Салам алейкум ва рахматуллах братья, у меня такая просьба: Я тут часто читал и вообще слышал такое, что обычаю и традиции отдается предпочтение и сними считаются, если они не противоречат шариату. Я хотел бы знать, какие доводы есть на это в Коране и Сунне и слова имамов об этом. Просто есть молодые братья и сестры, которые в прямом смысле не обращают внимания на обычаи своего народа и стараются нарушать их, даже если этот народ в основе мусульмане, и из-за этого возникают проблемы в обществе.
БаракаЛлаху фикум!
О положении обычаев и традиций в Исламе (аль-'Урф)
Уа алейкум салам уарахмату-Ллах брат.
То, что делают эти братья и сестры не совсем правильно! Ведь среди обычаев есть запрещенные, но также есть такие, которые можно, нужно и даже необходимо соблюдать! И в шариате есть много положений, которые опираются на обычаи и то, что принято среди людей, что именуется как «аль-‘урф» и «аль-‘ада». А одно из пяти великих шариатских правил, относительно которых все ученые единогласны и которые именуются как «аль-Къауа’ид аль-фикъхия аль-кубра» гласит: "Обычаю отдается право" (аль-Ада мухаккама).
Это очень огромная тема в Исламе и данному вопросу посвящено много отдельных трудов. Но с дозволения Аллаха постараюсь хотя бы коротко осветить данный вопрос.
Правило: "Обычаю отдается предпочтение, если он не противоречит шариату" узаконено Всевышним Аллахом в Коране, пророком (мир ему и благословение Аллаха) в Сунне, и о нем часто говорили имамы!
Всевышний Аллах говорит в Коране: «Прояви снисходительность, повелевай добро (аль-‘урф) и отвернись от невежд!» (аль-А’раф 7: 199).
Сказал аль-Джассас в своем тафсире: “Слово «аль-ма’руф» – это то, что разум считает хорошим в совершении этого, и что не является порицаемым для обладающих правильным разумом”. См. “Ахкам аль-Къуран” 4/214.
Сказал Абу ас-Су’уд в отношении слов Аллаха: «повелевай аль-‘урф»: “Т.е. благое, что считают хорошим из числа деяний, так как подобное близко к тому, что люди примут это, и не будут отвергать”. См. “Тафсир Аби ас-Сууд” 2/456.
Сказал аль-Къарафи, приведя этот аят: “Любая вещь, на которую указывает обычай, имеет преимущество”. См. “аль-Фурукъ” 3/194.
Также Всевышний Аллах говорит: «Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней» (аль-Маида 5: 89).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Всевышний Аллах повелел накормить десять бедняков средним из того, чем люди кормят свои семьи. И ученые разногласили в этом вопросе, как определяется средняя еда, в соответствии с шариатом или же возвращается к бытующему обычаю? Также они разногласили и в содержании жены. Правильным является то мнение, что все это возвращается к общепринятому обычаю в этих вопросах”. См. “Маджму’уль-фатауа” 26/113.
Также Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Пусть невольники, которыми овладели ваши десницы, и те, кто не достиг половой зрелости, спрашивают у вас разрешения войти в покои в трех случаях: до рассветного намаза, когда вы снимаете одежду в полдень и после вечернего намаза. Вот три времени наготы для вас. Ни на вас, ни на них нет греха за вход без разрешения, помимо этих случаев, ведь вы посещаете друг друга» (ан-Нур 24: 58).
Хафиз аль-‘Аляи в отношении этого аята в «аль-Муджму’» сказал: “Повелел Аллах испрашивать разрешения в эти три периода времени по причине того, что обычно в это время люди снимают одежду. И шариатское положение в этом вопросе было установлено в соответствии с тем, чтобы стало традицией среди людей!”
То же самое говорил и имам аль-Куртуби в своем тафсире 12/304.
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Вам не дозволено наследовать женщин против их воли. Не чините им препятствия, чтобы унести часть приданого, которое вы им дали, если только они не совершили явной мерзости. Живите с ними согласно обычаю» (ан-Ниса 4: 19).
Также Всевышний Аллах сказал: «А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать мать пропитанием и одеждой согласно традиции» (аль-Бакъара 2: 233).
Шейх Ибн аль-Къайим «ар-Рауда аль-мухиббин» говорил: “Муж обязан вступать в половой акт с женой согласно принятому обычаю, так же как он расходует на нее и одевает ее в соответствии с традицией”.
