1449 - Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Такой же сосуд, как (ее) сосуд и такая же еда, как (ее) еда».
Этот хадис передал ан-Насаи 7/71 со слов ‘Аиши. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1449, «ар-Рауд ан-надыр» 93.
_______________________________________________
Сообщается, что ‘Аиша сказала: «Я никогда не видела, чтобы кто-то готовил еду так (хорошо), как это делала Сафиййа. (Однажды) он прислала пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сосуд с едой, и я не сдержавшись (от ревности) сломала его. Я спросила пророка, да благословит его Аллах и приветствует, об искуплении за это и он сказал: “Такой же сосуд, как (ее) сосуд и такая же еда, как (ее) еда”».
Позже шейх аль-Альбани пересмотрел решение о достоверности этого хадиса и назвал его слабым в «Да’иф Сунан ан-Насаи» 263. См. «ат-Танбихат аль-малийха» стр. 93.
1450 – Сообщается, что Анас ибн Малик сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “В День воскресения у меня будет больше последователей, чем у других пророков, и я буду первым, кто постучится во врата Рая”».
Этот хадис передал Муслим, 196. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1450, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1570.
В версии этого хадиса которую приводит имам аль-Бухари, сообщается, что (как-то раз один) человек спросил аль-Бараъ ибн ‘Азиба, да будет доволен им Аллах: «Верно ли, что в день (битвы при) Хунайне вы бежали(, покинув) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ?» Он сказал:
− (Да,) но посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, не побежал. (Люди из племени) хавазин хорошо стреляли из луков; повстречавшись с ними, мы атаковали их, и они побежали, а когда мусульмане занялись военной добычей, они обстреляли нас из луков. Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он не обратился в бегство, и, поистине, я видел его сидящим на его белой мулице. (В это время) Абу Суфйан держал её под уздцы, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произносил (такие слова):
Я − пророк, и нет (в этом) лжи!
Я − Ибн ‘Абдуль-Мутталиб![1] См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари» №1183, пер. А. Нирша.
___________________________________________________
[1] То есть я − потомок ‘Абдуль-Мутталиба.
1452 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Из всех людей в этом мире и в мире вечном я наиболее близок к ‘Исе, сыну Марйам, и между мной и им не было пророка. Пророки (подобны) детям от одного отца и разных матерей: матери у них разные, а религия их одна».
Этот хадис передали Ахмад 2/259, 319, 406, 437, 463, 482 и 541, аль-Бухари 3442, 3443, Муслим 2365 и Абу Дауд 4675 со слов Абу Хурайры.Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1452, «Мухтасар Муслим» 1618.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Из всех людей я наиболее близок[1] к сыну Марйам. Что касается пророков, то они (подобны) братьям от одного отца и разных матерей, и не было пророка между мной и им[2]».
Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передают также, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Из всех людей в этом мире и в мире вечном я наиболее близок к ‘Исе, сыну Марйам. Пророки − братья от (одного отца): матери у них разные, а религия их одна». См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари» №1371, пер. А. Нирша.
[1] Это значит: близок и духовно, и по времени выполнения своей миссии.
[2] То есть между ‘Исой, мир ему, и Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует.
1453 - Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Я ближе к верующим, в соответствии с Книгой Аллаха, и (поэтому, если) кто-нибудь из вас (умрёт), оставив (неоплаченный) долг или сирот без средств, то сообщите об этом мне, так как я являюсь их попечителем. Если же кто-нибудь из вас оставит какое-нибудь имущество, пусть оно достанется его родственникам».
Этот хадис передал Муслим 1619 со слов Абу Хурайры. Хадис достоверный.См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир»1453,«Ирвауль-гъалиль» 1416, 1433.
1454 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Я ближе к верующим, чем сами они к себе, и (поэтому, если) кто-нибудь из них верующих умрёт, оставив (неоплаченный) долг, обязанность уплатить его будет лежать на мне, а если (человек) оставит какое-нибудь имущество, (пусть оно достанется) его наследникам».
Этот хадис передали Ахмад 2/290, 453, аль-Бухари 2298, 2398, Муслим 1619, ан-Насаи 4/66 и Ибн Маджах 2415 со слов Абу Хурайры.Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1454, «Ирвауль-гъалиль» 1416, 1433.
