Диспут между имамами аш-Шафи’и и Ибн Рахауейхом относительно запретности продажи и сдачи в аренду домов и земель Заповедной территории Мекки
Итак, с дозволения Аллаха начнём с диспута имама аш-Шафи’и с имамом Ибн Рахауейхом.
Коротко об имаме Ибн Рахауейхе
Абу Я’къуб Исхакъ ибн Ибрахим аль-Ханзали, известный как Ибн Рахауейх (161-238 г.х.).
Великий имам ахлю-Сунна, признанный мухаддис и факъих, учёный Хорасана своего времени.
Среди его учителей: аль-Фудайль ибн ‘Ийяд, Суфьян ибн ‘Уейна, Ибн Уахб, ‘Абду-р-Рахман ибн Махди, Уаки’ ибн аль-Джаррах, Яхья аль-Къаттан и др.
Что же касается его учеников, то среди них: аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, ад-Дарими, Ибн Наср аль-Маруази, ас-Сирадж, и др.
Его вероубеждение было саляфитским.
Он был ближайшим другом имама Ахмада ибн Ханбаля. Когда Ахмада спросили про Исхакъа ибн Рахауейха, он сказал:
“Кто подобен Исхакъу?! Разве спрашивают о таком, как Исхакъ?!” См. “аль-Джарх уа-тта’диль” 2/209, “аль-Кифая” 87.
Абу Хатим ар-Рази говорил:
“Исхакъ ибн Рахауейх – это имам из числа имамов мусульман!” См. “аль-Джарх уа-тта’диль” 2/210.
Также Абу Хатим сказал:
“Как-то я упомянул Абу Зур’е ар-Рази про Исхакъа аль-Ханзали о его запоминании иснадов и смыслов хадиса, и Абу Зур’а сказал: «Не передавали хадисов от кого-то, кто был бы более точным и запоминающим, чем Исхакъ»”.
См. “Тарих Багъдад” 6/353.
Уахб ибн Джарир говорил:
“Да воздаст Аллах благом Исхакъу ибн Рахауейху, Садакъе ибн аль-Фадлю и Я’мару за то, что они оживили Сунну в странах Востока!” См. “Тарих Багъдад” 6/348, “Тарих мадина ас-Салям” 7/366.
Суть данного диспута
Общеизвестно, что мазхаб имама аш-Шафи’и состоял в том, что жители Заповедной территории Мекки имеют право и продавать и сдавать в аренду, как построенные ими дома, так и свою землю, поскольку они являются хозяевами этого имущества и вправе распоряжаться им так, как пожелают.
Что же касается имама Исхакъа ибн Рахауейха, то он считал, что Заповедная территория Мекки принадлежит всем мусульманам, которые имеют на неё равные права, и, следовательно, они не принадлежат никому конкретному и не дозволено ни продавать участки земли и жилища, ни сдавать их в аренду.
Кто приводит этот диспут
История этого спора между ними общеизвестна, и её приводили многие имамы, среди которых были как шафииты из числа сторонников и последователей имама аш-Шафи’и, так и те, кто не был шафиитом в основе. Среди тех, кто приводил этот диспут:
- Ибн Аби Хатим в «Адаб аш-Шафи’и» (188);
- аль-Байхакъи в «Манакыб аш-Шафи’и» (1/213-214) и в «Ма’рифа ас-Сунан» (8/212-213);
- Абу Исма’иль аль-Харауи аль-Ханбали в «Замм аль-калям» (392);
- Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашкъ» (51/382);
- Фахр ар-Рази в «Манакыб аль-имам аш-Шафи’и» (173);
- Якъут аль-Хамауи в «Му’джам аль-удаба» (5/2399-2400).
- ан-Науауи в «аль-Маджму’» (9/299);
- Ибн Касир в «Манакыб аль-имам аш-Шафи’и» (216-218), и др.
Также этот диспут между ними приводили через свои иснады:
- аль-Абури в «Манакыб аш-Шафи’и»;
- аль-Хаким в «Тарих Найсабур», однако эти сообщения не дошли до нас, поскольку лишь малая часть этих трудов сохранилась и дошла до наших дней, включая и книгу аль-Абури «Манакыб аш-Шафи’и», изданную в виде небольшой книжки. Но следует отметить, что версии аль-Абури и аль-Хакима именно о данном диспуте передавал с их трудов Якъут аль-Хамауи в своей книге «Му’джам аль-удаба».
Таким образом, этот диспут передаётся через различные иснады многими путями, кто-то передавал его вкратце, кто-то подробнее, однако, в общем, эта история является общеизвестной и достоверной, о чём говорили различные исследователи.
Текст самого диспута
Итак, Ибрахим ибн Мухаммад аль-Куфи рассказывал:
“Я видел, как аш-Шафи’и остановился в Мекке, вынося для людей фатуа, и видел, как Исхакъ ибн Рахауейх и Ахмад ибн Ханбаль пребывали там.
Как-то Ахмад сказал Исхакъу: «Пойдём, я покажу тебе человека, подобного которому твои глаза никогда не видели».
Исхакъ сказал: «Мои глаза никогда не видели подобного ему?!»
Ахмад сказал: «Да», после чего повёл Исхакъа к аш-Шафи’и”.
В другой версии сказано, что Ахмад спросил Исхакъа:
«О Абу Я’къуб, почему ты не посещаешь собрания этого человека (аш-Шафи’и)?»
