Сунной является рукопожатие только одной рукой?

Ответить
Abu Samira
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 22:01

Сунной является рукопожатие только одной рукой?

Сообщение Abu Samira » 07 ноя 2010, 14:33

Сунной является рукопожатие только одной рукой?

Рукопожатие и приветствие друг друга из исламского этикета и проявления благого нрава. Оно выражает любовь и симпатию существующее между двумя обменивающимися рукопожатием. Также это способствует устранению между мусульманами злобы, ненависти и неприязни. О достоинстве рукопожатия существует великий хадис, в котором говорится: «Когда двое мусульман встречаются и пожимают друг другу руки, их грехи обязательно прощаются им, еще до того, как они расстаются друг с другом». Абу Дауд 5212, «ас-Сильсиля ас-Сахиха» 525.
Также посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: если ты встретишь (мусульманина), то приветствуй его, если он пригласит тебя, ответь на его (приглашение), если он попросит у тебя совета, дай ему совет, если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, пожелай ему блага, если он заболеет, навести его, а если он умрёт, то проводи его (в последний путь)» Муслим 2162.
Рукопожатие было обычаем и среди сподвижников (да будет доволен ими Аллах). От Катады передается, что он спросил Анаса бин Малика: «Пожимали ли друг другу руки сподвижники посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)?» - и он сказал: «Да». аль-Бухари 6263.
Имам ан-Науауи сказал: «Рукопожатие при встрече является сунной по единогласному мнению ученых». См. «Фатх аль-Бари» 11/55.
Он также сказал: «При встрече пожимать друг другу руки желательно, это без разногласия является сунной». См. «аль-Минхадж» 17/116.
Рукопожатие – это когда один помещает свою ладонь в ладонь другого. Такого значение этого слова в арабском языке, как об этом говорится в «Му’джам макайис аль-люга» 3/229 и в других толковых словарях арабского языка.
В соответствии с этим и понимаются хадисы о рукопожатии, поэтому большинство ученых считает, что сунной является рукопожатие одной рукой, и это было постоянным, привычным действием среди сподвижников (да пребудет над ними довольство Аллаха).
Шейх аль-Мубаракфури сказал: «Знай, что рукопожатие при принесении присяги является сунной, а рукопожатие по сунне правой рукой. Муслим передал в своем достоверном сборнике от ‘Амра бин аль-‘Аса, который сказал: “Я пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал ему: - Протяни свою правую руку, я присягну тебе, и он протянул свою правую руку”. аль-Кари в комментарии к этому хадису сказал: “То есть, раскрой свою правую руку и протяни ее, чтобы я вложил в нее свою правую руку, как это принято делать при принесении присяги”. Также и рукопожатие при встрече по сунне производится тоже правой рукой. А что касается рукопожатия двумя руками при встрече или при принесении присяги, то нет на это прямого указания в каком-либо достоверном хадисе, восходящем до пророка (мир ему и благословение Аллаха), и этот вопрос мы исследовали в нашем трактате под названием “аль-Макаля аль-хусна фи суннияти аль-мусафахабиль-йад аль-юмна”» См. «Тухфа аль-Ахуази» 5/221-222.
Он также сказал: «Знай, что при рукопожатии сунной является пожимать ее одной рукой, я имею в виду правую руку, обоюдное рукопожатие правой рукой, как при встрече, так и при принесении присяги». См. «Тухфа аль-Ахуази» 7/518.
Шейх аль-Альбани в своем достоверном сборнике хадисов «Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха», после того как привел хадис о том, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) провожал путников в путь, и различные версии этого хадиса, в которых упоминается рукопожатие, сказал:
«Полезные выводы, извлекаемые из этого хадиса:
- Рукопожатие выполняется одной рукой, упоминание этого пришло также во многих других хадисах. Это указание, содержащееся в данном хадисе, также подтверждается объяснением происхождения этого слова в арабском языке. В «Лисан аль-‘араб» сказано: “аль-Мусафаха (рукопожатие) – брать за руку, «ат-тасафух» имеет тоже значение. Человек пожимает руку человеку, когда кладет свою ладонь в ладонь другого, плотно прижимают их друг к другу, и обращаются друг к другу лицом к лицу”
Я же говорю, что некоторые прежде упомянутые хадисы содержат в себе этот же смысл, например хадис от Хузайфы, цепочка передачи которого восходит до посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Когда верующий встречает верующего, приветствует его, берет его руку и пожимает ее, с них спадают их грехи, подобно тому, как листья спадают с деревьев».
См. «ас-Сильсиля ас-Сахиха» 2/59 № 526.
Хафиз аль-Мунзири к этому хадису сказал: “Его передал ат-Табарани в «аль-Аусат» и я не знаю среди передатчиков этого хадиса дискредитированного” 3/270.
