﷽
Хвала Аллаху, Господу миров, и да благословит и приветствует Аллах нашего Пророка Мухаммада, его семью и всех его сподвижников.
‘Абд ар-Рахман ибн ‘Ауф стойкий муж заботившийся о матерях правоверных
‘Абд ар-Рахман ибн ‘Ауф (да будет доволен им Аллах) принадлежал к курайшитскому роду бану зухра. Во времена невежества его звали ‘Абд ‘Амр или ‘Абд Ка‘ба, а после его обращения в ислам пророк Мухаммад ﷺ нарёк его ‘Абд ар-Рахманом. Родился через десять лет после похода Абрахи ал-Асбахи на Мекку. Его матерью была аш-Шифа’ бинт ‘Ауф, тоже из рода бану зухра.
Он был одним из первых восьми мусульман, совершил хиджру в Абиссинию, потом вернулся в Мекку и оттуда переселился в Медину. Он принял участие в битве при Бадре и в последующих сражениях, и пророк ﷺ назвал его в числе десяти сподвижников, которым был обещан рай.
При жизни он назначил его наместником в Дума-эль-Джандаль, где проживало арабское племя бану калб. ‘Умар ибн ал-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), находясь при смерти, включил его в совет из шестерых старейшин, которым было поручено избрать между собой халифа, и члены совета поручили ‘Абд ар-Рахману (да будет доволен им Аллах) руководить принятием решения.
В сунне много свидетельств превосходства ‘Абд ар-Рахмана ибн ‘Ауфа (да будет доволен им Аллах). Достаточно сказать, что во время похода на Табук посланник Аллаха ﷺ, опоздав на начало рассветного намаза (саля фаджр), совершил позади него один ракаат. Эту историю передали имам Муслим в «Сахихе» и имам Абу Давуд в «Сунане».
ал-Хаким передал со слов матери правоверных Умм Саламы (да будет доволен ею Аллах), что посланник Аллаха ﷺ сказал своим жёнам: «Тот, кто проявит сострадание к вам после меня, будет правдивым и добродетельным. О Аллах, напои ‘Абд ар-Рахмана ибн ‘Ауфа из райского Салсабила». Ал-Хаким назвал хадис достоверным согласно требованиям имама Бухари и имама Муслима, и с ним согласился хафиз аз-Захаби.
ал-Хаким передал со слов Абу Саламы ибн ‘Абд ар-Рахмана ибн ‘Ауфа(да смилуется над ним Аллах), что однажды он вошёл к ‘Аише(да будет доволен ею Аллах), и она рассказала ему, что посланник Аллаха ﷺ говорил:«Меня волнует то, что будет с вами после меня, и терпеливо отнестись к вам смогут только стойкие». Потом она сказала: «Пусть Аллах напоит твоего отца из райского Салсабила». ал-Хаким назвал хадис достоверным согласно требованиям имама Бухари и имама Муслима, и с ним согласился хафиз аз-Захаби. шейх Албани в «Силсила ал-ахадис ас-сахиха» 4/125-126 назвал иснад хадиса хорошим, но упомянул похожие сообщения, которые усиливают его.
‘Абд ар-Рахман ибн ‘Ауф(да будет доволен им Аллах) был одним из богатых сподвижников и щедро расходовал своё имущество на нужды мусульман. Отличаясь набожностью и богобоязненностью, он много плакал и молил Аллаха уберечь его от скупости. Имам ибн ‘Абд ал-Барр (да смилуется над ним Аллах), в «Исти‘абе» (2/848-849) передал со слов Умм Саламы (да будет доволен ею Аллах), что однажды ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Ауф (да будет доволен им Аллах) вошёл к ней и сказал: «Мать моя, я боюсь, что моё большое богатство погубит меня, ведь я самый богатый среди курайшитов». Она сказала: «Сын мой, делай пожертвования (съадака), ибо, поистине, я слышала, как посланник Аллаха ﷺ сказал: “Поистине, среди моих сподвижников будет тот, кто не увидит меня после нашего расставания”».
