ВАЖНОСТЬ ВЫБОРА ДРУЗЕЙ В ИСЛАМЕ

Ответить
Аватара пользователя
АДМИН
Сообщения: 337
Зарегистрирован: 06 авг 2008, 02:06

ВАЖНОСТЬ ВЫБОРА ДРУЗЕЙ В ИСЛАМЕ

Сообщение АДМИН »

ВАЖНОСТЬ ВЫБОРА ДРУЗЕЙ В ИСЛАМЕ

Серия "ад-да'уату-ссаляфия" № 14

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Введение

Хвала Аллаху. Его мы восхваляем и к Нему взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого поведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение, а кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, нет у Него сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.
А затем:
Выбор друзей в Исламе занимает немаловажное место, на что обращают внимание Коран, Сунна и высказывания праведных предшественников. Так, Коран и Сунна повелевают избирать себе праведных друзей и спутников и запрещают иметь в качестве близкого окружения неверных или же нечестивых мусульман. Запрет дружбы с подобными людьми объясняется тем, что человек по своей сущности склонен брать пример и уподобляться тем, с кем он дружит. Например, общение с теми, кто приобретает религиозное знание, подталкивает человека на изучение религии и приобретение знаний. Общение с аскетами учит быть неприхотливым к мирским благам. Общение с приверженцами нововведений ввергает человека в ересь. А общение с теми, кто жаждет мирских благ, пробуждает в душе стремление к мирскому богатству. По этой причине шариат строго повелевает выбирать себе таких друзей и собеседников, общение с которыми принесет пользу как в мире этом, так и в мире ином, и велит изо всех сил остерегаться плохих товарищей. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Человек исповедует ту же религию что и его близкий друг. Так пусть же посмотрит каждый из вас, кто является вашим близким другом!» Абу Дауд 4833, ат-Тирмизи 2378. Имам ан-Науауи, хафиз Ибн Хаджар, имам Ибн Муфлих, хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Ибн Абу ‘Имран рассказывал: “Однажды я пришел к Абу Зарру и нашел его в мечети в одиночестве. Я спросил его: “Почему ты один?” На что он ответил: «Одиночество лучше, чем плохая компания, однако хорошая компания лучше, чем одиночество!» Абу аш-Шейх, ад-Дайлями, Ибн ‘Асакир. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хорошим. См. “Файдуль-Къадир” 7/349.
Как прекрасны слова этого мудрого сподвижника!
Абу Сулейман ад-Дарани говорил: “Води дружбу только с двумя: человеком, благодаря которому ты можешь получить пользу в своих мирских делах, и человеком, благодаря которому ты получишь пользу в том, что относится к миру вечному, а иметь дело с другими есть великая глупость!” См. “Мау’изату-ль-муъминин” (стр. 128).
Имам Ибн Джама’а, делая наставление требующим знания, сказал: “Он должен общаться только с теми, кто может обучить его чему-нибудь и у кого он может поучиться сам. Если же он подружится с тем, с кем он попусту теряет свое время, кто ничему его не учит, у кого он ничему не научится, и кто не поддерживает его в том, что он делает, то пусть любезно прервет с ним отношения с первых же дней знакомства. И это следует сделать сразу же, пока их дружба еще не окрепла, ибо от того, что уже укрепилось, избавиться тяжело. Факъихи говорили: «Легче предотвратить, нежели прекратить»”. См. «Тазкирату-ссами’» 84.

