Шейх Ибн Джибрин
(да смилуется над ним Аллах)
(да смилуется над ним Аллах)
Вопрос: “Довольно часто некоторые братья спрашивают меня о моем мазхабе, ханбалит ли я или шафиит и т.д. В действительности же я в полном неведении относительно этого дела. Мне достаточно того, что я – мусульманин, а когда что-то из моей религии представляется мне неясным и затруднительным, я спрашиваю об этом ученых. Так каково наставление Вашего превосходительства?”
Ответ: “Достаточно тебе того, что ты – мусульманин, следующий шариатским установлениям. Касательно ханбалитского или шафиитского мазхабов, то ограничение и строгое руководство ими не является обязательным. Да, у этих ученых в исламской общине было широко известное высокое положение, и их слова были записаны и взяты в руководство их учениками и последующими поколениями. Таким образом, эти мазхабы получили общее признание. Они (прим. основатели мазхабов) имели схожие друг с другом убеждения в вопросах вероучения и единобожия, и были близки друг к другу в вопросах ответвления. Однако для них могли остаться скрытыми некоторые доказательства, или же могли не усмотреть то или иное указание, которое содержится в доказательствах. Но они усердствовали в поисках истины (совершали иджтихад) и выносили религиозное заключение (фатуа), к которому они пришли в результате искреннего и усердного поиска правильного решения. Однако они не обязывали других своим мнением. Но большинство последователей этих имамов проявили фанатичную приверженность к ним и стали неуклонно держаться за их слова, даже тогда, когда они противоречили доводу. Поэтому тяжкий труд лег на их плечи, чтобы подвести священные тексты к тому, к чему они склонились.
Исходя из этого, простым людям мы советуем, чтобы они держались Ислама, и чтобы с неясными и затруднительными вопросами они возвращались к признанным ученым и к трудам обладателей знания, которые известны своей сердечностью к Исламу и мусульманам.
А полное знание об этом лишь у Аллаха!”
Источник: «аль-Лю`лю` аль-Макин мин фатауа аш-Шейх Ибн Джибрин» Стр. 19.