О ЖЕЛАТИНЕ

Ответить
Аватара пользователя
АДМИН
Сообщения: 330
Зарегистрирован: 06 авг 2008, 02:06

О ЖЕЛАТИНЕ

Сообщение АДМИН »

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Дозволено ли употреблять продукты, в составе которых содержится желатин?

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Часто мусульмане задаются вопросом о дозволенности употребления в пищу продуктов, в составе которых содержится желатин, в силу их широкой распространенности.
Среди ученых существует разногласие относительно данного вопроса, однако для того, чтобы понять какое мнение является более сильным в этом вопросе, необходимо привести аргументы обеих сторон.
Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Каково шариатское постановление относительно продуктов, в составе которых содержится желатин, если нам известно, что корова, из которой получен желатин, заколота не в соответствии с нормами шариата?»
Шейх ответил: “То, что было заколото не в соответствии с требованиями Шариата, или то, что заколото тем, чьё жертвоприношение не дозволено, являются мертвечиной. Если огнепоклонник заколол животное, выпустив кровь и упомянув имя Аллаха, или наоборот мусульманин зарезал его не в соответствии с нормами Шариата, то такое мясо не дозволено употреблять!
И если из какой-либо части этой туши берётся что-либо и смешивается с чем-либо иным, а в том, что образовалось, оно оставит след, например, во вкусе, цвете или запахе, то образовавшаяся вещь также является запретной.
Однако, если от этого не осталось следа, то нет проблем в употреблении данного продукта, поскольку сподвижники, да будет доволен ими Аллах, ели сыр огнепоклонников, а заколотые огнепоклонниками животные являются недозволенными! Однако из сычуги берётся лишь малая часть, которая не оставляет следа в пище. И это указывает на то, что вещи, не оставляющей следа, не придается значения”. Сл. “Ликъаат Бабуль-мафтух” (№ 48).
То, о чем говорит шейх Ибн ‘Усаймин именуется в фикъхе как «истихаляту наджаса». Термин «истихаля» означает изменение сущности вещи и ее преобразование. См. “Радд аль-мухтар” 1/291.
Среди ученых существует разногласие относительно того, становится ли вещь, которая в своей основе была нечистотой (наджас) чистой в результате изменения ее свойств и качеств. Из числа ученых, кто считал, что после истихаля нечистота становится чистой, был Абу Ханифа, большинство ханафитов и маликитов, некоторые ханбалиты, среди которых наилучший знаток их мазхаба – Ибн Къудама, Ибн Хазм и захириты. Среди ученых, которые выбрали это мнение также шейхуль-Ислам Ибн Таймия, его ученик Ибн аль-Къайим и шейх аль-Альбани. См. “аль-Бахр ар-раикъ” 1/239 “аш-Шарх аль-кабир” 1/50, “аль-Инсаф” 1/31.
Имам Ибн Къудама говорил: “Любая нечистота (наджаса) становится чистой после изменения свойства и качества”. См. “аль-Мугъни” 1/59.
Имам Ибн Хазм сказал: “Если качества и свойства нечистоты или запретной вещи изменились и преобразовались в нечто другое, вследствие чего исчезло и название, с которым было связано прежнее шариатское постановление (хукм), и эта вещь приобрела другое название, то образовавшаяся вещь уже не является наджасом или же запретным. Напротив, она становится другой вещью и приобретает иное шариатское постановление (хукм)”. См. “аль-Мухалля ” 1/138.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Если то, что в своей основе является нечистотой (наджас), изменило свою сущность и превратилось в нечто дозволенное, как например кровь, мертвечина, свинина, которые попав в соляные промыслы, превращаются в соль; или сгоревшая нечистота, превращается в золу, известь и тому подобное, то в этом вопросе ученые имеют два мнения. Одни из них считают, что нечистота не становится чистой из-за изменения своего свойства, и это мнение аш-Шафи’и, одно из мнений мазхаба Малика, а также одно из мнений Ахмада. Другое же мнение состоит в том, что нечистота, изменившая свое состояние и качество, становится чистой, и это мазхаб Абу Ханифы и одно из двух мнений Малика и Ахмада, а также захиритов и других ученых. И это мнение является самым правильным, поскольку на изменившиеся вещи нет запрета в текстах Корана и Сунны. Нет доказательств на запрет этих вещей, напротив, на них распространяются тексты дозволения, поскольку они из благих вещей (т.е. дозволенных, каковым является в своей основе все мирское). Поэтому Коран, Сунна и аналогия указывают на дозволенность этого!” См. “аль-Фатауа аль-кубра” 1/231.
