Пояснение слов имама Ахмада про обязательность такълида

Ответить
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Пояснение слов имама Ахмада про обязательность такълида

Сообщение A'mash »

Бисми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим

Пояснение слов имама Ахмада про обязательность такълида

Хвала Аллаху – Господу миров! Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи, его сподвижникам и всем, кто последовал по их пути!
А затем:

В этом небольшом обращении хотелось бы заострить внимание на распространённых и известных словах, которые сторонники мазхабизма и обязательности такълида приписывают имаму Ахмаду, используя их в качестве аргумента.
Речь идёт о следующих словах Ахмада:
“Кто заявляет, что не считает обязательным делать такълид и не делает в своей религии такълид ни за кем, то это являются словами нечестивца и врага Аллаха, который желает посредством этого отвергнуть асары, обессмыслить знание и Сунну, уединиться в своём мнении и нововведении!” См. “Табакъат аль-ханабиля” 1/31.

На первый взгляд кто-то может подумать, что эти слова Ахмада противоречат множеству его слов, где он строжайшим образом порицает и запрещает делать такълид, как за самим собой, так и за другими имамами. Однако это абсолютно не так, и ответ на этот «аргумент» с позволения Аллаха весьма прост:

Во-первых, прежде, чем использовать данные слова в качестве аргумента, необходимо знать, что эти слова недостоверны от имама Ахмада, и приписаны ему Ахмадом ибн Джа’фаром аль-Истахри.
Так, процитировав различные слова из этого послания, приписанные Ахмаду этим аль-Истахри, имам аз-Захаби сказал: “И перечислил он иные вещи из этого отвергаемого послания, которые, клянусь Аллахом, не говорил имам (Ахмад)! Да погубит Аллах выдумавшего это! А из числа наихудших вещей, которые сказаны в этом послании, это слова: “Кто заявляет, что не считает обязательным делать такълид и не делает в своей религии такълид ни за кем, то это являются словами нечестивца и врага Аллаха”. Посмотри на невежество (некоторых) мухаддисов! Как они могут передавать эти небылицы и умалчивать об этом?!” См. “ас-Сияр” 11/303.
Как мы видим, имам аз-Захаби отрицает, как достоверность этих слов имама Ахмада, так и правильность этого высказывания.

Во-вторых, даже если допустить, что данные слова достоверны от имама Ахмада, то необходимо их понимать в контексте цитированных слов и так, как понимали истинные имамы, а не понимать так, как это хочется партии мукъаллидов.
Речь в этих словах идёт не о том понятии «такълида», которое бытует в понимании поздних поколений. Однако в данных словах речь идёт о том, кто не следует пути ахлю-Сунна из числа саляфов в их понимании вопросов вероубеждения и отвергает хадисы. Ведь до этих слов в этом послании аль-Истахри перечислялись различные положения, связанные с вопросами вероубеждения ахлю-Сунна. И поэтому после этих слов сразу говорится: «который желает посредством этого (не делания такълида) отвергнуть асары, обессмыслить знание и Сунну, уединиться в своём мнении и нововведении». Т.е. в этих словах речь идёт о такълиде за саляфами в вопросах вероубеждения, что без сомнения является обязательным.

В-третьих, необходимо знать, что многие саляфы, среди которых сам Ахмад, аш-Шафи’и и др. именовали следование за доводом такълидом, и считали этот вид такълида обязательным как для учёных, так и для простолюдинов. И шейхуль-Ислям Ибн Таймия эти же слова имама Ахмада приводил в той форме, в которой смысл их становится предельно ясным. Так, разъясняя виды такълида, Ибн Таймия сказал: “Такълид за тем, касательно принятия слов которого установлен был довод, как такълид за пророками, мир им, касательно того, что они сообщили и велели, или такълид за сторонниками единогласного мнения (иджма’), такълид за передающими (хадисы) и такълид за сподвижниками, и т.п., такой вид такълида является обязательным, как для учёного, так и для простолюдина. И об этом слова аш-Шафи’и: «Я делаю такълид за сообщением (хадисом)». Или как сказал Ахмад: «Тот, кто заявляет, что он не считает обязательным делать такълид за хадисом, тот заблудший приверженец нововведения». Подобными словами они желали указать, что тот, кто не удовлетворяется тем, на что указывает достоверный хадис, не принимая его, пока своим мнением не исследует его, заявляет, что он не нуждается в нём, что не принимает ничего, кроме того, что познал своим разумом, то такой человек отверг Сунну и иджма’ общины. И он не принял то, что обязан был принять”. См. “Танбих ар-раджуль аль-‘акыль ‘аля тамуиъ аль-джадаль аль-батыль” 2/590.
Когда шейха Раби’а аль-Мадхали спросили касательно понимания этих слов имама Ахмада, он сказал: “Имам Ахмад и все прочие имамы побуждали строго следовать пути Посланника (мир ему и благословение Аллаха), держась строго Корана и Сунны, и строжайшим образом воевали со слепым такълидом. Воистину, такълид дозволяется только при вынужденности подобно употреблению мертвечины, и не делает такълид никто, кроме неспособного. Этот неспособный может быть невежественным, который не способен понимать положения и веления из Книги Аллаха и Сунны. Однако пусть не привязывается фанатично к кому-либо. Спрашивает одного учёного, спрашивает другого, не проявляя чрезмерную приверженность к конкретному из них. А кто в состоянии проявлять иджтихад, кто обладает знанием, сильным пониманием, способен извлекать положения из Корана и Сунны, прибегая к пониманию саляфов, то такой пусть следует текстам (Корана и Сунны). Таким образом, следование (иттиба’) – это основа, а такълид – вынужденность.
Что же касается такълида, который порицал имам Ахмад, то речь шла не о такълиде простолюдинов (‘аууам) в вопросах ответвлении (фикъха). А под такълидом (в этих словах) речь идёт о такълиде в религии, следовании пути верующих. К примеру, человек говорит: «Я не следую путём верующих», «Я не следую за сподвижниками и не делаю им такълид», «Я не следую за имамами ахлю-Сунна уаль-джама’а». Такой человек является заблудшим, и именно об этом говорит имам Ахмад, кто противоречит в вопросах ‘акыды, в вопросах манхаджа, говоря: «Я не делаю такълид!» Это является девизом нынешней смуты, представители которой под предлогом «отсутствия такълида» желают отвергнуть учёных и не проявлять к ним почитания. Они воюют с ахлю-Сунна”. Сл. “Та’ликъ ‘аля аль-макъуля аль-имам Ахмад”.

Таким образом, нет никакого аргумента в этих словах имама Ахмада для сторонников такълида, даже если и согласиться с тем, что эти слова однозначно достоверны.
И хвала Аллаху - Господу миров!
TIMURMALIK
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 17 сен 2016, 05:45

Re: Пояснение слов имама Ахмада про обязательность такълида

Сообщение TIMURMALIK »

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракяту. Джазакаллаху Хайрон за ваш труд! Баракя-Ллаху фикум
Ответить