КНИГА «ОБЩИХ ПРЕДПИСАНИЙ»

Ответить
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОБЩИХ ПРЕДПИСАНИЙ»

Сообщение Абу Саад »

كتاب الجامع
[/arabic]
Книга 16 - «Общие предписания»

Этот раздел посвящен таким вопросам фикха, которые касаются разных областей. Начнем, с дозволения Аллаха, с первой главы в этом разделе.

1 - باب الادب (1)
[/arabic]
1 – Глава о благопристойности.

Есть два вида благопристойности (адаб): благопристойность в отношениях с Аллахом и благопристойность в отношениях с творениями.
Благопристойность (адаб) в отношении Аллаха заключается в Его возвеличивании. Человек не должен забегать вперед Господа, объявляя запретное дозволенным, а дозволенное запретным. Это все свидетельствует об отсутствии благопристойности в отношении Всевышнего Аллаха. Также благопристойность заключается в оставлении ослушания: тайного и явного. Кто ослушивается Всевышнего Аллаха, тот не проявляет благопристойности. Благопристойность к Аллаху должна проявляться тогда, когда есть люди, и тогда, когда их нет. Например, человек стесняется открыть свой аурат перед людьми, однако Всевышний Аллах имеет больше прав на то, чтобы Его стеснялись. Поэтому не стоит открывать свой аурат, кроме как по нужде.
Благопристойность в отношении рабов Аллаха заключается в том, что человек совершает те деяния, которые его украшают и, наоборот, сторонится вещей, которые марают его, оскверняют и уродуют.
Проявления благопристойности меняются, они различны у разных народов. Иногда даже в одном народе меняются понятия благопристойности. Речь не идет о тех нормах благопристойности, которые установлены шариатом. Например, есть такие вещи, которые в шариате дозволены, но в каком-то народе они могут считаться неблагопристойными. Например, шейх ибн Усеймин (мир ему и благословение Аллаха), говоря об этом, привел такой пример. Он сказал: «На моем веку было непристойно принимать пищу на рынках, а сейчас мы видим, как на рынках открывают кафе и люди принимают в них пищу. Появляются и нехорошие обычаи. Например, богатые люди перестают готовить пищу в своих домах, а идут принимать пищу в ресторанах и кафе».
Также, например, из нехороших обычаев то, что люди не готовят дома еду, а покупают уже готовую. Лучше будет, если человек приготовит еду сам.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОБЩИХ ПРЕДПИСАНИЙ», № 1438

Сообщение Абу Саад »

1438 عن أبي هريرة رضي الله عنه قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم :
« حق المسلم على المسلم ست : إذا لقيته فسلم عليه ، وإذا دعاك فأجبه ، وإذا استنصحك فانصحه ، وإذا عطس فحمد الله فشمته ، وإذا مرض فعده ، وإذا مات فاتبعه »
رواه مسلم

1438 – Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Мусульманин имеет шесть обязанностей перед другими мусульманами. Если встретишь мусульманина, то поздоровайся с ним; если получишь его приглашение, то прими его; если он посоветуется с тобой, то дай ему добрый совет; если он чихнет и воздаст хвалу Аллаху, то помолись за него; если он заболеет, то навести его, а если он умрет, то присутствуй на его похоронах». Этот хадис передал Муслим (2162).

«Мусульманин имеет шесть обязанностей перед другими мусульманами» - это не значит, что их всего шесть.
Кто такой мусульманин? Мусульманин - это тот, кто свидетельствует, что нет божества достойного поклонения кроме Всевышнего Аллаха и, что Мухаммад - посланник Аллаха, не совершая при этом тех действий, которые выводят из Ислама.

«Если встретишь мусульманина, то поздоровайся с ним» - это первая обязанность. Это право твоего брата на тебя. Приветствовать нужно даже тех, кто совершает большие грехи.
«Если получишь его приглашение, то прими его» - здесь не имеется в виду любое приглашение, а имеется в виду именно приглашение на свадьбу, приглашение отведать угощение. Это не значит, что нужно принимать приглашения в театры и тому подобные места. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) имел в виду именно приглашение отведать еды или выпить чая или кофе.
«Если он посоветуется с тобой, то дай ему добрый совет» - Искренний совет (насыха) - это такой совет своему брату, который человек дал бы самому себе, если бы оказался в его положении.
«Если он чихнет и воздаст хвалу Аллаху, то помолись за него» - то есть если он сказал: «Хвала Аллаху» /аль-Хамду ли Ллях/.
«Если он заболеет, то навести его» - имеется в виду такая болезнь, во время которой человек не может выходить из дома.
«А если он умрет, то присутствуй на его похоронах» - этот пункт рассмотрим позже, если Аллах позволит.

