди, убеждены, что тот Коран, который находится сейчас в их руках, не является полным Кораном и что из Корана утрачена часть, которой сейчас нет на руках у людей»
154.
149 - «Аваиль аль-макалят», стр. 80-81.
150 - Шииты после упоминания Пророка в текстах своих книг зачастую просто ставят букву «с» (ص), вместо того, чтобы писать полностью фразу «Салля-Ллаху алейхи ва саллям» (мир ему и благословение Аллаха), что, конечно же, является пренебрежением к Пророку с их стороны
151 - «Аваиль аль-макалят», стр. 46.
152 - «Мират аль-анвар», стр. 84.
153 - Под словом «троих» подразумеваются три первых халифа, которых шииты обвиняют в незаконной узурпации власти после Пророка ﷺ, это Абу Бакр ас-Сиддик, Умар ибн аль-Хаттаб и Усман ибн Аффан
154 - «Фасль аль-хытаб фи тахриф Китаб Рабб аль-арбаб», стр. 31.
• Шиитский шейх ’Аднан аль-Бахрани (ум. 1348 г.х.) сказал: «…и многие другие предания, количество которых не поддаётся счёту и превысило степень хадиса мутаватир. Нет большой пользы в том, чтобы цитировать все эти предания уже после того, как утверждение об искаженности и изменении Корана стало настолько повсеместным и общепринятым, и после того, как это мнение было принято сподвижниками и табиинами. Более того, это единое мнение (иджма) всех, кто придерживается истины, и необходимое убеждение (дарурият) их учения»
155.
Тот же, кто отвергает необходимые убеждения шиизма (дарурият), по их убеждению, является неверным (кяфиром). Аятолла ас-Сабзавари сказал: «Такой человек является неверным, потому что он отрицает необходимые убеждения (дарурият) Религии». Также он сказал: «Он является неверным по причине того, что не признаёт необходимые убеждения (дарурият) Закона»
156.
• Аль-Маджлиси сказал: «…однако его сподвижники поступили так же, как племя Мусы. Они последовали за золотым тельцом этой Уммы и за её Самиритом, я имею в виду Абу Бакра и Умара. Лицемеры (мунафики) узурпировали его халифат − халифат Посланника Аллаха (с), отобрали его у законного халифа (преемника) Пророка (с). Затем они перешли к халифу Аллаха, то есть к Его Книге, которую Он ниспослал. Они исказили её, изменили её и поступили с ней так, как им захотелось»
157.
Также он сказал: «Далее будут приведены многочисленные предания, свидетельствующие о том, что из Корана было утрачено множество аятов»
158.
• Аль-’Амили сказал: «Во многих панихидных текстах (зиярат), как, например, при панихиде в честь дня аль-Гадир и в других панихидах и также во многих молитвенниках. Например, в молитвеннике «Дуа санамай Курейш» («Мольба против двух курейшитских идолов») содержатся фразы, которые ясно и недвусмысленно указывают на искаженность и подмену Корана после Пророка (да благословит Аллах его и его семью)». Затем аль-’Амили привёл двадцать одно сообщение из шиитских источников в подтверждение тезиса об искаженности
159.
155 - «Машарик аш-шумус ад-дарийя фи ахаккыйяти мазхаб аль-ахбарийя», стр. 126
156 - «Мазхам аль-ахкам фи баяни аль-халяли ва аль-харам», аятолла Абдуль-А’ля аль-Мусафи ас-Сабзавари (1/382). Шиитский богослов аль-Маджлиси сказал: «Отрицание необходимых убеждений (дарурият) имамитского мазхаба ставит человека в ряд наших противников, это выводит его из религии пречистых имамов» («Аль-Акаид», стр.57).
157 - «Хаят аль-кулюб», аль-Маджлиси (2/541).
158 - «Бихар аль-анвар» (35/235).
159 - «Мират аль-анвар», стр. 67.
• Повествуя о многочисленности преданий, указывающих на неполноценность Священного Корана, ат-Табраси сказал: «Таких преданий великое множество. Достопочтенный Нигматулла аль-Джазаири говорил об этом в некоторых своих трудах: „Воистину, число хадисов, указывающих на это (т.е. на искаженность), превышает цифру в две тысячи”»
160.