На что Исхакъ ответил: «А что мне делать у него? Его возраст близок к нашему возрасту. Как я оставлю Ибн ‘Уейну и других шейхов ради него?!»
Тогда Ахмад сказал: «Горе тебе, этот человек уедет, а они живут тут!»
Придя в собрание аш-Шафи’и, Исхакъ подсел к нему и спросил аш-Шафи’и о дозволенности аренды домов Мекки, на что аш-Шафи’и ответил: «Мы считаем это дозволенным. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал (когда его спросили, остановится ли он в своём доме): «А разве ‘Акыль оставил нам какие-нибудь жилища?!»
В версии, которую передал аль-Абури сказано:
“На это Исхакъ сказал: «Клянусь Аллахом, я не понял сути того, к чему он это привёл, и не думаю, что кто-то другой тоже понял это».
После чего Исхакъ сказал: «Позволь и мне сказать. Сообщил нам Язид ибн Харун от Хишама, что аль-Хасан (аль-Басри) не дозволял сдавать в аренду дома в Мекке. Также Абу Ну’айм передал нам, что Ибрахим (ан-Наха’и) не дозволял этого, как и не дозволяли этого ‘Ата и Таус».
Поскольку аш-Шафи’и на тот момент не знал в лицо Ибн Рахауейха, он спросил у некоторых людей: «Кто этот человек?»
Ему ответили: «Это – Исхакъ ибн Рахауейх аль-Ханзали аль-Хурасани».
Аш-Шафи’и спросил: «Ты тот, относительно кого жители Хорасана утверждают, что ты их факъих?»
Исхакъ ответил: «Так они утверждают».
Аш-Шафи’и сказал: «Как же я хотел бы, чтобы на твоём месте был кто-то иной, чтобы я велел подёргать его за ухо. Я говорю: «Сказал Посланник Аллаха», а ты говоришь: «Таус, аль-Хасан, Ибрахим не позволяли»?! Разве есть в словах кого-либо довод наряду с Пророком (мир ему и благословение Аллаха)?!»
А аль-Хаким передал, что аш-Шафи’и сказал Исхакъу:
«Если бы я произнёс твои слова (противопоставленные пророческому хадису), то нуждался бы в том, чтобы меня заковали в цепи».
В версии, которую передал Ибн Аби Хатим сообщается, что Исхакъ сказал:
«Когда я закончил говорить, то обратился к своему другу из племени Ибн Маруа на персидском языке: «Этот человечишка словно из жителей Малана, являющихся беспечными».
Тогда аш-Шафи’и понял, что я упомянул своему другу нечто плохое о нём и сказал мне: «Желаешь поспорить?»
Я ответил: «Именно для спора я и пришёл».
После чего аш-Шафи’и произнёс длинную речь, а затем сказал: «Всевышний Аллах говорит: «Добыча, которую Аллах вернул Своему Посланнику от жителей селений, принадлежит Аллаху, Посланнику, родственникам Пророка, сиротам… а также бедным мухаджирам, которые были изгнаны из своих жилищ и лишены своего имущества» (59: 7-8).
Аллах причислил принадлежность этих жилищ к их хозяевам или нет?»
Исхакъ ответил: «Причислил к их хозяевам».
Аш-Шафи’и продолжил: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в день покорения Мекки сказал: «Кто закроет свою дверь, тот находится в безопасности. Кто зайдёт в дом Абу Суфьяна, тот в безопасности». Муслим 1780.
Скажи, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) причислил принадлежность домов к их хозяевам или же нет?»
Исхакъ ответил: «Причислил к их хозяевам».
Аш-Шафи’и продолжил: «Когда ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) купил в Мекке дом, чтобы сделать из него тюрьму, он купил его у хозяина этого дома или нет?»
Тогда Исхакъ сказал ему: «Читай аят: «Заповедную мечеть, которую Мы воздвигли для всех людей, независимо от того, проживают они в ней (в Мекке) или кочуют» (22: 25).
Аш-Шафи’и ответил ему: «А ты прочитай этот аят с самого начала: «Воистину, тем, которые не веруют, сбивают других с пути Аллаха, не пускают их в Заповедную мечеть, которую Мы воздвигли для всех людей, независимо от того, проживают они в ней или кочуют, а также тем, кто склоняется в ней к несправедливости, Мы дадим вкусить мучительные страдания» (22: 25).
Это касается именно Заповедной мечети Мекки! А если бы этот аят понимался так, как ты заявляешь (что речь идёт обо всей заповедной территории Мекки), то было бы запрещённым объявлять о поиске пропажи, заниматься торговыми делами, закалывать животных и выбрасывать на улицах навоз (так как всё это запрещается совершать в мечетях)».
После этого Исхакъ замолчал и ничего не ответил, затем и аш-Шафи’и перестал ему что-то говорить”.
А аль-Абури передал, что впоследствии Исхакъ говорил:
“После этого я поразмыслил над словами Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые упомянул аш-Шафи’и: «А разве ‘Акыль оставил нам какие-нибудь жилища?!», и осознал, что он понял то, что было скрыто от нас. Если бы я сразу понял смысл этих слов, то сообщил бы ему об этом тогда. После этого мы стали смотреть на книги этого человека и обнаружили, что он был из числа учёных этой общины”.