Ибн аль-Къайим писал: “Исходя из этой основы, очищение вина, с изменением его сущности и преобразованием в нечто другое, соответствует правильной аналогии. Вино является нечистотой, поскольку описано как скверна. Когда же исчезает то, что является причиной, то вместе с ним исчезает и то, к чему обязывает эта причина. Исходя из этого, подобная аналогия является правильной, и это распространяется на прочие виды нечистот (наджас), если они изменили свое состояние. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разрыл могилы многобожников, которые находились на месте его мечети, и не поменял землю. Аллах Всевышний сообщил о том, что молоко «образуется между пометом и кровью» (ан-Нахль 16: 66). Также мусульмане единогласно сошлись на том, что если животное питалось нечистотами, а затем было заперто и вскормлено чистым кормом, то ее молоко и мясо становятся дозволенными. Так же посевы и плоды, если их поливка производилось нечистой водой, а затем стала поливаться чистой водой, они становятся дозволенными, по причине изменения качества и свойства скверности на чистое. И обратное этому, если благое изменяет свою сущность и преобразуется в нечто испорченное, то оно становится нечистотой. Как, например вода и пища становятся мочой и экскрементами. Аллах Всевышний выводит благое из мерзкого и мерзкое из благого. И основа уже несущественна, также как несущественно описывать вещь прежними качествами”. См. “И’лям аль-муаккъи’ин” 2/14-15.
Имам аш-Шаукани сказал: “Если то, что в шариате имеет постановление наджасы, изменило свою сущность и преобразовалось в нечто другое, что не имеет постановления наджасы, как например экскременты превратившиеся в прах, а вино - в уксус, тогда то, что имело постановление нечистоты исчезает и не остается ни его имени, ни качества, ни свойства по причине которого и было прежнее постановление. А то, что образовалось, является другой вещью и оно имеет другое постановление”. См. “ас-Сайлюль-джаррар” 1/46.
Также об этом говорил хафиз Ибн Раджаб в “аль-Къауа’ид” 1/334.
Спросили шейха аль-Альбани: «Что вы скажите относительно сыра, в который добавляют часть из желудка животного, которое зарезано не в соответствии с нормами шариата?» Шейх ответил: “Если нечистота изменилась после химического воздействия, то она стала чистой вещью в соответствии с шариатом, как например вино превращается в уксус и становится дозволенным, несмотря на то, что основа его была запретной. Если нечистота преобразовалась, превратившись по причине солнца, дождя или ветра, например в соль, то мы не смотрим на основу, из чего была эта соль, а смотрим на ее нынешнее состояние”. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 9, сокращено.
Таким образом, данное мнение, что нечистота в случае изменения своего свойства и качества становится чистой, является наиболее сильным, поскольку на это указывают тексты шариата, аналогия и здравый рассудок. Приведем пример из текстов шариата. В достоверном хадисе, который приводят имамы аль-Бухари и Муслим, сообщается: «И когда шахид предстанет пред Аллахом в Судный день, его кровь будет запаха мускуса!»
Некоторые ученые говорили, что мускус в первые годы Ислама мусульмане не производили. Источником мускуса является кабарга, безрогий олень или косуля. А производили мускус только язычники, и в основе своей он производился из нечистоты, поскольку любое животное, зарезанное многобожником, не дозволено и является мертвечиной, а мертвечина – это нечистота. И если бы мускус был нечистотой, так как производился из этих животных, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не сравнил бы кровь шахидов с ней.
Также в хадисах пришло, что шкура мертвечины становится чистой после дубления.
Также сподвижники ели сыр, который изготавливали огнепоклонники, о чем мы упоминали в самом начале.
Также ученые сошлись на том, что если вино превратиться в уксус, то его употребление дозволено. И этого мнения придерживались даже те, кто считал, что вино является наджасом. Однако намеренно самому изготавливать из вина уксус запрещено. Анас рассказывал, что когда пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили: “Можно ли изготавливать уксус из вина?” Он ответил: «Нет!» Муслим 2/235.