Также ат-Табраси пишет: «Одиннадцатое доказательство искаженности Корана: Огромное количество достоверных и недвусмысленных преданий указывают на то, что некоторые аяты были утрачены, а некоторые добавлены в Коран, который мы имеем. Этот Коран меньше того полного текста, который должен был быть неподражаемым Писанием и который был ниспослан в сердце господина всех людей и джиннов. Я не буду говорить о каких-то конкретных аятах или сурах. Указания об этих аятах и сурах содержатся в различных общепризнанных трудах, к которым специалисты по данному вопросу могут обратиться в случае надобности.
В добавление к тем доказательствам, которые были приведены выше в произвольной форме, в данной главе я собрал воедино всё, что смог найти с помощью Вседарующего Царя, Всевышнего Аллаха»
161.
• Шиитский богослов Нигматулла аль-Джазаири сказал: «Если мы примем слова о том, что Божественное Откровение действительно имеет степень „мутаватир”
162 и что всё содержащееся в Коране действительно было ниспослано ангелом Джибрилем, то это вынудит нас отбросить огромное количество преданий, которые по многочисленности своей достигают степени „мутаватир” и самым ясным образом указывают на искажения в Коране: и в отдельных словах, и в общем тексте, и в огласовках. При том что наши учёные (да пребудет над ними довольство Аллаха) утвердили достоверность этих преданий и признали их правдивыми»
163.
160 - «Фасль аль-хытаб фи тахриф Китаб Рабб аль-арбаб», стр. 125
161 - «Фасль аль-хытаб», стр. 183.
162 - Прим.пер.: Выше уже приводилось определение хадиса-мутаватир, но для важности момента мы скажем об этом повторно.
«Мутаватир» − это высшая степень достоверности хадиса. Мутаватир − это хадис, который передаётся настолько большим количеством передатчиков, что невозможно представить их сговор с целью подтасовки и фальсификации. Многочисленность передатчиков должна иметь место на всех этапах цепочки хадиса, так, чтобы множество людей передавали этот хадис от такого же множества людей, вплоть до Пророка ﷺ. Также хадис мутаватир должен передаваться непосредственно от человека к человеку, посредством органов осязания, т.е. каждый передатчик должен утвердительно сказать «я слышал» или «я видел» во избежание неправильного понимания.
Что касается Корана, то он, несомненно, является мутаватиром. Нет никакого разногласия, что Коран дошёл до нас через несметное число передатчиков. В каждом поколении мусульман, начиная с эпохи Пророка ﷺ, были тысячи людей, передающих Коран наизусть. И только шииты могут утверждать обратное, явно противореча истине
163 - «Аль-Анвар ан-Нугманийя», Нигматуллах аль-Джазаири (2/357).
Комментарий:
Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَقَالَ الَّذِينَ كَفَرُوا لَا تَسْمَعُوا لِهَذَا الْقُرْآنِ وَالْغَوْا فِيهِ لَعَلَّكُمْ تَغْلِبُونَ
﴾
«Неверующие сказали: „Не слушайте этот Коран, а начинайте говорить вздор. Быть может, вы одержите верх”»164.
Также Аллах сказал:
﴿ إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ
﴾
«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его»165.
Аллах сказал:
﴿ إِنَّ الَّذِينَ كَفَرُوا بِالذِّكْرِ لَمَّا جَاءَهُمْ وَإِنَّهُ لَكِتَابٌ عَزِيزٌ لَّا يَأْتِيهِ الْبَاطِلُ مِن بَيْنِ يَدَيْهِ وَلَا مِنْ خَلْفِهِ تَنزِيلٌ مِّنْ حَكِيمٍ حَمِيدٍ
﴾
«Воистину, это – славное Писание. Ложь не подберется к нему ни спереди, ни сзади. Оно ниспослано от Мудрого, Достохвального»166.
164 - Коран, сура 15 «аль-Хиджр» («Хиджр»), аят 9.
165 - Коран, сура 41 «Фуссылят» («Разъяснены»), аяты 41-42
166 - «Мисбах аль-анвар фихилли мушкилят аль-ахбар», Абдулла ибн Мухаммад Шибр (ум. 1242 г.х.) (2/295).