В версии этого хадиса которую приводит имам Муслим со слов Абу Хурайры, сообщается, что, (когда) к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приносили покойного[1], у которого был (неоплаченный) долг, он спрашивал: «(Достаточно ли средств) он оставил, чтобы отдать его долг?» — и, если ему говорили, что достаточно, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) совершал по нему заупокойную молитву. В противном случае он говорил: «Помолитесь за вашего товарища»[2], когда же Аллах даровал (пророку, да благословит его Аллах и приветствует, достаточно средств), он сказал: «Я ближе к верующим, чем сами они к себе, и (поэтому, если) кто-нибудь (из них) умрёт, (оставив неоплаченный) долг, обязанность уплатить его будет лежать на мне, а если (человек) оставит какое-нибудь имущество, (пусть оно достанется) его наследникам». См. «Мухтасар Сахих Муслим» №1008, пер. А. Нирша.
[1] К пророку да благословит его Аллах и приветствует приносили покойных для того, чтобы он совершал по ним заупокойную молитву.
[2] Так пророк да благословит его Аллах и приветствует побуждал мусульман полностью рассчитываться с долгами.
1455 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Я ближе к каждому верующему, чем он сам, и если кто-нибудь оставит после себя долг или неимущих близких, то это — мне, и я должен буду (позаботиться об этом), а если (человек) оставит какое-нибудь имущество, (пусть оно достанется) его наследникам. Я являюсь попечителем для того, у кого нет попечителя, наследую его имущество и выкуплю (того из них, кто попадёт) в плен. И дядя со стороны матери является попечителем для того, у кого нет попечителя, он наследует его имущество и выплатит выкуп/вира/ за убитого».
Этот хадис передал Абу Дауд 2900 со слов аль-Микъдама.Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1455, «Ирвауль-гъалиль» 1700, «Мишкат аль-масабих» 3052.
1456 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Я ближе к каждому верующему, чем его собственная душа, и если кто-нибудь оставит после себя долг или неимущих близких, то это — мне, а если (человек) оставит какое-нибудь имущество, (пусть оно достанется) его наследникам».
Этот хадис передали Ахмад 3/296, Абу Дауд 2956 и ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 2089 со слов Джабира ибн ‘Абдуллах.Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1456, «Ирвауль-гъалиль» 1416, «Ахкамуль-джанаиз» 86.
1457 — Сообщается, что Анас ибн Малик сказал:«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Я первым из людей стану ходатайствовать о Рае, и за мной последует больше людей, чем за любым другим пророком”».
Этот хадис передал Муслим 196.Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1457, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1570.
1458 — Передают со слов Анаса ибн Малика, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Я первым из людей стану ходатайствовать о Рае[1], и никому из пророков не поверит (столько людей, сколько) поверит мне, и был из числа пророков такой, которому поверил только один человек из его общины».
Этот хадис передал Муслим 196. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1458, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1570.
[1] То есть первым получу позволение Аллаха обращаться к Нему с мольбами о том, чтобы Он простил грешников и ввёл их в Рай.
1459 — Передают со слов Анаса ибн Малика, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Я первым (из людей) возьмусь за ручку двери рая и стану ею стучать».
Этот хадис передали Ахмад 1/281, 295, ад-Дарими 50 и ат-Тирмизи 4/140. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1459, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1570.
1460 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Я не причастен (к человеку) сбривающему (волосы при несчастье), громко плачущему и разрывающему на себе одежды».
Этот хадис передали Муслим 104, ан-Насаи 4/20 и Ибн Маджах 1586 со слов Абу Мусы аль-Аш’ари.Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1460, «Ирвауль-гъалиль» 761, «Ахкамуль-джанаиз» 30.
Передают со слов Абу Бурды,[1] что (однажды) тяжело заболевший Абу Муса, да будет доволен им Аллах, голова которого покоилась на коленях одной женщины из его семьи[2], лишился чувств. Она принялась громко причитать, а он ничего не мог сказать ей, но когда пришёл в себя, то сказал: «Я не имею отношения к тем, от кого отстранялся посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он же, поистине, отстранялся от кричащей, обривающей и разрывающей!»[3] Этот хадис передали аль-Бухари 1296 и Муслим 104.
“Кричащая” это та, которая громко причитает и плачет; “обривающая” это та, которая обривает себе голову, когда её постигает горе; “разрывающая” это та, которая разрывает на себе одежду.
[1] — Абу Бурда — сын Абу Мусы аль-Аш`ари, да будет доволен им Аллах.
[2] — Имеется в виду Сафиййа, жена Абу Мусы, да будет доволен им Аллах,.