Человек таков, каков его друг

От ‘Аиши сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Души подобны воинам! Те из них, которые узнают друг друга, объединяются, а те, которые друг друга не узнают, расходятся». аль-Бухари 3336, Муслим 2638.
Из этого хадиса следует, что души, в которые изначально заложены дурные или благие свойства, тянутся к подобным себе, и поэтому праведные люди поддерживают общение с праведными, а нечестивые – с нечестивыми. Имам Ибн аль-Асир говорил: “Тела, в которых души, объединяются и расходятся в соответствии с тем, как они созданы. По этой причине ты видишь, что хороший любит хороших и стремится к ним, а плохой любит плохих и стремится к ним!” См. “ан-Нихая” 1/336.
От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Человек исповедует ту же религию, что и его близкий друг. Так пусть же посмотрит каждый из вас, кто является вашим близким другом!» Абу Дауд 4833, ат-Тирмизи 2378. Имам ан-Науауи, хафиз Ибн Хаджар, имам Ибн Муфлих, хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр писал: “Смысл этого хадиса, а Аллаху об этом ведомо лучше, в том, что человек привыкает к тому, что он видит от своего друга. К религии тоже можно привыкнуть, и поэтому мусульманину велено дружить только с теми, от кого он видит хорошее, так как к хорошему тоже можно привыкнуть”. См. “Бахджатуль-джалисин” 2/751.
Имам аль-Хаттаби сказал: “Слова «Человек исповедует ту же религию, что и его близкий друг» означают, что дружить можно только с тем, чьей религией и праведностью ты доволен. Твой друг непременно станет склонять тебя к своей религии, на свой путь, и поэтому не обольщайся своей набожностью, не подвергай себя опасности и не бери себе в друзья тех, чьей религией и чьим путем ты не доволен. Суфьян ибн ‘Уяйна сообщил, что относительно этого хадиса говорили: “Посмотрите на Фараона и на Хамана , который был рядом с ним! Посмотрите на аль-Хаджаджа и на Йазида ибн Абу Муслима, который был еще хуже! И посмотрите на Сулеймана ибн ‘Абдуль-Малика и на его соратника Раджу ибн Хайю, который всегда поправлял его”. Говорят, что любовь названа словом «хиллят», оттого что любовь и симпатия проникают в сердце и укореняются в нем, и это ¬– высшая форма братских чувств. Люди, как правило, являются чужими друг другу, и если они знакомятся и начинают дружить, то становятся близкими. Если между ними обнаруживается сходство, то они становятся любящими друзьями. Если же эта любовь крепнет, то между ними возникает то, что можно назвать словом «хиллят»”. См. “аль-‘Узля” 56.
Ибн Мас’уд говорил: “О человеке судите по его другу, ведь он берет себе в друзья лишь подобного себе!” См. “Тафсир аль-Къуртуби” 4/281.
Аль-А’маш сказал: “Саляфы задавали о человеке только три вопроса: где он ходит, к кому он заходит и кого из людей он любит”. Ибн Батта в “аль-Ибана” 2/452.
Имам аль-Ауза’и говорил: “Того, кто скроет от нас свое нововведение, нам выдаст его близкое окружение!” Ибн Батта в “аль-Ибана” 2/479.
Сообщается, что когда Суфьян ас-Саури прибыл в Басру, он стал спрашивать о положении Раби’а ибн Сабиха среди людей. Он спросил о нем: “Каков его мазхаб (путь)?” Ему ответили: “Его мазхабом является только Сунна”. Он спросил: “А кто его окружение?” Ему ответили: “Къадариты”. Тогда Суфьян сказал: “Значит он къадарит!” Ибн Батта в “аль-Ибана” 2/453.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Если человек втайне пребывает с плохими людьми, то от него следует предостерегать!” См. “Маджму’уль-фатауа” 35/414.
Если так сказано о тех, кто находится с плохими людьми тайно, то что же говорить о тех, кто дружит с ними явно?!
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия также говорил: “Верующему необходимо проверять того, кто желает быть его другом или обращается к нему с просьбой о выдаче замуж и тому подобном”. См. “Маджму’уль-фатауа” 15/328.