Что касается Сунны, то и в ней содержится указание на законность обычаев и традиций. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды Хинд, жена Абу Суфьяна, сказала пророку (мир ему и благословение Аллаха): “Поистине, Абу Суфьян – человек скупой, и он не дает мне того, чего хватило бы мне и моему ребенку, если я сама не беру у него без его ведома”, - на что он сказал: «Бери то, что будет достаточно для тебя и твоего ребенка согласно обычаю»". аль-Бухари 5364, Муслим 1714.
Перечисляя пользы данного хадиса, имам ан-Науауи сказал: “Следует опираться на традиции в тех вопросах, относительно которых нет шариатской конкретизации”. См. “Шарх Сахих Муслим” 2/8.
Имам аль-‘Изз ибн Абду-Ссалям сказал: “Этот хадис из числа доказательств на правомочность обычая”. См. “Къауа’ид аль-ахкам” 1/61.
Также из числа доводов на обычай, это известное высказывание Ибн Мас’уда: “Что считают мусульмане хорошим, то является хорошим и у Аллаха, а что мусульмане считают плохим, то является плохим и у Аллаха!” Ахмад 1/379, ат-Таялиси 23, аль-Баззар 130. Достоверность подтвердили имамы Ибн Хаджар, ас-Сахауи, Ибн ‘Абдуль-Хади и аль-Альбани.
Это высказывание сподвижника является доводом на законность единогласного мнения мусульман, которое не может быть заблуждением. Ведь все мусульмане не могут считать плохое хорошим или хорошее плохим, так как они не будут все вместе на заблуждении, о чем говорится в хадисах. Однако с этого высказывания Ибн Мас’уда многие имамы также взяли довод на законность обычаев и традиций, как это говорили ас-Суюты и Ибн Нуджайб в «аль-Ашбах», а также ас-Сархаси в «аль-Мабсут» 12/45.
Таким образом, все упомянутое указывает на важность того, что стало общепринятым среди людей и на то, что с традициями и обычаями, которые не противоречат шариату, необходимо считаться.
Имам аль-Касани говорил: “То, на что нет прямого указания в шариате, возвращается к обычаю и традиции, так как обычай является доводом!” См. «Бадаи’ ас-санаи’» 5/223.
Сказал Ибн ‘Абидин: “С обычаем в шариате считаются и поэтому у него есть положение, к которому возвращаются”. И он также передал слова имама ас-Сархаси, который сказал: “Установленное обычаем, все равно, что установлено шариатом!” См. “Расаиль Ибн ‘Абидин” 2/114.
Некоторые условия, при которых обычаю (традиции) отдается преимущество:
1. Чтобы обычай или традиция не противоречили тексту Корана, Сунны, единогласному мнению (аль-иджма’) или устоявшемуся шариатскому положению
Сказал ас-Сархаси: “Любой обычай (традиция), которому противостоит текст Корана или Сунны не принимается в расчет!” См. “аль-Мабсут” 1/146.
2. Чтобы обычай был общепринятым в народе, а не редким
Сказал ас-Суюты: “Обычай принимается в расчет тогда, когда является общепризнанным, а когда он является неясным, то он не берется в счет”. См. “аль-Ашбах уа-нназаир” 87.
3. Чтобы обычай (традиция) был действующим на данный момент, а не существовавшим когда-то, так как обычаи и традиции меняются в зависимости от времени, места или народа
Об этом говорил имам аш-Шатыби в “аль-Мууафакъат” 2/220.
Ученые разделяли обычаи на два вида: правильные и порочные.
Хороший и правильный обычай – это тот, который известен всем людям (определенного общества), который не противоречит шариатскому тексту Корана и Сунны или единогласному мнению, не становится причиной упущения благого или причиной достижения вреда. См. “Назария аль-‘урф” 36-37.
Что же касается порочных видов традиции и обычаев, то к этому относится все то, что противоречит велению Ислама, его обрядам и его чистому духу, как распространение в мусульманской среде полуобнаженных женщин, уподобление неверным и их традициям, увлечение азартными играми и т.п.
А что касается обычаев, к которым например необходимо возвращаться, то это взаимоотношение супругов, расходование на жен и детей, кормление бедняков, отношение с соседями, финансовые взаимоотношения на которых нет запрета в шариате, одеяние, завещание, наказание за грех и проступок, на которые нет указания в шариате и что именуется как та’зир - выговор, и т.п. См. “аль-Къауа’ид аль-фикъхия аль-кубра” 382-991.
