Никах недействителен без опекуна (уали)
Добавлено: 08 авг 2008, 13:46
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
О том, что никах недействителен без опекуна (уали)
О том, что никах недействителен без опекуна (уали)
Коран, Сунна и мнение большинства учёных указывают на то, что никах без опекуна (уали) является недействительным!
Что же касается мнения, что наличие опекуна у женщины не является условием действительности брака (никах), то оно является распространенным мнением в мазхабе ханафитов. Однако это мнение посчитали ошибочным большинство имамов из числа исследователей, поскольку оно противоречит аятам Корана, достоверным ясным хадисам и мнению сподвижников. Более того, ханафитский признанный имам - ат-Тахауи в «Шарх ма’ани аль-асар» (2/4) передал, что такие большие имамы ханафитского мазхаба, как Абу Юсуф и Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шейбани также считали, что никах без опекуна является недействительным.
Доказательство из Корана на то, что опекун является условием никаха
Всевышний Аллах сказал: «Не выдавайте мусульманок замуж за многобожников, пока они не уверуют!» (аль-Бакъара 2: 221).
В этом аяте содержится доказательство на то, что женщин выдают замуж мужчины, поскольку Аллах обратился к мужчинам, а не сказал женщинам: «Не выходите замуж за неверных!»
Хафиз Ибн Касир, объясняя этот аят, сказал: «Не выдавайте за многобожников замуж верующих женщин». См. «Тафсир Ибн Касир» 1/377.
Имам аль-Къуртуби сказал: «В этом аяте прямое доказательство на то, что нет никаха без опекуна!» См. «Тафсир аль-Къуртуби» 4/49.
Также Всевышний Аллах сказал: «Женитесь на них с разрешения их семей» (ан-Ниса 4: 25).
Имам аль-Багъауи сказал: "«Женитесь на них», т.е. невольницах, «с разрешения их семей», т.е. с разрешения их опекунов». См. «Тафсир аль-Багъауи» 1/416.
Доказательство из Сунны на то, что опекун является условием никаха
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил, не делая никаких исключений: «Нет никаха без опекуна». Абу Дауд, Ахмад, Ибн Маджах. См. «Сахих аль-джами’» 7555.
Имамы единогласны в достоверности этого хадиса. Достаточно того, что такие имамы, как Ахмад, Яхъя ибн Ма’ин и аль-Бухари подтвердили его достоверность. И этот хадис относится к категории мутауатир (хадис, передающийся множеством путей).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Женщина не выдает замуж женщину и не выдает замуж саму себя», а Абу Хурайра, передавая эти слова, добавил: “Любая женщина, выдавшая замуж саму себя, является прелюбодейкой”. Ибн Маджах 1882, ад-Даракъутни 3/227. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу Иса ат-Тирмизи, хафиз Ибн аль-Къаттан, имам Ибн Дакыкъ аль-Идд, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Какая бы женщина ни вышла замуж без дозволения опекуна, ее брак недействителен. Ее брак недействителен. Ее брак недействителен!» Абу Дауд 2083, ат-Тирмизи 1/209. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Ма’ин, имам Абу ‘Ауана, имам Ибн аль-Джаузи и шейх аль-Альбани. См. «аль-Ируа» 1840.
Ма‘къаль ибн Ясар рассказывал: «Когда-то я выдал свою сестру замуж за одного человека; и через некоторое время он развелся с ней, а по истечении положенного для нее срока ('идда) он снова пришел просить ее руки, но я сказал ему: “Я выдал ее за тебя замуж, сделал ее твоей женой и оказал тебе честь, ты же дал ей развод, а потом пришел просить ее руки! Нет, клянусь Аллахом, она никогда не вернется к тебе!” Однако он был неплохим человеком, да и женщина хотела вернуться к нему, а потом Аллах ниспослал аят, в котором сказано: “не препятствуйте им”, и тогда я сказал: “Сейчас я сделаю это, о посланник Аллаха!” Передатчик этого хадиса сказал: «И он снова выдал свою сестру замуж за него». аль-Бухари 5130.