Я говорю, что у этого хадиса есть подтверждающие версии, которые выводят его до степени достоверного хадиса. Из них то, что передается от Анаса в «аль-Мухтара» 240/1-2 ад-Даия аль-Макдиси, а аль-Мунзири приписал его к Ахмаду и другим.
Все эти хадисы указывают, что сунной является рукопожатие одной рукой, а то, что некоторые шейхи пожимают руку двумя руками, противоречит сунне, так пусть же это будет известно.
- Рукопожатие допустимо также и при расставании, что подкрепляется общим смыслом слов пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Полнотой приветствия является рукопожатие». Этот хадис «хороший» с учетом путей его передачи, и возможно мы ему посветим отдельный раздел, если это будет угодно Аллаху. Но, после того как я изучил его пути передачи, для меня стало ясным, что они очень слабы, и не пригодны для усиления этого хадиса и не берутся в расчет, поэтому этот хадис я привел в другом сборнике «ас-Сильсиля ад-Да‘ифа».
Указание на правомерность рукопожатия при расставании, содержащееся в вышеупомянутом хадисе, выявляется в совокупности с хадисом, что приветствовать допускается также и при расставании: «Когда кто-нибудь из вас явится в собрание, пусть приветствует (присутствующих), и когда он захочет уйти, пусть (тоже) приветствует их, ибо первое не более обязательно, чем второе». Хадис передали Абу Дауд, ат-Тирмизи и другие, с «хорошей» цепочкой передачи.
См. «Сахих аль-Джами’» 400, «ас-Сильсиля ас-Сахиха» 183.
Мнение некоторых, что рукопожатие при расставании нововведение, безосновательно.
Да, осведомленный о хадисах рукопожатия при встрече, находит их сильнее и большими по количеству, чем хадисы о рукопожатии при расставании, но тот, кто обладает глубоким пониманием, извлекает из этого, что по степени правомерности второе рукопожатие не такое как первое, ибо первое является сунной, а второе желательным, но чтобы это было нововведением, то это не так, ввиду упомянутого нами указания.
А что касается рукопожатия после завершения молитвы, то это, без сомнения, нововведение, если только двое не встретились до молитвы и обмениваются рукопожатием после молитвы как при встрече, то это, как тебе уже стало известно, является сунной»
. См. «ас-Сильсиля ас-Сахиха»1/51-53.
Фетва ученых Постоянного комитета:
«Мы не знаем ничего относительно рукопожатия двумя руками, но не стоит так поступать, предпочтительно пожимать руку одной рукой». См. «Фатауа аль-Ляджна ад-Даима» 24/125.
Что касается мнения некоторых факихов ханафитского и маликитского правовых школ, что желательно пожимать руку двумя руками, то постоянное и неуклонное совершения этого, не установлено ни от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ни от его сподвижников. Самое большое, что есть на эту тему, это упоминание в некоторых хадисах, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) брал руку некоторых сподвижников двумя руками, для повышения внимания при обучении. Из них предание в достоверном сборнике аль-Бухари (6265) от ‘Абдуллаха бин Мас‘уда: “Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) научил меня словам ташаххуда точно так же, как он обучал меня сурам Корана, держа при этом мою ладонь в своих руках”. Но это не было привычным делом и не имело постоянного характера, как это было установлено выше, в основе, рукопожатие производится одной рукой, и на это есть прямые указания в хадисах, упомянутых ранее. Напротив, само это предание свидетельствует против них же, ибо если бы обычаем было рукопожатие двумя руками, то Ибн Мас‘уд не подчеркнул бы это обстоятельство, а то, что он акцентировал на это внимание указывает, что данный поступок не был обыкновением пророка (мир ему и благословение Аллаха) в обращении со своими сподвижниками.
Аль-Мубаракфури сказал: «То, что передано в достоверном сборнике аль-Бухари от ‘Абдуллаха бин Мас‘уда: “Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) научил меня словам ташаххуда точно так же, как он обучал меня сурам Корана, держа при этом мою ладонь в своих руках”, то очевидно это не было тем рукопожатием, которым принято обмениваться при встрече. Это было одним из методов повышения внимания при обучении, как это делают взрослые при обучении младших, берут их за руку или за обе руки. Это же мнения озвучили правоведы ханафиты, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) держал ладонь Ибн Мас‘уда двумя руками, для увеличения его внимания и интереса к обучению ташаххуда. То что, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллах) при обучении брал руку обучаемого достоверно установлено, и передается во многих других хадисах». См. «Тухфа аль-Ахуази»7/522.
Но все же рукопожатие двумя руками не считается нововведением и это допустимо. Аль-Бухари в своем достоверном сборнике во введении к главе: "Рукопожатие двумя руками" передал сообщение: «Хаммад бин Зайд пожал руку Ибн аль-Мубарака двумя руками».
Но сунной является рукопожатие одной рукой и лучше ограничиваться этим.
Аллах же знает обо всём этом лучше!