Также следует знать, что среди обычаев есть такие, которые человек обязан соблюдать, и которые просто дозволено соблюдать. Например, человек обязан соблюдать такие общепринятые положение в его обществе, соблюдение которых вытекает из Корана и Сунны, как скажем расходование на жену и детей, взаимоотношение супругов и т.п. Что касается таких обычаев, которые не связаны с велением шариата но и не противоречат ему, то все равно человеку лучше соблюдать их, поскольку несоблюдение некоторых традиции может привести к смуте в народе, недоверию и т.п. И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сам соблюдал и не порицал традиции своего народа, которые не шли в противоречие шариату. Шейх Салих ас-Садлян говорил: “Во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) люди совершали деяния, которые относились к их быту, и он не запрещал это, что указывает на их дозволенность. Также они совершали различные деяния, которые пророк (мир ему и благословение Аллаха) одобрял и даже сам принимал участие в них, что также указывает на дозволенность этого. Также и Ислам одобрил то, что было благим из числа того, что делали люди до Ислама”. См. “аль-Къауа’ид аль-кубра” 345.
Уа-Ллаху а'лям.
То, что делают эти братья и сестры не совсем правильно! Ведь среди обычаев есть запрещенные, но также есть такие, которые можно, нужно и даже необходимо соблюдать! И в шариате есть много положений, которые опираются на обычаи и то, что принято среди людей, что именуется как «аль-‘урф» и «аль-‘ада». А одно из пяти великих шариатских правил, относительно которых все ученые единогласны и которые именуются как «аль-Къауа’ид аль-фикъхия аль-кубра» гласит: "Обычаю отдается право" (аль-Ада мухаккама).
Это очень огромная тема в Исламе и данному вопросу посвящено много отдельных трудов. Но с дозволения Аллаха постараюсь хотя бы коротко осветить данный вопрос.
Правило: "Обычаю отдается предпочтение, если он не противоречит шариату" узаконено Всевышним Аллахом в Коране, пророком (мир ему и благословение Аллаха) в Сунне, и о нем часто говорили имамы!
Всевышний Аллах говорит в Коране: «Прояви снисходительность, повелевай добро (аль-‘урф) и отвернись от невежд!» (аль-А’раф 7: 199).
Сказал аль-Джассас в своем тафсире: “Слово «аль-ма’руф» – это то, что разум считает хорошим в совершении этого, и что не является порицаемым для обладающих правильным разумом”. См. “Ахкам аль-Къуран” 4/214.
Сказал Абу ас-Су’уд в отношении слов Аллаха: «повелевай аль-‘урф»: “Т.е. благое, что считают хорошим из числа деяний, так как подобное близко к тому, что люди примут это, и не будут отвергать”. См. “Тафсир Аби ас-Сууд” 2/456.
Сказал аль-Къарафи, приведя этот аят: “Любая вещь, на которую указывает обычай, имеет преимущество”. См. “аль-Фурукъ” 3/194.
Также Всевышний Аллах говорит: «Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней» (аль-Маида 5: 89).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Всевышний Аллах повелел накормить десять бедняков средним из того, чем люди кормят свои семьи. И ученые разногласили в этом вопросе, как определяется средняя еда, в соответствии с шариатом или же возвращается к бытующему обычаю? Также они разногласили и в содержании жены. Правильным является то мнение, что все это возвращается к общепринятому обычаю в этих вопросах”. См. “Маджму’уль-фатауа” 26/113.
Также Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Пусть невольники, которыми овладели ваши десницы, и те, кто не достиг половой зрелости, спрашивают у вас разрешения войти в покои в трех случаях: до рассветного намаза, когда вы снимаете одежду в полдень и после вечернего намаза. Вот три времени наготы для вас. Ни на вас, ни на них нет греха за вход без разрешения, помимо этих случаев, ведь вы посещаете друг друга» (ан-Нур 24: 58).
Хафиз аль-‘Аляи в отношении этого аята в «аль-Муджму’» сказал: “Повелел Аллах испрашивать разрешения в эти три периода времени по причине того, что обычно в это время люди снимают одежду. И шариатское положение в этом вопросе было установлено в соответствии с тем, чтобы стало традицией среди людей!”
То же самое говорил и имам аль-Куртуби в своем тафсире 12/304.
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Вам не дозволено наследовать женщин против их воли. Не чините им препятствия, чтобы унести часть приданого, которое вы им дали, если только они не совершили явной мерзости. Живите с ними согласно обычаю» (ан-Ниса 4: 19).
