Примечания к словам Руслана Абу Ибрахима про шевеление пальца в намазе

Ответить
Аватара пользователя
muhibbu-sunna
Сообщения: 58
Зарегистрирован: 05 июл 2014, 02:14

Примечания к словам Руслана Абу Ибрахима про шевеление пальца в намазе

Сообщение muhibbu-sunna »

Примечания к словам Руслана Абу Ибрахима про шевеление пальца в намазе

Ассаляму алейкум уа рахматуЛЛахи уа баракатух.

Многие братья часто поднимают вопрос шевеления указательного пальца во время ташаххуда, цепляясь к этому не первостепенному положению религии и делая этот вопрос причиной пререканий и взаимных порицаний, не понимая того, что значит "приемлемое разногласие" в религии.
И в частности этот вопрос из года в год утрируют последователи Руслана Абу Ибрахима, опираясь на его запись в том, что якобы хадис касательно этой темы является отклонённым (шазз) и следовательно, нельзя шевелить палец во время ташшахуда.

Но общеизвестно среди саляфитов, что для последователей даммаджевцев и их самих обычные приемлемые разногласия по вопросам фикха, в которых могло быть разногласие даже со времен саляфов, в легкую могут стать причиной для фитны и даже джархования. Не является тайной, что среди критериев истинного саляфизма для этих людей могут быть такие вопросы, как ношение джалябии, вопрос дозволенности фото и видео, и тп.

А что касается "разбора" Руслана вопроса шевеления пальца:
Во первых, хадис, в котором сообщается со слов Уаиля ибн Худжра, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, шевелил свой указательный палец, считали достоверным и опирались на него многие имамы и учёные, чьи имена приводились тут на форуме еще давно (см. ниже):
http://asar-forum.com/viewtopic.php?p=62543#p62543
Так пусть же Руслан и его последователи приведут слова хоть одного из ученых – не из числа современников, кто помимо Къады ибн аль-'Араби посчитал этот хадис недостоверным или отклоненным. Не считая того, что он приписал ложно ибн Хузейме и аль-Бейхаки.

Во вторых, прослушав его запись, где он "разбирает" вопрос шевеления пальца, услышанное вызвало сильное удивление, как человек не изучив вопрос, может делать какие-то утверждения и заявления в вопросах фикха и хадисоведения, не соответствующие на самом деле действительности.
Приведу несколько моментов, после ознакомления с которыми, каждый может убедится в том, что этого человека незаслуженно выдают за исследователя и знатока обольстившиеся им его русскоязычные сторонники, будто перед ними сидит сам аль-Хафиз ибн Хаджар.

Говорит Руслан, обсуждая тему шевеления пальца:
"Это мнение (двигать пальцем во время ташаххуда) некоторых шафиитов, и это мнение выбрал шейх аль-Альбани. Все остальные учёные, т.е. ханбалиты, ханафиты, маликиты и так далее, считают, что палец нужно просто держать, выпрямить его и не двигать им".

Все это неправда и не соответствует действительности. Прежде чем доносить какой-то религиозный вопрос до мусульман, необходимо его хотя бы чуток изучить. В этом коротком предложении уже куча неточностей и искажений.
Наоборот, мнение о шевелении пальца принадлежит не шафиитам, а как раз это известное мнение маликитов во главе с имамом Маликом. А что касается шафиитов и ханбалитов, то это в их мазхабах является мнением некоторых их сторонников, которое не является у них сильным мнением. Т.е. это [как сегодня стало модно говорить] не му'тамад в их мазхабах, однако это мнение является му'тамад именно у маликитов.

Далее, касательно того, что ВСЕ остальные ученые считают иначе, то это также не однозначное утверждение. К примеру, говорит Абу аль-‘Аббас аль-Къуртуби в соей книге "аль-Муфхим" (2\242): "Хадис Уаиля ибн Худжра, после его слов: “Соединял (большой и средний пальцы) в кольцо, затем поднимал палец, и я видел, как он шевелил и взывал им”. К этому склонились большинство учёных и большинство из числа наших товарищей (маликитов)".
Так же говорит другой аль-Къуртуби - муфассир в своём известном тафсире (1\404): "Большинство учёных из числа маликитов и других ученых склонились к тому, что шевелить им (пальцем) узаконено".
Т.е. это не только мнение большинства маликитов, но также и мнение большинства ученых в общем. Следовательно, такое однозначное утверждение, что нешевеление пальца – это мнение всех ученых помимо шафиитов и шейха аль-Альбани, не соответствует действительности.