аль-Байхакъи в “Ма’рифа ас-Сунан уаль-асар” 8/212-213 и в “Манакыб аш-Шафи’и” 1/213-214, Якъут аль-Хамауи в “Му’джам аль-удаба” 5/2399-2400, Ибн Касир в “Манакыб аль-имам аш-Шафи’и” 216-218.
Пользы, извлекаемые из данного диспута
- Подтверждение того факта, что три великих имама: аш-Шафи’и, Исхакъ ибн Рахауейх и Ахмад ибн Ханбаль встречались в Мекке.
- Подтверждение того, что Ибн Рахауейх и Ахмад обучались у Суфьяна ибн ‘Уейны.
- Признанность аш-Шафи’и, посещавшего другие города и страны и у которого собирались люди на собраниях, где он выносил фатуа.
- Похвала и почитание Ахмадом имама аш-Шафи’и.
- Известность и признанность имама Ибн Рахауейха у себя в Хорасане.
- Возраст твоего оппонента не должен препятствовать приобрести знание от него, даже если он старше тебя ненамного.
- Дозволенность научного диспута по вопросам фикъха.
- Саляфы опирались на понимание таких великих таби’инов, как аль-Хасан аль-Басри, Ибрахим ан-Наха’и, ‘Ата и Таус.
- Суровое порицание в адрес того, кто противопоставляет пророческому хадису мнения имамов, пусть даже великих.
- Последовательность в приведении доводов: Коран, хадис, слова сподвижника.
- Польза диспута в виде вопроса к оппоненту.
- Обладатель знания может предложить тому, кто считает иначе в каком-то вопросе, вступить с ним в научный диспут.
- Великие имамы общины могут ошибаться, поскольку безошибочен только Пророк (мир ему и благословение Аллаха).
- Один из имамов может видеть аргумент в том или ином хадисе, который не видит в нём другой имам. Как говорил шейхуль-Ислям Ибн Таймия:
“Тот, кто смотрит на довод (далиль) подобен тому, кто высматривает на небе новую луну. Он может увидеть её, а может и нет!” См. “Накъд аль-мантыкъ” 34.
- Указание на то, что любой человек, помимо пророков и посланников, каким бы он великим учёным ни был, не защищён от ошибок и грехов. Ведь имам Исхакъ ибн Рахауейх оскорбил не по праву имама аш-Шафи’и в его присутствии на иностранном языке. Хафиз аз-Захаби сказал:
“Не является условием того, чтобы быть учёным – не допускать ошибок”.
См. “ас-Сияр” 4/173.
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия говорил:
“Не является условием для того, чтобы быть правдивейшим, чтобы все слова человека были правильными, а все его деяния были Сунной. А иначе он был бы по положению, как пророк”.
См. “аль-Икътида” 2/106.
Однако оправданием для Исхакъа может служить молодой возраст аш-Шафи’и, ведь обладание основательными знаниями в его возрасте было скорее исключением, чем правилом. Поэтому те, кто его не знал, относились к нему вначале с неким недоверием и пренебрежением, как к юноше, оказавшимся не на своём месте. И лишь посидев с ним и послушав его, они начинали отдавать должное знаниям, которыми он обладал.
- Указание на то, как саляфы отказывались от своего мнения в пользу того, что становилось для них убедительным.
- Достоинство Заповедной мечети (аль-Харам) и всей заповедной территории Мекки.
- Дозволенность продажи и аренды своих участков и жилищ на Заповедной территории Мекки.
По поводу аргумента аш-Шафи’и хадисом: «А разве ‘Акыль оставил нам какие-нибудь жилища?!»
Что касается аргументации аш-Шафи’и данным хадисом, который не сразу понял Исхакъ, то речь идёт о хадисе, в котором Усама ибн Зейд (да будет доволен им Аллах) спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха) во время прощального паломничества:
“О Посланник Аллаха, остановишься ли ты в Мекке в своём доме?” На что он ответил: «А разве ‘Акыль оставил нам какие-нибудь жилища?!»
Что касается ‘Акыля, то он стал наследником Абу Талиба вместе с Талибом, тогда как ни Джа’фар, ни ‘Али ничего от него не унаследовали, поскольку они были мусульманами, а ‘Акыль и Талиб – неверными”.
аль-Бухари 1588, Муслим 1351.
‘Акыль, Талиб, Джа’фар и ‘Али – это сыновья Абу Талиба, дяди Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Что же касается жилищ, о которых идёт речь, то когда-то они принадлежали деду Пророка (мир ему и благословение Аллаха) – ‘Абдуль-Мутталибу, оставившему их в наследство своим сыновьям, в том числе и отцу Пророка (мир ему и благословение Аллаха) – ‘Абдуллаху. Какие-то из этих участков должны были достаться по наследству и самому Пророку (мир ему и благословение Аллаха), однако после переселения мусульман в Медину, их родственники, остававшиеся многобожниками, присвоили себе или продали эти дома.
Говоря об этом споре между аш-Шафи’и и Ибн Рахауейхом, и о данном аргументе аш-Шафи’и, имам захиритов – Дауд ибн ‘Али аль-Асбахани сказал:
“Поистине, Исхакъ не понял этого аргумента аш-Шафи’и. Смысл его слов был в том, что если бы земли Мекки были дозволены для всех людей, то Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал бы: «Любое место, которое мы застанем в доме любого человека, оно будет дозволенным для нас». Однако он не сказал этого, а напротив, сказал: «‘Акыль не оставил нам никаких жилищ», и это указывает на то, что кто владеет чем-либо из этого (земли или домов в Мекке), тот и является хозяином этого”.