Также Всевышний Аллах сказал: «А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать мать пропитанием и одеждой согласно традиции» (аль-Бакъара 2: 233).
Шейх Ибн аль-Къайим «ар-Рауда аль-мухиббин» говорил: “Муж обязан вступать в половой акт с женой согласно принятому обычаю, так же как он расходует на нее и одевает ее в соответствии с традицией”.
Что касается Сунны, то и в ней содержится указание на законность обычаев и традиций. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды Хинд, жена Абу Суфьяна, сказала пророку (мир ему и благословение Аллаха): “Поистине, Абу Суфьян – человек скупой, и он не дает мне того, чего хватило бы мне и моему ребенку, если я сама не беру у него без его ведома”, - на что он сказал: «Бери то, что будет достаточно для тебя и твоего ребенка согласно обычаю»". аль-Бухари 5364, Муслим 1714.
Перечисляя пользы данного хадиса, имам ан-Науауи сказал: “Следует опираться на традиции в тех вопросах, относительно которых нет шариатской конкретизации”. См. “Шарх Сахих Муслим” 2/8.
Имам аль-‘Изз ибн Абду-Ссалям сказал: “Этот хадис из числа доказательств на правомочность обычая”. См. “Къауа’ид аль-ахкам” 1/61.
Также из числа доводов на обычай, это известное высказывание Ибн Мас’уда: “Что считают мусульмане хорошим, то является хорошим и у Аллаха, а что мусульмане считают плохим, то является плохим и у Аллаха!” Ахмад 1/379, ат-Таялиси 23, аль-Баззар 130. Достоверность подтвердили имамы Ибн Хаджар, ас-Сахауи, Ибн ‘Абдуль-Хади и аль-Альбани.
Это высказывание сподвижника является доводом на законность единогласного мнения мусульман, которое не может быть заблуждением. Ведь все мусульмане не могут считать плохое хорошим или хорошее плохим, так как они не будут все вместе на заблуждении, о чем говорится в хадисах. Однако с этого высказывания Ибн Мас’уда многие имамы также взяли довод на законность обычаев и традиций, как это говорили ас-Суюты и Ибн Нуджайб в «аль-Ашбах», а также ас-Сархаси в «аль-Мабсут» 12/45.
Таким образом, все упомянутое указывает на важность того, что стало общепринятым среди людей и на то, что с традициями и обычаями, которые не противоречат шариату, необходимо считаться.
Имам аль-Касани говорил: “То, на что нет прямого указания в шариате, возвращается к обычаю и традиции, так как обычай является доводом!” См. «Бадаи’ ас-санаи’» 5/223.
Сказал Ибн ‘Абидин: “С обычаем в шариате считаются и поэтому у него есть положение, к которому возвращаются”. И он также передал слова имама ас-Сархаси, который сказал: “Установленное обычаем, все равно, что установлено шариатом!” См. “Расаиль Ибн ‘Абидин” 2/114.
Некоторые условия, при которых обычаю (традиции) отдается преимущество:
1. Чтобы обычай или традиция не противоречили тексту Корана, Сунны, единогласному мнению (аль-иджма’) или устоявшемуся шариатскому положению
Сказал ас-Сархаси: “Любой обычай (традиция), которому противостоит текст Корана или Сунны не принимается в расчет!” См. “аль-Мабсут” 1/146.
2. Чтобы обычай был общепринятым в народе, а не редким
Сказал ас-Суюты: “Обычай принимается в расчет тогда, когда является общепризнанным, а когда он является неясным, то он не берется в счет”. См. “аль-Ашбах уа-нназаир” 87.
3. Чтобы обычай (традиция) был действующим на данный момент, а не существовавшим когда-то, так как обычаи и традиции меняются в зависимости от времени, места или народа
Об этом говорил имам аш-Шатыби в “аль-Мууафакъат” 2/220.
Ученые разделяли обычаи на два вида: правильные и порочные.
Хороший и правильный обычай – это тот, который известен всем людям (определенного общества), который не противоречит шариатскому тексту Корана и Сунны или единогласному мнению, не становится причиной упущения благого или причиной достижения вреда. См. “Назария аль-‘урф” 36-37.
Что же касается порочных видов традиции и обычаев, то к этому относится все то, что противоречит велению Ислама, его обрядам и его чистому духу, как распространение в мусульманской среде полуобнаженных женщин, уподобление неверным и их традициям, увлечение азартными играми и т.п.
