بسم الله الرحمن الرحيم
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
ОПИСАНИЯ НАМАЗА ПРОРОКА ﷺ
ОПИСАНИЯ НАМАЗА ПРОРОКА ﷺ
Предисловие автора
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем, просим о помощи и прощении. Мы прибегаем к Аллаху от зла нас самих и зла наших поступков. Тот, кого ведет Аллах, никогда не заблудится, а тот, кого Он вводит в заблуждение, никогда не найдет истинного пути. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его Посланник.
А затем:
Мой брат Зухайр аш-Шауиш, директор издательства "аль-Мактаб аль-Ислами", предложил мне составить краткое изложение книги "Описание намаза Пророка ﷺ с самого начала до конца, как если бы вы это видели собственными глазами", сократить ее и сделать ее содержание более доступным для восприятия простых людей.
Я посчитал это предложение благословенным, и оно совпадало с тем, что уже давно зрело в моей душе. Я неоднократно слышал о подобном предложении от своего брата и друга. Он настойчиво просил меня о том, чтобы я, несмотря на большую занятость научной деятельностью, уделил ему хотя бы немного своего времени. И тогда я поспешил, по мере собственных сил, осуществить предложение брата, моля Покровителя, хвала Ему Всевышнему, сделать этот труд искренним ради Его Благословенного Лика и полезным для моих мусульманских братьев.
В этой работе я привел некоторые полезные дополнения к книге "Описание намаза Пророка ﷺ", снабдил ее примечаниями и счел необходимым привести в ней слова поминания Аллаха, уделив при этом особое внимание разъяснению некоторых слов, содержащихся в соответствующих хадисах либо поминаниях Аллаха.
В эту работу я также поместил основные заглавия, а также множество других поясняющих подзаголовков. Кроме того, каждый вопрос, рассматриваемый в книге, имеет свой порядковый номер.
Вместе с тем, я разъяснил правовую норму (хукм), действующую применительно к каждому вопросу: является ли он столпом (рукн) или относится к категории обязательного (уаджиб). Там, где правовая норма, действующая в отношении данного вопроса, не упоминается, он относится к категории сунна.
О некоторых нормах, касающихся категории сунна, говорят, что они обязательны для выполнения (ууджуб), однако подобное утверждение противоречит научному исследованию.
Рукн (столп) – это то, посредством чего осуществляется определенная вещь, в которой он содержится, тогда, как его отсутствие влечет за собой недействительность того, в чем содержится рукн. Например, поясной поклон (руку') в намазе является в нем рукном (столпом), а отсутствие поясного поклона влечет за собой недействительность намаза.
Шарт (условие) – это то же самое что и рукн, за единственным исключением: шарт находится за пределами того, что он обусловливает. Например, условием совершения намаза является омовение, а намаз без омовения будет недействительным.
Уаджиб – это любое веление, выполнение которого установлено в Коране и Сунне, однако не имеющее свидетельства (далиль), которое относило бы его к (категории) рукн либо шарт. Человек, совершающий деяния, которые относятся к категории уаджиб, получит за это награду от Аллаха, а отказывающийся их совершать, не имея на то уважительной причины, будет Им наказан. Фард является синонимом слова уаджиб. Не существует свидетельства, которое указывало бы на терминологическое различие между двумя этими категориями.
Сунна - это те виды поклонения, которые совершал Пророк ﷺ постоянно либо чаще всего, не вменив их в обязанность (мусульманам).
Человек, совершающий деяния, которые относятся к категории сунна, получит за это награду от Аллаха, а отказывающийся их совершать не будет Им наказан, и он не заслуживает порицания.
Что же касается хадиса, который приводят некоторые подражатели (мукаллиды), приписывая его Пророку ﷺ: "Кто оставит какую-нибудь мою сунну, то на него не распространится мое заступничество", - то он безоснователен в качестве слов Посланника Аллаха ﷺ. Это не так и нельзя приписывать данный хадис Пророку ﷺ из опасений возвести на него ложь, ибо он ﷺ сказал: "Пусть тот, кто намеренно возведет на меня ложь, займет свое место в Огне".
Следует добавить, что при написании книги я не придерживался какого-либо одного из четырех наиболее распространенных мазхабов.
Поистине, в этом я следовал по пути знатоков хадисов, которые придерживаются (методологии) принятия любого достоверного хадиса, переданного от Пророка ﷺ, поэтому их мазхаб является наиболее прочным по сравнению с другими мазхабами, как засвидетельствовали беспристрастные ученые каждого из мазхабов. Среди них представитель ханифитского мазхаба, ученый Абу аль-Хасанат аль-Лукнауи аль-ханафи, который сказал: "А как же может быть иначе, если они (то есть, знатоки хадисов) являются настоящими наследниками Пророка ﷺ и истинными помощниками его Закона (шариата)?! Пусть соберет нас Аллах вместе с ними (в День Воскресения) и внушит нам любовь к ним и следование за ними вплоть до самой смерти!".
Да смилуется Аллах над имамом Ахмадом ибн Ханбалом, который сказал:
А затем:
Мой брат Зухайр аш-Шауиш, директор издательства "аль-Мактаб аль-Ислами", предложил мне составить краткое изложение книги "Описание намаза Пророка ﷺ с самого начала до конца, как если бы вы это видели собственными глазами", сократить ее и сделать ее содержание более доступным для восприятия простых людей.
