Ас-саляму ‘аляйкум ва рахмату-Ллахи ва баракятух.
Во многих странах средней Азии и у народов Дагестана есть такой обычай, что дети ходят по домам и собирают конфеты.
Каково положение этого, и дозволенно ли в исламе это?
Некоторые считают, что это обременение, подражание кафирам, или вообще попрошайничество.
Некоторые же это воспринимают как традицию праздника.
Заранее Баракя-Ллаху фик за ответ.
Хотелось бы развернуто.
Можно ли детям в день праздника аль-'Ид собирать конфеты?
-
- Сообщения: 1
- Зарегистрирован: 27 мар 2025, 22:12
-
- Сообщения: 509
- Зарегистрирован: 18 дек 2011, 23:06
Re: Можно ли детям в день праздника аль-'Ид собирать конфеты?
уа алейкум ассалям уа рахмату-Ллахи уа баракатуху
Обладатели знания порицают подобное.
Во-первых, такая традиция похожа на то, что совершают дети в кафирских странах в Хэллоуин.
Во-вторых, в Исламе порицается подобные виды попрошайничества, тем более, дети могут поставить в неловкое положение хозяев того дома, которые ничего не припасли для раздачи детям из сладостей в день ‘Ида.
В-третьих, этот обычай схож с тем, который существует в странах Персидского залива, в частности среди шиитов, что называется «Карки’ан», когда дети обходят дома для сбора сладостей 15 числа месяца Ша’бан или 15 числа месяца Рамадан.
Спросили шейха Ибн Джибрина: «У нас в регионе Персидского залива широко распространена традиция празднования события, называемого «Карки’ан», которое проводится 15-го числа месяца Рамадан каждого года. В этот день девочки надевают особую одежду под названием «муханнак», а детям раздают сладости и орехи. Существует также ряд песен, исполняемых в честь этого события, в которых дети произносят такие фразы, как: «Дайте нам – да воздаст вам Аллах. Дайте нам из того, что даровал вам Аллах из своих щедрот». Дети могут обходить дома, собирая эти сладости, и радость от этого события у них не меньше, чем в дни праздников аль-‘Ид, а порой даже сильнее.
Некоторые люди пытались выяснить происхождение этой традиции, но не пришли к однозначному мнению. Одни утверждают, что она появилась во времена Аббасидского халифата.
Другие считают, что это праздник персов и огнепоклонников.
Третьи предполагают, что он заимствован у христиан, ранее колонизировавших этот регион, и имеет сходство с такими праздниками, как Хэллоуин и день Варвары. Аллах знает лучше, каково его истинное происхождение. Однако его распространённость преимущественно в прибрежных районах, а не в глубине Аравийского полуострова, указывает на возможное влияние внешних контактов.
Иногда, но не всегда, в ходе этого празднования происходят такие действия, как:
- Танцы женщин на публичных мероприятиях, где присутствуют дамы из высших слоёв общества.
- Раздача сладостей в коробках серебряного цвета.
- Обход домов детьми с постукиванием в двери и просьбами о сладостях и орехах. Если им отказывают, они могут бросать камни в двери и окна, а также оскорблять хозяев.
- Включение этого праздника в список народных традиций и представление его на выставках как часть культурного наследия региона.
Просим вас разъяснить шариатское постановление относительно празднования этой традиции в определённый день, а также действий и проявлений, связанных с ней, чтобы люди знали её положение в Исламе и следовали вашему фатуа. Да направит нас и вас Аллах ко всякому благу».
Шейх ответил: “Этот праздник не имеет никакого основания ни в Шариате, ни в общественных традициях мусульман. А поскольку он включает в себя вышеупомянутые действия, такие как танцы, музыка и проявление радости, он является нововведением (бид’а), которое необходимо отвергать и искоренять. Участвовать в нём и содействовать его проведению запрещено”. См. “аль-Карки’ан фи лейля аль-хамиса ‘ашара мин Рамадан” (стр. 37).
Также я задал более конкретный вопрос шейху ‘Усману ас-Салими:
Шейх говорит:
«Брат спрашивает, да помилует его Аллах: “В некоторых странах Азии, а также у некоторых народов, существует обычай: в день праздника ‘Ид дети выходят по домам соседей и собирают сладости, а иногда и деньги, поздравляя людей с праздником.
Разрешено ли это действие с точки зрения Шариата? Считается ли это дозволенной традицией, приносящей радость и веселье в день праздника, или же это подражание неверным и попадает под осуждаемую форму попрошайничества у людей?”
Ответ: Я скажу, пусть Аллах дарует вам благополучие: Подобное не следует совершать.
Подобное может поставить некоторых людей в неловкое положение.
К тому же некоторые дети бывают достаточно взрослыми — например, 10 лет и старше — и может быть, им уже неуместно входить к женщинам, и входить в дома без разрешения.
В любом случае, не следует, чтобы это становилось традицией мусульман, да благословит вас Аллах.
Также в этом есть приучение детей к попрошайничеству — они начинают просить у людей и ставить их в неловкое положение, да благословит вас Аллах.
Правильнее будет оставлять это, более того, это является даже обязательным.
А Аллаху ведомо лучше».
Родители должны сами создавать детям праздничную атмосферу в дни праздников, ибо проявление радости в дни ‘Ида – имеет отношения к обрядам религии.
Имам аль-Багъауи говорил: “Проявление радости в дни двух праздников относятся к обряду религии. И эти дни не подобны другим дням”. См. “Шарх ас-Сунна” (4/323).