А что касается обычаев, к которым например необходимо возвращаться, то это взаимоотношение супругов, расходование на жен и детей, кормление бедняков, отношение с соседями, финансовые взаимоотношения на которых нет запрета в шариате, одеяние, завещание, наказание за грех и проступок, на которые нет указания в шариате и что именуется как та’зир - выговор, и т.п. См. “аль-Къауа’ид аль-фикъхия аль-кубра” 382-991.
Также следует знать, что среди обычаев есть такие, которые человек обязан соблюдать, и которые просто дозволено соблюдать. Например, человек обязан соблюдать такие общепринятые положение в его обществе, соблюдение которых вытекает из Корана и Сунны, как скажем расходование на жену и детей, взаимоотношение супругов и т.п. Что касается таких обычаев, которые не связаны с велением шариата но и не противоречат ему, то все равно человеку лучше соблюдать их, поскольку несоблюдение некоторых традиции может привести к смуте в народе, недоверию и т.п. И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сам соблюдал и не порицал традиции своего народа, которые не шли в противоречие шариату. Шейх Салих ас-Садлян говорил: “Во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) люди совершали деяния, которые относились к их быту, и он не запрещал это, что указывает на их дозволенность. Также они совершали различные деяния, которые пророк (мир ему и благословение Аллаха) одобрял и даже сам принимал участие в них, что также указывает на дозволенность этого. Также и Ислам одобрил то, что было благим из числа того, что делали люди до Ислама”. См. “аль-Къауа’ид аль-кубра” 345.
Уа-Ллаху а'лям.
Re: О положении обычаев и традиций в Исламе (аль-'Урф)
Салам алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху
Брат хорошая работа только хотел затронуть одну вещь в нем а это тефсир аль-Джассаса
«аль-ма’руф» благодеяние трактовали ученые как то, что включает в себя все виды поклонения, как сказал Ибн аль-Кесир
"Приказал Аллах своему пророку повеливать рабам Аллаха благодеяния, и это включает все виды поклонения"
Говорит Ибн Алкайим (Аррисалат Аттабукия 85)
"И это все благодеяния и самое благое из них Единобожие потом обязанности поклонения и обязанности связанные с рабами Аллаха"
как мы видим главное значение "добра" в этом аяте это поклонение, а у мутазилитов "добром" является то на что указывает разум что это добро, и человек достоин наказание за совершение зла если даже до него ни дошли шариатские доводы потому что доводом у них является разум.
У ахли сунна "добро" или "зло"является трех видов
1- деяние от которого проявляется явная польза или вред если даже шариат не указал на это, как то что справедливость это добро и несправедливость это зло. Этот вид разум может распознать , но это ни значит что совершивший "зло" будет наказан если даже не дошел до него шариатский довод, акида слафов противоположна такому Аллах не наказывает пока до него не дойдут шариатские доводы.
2- То что стало "добром" или наоборот после шариатского обращения и обрело новое качество (то есть стало добром или злом после шариатского указания на это хотя и не было таковым до этого)
3- То что Аллах приказал сделать ради испытания своего раба как Аллах приказал Ибрахима принести в жертву своего сына (алейхима ассалам) и выполнение этого приказа было благом которое было испытанием для него.
му'тазилиты не учли последние два вида и этим заблудились в этом вопросе (См Меджмуа аль-Фетава 8/254)
И правильней трактовать эту аю как Ибн Алкасир дабы не сузить или не исказить её главное значение.
ВаАллаху А'лам
Брат хорошая работа только хотел затронуть одну вещь в нем а это тефсир аль-Джассаса
Брат как ты наверное знаешь имам аль-Джассас был в акыде му'тазилитом и в этой трактовке эта его акида проявилась, так-вот словоA'mash писал(а):Всевышний Аллах говорит в Коране: «Прояви снисходительность, повелевай добро (аль-‘урф) и отвернись от невежд!» (аль-А’раф 7: 199).
Имам аль-Джассас в своем тафсире сказал: “Слово «аль-ма’руф» – это то, что разум считает хорошим в совершении этого, и что не является порицаемым для обладающим правильным разумом”. См. “Ахкам аль-Къуран” 4/214.
«аль-ма’руф» благодеяние трактовали ученые как то, что включает в себя все виды поклонения, как сказал Ибн аль-Кесир
"Приказал Аллах своему пророку повеливать рабам Аллаха благодеяния, и это включает все виды поклонения"
Говорит Ибн Алкайим (Аррисалат Аттабукия 85)
"И это все благодеяния и самое благое из них Единобожие потом обязанности поклонения и обязанности связанные с рабами Аллаха"
как мы видим главное значение "добра" в этом аяте это поклонение, а у мутазилитов "добром" является то на что указывает разум что это добро, и человек достоин наказание за совершение зла если даже до него ни дошли шариатские доводы потому что доводом у них является разум.