[3] — Имеются в виду женщины, совершающие вышеуказанные действия в знак скорби по покойному.
1461 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Я непричастен к каждому мусульманину, который проживает среди многобожников. Не должны огни (очагов мусульман и кафиров) находиться в видимости друг друга».
Этот хадис передали ат-Тирмизи 1604, Абу Дауд 2645, ад-Дыйаъ аль-Макъдиси в «аль-Мухтара» со слов Джабира ибн ‘Абдуллах.Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1461, «Ирвауль-гъалиль» 1207, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 636.
Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направил отряд для нападения на племя Хасаам. Верующие, которые жили в этом племени, стали в суджуд, чтобы муджахиды поняли, что они тоже мусульмане, но были из-за быстроты атаки муджахидов убиты вместе с кафирами. Когда же об этом стало известно пророку, да благословит его Аллах и приветствует, он приказал выплатить за них половину дийи, как за людей, которые были убиты по своей вине, и сказал: «Я непричастен к любому мусульманину, живущему среди многобожников». Сподвижники спросили: «О посланник Аллаха, почему?» И он ответил: «Не должны огни (очагов мусульман и кафиров) находиться в видимости друг друга».
1462 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Я буду враждовать с теми, с кем враждуете вы и мирным с теми, с кем будете заключать мир вы».
Этот хадис передали ат-Тирмизи 1604, Ибн Маджах 145, Ибн Хиббан 6977 и аль-Хаким 3/149 со слов Зайда ибн Аркъама.Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1462, «ар-Рауд ан-надыр» 311.
С этими словами пророк обратился к ‘Али, Фатиме, аль-Хасану и аль-Хусейну.
Позже шейх аль-Албани пересмотрел свое решение относительно этого хадиса и назвал его слабым. См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 6028, «Мишкат аль-масабих» 6145.
1463 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Я — мольба Ибрахима, а последним, кто сообщил радостную весть обо мне, был ‘Иса сын Марьям».
Этот хадис передал Ибн ‘Асакир со слов ‘Убады ибн ас-Самита.Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1463, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1546.
1464 — Передают со слов Абу Умамы аль-Бахили, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Я ручаюсь за дом в окрестностях рая для того, кто станет отказываться от споров, даже если и будет прав, (и я ручаюсь) за дом посреди рая для того, кто не станет лгать даже в шутку, (и я ручаюсь) за дом в верхних пределах рая для благонравного».
Этот хадис передали Абу Дауд 4800, ат-Тирмизи 1993, Ибн Маджах 51, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 8017, ад-Дыйаъ аль-Макъдиси в «аль-Мухтара».Ат-Тирмизи сказал: «Хороший хадис».Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1464, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 2648, «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 135, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 273.
1465 — Сообщается, что Фадаля ибн ‘Убайд сказал:«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Я ручаюсь за дом в окрестностях рая, за дом посреди рая и дом в высоких горницах рая для того, кто уверовал в меня, принял Ислам и совершил переселение. И я ручаюсь за дом в окрестностях рая, за дом посреди рая и дом в высоких горницах рая для того, кто уверовал в меня, принял Ислам и боролся на пути Аллаха. И тот, кто сделал всё это, не оставил ничего благого чтобы сделать, ничего плохого, чтобы избежать его и умрёт там, где он захочет”».
Этот хадис передали ан-Насаи 6/21, Ибн Хиббан 4619 и аль-Хаким 2/71, который сказал: «Достоверный хадис соответствующий условиям Муслима», и с ним согласился аз-Захаби, добавив, что он соответствует также и условиям аль-Бухари.Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1465, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1300.
1466 — Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:— Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я стану главой (всех) людей в День Воскресения. А знаете ли вы о причине этого? Аллах соберёт первых и последних на одной обширной равнине так, что глашатай сможет обратиться ко всем им и всех их можно будет охватить взором. И солнце приблизится к ним, и охватит их такая скорбь и печаль, что у них не хватит ни сил, ни терпения (переносить это), и тогда люди станут говорить (друг другу): “Разве вы не видите, до чего вы дошли? Не поискать ли вам того, кто заступится за вас перед вашим Господом?” И одни люди скажут другим: “Отправляйтесь к Адаму!” (После этого) они придут к Адаму и скажут: “О Адам, ты — наш отец, ты — отец людей; Аллах создал тебя Своей рукой и вдохнул в тебя (нечто от) Своего духа, и по Его велению ангелы склонились перед тобой до земли, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении, и разве не видишь, до чего мы дошли?!” (На это) Адам скажет им: “Поистине, сегодня Господь мой разгневался так, как не гневался Он никогда раньше и как не будет гневаться уже никогда больше, и, поистине, запретил Он мне (вкушать плоды райского) древа, а я ослушался Его! Сам я, сам я, сам я (нуждаюсь в защите), а вы ступайте к другому, ступайте к Нуху!”