Пользы из хадиса:
1 - В хадисе говорится о некоторых обязанностях мусульман перед другими мусульманами.
2 - Мусульмане имеют обязанности друг перед другом. Это укрепляет связи между ними, приводит к сплоченности общины и к взаимопомощи.
3 - К обязанностям мусульманина относится приветствие своего брата. Ученые разногласят в том обязательно ли приветствие или желательно. Шейх ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) говорит о том, что это желательно. Передается от Абу Айюба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Недозволено мусульманину покидать своего брата по вере на срок больше трех дней, в течение которых они встречаются и отворачиваются друг от друга. И лучший из них тот, кто первым начал с саляма». Передал аль-Бухари в "Адабуль-Муфрад", 985. Хадис достоверный. См. "Ируа", 2029. Отсюда мы делаем вывод, что приветствие желательно, так как эти люди не здороваются три дня.
4 - Право на приветствие принадлежит только мусульманину. Можно ли первым давать салям неверующему? Нет, пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил первыми давать салям иудеям и христианам. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не начинайте приветствовать салямом иудеев и христиан». А если они первыми дали салям мусульманину, то нужно ответить, потому что Всевышний Аллах сказал:

﴿وَإِذَا حُيِّيْتُم بِتَحِيَّةٍ فَحَيُّواْ بِأَحْسَنَ مِنْهَا أَوْ رُدُّوهَا﴾
[/arabic]
«Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым». (Сура ан-Ниса, аят 86)
Если человека приветствует неверующий, нужно ответить тем же самым или еще лучшим? Нужно ответить тем же самым, так как в добавлении к саляму есть возвеличивание и оказание почета. Если он сказал: «Ас-Саляму алейкум», то ответим: «Уа алейкум ас-салям».
5 - Как лучше говорить? «Ас-Саляму алейкум» или «ас-саляму алейка», или «салямун алейкум»? Некоторые ученые говорят, что лучше сказать с артиклем, то есть «ас-Саляму алейкум» или «ас-саляму алейка» (если обращаетесь к одному мужчине). Обращаясь к одному человеку, можно также сказать «ас-Саляму алейкум», проявляя к нему почет, если конечно он этого заслуживает. Также говоря «ас-Саляму алейкум», человек приветствует не только человека, но и ангелов, находящихся возле него. Также можно сказать «салямун алейкум», то есть без определенного артикля. Но некоторые ученые говорят, что лучше говорить с определенным артиклем, так как в Коране сказано:

﴿وَالسَّلَامُ عَلَى مَنِ اتَّبَعَ الْهُدَى ﴾
[/arabic]
«Мир (ас-салям) тому, кто последовал верному руководству!» (Сура Та Ха, аят 47)
6 - Если человек получает приглашение, нужно принять его. Это обязательно или нет? Необязательно принимать приглашение, если только дело не касается свадьбы. Некоторые ученые сказали, что обязательно отвечать на любое приглашение, так как это право мусульманина на человека. Шейх ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) говорит, что придерживается первого мнения. Но даже обязательность ответа на приглашение оговаривается условиями:
1 - Если человек знает, что свадьба организована на деньги, заработанные запретным путем, то идти на неё запрещено.
2 - Если человек знает, что на свадьбе будет что-то порицаемое, то идти на неё запрещено, если только человек не идет туда порицать собравшихся. Если человек может устранить то порицаемое, что там намечается, то он обязан идти и сделать это. А иначе человеку запрещено туда идти. Всевышний Аллах говорит:

﴿وَقَدْ نَزَّلَ عَلَيْكُمْ فِي الْكِتَابِ أَنْ إِذَا سَمِعْتُمْ آيَاتِ اللّهِ يُكَفَرُ بِهَا وَيُسْتَهْزَأُ بِهَا فَلاَ تَقْعُدُواْ مَعَهُمْ حَتَّى يَخُوضُواْ فِي حَدِيثٍ غَيْرِهِ إِنَّكُمْ إِذًا مِّثْلُهُمْ ﴾
[/arabic]
«Он уже ниспослал вам в Писании, чтобы вы не садились вместе с ними, если услышите, как они не веруют в знамения Аллаха и насмехаются над ними, пока они не увлекутся другим разговором. В противном случае вы уподобитесь им». (Сура ан-Ниса, аят 140)
7 - Нет разницы приглашает вас молодой человек или старый, необходимо отвечать.
8 - Если человек просит совета, то обязательно нужно дать ему добрый совет (насыха). Необходимо указать ему на самое лучшее и самое достойное. Если мы видим, что человек собирается совершить то, в чем для него вред, также нужно указать ему на это и дать совет. В этом случае нужно давать добрый совет, даже если его не требуют. Если же человек не знает, что посоветовать, то ему не нужно говорить: «Я думаю, наверное, надо сделать так...» или «Ну скорее всего так....». Если человек не знает, то он должен остановиться и промолчать. Потому что в таком случае совет может оказаться вредным.
9 - Если человек чихнул и восхвалил Аллаха, нужно сказать ему: “Йархамука-Ллах” (Да помилует тебя Аллах). И так можно сказать три раза. А если человек чихнул больше трех раз, нужно сказать: «Да исцелит тебя Аллах! Ты заболел». Муслим, 2993.
Если человек чихнул и восхвалил Аллаха, то обязательно (уаджиб) нужно вознести эту мольбу за него. Это обязательно для каждого человека. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если мусульманин чихнул и сказал: "аль-Хамду ли Ллях", то обязательно для каждого, кто его услышал, сказать: "Йархамука Ллах"». аль-Бухари, 6223. Но если мы не услышали, как человек, чихнув, восхвалил Аллаха, то не нужно ему ничего говорить.
10 - Если мусульманин заболел, нужно навестить его. Это фард уль-кифайа, то есть хотя бы кто-то один должен навестить его и тогда со всех остальных обязанность спадает. Нельзя допустить того, что человек заболел, но никто не навестил его во время болезни. Но речь идет именно о такой болезни, во время которой человек не может выходить из дома.
11 - Если человек видит, что больной хочет, чтобы он остался, тогда нужно посидеть с ним подольше. А если больному тяжело, то визит должен быть кратким.
12 - Можно также посещать неверующего во время болезни, если в этом есть польза. Например, если этот неверующий предрасположен к Исламу. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда один отрок из числа иудеев, прислуживавший пророку, да благословит его Аллах и приветствует, заболел, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл навестить его. Он сел у его изголовья и сказал ему: “Прими ислам”. Тот посмотрел на своего отца, находившегося рядом, а он сказал ему: “Повинуйся Абу-ль-Касиму!” — да благословит его Аллах и приветствует, и он принял ислам. А после этого пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел (оттуда), говоря: “Хвала Аллаху, Который спас его от огня!”» аль-Бухари, 1356.
13 - Если мусульманин умер, нужно присутствовать на его похоронах. Это фард уль-кифайа, то есть коллективная обязанность. Если часть мусульман сделала это, то с других снимается обязанность.
14 - Если на похоронах есть нечто порицаемое, например, траурная музыка, то запрещено в них учавствовать, если только человек не может изменить это порицаемое.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОБЩИХ ПРЕДПИСАНИЙ», № 1439