У ахли сунна "добро" или "зло"является трех видов
1- деяние от которого проявляется явная польза или вред если даже шариат не указал на это, как то что справедливость это добро и несправедливость это зло. Этот вид разум может распознать , но это ни значит что совершивший "зло" будет наказан если даже не дошел до него шариатский довод, акида слафов противоположна такому Аллах не наказывает пока до него не дойдут шариатские доводы.
2- То что стало "добром" или наоборот после шариатского обращения и обрело новое качество (то есть стало добром или злом после шариатского указания на это хотя и не было таковым до этого)
3- То что Аллах приказал сделать ради испытания своего раба как Аллах приказал Ибрахима принести в жертву своего сына (алейхима ассалам) и выполнение этого приказа было благом которое было испытанием для него.
му'тазилиты не учли последние два вида и этим заблудились в этом вопросе (См Меджмуа аль-Фетава 8/254)
И правильней трактовать эту аю как Ибн Алкасир дабы не сузить или не исказить её главное значение.
ВаАллаху А'лам
Уа алейкум салам уарахмату-Ллахи уабаракатух брат.
А в данном случае эти его слова приводил шейх Салих ас-Садлян в разъяснении обсуждаемого правила "аль-'Ада мухаккама" в своей книге "аль-Къауа’ид аль-кубра". И он процитировал его и еще некоторых муфассиров в отношении этого аята как дополнение и одно из его значений, а не единственное значение того аята.
Что касается самих слов аль-Джассаса:
“Слово «аль-ма’руф» – это то, что разум считает хорошим в совершении этого, и что не является порицаемым для обладающим правильным разумом”.
то честно говоря я даже не подумал о таком выводе, поскольку он в конце своих слов говорит про правильный и здоровый разум (аль-акъль ас-салим), а известно, что такой разум руководствуется только Кораном и Сунной. Порицание разума в основе не может быть правильным, так как Аллах в Коране множество раз обращает внимание разумных на то или иное событие, и часто говорит: "Для тех, кто разумеет", "Для обладающих разумом", "О если бы вы разумели" и т.п., да и как же иначе, если разум - это вещь, посредством которой человек познает и изучает религию, посредством чего человек отличается от того, на кого возложены обязанности шариата и не возложены по причине безумия.
Однако ахлю-Сунна порицают тех, кто ставит разум ВЫШЕ текстов Корана и Сунны и делает разум руководящим, отвергая то, что его разум не считает приемлемым! И это как раз и есть акъида му'тазилитов.
Джазака-Ллаху хайран брат за хорошее дополнение.
Задака-Ллаху хирсан!
Честно говоря то, что он был му'тазилитом я не знал брат. Знал всегда, что это известный ханафитский муфассир, на которого часто опирались большие шейхи и цитировали его, и слышал, что у него были некоторые отклонения в вопросах имен и качеств Аллаха.Брат как ты наверное знаешь имам аль-Джассас был в акыде му'тазилитом и в этой трактовке эта его акида проявилась, так-вот слово
А в данном случае эти его слова приводил шейх Салих ас-Садлян в разъяснении обсуждаемого правила "аль-'Ада мухаккама" в своей книге "аль-Къауа’ид аль-кубра". И он процитировал его и еще некоторых муфассиров в отношении этого аята как дополнение и одно из его значений, а не единственное значение того аята.
Что касается самих слов аль-Джассаса:
“Слово «аль-ма’руф» – это то, что разум считает хорошим в совершении этого, и что не является порицаемым для обладающим правильным разумом”.
то честно говоря я даже не подумал о таком выводе, поскольку он в конце своих слов говорит про правильный и здоровый разум (аль-акъль ас-салим), а известно, что такой разум руководствуется только Кораном и Сунной. Порицание разума в основе не может быть правильным, так как Аллах в Коране множество раз обращает внимание разумных на то или иное событие, и часто говорит: "Для тех, кто разумеет", "Для обладающих разумом", "О если бы вы разумели" и т.п., да и как же иначе, если разум - это вещь, посредством которой человек познает и изучает религию, посредством чего человек отличается от того, на кого возложены обязанности шариата и не возложены по причине безумия.