А что касается его слов, что большинство ученых также считают, что указательный палец нужно просто держать, выпрямить его и не двигать им, то и эти слова неточны. На самом деле лишь немногие ученые говорят о том, что палец следует держать и не шевелить им весь тащаххуд. Тогда как остальные говорят именно о поднятии пальца при словах единобожия, но расходясь в том, где именно следует их поднять, при словах: "илля-Ллах" или "ля иляха", после чего опустить его, а не продолжать держать.

Дальше Руслан говорит:
"Но большинство учёных считают, что палец во время ташаххуда двигать не нужно и нужно держать его прямо. Потому что все сподвижники, от кого передаётся как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сидел во время ташаххуда, от всех них передаётся, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указывал пальцем в сторону Ка’бы (ишара). И никто из сподвижников не указывает, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время ташаххуда, двигал пальцем кроме хадиса Уаиля ибн Худжра".
Это утверждение тоже не является правильным. Например, есть много версий касательно пальца во время ташаххуда, в которых вообще не упоминаются ни слово "ишара" (указывал), ни слово "тахрик" (шевелил), как в версиях хадиса от ибн Умара и в версиях от того же Уаиля, в которых например говорится:
"Он поднял палец, следующий за большим" (رفع التي تليها يدعو بها);
"Он стал взывать следующим пальцем" (ثم جعل يدعو بالأخرى);
"Поднял палец правой руки, следующий за большим пальцем, и стал им взывать" (ورفع إصبعه اليمنى التي تلي الإبهام فدعا بها);
"Взывал указательным пальцем" (دعا بالسبابة);
"Я видел, как он сделал вот так", после чего передатчик хадиса Зухайр поднял указательный палец" (ثم رايته يقول هكذا ورفع زهير إصبعه المسبحة).
Как нам видно, в этих версиях не говорится ни слово "ишара", ни слово "тахрик", а говорится о том, что палец был поднят, что он, да благословит его Аллах и приветствует, взывал им и т.п.
А чтобы заявлять о том, что Заида в своей передаче касательно тахрика пошёл в противоречие всем остальным передатчикам, то для того, чтобы его версия была шазза, по мнению утверждающих об этом, необходимо чтобы все говорили именно про ишара. Но на самом деле дело обстоит совсем не так, так как не все остальные передатчики говорили про ишара. К тому же слова некоторых современников о том, что Заида в этой версии про шевеление пошёл в противоречие таким же надежным передатчикам как он сам, численность которых 8 человек, а некоторые даже говорят, что их 12, то это преувеличение, не соответствующее действительности.

Дальше Руслан говорит:
“И указал, что это добавка (шевеление пальца в ташаххуде) является отклонённой и не достоверной ибн Хузейма и также аль-Байхаки
Это утверждение также является искажением слов.
Во первых, сам аль-Бейхаки никогда и нигде не называл этот хадис слабым. Пусть же этот "исследователь" покажет нам его слова, где он называет этот хадис недостоверным или отклоненным. Напротив, аль-Бейхаки считал достоверными оба хадиса, как и версию Заиды про шевеление пальца, так и версию ибн ‘Аджляна про то, что пальцем не шевелят. Однако он склонялся к тому, что шевелить палец не следует и попытался истолковать версию про шевеление тем, что под "шевелением" речь идет о моменте поднятия пальца, вот и все. Поэтому слова о том, что аль-Бейхаки считал этот хадис отклоненным или недостоверным, не являются правдивыми! К тому же шафииты, кем был сам аль-Бейхаки, передавали от него, что он считал хадис про шевеление достоверным. В шафиитской книге "Хашията аль-Къальюни уа ‘Умайра" (1\164) говорится: "Не следует шевелить палец, следуя хадису, который передал Абу Дауд. Но было сказано, что следует шевелить, также следуя за хадисом. Их привёл аль-Байхакъи и сказал: «Оба хадиса являются достоверными".
Также о том, что имам аль-Бейхаки считал хадис о шевелении пальцем достоверным передал и шафиит аль-Хатыб аш-Шарбини в «Мугъни аль-мухтадж» (1/173).