(После этого) они придут к Нуху и скажут (ему): “Поистине, ты — первый из посланников (Аллаха) к обитателям земли, и Аллах назвал тебя благодарным рабом, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении, и разве не видишь, до чего мы дошли?!” (На это) Нух скажет им: “Поистине, мой Господь сегодня разгневался так, как не гневался Он никогда раньше и как не будет гневаться уже никогда больше, и, поистине, в (земной жизни мне была предоставлена возможность обратиться к Аллаху только с одной) мольбой, и я обратился (к Нему) с мольбой (о том, чтобы Аллах погубил) мой народ; сам я, сам я, сам я (нуждаюсь в защите), а вы ступайте к другому, ступайте к Ибрахиму!”
(После этого) они придут к Ибрахиму и скажут (ему): “О Ибрахим, ты — пророк Аллаха и Его возлюбленный /халиль/ из числа живших на земле, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении, и разве не видишь, до чего мы дошли?!” (На это) он скажет им: “Поистине, Господь мой сегодня разгневался так, как не гневался Он никогда раньше и как не будет гневаться уже никогда больше; что же касается меня, то я ведь трижды солгал! Сам я, сам я, сам я (нуждаюсь в защите), а вы ступайте к другому, ступайте к Мусе!”
(После этого) они придут к Мусе и скажут (ему): “О Муса, ты — посланник Аллаха, и Аллах отдал тебе предпочтение перед другими людьми, (ибо Он вручил тебе) Своё послание и говорил с тобой непосредственно, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении, и разве не видишь, до чего мы дошли?!” (На это) он скажет: “Поистине, Господь мой сегодня разгневался так, как не гневался Он никогда раньше и как не будет гневаться уже никогда больше; что же касается меня, то я убил человека, которого мне не было велено убивать! Сам я, сам я, сам я (нуждаюсь в защите), а вы ступайте к другому, ступайте к ‘Исе!”
(После этого) они придут к ‘Исе и скажут: “О ‘Иса, ты — посланник Аллаха, и Его слово, которое Он даровал Марйам, и дух от Него, и ты говорил с людьми ещё тогда, когда лежал в колыбели, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении, и разве не видишь, до чего мы дошли?!” (На это) ‘Иса скажет им: “Поистине, Господь мой сегодня разгневался так, как не гневался Он никогда раньше и как не будет гневаться уже никогда больше! Сам я, сам я, сам я (нуждаюсь в защите), а вы ступайте к другому, ступайте к Мухаммаду!”
(После этого) они придут ко мне и скажут: “О Мухаммад, ты — посланник Аллаха и печать пророков, а Аллах простил тебе (все) прошлые и будущие грехи, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении, и разве не видишь, до чего мы дошли?!” И тогда я пойду к подножию Трона (Аллаха) и склонюсь в земном поклоне перед моим Господом, после чего Аллах откроет и внушит мне такие слова восхваления и прославления Его, каких никому до меня не открывал, а потом будет сказано: “О Мухаммад, подними голову! Проси, и будет даровано тебе, заступайся, и твоё заступничество будет принято!” И тогда я подниму голову и скажу: “О мой Господь, моя община, моя община!” Тогда будет сказано: “О Мухаммад, введи через правые врата из (числа) врат рая тех из общины твоей, кому не предстоит расчёт[1], но они могут входить вместе с людьми и через другие врата!”» (А потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал): «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, поистине, расстояние между (каждыми) двумя створками райских врат равно расстоянию между Меккой и Хаджаром (или: между Меккой и Бусрой)!»
Этот хадис передали Ахмад 2/435, аль-Бухари 3340, 3361, 4712, Муслим 194 и ат-Тирмизи 2434.Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1466, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 3644, «Мишкат аль-масабих» 5575.
[1] В других хадисах приводятся слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сообщавшего, что семьдесят или семьсот тысяч человек из числа его последователей войдут в рай без расчёта.
