ПОЛОЖЕНИЕ СИРОТ В ИСЛАМЕ

Ответить
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

ПОЛОЖЕНИЕ СИРОТ В ИСЛАМЕ

Сообщение A'mash »

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Положение сирот в Исламе

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Воистину, благое отношение к сиротам – из числа величайших проявлений исламского нрава, к которому нас побуждает Шариат Всевышнего. Более того, это дело Аллах включил в число наилучших и высочайших благодеяний, сказав: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков; кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (2: 177).
И благое отношение к сиротам было частью пророческого призыва. Когда в начале пророческого призыва некоторые сподвижники, которых притесняли неверные, совершили переселение в Эфиопию, Джа’фар ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах), отвечая на вопрос эфиопского царя о том, к чему призывает их религия, сказал: “О царь, мы были невежественными людьми, поклонялись идолам, употребляли в пищу мертвечину, говорили непристойные слова, порывали связи с родственниками и не поддерживали хороших отношений с соседями, а сильные среди нас притесняли слабых. И мы жили так, пока Аллах не послал к нам Посланника из нашей же среды, происхождение, правдивость, честность и скромность которого нам были хорошо известны. Он призвал нас к Аллаху, чтобы мы признавали только Его и поклонялись только Ему, не придавая Ему сотоварищей и отказавшись от камней и идолов, которым прежде поклонялись мы сами и наши предки. Он велел нам говорить правду, возвращать доверенное, поддерживать родственные связи и добрые отношения с соседями, и прекратить совершать запретное и проливать кровь. И он запретил нам говорить непристойные слова, лгать, проедать имущество сироты и клеветать на целомудренных женщин. И он велел нам совершать молитвы, выплачивать закят и соблюдать пост”. Ахмад (5/290), Ибн Хузайма (2260), аль-Байхакъи в “Даляиль ан-нубууа” (9/19). Имам Ибн Хузайма, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Сахих ас-Сира ан-набауия” (стр. 170-174), “Тахридж аль-Муснад” (1740).
Итак, с дозволения Аллаха рассмотрим немного подробнее отношение Ислама к сиротам.

Кто такой сирота в Исламе?
Следует знать, что в Исламе сиротой считается не только тот, у кого нет обоих родителей, но и ребенок, у которого умер отец, даже если его мать жива. И сиротство в Исламе длится до совершеннолетия ребенка. Сообщается, что ‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: “Я запомнил, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет сиротства после достижения совершеннолетия, и не следует молчать весь день до наступления ночи». Абу Дауд 2873, ат-Табарани в “аль-Аусате” 1/96, ат-Тахауи 1/280. Имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Аль-Лейс сказал: “Сирота (аль-ятим) – это тот, у кого умер отец, и он считается сиротой, пока не достигнет совершеннолетия. А после достижение совершеннолетия он перестает считаться сиротой”. См. “Тахзиб аль-люгъа” 5/29.