Выйдя от неё, ‘Абд ар-Рахман повстречался с ‘Умаром (да будет доволен Аллах ими обоими) и рассказал ему об этом. ‘Умар пришёл к ней и сказал: «Ради Аллаха, скажи, это я». Она ответила: «Нет, клянусь Аллахом, но никому больше я не сообщу об этом».
В том же сочинении (2/848) сообщается, что перед смертью ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Ауф (да будет доволен им Аллах) подарил свободу 31 рабу, а когда приблизился его час, он сильно заплакал. Его спросили о причине этого, и он сказал: «Поистине, Мус‘аб ибн ‘Умайр был лучше меня, он скончался при жизни посланника Аллаха ﷺ и у него не было [даже покрывала], чтобы обернуть его тело. Поистине, Хамза ибн ‘Абд ал-Мутталиб был лучше меня, и для него мы тоже не нашли савана. Поистине, я боюсь оказаться среди тех, кому блага были заранее дарованы в мирской жизни, и боюсь, что из-за большого богатства я отстану от моих товарищей».
Имам ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) сообщил, что перед смертью ‘Абд ар-Рахман(да будет доволен им Аллах) завещал каждому из оставшихся в живых участников битвы при Бадре, а таковых было сто человек (и среди них были ‘Усман ибн ‘Аффан и ‘Али ибн Абу Талиб), по четыреста динаров, и они приняли их. Он скончался в 31 или 32 г. х. в возрасте более 70 лет и был похоронен на мединском кладбище Баки. Заупокойной молитвой (джаназа) по нему руководил халиф ‘Усман ибн ‘Аффан(да будет доволен им Аллах).
Источник: Ибн ‘Абд ал-Барр, Юсуф ибн ‘Абдаллах. Ал-Исти‘аб фи ма‘рифа ал-асхаб. Бейрут: Дар ал-джайл, 1412 г. х. Т. 2. С. 844-850;
Ибн Касир, Исма‘ил ибн ‘Умар. Ал-Бидайа ва-н-нихайа. Бейрут: Мактаба ал-ма‘ариф . Т.7. С. 163-165.
Он был одним из первых восьми мусульман, совершил хиджру в Абиссинию, потом вернулся в Мекку и оттуда переселился в Медину. Он принял участие в битве при Бадре и в последующих сражениях, и пророк ﷺ назвал его в числе десяти сподвижников, которым был обещан рай.
При жизни он назначил его наместником в Дума-эль-Джандаль, где проживало арабское племя бану калб. ‘Умар ибн ал-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), находясь при смерти, включил его в совет из шестерых старейшин, которым было поручено избрать между собой халифа, и члены совета поручили ‘Абд ар-Рахману (да будет доволен им Аллах) руководить принятием решения.
В сунне много свидетельств превосходства ‘Абд ар-Рахмана ибн ‘Ауфа (да будет доволен им Аллах). Достаточно сказать, что во время похода на Табук посланник Аллаха ﷺ, опоздав на начало рассветного намаза (саля фаджр), совершил позади него один ракаат. Эту историю передали имам Муслим в «Сахихе» и имам Абу Давуд в «Сунане».
ал-Хаким передал со слов матери правоверных Умм Саламы (да будет доволен ею Аллах), что посланник Аллаха ﷺ сказал своим жёнам: «Тот, кто проявит сострадание к вам после меня, будет правдивым и добродетельным. О Аллах, напои ‘Абд ар-Рахмана ибн ‘Ауфа из райского Салсабила». Ал-Хаким назвал хадис достоверным согласно требованиям имама Бухари и имама Муслима, и с ним согласился хафиз аз-Захаби.