Во вторых, что касается ибн Хузеймы, то давайте посмотрим, что на самом деле он говорит об этой добавке:
"ليس في شيء من الأخبار "يحركها" إلا في هذا الخبر، زائدة ذكره "
"Ни в каких сообщениях не упоминается: “Он шевелил пальцем”, кроме как в этом сообщении, Заида упомянул это".
Что мы понимаем с этих слов? Что он назвал эту добавку отклонённой?! Конечно же нет. Этими словами он лишь констатирует факт и указывает на то, что эта передача про шевеление пальца является редкой, не передающейся ни от кого, кроме версии Заиды. Но разве указание каким-либо имамом на то, что та или иная передача является редкой, автоматически означает, что он считает эту передачу слабой или отклоненной?! Конечно же нет. Ведь сколько есть редких хадисов, о которых тот же ат-Тирмизи или аль-Баззар приведя их, говорят, что уединился в этой передачи такой-то, но хадис сам является достоверным.
К тому же важно понимать, что любой хадис, который ибн Хузейма привёл в своем сборнике «ас-Сахих» является для него в основе достоверным, если только сам он не указал на его слабость или сомнительность. Так, Ибн Хузейма говорит, после того как вновь акцентировал внимание на том, что он поставил себе условием приводить только достоверные хадисы в своём сборнике: “Исключением является то, что мы упомянем касательно того, что есть в душе из числа сомнений относительно некоторых сообщений, либо по причине сомнения касательно того, что передатчик слышал от того, кто передал сообщение, или передатчика, относительно которого нам неизвестно ни та’диля, ни джарха. В таком случае мы сделаем разъяснение касательно этого сообщения, ибо мы не считаем дозволенным вводить в заблуждение требующих знания упоминанием недостоверного сообщения, проблему которого мы не разъясним”. См. “Сахих Ибн Хузайма” (3/186).
Но разве в отношении хадиса о шевелении пальца ибн Хузейма высказал сомнение или указал на его слабость?! Нет. Следовательно, имам Ибн Хузайма считал этот хадис от Заиды достоверным, так как привел его в своём сборнике «ас-Сахих» и слова не сказал про его слабость. Поэтому сам ибн Хузейма в своём сахихе назвал главу, в которой привел хадис от Заиды следующим образом:
باب صفة وضع اليدين على الركبتين في التشهد و تحريك السبابة عند الإشارة بها
“Глава о том, как нужно ставить руки на колени во время ташаххуда и шевелении пальца в момент указания им”.
И к тому же о том, что данный хадис ибн Хузейма посчитал достоверным, говорил хафиз ибн Хаджар в "Фатх аль-Бари" (2/366), а Ибн Хаджар куда лучше различных современников понимает смысл слов Ибн Хузеймы.

Упомянутое кстати не первый случай, когда Руслан проявлял неточность в положениях религии и цитировании слов ученых. Подобное уже имело место быть в том, когда он последовав за аль-Хаджури касательно нововведения второго азана Усмана в пятницу, да будет доволен им Аллах, приписал это мнение имаму ибн Рахавейху и еще даже заявил на это несуществующий иджма':
http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=59&t=14216

Это небольшое напоминание в первую очередь хотелось бы адресовать самому Руслану, чтобы он на будущее не торопился и перепроверял то, что преподает людям, не обольщаясь даммаджевцами, чьи слова он читает и переводит.
А во вторых, хочется адресовать это также и фанатикам Руслана, чтобы они спустились на землю сами и спустили на землю своего устаза, и не обольщались им.

Для пользы, закончу свои слова ответом шейха Машхура, да хранит его Аллах, касательно обсуждаемого вопроса

