5 - باب المسح على الخفين (5)
[/arabic]
5 – Глава об обтирании кожаных носков (хуффейн).
Название главы по-арабски –
“Аль-Масх ‘аля-ль-Хуффейн”.
Слово
“масх” в арабском языке означает протирание, то есть проведение руками по чему-либо.
В Шариате масх - это протирание мокрыми руками участка тела, но не напрямую, а через определенного рода преграду, в определенное время и при определенных условиях.
Хуффейн – это специального рода кожаные тапочки, которые наподобие носков облегают стопу со всех сторон. Такое название они получили в связи с их легкостью, однако их также называют ат-тасахин (утепляющие), потому что они утепляют стопы.
То, что в отличие от хуффейн изготовлено не из кожи, а из ткани и других подобных ей материалов, носит название “аль-джавариб” (носки, чулки). Хуффейн укороченного вида носит название “аль-мукъ”.
Законоположение об обтирании хуффейн.
Среди знатоков Ислама существуют три точки зрения относительно дозволенности обтирания хуффейн при совершении малого омовения.
1. Согласно первой из них, обтирать хуффейн вместо мытья ног при совершении малого омовения не разрешается. Доказывая правильность этого мнения, его сторонники говорят о том, что все сообщения, касающиеся дозволенности совершения обтирания хуффейн, аннулированы кораническим аятом о малом омовении (5:6), в котором приказывается обмывать ноги. Этой точки зрения придерживался Ибн Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом.
2. Согласно второму мнению, при совершении малого омовения дозволяется вместо мытья ног обтирать хуффейн. Это мнение поддерживает большинство ученых фикъха. В качестве доказательства сторонники этого мнения выдвигают хадис, приведенный в “Ас-Сахихе” Муслима.
3. Третье мнение гласит: обтирание хуффейн при совершении вуду’ дозволено для путников, не разрешено - для находящихся дома. Аргументация сторонников этой точки зрения базируется на том, что все достоверные сообщения, рассказывающие об обтирании хуффейн Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, касаются ситуаций, когда он находился в пути. Находящиеся в пути нуждаются в дозволениях, облегчающих выполнение предписаний Шариата. Обтирание хуффейн является одним из таких облегчающих дозволений для путников, ведь снятие хуффейн затруднительно для них.
Однако наиболее предпочтительным, хотя Аллаху ведомо лучше, является мнение, что Шариат разрешает во время совершения малого омовения вместо мытья ног протирать мокрой рукой надетые на них хуффейн при наличии необходимых условий. На это указывают хадисы мутаватир. Имам Ахмад сказал:
«В моей душе нет никаких сомнений (относительно обтирания хуффейн). На этот счет известно сорок хадисов от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует». Аль-Хафиз в «Аль-Фатхе» приводит слова Ибн Аль-Мубарака, который сказал:
“Среди сподвижников (Пророка, да благословит его Аллаха и приветствует) нет разногласий по поводу ношения хуффейн…» - и слова Хасана Аль-Басри:
«О протирании хуффейн мне рассказали семьдесят сподвижников». Ас-Сан’ани говорит в «Субулю-с-Салям» о том, что Абу Аль-Къасим Ибн Миндах упомянул тех, кто передал сообщения о протирании хуффейн, и их число достигло восьмидесяти.
Мудрость сего предписания Шариата заключается в том, что оно имеет целью избавить рабов Аллаха от трудностей и послужить облегчением, так как если бы им было повелено снимать хуфф для каждого омовения, то это оказалось бы для них тяжелым, особенно в зимний период.
Условия, при которых обтирание хуффейн правомочно.
1. То, что надето на ноги, должно быть чистым, то есть изготовлено из материала, который считается, с точки зрения Шариата, чистым, а не из того, что по своей сути является наджасой, как, например, собачья или свиная кожа.
2. Хуффейн должны быть надеты в состоянии ат-тахара (состояние ритуальной чистоты). Причем правильней здесь подразумевать состояние, когда человек свободен не только от большого, но и от малого хадаса, то есть ту чистоту, которая приобретается им путем совершения малого омовения (вуду’). Почему? Во-первых, потому, что, приняв в качестве второго условия протирания хуффейн состояние свободы от обоих хадасов, мы тем самым предохраняем себя от ошибки, из-за которой наше омовение окажется недействительным, а во-вторых, потому, что мы можем опереться на доводы, из которых становится ясно, что состояние чистоты, подразумеваемое в хадисе от Ибн Шу’ба (№ 53), – это состояние после совершения вуду. Аль-Хафиз в «Аль-Фатхе» пишет:
“…В результате, Аш-Шафи’и и большинство ученых-богословов считали, что состояние чистоты, требуемое Шариатом в данном случае, – это вуду’”.
3. Протирание хуффейн может быть совершено только до истечения определенного времени после их надевания, а именно: для находящегося дома возможность обтирать хуффейн вместо мытья ног при омовении длится один день и одну ночь (то есть, сутки), а для путника этот срок равен трем дням с их ночами. Таково, как пишет Аль-Хафиз в “Аль-Фатхе”, мнение большинства мусульманских ученых.