Однако ахлю-Сунна порицают тех, кто ставит разум ВЫШЕ текстов Корана и Сунны и делает разум руководящим, отвергая то, что его разум не считает приемлемым! И это как раз и есть акъида му'тазилитов.
Джазака-Ллаху хайран брат за хорошее дополнение.
Задака-Ллаху хирсан!
Re: О положении обычаев и традиций в Исламе (аль-'Урф)
Ассаламу алейкум
Брат A'mash, подскажи вот в следующей ситуации: Живу в Европе, являюсь ингушом. В моём городе много чеченцев и ингушей. У нас считается не красиво, и даже за "подло":
1) идти по улице с женой взяв её за руку
2) идти по улице с женой и вести коляску с ребёнком мужчине, а не женщине
3) носить камис
4) мужчине ласкать детей в присутствие гостей или там родственников (особенно мужчин)
И когда некоторые видят тебя делающим одно из вышеуказанных действий, они обсуждают тебя и считают тебя униженным, не настоящим мужчиной.
Как быть если жена например просит тебя взять её за руку на улице, во время прогулки, отказать ей сказав "я боюсь что меня увидет случайно кто нибудь из чеченцев или ингушей"?
Как быть если ребёнок подходит и просит чтобы его полоскали при всех, отталкивать его?
Брезговать повести коляску на улице?
И что ты скажешь братьям, которые имеют правельную акиду, но когда их спрашиваешь о таких вещах говорят: "это не подобает мужчине, это не подобает тому, кто действительно хозяин в доме?" "Мне бы это было бы за подло!" и так далее.
Брат A'mash, подскажи вот в следующей ситуации: Живу в Европе, являюсь ингушом. В моём городе много чеченцев и ингушей. У нас считается не красиво, и даже за "подло":
1) идти по улице с женой взяв её за руку
2) идти по улице с женой и вести коляску с ребёнком мужчине, а не женщине
3) носить камис
4) мужчине ласкать детей в присутствие гостей или там родственников (особенно мужчин)
И когда некоторые видят тебя делающим одно из вышеуказанных действий, они обсуждают тебя и считают тебя униженным, не настоящим мужчиной.
Как быть если жена например просит тебя взять её за руку на улице, во время прогулки, отказать ей сказав "я боюсь что меня увидет случайно кто нибудь из чеченцев или ингушей"?
Как быть если ребёнок подходит и просит чтобы его полоскали при всех, отталкивать его?
Брезговать повести коляску на улице?
И что ты скажешь братьям, которые имеют правельную акиду, но когда их спрашиваешь о таких вещах говорят: "это не подобает мужчине, это не подобает тому, кто действительно хозяин в доме?" "Мне бы это было бы за подло!" и так далее.
Уа алейкум салам
Из работы "об употреблении в пищу дозволенного":
"Что же касается закалывания, которое является нововведением, то сюда относятся жертвоприношение для умершего на седьмой, сороковой, или пятидесятый день после смерти; жертвоприношение каждый год для умершего, в день его рождения или смерти; жертвоприношение для того, чтобы исцелился больной; жертвоприношение в местах, в которых умер или был убит человек; жертвоприношение после завершения чтения всего Корана". См. “Ахкаму-ззабаих” 47-73.
Шейх Сыддыкъ Хасан Хан сказал: “Этот хадис касается любой вещи, которая содержит в себе чрезмерность, будь это в поклонении, или во взаимоотношениях, или же обычаях. И также нет разницы, касается все это внешних деяний, внутренних, убеждений или поступков. И если истина в отношении чего-либо установлена в Коране и Сунне, а нечто противоречит им, то это также имеет отношение к этому хадису, и совершающий подобное подвергается гибели! И именование крайность, излишество и чрезмерность «гибелью» указывает на то, что это запрещено категоричным запретом. А чрезмерность и излишество во всем, влекут гибель для поступающего таким образом!” См. “Сирадж аль-уаххадж” 10/198.
Одно дело считать это некрасивым и т.п., но прям так высказываться о таких вещах, особенно о 4 пункте: "ласкать детей в присутствие гостей или там родственников", то это точно ин ша-Аллах крайность! Более того, этот обычай противоречит тому, что установлено в Сунне. Абу Хурайра рассказывал: "Однажды, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) поцеловал аль-Хасана ибн ‘Али в присутствии аль-Акъра’а ибн Хабиса, и аль-Акра’ сказал: “Поистине, у меня есть десять сыновей, но я не целовал никого из них”. Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не помилуют того, кто сам не проявляет милость!»” аль-Бухари 5997, Муслим 2318.