Сирота в Коране:
Всевышний Аллах упоминает в Своем последнем Писании – Коране о сиротах в двадцати трех аятах, что указывает на важность их положения перед Господом миров. Все эти аяты касательно сирот можно поделить на три группы: Первая касается побуждения проявлять благое отношение, заботу и мягкость в отношении сирот. Вторая группа относительно их общественного права. И третья касается подробного разъяснения касательно распоряжения имуществом сирот со стороны их опекунов и попечителей.
Приведем с дозволения Аллаха некоторые из этих аятов:
Всевышний Аллах сказал: «Они спрашивают тебя о сиротах. Скажи: “Делать им добро – благой поступок”» (аль-Бакъара: 2: 220).
Всевышний и Всемогущий Аллах также сказал: «Посему сироту не обижай! И просящего не гони» (ад-Духа 93: 9-10).
Хафиз Ибн Касир в толковании к этому аяту сказал: “Т.е. так же, как ты был сиротой (о Мухаммад) и позаботился о тебе Аллах, то и ты не обижай сироту, т.е. не унижай его, не прогоняй и не притесняй. Однако, проявляй к нему благо и мягкость. Къатада говорил: «Будь для сироты подобно сострадательному отцу»”. См. “Тафсир Ибн Касир” 5/385.
Всевышний Аллах также сказал: «Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками и находящимся рядом спутникам» (ан-Ниса 4: 36).
Также Всевышний Аллах, перечисляя качества благочестивых Своих рабов, сказал: «Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на любовь к ней. Они говорят: “Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!”» (аль-Инсан 76: 8-9).
В упомянутых аятах Всевышний Аллах велел обходиться по-хорошему с сиротами, тогда как в других сурах Он выразил порицание относящимся к ним по-плохому. Так, Всевышний Аллах сказал: «Видел ли ты того, кто считает ложью воздаяние? Это – тот, кто гонит сироту и не побуждает накормить бедняка» (аль-Ма’ун 107: 1-3).
Всевышний Аллах также сказал: «Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами, тот говорит: “Господь мой почтил меня!” Когда же Он испытывает его, ограничивая его в пропитании, тот говорит: “Господь мой унизил меня!” Вовсе нет! Вы сами не почитаете сироту, и не побуждаете друг друга кормить бедняка, жадно пожирая наследство» (аль-Фаджр 89: 15-19).
Также Всевышний Аллах строжайшим образом запретил опекающим сирот до их совершеннолетия пожирать доставшееся им наследство, сказав: «Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет зрелого возраста» (аль-Ан’ам 6: 152).
Всевышний Аллах также сказал: «Испытывайте сирот, пока они не достигнут брачного возраста. Если обнаружите в них зрелый разум, то отдавайте им их имущество. Не пожирайте его, расточительствуя в спешке, пока они не вырастут. Кто богат, пусть воздержится, а кто беден, пусть ест по справедливости. Когда вы отдаете им их имущество, то делайте это в присутствии свидетелей. Но довольно того, что Аллах ведет счет» (ан-Ниса 4: 6).
Всевышний Аллах также сказал: «Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени» (ан-Ниса 4: 10).
Шейх-муфассир Мухаммад Амин аш-Шынкъити сказал: “В этих аятах Корана содержится веление не причинять вреда сиротам и их имуществу, а наоборот, стремиться принести пользу им самим и их имуществу”. См. “Адуаъ аль-баян” 8/564.