О запрете избирать друзей из числа неверных

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не берите своих отцов и братьев себе в друзья, если они предпочли вере неверие. А те из вас, которые берут их себе в друзья, являются несправедливыми» (ат-Тауба 9: 23).
Всевышний Аллах также сказал: «Верующие не должны брать неверных своими друзьями вместо верующих. А кто поступает таким образом, тот не имеет никакого отношения к Аллаху, за исключением тех случаев, когда вы опасаетесь их» (Али ‘Имран 3: 28).
Имам Ибн Джарир ат-Табари в отношении слов: "за исключением тех случаев, когда вы опасаетесь их", сказал: “Это значит: Если только вы не будете под властью неверных и опасаться за самих себя. Если же вы в подобном положении, то проявляйте к ним дружелюбие на языках и скрывайте свою враждебность по отношению к ним. Однако не следуйте за их неверием и не помогайте им своими действиями против мусульман”. См. “Тафсир ат-Табари” 3/228.
Что касается выбора друзей из числа неверных, то это является одним из качеств лицемеров, о чем сообщил Всевышний Аллах, сказавший: «Обрадуй вестью о мучительных страданиях лицемеров, которые берут своими друзьями неверных вместо верующих. Неужели они хотят обрести величие с ними, если величие целиком принадлежит Аллаху?» (ан-Ниса 4: 138-139).
Также проявление любви и дружелюбия к неверным является качеством иудеев. Всевышний сказал о них: «Ты видишь, что многие из них дружат с неверными. Скверно то, что уготовили им их души, ведь из-за этого Аллах разгневался на них. Они будут мучиться вечно. Если бы они уверовали в Аллаха, пророка и то, что было ниспослано ему, то не стали бы брать их себе в помощники и друзья. Но многие из них являются нечестивцами. Ты непременно найдешь иудеев и многобожников самыми лютыми врагами верующих» (аль-Маида 5: 80-82).
Запрет на дружбу с неверными включает в себя их всех, будь-то многобожники, атеисты, или же христиане и иудеи. Всевышний Аллах сказал: «О вы, которые уверовали! Не берите иудеев и христиан друзьями себе, ибо они – друзья одни другим. А если кто из вас берет их себе в друзья, тот сам из них. Поистине, Аллах не ведет людей неправедных!» (аль-Маида 5: 51).
Также указанием на то, что избирать себе в близкое окружение нельзя никого, кроме мусульман, служат слова Аллаха, который сказал: «О те, которые уверовали! Не берите своим близким окружением тех, кто не из вас. Они не упускают случая навредить вам и радуются вашим трудностям. Ненависть уже проявилась у них на устах, но в их сердцах кроется еще большая ненависть. Мы уже разъяснили вам знамения, если вы только разумеете!» (Али Имран 3: 118).
Имам аль-Къуртуби сказал: “В этом аяте Всевышний Аллах запретил верующим брать себе в близкое окружение неверных, христиан и иудеев, прислушиваться к их мнению и советоваться с ними!” См. “Тафсир аль-Къуртуби” 4/216.
Абу Муса аль-Аш’ари рассказывал: “Однажды я сказал ‘Умару ибн аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, что у меня есть писарь-христианин”. В ответ он воскликнул: “Что с тобой, да разразит тебя Аллах?! Неужели ты не слышал слов Всевышнего: «О вы, которые уверовали! Не берите иудеев и христиан в друзья, ибо они – друзья одни другим» (аль-Маида 5: 51). Неужели ты не мог подобрать себе того, кто верует в Одного Аллаха?” Я возразил ему: “О, повелитель правоверных, мне он нужен только как писарь, а его вера остается с ним!” Тогда он сказал: “Не стал бы я оказывать им почет, если Аллах отозвался о них с презрением, и не стал бы возвышать их, если Аллах их унизил, и не стал бы приближать этих людей, если Аллах их удалил!” аль-Байхакъи 9/204. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия и шейх аль-Альбани назвали иснад достоверным. См. “аль-Икътида” 161 и “Ируауль-гъалиль” 2630.
Таково в Исламе положение дружбы с неверными.
Однако, то, что запрещено избирать себе в друзья и в близкое окружение неверных, не указывает на дозволенность проявления несправедливости по отношению к ним и попирание их прав. Так же как и не является указанием на запрет хорошего отношения к тем из числа неверных, кто не воюет с Исламом и мусульманами. К этому же относится и поддержание родственных связей или торгово-финансовые взаимоотношения с ними.
Всевышний Аллах сказал: «Не запрещает вам Аллах оказывать благодеяния и быть справедливыми к тем, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших домов, ведь Аллах любит справедливых!» (аль-Мумтахана 60: 8).
Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди в отношении этого аята сказал: “Аллах не запрещает вам проявлять благочестие, поддерживать родственные связи, быть добрыми и справедливыми по отношению к многобожникам, будь они ваши родственники, или нет, если они не сражаются с вами из-за вашей религии и не изгоняют вас из ваших домов. Вы не совершаете греха, если поддерживаете с ними добрые отношения, и в этом нет ничего плохого. Об этом же сказал Аллах, говоря о том, как мусульманин должен относиться к родителям, которые являются неверными: «А если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму» (Лукман 31: 15). Всевышний Аллах сказал: «Аллах запрещает вам это (проявлять благочестие) только с теми, которые сражались с вами из-за веры», т.е. из-за своей враждебности к религии Аллаха и к тем, кто ей верен. «Выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию», т.е. выгоняли вас сами или помогали в этом другим. Всевышний запрещает вам содействовать им, любить их и проявлять к ним теплые чувства как словом, так и делом. А что касается добродетели по отношению к многобожникам, которые не сражаются с вами, то мусульманин может делать им добро, если он при этом не питает любви к их неверию. Более того, подобное отношение к ним является одним из проявлений благопожелания (ихсан) к родственникам, не родственникам и сынам Адама вообще!” См. “Тайсируль-Карими-Ррахман” 773.