Сообщение Абу Саад »

1439 وعن أبي هريرة رضي الله عنه قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم :
« انظروا إلى من هو أسفل منكم ، ولا تنظروا إلى من هو فوقكم ، فهو أجدر أن لا تزدروا نعمة الله عليكم »
متفق عليه .

1439 – Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Это поможет вам не умалять те милости, которыми вас облагодетельствовал Аллах». Этот хадис передали аль-Бухари (6490) и Муслим (2963).

Это очень мудрое наставление посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах сделал людей разными. Он сказал:

﴿انظُرْ كَيْفَ فَضَّلْنَا بَعْضَهُمْ عَلَى بَعْضٍ ﴾
[/arabic]
«Посмотри, как одним из них Мы отдали предпочтение перед другими». (Сура аль-Исра, аят 21)
Люди имеют разные уровни в богатстве, в силе, в разуме, в детях и так далее. Невозможно найти двух людей, которые были бы полностью подобны друг другу. Кто-то из людей выше, а кто-то ниже. Если человек будет смотреть на тех, кто ниже, он станет ценить те милости, которые ему даёт Всевышний Аллах.

Пользы из хадиса:
1 - Это величайшее правило, которому научил нас пророк (мир ему и благословение Аллаха). Не нужно смотреть на того, кто богат, имеет много домов и машин. Смотри на того, кто ниже тебя.
2 - Прекрасное обучение пророком (мир ему и благословение Аллаха) своих сподвижников. Он сначала повелел поступать подобным образом, а затем разъяснил причину данного повеления. Во-первых, в таком случае человек больше убеждается в правдивости сказанного, обретая спокойствие. Хотя, конечно же, верующий человек должен подчиняться Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха), даже если не знает причину повеления. Во-вторых, человек понимает величие этого шариата, в котором нет ничего, что было бы просто так туда включено.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОБЩИХ ПРЕДПИСАНИЙ», № 1440

Сообщение Абу Саад »

1440 وعن النواس بن سمعان رضي الله عنه قال :
« سألت رسول الله صلى الله عليه وسلم عن البر والإثم ، فقال : البر حسن الخلق ، والإثم ما حاك في صدرك ، وكرهت أن يطلع عليه الناس »
أخرجه مسلم .

1440 – Передают, что ан-Наввас ибн Сам‘ан, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал о том, что однажды он спросил Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о праведности и прегрешениях. Он сказал:
«Праведность – это благонравие, а прегрешение – это то, что шевелится в твоей душе, и при этом тебе не хочется, чтобы об этом узнали люди». Этот хадис передал Муслим (2553).

Люди задают подобные вопросы, либо для того чтобы просто узнать, либо для того чтобы претворять это в жизнь. Что касается сподвижников, то нет сомнения в том, что они задавали подобные вопросы, для того чтобы претворить их в жизнь. Но часто обычные люди спрашивают, для того чтобы просто узнать, но не поступают согласно этому знанию. Разумный человек, спрашивая о добре, затем обязательно совершает его. А если он спрашивает о зле, то затем он сторонится этого зла. Хузейфа говорил: «Люди спрашивали пророка (мир ему и благословение Аллаха) о добре, а я спрашивал о зле, боясь попасть в него». Передал аль-Бухари, 7084; Муслим, 1847.
Если дословно перевести хадис, то мы можем сделать вывод, что праведность - это только благой нрав. Как это понять? А как же молитва, милостыня, пост, хадж и другое поклонение? Но это неправильное понимание хадиса. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) имеет в виду благонравие, как в отношениях с Аллахом, так и в отношениях с рабами Аллаха. А благонравие к Аллаху - это выполнение того, что он приказал с радостью и отстранение от того, что он запретил с довольным сердцем. Это принятие Его приказов с раскрытым сердцем и выполнение этих приказов с радостью. Сюда входят все приказы Всевышнего Аллаха и оставление всех Его запретов. Благонравие - это также хорошее отношение к людям. Это щедрое совершение благого по отношению к ним, это воздержание от причинения им вреда, это приветливое лицо при встрече с ними. Другие говорят, что благонравие - это отношение к людям так, как ты бы хотел, чтоб относились к тебе. Это более ясное определение! Человеку нравится, когда люди встречают его с приветливым лицом, радуются ему и улыбаются, поэтому он должен относиться к людям также.
А прегрешение – это то, что шевелится в твоей душе! Грех шевелится в груди человека, не давая ему покоя. Но это определение касается только тех людей, чье сердце Всевышний Аллах раскрыл для Ислама.
А нечестивцы, напротив, радуются своим грехам и довольны ими. Всевышний Аллах говорит:

﴿أَفَمَن زُيِّنَ لَهُ سُوءُ عَمَلِهِ فَرَآهُ حَسَنًا﴾
[/arabic]
«Разве тот, кому его злодеяние представлено прекрасным и кто считает его благом...». (Сура Фатыр, аят 8)
Если человек вижит свое злодеяние прекрасным, как оно будет шевелиться в его груди, не давая покоя? А пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил это сподвижнику, который находился на прямом пути. В сердцах сподвижников, в сердцах праведных людей грех шевелится, не давая покоя. Чем богобоязненнее человек, тем сильнее его сердце сжимается от греха. Шейх ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) привел два примера:
1 - Пример пророка (мир ему и благословение Аллаха). Он совершал ночную молитву (’иша). Совершив два рака’ата, он завершил молитву, произнеся приветствие (салям). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) подошел к столбу в мечети, оперся на него и загрустил. Хотя он думал, что совершил молитву полностью, что-то в груди не давало ему покоя. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не понимал в чём причина. А потом один из людей, которого звали Зуль-Йадейн спросил: «О посланник Аллаха! Ты забыл совершить четыре ракаата или молитва уже сокращена?» Зуль-Йадейн был из числа простых сподвижников, но если бы все философы мира собрались, они не смогли бы задать вопрос лучше, чем задал его он. Зуль-Йадейн допустил только два варианта. Он не мог даже подумать о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершил эти два рака’ата, например, по причине лени. Далек посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) от этого! Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Я не забыл и нет сокращения!» Зуль-Йадейн сказал: «Ты забыл, о посланник Аллаха». Если нет ниспослания от Всевышнего Аллаха относительно сокращения, значит пророк (мир ему и благословение Аллаха) забыл. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не сразу согласился с этим, так как думал, что совершил четыре рака’ата. Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил у людей: «Зуль-Йадейн сказал правду?» Люди ответили: «Да, он сказал правду!» Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил то, что он упустил. В этом указание на то, что чем богобоязненнее человек, тем больше его сердце переживает при совершении какого-то упущения.
2 - Пример простого человека. Этот человек был известен своей набожностью. Он не хотел, чтобы в его имуществе был даже грош, заработанный запретным путем. У него была земля, на которой росли некоторые плоды, посредством которых он кормил свою семью. Однажды, его сосед собрал свой урожай и сложил его. А этот простолюдин приехал на своей верблюдице, загрузил весь этот урожай на неё, подумав, что этот урожай принадлежит ему. Но верблюдица отказывалась сдвинуться со своего места. Человек кричит на неё, затем бьет, но она не двигается. Человек удивился, так как верблюдица раньше не вела себя подобным образом. Немного подумав, человек увидил, что перепутал урожаи и загрузил чужой. Человек восхвалил Всевышнего Аллаха и удивился. Всевышний Аллах задержал эту верблюдицу и не дал ей увести чужое имущество. Это знамение Всевышнего Аллаха! Он также удержал слона, который направлялся в сторону Каабы, чтобы её разрушить. Он удержал верблюдицу пророка (мир ему и благословение Аллаха), когда тот направлялся в Худейбию. Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, её задержал Тот, Кто задержал слона».
На протяжении своей жизни, мы видим, что некоторые вещи происходят не так, как нам хочется. Но затем мы видим, что в этом наоборот благо для нас. Задумайтесь, сколько раз с вами случалось подобное. Человек говорит во время трудности: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернемся». Случается то, что предопределил Аллах и человек видит, что это лучше чем то, что он хотел. Поэтому Всевышний Аллах сказал:

﴿وَعَسَى أَن تَكْرَهُواْ شَيْئًا وَهُوَ خَيْرٌ لَّكُمْ ﴾
[/arabic]
«Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас». (Сура аль-Бакара, аят 216)
Но с другой стороны, нельзя говорить: «Я не буду выполнять приказы и оставлять запреты, так как Аллах все равно уже всё предопрелил. Если мне предопределено быть неверным, значит я таким буду». Человек должен сделать всё, что от него зависит. Но если произойдет не так, как ты хочешь, тогда будь согласен с предопределением. Не говори: «Если бы я сделал так-то и так-то, всё было бы иначе». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал в великом хадисе: «Сильный верующий лучше и любимей для Аллаха, чем слабый верующий, но в каждом из них есть добро. Стремись к тому, что принесёт тебе пользу, проси помощи у Аллаха и не опускай руки, а если постигнет тебя что-либо, не говори: “Если бы сделал я (то-то и то-то), получилось бы так-то и так-то!” – но говори: “Это было предопределено Аллахом, и Он сделал, что пожелал”, ибо эти “если” открывают шайтану путь к делам его». Этот хадис передали Ахмад 2/366, 371, Муслим 2664, Ибн Маджах 79 и 4168.