1467 — Передают со слов Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«В День воскресения я (буду) господином потомков Адама, и (стану) первым, над кем разверзнется (земля) могилы, и первым (из тех), кто обратится (к Аллаху с просьбой) о заступничестве, и первым (из тех), кому будет дано право заступничества».
Этот хадис передали Ахмад 2/540, Муслим 2278, Абу Дауд 4673.
1468 – Сообщается, что Абу Са’ид аль-Худри сказал:«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “В День воскрешения я (буду) господином потомков Адама, но это не самовосхваление. В моей руке будет знамя восхваления, но это не самовосхваление. И не будет ни одного пророка в тот день — ни Адама, ни других, кто бы не был под моим знаменем. Я первый (из тех), кто обратится (к Аллаху с просьбой) о заступничестве, и первый (из тех), кому будет дано право заступничества, но это не самовосхваление”».
Этот хадис передали Ахмад 3/2, ат-Тирмизи 3148 и Ибн Маджах 4308.Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1468, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 3543, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1571.
______________________________________________
«но это не самовосхваление» — то есть, это достоинство которое я приобрёл — почёт, который мне оказал Аллах и это не моя заслуга. Я достиг этого не своими силами и не имею право восхваляться этим. Это сказал аль-Джазари. См. «Тухватуль-ахвази».
1469 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Я первым из вас (окажусь) у водоёма».
Этот хадис передали Ахмад 4/313, аль-Бухари 6589 и Муслим 2289 со слов Джундуба; Ахмад 1/384, 406, 425, 439, 453, 455, аль-Бухари 6575, 6576 и Муслим 2297 со слов Ибн Мас’уда; Муслим 2305 со слов Джабира ибн Самуры. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1469, «Мухтасар Муслим» 1548.
Сообщается, что Усайд ибн Худайр, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Как-то раз) один из ансаров сказал (пророку, да благословит его Аллах и приветствует ): “О посланник Аллаха, не назначишь ли ты меня правителем[1], как назначил такого-то?” (В ответ ему) он сказал: “Поистине, после меня станут отдавать предпочтение (другим),[2] терпите же, пока не встретитесь со мной у водоёма”».
Этот хадис передал аль-Бухари 3792.В другой версии (этого хадиса, также) передаваемой со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, (сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал): «…а вам назначена встреча у водоёма». См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари» №1488, пер. А. Нирша.
Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
− После того как Аллах даровал Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, из имущества (людей племени) хавазин[3] то, что даровал, и он принялся раздавать курайшитам подарки, дав некоторым из них по сто верблюдов, некоторые ансары стали говорить о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует : «Да помилует Аллах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ! Он делает подарки курайшитам(, забывая о) нас, а ведь кровь их[4] ещё капает с наших мечей!»[5] Когда посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, передали их слова, он послал за ансарами и собрал их в кожаном шатре, не пригласив к себе больше никого, а потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл к собравшимся (ансарам) и спросил: «Что это за разговоры, которые, как я узнал, вы ведёте?» (На это) те из них, которые постигли установления религии, сказали: «Что касается мудрых из нас, о посланник Аллаха, то они не говорили ничего, а молодые сказали: “Да помилует Аллах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ! Он делает подарки курайшитам(, забывая об) ансарах, а ведь кровь (курайшитов) ещё капает с наших мечей!”» Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я одариваю людей, которые совсем недавно были неверными, так разве не останетесь вы довольны тем, что эти люди уйдут (отсюда) с этим имуществом, а вы вернётесь к себе домой с посланником Аллаха?! Клянусь Аллахом, то, с чем уйдёте вы, лучше того, с чем уйдут они!» − и ансары (в один голос) сказали: «Конечно, о посланник Аллаха, мы будем довольны (этим)!» А после этого (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал им: «Поистине, после моей смерти вас часто будут обделять, проявляйте же терпение, пока не встретите Аллаха Всевышнего и Его посланника у водоёма[6]!»
Анас сказал: «Но терпения у нас не хватило». Этот хадис передал аль-Бухари 3147.
См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари» №1271, пер. А. Нирша.
[1] Этот человек хотел стать либо правителем какой-нибудь области, либо сборщиком садаки.
[2] Здесь имеется в виду несправедливый раздел военной добычи и обделение сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[3] Здесь речь идёт о военной добыче, захваченной мусульманами в битве при Хунайне.
[4] То есть кровь тех людей, которые только недавно были многобожниками и сражались с нами.