Можно привести еще примеры для ясности: Например, туша свиньи или еще какая-либо мертвечина со временем сгнила и превратилась в прах, разве на образовавшийся прах кто-либо скажет, что это свинья или еще что-либо иное?! Ведь под словом свинья подразумевается живое существо из мяса и костей, и никто ведь не скажет, что под этим словом подразумевается пепел, железо, соль и т.п. И положение этого в шариате – запрет. Теперь допустим, что свинью или часть ее подвергли химической переработке, и получили новое вещество в виде порошка или желе. Разве кто-либо скажет, что образовавшийся порошок или желе – это свинина? Таким образом, когда исчезло качество, описание и имя первоисточника, изменилось и шариатское постановление относительно данной вещи. Что же касается тех ученых, которые считают, что вещь, являющаяся нечистотой, не меняет свое свойство и не очищается, то нет у них на это никаких доводов!
Теперь разберем подробно, что такое желатин и как его изготавливают. Речь идет именно о животном желатине, а не о желатине агар, производимого из водорослей, ибо в дозволенности этого желатина нет никаких сомнений.
Животный желатин делается из шкуры, кожи, костей, хрящей или сухожилий животных путем кипячения. Кости перед кипячением сначала обезжиривают, а их минеральные компоненты удаляют, обрабатывая кислотой. Шкуру, кожу и сухожилия промывают и обрабатывают известью, чтобы размягчить коллаген перед его превращением в желатин. При этом коллаген, входящий в состав соединительной ткани, переходит в глютин. Полученный раствор выпаривают, осветляют и охлаждают до превращения в желе, которое разрезают на куски и высушивают. Готовый сухой желатин – без вкуса, запаха, прозрачный, почти бесцветный или слегка желтый. См. «Энциклопедия “Кругосвет”», «Словарь естественных наук».
Разве после такой тщательной переработки кто-либо может сказать о самом желатине, что это свинья, кость, сухожилие или что-либо еще? И это касается только самого желатина, не говоря уже о том, что он в небольшом количестве добавляется, вместе с другими веществами в определенный продукт.
Спросили шейха Ибн Джибрина относительно определенного лекарства, содержащего в себе желатин из кишечной части свиньи, и он ответил: “Я считаю, а Аллаху ведомо всё лучше, что нет проблем в использовании этого вещества по причине того, что было упомянуто о явной её пользе, которую другие вещества не могут заменить, а также по той причине, что вещества эти изменились по причине упомянутого процесса изготовления. А те кишечные части свиньи, которые добавляются в эти лекарства, преобразовались в нечто другое. Группа учёных посчитала правильным то мнение, что нечистоты становятся чистыми с преобразованием и изменением своего первоначального вида, относительно которого был запрет. А от кишки этой свиньи не осталось ни имени, ни качества, и никто из тех, кто увидит то, что стало с этими внутренностями, не подумает о том, что это является частью свиньи, подобное даже не придёт ему в голову. Ислам дозволил то, в чём есть явная польза, если это не является нечистотой, и если нет в этом вреда”. См. “Фатауа Ибн Джибрин” (№ 10509).
Спросили также шейха Ибн Джибрина о лечении препаратом, содержащим в себе вещество «солкосерил», который получают из крови молодых телят, и шейх ответил: “Нет запрета на использование этого лекарства, в котором содержится данное вещество. Дело в том, что её состав изменил свой первоначальный вид, и многие учёные выносили фатуа о том, что нечистота становится чистой после того, как она изменила свой первоначальный скверный вид. К тому же если в этом есть исцеление от различных заболеваний, нет запрета в использовании этого”. См. “Фатауа Ибн Джибрин” (№ 10511).
На основании всего сказанного ясно, что дозволенная вещь, как лекарства, конфеты или другие продукты, в составе которых есть желатин, пусть даже из свиньи, дозволен для употребления.
Те, кто придерживается этого мнения, опираясь на приведенные веские аргументы и следуя в этом упомянутым великим ученым, не заслуживает никакого порицания. Главное, чтобы человек следовал за знанием, а не страстям, ибо много таких мусульман, которые употребляли все, в чем есть как спирт, так и желатин, не зная ничего о сказанном тут.
Что касается тех, кто по каким-либо соображениям не будет следовать данному мнению, то это их дело, однако они не в праве считать мусульман, следующих этому мнению хуже самих себя или же обвинять их в отсутствии богобоязненности! Истинная богобоязненность – это богобоязненность, основанная на знании Корана и Сунны, а не на страстях и запрещении дозволенного. Ведь никто не посмеет обвинить в нечестивости упомянутых ученых, считавших, что любая нечистота (наджаса) после изменения своего качества и свойства становится чистой!
Также необходимо отметить, что в данной теме речь идет о той нечистоте, которая полностью преобразовалась, изменив свое состояние и качество, а не о нечистоте, которая в своем изначальном виде содержится в составе чего-либо.

