Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух.
Вопрос - какое должно быть расстояние у молящегося между его ступнями на основе доводов из Сунны? Некоторые из братьев доходят до крайностей, одни чуть ли не на шпагат становятся, у вторых расстояние между ног такое, что он вот-вот упадет (или же его положение мешает сомкнуть ряд).
БаракаЛлаху фикум.
Каково расстояние между ступнями молящегося?
-
- Сообщения: 6
- Зарегистрирован: 24 июн 2023, 16:09
Каково расстояние между ступнями молящегося?
Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
Нет какого-то установленного расстояния между ступнями в Коране и Сунне.
Кто-то говорил, что это расстояние ширины ладони, кто-то говорил о пяди, но это всё извлекалось из того, что понималось в асарах и словах саляфов о том, что ступни во время стояния в молитве не должны быть прижаты, но и не сильно расставлены.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Что касается слов некоторых, что между ногами должен быть промежуток с размером ладони, то я не знаю у этих слов основы в Сунне”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” (13/29).
Общеизвестно, что порицается прижимать ступни своих ног молящемуся во время молитвы согласно наиболее аргументированному мнению имамов. И речь идёт не о прижимании ступни к соседу в случае совершения молитвы джама’атом, ибо этот поступок как раз узаконен словами сподвижников, несмотря на мнение более поздних учёных, что узаконено лишь прижимание плечами во время коллективных молитв. Но это уже другая тема.
Абу ‘Убайда – сын Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), рассказывал: “Как-то ‘Абдуллах (Ибн Мас’уд) увидел человека, который соединил вместе свои ступни (в молитве), и сказал: «Он пошёл в противоречие Сунне. Если бы он отодвинул ступни, то это было бы лучше»”. ан-Насаи (892, 893).
Обладатели знания разошлись касательно достоверности этого сообщения по той причине, что сын Ибн Мас’уда – Абу ‘Убайда не слышал хадисов от своего отца напрямую. К примеру, аль-Байхакъи и аль-Альбани назвали этот хадис слабым. См. “ас-Сунан аль-кубра” (2/409), “Да’иф Сунан ан-Насаи” (35).
Однако ан-Насаи сказал: “Абу ‘Убайда не слышал хадисы от отца, но этот хадис является отличным”. См. “ас-Сунан аль-кубра” (2/409).
Также шейх Мухаммад аль-Итьюби назвал этот хадис достоверным. См. “Захыра аль-‘укъба” (11/320).
Я’къуб ибн Шейба сказал: “Поистине, знатоки хадисов дозволили включить передачу Абу ‘Убайды от своего отца в число хадисов, передаваемых с непрерывным иснадом по той причине, что он был осведомлён о хадисах своего отца и их достоверности, и он не передал от него ни одного отвергаемого хадиса”. См. “Шарх аль-‘Иляль” (1/544).
Нафи’ передал: “Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) не расставлял (сильно) ступни, но и не прижимал их друг к другу, однако выбирал нечто среднее между этим”. ‘Абдур-Раззакъ (3300). Сообщение достоверное. См. “аль-‘Атикъ” (5/117).
В другой версии с достоверным иснадом, которую приводит Харб аль-Кирмани, сообщается, что Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: “Не прижимай их (ступни), но и не отдаляй”. См. “Джами’ ли-ахкам ас-саля” (1/467).
‘Уяйна ибн ‘Абдур-Рахман рассказывал: “Как-то мы с отцом зашли в мечеть, и он увидел человека, который соединил свои ступни друг с другом, совершая молитву, и сказал: «Поистине, я видел восемнадцать сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в этой мечети, и никогда не видел, чтобы кто-либо из них так делал»”. Ибн Аби Шейба (7063). Сообщение достоверное. См. “Ма сахха мин асар ас-сахаба” (1/203).
Сказал Ибн Къудама: “Порицается во время стояния в молитве прижимать одну ступню к другой”. См. “аль-Мугъни” (2/396).
Сказал ан-Науауи: “Порицается прижимать ступни, напротив, является желательным оставлять между ними промежуток”. См. «аль-Маджму’» (3/266).
Одним словом, не следует прижимать ступни друг к другу во время молитвы, но и расставлять их шире плеч также не следует.