Пользы из хадиса:
1 - Стремление сподвижников (да будет доволен ими Аллах) к познанию шариатских постановлений.
2 - Побуждение к благонравию в отношениях с Аллахом и с Его рабами.
3 - Если у человека со здоровым сердцем что-то шевелится в груди во время совершения какого-то дела, то это дело можно считать грехом. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Остерегающийся сомнительного освобождается от него ради сохранения своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придёт и к совершению запретного». аль-Бухари, 52; Муслим, 1599. Но если человек совершил это, он не будет грешником, если не знал, что это грех.
4 - Всевышний Аллах может дать здоровому сердцу проницательность (фираса). При помощи неё человек будет распознавать, что является грехом, а что нет.
5 - Человек со здоровым сердцем не будет доволен, если люди увидят его грехи.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОБЩИХ ПРЕДПИСАНИЙ», № 1441

Сообщение Абу Саад »

1441 وعن ابن مسعود رضي الله عنه قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم :
« إذا كنتم ثلاثة فلا يتناجى اثنان دون الآخر ، حتى تختلطوا بالناس ، من أجل أن ذلك يحزنه »
متفق عليه ، واللفظ لمسلم .

1441 – Передают, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Если трое людей находятся вместе, то двое не должны переговариваться в тайне от третьего до тех пор, пока они не смешаются с людьми. В противном случае они могут обидеть его». Этот хадис передали аль-Бухари (6290) и Муслим (2184), и текст хадиса принадлежит последнему.

Двое не могут говорить с друг другом тайно в присутствии третьего. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также объяснил причину данного запрета. Если же людей больше, чем трое, тогда двое могут говорить с друг другом тайно. Этих людей уже не будут волновать те двое, что говорят шепотом.

Пользы из хадиса:
1 - Исламский шари’ат сражается с каждым действием, которое может огорчить мусульманина. Именно поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил тайную беседу двух в присутствии третьего.
2 - Запрещено огорчать своего брата-мусульманина. Кто обижает мусульманина, тот наносит ему вред. Всевышний Аллах сказал:

﴿وَالَّذِينَ يُؤْذُونَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ بِغَيْرِ مَا اكْتَسَبُوا فَقَدِ احْتَمَلُوا بُهْتَانًا وَإِثْمًا مُّبِينًا ﴾
[/arabic]
«А те, которые незаслуженно поносят верующих мужчин и верующих женщин, взваливают на себя бремя клеветы и явного греха». (Сура аль-Ахзаб, аят 58)
3 - Запрет на тайную беседу спадает, если людей больше, чем трое.
4 - Запрещено двоим говорить на непонятном для третьего языке. Это может опечалить его, так как он не знает, о чем они говорят.
5 - Если человеку без разницы, что в его присутствии двое говорят втайне и его это никак не печалит, тогда запрет также спадает.
6 - Шариатские установления построены на мудрых причинах.
7 - Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был самым прекрасным учителем и сразу же разъяснил причину запрета.
8 - Знание причины запрета приносит пользу. Человек успокаивается, так как знает причину запрета. А также, если ученый знает причину запрета, он может сравнить этот вопрос с другими по аналогии (къияс).
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

№ 1442

Сообщение Абу Саад »

1442 وعن ابن عمر رضي الله تعالى عنهما قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم
« لا يقيم الرجل الرجل من مجلسه ثم يجلس فيه ، ولكن تفسحوا وتوسعوا »
متفق عليه .

1442 – Передают, что Ибн ‘Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Один человек не должен поднимать другого для того, чтобы усесться на его месте. В этом случае сделайте круг пошире и потеснитесь». Этот хадис передали аль-Бухари (6269) и Муслим (2177).

«Один человек не должен поднимать другого для того, чтобы усесться на его месте» - это является запретом со стороны Пророка (мир ему и благословение Аллаха), потому что это считается покушением на право брата по вере. В хадисе сказано «الرجل», что по-арабски значит «мужчина». Однако это не значит, что женщины могут поднимать своих сестер и садиться на их места. Сказано «الرجل», потому что, как правило, в основном эти вопросы касаются мужчин.
«В этом случае сделайте круг пошире и потеснитесь» - значит ли это, что люди сами должны сесть посвободней, увидев, что пришел человек, которому нет места? Или так необходимо поступить после того, как пришедший человек скажет: «Пожалуйста, дайте мне сесть, сядьте свободней»? Всевышний Аллах сказал:

﴿يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا قِيلَ لَكُمْ تَفَسَّحُوا فِي الْمَجَالِسِ فَافْسَحُوا يَفْسَحِ اللَّهُ لَكُمْ ﴾
[/arabic]
«О те, которые уверовали! Когда вас просят на собраниях сесть пошире, то садитесь пошире, и Аллах одарит вас местом просторным». (Сура аль-Муджадиля, аят 11)
Всевышний Аллах приказал людям сесть пошире, после того как их попросят об этом и тогда Он дарует им простор, то есть даст им барака (благодать) в этом собрании или в их жизни. Однако в хадисе ничего не сказано о том, что человек должен попросить об этом. Мы скажем, что лучше не дожидаться, пока человек попросит, а если он попросит, то тем более нужно сесть шире. Если вошел какой-либо человек, и для него нет места, то нужно расступиться, сесть свободней. На это указывает очевидный смысл хадиса.