См. “Манакыб аш-Шафи’и” 1/214, “Манакыб аль-имам аш-Шафи’и” 162.
Следует отметить, что Дауд аз-Захири был учеником и аш-Шафи’и, и Исхакъа ибн Рахауейха, и он часто бывал свидетелем дискуссий между ними.
См. “Табакъат аш-шафи’ийя” 1/320.
Кстати, Дауд аз-Захири говорил:
“Я видел Исхакъа сожалеющим о том, что он упустил возможность (взять пользу) от аш-Шафи’и”.
Ибн ‘Асакир в “Тарих Димашкъ” 14/411, Ибн Касир в “Манакыб аль-имам аш-Шафи’и” 122.
Шейх Мухаммад Амин аш-Шанкыти сказал об этом хадисе:
“Если бы продажа жилищ в Мекке и их приобретение было запретным, то Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не согласился бы с этим, поскольку существует единогласное мнение, что он не одобрял запретное!” См. “Адауа аль-баян” 2/444.
По поводу аргументации Исхакъа ибн Рахауейха аятом о Заповедной мечети Мекки
Что касается аргументации Исхакъа аятом о Заповедной мечети, который применил его ко всей Мекке, то многие имамы выбрали позицию именно аш-Шафи’и, посчитав, что речь идёт именно о самой Заповедной мечети, а не обо всей заповедной территории Мекки.
Имам Ибн Хузайма сказал:
“Если бы Слова Всевышнего: «Заповедную мечеть, которую Мы воздвигли для всех людей, независимо от того, проживают они в ней (в Мекке) или кочуют» (22: 25) указывали бы на всю заповедную территорию Мекки, и если бы название «Заповедная мечеть» касалась бы всей заповедной территории, то нельзя было бы на этой территории рыть ямы, копать могилы, справлять большую и малую нужду, выбрасывать мусор и гниль. И мы не знаем никого из учёных, кто запрещал бы это, или чтобы кто-то запрещал женщине во время месячных посещать Заповедную территорию Мекки, или вступать в супружескую близость на этой территории. И если бы дело обстояло таким образом (что Заповедная мечеть – это вся Заповедная территория Мекки), то дозволялось бы совершать затворничество в любых домах и торговых лавках Мекки, а такого никто не скажет!” См. “Фатх аль-Бари” 4/450, “Иршад ас-сари” 4/104.
Процитировав его слова, хафиз Ибн Хаджар сказал:
“Мнение о том, что под «Заповедной мечетью» подразумевается вся Заповедная территория Мекки так же передаётся от Ибн ‘Аббаса, ‘Ата и Муджахида, что приводил Ибн Аби Хатим и другие, однако все иснады их сообщений слабые”.
См. “Фатх аль-Бари” 4/450.
Об отклонённой версии данного диспута
Тут важно отметить, что данный диспут приводил аль-Харауи в совершенно иной форме. В одной из его версий сказано следующее:
Ахмад ибн аль-‘Аббас сказал:
“Дошло до меня, что Ахмад ибн Ханбаль и Исхакъ ибн Рахауейх были вместе в Мекке и Ахмад сказал Исхакъу: «Хочешь, я покажу тебе благородного человека?», после чего привёл его к аш-Шафи’и”. После этого он упомянул о споре между ними и передал слова Исхакъа, который привёл хадис:
«А разве ‘Акыль оставил нам какие-нибудь жилища?!» –
на что аш-Шафи‘и сказал: «Я доволен, о парень, этот хадис раньше не попадался нам». После чего Исхакъ одержал верх над аш-Шафи’и, а аш-Шафи’и записал от него этот хадис”.
См. “Замм аль-калям” 1180.
Данная версия этого диспута является весьма странной, как сказал исследователь книги аль-Харауи, и она противоречит всем общеизвестным версиям, как и противоречит версии самого аль-Харауи, который упоминал её в «Замм аль-калям» (392) с таким же смыслом, каким её приводят и другие имамы в главе «Суровость в отношении противопоставления хадису какого-либо мнения». И во всех этих версиях сказано, что хадис:
«А разве ‘Акыль оставил нам какие-нибудь жилища?!» в качестве аргумента приводил именно аш-Шафи’и, а не Исхакъ. Как и говорится во всех этих версиях, что одержал в споре верх именно аш-Шафи’и, а не Исхакъ.
О словах имама Ахмада, что в этом диспуте Исхакъ одолел аш-Шафи’и
Однако следует отметить, что о том, что в данном споре верх взял именно Исхакъ достоверно передаётся от имама Ахмада, что также вызывает нестыковку с самой историей. Так, Салих – сын имама Ахмада передал, что Ахмад сказал:
“В один из дней я и Исхакъ ибн Рахауейх сидели у аш-Шафи’и, и Исхакъ стал спорить с ним по вопросу жилищ Мекки, и в тот день Исхакъ одолел аш-Шафи’и”.
См. “Масаиль Салих” 157.
Но следует отметить, что некоторые исследователи отмечали, что в рукописи огласовки над именами аш-Шафи’и и Исхакъа стоят так, что смысл их является таковым:
«и в тот день Исхакъа одолел аш-Шафи’и».
См. “Тахкыкъ Замм аль-калям” 6/117.
