117 وعن عائشة رضي الله عنها قالت
« كان رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا اغتسل من الجنابة يبدأ فيغسل يديه ، ثم يفرغ بيمينه على شماله ، فيغسل فرجه ، ثم يتوضأ . ثم يأخذ الماء ، فيدخل أصابعه في أصول الشعر ، ثم حفن على رأسه ثلاث حفنات ، ثم أفاض على سائر جسده ، ثم غسل رجليه »
متفق عليه ، واللفظ لمسلم .
117 – Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала:
«Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, купался после полового осквернения, он прежде всего мыл кисти рук, затем левой рукой мыл половые органы, поливая их водой из правой пригоршни, затем совершал омовение, затем брал немного воды и прочесывал пальцами корни волос, затем выливал на голову три пригоршни воды, затем выливал воду на тело и, наконец, мыл ноги». Этот хадис передали аль-Бухари (258) и Муслим (316), и текст хадиса принадлежит последнему.
118 ولهما ، من حديث ميمونة :
« ثم أفرغ على فرجه وغسله بشماله ، ثم ضرب بها الأرض »
وفي رواية : فمسحها بالتراب ، وفي آخره : ثم أتيته بالمنديل ، فرده ، وفيه : وجعل ينفض الماء بيده "
118 – В хадисе Меймуны, да будет доволен ею Всевышний Аллах, также переданном аль-Бухари и Муслимом, говорится:
«…затем он вылил воду на половые органы и помыл их левой рукой, после чего ударил ею по земле». А в другой версии хадиса говорится: «…после чего вытер ее об землю». Там же говорится: «Затем я поднесла ему полотенце, но он отказался взять его и начал стряхивать капли воды рукой». Этот хадис передали аль-Бухари (257) и Муслим (317).
Выводы из хадисов:
1. В данном хадисе изложено полное описание того, как совершается гусль при состоянии аль-джанаба. Данная форма совершения гусля для выхода из состояния аль-джанаба передана Айшой, да будет доволен ею Аллах, и является наиболее предпочтительной. Она заключается в следующем:
I. Начинать совершение полного омовенияжелательно (мустахабб) с мытья кистей рук, так как потом ими черпается вода и протирается тело.
II. Затем моются половые органы, на которых, как правило, остаются следы полового сношения. Их следует мыть левой рукой, очищая от всякой нечистоты. После этого левая рука протирается землей для удаления приставшей к ней грязи, если эта грязь не была удалена водой во время обмывания половых органов.
III. Затем совершается вуду’ в установленной Шариатом форме, которое представляет собой, как разъяснялось ранее, обмывание водой четырех частей тела: лица, рук, головы и ног (хотя голова и упоминается среди обмываемых органов, однако при совершении вуду’ она на самом деле не обмывается, а лишь протирается).
IV. Затем водой смачиваются корни волос головы, после чего голова трижды поливается водой так, чтобы волосы стали мокрыми полностью как внутри, так и снаружи.
V. Затем полностью обмываются оставшиеся части тела (то есть все части тела, за исключением тех, которые уже были вымыты при совершении вуду’). Тело, в отличие от головы, обмывается один раз. Это наиболее правильное мнение, ибо в хадисах сообщается лишь о троекратном обмывании головы.
VI. Аль-Хафиз пишет:
«…”затем он обмыл свои стопы”, то есть обмыл их повторно после того, как помыл их при совершении малого омовения…». Это является лучшим способом очищения стоп, так как во время совершения гусля грязь вместе с водой стекает с верхних частей тела на стопы.
VII. Согласно одному из мнений нежелательно вытираться полотенцем или чем-либо подобным после совершения вуду’ или гусля, так как остатки воды нателе или на частях тела, обмываемых при вуду’, являются следами поклонения (’ибадат), которые желательно оставить на себе. Сие мнение нельзя признать основательным, так как известно, что Пророк, мир ему, обтирался полотенцем после совершения омовения (об этом говорится в достоверном хадисе, приведенном в “Мухтасар Сахих Аль-Джами’у Ас-Сагир”).
Согласно иному мнению, отказ Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от обтирания полотенцем не свидетельствует о том, что не вытираться после омовения – сунна. Возможно, дело было в самом полотенце, которым Пророк, мир ему, не пожелал вытереться.
Существуют также другие мнения на этот счет: некоторые считают, что вытираться полотенцем желательно (мустахабб), некоторые говорят, что это - мубах.
2. Существует также другой приемлемый способ совершения полного омовения, который заключается в полном обмывании водой всего тела с полосканием полости рта и носа (мадмада и истиншакъ) и обтиранием внутренней и наружной поверхности ушей.