Пользы из хадиса:
1 - Если человек попросил, тогда нужно сесть свободней.
2 - Если человек не попросил и нет свободного места, то нужно также сесть свободней и расступиться. Так часто бывает, когда человек заходит и не может найти места, чтобы сесть, а люди не догадываются сесть немного посвободней.
3 - Человек не должен поднимать другого человека с его места, чтобы сесть на это место. Положение этого поступка (хукм) – запрет (харам), так как это является посяганием на другого человека, а основа в посягании – запрет.
4 - Человек имеет больше прав на свое место, если у него есть нужда в этом месте. Запрещено поднимать человека с его места, если это, например, в мечети, на уроке, на месте торговли и т.п. И так до тех пор, пока человек не оставил это место. Если кто-то спросит, имеет ли человек право на это место именно сейчас или всегда? Например, он сидел раньше здесь, и поэтому вновь пожелает сесть на это место, потому что имеет больше на него прав или больше прав имеет тот, кто пришел раньше него и сел на это место? Конечно же, кто пришел раньше, то имеет больше прав, потому что человек не владеет этим местом. Есть некоторые братья, которые возмущаются, когда пришедшие раньше них занимают их места, говоря, что они сидят на этом месте всегда. То же самое касается мест торговли и всех других мест. Исключением является случай, когда человек оставил на этом месте различные принадлежности для торговли (весы и пр.), он оплачивает это место и так далее.
5 - Человек не может поднять другого человека, даже если это его сын. Это вытекает из очевидного смысла хадиса. Например, сын сидит в первом ряду, отец не может придти и сказать: «Встань, я сяду», или учитель, не может поднять своего ученика. Другое дело, например, если сын увидел, что зашел его отец, и он стесняется или боится обидеть отца, и предоставляет ему место. Также, если человек специально послал своего слугу или невольника, чтоб он занял место, например, в первых рядах на намазе, затем пришел и тот занятое место уступил ему. Этот вопрос относится к другому вопросу - тахаджур («бронирование» мест). Здесь есть разногласия среди ученых. Некоторые говорят, что человек может занять место, поставив что-либо туда, тем самым показывая, что оно занято. Другие ученые говорят, что так делать нельзя, потому что место принадлежит тому, кто пришел туда первым, а не тому, кто поставил туда какой-либо предмет. Более правильным является второе мнение. Об этом говорили ученые, из которых шейх Абду-р-Рахман ибн Наср ас-Са’ади (да смилуется над ним Аллах).
6 - Если присутствующих на собрании просят немного расступиться и сесть шире, то необходимо это сделать. Так необходимо поступать, даже если об этом не попросили.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

№ 1443

Сообщение Абу Саад »

1443 وعن ابن عباس قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم :
« إذا أكل أحدكم طعاما فلا يمسح يده حتى يلعقها أو يلعقها »
متفق عليه .

1443 – Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Если кто-нибудь из вас поел, то пусть не вытирает руку до тех пор, пока не оближет ее сам или не даст облизать ее другому». Этот хадис передали аль-Бухари (5456) и Муслим (2031).

Под едой здесь подразумевается такая еда, которая прилипает к пальцам. Если человек ест, например, сухой финик, то ничего не прилипнет, и он не должен облизывать пальцы.
«…Пусть не вытирает руку» - то есть не нужно вытирать руку салфетками, а лучше облизать пальцы, чтобы еда не пропала зря, потому что возможно именно в ней находится барака (благодать) от Аллаха.
Многие люди удивляются таким словам, как «дать облизать другому свою руку». На самом деле, все зависит от того, кому это делается. Например, если муж дает облизать свои пальцы жене или наоборот, то это прекрасно, так как это укрепляет их отношения. Также родители могут облизать пальцы ребенку. Иногда, это могут быть просто близкие друг другу люди, друзья и т.п. Во времена сподвижников это не было чем-то странным, особенно во время голода, люди стремились, чтобы еда не пропадала зря. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не мог произносить какие-либо слова, которые не принимают разум и душа человека. А еще ученые доказали, что облизывание пальцев способствует улучшению пищеварения, так как лучше выделяются желудочные ферменты и хорошо усваивается пища.
Чем есть лучше: ложкой или рукой? Ложкой есть разрешается, особенно если это такая еда, требующая использования этой ложки, или же человек просто нуждается в ней. Однако лучше есть рукой. Кто-то может сказать, что это негигиенично. Напротив, рука у человека чище. Ложка – это такой предмет, которым пользуются тысячи людей (например, когда приходят гости, их ведь не меняют, а только моют, однако это та же самая ложка, которой касались рты многих людей). Шейх ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) рассказывает, что один человек сказал: «Моя рука – такая ложка, которой никто никогда не касался, а ваши ложки облизало тысяча людей». Итак, пользоваться ложкой разрешается, но с одним условием – нельзя пользоваться ею из высокомерия.

Пользы из хадиса:
1 - Человек должен быть скромным. Облизывание своих пальцев – признак скромности человека. Верующий человек – скромный, не кичливый и не стесняется скромности и смирения.
2 - Человек должен быть чистоплотным. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не сказал поесть и идти дальше. Рука должна быть чистой. Некоторые люди не обращают внимания – что-то поели, рука грязная и ходят, не помыв руки, а могут даже поздороваться с другими людьми. Это неблагородное поведение.
3 - Можно дать облизать свои пальцы при условии, что от этого не будет никакого вреда, например, если у человека рана на руке, или у другого человека раны на губах или в ротовой полости.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

№ 1444

Сообщение Абу Саад »

1444 وعن أبي هريرة رضي الله تعالى عنه قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم :
« ليسلم الصغير على الكبير ، والمار على القاعد ، والقليل على الكثير »
متفق عليه ، وفي رواية لمسلم " والراكب على الماشي " .