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия говорил: “Собирать людей для угощения в дни праздников и дни ат-Ташрикъа является Сунной, и это из числа обычаев Ислама, который узаконил для мусульман Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Маджму’уль-фатауа” (25/298).
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “В дни праздников люди обмениваются подарками, готовят еду, угощают, приглашают друг друга, собираются вместе, радуются. В этой традиции нет никаких проблем, так как это – дни праздников”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” (16/276).
Обладатели знания порицают подобное.
Во-первых, такая традиция похожа на то, что совершают дети в кафирских странах в Хэллоуин.
Во-вторых, в Исламе порицается подобные виды попрошайничества, тем более, дети могут поставить в неловкое положение хозяев того дома, которые ничего не припасли для раздачи детям из сладостей в день ‘Ида.
В-третьих, этот обычай схож с тем, который существует в странах Персидского залива, в частности среди шиитов, что называется «Карки’ан», когда дети обходят дома для сбора сладостей 15 числа месяца Ша’бан или 15 числа месяца Рамадан.
Спросили шейха Ибн Джибрина: «У нас в регионе Персидского залива широко распространена традиция празднования события, называемого «Карки’ан», которое проводится 15-го числа месяца Рамадан каждого года. В этот день девочки надевают особую одежду под названием «муханнак», а детям раздают сладости и орехи. Существует также ряд песен, исполняемых в честь этого события, в которых дети произносят такие фразы, как: «Дайте нам – да воздаст вам Аллах. Дайте нам из того, что даровал вам Аллах из своих щедрот». Дети могут обходить дома, собирая эти сладости, и радость от этого события у них не меньше, чем в дни праздников аль-‘Ид, а порой даже сильнее.
Некоторые люди пытались выяснить происхождение этой традиции, но не пришли к однозначному мнению. Одни утверждают, что она появилась во времена Аббасидского халифата.
Другие считают, что это праздник персов и огнепоклонников.
Третьи предполагают, что он заимствован у христиан, ранее колонизировавших этот регион, и имеет сходство с такими праздниками, как Хэллоуин и день Варвары. Аллах знает лучше, каково его истинное происхождение. Однако его распространённость преимущественно в прибрежных районах, а не в глубине Аравийского полуострова, указывает на возможное влияние внешних контактов.
Иногда, но не всегда, в ходе этого празднования происходят такие действия, как:
- Танцы женщин на публичных мероприятиях, где присутствуют дамы из высших слоёв общества.
- Раздача сладостей в коробках серебряного цвета.
- Обход домов детьми с постукиванием в двери и просьбами о сладостях и орехах. Если им отказывают, они могут бросать камни в двери и окна, а также оскорблять хозяев.
- Включение этого праздника в список народных традиций и представление его на выставках как часть культурного наследия региона.
Просим вас разъяснить шариатское постановление относительно празднования этой традиции в определённый день, а также действий и проявлений, связанных с ней, чтобы люди знали её положение в Исламе и следовали вашему фатуа. Да направит нас и вас Аллах ко всякому благу».
Шейх ответил: “Этот праздник не имеет никакого основания ни в Шариате, ни в общественных традициях мусульман. А поскольку он включает в себя вышеупомянутые действия, такие как танцы, музыка и проявление радости, он является нововведением (бид’а), которое необходимо отвергать и искоренять. Участвовать в нём и содействовать его проведению запрещено”. См. “аль-Карки’ан фи лейля аль-хамиса ‘ашара мин Рамадан” (стр. 37).
Также я задал более конкретный вопрос шейху ‘Усману ас-Салими:
Шейх говорит:
«Брат спрашивает, да помилует его Аллах: “В некоторых странах Азии, а также у некоторых народов, существует обычай: в день праздника ‘Ид дети выходят по домам соседей и собирают сладости, а иногда и деньги, поздравляя людей с праздником.
Разрешено ли это действие с точки зрения Шариата? Считается ли это дозволенной традицией, приносящей радость и веселье в день праздника, или же это подражание неверным и попадает под осуждаемую форму попрошайничества у людей?”
Ответ: Я скажу, пусть Аллах дарует вам благополучие: Подобное не следует совершать.
Подобное может поставить некоторых людей в неловкое положение.
К тому же некоторые дети бывают достаточно взрослыми — например, 10 лет и старше — и может быть, им уже неуместно входить к женщинам, и входить в дома без разрешения.
В любом случае, не следует, чтобы это становилось традицией мусульман, да благословит вас Аллах.
Также в этом есть приучение детей к попрошайничеству — они начинают просить у людей и ставить их в неловкое положение, да благословит вас Аллах.
Правильнее будет оставлять это, более того, это является даже обязательным.
А Аллаху ведомо лучше».
Родители должны сами создавать детям праздничную атмосферу в дни праздников, ибо проявление радости в дни ‘Ида – имеет отношения к обрядам религии.
Имам аль-Багъауи говорил: “Проявление радости в дни двух праздников относятся к обряду религии. И эти дни не подобны другим дням”. См. “Шарх ас-Сунна” (4/323).
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия говорил: “Собирать людей для угощения в дни праздников и дни ат-Ташрикъа является Сунной, и это из числа обычаев Ислама, который узаконил для мусульман Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Маджму’уль-фатауа” (25/298).
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “В дни праздников люди обмениваются подарками, готовят еду, угощают, приглашают друг друга, собираются вместе, радуются. В этой традиции нет никаких проблем, так как это – дни праздников”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” (16/276).