Некоторые адабы, связанные с чиханьем

Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

Re: Некоторые адабы, связанные с чиханьем

Сообщение Абу Саад »

abu zeinab писал(а):
А что касается фарда, то я написал выше мнение имамов в этом.
Если есть дополнения, иншаа Ллах, пишите.
Ассаляму ’алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятуху!
Об этом также говорит и шейх ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) в своем толковании на «Булюгъ аль-Марам», 6/243. То есть шейх говорит, что это фард уль-айн.
И он привел в довод хадис: «Если мусульманин чихнул и сказал: "аль-Хамду ли Ллях", то обязательно для каждого, кто его услышал, сказать: "Йархамука Ллах"». аль-Бухари, 6223.
Simple
Сообщения: 342
Зарегистрирован: 29 окт 2012, 10:19

Re: Некоторые адабы, связанные с чиханьем

Сообщение Simple »

Ас саляму 'алекум уа рахматуЛлахи уа баракятух!
Уважаемые братья возник такой вопрос: нужно ли говорить что-либо чихнувшему неверному,который не восхвалил Всевышнего Аллаха?
Можно ли ему сказать "будь здоров"?
Просто это актуально для мусульман живущих в "светских" странах так как иногда приходится находиться в обществе неверных,например на работе или учебе.
И еще вопрос братья,если не затруднит:
что говорить человеку который полностью оставил молитву,пьет водку (не алкаш ,а как они говорят "по праздникам") ,но считает себя мусульманином,если после того как он чихнул он говрит "альхамду ли Лях" ,а когда говоришь ему йархамукаЛлах ,он отвечает: "ты мне мол так не говори,а скажи просто "будь здоров" (смыл слов йархамукаЛлах он понимает). А однажды этот человек чихнул и либо от него не услышали восхваление Аллаху Свят Он и Велик,либо он его и не произносил, вообщем все промолчали.А он спросил "почему вы мне ничего не сказали" на что ему привели слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о том,что лишь за произнешго слова альхамду ли Лях делается ду'а. Он с негодованием ответил что у нас ,цитата:"не все впорядке с мозгами" и сказал :"Говорите ,там не знаю ,"будь здоров",или пожелайте блага человеку .Мол это не по этикету..." и т. д
Надеюсь вы меня поняли )))

P.S.

Извините за такое большое сообщение.

Джазакуму Ллаху хайран.

Барака Ллаху фикум.
sultan
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: Некоторые адабы, связанные с чиханьем

Сообщение sultan »

Abu 'Ammar писал(а):Ас саляму 'алекум уа рахматуЛлахи уа баракятух!
Уважаемые братья возник такой вопрос: нужно ли говорить что-либо чихнувшему неверному, который не восхвалил Всевышнего Аллаха?
Можно ли ему сказать "будь здоров"?
Уа алейкум салям уа рахмату-Ллахи уа баракатух.

Не нужно, но можно. Доводы:

1. Ибн аль-Къайим (да смилуется над ним Аллах) писал: “Если человека постигло какое-либо зло со стороны неверных, и он, пойдя к ним, станет говорить им благие слова и хорошие пожелания, то в этом нет никаких проблем”. См. “Ахкаму ахли-ззимма” 1/205.

2. Мольбы за неверного об исцелении или о том, чтобы Аллах повел его по прямому пути и т.п., - нет в этом ничего порицаемого.
См. “Фатхуль-Бари” 10/604, “аль-Адабу-шшар’ия” 1/368.

3. Сообщается, что однажды сподвижник пророка (мир ему и благословение Аллаха) ‘Укъба ибн ‘Амир (да будет доволен им Аллах), перепутав христианина с мусульманином, поприветствовал его миром. Когда же ему сообщили, что это христианин, он догнал его и сказал: “Что касается милости и благословения Аллаха, то это только по отношению к верующим, однако да продлит Аллах твою жизнь и увеличит твое имущество и потомство”. аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 1112. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Шейх аль-Альбани (да смилуется над ним Аллах) сказал: “В этом сообщении указание от этого благочестивого сподвижника на дозволенность мольбы о продлении жизни, даже в отношении неверного, а что касается мусульманина, то это дозволено тем более. Однако необходимо, чтобы тот, кто обращается с мольбой, знал, что неверный не является врагом мусульман!” См. “Сахих аль-Адаб аль-муфрад” 431.
Abu 'Ammar писал(а):Просто это актуально для мусульман живущих в "светских" странах так как иногда приходится находиться в обществе неверных, например на работе или учебе.
Да, и такое доброе отношение к ним с дозволения Всевышнего Аллаха может послужить причиной для принятия ими Ислама.
Abu 'Ammar писал(а):что говорить человеку который полностью оставил молитву,пьет водку (не алкаш ,а как они говорят "по праздникам") ,но считает себя мусульманином, если после того как он чихнул он говорит "альхамду ли Лях" , а когда говоришь ему йархамукаЛлах ,он отвечает: "ты мне мол так не говори,а скажи просто "будь здоров" (смыл слов йархамукаЛлах он понимает). А однажды этот человек чихнул и либо от него не услышали восхваление Аллаху Свят Он и Велик,либо он его и не произносил, вообщем все промолчали. А он спросил "почему вы мне ничего не сказали" на что ему привели слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о том,что лишь за произнесшего слова альхамду ли Лях делается ду'а. Он с негодованием ответил что у нас ,цитата: "не все в порядке с мозгами" и сказал : "Говорите ,там не знаю ,"будь здоров",или пожелайте блага человеку. Мол это не по этикету..." и т. д
Если Вы видите, что подобные слова или поступки могут оттолкнуть и отдалить человека от Ислама, то не следует говорить или поступать так с данной категорией людей.