Сирота в Сунне:
Также и пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) очень часто побуждал в своих хадисах относиться наилучшим образом к сиротам, обещая за это великую награду. Более того, как было упомянуто в начале, благое отношение к сиротам занимало место в пророческом призыве.
Сахль ибн Са‘д (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я и опекающий сироту будем в Раю так же близки», и, сказав это, он сделал знак указательным и средним пальцами”. аль-Бухари 6005.
А со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Опекающий сироту из числа его родственников или посторонних ему людей будет в Раю столь же близок ко мне, как два этих». Передав этот хадис, Малик ибн Анас сделал знак указательным и средним пальцами”. Муслим 2983.
Имам ан-Науауи сказал: “Опекающим сироту является тот, кто заботится о его делах, расходуя на него, одевая его, воспитывая, обучая его, и тому подобное. И это достоинство заслуживает тот, кто заботился о нем из своего имущества, или же из имущества самого сироты, которым он распоряжался согласно установлениям шариата”. См. “Шарх Сахих Муслим” 18/151.
Имам Ибн Батталь сказал: “Тому, кто услышал этот хадис необходимо поступать в соответствии с ним, чтобы быть спутником пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Раю. Ведь нет места почетнее в мире ином, чем это!” См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 9/217.
Зурара ибн Аби Ауфа передал со слов человека своего племени по имени Ибн Малик, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто позаботился о сироте в его еде и питье, пока он не перестал нуждаться, для того Рай станет обязательным». Ахмад 5/29, Абу Я’ля 926. Хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Маджмау-ззауаид” 8/164, “Сахих ат-таргъиб” 2543.
Му’аз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправлял его в Йемен с призывом к исламу, он ему сказал: «Я завещаю тебе бояться Аллаха, быть правдивым в словах, выполнять договор, возвращать вверенное тебе, не поступать вероломно, обходиться хорошо с соседом, быть милосердным к сироте, добрым в словах, распространять салам и сносить обиды». аль-Хараиты в “Макарим аль-ахлякъ” 156, 196, аль-Байхакъи в “аз-Зухд” 364. Исследователь книги “Макарим аль-ахлякъ” – доктор ‘Абдуллах аль-Хумайри назвал хадис хорошим.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщатся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О Аллах, поистине, я запрещаю ущемлять права двух слабых: сироты и женщины!» Ахмад 2/439, Ибн Маджах 3678. Имам ан-Науауи, хафиз аль-Бусыри, шейх аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса.
Имам ан-Науауи сказал: “Слово “запрещаю” (ухарриджу) означает “обвиняю в грехе” того, кто ущемит права этих двоих, серьёзнейшим образом предостерегаю от этого и недвусмысленно призываю воздержаться от подобного”. См. “Рияд ас-салихин” 274.
Имам ас-Синди сказал: “Смысл хадиса в том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) призвал Аллаха в свидетели касательно того, что он довел их положение до своей общины”. См. “Хашия ‘аля Ибн Маджах” 4/193.
Ка’б ибн Малик и Са’ид ибн аль-Мусайиб рассказывали: “Первая вещь, за которую упрекал посланник Аллаха Абу Любабу заключалась в том, что между Абу Любабой и одним сиротой была тяжба за пальмы, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) вынес решение в пользу Абу Любабы. Тогда сирота заплакал, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал Абу Любабе: «Оставь их ему». Но тот отказался. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) снова сказал: «Оставь их ему и будет тебе подобное в Раю!» Он все равно отказался. Тогда Ибн Дахдаха отправился к Абу Любабе и выкупил у него эти пальмы, а после этого пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «О посланник Аллаха, если я отдам пальмы этому сироте, то мне будет в Раю нечто такое?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Да». Тогда он отдал их сироте, а посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) после этого часто говорил: «Сколько же будет огромных пальм у Абу Дахдаха в Раю!» аль-Хараиты в “Макарим аль-ахлякъ” 197, аль-Байхакъи 11553, ат-Табарани в “аль-Кабир” 22/30. Исследователь книги “Макарим аль-ахлякъ” – доктор ‘Абдуллах аль-Хумайри назвал хадис достоверным в силу усиливающих его версий.
Более того, Ислам побуждает нас даже просто погладить голову сироты, не говоря уже о том, что выше этого! Со слов Абу Хурайры сообщается, что однажды к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришел один человек и пожаловался на черствость своего сердца. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ему сказал: «Если ты желаешь, чтобы твое сердце стало мягким, то накорми бедняка и погладь голову сироты». Ахмад 2/263, ат-Табарани в “Мухтасар Макарим аль-ахлякъ” 1/120. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. “Фатхуль-Бари” 11/151, «Сахих аль-джами’» 1410.
Со слов Абу ад-Дарды (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Хотел бы ты, чтоб смягчилось твое сердце, и исполнилась твоя нужда? Будь милостив по отношению к сироте, погладь его по голове, накорми из того, что ешь сам, и тогда смягчится твое сердце и исполнится твоя нужда». ат-Табарани в “аль-Кабир”. Хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Файдуль-Къадир” 1/142, «Сахих аль-джами’» 80.
Башир ибн Гъазия рассказывал: “Мой отец пал смертью шахида в одном из походов вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха). Проходя после этого мимо меня, когда я плакал, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: «О сынок, почему ты плачешь? Разве не будешь ты доволен тем, что я стану твоим отцом, а ‘Аиша твоей матерью?» На что я сказал: «Конечно, да станут мои отец и мать выкупом за тебя, о посланник Аллаха!»” аль-Бухари в “ат-Тарих” 2/78, Ибн ‘Асакир в “ат-Тарих” 3/377. Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3249.
И таковым же было отношение сподвижников и имамов после них к сиротам. Так, Абу Бакр ибн Хафс рассказывал: “Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) никогда не ел, кроме как в его трапезе принимали участие сироты”. аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 136. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