Однако проблема в том, что точно такие же слова от Ахмада передал и другой его сын:
‘Абдуллах – сын имама Ахмада рассказывал:
“Я спросил отца о покупке домов в Мекке, и он ответил: «Я порицаю это. Группа (учёных) дозволяла это, опираясь на то, что ‘Умар купил в Мекке дом для тюрьмы. Однако это покупка была для пользы мусульман, ибо он купил это не для себя, а для мусульман. Я видел, как аш-Шафи’и опирался на это, словно его мазхаб заключается в том, что это дозволено. Но Исхакъ ибн Рахауейх одолел его в споре по этому вопросу. Аш-Шафи’и в этом вопросе опирался на облегчение, а Ибн Рахауейх проявил строгость и одолел его при помощи доводов в этом вопросе»”.
См. “Масаиль ‘Абдуллах” 874.
Дело в том, что данное объяснение поступка ‘Умара, для какой именно цели он купил дом в Мекке, никак не ослабляет причину приведения имамом аш-Шафи’и этой истории в качестве довода. Ведь суть этого аргумента была не в том, купил ли ‘Умар этот дом для себя лично или же для общей пользы мусульман, а в том, что он купил его у хозяина этого дома, а иначе сделка была бы недействительной. Более того, если бы участки и дома в Мекке принадлежали бы всем мусульманам, то получается, что ‘Умар купил у человека то, чем он не владел изначально и на что не имел никакого права.
В любом случае, данное утверждение имама Ахмада, что верх одержал Исхакъ, становится проблемой, поскольку противоречит самой истории общеизвестного спора, из которого становится ясно, что верх одержал аргументами именно аш-Шафи’и по данному вопросу, а не Исхакъ. И, конечно же, шафииты не были довольны такими словами. А некоторые ханбалиты попытались совместить это. Так, например, шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал:
“Чаще всего он (имам Ахмад) соответствовал позициям аш-Шафи’и и Исхакъа. Они оба для него были из числа самых выдающихся факъихов по хадисам в их время. Как-то он устроил им обоим встречу в мечети аль-Хайф, и они спорили по теме аренды домов Мекки. Эта история известная. Ахмад упомянул в одном месте, что аш-Шафи’и одолел при помощи довода Исхакъа, а в другом месте упомянул, что Исхакъ одолел аш-Шафи’и при помощи довода. Ведь аш-Шафи’и дозволял и продажу, и аренду, а Исхакъ запрещал обе вещи. И довод был с аш-Шафи’и в дозволенности их продавать, а с Исхакъом – в запретности сдавать их в аренду”.
См. “Маджму’уль-фатауа” 34/113.
Это совмещение является прекрасным, если бы не одно замечание. Дело в том, что у шафиитов неизвестно, чтобы имам аш-Шафи’и впоследствии стал дозволять продажу земель и жилищ в Мекке, но запрещать при этом их аренду. К тому же во всех версиях данного диспута говорится, что Исхакъ начинал свой спор именно с вопроса дозволенности аренды.
Для большей ясности можно процитировать другую версию этого диалога, переданную не заинтересованным шафиитом, а тем, кто проявил беспристрастность в этом вопросе – имамом Ибн Аби Хатимом. Так, он передал с достоверным иснадом историю этого диспута со слов самого Исхакъа ибн Рахауейха, который рассказывал:
“Как-то мы сидели с аш-Шафи’и в Мекке и обсуждали вопрос аренды домов Мекки. Он считал это дозволенным, а я считал это запретным. Тогда аш-Шафи’и рассказал хадис и замолчал, после чего я стал перечислять то, что знал по этой главе. Когда я завершил, то обратился к своему другу из племени Ибн Маруа на персидском языке: «Этот человечишка словно из жителей Малана, являющихся беспечными».
Тогда аш-Шафи’и понял, что я упомянул своему другу нечто плохое о нём и сказал мне: «Желаешь поспорить?»
Я ответил: «Именно для спора я и пришёл».
Он сказал: «Всевышний Аллах говорит: «А также бедным мухаджирам, которые были изгнаны из своих жилищ и лишены своего имущества» (59: 8).
Аллах причислил эти жилища к их хозяевам или нет?
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в день покорения Мекки сказал: «Кто закроет свою дверь, тот находится в безопасности. Кто зайдёт в дом Абу Суфьяна, тот в безопасности». Муслим 1780.
Скажи, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) причислил дома к их хозяевам или же нет?
Когда ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) купил в Мекке дом, чтобы сделать из него тюрьму, он купил его у хозяина или нет?»
Затем Исхакъ сказал: “Когда я осознал, что доводы одолели меня, я встал и ушёл”.
Ибн Аби Хатим в «Адаб аш-Шафи’и» 188. Иснад достоверный. См. “Тахкыкъ Адаб аш-Шафи’и” 1/224.
Как мы видим, этот асар передаёт Ибн Аби Хатим от Абу Исма’иля ат-Тирмизи, который слышал эти слова от Исхакъа. Что Ибн Аби Хатим, что Абу Исма’иль ат-Тирмизи, являются надёжными. И в этих словах сам Исхакъ признаёт факт своего поражения.
А Аллаху об этом ведомо лучше.
Что же касается самого обсуждаемого вопроса, то следует отметить, что по данной теме передаются некоторые пророческие хадисы, в которых содержится указание на то, что дома и землю Мекки нельзя ни продавать, ни сдавать в аренду. Однако они являются слабыми, на что указывали аль-Байхакъи, Ибн Хаджар, и другие мухаддисы.
