Сообщение о смерти человека
Добавлено: 24 фев 2015, 21:18
Шейх Салих Аль аш-Шейх, да хранит его и бережет Аллах, сказал:
«Объявления в газетах по случаю смерти каких-то людей называются извещением о смерти, но не причитанием над умершим. Ведь причитание отличается от извещения о смерти. Публично извещать о смерти крайне нежелательно, а по мнению некоторых ученых такое действие запретно. Однако запретным извещением является именно восхваление, то есть, когда упоминают хорошие качества умершего человека в качестве гордости, до погребения или после.
А вот если кто-то объявляет людям о смерти умершего человека для того, чтобы совершить над ним молитву, без упоминания его заслуг и достоинств и тому подобного, тогда такое извещение о смерти не запретно. На это указывает достоверный хадис, переданный в сборнике „Сахих“, где сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллах, известил о смерти эфиопского короля ан-Наджаши в тот день, когда тот скончался.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Совершите молитву над своим братом Асхама, поскольку он уже умер!». Затем Пророк, мир ему и благословение Аллаха, провел с ними молитву, произнеся четыре «такбира», то есть молитву «в случае отсутствия тела покойника». Здесь сподвижник объяснил это событие посредством выражения «известил о смерти», другими словами, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сообщил о смерти ан-Наджаши из сожаления.
Таким образом, если сообщается о смерти кого-либо из сожаления, чтобы совершить над ним молитву, тогда позволительно говорить об умершем тем, кто будет участвовать в погребальной молитве. А что касается восхваления умершего в качестве гордости, или объявления ради поминальной встречи и так далее, либо ради собрания в доме какого-то человека с целью соболезнования, то все это относится к запретному извещению о смерти».
Источник: «Шарх ат-Тахавийя», № 42.
_______________________________________________________________________________
Наш шейх Абдуль-Мухсин ибн Хамд аль-Аббад аль-Бадр, да хранит его Аллах, сделал комментарий к главе, которую составил ат-Тирмизий, под названием «Хадисы о нежелательности извещения о смерти», следующие слова:
«Извещение о смерти может быть порицаемым, как например поступали во времена невежества: человек ездил кругом по местности и упоминал достоинства и хорошие качества умершего, оплакивал его. А что касается ситуации, когда людям сообщается о смерти кого-то, чтобы они пошли и совершили над ним молитву, то в этом есть польза. Ведь посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сообщил о смерти трех командующих в битве при Муте. Поэтому дозволено сообщать о смерти».
Источник: «Разъяснение сборника „ат-Тирмизи“, 24/08/1425 г.х.
«Объявления в газетах по случаю смерти каких-то людей называются извещением о смерти, но не причитанием над умершим. Ведь причитание отличается от извещения о смерти. Публично извещать о смерти крайне нежелательно, а по мнению некоторых ученых такое действие запретно. Однако запретным извещением является именно восхваление, то есть, когда упоминают хорошие качества умершего человека в качестве гордости, до погребения или после.
А вот если кто-то объявляет людям о смерти умершего человека для того, чтобы совершить над ним молитву, без упоминания его заслуг и достоинств и тому подобного, тогда такое извещение о смерти не запретно. На это указывает достоверный хадис, переданный в сборнике „Сахих“, где сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллах, известил о смерти эфиопского короля ан-Наджаши в тот день, когда тот скончался.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Совершите молитву над своим братом Асхама, поскольку он уже умер!». Затем Пророк, мир ему и благословение Аллаха, провел с ними молитву, произнеся четыре «такбира», то есть молитву «в случае отсутствия тела покойника». Здесь сподвижник объяснил это событие посредством выражения «известил о смерти», другими словами, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сообщил о смерти ан-Наджаши из сожаления.
Таким образом, если сообщается о смерти кого-либо из сожаления, чтобы совершить над ним молитву, тогда позволительно говорить об умершем тем, кто будет участвовать в погребальной молитве. А что касается восхваления умершего в качестве гордости, или объявления ради поминальной встречи и так далее, либо ради собрания в доме какого-то человека с целью соболезнования, то все это относится к запретному извещению о смерти».
Источник: «Шарх ат-Тахавийя», № 42.
_______________________________________________________________________________
Наш шейх Абдуль-Мухсин ибн Хамд аль-Аббад аль-Бадр, да хранит его Аллах, сделал комментарий к главе, которую составил ат-Тирмизий, под названием «Хадисы о нежелательности извещения о смерти», следующие слова:
«Извещение о смерти может быть порицаемым, как например поступали во времена невежества: человек ездил кругом по местности и упоминал достоинства и хорошие качества умершего, оплакивал его. А что касается ситуации, когда людям сообщается о смерти кого-то, чтобы они пошли и совершили над ним молитву, то в этом есть польза. Ведь посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сообщил о смерти трех командующих в битве при Муте. Поэтому дозволено сообщать о смерти».
Источник: «Разъяснение сборника „ат-Тирмизи“, 24/08/1425 г.х.