Я посчитал это предложение благословенным, и оно совпадало с тем, что уже давно зрело в моей душе. Я неоднократно слышал о подобном предложении от своего брата и друга. Он настойчиво просил меня о том, чтобы я, несмотря на большую занятость научной деятельностью, уделил ему хотя бы немного своего времени. И тогда я поспешил, по мере собственных сил, осуществить предложение брата, моля Покровителя, хвала Ему Всевышнему, сделать этот труд искренним ради Его Благословенного Лика и полезным для моих мусульманских братьев.
В этой работе я привел некоторые полезные дополнения к книге "Описание намаза Пророка ﷺ", снабдил ее примечаниями и счел необходимым привести в ней слова поминания Аллаха, уделив при этом особое внимание разъяснению некоторых слов, содержащихся в соответствующих хадисах либо поминаниях Аллаха.
В эту работу я также поместил основные заглавия, а также множество других поясняющих подзаголовков. Кроме того, каждый вопрос, рассматриваемый в книге, имеет свой порядковый номер.
Вместе с тем, я разъяснил правовую норму (хукм), действующую применительно к каждому вопросу: является ли он столпом (рукн) или относится к категории обязательного (уаджиб). Там, где правовая норма, действующая в отношении данного вопроса, не упоминается, он относится к категории сунна.
О некоторых нормах, касающихся категории сунна, говорят, что они обязательны для выполнения (ууджуб), однако подобное утверждение противоречит научному исследованию.
Рукн (столп) – это то, посредством чего осуществляется определенная вещь, в которой он содержится, тогда, как его отсутствие влечет за собой недействительность того, в чем содержится рукн. Например, поясной поклон (руку') в намазе является в нем рукном (столпом), а отсутствие поясного поклона влечет за собой недействительность намаза.
Шарт (условие) – это то же самое что и рукн, за единственным исключением: шарт находится за пределами того, что он обусловливает. Например, условием совершения намаза является омовение, а намаз без омовения будет недействительным.
Уаджиб – это любое веление, выполнение которого установлено в Коране и Сунне, однако не имеющее свидетельства (далиль), которое относило бы его к (категории) рукн либо шарт. Человек, совершающий деяния, которые относятся к категории уаджиб, получит за это награду от Аллаха, а отказывающийся их совершать, не имея на то уважительной причины, будет Им наказан. Фард является синонимом слова уаджиб. Не существует свидетельства, которое указывало бы на терминологическое различие между двумя этими категориями.
Сунна - это те виды поклонения, которые совершал Пророк ﷺ постоянно либо чаще всего, не вменив их в обязанность (мусульманам).
Человек, совершающий деяния, которые относятся к категории сунна, получит за это награду от Аллаха, а отказывающийся их совершать не будет Им наказан, и он не заслуживает порицания.
Что же касается хадиса, который приводят некоторые подражатели (мукаллиды), приписывая его Пророку ﷺ: "Кто оставит какую-нибудь мою сунну, то на него не распространится мое заступничество", - то он безоснователен в качестве слов Посланника Аллаха ﷺ. Это не так и нельзя приписывать данный хадис Пророку ﷺ из опасений возвести на него ложь, ибо он ﷺ сказал: "Пусть тот, кто намеренно возведет на меня ложь, займет свое место в Огне".
Следует добавить, что при написании книги я не придерживался какого-либо одного из четырех наиболее распространенных мазхабов.
Поистине, в этом я следовал по пути знатоков хадисов, которые придерживаются (методологии) принятия любого достоверного хадиса, переданного от Пророка ﷺ, поэтому их мазхаб является наиболее прочным по сравнению с другими мазхабами, как засвидетельствовали беспристрастные ученые каждого из мазхабов. Среди них представитель ханифитского мазхаба, ученый Абу аль-Хасанат аль-Лукнауи аль-ханафи, который сказал: "А как же может быть иначе, если они (то есть, знатоки хадисов) являются настоящими наследниками Пророка ﷺ и истинными помощниками его Закона (шариата)?! Пусть соберет нас Аллах вместе с ними (в День Воскресения) и внушит нам любовь к ним и следование за ними вплоть до самой смерти!".
Да смилуется Аллах над имамом Ахмадом ибн Ханбалом, который сказал:
Религия Пророка Мухаммада – в хадисах (ахбар),
Наилучшие скакуны для юноши – в преданиях (асар);
Не отворачивайся от Хадиса и его знатоков,
Ибо мнение – ночь, а Хадис – это день.
Может несведущ юнец в преданиях Руководства,
Хотя солнце освещает его всем своим блеском!
Наилучшие скакуны для юноши – в преданиях (асар);
Не отворачивайся от Хадиса и его знатоков,
Ибо мнение – ночь, а Хадис – это день.
Может несведущ юнец в преданиях Руководства,
Хотя солнце освещает его всем своим блеском!
26 число месяца сафар 1392 года по хиджре
(11 апреля 1972 г. – прим. переводчика)
Дамаск
Мухаммад Насируддин аль-Албани
(11 апреля 1972 г. – прим. переводчика)
Дамаск
Мухаммад Насируддин аль-Албани