Некоторые примечания:
- «Пожимая руку мужчине, он не отпускал ее до тех пор, пока тот сам не отпускал руку посланника Аллаха». См. «ас-Сильсиля ас-Сахиха» № 2485 5/635-637.
- Имам Альбани (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Из внесенных нововведений в наше время, и о новшестве чего может судить только тот, кто обладает твердыми знаниями о сунне, которой придерживался посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и праведные предшественники то, когда входящий приветствует и пожимает руку, ведь «полнотой приветствия является рукопожатие». Хоть этот хадис является слабым со стороны цепочки передач, но смысл его верен, но ошибка с каждым пожатием руки произносить слова приветствия: салямун ‘алейкум, салямун ‘алейкум. Если 20 человек в собрании, то 20 кратное произнесения слов приветствия – это есть нововведение. При присоединении к собранию, сунной является однократное приветствие присутствующих и если представляется возможным пожать руку каждому, это будет лучше и долговечнее. Но если нет такой возможности, то поприветствовав присутствующих, он уже выполнил обязательное предписание, так как каждый мусульманин при встрече другого мусульманина обязан приветствовать его . Рукопожатие же является желательной сунной, как передавали некоторые сподвижники: «Каждый раз как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) встречал нас он пожимал нам руку», но добавление к тому, что делал и говорил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и есть нововведение». Сл. «Сильсиля аль-Худа уа ан-Нур» № 181.
- Мухаммад Салих аль-Мунаджид сказал: «Иногда рукопожатие сопровождается небольшим покачиванием пожатых рук, но делать это нужно мягко. Из ошибок, допускаемых во время рукопожатия то, что когда пожимают руку, то сжимают ее так сильно, что хрустят пальцы, причиняя такую мучительную боль, что чуть ли тот, кому сжали руку не говорит: лучше бы я не пожимал ему руку, или видишь, как он пытается высвободить свою руку, или же побыстрее хочет убрать ее. Нет сомнения, что подобное не из правил благопристойного поведения, также как и сильное покачивание рукой при ее сжатии, тоже не входит в правила благопристойного обращения. Рукопожатие это помещение ладони в ладонь другого, легко и мягко, таким и должно быть рукопожатие, а то рукопожатие, которое причиняет боль другому не допустимо шариатом. Сильный должен проявлять мягкость к слабому, а взрослый заботу о младшем и пожимать руку должны мягко и легко».
Источник записи слушать с (08 мин. : 28 сек.)