А если ты совершаешь коллективную молитву и кто-то из стоящих с тобой рядом сдвинул ступни, то нет надобности раздвигать ноги так, что ты словно идёшь на шпагат, дабы прикоснуться к его ступне. В такой ситуации достаточно соединить ряд плечами, и кстати, сомкнуть ряды плечами важнее, чем ступнями как на это указывают слова большинства имамов.
А Аллаху ведомо обо всём лучше.
Нет какого-то установленного расстояния между ступнями в Коране и Сунне.
Кто-то говорил, что это расстояние ширины ладони, кто-то говорил о пяди, но это всё извлекалось из того, что понималось в асарах и словах саляфов о том, что ступни во время стояния в молитве не должны быть прижаты, но и не сильно расставлены.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Что касается слов некоторых, что между ногами должен быть промежуток с размером ладони, то я не знаю у этих слов основы в Сунне”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” (13/29).
Общеизвестно, что порицается прижимать ступни своих ног молящемуся во время молитвы согласно наиболее аргументированному мнению имамов. И речь идёт не о прижимании ступни к соседу в случае совершения молитвы джама’атом, ибо этот поступок как раз узаконен словами сподвижников, несмотря на мнение более поздних учёных, что узаконено лишь прижимание плечами во время коллективных молитв. Но это уже другая тема.
Абу ‘Убайда – сын Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), рассказывал: “Как-то ‘Абдуллах (Ибн Мас’уд) увидел человека, который соединил вместе свои ступни (в молитве), и сказал: «Он пошёл в противоречие Сунне. Если бы он отодвинул ступни, то это было бы лучше»”. ан-Насаи (892, 893).
Обладатели знания разошлись касательно достоверности этого сообщения по той причине, что сын Ибн Мас’уда – Абу ‘Убайда не слышал хадисов от своего отца напрямую. К примеру, аль-Байхакъи и аль-Альбани назвали этот хадис слабым. См. “ас-Сунан аль-кубра” (2/409), “Да’иф Сунан ан-Насаи” (35).
Однако ан-Насаи сказал: “Абу ‘Убайда не слышал хадисы от отца, но этот хадис является отличным”. См. “ас-Сунан аль-кубра” (2/409).
Также шейх Мухаммад аль-Итьюби назвал этот хадис достоверным. См. “Захыра аль-‘укъба” (11/320).
Я’къуб ибн Шейба сказал: “Поистине, знатоки хадисов дозволили включить передачу Абу ‘Убайды от своего отца в число хадисов, передаваемых с непрерывным иснадом по той причине, что он был осведомлён о хадисах своего отца и их достоверности, и он не передал от него ни одного отвергаемого хадиса”. См. “Шарх аль-‘Иляль” (1/544).
Нафи’ передал: “Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) не расставлял (сильно) ступни, но и не прижимал их друг к другу, однако выбирал нечто среднее между этим”. ‘Абдур-Раззакъ (3300). Сообщение достоверное. См. “аль-‘Атикъ” (5/117).
В другой версии с достоверным иснадом, которую приводит Харб аль-Кирмани, сообщается, что Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: “Не прижимай их (ступни), но и не отдаляй”. См. “Джами’ ли-ахкам ас-саля” (1/467).
‘Уяйна ибн ‘Абдур-Рахман рассказывал: “Как-то мы с отцом зашли в мечеть, и он увидел человека, который соединил свои ступни друг с другом, совершая молитву, и сказал: «Поистине, я видел восемнадцать сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в этой мечети, и никогда не видел, чтобы кто-либо из них так делал»”. Ибн Аби Шейба (7063). Сообщение достоверное. См. “Ма сахха мин асар ас-сахаба” (1/203).
Сказал Ибн Къудама: “Порицается во время стояния в молитве прижимать одну ступню к другой”. См. “аль-Мугъни” (2/396).
Сказал ан-Науауи: “Порицается прижимать ступни, напротив, является желательным оставлять между ними промежуток”. См. «аль-Маджму’» (3/266).
Одним словом, не следует прижимать ступни друг к другу во время молитвы, но и расставлять их шире плеч также не следует.
А если ты совершаешь коллективную молитву и кто-то из стоящих с тобой рядом сдвинул ступни, то нет надобности раздвигать ноги так, что ты словно идёшь на шпагат, дабы прикоснуться к его ступне. В такой ситуации достаточно соединить ряд плечами, и кстати, сомкнуть ряды плечами важнее, чем ступнями как на это указывают слова большинства имамов.
А Аллаху ведомо обо всём лучше.