Имам аль-Багъауи сказал: «В этом хадисе указание на то, что никах недействителен кроме как с согласия опекуна. И если бы эта женщина могла выйти замуж за него сама, то она не ждала бы согласия своего брата!» См. «Шарху-Ссуна» 9/45.
Мнение праведного халифа Умара
‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: “Не женятся на женщине, кроме как с согласия её опекуна, даже если она была замужем десять раз”. Ибн Аби Шейба 3/455. Иснад достоверный. См. “Джами’ аль-асар ас-сахиха ли-амир аль-муъминин ‘Умар” 473.
Эти слова и понимание праведного халифа однозначно опровергают мнение ханафитов, говорящих о том, что разведённая женщина имеет права выдавать себя замуж даже без согласия её опекуна!
Слова признанных имамов-исследователей
Хафиз Ибн Абдуль-Барр говорил: «Коран и Сунна указывают на то, что нет никаха без уалия, поэтому нет смысла в том, что противоречит этому». См. «ат-Тамхид» (19/90).
Имам аль-Багауи сказал: «Тексты хадисов о необходимости опекуна (при никахе) являются обобщенными, которые не делают никаких разграничений и конкретизации!» См. «Шарх ас-Сунна» (9/42).
Хафиз Ибн Хаджар писал: «Ибн аль-Мунзир говорил, что не знает в этом вопросе (необходимости опекуна) разногласий среди сподвижников!» См. «Фатх аль-Бари» (9/187).
Ведь открытие дверей этому ошибочному мнению, что дозволено девушке выходить замуж без опекуна, породило множество вреда и порочности.
Кстати в наши дни этим вопросом пренебрегают многие мусульманки, да наставит их Аллах на прямой путь!
Кто является опекуном для женщины, имеющим право ее выдать замуж?
Что касается уалия, который выдает замуж девушку, то им является ее отец, дед по отцу, братья отца, ее братья, сыновья дяди и т.д.
Имам Ибн Хазм сказал: «Не дозволено женщине выходить замуж без согласия опекуна, девственницей она является или нет! А уали – это её отец, братья, дед, дяди по отцу, или сыновья дяди. Но выдает тот, кто ближе к ней (т.е. сначала отец, если нет, то дед, если нет, то брат и т.д.) И сын не является уалием для женщины». См. «аль-Мухалля» (9/451).
Может ли сын выдать свою мать замуж?
Что касается совершеннолетнего сына, может ли он выдать мать замуж или нет, то в этом вопросе есть разногласие среди ученых. Большинство учёных считали, что сын имеет право выдать замуж свою мать, и в основном шафииты считали, что сын не может быть уалием для матери. Однако более сильным мнением ученые считали то, что сын может быть уалием в никахе для матери, если нет у неё таких родных, как отец, брат, дядя по отцу и т.п. Имам аль-Мауарди сказал: «Уалием при никахе у женщины является её отец, затем отец по отцу (дед), затем её брат, затем её сын». См. «аль-Икъна’» (1/124).
Может ли неверный быть уалием для мусульманки?
Хафиз аль-Байхакъи в своем сборнике хадисов писал: «Глава о том, что неверный не может быть уалием для мусульманки!» См. «Сунан аль-кубра» (7/139).
И в этом положении учёные единогласны.
Что делать женщине, у которой нет уалия?
Женщина, у которой нет уалия, её уалием является правитель мусульман или къады. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Правитель мусульман уалий для того, у кого нет уалия!» Ибн Маджах (1880), Ибн Аби Шайба (2/372). Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Что делать, если женщина проживает в стране неверных?
Имам Ибн Къудама говорил: «Если у женщины нет уалия и нет в этой местности правителя мусульман, то от имама Ахмада передается, что ее замуж выдает достойный человек с ее согласия». См. «аль-Мугъни» (9/362).
А шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил, что если у женщины нет уалия, то ее выдает кто-либо из числа тех, кто обладает влиянием. См. «аль-Ихтиярат» (стр. 350).
Т.е. как самый обладающий знаниями в этой местности, к кому жители обращаются со своими вопросами, или глава селения и т.д.
Уа-Ллаху а’лям.