Шейх аш-Шанкыти, обсуждая упомянутый вопрос, сказал:
“По этому вопросу спорили имам аш-Шафи’и и Исхакъ ибн Рахауейх в мечети аль-Хайф в присутствии имама Ахмада. И аш-Шафи’и при помощи аргументов сделал так, что Исхакъ умолк, после того, как сказал ему: «Как же я хотел бы, чтобы на твоём месте был кто-то иной, чтобы я велел подёргать его за ухо. Я говорю: «Посланник Аллаха сказал», а ты говоришь: «Таус, аль-Хасан, Ибрахим не позволяли»?! Разве есть в словах кого-либо довод наряду с Пророком (мир ему и благословение Аллаха)?!»” См. “Адауа аль-баян” 2/443.
После этого шейх аш-Шанкыти стал цитировать аргументы обеих сторон по данному вопросу и сделал следующее заключение:
“Но нет сомнения в том, что проявить набожность и не продавать жилища в Мекке, как и не сдавать их в аренду, выходя тем самым из разногласия, будет лучше для человека. Ведь остерегающийся сомнительного делает это для сохранения своей религии и чести”.
См. “Адауа аль-баян” 2/450.
Диспут между имамами аш-Шафи’и и Ибн Рахауейхом относительно дозволенности использования шкур животных после дубления
Имамы и историки передавали также ещё один диспут, который состоялся между двумя этими великими имамами, на этот раз относительно дозволенности использования шкур животных после их дубления.
Суть данного диспута
Следует отметить, что мазхаб имама аш-Шафи’и заключался в том, что шкура любого животного становится чистой путём дубления, включая даже шкуры животных, которых запрещено употреблять в пищу. Исключением он делал только шкуры свиней и собак. Так, в своей книге «аль-Умм» имам аш-Шафи’и говорил:
“Шкура любой мертвечины становится чистой путем дубления, как и шкура животного, которое запрещено употреблять в пищу. Исключением являются свинья и собака, так как дубление и очищение никак не влияет на их шкуры”.
См. “аль-Умм” 1/22.
Что же касается имама Ибн Рахауейха, то от него передаётся два мнения по данному вопросу. Одно мнение, и это самое распространённое от него, заключается в том, что дубление делает шкуру животных чистым, но только тех животных, которых дозволено употреблять в пищу, даже если это животное было мертвечиной и не было заколото с именем Аллаха. Другое же его мнение гласит, что чистой считается лишь та шкура животного, которое дозволяется употреблять в пищу, если его закололи с именем Аллаха. Если же животное, дозволенное в пищу, являлось мертвечиной, то он не дозволял её шкуру, так как считал, что дубление не делает шкуру животного чистым.
См. “ат-Тамхид” 7/90, “Шарх Сахих Муслим” 4/54, “Даф’ аль-ильтибас” 62.
Кто приводит этот диспут
История этого спора между аш-Шафи’и и Ибн Рахауейхом также общеизвестна, и её приводили многие имамы из числа представителей различных мазхабов, обсуждая вопрос очищения шкуры животных. Среди тех, кто приводил этот спор:
- ар-Рамахурмузи в «аль-Мухаддис аль-фасыль» (542);
- Къады ‘Ийяд в «аль-Ильма’» (72);
- аль-Хазими в «аль-И’тибар фи ан-насих уаль-мансух миналь-асар» (57);
- Ибн Дакыкъ аль-‘Ид в «Шарх аль-ильмам» (2/441-442);
- ас-Сахауи в «Фатх аль-мугъис» (2/499-500), и др.
Также этот диспут приводят многие поздние шафииты в трудах о биографии и достоинствах имама аш-Шафи’и.
Следует отметить, что хафиз аль-Хазими приводит этот диспут со слов имама Абу аш-Шейха в виде дошедшего до него рассказа. А имам ар-Рамахурмузи приводит этот диспут со слов имама Закарии ас-Саджи, которому рассказали об этом его товарищи. И со слов обоих эта история является идентичной.
Текст самого диспута
Итак, Закария ас-Саджи рассказывал:
“Группа из числа наших сторонников (шафиитов) рассказала мне о том, как Исхакъ ибн Рахауейх спорил с аш-Шафи’и в присутствии Ахмада ибн Ханбаля относительно дублёной шкуры животных.
Аш-Шафи’и сказал: «Дубление шкуры делает её чистой».
Исхакъ спросил: «Каков на это довод?»
Аш-Шафи’и ответил: «Рассказал мне аз-Зухри, передавший от ‘Убайдуллаха ибн ‘Абдуллаха, передавший от Ибн ‘Аббаса, передавший от Маймуны, что проходя мимо туши мёртвой овечки, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Почему бы вам не использовать её шкуру?»
Исхакъ сказал: «В хадисе от Ибн ‘Укайма сказано: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) за месяц до своей смерти написал нам: «Не используйте ни шкуру, ни сухожилие мертвечины». И это указывает на то, что данный хадис отменяет хадис от Маймуны, так как это произошло за месяц до его смерти».
Аш-Шафи’и сказал: «Это (хадис Ибн ‘Укайма) является письмом, а то (хадис Маймуны) является услышанным и переданным из уст в уста».
Исхакъ сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) писал письма правителям Византии и Персии (призывая их к Исламу), и это стало доводом против них перед Аллахом».