О запрете брать в друзья нечестивцев и приверженцев нововведений из числа мусульман

К большому сожалению, мало мусульман уделяют должное внимание этому вопросу, по причине чего можно увидеть, как человек, считающий себя приверженцем Сунны, общается и дружит с человеком, который безосновательно обвиняет мусульман в неверии или же нововведении, или дружит с теми, кто искажает и отрицает имена и качества Аллаха, и т.п.!
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Къадариты являются огнепоклонниками этой общины, и если они заболеют, то не навещайте их, а если они умрут, то не ходите на их похороны!» Абу Дауд 4691, аль-Хаким 1/15, Ибн Абу ‘Асым 339. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.
Сообщается, что, когда Ибн ‘Умару сообщили о людях, которые отрицают предопределение, он сказал: “Когда вы встретите этих людей, то передайте им, что я непричастен к ним, а они ко мне!” Муслим 8.
Известный последователь (таби’ий) Абу аль-Джауза говорил: “Для меня любимее, чтобы меня окружали обезьяны и свиньи, чем приверженцы своих страстей!” аль-Лялякаи 231.
‘Абдуллах ибн ‘Аун сказал: “Тот, кто сидит с приверженцами нововведений для нас хуже, чем сами приверженцы нововведений!” См. “аль-Ибана” 2/273.
Строжайших высказываний саляфов относительно дружбы и общения с приверженцами нововведений великое множество. Более того, саляфы предпочитали, чтобы их сыновья общались с грешными нечестивцами, нежели с приверженцами своих страстей. Так, например, известный имам из числа последователей (таби’ун) Са’ид ибн Джубайр говорил: “Для меня любимее чтобы мой сын дружил с нечестивцем-Суннитом, чем он будет дружить с усердным в поклонении приверженцем нововведений!” Ибн Батта в “аль-Ибана” № 89.
Аль-‘Аууам ибн Хаушаб относительно своего сына ‘Исы говорил: “Клянусь Аллахом, увидеть ‘Ису сидящим с музыкантом и пьяницей предпочтительнее для меня, чем увидеть его находящимся среди приверженцев нововведений!” Ибн Уаддах в «аль-Бида’» 56.
Однажды Юнус ибн ‘Убайд, увидевший своего сына, выходящим из дома приверженца нововведений, сказал ему: “О сынок, откуда ты идешь?!” Он ответил: “Из дома такого-то”. Юнус сказал: “Для меня предпочтительней увидеть тебя выходящим из дома женоподобного мужчины, чем из дома такого-то. И для меня любимее, о сынок, чтобы ты предстал перед Аллахом прелюбодеем, нечестивцем, вором и предателем, нежели ты предстанешь перед Ним с убеждением приверженцев страстей!” Ибн Батта 464, аль-Аджурри 2061.
Шейх ‘Абдуль-‘Азиз ар-Раджихи сказал: “Это не означает, что эти великие и губительные грехи являются незначительными. Поистине, это указывает только на величие греха нововведения. Несмотря на величие греха прелюбодеяния, воровства и прочих больших грехов, нововведение является еще большим грехом!” См. “Къам’ ад-даджаджиля” 402.
Имам аль-Барбахари сказал: “Разве ты не видел, как Юнус ибн ‘Убайд указал на то, что женоподобный мужчина не повредит религии его сына в такой степени как приверженец нововведений, который может ввести его в заблуждение, таким образом, что он может даже стать неверным!” См. “Шарху-Ссунна” 87.
Имам Абу Хатим рассказывал: “Я слышал, как Ахмад ибн Синан говорил: “Я предпочту, чтобы моим соседом был любитель музыки, чем приверженец нововведений. Ведь любителю музыки можно это запретить или сломать музыкальный инструмент, тогда как приверженец нововведений портит соседей и окружающих его людей!” Ибн Батта в “аль-Ибана” 2/469.
Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сказал: “Дела того, кто будет любить приверженца нововведений, Аллах сделает тщетными и выведет свет Ислама из его сердца!” аль-Лялякаи 263, Абу Ну’айм 8/103.