И в заключение, хвала Аллаху - Господу миров!
Abu Samira
Сообщения: 163
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 22:01

Сообщение Abu Samira »

уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
Ад-Дина Исламийа писал(а):хотела спросить касательно спиртового уксуса. Если написано, что в составе майонеза (кетчупа) содержится спиртовой уксус ("spirit vinegar"), дозволено ли (халяль) употреблять его в пищу?
Зависит от того, сколько там в составе спирта. Если много, то нельзя, а если не много, как например то, что в процессе изготовления исчезает или что не достигает количества, приводящего к опьянению, то тогда инша-Аллах нет проблем.
Думаю сестра эти фетвы помогут понять тебе этот и подобные вопросы:
Спросили шейха аль-Альбани: «Какого положение шоколада, в большинство из которого в процессе производства добавляют некоторое количество алкоголя? Однако, этот алкоголь в процессе производства испаряется. Подобно ли положение этого шоколада в этом случае положению сыра?»
Шейх аль-Альбани спросил: "Этот вопрос нуждается в уточнении. Первое: каково добавляемое количество алкоголя, добавляют в большом количестве или малом? Второе: правда ли то, что в процессе производства это количество алкоголя испаряется?"
Задавший вопрос сказал: «Это сказал брат, который исследовал и изучил данный вопрос. Он сказал, что добавляют туда малое количество алкоголя, и он испаряется в процессе производства».
Шейх аль-Альбани ответил: "Основываясь на этом, я говорю: на подобный вопрос мы отвечаем так же, как и на вопрос относительно лекарств. Мы все знаем, что большинство видов лекарств содержат в себе спирт, так же обстоит и с одеколонами. Относительно этих лекарств и на вопрос о шоколаде мы отвечаем следующим образом: если дело обстоит так, как ты сказал, то употребление этого дозволено! Так же дозволено это все продавать и покупать из стран неверных. Однако запрещено производить это в исламских странах! Почему такое разделение? Без сомнения, лекарство первостепенная и важная вещь, чем шоколад, так как шоколад – это роскошь, а лекарство из предметов первой необходимости. Но вместе с тем, нам нельзя производить в исламских странах, лекарства содержащие спирт. Почему? Потому что это потребует от производящих лекарства производить и спирт, потребует, чтобы они выжимали из винограда хамр (все опьяняющее), а подобное абсолютно не дозволенно, поскольку мы знаем слова пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Поистине, Аллах проклял вино и того, кто его выжимает и того, кому выжимают и того, кто его несет и того, кому его несут и того, кто его продает и того, кто его покупает и того, кто ест заработанное на этом и того, кто его пьет и того, кто им поит!» Абу Дауд, ат-Табарани, аль-Хаким, аль-Байхакъи. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 72, 1802, 5091.
И поэтому для того, чтобы производить подобные лекарства, содержащие в себе спирт, нам придется его изготавливать, а тот, кто изготавливает его, является проклятым! Что же касается лекарств, поступающих к нам из стран неверных, в которых содержится спирт, то относительно этого мы говорим: если употребление этого в большом количестве не опьяняет, то его питье является дозволенным. И тут мы возвращаемся к вопросу шоколада. Если слова того, кто тебе сообщил, что спирт испаряется после окончания его производства, является верными, то шоколад не может в своем естественном состоянии опьянить. Но я еще раз повторюсь и скажу, что нельзя это производить в исламских странах". Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 491.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Если алкоголь смешался с чем-либо и не оставляет своего следа в смешанном веществе, то оно дозволенно. И то малое количество алкоголя, которое присутствует в одеколонах и других вещах, если не приводит к опьянению, в случае употребления этого в большом количестве, не является опьяняющим (хамр). И это вещество не имеет положение опьяняющего. Это то же самое, как например, в воду попадет капля мочи, и вода не поменяет свое состояние, то она остается чистой. Если в какую-либо вещь попадет капля опьяняющего, и она не влияет на эту вещь, то оно не является хамром, и на это положение ученые указали в главах «Границы опьяняющего». Так же я хочу обратить внимание на вопрос, который для некоторых студентов непонятен, ибо они полагают, что слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Та вещь, которая опьяняет в большом количестве, запрещена и в малом количестве!», означают, что если малое количество опьяняющего смешается с большим количеством другого вещества, то оно становится запретным. Смысл хадиса состоит не в этом, смысл его в том, что если вещь опьяняет только в большом количестве, то его малое количество также запретно, даже если в малом количестве и не опьяняет. Допустим, у нас есть напиток, употребление десяти бутылок которого приводит к опьянению, а выпивка одной бутылки не пьянит, вот это одна бутылка также запретна хоть и не опьяняет. Это и есть смысл хадиса: «Та вещь, которая опьяняет в большом количестве, запрещена и в малом количестве!», а не то понимание, что если опьяняющее вещество смешалось с чем-либо, то оно тоже становится запретным”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 4/260.
Ummuhalid
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 23 май 2010, 19:27