После этого аш-Шафи’и замолчал.
Когда Ахмад ибн Ханбаль услышал это, то склонился к хадису Ибн ‘Укайма и стал выносить фатуа, опираясь на него.
Что же касается Исхакъа, то он взял хадис аш-Шафи’и и стал выносить фатуа, опираясь на хадис Маймуны”.
ар-Рамахурмузи в “аль-Мухаддис аль-фасыль” 542, аль-Хазими в “аль-И’тибар фи ан-насих уаль-мансух” 57.
Пользы, извлекаемые из данного диспута
- Подтверждение того факта, что три великих имама: аш-Шафи’и, Исхакъ ибн Рахауейх и Ахмад ибн Ханбаль, не раз встречались и вели диспуты по различным вопросам религии.
- Требование довода у оппонента.
- Широта познания и сила памяти саляфов, которые могли в любой момент привести свой аргумент с перечислением имён всех передатчиков хадиса или асара.
- В случае противоречия между собой двух хадисов одной главы, услышанный напрямую хадис имеет преимущество перед записанным.
- Записанный пророческий хадис является однозначным аргументом, если ему не противоречат другие хадисы по той или иной главе.
- Никто из имамов не мог знать все хадисы, и тот, кто знал какие-то из них, не знал другие.
- Следование за доводом, даже если он стал тебе известен в процессе спора от твоего оппонента.
- Если твой оппонент замолчал в процессе спора, то это не всегда указывает на то, что он был побеждён или что ему нечего ответить. Ведь аль-А’маш говорил:
“Молчание – это тоже ответ”.
Ибн Аби ад-Дунья в “ас-Самт” 705 и в “аль-Хильм” 28.
О словах аш-Шафи’и, что хадис Ибн ‘Укайма является записанным, а хадис Маймуны является услышанным
Упомянув этот диспут, Ибн Дакыкъ аль-‘Ид сказал:
“Мой отец, да помилует его Аллах, передавал от своего шейха – хафиза Абу-ль-Хасана ‘Али аль-Макъдиси, который был из числа известных сторонников мазхаба Малика, что довод был за аш-Шафи’и (в этом споре). Он (‘Али аль-Макъдиси) имел в виду положение отдачи предпочтения (в случае внешнего противоречие между хадисами) тому, что услышано перед тем, что было записано, а не то, что аргументация записью не является действительной”.
См. “Шарх аль-ильмам” 2/442.
Хафиз ас-Сахауи сказал:
“Несмотря на то, что аш-Шафи’и замолчал, его довод оставался эффективным, как это говорил Ибн аль-Муфаддаль аль-Малики”.
См. “Фатх аль-Мугъис” 2/500.
Может быть так, что один хадис будет передан через непрерывный иснад и надёжными передатчиками, слышавшими его непосредственно друг от друга, а другой хадис может быть передан записью. И многие учёные в случае, когда требовалось вывести более сильное мнение между противоречащими текстами, отдавали предпочтение услышанному перед записью. Ведь в том, что услышал передатчик, не может быть таких сомнений, которые могут быть в записи, как вероятность прерванного иснада, или допущение ошибки при записи, или непонимание почерка и т.п.
См. “Ахкам аль-фусуль” 2/653, “Ма’алим ас-Сунан” 6/64, “Бидая аль-муджтахид” 1/93.
Указывает ли то, что аш-Шафи’и замолчал, на его поражение в данном диспуте?
Некоторые шафииты, в числе которых и ас-Субки, говорили следующее:
“Этот диспут передавал аль-Байхакъи и другие. И тот, чьё понимание не является сильным, может подумать, что аргумент аш-Шафи’и был исчерпан в споре с Исхакъом, однако дело обстоит не так. Даже человеку с неполноценным пониманием достаточно будет того факта, что Исхакъ вернулся к мнению аш-Шафи’и. Ведь если бы его аргумент опроверг аш-Шафи’и, то он не стал бы сам брать его мнение. И в действительности, возражение Исхакъа является недействительным, которое можно было бы встретить лишь молчанием. И разъяснение этого в том, что письму Ибн ‘Укайма противоречил услышанный хадис, при этом нет уверенности какой из них был раньше, кроме предположения, а на основании такого не устанавливается отмена (шариатского текста). А что касается писем Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) к правителям Византии и Персии, то эти сообщения не имели ничего, что противоречило бы им, напротив, их подкрепляют прочие условия и многочисленные сообщения о том, что они были от Пророка (мир ему и благословение Аллаха)”.
См. “Табакъат аш-шафи’ийя аль-кубра” 1/321, “Хашия аль-‘Аттар” 2/209.
О достоверности и понимании хадиса Ибн ‘Укайма, к которому склонился имам Ахмад
Что же касается того, что имам Ахмад склонился после этого диспута к хадису Ибн ‘Укайма, который передал Исхакъ, то на этот факт указывают также и сообщения от самого Ахмада.
Так, например, Ибн Хани передал, что имам Ахмад говорил:
“Что касается хадиса Ибн ‘Укайма, то я склоняюсь к нему, так как это было последним велением Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и правильнее следовать тому, что было последним из его велений”.
См. “Масаиль Ибн Хани” 22.
Также и его сын – ‘Абдуллах передал от Ахмада точно такие же слова.
См. “аль-Масаиль” 12.