аль Бара'
Сообщения: 75
Зарегистрирован: 25 май 2010, 07:55
Откуда: محج قلعة

Re: Сунной является рукопожатие только одной рукой

Сообщение аль Бара' » 07 ноя 2010, 18:25

Ас салям алейкум ва рахматуллах.
То есть пожатие двумя руками макрух? А есть же правило в шариате, что если адаб не противоречит шариату, то разрешается его делать', типо этого... Просто адаб у нас например пожатия двумя руками.
ДжазакАллаху хайр за статью



Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 2956
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash » 08 ноя 2010, 01:18

То есть пожатие двумя руками макрух? А есть же правило в шариате, что если адаб не противоречит шариату, то разрешается его делать', типо этого... Просто адаб у нас например пожатия двумя руками.
Если почитать внимательно статью выше, то можно сделать вывод, что ЛУЧШЕ не здороваться двумя руками.
ОДНАКО, если кто-то и будет здороваться двумя руками, то это не заслуживает порицания и упрёка, даже если кто-то из шейхов и высказывался на этот счёт строго.
Например, упоминавшийся выше хадис:
Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) научил меня словам ташаххуда точно так же, как он обучал меня сурам Корана, держа при этом мою ладонь в своих ладонях”. аль-Бухари 6265.
Дело в том, что имам аль-Бухари привёл этот хадис в главе, названной им: «О взятии руки двумя руками», после чего сразу же упомянул асар о том, как Хаммад ибн Зейд поздоровался с Ибн аль-Мубараком двумя руками. И это указывает на связь названия главы с приветствием.
Более того, прям до этой главы имам аль-Бухари привёл этот же хадис Ибн Мас’уда в главе «О рукопожатии».
И в этом довод на то, что сам аль-Бухари считал дозволенным здороваться двумя руками, так как он не ограничил взятие руки двумя руками лишь при обучении человека, как ограничил это шейх аль-Мубаракфури.
Поэтому имам Ибн Батталь в комментарии к главе «О взятии руки двумя руками», сказал: “Взятие руки двумя руками – это добавка в рукопожатии, и это является желательным для учёных”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 9/45.
А что касается асара, как Хаммад ибн Зейд поздоровался с Ибн аль-Мубараком двумя руками, то шейх Ибн ‘Усаймин касательно него сказал: “В этом асаре опровержение мнению тех, кто считал это (рукопожатие двумя руками) нежелательным. Дело в том, что некоторые учёные считали нежелательным, чтобы в случае рукопожатия кого-то, он прикладывал левую руку к тыльной стороне ладони. Однако правильным мнением является то, что это не является нежелательным, напротив, это лишь увеличение в проявлении почтения и любви”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 8/56.
Также на правомочность рукопожатия двумя руками может служить и следующий асар:
‘Абду-р-Рахман ибн Разин рассказывал: “Как-то мы проезжали мимо деревни Рабза и нам сказали: «Тут находится Саляма ибн аль-Акъуа’ (да будет доволен им Аллах)». Тогда мы прибыли к нему и поприветствовали его, а он вытянул обе свои руки и сказал: «Я давал присягу этими обеими руками Пророку Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!» И он вытянул большую ладонь, словно лапа верблюда, и мы потянулись к ней поцеловали её”. аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 793. Иснад хороший. См. “Сахих аль-Адаб аль-муфрад” 747.
И кстати, этот асар опровергает слова шейха аль-Мубаракфури, что сподвижники при присяге протягивали только одну руку.
Также, когда шейха Ибн База спросили: «Рукопожатие совершается одной рукой или двумя руками одновременно?», он ответил: “Если он поздоровался одной правой рукой, то это достаточно. А если есть нужда в том, чтобы он положил и вторую руку на его ладонь, то нет в этом проблем. Это – добавка. Вопрос в этом имеет широту. Правой рукой – достаточно. Но если он приложит и левую руку, то нет ин ша-Аллах в этом проблем. Это из числа проявление внимания и верности”. Сл. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб”.
Послушать ответ шейха:
http://www.alandals.org/gets.php?fid=17 ... pid=181001
Одним словом, вопрос о саламе двумя руками – не из числа тех, которые следует делать предметом споров, порываний или даже порицания.
Уа-Ллаху а'лям.