Re: О ЖЕЛАТИНЕ

Сообщение Ummuhalid »

Ассаляму алейкум!
Вместо желатина можно использовать агар-агар (из водорослей),
особенно для кондитерских изделий!
ummjumana
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 28 июн 2011, 18:14

Re: О ЖЕЛАТИНЕ

Сообщение ummjumana »

ас саламу алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатуху, ахуат. а как насчет е 471( моно и диглицериды жирных кислот), такой же хукм? меня сестры очень им напугали, он везде, в хлебе, в йогуртах, в мороженом, шоколаде и т.д.
Нуждающийся в руководстве
Сообщения: 1223
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 23:09

О ЖЕЛАТИНЕ

Сообщение Нуждающийся в руководстве »

Уа'алейкум ас-салям уа рахмату Ллахи уа баракатуху.
ummjumana писал(а):такой же хукм? меня сестры очень им напугали, он везде, в хлебе, в йогуртах, в мороженом, шоколаде и т.д.

Сестры сами напугались видимо и цепная реакция пошла, и они решили пугать всех ))
Хукм такой же да.
Чтобы говорить о запрете чего либо нужен довод.
Уа Ллаху а'Лям.
rabinaAllaha
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 20 фев 2010, 01:42

Re: О ЖЕЛАТИНЕ

Сообщение rabinaAllaha »

السلام عليكم و رحمة الله
хотелось бы узнать дозволено ли употреблять цистеин. Его могут добавлять в печенье. В одном из сайтов написано:
"Улучшитель муки и хлеба. Производится из волос человека, шерсти животных и пера курицы."
Достоверна ли эта информация , а если да, то дозволено ли принимать в пищу то, что здесь перечислено? Если нет , то становиться ли дозволенным цистеин, после переработки, подобно желатину?
Нуждающийся в руководстве
Сообщения: 1223
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 23:09

О ЖЕЛАТИНЕ

Сообщение Нуждающийся в руководстве »

Уа'алейкум ас-салям уа рахмату Ллахи уа баракатуху.
rabinaAllaha писал(а):то становиться ли дозволенным цистеин, после переработки, подобно желатину?

Такого мнение уляма, что все что меняет свое свойство, переходит в другое состояние, запретность его теряется.
А что касается цистеина, то прочитал о нем в википедии, там ничего такого не обнаружил.
Он сам как я понял находится в веществах, как рис и т.п.
Уа Ллаху а'Лям.
salam
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 15 ноя 2012, 22:05

Re: О ЖЕЛАТИНЕ

Сообщение salam »

ассаламу галейкум! очень волнует вопрос про маргарин! если он сделан из животных жиров, можно ли его употреблять? и не понятно ложится этот жир в маргарин, в чистом виде или меняет свойства? если даже в чистом виде например ложится,то после приготовления выпечки можно ли считать что он изменил свойства и кушать?
*muslima*
Сообщения: 56
Зарегистрирован: 05 сен 2009, 23:57

Re: О ЖЕЛАТИНЕ

Сообщение *muslima* »

Ассаляму алайкум ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Чтобы до конца понять это вопрос, ответьте, мин фадликум, обладающие знанием, на следующее: какова граница в этом вопрос, после которой начинается харам? Ведь если взять мясо свиньи, высушить и сделать мелкий порошок, на это тоже не скажешь, что это свинья или мясо. Этот порошок какой хукм имеет?

Есть такие лекарства как :
~ аллохол, который содержит: желчи сухой — 0,08 г, экстракта чеснока в пересчете на сухое вещество — 0,04 г, экстракта крапивы густого в пересчете на сухое вещество — 0,005 г, угля активированного — 0,025 г.
~ мезим, в котором панкреатин – активный компонент препарата, который имеет природное происхождение (выделен из поджелудочной железы крупного рогатого скота или свиней),
~ гематоген, который делают из крови,

ПОЛУЧАЕТСЯ В НИХ НЕТ ПРОБЛЕМ? Ведь некоторые мусульмане отказываются от этих препаратов.

Есть жидкие лекарства (без спирта) , активный компонент которых что-то из секреции свиньи или др животных.

Я почитала про мускус, это как раз выделения желез некоторых животных в виде густой жидкости или, если высушить, то порошок.

Получается, не надо напрягаться читая состав лекарств (кроме как если в жидких лекарствах или спреях спирт в больших дозах) ?

Ответьте, пожалуйста, очень важно.
Ответить