Он также говорил: “Поистине, у Аллаха есть ангелы, которые ищут собрания, в которых поминают Аллаха! Так смотри же, с кем ты находишься! Не находись с приверженцами нововведений, ибо поистине, Всевышний Аллах не смотрит на них! И признаком лицемерия является пребывание человека с приверженцем нововведений. Я застал лучшее поколение людей, и все они были из ахлю-Сунна, и они запрещали пребывание с приверженцами нововведений!” См. “Хильятуль-аулия” 8/104.
Также ему принадлежат известные слова: “Остерегайся сидеть с теми, кто может испортить твое сердце!” аль-Лялякаи 262.
‘Абдуллах ас-Сарахси рассказывал: “Однажды я поел с приверженцем нововведений, и когда это дошло до Ибн аль-Мубарака, он не разговаривал со мной из-за этого тридцать дней!” аль-Лялякаи 274.
Однажды Мухаммаду ибн Сирину сообщили о том, что некий приверженец нововведений хочет придти к нему и поговорить с ним, на это Ибн Сирин сказал: “Скажите ему: “Нет!” Пусть не приходит ко мне! Поистине, сердца сынов Адама слабые, и я боюсь, что услышу от него какое-либо слово, и после этого мое сердце не вернется к тому, на чем было!” Ибн Уаддах 60, Ибн Батта 399.
В этих сообщениях от саляфов содержится указание на опасность не только дружбы с приверженцами нововведений, но даже и простого общения с ними!
Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд говорил: “Души подобны воинам, те из них, которые познают друг друга, объединяются, а те из них, которые не узнают друг друга, расходятся. И не может быть такого, чтобы приверженец Сунны содействовал приверженцу нововведений, кроме как это будет проявлением лицемерия”. См. “Шарх усуль и’тикад” 1/138.
Когда один человек из числа приверженцев нововведений желал сопровождать Яхъю ибн ‘Убайда, он сказал ему: “Поистине, идти с христианином предпочтительнее для меня, чем идти с тобой!” Ибн Уадах в «аль-Бида’» 142.
Однако это не означает, что христиане лучше по положению, чем приверженцы нововведений. Следует знать, что убеждением ахлю-Сунна уаль-джама’а является то, что самый худший и нечестивый мусульманин лучше, чем самый хороший и добропорядочный неверный! А что касается высказываний саляфов, в которых сказано, что лучше находиться с неверными, чем с приверженцами нововведений, то смысл их состоит в том, что неверный известен для мусульманина, и он не сможет его ввести в заблуждение и посеять ему сомнения так, как это может сделать приверженец нововведений. Ведь приверженец нововведений является мусульманином, и может даже называть себя приверженцем Сунны!
Имам Ибн Батта сказал: “Сунной является отстранение от каждого, кто исповедует нововведение, а также отстранение от того, кто покровительствует, помогает и защищает такого, даже если делающий это внешне проявляет приверженность к Сунне!” См. “аль-Ибана” 1/282.
Имам аль-Барбахари говорил: “Если для тебя станет явным что-либо из нововведений какого-либо человека, то остерегайся его, ибо поистине, сокрыто от тебя из его нововведений больше, чем ты заметил!” См. “Шарху-Ссунна” 97.
Имам Ибн аль-Джаузи говорил: “Общение с простыми людьми – это искушение для веры человека, если только он не будет оберегать себя в своих беседах с ними. Ему следует говорить самому, предоставляя им только слушать”. См. “Сайд аль-хатыр” 419.
Если этот имам видел опасность для веры мусульманина в общении с простым человеком, то что можно сказать о том, какую опасность представляют для веры дружба с приверженцами нововведений и грешными людьми!
Передается от Абу Мусы аль-Аш’ари, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Человек (в Судный день) будет с теми, кого он любит». аль-Бухари 6170, Муслим 2641.