بورجان أ‎‎بو‎ ‎محمّد
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 06 сен 2010, 17:37
Откуда: Казахстан, Актобе

Re: Сунной является рукопожатие только одной рукой

Сообщение بورجان أ‎‎بو‎ ‎محمّد » 01 дек 2010, 14:05

Ассаляму 'алайкум уа рохматуЛлаhи уа барокятуh! ИншаАллаh, Братья, можете привести слова ученых о рукопожатии при расставании. У нас тут один брат говорит что это бид'а, что на это нет никаких доводов. Мнение аль-Альбани рохимаhуЛлаh, кажется слабым, потому что нету прямых указании на то что это делал Пророк соллаЛлаhу 'алайhи уасСаллям, и сахабы родыйаЛлаhу 'анhум.



Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 2956
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash » 01 дек 2010, 15:44

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
بورجان أ‎‎بو‎ ‎محمّد писал(а):У нас тут один брат говорит что это бид'а, что на это нет никаких доводов. Мнение аль-Альбани рохимаhуЛлаh, кажется слабым, потому что нету прямых указании на то что это делал Пророк соллаЛлаhу 'алайhи уасСаллям, и сахабы родыйаЛлаhу 'анhум.
Брат, а как ты можешь взять мнение какого-то "брата", оставив при этом мнение и понимание шейха аль-Альбани?! Или говорить о том, что мнение шейха аль-Альбани слабое, не имея при этом мнений других ученых, кроме слов какого-то брата?!
У нас есть понимание слов шейха аль-Альбани в данном вопросе, и чтобы теперь поставить его под сомнение, нам нужны слова других ученых, которые бы говорили, что это не Сунна или что это нововведение и т.п. Тем более сам аль-Альбани же сказал, что слова некоторых, что рукопожатие при расставании "является нововведением" не имеет основы!
А до тех пор, пока кто-то не приведет слова других ученых, мне кажется глупо менять понимание признанного ученого на слова какого-то брата.
И у шейха аль-Альбани в этом вопросе в качестве довода не только слабый хадис, но и обобщенные тексты, в которых указывается на важность саляма и после расставания, хоть в них конкретно и не говорится о саляме с рукопожатием. Однако опять же, известно из многих хадисов, что когда салям сопровождается рукопожатием - это лучше.
И дело в том, дорогой брат, что если каждый из нас сейчас начнет противопоставлять свои слова и мнения словам ученых, то начнется бардако-иджтихад.
Все просто, приведи слова ученых и все.
А в противном случае ты можешь считать сам как полагаешь и желаешь, но не навязывать это мнение другим, противопоставляя его пониманию и мнению большого ученого, тем более известно, как говорил имам аш-Шатыби, что слова ученых для простого народа, подобно шариатским доказательствам для муджтахидов. См. “аль-Мууафакъат” 4/292.
И Всевышний Аллах велел ведь обращаться к ученым в случае незнания, сказав: «Спросите же обладателей знания, если сами вы не знаете» (ан-Нахль 16: 43).
И вот не зная этот вопрос, мы ищем слова ученых, и находим мнение шейха аль-Альбани, после чего мы берем его пока не находим слов других ученых. А найдя слова и других ученых, мы начнем смотреть на их аргументацию, если эти мнения различны.
Уа-Ллаху а'лям.