Здесь иногда называются и некоторые другие условия, однако их следует признать неприемлемыми. Среди них:
1. То, что хуффейн должны стопроцентно прикрывать ту часть ноги, которая подлежит обязательному мытью при совершении малого омовения, так, чтобы ничего из этой части ноги не было видно. Однако в действительности это не является обязательным условием, потому что:
А) нигде в Сунне абсолютное прикрытие ноги хуффом в качестве условия действительности масха не указывается;
Б) все существующие хадисы об обтирании хуффейн носят общий и универсальный характер, не называя ограничений для того или иного вида хуффейн, а если положение пришло от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) как универсальное, то оно должно оставаться универсальным. Если же кто-то из людей вносит в него какое-то ограничение, то он обязан привести довод на это. Если же таких доказательств не существует, мы обязаны считать общим и безусловным то, что посчитали общим и безусловным Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха). И на нас обязанность придерживаться ограничений там, где ограничили Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха);
В) многие сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, были бедны, а у бедных людей, как правило, хуффы не лишены изъянов и дыр. Однако Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, не указал сподвижникам на недопустимость наличия в хуффах дыр, а, ведь если бы стопроцентное прикрытие стопы было одним из условий действительности протирания хуффейн, необходимость в указании на это была бы очевидной;
Г) кожа ног не является авратом (срамным местом), прикрытие которого обязательно. Посему тот факт, что из-под хуффейн виднеется кожа стопы, никак не вредит действительности их обтирания, и никаких оснований утверждать, что хуффы, через которые видна кожа, не годны для обтирания, у нас нет.
2. То, что хуффейн должны быть приобретены дозволенным (халял), а не запретным путем (то есть не отобранными у кого-то, не украденными и т.п.) и не должны быть изготовлены из запрещенного материала
[1], такого, например, как шелк. Принять данное условие в качестве условия действительности обтирания хуффейн также нельзя
[2] ввиду отсутствия ясных доводов, указывающих на это.
3. Хуфф должен держаться на стопе сам по себе или при помощи обуви, если же он держится на ноге только с помощью шнурков, то обтирание его не дозволено. Принятие данного утверждения в качестве условия действительности протирания также не является верным, так как хадисы по вопросу протирания хуффейн носят общий характер, не содержа ограничений, и раз уж человек пользуется этими хуффами и ходит в них, то почему же их крепление на ноге при помощи шнурков должно препятствовать действительности масха? Никаких доводов на этот счет не существует.
Сроки обтирания хуффейн.
Обтирать хуффейн во время омовения вместо мытья ног можно в течение определенного периода времени. Сроки обтирания хуффейн для местных, то есть людей, находящихся дома, составляют один день и одну ночь, то есть сутки.
Для путников же возможность обтирать хуффейн, не моя ноги, длится три дня с их ночами.
С какого момента начинается отсчет времени, в течение которого дозволяется совершать обтирание на надетые хуффы? Можно предположить три варианта:
1. с момента надевания хуффов;
2. с момента первого нарушения состояния ритуальной чистоты (с момента вступления в малый хадас);
3. с момента первого обтирания.
Момент надевания хуффейн, согласно всеобщему мнению, не является началом срока действия хуффейн. Ряд ученых считает началом срока обтирания первое нарушение малого омовения, то есть момент наступления состояния хадаса.
Однако самым достоверным является мнение, что началом срока является первое протирание при совершении омовения. В хадисе сказано:
“…Путник протирает хуффейн три ночи, а местный - один день и одну ночь”; про человека можно говорить, что он протирает, а его самого называть протирающим только с момента начала самого действия протирания, то есть до первого протирания сказать про человека, что он протирает хуффейн, нельзя, значит, правильным является вывод, что срок протирания начинается с момента первого протирания, а не с момента нарушения малого омовения и не с момента надевания.
Правила обтирания хуффейн.
Ас-Сан’ани упоминает в “Субулю-с-Салям” о том, что по поводу образа и количества обтирания хуффейн нет хадисов, на которые можно было бы опереться, кроме хадиса Али, рассказывающем о масхе. Очевидным является то, что если мусульманин-мукалляф совершит то, что считается протиранием с точки зрения языка, то этого для него будет достаточно.
На то, как совершается масх, ясно указывается в хадисе от Аль-Мугиры Ибн Шу’ба. Там сказано, что он протирал носки (хуффы), проводя одновременно обеими ладонями, смоченными водой, по тыльной (верхней) поверхности стоп от кончиков пальцев по направлению к голеням, делая это один раз. Причем правую стопу он протирал правой рукой, а левую стопу – левой, точно так же, как это делается при протирании ушей, о чем сказано в хадисе:
“и он протер их оба (одновременно)”. И он не протирал ни подошвенную поверхность стоп, ни пятки.
Существует также мнение, что сначала нужно протереть правой рукой правую стопу, а уж затем левой рукой – левую. Это мнение основано на хадисе от Айши, да будет доволен ею Аллах, из которого явствует, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершая омовение, предпочитал омывать сначала правые части тела, а протирание хуффейн также входит в омовение.