1444 – Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Младший должен приветствовать старшего, прохожий – сидящего, а маленькая группа людей – большую». Этот хадис передали аль-Бухари (6231) и Муслим (2160), причем в версии последнего также говорится: «Всадник должен приветствовать пешего…».

«Младший должен приветствовать старшего» - младший возрастом или младший по положению? Очевидный смысл хадиса указывает на то, что речь идет о том, кто младше по возрасту. Но также, речь может идти и о младшем по своему положению. Если, например, человек младше и по возрасту, и по положению, тогда становится понятно, что он должен приветствовать первым.
«Прохожий должен приветствовать сидящего» - обязанность приветствовать первым лежит на том, кто проходит.
«Маленькая группа людей должна приветствовать большую» - если, например, группа людей из трех человек встречается с группой из четырех человек, то первой здоровается маленькая группа. Если эти трое являются пожилыми людьми, а группа из четверых человек – молодые, то все равно, малое количество должно приветствовать большую группу.
«Всадник должен приветствовать пешего…» - потому что тот, кто едет (на коне, верблюде, автомобиле и т.п.), находится выше того, кто идет. Тому, кто находится выше, необходимо проявить скромность по отношению к тому, кто ниже и поприветствовать его первым. В этом мудрость шариата. Если идущий поприветствует едущего, то второй может почувствовать высокомерие в своей душе.

Пользы из хадиса:
1 - Узаконенность саляма (приветствие) между двумя сторонами. Это является единогласным мнением (иджма’). Также, это является обязанностью мусульманина перед другим мусульманином.
2 - Младший по возрасту приветствует старшего. Если же они одинаковы по возрасту, тогда младший по положению приветствует того, кто выше. Если человек выше по положению, но младше по возрасту, то приветствует все равно младший по возрасту. Например, если уважаемый человек (ученый, обладатель большого знания и т.п.) в возрасте 20-25 лет встречается со старцем, который является джахилем, то приветствует его все равно младший по возрасту, проявляя таким образом свою скромность и смиренность. Достоинство людей оценивают обладающие достоинством. Если же младший не поприветствовал старшего, то это не значит, что нужно разойтись, не дав саляма. Тогда должен поприветствовать старший, потому что Посланник Аллаха (мир ему и благословение от Аллаха) сказал: «Недозволенно мусульманину покидать своего брата (по вере) на срок больше трех дней, в течение которых они встречаются, и отворачиваются друг от друга. И лучший из них тот, кто первым начал с саляма». аль-Бухари в «Адабуль-Муфрад» (985). Хадис достоверный. Некоторые люди не хотят приветствовать младших первыми, думая, что унижаются. В таких случаях нужно проявить скромность и смиренность перед истиной. Шейх ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Если ты поприветствуешь человека, будучи старшим, в следующий раз он постыдится и даст салям первым».
3 - В Исламе необходимо учитывать положение людей. Каждый стоит на своем положении и нельзя относиться ко всем одинаково. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Прощайте людям их промахи, если они имеют уважение среди людей, кроме худуд (шариатские меры наказания)». Например, к человеку пришел гость, а рядом находится другой человек, который постоянно с ним. Может быть этот человек, который постоянно с ним имеет более высокое и достойное положение (в знании, поклонении, и т.п.), чем гость, однако гостю все равно оказывается большее уважение. Все ставится на свои места и это не будет нарушением в религии. Что касается любви или ненависти к этому человеку, то это относится совсем к другому вопросу.
4 - Если человек занимает высокое положение в обществе, ему следует проявлять скромность, подавлять высокомерие, хвастовство и кичливость. Об этом говорится в хадисе: «Всадник должен приветствовать пешего…».
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

№ 1445

Сообщение Абу Саад »

1445 وعن علي رضي الله عنه قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم :
« يجزئ عن الجماعة إذا مروا أن يسلم أحدهم ، ويجزئ عن الجماعة أن يرد أحدهم »
رواه أحمد والبيهقي .

1445 – Передают, что ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Достаточно, если за несколько идущих вместе поздоровается кто-то один. Также достаточно, если за несколько сидящих вместе один из них ответит на приветствие». Этот хадис передали Абу Дауд (5210); аль-Бейхаки (9/49); аль-Баззар (534); Абу Йа’ля (441); ад-Дыя в «аль-Мухтара», 2/242.

«Достаточно, если за несколько идущих вместе поздоровается кто-то один» - то есть обязанность снимается с других людей, если из группы людей поприветствовал кто-то один. Если идет группа, в которой есть люди разных возрастов, то салям дают старшие. Например, если человек идет вместе со своим ребенком и проходит мимо кого-либо, младший не должен опережать своего родителя и приветствовать людей первым, он должен подождать пока отец даст салям. Если же отец не поздоровался, тогда младшему следует сделать это, чтобы не была оставлена сунна саляма.
«Достаточно, если за несколько сидящих вместе один из них ответит на приветствие» - то есть обязанность снимается с других, если один из группы ответил на салям. Если поприветствовали группу людей, среди которых есть люди разных возрастов, то отвечать следует старшим.