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если человек будет любить какой-либо народ, то он обязательно будет воскрешен вместе с ним!» ат-Табарани. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 3037.
Это очень важные и великие хадисы, ибо в них содержится указание на необходимость проявления осторожности в выборе друзей и питании любви к кому-либо. Хафиз аль-Мунзири привел упомянутые, а также и многие другие хадисы в своей известной книге «ат-Таргъиб уа-ттархиб» 3/14 в главе, которую он назвал следующим образом: “Устрашение относительно питания любви к плохим людям и приверженцам нововведений, поскольку человек будет с теми, кого он любил”.
Так пусть же каждый мусульманин задумается над этим и устрашится, чтобы не питать любовь к приверженцам нововведений или же нечестивцам, открыто совершающим грехи!
Анас ибн Малик говорил: “Я люблю пророка (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакра и ‘Умара, и надеюсь, что по причине своей любви к ним буду вместе с ними, хоть я и не совершил столько, сколько совершили они!” аль-Бухари 1/162.
Каждый мусульманин должен знать, что дружба с приверженцами нововведений относится к самым опасным причинам уменьшения и ослабления веры и может привести даже к полному ее разрушению, что зависит от вида нововведения, в котором погрязли его друзья и степени близости с ними.
То же самое относится и к дружбе с нечестивцами и грешниками, так как дружба с такими людьми приводит к тому, что совершение греха начинает казаться душе чем-то незначительным, и удаляет из сердца отвращение к грехам!
Для примера можно привести то, чему являются свидетелями в наше время сами мусульмане. Вследствие большого распространения великих грехов, они перестали восприниматься великими грехами, а воспринимаются как малые прегрешения. Совершающие же их, кажутся людьми с незначительными недостатками, а некоторых из них кто-то может искренне считать порядочными и хорошими людьми. Давайте вспомним, к примеру, про наше отношение к женской одежде, не соответствующей нормам шариата, отношение к употреблению пива, к повсеместно звучащей музыке, к кредитам и ссудам под выгодный процент. А теперь ответим сами себе, считаем ли мы их великими грехами, а совершающих их – нечестивцами? Воистину, человек привыкает к тому, что его окружает, и если бы на наших глазах изо дня в день совершались убийства, то через некоторое время мы бы привыкли и к этому тоже, начав относиться к убийце так же, как, скажем, относимся к мусульманину, покуривающему сигареты. Именно поэтому плохое окружение так страшно и губительно для мусульманина, не говоря уже о том, насколько более губительным являются дружба и теплые доверительные отношения с такими людьми.
Однако следует также отметить, что запрет на дружбу с нечестивыми и грешными мусульманами не говорит о том, что они перестают быть нашими братьями, и что к ним нельзя относиться как к мусульманам, приветствуя их или же оказывая им помощь и поддержку в том, в чем нет греха! По мере своих сил следует исправлять себя и окружающих нас мусульман, следуя в этом примеру пророка (мир ему и благословение Аллаха) и праведных предшественников.
Имам аль-Хаттаби сказал: “Говоря об уединении, которое мы избираем для себя, мы не хотим сказать, что следует отдалиться от общества людей и отвергнуть их права, связанные с поклонением, распространением приветствий, ответом на приветствия других и тому подобных прав, которые они имеют на нас, уклоняясь от них под благовидным предлогом делами Сунны и одобряемыми обычаями. Под уединением мы понимаем только необходимость отказаться от ненужных дружеских отношений и отвергнуть излишнюю дружбу и все бесполезные связи, в которых для тебя нет нужды”. См. “аль-‘Узля” 3/449.