О подкидышах и бездомных детях
И если таково положение сироты в Исламе, а это тот, у кого умер отец, но жива мать, то что можно сказать о бездомных детях и подкидышей, у которых нет ни отца, ни сострадательной матери, ни даже родственников?!
Шариат побуждает исламскую общину брать на себя заботу и опеку касательно подкидышей и бездомных детей. Ведь если не проявить к ним нужного внимания в их детстве, когда они больше всего нуждаются в заботе и руководстве, то они могут вырасти далеко не праведными людьми!
Когда шейха Ибн Джибрина спросили о подкидышах и бездомных детях, он сказал: “Ребенок, о родителях которого ничего неизвестно имеет те же постановления, которые касаются и подкидыша (лякъыт). Это ребенок, происхождение которого неизвестно, будь он брошенным или потерянным. То же самое касается и детей, рожденных в результате прелюбодеяния. Взять такого ребенка для воспитания в детстве является общей обязанностью общины (фард кифая) по причине почета человека. И для исламской общины является обязательным оберегать таких детей, заботиться о них и расходовать на них, пока они не достигнут совершеннолетия. А тому, кто сделает это, полагается великая награда!” См. “Фатауа Ибн Джибрин” № 4058.
Ибн Шихаб рассказывал: “Как-то Абу Джамиля нашел ребенка по имени Манбуз во время правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах. Абу Джамиля сказал: “Я пришел с ним к ‘Умару, и он сказал мне: «Что побудило тебя забрать себе эту душу?!» Я нашел его потерявшимся и взял его. Тогда советник ‘Умара сказал ему: «О амир правоверных, поистине, он праведный человек!» ‘Умар спросил: «Все так и было?» Я ответил: “Да”. Тогда ‘Умар сказал: «Ступай, поистине, этот ребенок свободный, и тебе опека над ним, а нам расходование на него»”. Малик 2/738. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. См. “аль-Ируа” 1573.
Обратите внимание, как, несмотря на то, что этого ребенка взял под свою опеку Абу Джамиля, ‘Умар постановил, что расходы на него будут идти с казны мусульман.
Сообщается, что халиф ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз однажды написал письмо своему наместнику в Басре, в котором было следующее веление: “И обрати внимание на тех из числа неверных, находящихся в договоре (ахлю-зимма), кто достиг преклонного возраста, чьи силы иссякли, и кто не в состоянии зарабатывать. Давай ему денег с казны мусульман на его нужды”. Абу ‘Убайда в “аль-Амуаль” 1/170.
И если ранние халифы мусульман проявляли заботу даже о стариках из числа неверных, то трудно себе представить, какое внимание они уделяли сиротам и детям без родителей!

Важное примечание:
В Исламе запрещается усыновление или удочерение, и об этом Всевышний Аллах сказал: «Он не сделал ваших приемных детей вашими сыновьями. Это – всего лишь слова из ваших уст. Аллах же глаголет истину и наставляет на прямой путь. Зовите их (приемных детей) по именам их отцов. Это более справедливо перед Аллахом. Если же вы не знаете их отцов, то они являются вашими братьями по вере и вашими близкими» (33: 4).
Запрет на усыновление касается именно того, чтобы ребенку давалась фамилия усыновителя, чтобы он входил в число его наследников, приписывался к ненастоящим родителям и т.п.
Однако необходимо отметить, что запрет в Исламе на усыновление не означает, что нельзя расходовать на сирот и бездомных детей, оказывать им помощь, приютить их, воспитывать и т.п. Напротив, все это дозволено и весьма похвально, на что указывают приводившиеся выше аргументы.
Учёные Постоянного комитета говорили: “Поистине, дети, лишенные родителей, по своему положению подобны сиротам. Более того, они в еще большей нужде о заботе, чем сироты, чье происхождение известно, поскольку у них нет даже родственников, к которым они могут обратиться в трудности. По этой причине тот, кто заботится о ребенке, потерявшем родителей, происхождение которого неизвестно, входит в число тех, кто заслуживает награду за опеку над сиротой!” См. “Фатауа аль-Ляджна” 14/255.

Прошу Всевышнего Аллаха – Господа миров воздать наилучшим в обоих мирах каждому мусульманину и мусульманке, кто с благим намерением опекал и помогал сиротам и бездомным детям! И прошу Аллаха, чтобы количество таких детей не увеличивалось!

И в завершение, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров!
Аватара пользователя
Abu Yakub al Kabardini
Сообщения: 120
Зарегистрирован: 11 окт 2012, 21:18
Откуда: КБР,г.Нальчик

Re: ПОЛОЖЕНИЕ СИРОТ В ИСЛАМЕ

Сообщение Abu Yakub al Kabardini »

Амин, Джазака-Ллаху хъэйр брат мой, очень полезная статья, как и весь наш форум, барака-Ллаху фик!
Ответить