Вопрос шейху Машхуру бин Хасану: «Каково положение шевеления (указательного) пальца при чтении “ат-тахийят” в молитве?»
Ответ: «Относительно этого от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, пришло два хадиса, и оба этих хадиса являются достоверными. Первый хадис приводит Муслим со слов ‘Абду-Ллаха ибн Зубейра, а второй хадис, так же достоверно установлен от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, со слов Уаиля ибн Худжра аль-Хадрами из Йемена.
В хадисе ‘Абду-Ллах ибн Зубейра передаётся, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указывал пальцем и сжимал свои пальцы рук в кулак…
Я вижу разные картины некоторых молящихся, о которых абсолютно никто не говорил из числа факыхов этого мира. Когда рука находится на колени, приходится наблюдать множество вещей, которые совершают люди. Некоторые делают так: (поднимают указательный палец, оставляя пальцы рук вытянутыми вперёд). Подобное не установлено ни от кого, путь пророка, да благословит его Аллах и приветствует, указывает на то, что он сжимал пальцы рук в кулак. Это первый образ.
Иногда он соединял средний и большой пальцы, образовывая кольцо. Значит, иногда просто сжимал пальцы, а иногда соединял в кольцо. Ты можешь делать и так и так. Некоторые люди думают, что соединение пальцев в кольцо значит: (крутить указательным пальцем и рисовать им кольца), на это нет никакого довода. Однако кольцо – это вот так: (соединить большой и средний пальцы в виде кольца). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сжимал свои пальцы в кулак, соединял в виде кольца, а так же он указывал своим указательным пальцем. Это передаётся от ‘Абду-Ллах ибн Зубейра в “сахих Муслиме”, что он указывал пальцем.
Указывание пальцем является ясным и категорическим вопросом, в отношении которого не может быть сомнении. Ты можешь указывать пальцем от начала “ташаххуда” до завершения молитвы, и достоверно пришло от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он смотрел на свой указательный палец в сидячем положении. Молящийся направляет свой взор на место его земного поклона (суджуд) за исключением того, когда он читает “ташаххуд”, во время ташаххуда (молящийся) смотрит на свой указательный палец, и это подкрепляет то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указывал своим пальцем.
В риуаяте Уаиля ибн Худжра аль-Хадрами передаётся, что он шевелил этим пальцем. Некоторые сказали, что эта передача является отклонённой (шазз), так как один передатчик, а это Заида ибн Къудама, передал от ‘Асыма ибн Кулейба, который передал от своего отца, а его отец от Уаиля ибн Худжра. Они сказали, что Заида уединился в этой передачи и пошёл в противоречие десятерым, некоторые говорят девятерым, а другие говорят восьмерым.
По милости Аллаха, ещё давно я написал книгу, которая так и не вышла в свет, про описание молитвы пророка через хадис Уаиля ибн Худжра. Я нашёл, что тринадцать передатчиков передали от ‘Асыма.
Некоторые сказали, что Заида ибн Къудама пошёл в противоречие двенадцати передатчикам, значит, (его передача) не является достоверной на весах научного разбора и рассматривается как отклонённая у учёных по науке хадисоведения.
В действительности, эти слова не являются правильными. Ведь те двенадцать передатчиков, передавшие от ‘Асыма, никто из них ничего не упомянул о положении пальца, каждый из них передал что-то другое. Кто то передал возложение рук на грудь; кто то передал опускание на колени или руки; кто то передал … каждый из них передал какую то определённую часть молитвы. Тот, кто сказал, что Заида пошёл в противоречие остальным, он упустил этот момент. Они преувеличивают вопрос. Я читал слова некоторых современников, некоторые из них являются знающими, более того, некоторые относятся к числу больших и первых (в этой области). Однако, когда цитируют тебе слова, наводят тебя на то, что Заида ибн Къудама ас-Сануси уединился относительно этой передачи… Если ты спросишь его: «Куда ты ставишь руки (в молитве)?».
Он ответит: «На грудь».
Хорошо, но ведь Заида так же уединился в своей передачи касательно возложения рук на грудь. Почему ты берёшь уединение Заиды в его передаче о возложении рук и не берёшь его уединение о шевелении пальца?!
Мы говорим, что если Заида, передал бы что то, а другие двенадцать передатчиков передали бы то, что противоречит конкретно этому, тогда мы скажем, что это противоречие, отклонение и мы не принимаем это от Заиды.
Однако если Заида передаёт что то, что не передали другие, которые в свою очередь передали какую то часть из частей молитвы, то следует принять передачу о шевелении пальца.
Значит, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, просто сжимал свои пальцы; так же он соединял их в кольцо, и указывал своим указательным пальцем, как это передаётся от ‘Абду-Ллах ибн Зубейра в достоверном сборнике Муслима, а Заида добавил, что он шевелил своим указательным пальцем.
У нашего шейха аль-Альбани своё понимание в отношении этого, а у шейха ин База своё понимание, и это понимание очень тонкое, которое нуждается в том, чтобы человек призадумался над ним наилучшим образом.
Шейх ибн Баз, да помилует его Аллах, говорил, что первое является Сунной и второе так же является Сунной. Ты можешь просто указывать пальцем без шевеления, - это Сунна, так же ты можешь вытянуть палец и шевелить им, и это так же является Сунной.
Шейх аль-Альбани же говорил, что тот, кто вытягивает палец и шевелит им, берёт сразу две Сунны: ведь не исключено, что один из передатчиков видел пророка, да благословит его Аллах и приветствует, молящимся издалека и увидел вытянутый палец, не обратив внимания на шевеление. Ведь тот, кто смотрит издалека, не сможет внимательно разглядеть шевеление, и шейх наш говорил, что первый риуаят и второй, соответствуют друг другу и не противоречат друг другу. Поэтому он говорил, что тот, кто вытягивает палец и шевелит им, то принимает сразу два хадиса, а тот, кто не шевелит, берёт только один и упускает второй».

Ответить