بورجان أ‎‎بو‎ ‎محمّد
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 06 сен 2010, 17:37
Откуда: Казахстан, Актобе

Re: Сунной является рукопожатие только одной рукой

Сообщение بورجان أ‎‎بو‎ ‎محمّد » 02 дек 2010, 07:01

Все понятно, АльхамдулиЛлаh!
ДжазакяЛлаhу хойрон за разъяснение.



Аватара пользователя
Abu 'Abdulla
Сообщения: 453
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 23:18

Re: Сунной является рукопожатие только одной рукой

Сообщение Abu 'Abdulla » 06 дек 2010, 04:06

Sulayman Abu Salih писал(а):И ещё вопрос: какой должна быть форма приветствия у женщин? Могут ли они пожимать друг другу руки или целовать друг друга в щёку при встрече и расставании?
Пока для женщин в этом вопросе не будет известно исключающих текстов, то обращение к мужчинам относится и к женщинам, на что есть конкретное указание:
‘Аиша рассказывала: “Однажды посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили о человеке, который нашел выделение, но не может вспомнить о поллюции во сне. На что он ответил: «Ему следует искупаться». А когда его спросили о человеке, который видел возбуждающий сон, но не нашел выделений. Он ответил: «Он не обязан купаться». Умм Суляйм тогда спросила: “А если женщина увидит подобное во сне, обязана ли она купаться?” Он ответил: «Да. Поистине, женщины - родные сестра мужчин!»(Абу Дауд 236, ат-Тирмизи 113. Имам Ибн аль-Къатан и шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса)
В комментарии к этому хадису имам аль-Хаттаби сказал: “Из этого хадиса понимается, что если обращение идет в мужском роде, то в это входят и женщины, кроме как в определенных местах, на которые указали конкретные исключающие доказательства!” (См. “Ма’алиму-Ссунан» 1/161)
То же самое цитирует и шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Адаби, автор известного комментария к сборнику хадисов имама Абу Дауда. (См. «‘Аунуль-Ма’буд» 1/295)

Теперь непосредственно самого целования и обнимания:
Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, был спрошен:
(وقد سئل النبي صلى الله عليه وسلم يا رسول الله الرجل منا يلقى أخاه أو صديقه أينحني له قال " لا " قال فيلتزمه ويقبله قال "لا " قال فيأخذ بيده ويصافحه قال " نعم ")
“О посланник Аллаха, когда один из нас встречает своего брата или друга, стоит ли кланяться ему?” Пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “Нет” Тот спросил: “А обнимать и целовать его?”, - пророк, мир ему и благословения Аллаха сказал: “Нет” Тот спросил: “А пожимать ему руку?”, - посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “Да” (ат-Тирмизи назвал хадис достоверным (хасан) 2728, Ибн Маджах 2702, также достоверность подтвердил шейх аль-Альбани в Сахих ат-Тирмизи 2195)

Также передает ат-Табараний в "Аль-Аусат" с достоверной цепочкой от Анаса ибн Малика, что он сказал:
(ان أصحاب النبي صلى الله عليه وسلم إذا تلاقوا تصافحوا وإذا قدموا من سفر تعانقوا)
"Когда сподвижники пророка, мир ему и благословения Аллаха, встречались, они пожимали друг другу руки, если же кто-то возвращался из путешествия, то обнимались"