[5] Эти ансары хотели сказать, что они принимали участие в этой битве наравне с другими и имеют законное право на соответствующую часть добычи.
[6] То есть у райского водоёма, обещанного Аллахом пророку, да благословит его Аллах и приветствует.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1467, «Шарх ат-Тахавиййа» 123, 127, «Мишкат аль-масабих» 5741.
1470 —Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Я первым из вас (окажусь) у водоёма и буду ждать, пока не появятся некоторые из вас. И когда я узнаю их, их не подпустят ко мне, а я скажу: “Господь мой, мои сподвижники, Господь мой, мои сподвижники!” И мне скажут: “Поистине, ты не знаешь, что они ввели (в религию) после тебя!”»
Этот хадис передали Ахмад 5/393 и аль-Бухари со слов Хузайфы. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1470.
1471 — Передают со слов Ибн Мас’уда о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Я первым из вас (окажусь) у водоёма, и непременно буду стараться спасти людей, но меня (всё равно) одолеют, и тогда я скажу: “О Господь мой, это же мои сподвижники!” И Он скажет (мне): “Поистине, не знаешь ты того, что они в вели (в религию) после тебя”».
Этот хадис передали Ахмад 1/384, 439, аль-Бухари 6576, Муслим 2297, Ибн Маджах 3057. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1471, «Мухтасар Муслим» 1548.
1472 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Я — Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн ‘Абдуль-Мутталиб. Поистине, Аллах создал творения и сделал меня лучшим из них. Затем он разделил их на две части и поместил меня среди лучшей части из них. Затем он сделал из них племена и поместил меня среди лучшего племени из них. Затем он сделал их домами и поместил меня в лучший из домов. Я лучший из вас домом и лучший из вас душой».
Этот хадис передали Ахмад 4/165 и ат-Тирмизи 3532 3608 со слов аль-Мутталиба ибн Абу Вада’а. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1472, «Мишкат аль-масабих» 5757.
_______________________________________________
Однако в других своих книгах, как «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» (3073) и «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» (1605), шейх аль-Албани назвал этот хадис слабым.
Ат-Тирмизи сказал: «Хадис хороший». Однако, о передатчике этого хадиса по имени Язид ибн Абу Зияд, который был вольноотпущенником Хашими, хафиз Ибн Хаджар сказал: «Слабый, изменился состарившись и начал путаться». Он запутался в иснаде этого хадиса передав его один раз вот так: «От Абдуллы ибн аль-Хариса, передавшего от аль-Аббаса ибн Абдуль-Мутталиба, который сказал: Я сказал: О посланник Аллаха …, передав похожий хадис. Его также приводит ат-Тирмизи. Другой раз он сказал: От Абдуллы ибн аль-Хариса, передавшего от Рабиа, который сказал: … и привёл похожий хадис. Его приводит аль-Хаким (3/247), и он и аз-Захаби промолчали о нём. См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 7/74.
1473 — Передают, что Абу Муса аль-Аш’ари сказал:«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, называл себя для нас (разными) именами и говорил: “Я — Мухаммад, и Ахмад, и аль-Мукъаффа (‘посланный вслед’), и аль-Хашир, и пророк покаяния, и пророк милости”».
Этот хадис передали Ахмад 4/395 и Муслим 2355 со слов Абу Мусы аль-Аш’ари; ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» 2716 с дополнением:«и пророк битв».
Также этот хадис передали ат-Таялиси 492, Ахмад 4/407, Ибн Са’д, ат-Тахави, ат-Табарани в «Му’джам ас-Сагъир» 217, аль-Хаким 2/604, у которых приводится дополнение; Ахмад со слов Хузайфы с дополнением.Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1473, «ар-Рауд» 401, 1017.
Передают со слов Джубайра ибн Мут’има, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, у меня есть (несколько) имён: я — Мухаммад (‘хвалимый’), и я — Ахмад (‘достойный похвалы’), и я — аль-Махи (‘стирающий’), посредством которого Аллах сотрёт неверие, и я — аль-Хашир (‘собирающий’), у стоп которого будут собраны (все) люди, и я — аль-‘Акъиб (идущий вслед), после которого не будет ни одного (пророка)».
(Джубайр сказал): «Аллах же назвал его “рауф” (сострадательный) и “рахим”[1] (милосердный)». Этот хадис передали Ахмад 4/81, 83, Муслим 2354, аль-Хаким 2/604. См. «Мухтасар Сахих Муслим» №1606, пер. А. Нирша.