[img]http://soliha.com/islam_kids/img/cel.png[/img] Пользы из хадиса:
1 - Салям (приветствие) является сунной нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Также, говорится, что это кифая, то есть, если кто-либо сделал это, то с других снимается обязанность. Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) ходил вместе со сподвижниками посетить больного или отвечал на приглашения, то он здоровался первым. Это подразумевается под словом «достаточно» в хадисе и это является сунной.
2 - Отвечать на салям является фардом кифая (коллективной обязанностью). Есть ли разница между тем, кому в первую очередь направлено приветствие или тем, кому оно не направлено? Например, человек заходит в собрание и приветствует, в первую очередь его салям направлен старшему человеку (по возрасту или положению) и для него будет фард ‘айн (индивидуальная обязанность) ответить. Может ли кто-то из младших ответить ему? Нет, этого недостаточно. Всевышний Аллах сказал:

﴿وَإِذَا حُيِّيْتُم بِتَحِيَّةٍ فَحَيُّواْ بِأَحْسَنَ مِنْهَا أَوْ رُدُّوهَا﴾
[/arabic]
«Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым». (Сура ан-Ниса, аят 86)
Здесь подразумевается ответ на приветствие и по самой формулировке, и по тому, каким образом следует отвечать. Например, если человек приветствует тебя радушно, с улыбкой, то соответственно и ему отвечать следует с улыбкой, и т.д. Нужно сделать это либо как он, либо еще лучше. Однако есть различные ситуации, когда уместно отвечать по-другому. Например, человек дает салям тогда, когда это не совсем к месту, то есть он видит, что идет какой-либо очень важный разговор и его приветствие будет не к месту здесь. Если ему ответят немного сухо, чтобы он понял об этом, то в этом случае это будет уместным, однако в основе нужно отвечать также, или еще лучше.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

№ 1446

Сообщение Абу Саад »

1446 وعن أبي هريرة رضي الله عنه قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم :
« لا تبدءوا اليهود ولا النصارى بالسلام ، وإذا لقيتموهم في طريق فاضطروهم إلى أضيقه »
أخرجه مسلم .

1446 – Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Не приветствуйте иудеев и христиан первыми, а при встрече с ними вытесняйте их на самую узкую тропинку». Этот хадис передал Муслим (2167).

Иудеи – это те, кто утверждает, что они последователи Мусы (мир ему). Христиане – это те, кто утверждает, что они последователи ‘Исы (мир ему).

«Не приветствуйте иудеев и христиан первыми» - то есть не говорите им: «Ас-Саляму ‘аляйкум» первыми.
«…при встрече с ними вытесняйте их на самую узкую тропинку» - то есть не нужно расступаться и уступать им место на дороге, чтобы они шли по центру, а мусульмане униженно теснились по краю. Если уступить им дорогу, то это будет считаться возвеличиванием и оказанием им почета. В данном случае человек ни в коем случае не показывает своего высокомерия, а показывает величие Ислама. Этот хадис означает, что человек должен гордиться своей религией, чувствовать и показывать её величие. Человек должен вести себя достойно, потому что это религия Всевышнего Аллаха, Творца небес и земли, которая требует поклонения только Ему. Если человек противоречит Аллаху, Его религии, то он противоречит тому, что хочет Всевышний Аллах в Своем шариате.

[img]http://soliha.com/islam_kids/img/cel.png[/img] Пользы из хадиса:
1 - Запрещено первыми приветствовать миром иудеев и христиан. Если это не иудеи и христиане, а какие-нибудь буддисты, идолопоклонники или атеисты, то тем более их нельзя приветствовать. У иудеев и христиан есть больше прав, чем у других неверных. Если это не приветствие миром (салям), а какое-нибудь другое (здравствуйте, добро пожаловать, добрый день и т.д.), то следует понять цель. Если цель запрета саляма состоит в том, чтобы не возвеличивать их, то запрещено любое приветствие. Если же у человека есть обстоятельства, которые вынуждают его, то поздороваться с иудеями или христианами разрешается (например, на работе, у начальства или в каком-либо учреждении), но нельзя давать салям. Если же они первыми поприветствовали, сказав: «Ас-саляму ‘аляйкум», тогда мы отвечаем: «Уа ‘аляйкум» или «Уа ‘аляйкумус-салям». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда вас приветствуют иудеи, то некоторые из них говорят: "Смерть тебе!", так ответьте: "И тебе!"» аль-Бухари 6257. Некоторые ученые говорят, что если они четко произносят слово «ас-Салям», тогда нужно говорить им в ответ: «Уа ‘аляйкумус-салям».
2 - Если иудеи или христиане живут под защитой исламского государства, то у них есть особое положение в религии (хукм). Если человек из людей Писания встретил мусульманина на дороге, тогда мусульманину следует продолжать идти так, как шел, а тот человек идет по краю дороги. Это нужно для того, чтобы показать величие Ислама неверующим. Также, возможно из-за такого положения, они будут побуждены к принятию Ислама, то есть, если человек примет Ислам, то у него будут такие же права, как и у верующих и здесь нет никакого унижения. Шейх ‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Однако сейчас эти хукмы не действуют по причине слабости мусульман и их зависимости от неверных. Но мы не отчаиваемся в том, что к мусульманам вернется их величие и победа».
3 - Нельзя уступать иудеям или христианам дорогу и тесниться на краю. Если это не иудеи или христиане, а другие неверные, тогда тем более запрещается это делать. Однако это не значит, что мы имеем право зажимать или толкать их, ничего не передано о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и сподвижники теснили и толкали иудеев и христиан. Такое поведение не подобает мусульманину, важно лишь то, чтобы мы не оказывали им почесть, уступая им дорогу.
Ответить