О велении выбирать праведных друзей

Всевышний Аллах сказал: «Так проявляй же терпение вместе с теми, кто взывает к Господу своему утром и вечером, стремясь к лику Его. И не отвращай от них своего взора, желая украшений этого мира, и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными» (аль-Кахф 18: 28).
Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди сказал: “В этом аяте содержится веление заводить дружбу с наилучшими людьми! Нужно сражаться со своей душой, ради сопровождения таких людей, а также пребывания среди них, даже если они нищие. Поистине, в нахождении среди таких людей есть польза, которую невозможно счесть!” См. “Тайсируль-Карими-Ррахман” 284.
Всевышний Аллах также сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми» (ат-Тауба 9: 119).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пример праведного друга и плохого, подобно продавцу мускуса и раздувающему кузнечный мех. Что касается продавца мускуса, то либо он сделает тебе подарок, либо ты купишь у него что-нибудь, либо ощутишь исходящий от него аромат. Что же касается раздувающего мех, то либо он прожжет твою одежду, либо ты ощутишь исходящее от него зловоние». аль-Бухари 5534, Муслим 2628.
Имам ан-Науауи сказал: “В этом хадисе содержится указание на достоинство пребывания в кругу праведных и достойных людей, и тех, кто обладает благим нравом и знанием. И в нем содержится запрет на пребывание среди плохих людей, как то приверженцы нововведений, совершающие гъиба, люди, известные своими пороками и подобными порицаемыми качествами!” См. “Шарх Сахих Муслим” 5/484.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пусть не водится с тобой никто, кроме верующего, и пусть не ест твою еду никто, кроме богобоязненного!» Абу Дауд 4832, ат-Тирмизи 2395. Достоверность хадиса подтвердили Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн Муфлих и аль-Альбани.
Имам аль-Хаттаби сказал: “В этом хадисе идет речь о еде, связанной с гостеприимством и приглашением, а не о еде, которую подают для нуждающихся! Ведь Всевышний Аллах сказал о верующих: «Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на любовь к ней» (аль-Инсан 76: 7). А известно, что пленники не были верующими и богобоязненными, а являлись неверными. В этом хадисе содержится предостережение на пребывание и совместную трапезу с не богобоязненными и грешными людьми, ибо поистине, совместная трапеза порождает взаимную симпатию!” См. “Ма’алиму-Ссунан” 7/185.
Къатада говорил: “Клянусь Аллахом, мы видели, что человек пребывает только с подобными себе! Так общайтесь же с праведными рабами Аллаха, чтобы вы могли оказаться с ними или стать такими же, как они”. Ибн Батта 2/480.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Дружба не дозволена, кроме как с людьми, повинующимися Всевышнему Аллаху, и именно так, как желает этого сам Аллах!” См. “Маджму’уль-фатауа” 15/327.
Имам Ибн ‘Акъиль в «аль-Фунун» рассказывал: “Аллах всячески оберегал меня в молодости от грехов и всю мою любовь ограничил любовью к знанию и его обладателям. Я никогда не общался с любителями забав и дружил только с такими же студентами, как и я сам”. См. «‘Улюуль-химма» 356.
А это плоды праведных друзей, ибо именно те, кто имел праведных и обладающих знаниями друзей, и являлись великими имамами нашей общины!
Тут следует отметить, что друзей в первую очередь следует выбирать именно по религиозности, обращая внимание на правильность вероубеждения и манхадж человека. Ведь сколько примеров того, как мусульмане обольстившись благим нравом того или иного человека, сбивались с правильного пути! Яхъя ибн Ма’ин рассказывал: “Однажды, я услышал некоторые слова от ‘Абдур-Раззакъа, которые говорят шииты, и спросил его: “Все твои учителя, от которых ты передавал хадисы, были достойными доверия и из числа ахлю-Сунна: Ма’мар, Малик, Ибн Джурайдж, ас-Саури, аль-Ауза’и, так от кого ты перенял этот мазхаб?!” Он ответил: “Однажды к нам приехал Джа’фар ибн Сулейман, и я увидел его достойным и благонравным, и перенял это от него”. См. “ат-Тахзиб” 611.
Поэтому главным критерием в выборе друзей должна быть религиозность и правильность убеждений человека, а не благой нрав или усердное поклонение! Имам Абу Шама сказал: “Чаще всего люди попадают в нововведения (бид’а) по причине того, что они начинают считать какого-то человека обладающим знанием и богобоязненным, тогда как тот не является таковым. И такие люди начинают взирать на его слова и дела и следовать за ним в этом, и тем самым они приводят в расстройство свои дела!” См. “аль-Ба’ис” (стр. 175).