Все ученые единодушны в том, что протирание хуффейн проводится однократно, а повтор его не соответствует Сунне.
Обстоятельства, делающие обтирание хуффейн неправомочным.
1. Истечение срока, установленного Шариатом для обтирания. После истечения срока обтирание хуффейн недопустимо, и это самое достоверное мнение.
2. Снятие одного или обоих носков (или хуффов). Если человек, надевший хуффы, снял один или оба хуффа после того, как на них уже совершалось обтирание, то после этого надеть их и делать на них масх уже нельзя, потому что он будет недействительным.
Если человек снял хуффейн, предварительно совершив омовение с масхом, то взятое им омовение из-за снятия хуффейн не нарушается, поскольку доводов на то, что снятие хуффейн нарушает вуду’, нет, то есть омовение снявшего хуффейн человека сохраняется, если не будет совершено другое действие, нарушающее его. Так утверждал шейх Ибн ’Усаймин, да смилуется над ним Аллах.
3. Вступление в состояние большого хадаса, которое, как известно, требует совершения большого омовения (гусль).
Обтирание шин, пластырей и повязок.
Шина – приспособление, как правило, из дерева, накладываемое на область перелома с целью иммобилизации (обездвижения) сломанной части тела. В наши дни при переломах чаще всего используется гипсовая повязка.
Пластырь – тонкий материал, который наклеивается на рану и т.п. с целью лечения.
Повязка – то, что повязывается поверх ран, ушибов, ожогов и т.д. в лечебных целях.
Все вышеперечисленное накладывается мусульманином на те или иные части тела в случае необходимости. До тех пор, пока он нуждается в постоянном присутствии указанных лечебных средств на его теле, ему дозволяется во время омовения совершать протирание поверх них. Когда же необходимость в постоянном присутствии шины, повязки или пластыря на теле отпадает, ему необходимо снять их и в дальнейшем мыть при совершении омовения ту часть тела, которая ранее находилась под шиной, повязкой и т.д.
Пластыри, повязки и все остальное, что можно временно снимать, а затем вновь одевать, снимаются при омовении, и то, что под ними, моется. Это делается при том условии, что снятие этого лечебного средства не затруднительно и мытье того, что под ним, не навредит и не приведет к задержке процессов заживления. Если же снятие лечебного средства для мытья того, что под ним при совершении омовения, сопряжено с трудностями и чревато вредными последствиями, то средство не снимается, а обтирается.
Одним из условий дозволенности протирания данных лечебных средств является то, что они должны покрывать только те участки тела, в покрытии которых есть потребность, то есть саму рану (или место перелома) и прилежащие к ней участки тела, на которых эти средства будут крепиться.
Правила обтирания шин, повязок, пластырей и других лечебных средств.
Когда совершающий омовение доходит до той части тела, на которую наложена шина, повязка или пластырь, он должен вымыть все, что вокруг шины или повязки, а саму повязку или шину протереть, то есть сделать на них масх. Ту часть шины или повязки, которая покрывает участок тела вне области, подлежащей обязательному очищению при совершении омовения, протирать не нужно. Например, если на стопу наложена повязка, часть которой покрывает голень, то при совершении омовения ту часть повязки, что лежит за пределами стопы, то есть выше лодыжек, протирать не требуется.
Отличия протирания хуффейн от протирания шин, повязок и т.п.
1. Возможность протирания хуффейн ограничена определенным сроком, а возможность протирания шин, повязок и т.д. длится до тех пор, пока не отпадет необходимость в них.
2. Протирание хуффейн возможно лишь при условии, что они были надеты в состоянии чистоты, что же касается протирания шин и повязок, то наложение их в состоянии ритуальной чистоты не является условием правомочности их протирания.
3. При обтирании хуффейн ограничиваются протиранием лишь одной их поверхности (верхней), а шины и повязки должны быть протерты полностью.
4. Хуффейн обтирают только при совершении малого омовения, то есть при избавлении от малого хадаса, а шины и повязки можно обтирать как при избавлении от малого, так и от большого хадаса.
Обтирание чалмы и женского платка.
Мужчинам при совершении малого омовения разрешено обтирать чалму. Чалма (“имама) – известный среди мусульман головной убор, представляющий собой кусок ткани, обернутый вокруг головы. Женщинам также разрешено обтирать свои покрывала во время совершения малого омовения. Под женским покрывалом подразумевается то, что покрывает голову женщины. Хотя среди ученых-богословов нет единого мнения относительно допустимости обтирания женского платка, в любом случае при наличии трудностей (например, при холодной погоде, сложности снятия и одевания платка) его обтирание допустимо при том условии, что платок не просто накинут на голову, а охватывает ее, пролегая под подбородком. Так утверждал шейх Ибн ’Усаймин, да смилуется над ним Аллах.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1] - Под запрещенными здесь подразумеваются чистые материалы, использование которых в тех или иных целях запрещено.
[2] - Хотя воровство, грабеж, ношение шелка и т.д. безусловно, являются греховными деяниями, за которые совершающих их понесет кару, однако на действительность протирания хуффейн не влияют.