‘Аиша рассказывала: "Однажды люди из числа бедуинов, пришедшие к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили: “Так вы целуете своих сыновей?” Им ответили: “Да”. Они сказали: “А мы, клянёмся Аллахом, не целуем их”. Услышав это посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Если Аллах лишил ваши сердца милосердия, разве могу я (вернуть его вам)?!” аль-Бухари 5998, Муслим 2317.
Конкретизация чего-либо в вопросах обрядов похорон относится к поклонению, а не бытовым вопросам.Abu Safuan писал(а):брaт отвeть пожaлустa нa вопрос, у кaзaхов eсть обычaй кaждую годовшину,в чeть умeрщeго,рeзaть бaрaнa и кормить бeднякa,кaк шaриaт относиться к тaкому обычaю?
Из работы "об употреблении в пищу дозволенного":
"Что же касается закалывания, которое является нововведением, то сюда относятся жертвоприношение для умершего на седьмой, сороковой, или пятидесятый день после смерти; жертвоприношение каждый год для умершего, в день его рождения или смерти; жертвоприношение для того, чтобы исцелился больной; жертвоприношение в местах, в которых умер или был убит человек; жертвоприношение после завершения чтения всего Корана". См. “Ахкаму-ззабаих” 47-73.
Ну считать "за подло" наверное крайность брат. Ведь чрезмерность и излишество имеют отношения даже к обычаям, а не только к религии и поклонению. От Ибн Мас’уда сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал, повторив свои слова трижды: «Погибли проявляющие чрезмерность!» Муслим 2670.ruslan67 писал(а):У нас считается не красиво, и даже за "подло":
1) идти по улице с женой взяв её за руку
2) идти по улице с женой и вести коляску с ребёнком мужчине, а не женщине
3) носить камис
4) мужчине ласкать детей в присутствие гостей или там родственников (особенно мужчин)
Шейх Сыддыкъ Хасан Хан сказал: “Этот хадис касается любой вещи, которая содержит в себе чрезмерность, будь это в поклонении, или во взаимоотношениях, или же обычаях. И также нет разницы, касается все это внешних деяний, внутренних, убеждений или поступков. И если истина в отношении чего-либо установлена в Коране и Сунне, а нечто противоречит им, то это также имеет отношение к этому хадису, и совершающий подобное подвергается гибели! И именование крайность, излишество и чрезмерность «гибелью» указывает на то, что это запрещено категоричным запретом. А чрезмерность и излишество во всем, влекут гибель для поступающего таким образом!” См. “Сирадж аль-уаххадж” 10/198.
Одно дело считать это некрасивым и т.п., но прям так высказываться о таких вещах, особенно о 4 пункте: "ласкать детей в присутствие гостей или там родственников", то это точно ин ша-Аллах крайность! Более того, этот обычай противоречит тому, что установлено в Сунне. Абу Хурайра рассказывал: "Однажды, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) поцеловал аль-Хасана ибн ‘Али в присутствии аль-Акъра’а ибн Хабиса, и аль-Акра’ сказал: “Поистине, у меня есть десять сыновей, но я не целовал никого из них”. Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не помилуют того, кто сам не проявляет милость!»” аль-Бухари 5997, Муслим 2318.
‘Аиша рассказывала: "Однажды люди из числа бедуинов, пришедшие к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили: “Так вы целуете своих сыновей?” Им ответили: “Да”. Они сказали: “А мы, клянёмся Аллахом, не целуем их”. Услышав это посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Если Аллах лишил ваши сердца милосердия, разве могу я (вернуть его вам)?!” аль-Бухари 5998, Муслим 2317.
- salyafit_07
- Сообщения: 3567
- Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
- Откуда: www.instagram.com/asar.dom
Re:
Шейх Ибн Баз (рахимаху-Ллах) сказал: «Мусульманин не должен слепо следовать обычаям, а должен соотносить их с шариатом. Разрешено то, что одобряется им (шариатом), в противном случае это запрещено. Тот факт, что люди привыкли к чему-то, не значит, что это разрешено. Все обычаи, которым следуют люди в своих землях и племенах, должны быть соотнесены с Книгой Аллаха и Сунной Его Посланника ﷺ. Все, что разрешил Аллах и Его Посланник, является дозволенным, а то, что Аллах запретил, необходимо оставить, даже если это является традицией людей (народа)». См. «Маджму’ фатауа Ибн Баз» 6/510. ИСТОЧНИК