Также думаю будет полезна и следующая фетва.
Шейх Ибн Баз был спрошен про соболезнование и что многие люди при этом целуют или же обнимают того, кому соболезнуют, дозволено ли это?
Он ответил, что и при соболезновании и просто при встрече лучше обходиться рукопожатием, кроме случаев когда тот, кого вы встретили или кому даете соболезнование прибыл издалека. В этом случае шариатом узаконено вместе с рукопожатием и обнимание исходя из слов Анаса Ибн Малика: "Когда сподвижники пророка, мир ему и благословения Аллаха, встречались, они пожимали друг другу руки, если же кто-то возвращался из путешествия, то обнимались"
http://www.binbaz.org.sa/mat/2762



Irek
Сообщения: 66
Зарегистрирован: 20 янв 2009, 01:17

Re: Сунной является рукопожатие только одной рукой

Сообщение Irek » 06 дек 2010, 07:44

ассалямуалейкум уа рахмету Ллахи уа баракетух братья а явялтся сунной обнимание мужчин,перкладывание головы с плеча на плечо брата :) при встрече?есть ли какие то указания в суннена это?



Аватара пользователя
Abu 'Abdulla
Сообщения: 453
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 23:18

Re: Сунной является рукопожатие только одной рукой

Сообщение Abu 'Abdulla » 06 дек 2010, 16:46

Irek писал(а):ассалямуалейкум уа рахмету Ллахи уа баракетух братья а явялтся сунной обнимание мужчин,перкладывание головы с плеча на плечо брата :) при встрече?есть ли какие то указания в суннена это?
уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
Это уже зависит от обычаев той или иной местности, а так слово в хадисе пришло МУ'АНАКА от слова 'унук-шея, то есть соприкосновение шеями. Не помню где, но об этом говорил Ибн Усеймин, если найду добавлю, ин шаа Аллах.



tik
Сообщения: 398
Зарегистрирован: 05 сен 2011, 06:16

Re:

Сообщение tik » 28 авг 2015, 02:12

Ассаляму 'аляйкум уа рахмату-Ллах.
- Имам Альбани (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Из внесенных нововведений в наше время, и о новшестве чего может судить только тот, кто обладает твердыми знаниями о сунне, которой придерживался посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и праведные предшественники то, когда входящий приветствует и пожимает руку, ведь «полнотой приветствия является рукопожатие». Хоть этот хадис является слабым со стороны цепочки передач, но смысл его верен, но ошибка с каждым пожатием руки произносить слова приветствия: салямун ‘алейкум, салямун ‘алейкум. Если 20 человек в собрании, то 20 кратное произнесения слов приветствия – это есть нововведение. При присоединении к собранию, сунной является однократное приветствие присутствующих и если представляется
возможным пожать руку каждому, это будет лучше и долговечнее. Но если нет такой возможности, то поприветствовав присутствующих, он уже выполнил обязательное предписание, так как каждый мусульманин при встрече другого мусульманина обязан приветствовать его. Рукопожатие же является желательной сунной, как передавали некоторые сподвижники: «Каждый раз как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) встречал нас он пожимал нам руку», но добавление к тому, что делал и говорил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и есть нововведение». Сл. «Сильсиля аль-Худа уа ан-Нур» № 181.
Аль-Азкар имама ан-Навави. Глава 214. Об этике обращений с приветствиями и различных вопросах, которые имеют к этому отношение.
Аль-Маварди сказал: «Если человек подойдёт к небольшой группе людей, и каждый из присутствующих услышит его слова, можно ограничиться одним общим приветствием, если же он отдельно поприветствует ещё кого-нибудь, это будет соблюдением правил приличия. На общее приветствие достаточно ответить одному из них, а если это сделает ещё кто-нибудь, то это будет соблюдением правил приличия».

Разъясните пожалуйста золотую середину в этом вопросе, на столько ли строго, из общего приветствия, выделять кого-то частным приветствием?
Например заходя в мечеть мы даём общий салям всем, но потом непосредственно сближаясь с некоторыми знакомыми, пожимая руку, делаем это с произнесением саляма.



Ответить

Вернуться в «Этикет и нравственность (адаб)»