Заключение

Тот, кто задумается над приведенными аятами, хадисами и высказываниями саляфов, обязательно поймет, насколько важным является вопрос выбора друзей и какую опасность для религии и нравственности человека представляют друзья из числа нечестивцев и приверженцев нововведений! Человек может быть праведным и целомудренным, но стоит ему завязать дружбу с плохими людьми, как он становится таким же нечестивцем и ослушником, как и они. Таково установление Аллаха относительно Его творений.
Следует уяснить, что в дружбе с глупым человеком нет блага, и даже если она продлится долго, то все равно закончится ссорой. Также нет блага в дружбе с безнравственным человеком, который подчиняется воздействию гнева, страсти, жадности или жестокости. Нет блага и в дружбе с грешным нечестивцем, упорст¬вующим в своем нечестии, ибо это приведет к пренебрежительности в отношении грехов. И к тому же никто не может быть в безопасности от зла человека, не боящегося Аллаха, ибо на его дружбу нельзя полагаться, поскольку она может изменяться в зависи¬мости от его выгоды в той, или иной ситуации.
Каждый мусульманин должен стремиться обладать такими качествами, которые внушали бы желание дружить с ним.
Хотелось бы завершить данную статью словами великого имама Суфьяна ас-Саури, который сказал: “Ничто так не влияет на порочность или праведность человека, как его друг!” См. “аль-Ибана” 2/476.

И в заключение, хвала Аллаху – Господу миров!
Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду,
Членам его семьи и всем его сподвижникам!
Аватара пользователя
Sulayman Abu Salih
Сообщения: 468
Зарегистрирован: 10 мар 2009, 23:19

Re: ВАЖНОСТЬ ВЫБОРА ДРУЗЕЙ В ИСЛАМЕ

Сообщение Sulayman Abu Salih »

Ас-саляму 'аляйкум.
МашааЛлах, что за статья. Жизненно важная для любого мусульманина.
ДжазакаЛлаху хайран, брат.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3310
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Немного дополнения к тому, какую значимость придает дружбе исламский шариат:

Всевышний Аллах сказал: «Не будет грехом для слепого, не будет грехом для хромого, не будет грехом для больного и для вас самих, если вы будете есть в ваших домах, или в домах ваших отцов, или в домах ваших матерей, или в домах ваших братьев, или в домах ваших сестер, или в домах ваших дядей по отцу, или в домах ваших теток по отцу, или в домах ваших дядей по матери, или в домах ваших теток по матери, или в тех домах, ключи которых в вашем распоряжении, или в доме вашего друга. Не будет грехом для вас, если вы будете есть вместе или по отдельности. Когда вы входите в дома, то приветствуйте себя (друг друга) приветствием от Аллаха, благословенным, благим» (ан-Нур 24: 61).
Ма’мар рассказывал: “Как-то я спросил у Къатады: «Можно ли мне выпить из этого кувшина?», на что он ответил: «Ты же мой друг, так к чему же это испрашивание разрешения?!»” См. “Тафсир ‘Абдур-Раззакъ” 2/64, “Тафсир ат-Табари” 17/374.
Имам аль-Къуртуби, перечисляя пользы и выводы данного аята, сказал: “В этом аяте Всевышний Аллах приравнял друга к ближайшим родственникам. Ибн ‘Аббас говорил: «Друг ближе, чем родственники. Разве ты не видел, как обитатели Ада будут взывать: «И нет у нас ни заступников, ни сострадательного друга» (аш-Шу’ара 26: 100-101)”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 15/351.
По этой причине, когда некоторых саляфов спрашивали: «Кто тебе любимее: твой брат или твой друг?», они отвечали: “Мой брат, если он является моим другом!” Ибн Къутайба в “Уюн аль-ахбар” 3/6, Ибн ‘Абдуль-Барр в “Бахджатуль-маджалис” 2/689.
Ответить