Однако следует отметить, что имам ат-Тирмизи, приведя хадис Ибн ‘Укайма, сказал после него:
“Большинство учёных не опирались на этот хадис”. Затем он процитировал сообщения от Ахмада, что он опирался на этот хадис и склонился к нему, после чего сказал:
“Однако впоследствии Ахмад оставил этот хадис по причине запутанности в его иснаде”.
См. “Сунан ат-Тирмизи” 1729.
Если кто-то спросит: «Ведь ат-Тирмизи не был учеником Ахмада, и не являлся ханбалитом, откуда он брал мнения Ахмада, которые передавал?», то следует сказать, что сам ат-Тирмизи в примечаниях к своему сборнику, упоминая через кого он передавал те или иные мнения имамов, которых цитировал, сообщил, что мнения Ахмада он взял от его ученика – аль-Каусаджа.
Также хафиз аль-Хазими сказал:
“Упомянул аль-Халляль в своей книге, что Ахмад воздержался от хадиса Ибн ‘Укайма, когда увидел противоречия передатчиков в нём. А некоторые сказали, что Ахмад отказался в итоге от этого хадиса”.
См. “ан-Насих уаль-мансух” 57.
Имам Ибн Аби Хатим сказал:
“Я спросил отца (Абу Хатима) про этот хадис (Ибн ‘Укайма) и он ответил: «‘Абдуллах ибн ‘Укайм не слышал этого хадиса от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), до него дошла лишь запись»”.
См. “аль-‘Иляль” 1/52.
Имам Ибн аль-Мунзир сказал:
“Поистине, Ибн ‘Укайм не слышал этот хадис от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и он не является сподвижником. Он передал это от шейхов из Джухайны, но не назвал их по именам и неизвестно, кто они такие. И нельзя отвергать достоверный хадис от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) на основании того, что передаётся от неизвестных шейхов”.
См. “аль-Аусат” 2/401.
Хафиз аль-Хазими сказал:
“Справедливым будет сказать, что хадис Ибн ‘Укайма внешне указывает на отмену других хадисов, если бы он был достоверным. Однако в этом хадисе очень много путаницы. Затем, по своей степени достоверности он и близко не стоит с хадисом от Маймуны. И Абу ‘Абду-р-Рахман ан-Насаи говорил: «Самое достоверное в главе о дублении шкуры – это хадис Маймуны». Также ад-Дури передал, что, когда Яхью ибн Ма’ина спросили: “Какой из двух хадисов ты считаешь лучше: «Не используйте ни шкуру (ихаб), ни сухожилия мертвечины» или хадис: «Дубление шкуры – это её очищение»?” Он ответил: «Хадис: «Дубление шкуры – это её очищение» я считаю лучше». И отдать предпочтение хадису Ибн ‘Аббаса первичней по причине различных превосходящих вещей. А хадис Ибн ‘Укайма следует отнести к запрету использования шкуры именно до её дубления, ведь в таком случае шкура называется «ихаб», а после дубления шкура называется «джильд», а не «ихаб». И подобное объяснение известно от языковедов, и это ближе к пути объединения между двух положений и избавления от противоречия”.
См. “аль-И’тибар фи-ннасих уаль-мансух” 57-58.
Также перечислив восемь хадисов, указывающих на то, что шкура животного становится чистой и дозволенной для использования после её дубления, имам Ибн Шахин сказал:
“Невозможно сказать, что все эти хадисы отменили какие-то другие. А если кто-то скажет, что хадис Ибн ‘Укайма отменил хадисы Ибн ‘Аббаса, Ибн ‘Умара, ‘Аиши и всех, кто передал от Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Дубление шкуры – это её очищение», так как тот хадис был высказан незадолго до его смерти, то с такой же вероятностью может сказать и другой: «Может быть так, что это веление (об очищении шкуры) было высказано за неделю до смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха)!» Поэтому правильнее будет взять все хадисы и объединить их, отнеся хадис: «Не используйте ни шкуру, ни сухожилия мертвечины» к использованию шкуры до её дубления. И раз этот хадис может быть отнесён к двум положениям, как к запрету использовать шкуру до дубления, так и в общем, а в другом хадисе сказано: «Любая шкура после дубления становится чистой», то мы должны отнести этот хадис к такому смыслу, который объединит их оба. Т.е. следует использовать шкуру животного после дубления и не делать этого до её дубления, чтобы опираться на оба хадиса. И не следует оставлять из-за каких-то вероятностей один из этих хадисов. Передаётся от Халиля ибн Ахмада (аль-Фарахиди), что он говорил: “Шкуру называют «ихаб» именно до её дубления, а после дубления она уже не называется так, однако называется «адим» или «джараб» или «джильд»”. И если это является достоверным, то лишь усиливает то, что мы упоминали относительно объединения двух хадисов”. См. “ан-Насих уаль-мансух миналь-хадис” 257-259.
Кстати, помимо имама языковедов аль-Фарахиди (100-170 г.х.) то же самое сказал о шкуре «ихаб» и другой признанный языковед ан-Надр ибн Шумайль (122-203 г.х.):
Имам Абу Дауд сказал:
“На дублёную шкуру не говорится «ихаб». Ан-Надр ибн Шумайль говорил: «Шкура животного называется «ихаб», если она не является дублёной. А после её дубления не говорят «ихаб», а говорят: «шанна» или «къирба»”.
См. “Сунан Аби Дауд” 4128.