Не в каждой области религии дозволяется проявлять иджтихад
Аль-Хасан аль-Басри рассказывал:
“Как-то Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах), которого Зияд (ибн Аби Суфьян) отправил к Абу Бакрату (да будет доволен им Аллах) с порицанием, проходил мимо меня, и я отправился вместе с ним. Мы зашли к старцу (Абу Бакрату), а в это время он был больным. Тогда Анас передал ему слова Зияда, сказав: “Он говорит:
«Разве я не сделал (твоего сына) ‘Убайдуллаха наместником над персами?!
Разве я не сделал (твоего сына) Рауада ответственным за продовольствие?!
Разве я не назначил (твоего сына) ‘Абду-р-Рахмана управляющим канцелярией и казной?!»
На это Абу Бакрат ответил: «Разве он сделал что-либо, кроме того, что вверг их (по причине этих должностей) в Огонь?!»
Анас сказал: «Я знаю о нём (Зияде) лишь то, что он – муджтахид».
Абу Бакрат обратился: «Усадите меня», а затем сказал: «Ты говоришь: «Я знаю о нём лишь то, что он – муджтахид». Но и жители Харуры (хариджиты) проявили иджтихад, так они ошиблись или же были правы?!»
Аль-Хасан сказал: «И мы вернулись, проигравшими в споре»”.
Этот асар с надёжными передатчиками приводит Салих ибн ‘Абдуллах в “аль-Масаиль” 2/432 (1107).
Имам Ибн Аби Зейд аль-Къайрауани сказал:
“И из числа слов ахлю-Сунна то, что никто не заслуживает оправдания за проявление иджтихада, который привёл его к нововведению! Ведь хариджиты проявили иджтихад в истолковывании, но, тем не менее, они не были оправданы, выступив по причине своего истолковывания против сподвижников. И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал их: «Вылетевшими из религии», хотя обещал муджтахиду за проявление иджтихада в вопросах законоположения (не ‘акыды) награду, даже если он допустит ошибку”. См. «аль-Джами’» 56-61.
Имам Абу Музаффар ас-Сам’ани сказал:
“Знай, что спорное мнение по одному вопросу бывает двух видов: Вид, в котором недопустимы разногласия и вид, в котором разногласия допустимы.
Что касается случая, в котором разногласия недопустимы, то это вопросы, связанные с основами религии, как единобожие и качества Создателя, да будет возвышено имя Его. Эти положения должны пониматься лишь в одном виде, и недопустимо в них разногласие. То же самое обстоит и с вопросами ответвлений религии (не ‘акыды), обязательность которых известна исходя из однозначных доводов, как молитва, закят, пост и хадж. Точно так же и установленные запреты на основании категоричных доказательств. Не дозволяется разногласить касательно чего-либо из этих вещей!
Что же касается вопросов, в которых разногласие является приемлемым, то это ответвления религии, которые извлекаются посредством положений иджтихада и истинбата. Разногласие учёных в таких вопросах приемлемые. И каждый из них поступает в этих вопросах согласно тому, к чему привёл его иджтихад”. См. “Къауаты’ аль-адилля” 5/61-62.
Хафиз Ибн аль-Мибрад аль-Ханбали сказал:
“Воистину, вопросы качеств Аллаха основаны на передаче текстов (Корана и Сунны) и такълиде, но никак не на иджтихаде! Каждое знание приемлет проявление в нём иджтихада, кроме этого!” См. “Джам’ джуюш уа-ддасакир ‘аля Ибн ‘Асакир” 56.
Шейх ‘Абду-ль-Лятыф ибн ‘Абду-р-Рахман Али Шейх сказал:
“Вопросы, касательно которых допустивший ошибку по причине иджтихада не заслуживает порицания, если он боялся Аллаха по мере своих возможностей – это вопросы иджтихада, в которых приемлем иджтихад. Или же такие вопросы, доводы на которые скрыты, и которые не знают, кроме как единицы. И к этому не имеют отношения вопросы, которые являются общеизвестными в религии Ислам, как познание Аллаха с Его качествами и именами, Его деяния, Господство, Его право на поклонение и единобожие”. См. “Минхадж ат-таъсис” 18.