ал-Хаким передал со слов Абу Саламы ибн ‘Абд ар-Рахмана ибн ‘Ауфа(да смилуется над ним Аллах), что однажды он вошёл к ‘Аише(да будет доволен ею Аллах), и она рассказала ему, что посланник Аллаха ﷺ говорил:«Меня волнует то, что будет с вами после меня, и терпеливо отнестись к вам смогут только стойкие». Потом она сказала: «Пусть Аллах напоит твоего отца из райского Салсабила». ал-Хаким назвал хадис достоверным согласно требованиям имама Бухари и имама Муслима, и с ним согласился хафиз аз-Захаби. шейх Албани в «Силсила ал-ахадис ас-сахиха» 4/125-126 назвал иснад хадиса хорошим, но упомянул похожие сообщения, которые усиливают его.
‘Абд ар-Рахман ибн ‘Ауф(да будет доволен им Аллах) был одним из богатых сподвижников и щедро расходовал своё имущество на нужды мусульман. Отличаясь набожностью и богобоязненностью, он много плакал и молил Аллаха уберечь его от скупости. Имам ибн ‘Абд ал-Барр (да смилуется над ним Аллах), в «Исти‘абе» (2/848-849) передал со слов Умм Саламы (да будет доволен ею Аллах), что однажды ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Ауф (да будет доволен им Аллах) вошёл к ней и сказал: «Мать моя, я боюсь, что моё большое богатство погубит меня, ведь я самый богатый среди курайшитов». Она сказала: «Сын мой, делай пожертвования (съадака), ибо, поистине, я слышала, как посланник Аллаха ﷺ сказал: “Поистине, среди моих сподвижников будет тот, кто не увидит меня после нашего расставания”».
Выйдя от неё, ‘Абд ар-Рахман повстречался с ‘Умаром (да будет доволен Аллах ими обоими) и рассказал ему об этом. ‘Умар пришёл к ней и сказал: «Ради Аллаха, скажи, это я». Она ответила: «Нет, клянусь Аллахом, но никому больше я не сообщу об этом».
В том же сочинении (2/848) сообщается, что перед смертью ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Ауф (да будет доволен им Аллах) подарил свободу 31 рабу, а когда приблизился его час, он сильно заплакал. Его спросили о причине этого, и он сказал: «Поистине, Мус‘аб ибн ‘Умайр был лучше меня, он скончался при жизни посланника Аллаха ﷺ и у него не было [даже покрывала], чтобы обернуть его тело. Поистине, Хамза ибн ‘Абд ал-Мутталиб был лучше меня, и для него мы тоже не нашли савана. Поистине, я боюсь оказаться среди тех, кому блага были заранее дарованы в мирской жизни, и боюсь, что из-за большого богатства я отстану от моих товарищей».
Имам ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) сообщил, что перед смертью ‘Абд ар-Рахман(да будет доволен им Аллах) завещал каждому из оставшихся в живых участников битвы при Бадре, а таковых было сто человек (и среди них были ‘Усман ибн ‘Аффан и ‘Али ибн Абу Талиб), по четыреста динаров, и они приняли их. Он скончался в 31 или 32 г. х. в возрасте более 70 лет и был похоронен на мединском кладбище Баки. Заупокойной молитвой (джаназа) по нему руководил халиф ‘Усман ибн ‘Аффан(да будет доволен им Аллах).
Источник: Ибн ‘Абд ал-Барр, Юсуф ибн ‘Абдаллах. Ал-Исти‘аб фи ма‘рифа ал-асхаб. Бейрут: Дар ал-джайл, 1412 г. х. Т. 2. С. 844-850;
Ибн Касир, Исма‘ил ибн ‘Умар. Ал-Бидайа ва-н-нихайа. Бейрут: Мактаба ал-ма‘ариф . Т.7. С. 163-165.
из книги «Сладость веры»,стр.:234-236.
سُبْحـانَكَ اللّهُـمَّ وَبِحَمدِك، أَشْهَـدُ أَنْ لا إِلهَ إِلاّ أَنْتَ أَسْتَغْفِرُكَ وَأَتوبُ إِلَـيْك
«Свят Ты, о Аллах и хвала Тебе. Свидетельствую, что нет некого достойного поклонения кроме Тебя. Прошу у Тебя прощения и приношу Тебе свое покаяние».