Как сказал о подобном Шейх Ибн аль-Къайим, да смилуется над ним Аллах, в другой своей книге:

Большинство тех, кого ты видишь, возвеличивают свой ум и познание, предпочитая не упущенное неважное, упущенному важному, и ты не найдешь никого кто бы от этого спасся, однако, есть делающие это незначительным и чрезмерствующие. Решение в этой главе принадлежит большому правилу, на котором находятся ось шариата и предопределение. К нему возвращаются создание и повеление, а это предпочтение самого большого и возвышенного блага, даже если будет упущена благость, которая ниже нее, и точно также вход в самую низшую пагубность, чтобы избежать большую, тем самым упускается меньшая благость, ради достижения большего, и совершается меньшая пагубность, во избежание того, что больше. Движение мыслей умного и его размышления не переходят эту границу, с этим пришли заповеди (всех писаний). Благость мирской жизни и будущей держаться только на этом, и самые великие размышления, самые величественные и полезные — это то, что было только ради Аллаха и будущей жизни. См. "Ад-да'а уа дауа", стр. 206-207

Уа Аллаху а'лям.
Simple
Сообщения: 342
Зарегистрирован: 29 окт 2012, 10:19

Re: Некоторые адабы, связанные с чиханьем

Сообщение Simple »

Джазакуму Ллаху хайр за ичерпывающий ответ, брат sultan
:)
Прошу Всевышнего Аллаха Свят Он и Велик чтобы Он сделал нас из тех ,кто полностью воплотил в себе таухид и забрал наши души в этом состояниии чтобы собрал нас всех в садах Фирдауса !
VuQi
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 16 май 2012, 19:41

Re: Некоторые адабы, связанные с чиханьем

Сообщение VuQi »

ас саляму алейкум!хотел спросить, а говорить йархамукАллах чихающему это фардуль айн?
Нуждающийся в руководстве
Сообщения: 1223
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 23:09

Re: Некоторые адабы, связанные с чиханьем

Сообщение Нуждающийся в руководстве »

Уа'алейкум ас-салям уа рахмату Ллахи уа баракатух.
VuQi писал(а):а говорить йархамукАллах чихающему это фардуль айн?
Ответ уже был выше в нескольких постах. Вот например в моем: http://asar-forum.com/posting.php?mode= ... 65#pr43913.
Если услышал то уаджиб сказать йархамука Ллах, если тебя ничего не удерживает от этого, не препятствует этому.
Уа Ллаху а'Лям.
tik
Сообщения: 402
Зарегистрирован: 05 сен 2011, 06:16

Re:О чихании во время пятничной проповеди

Сообщение tik »

В «аль-Мудаууана» сказано: «Имам Малик сказал о человеке, что чихнул, когда имам читал пятничную проповедь, и восхвалил Аллаха про себя. Он сказал: „Никто не (должен) отвечать на восхваление Аллаха чихающим, когда имам произносит проповедь“» (Аль- мудаууана. Т. 1. С. 230).
Аль-Мардауи, да помилует его Аллах, сказал: «Можно говорить „аминь“ после мольбы и восхвалять Аллаха про себя после чихания. Об этом сказал имам Ахмад» (аль-Инсаф. Т. 2. С. 418).
Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал: «Если человек чихнул, то ему следует восхвалить Аллаха про себя, не повышая голоса» (Маджму‘ аль- фатауа. Т. 12. С. 411).
Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «Если человек, не являющийся имамом, чихнул во время пятничной молитвы, то он восхваляет Аллаха про себя. Если же он сказал эти слова громко, что его услышали люди вокруг него, то им не дозволено отвечать ему» (Аш-шарх аль- мумти‘. Т. 5. С. 109).
Нуждающийся в руководстве
Сообщения: 1223
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 23:09

Re: Некоторые адабы, связанные с чиханьем

Сообщение Нуждающийся в руководстве »

tik писал(а):про себя
Тут лучше перевести "шепотом", то есть тихо, чтобы более понятно было.
tik писал(а):Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «Если человек, не являющийся имамом, чихнул во время пятничной молитвы, то он восхваляет Аллаха про себя. Если же он сказал эти слова громко, что его услышали люди вокруг него, то им не дозволено отвечать ему» (Аш-шарх аль- мумти‘. Т. 5. С. 109).
Далее шейх затронул вопрос о том, когда чихнул имам, сказав:
"Второе: если чихнул имам и восхвалил Аллаха, является ли обязательным слышащему ответить (т.е. сказать "йархамука Ллах") ?
Ответ такой: о том, что это уаджиб, то есть ответить (сказать "йархамука Ллах") тому, кто услышал, как говорил ибн аль-Кайим. Очевидно же то, что если имам остановился для того, чтобы чихнуть (соответственно восхвалить Аллаха), то нет проблем ответить ему. А если он не остановился, то нет (не нужно отвечать ему), так как хутба продолжается..."
tik
Сообщения: 402
Зарегистрирован: 05 сен 2011, 06:16

Re:

Сообщение tik »

abu zeinab писал(а): Тут лучше перевести
"шепотом", то есть тихо, чтобы более понятно было.
Ассаляму 'аляйкум уа рахмату-Ллах.
Джазака-Ллаху хъэйр брат за исправления и дополнения)
abu__maryam
Сообщения: 496
Зарегистрирован: 18 дек 2011, 23:06

Re: Некоторые адабы, связанные с чиханьем

Сообщение abu__maryam »

А если чихнул и не восхвалил по забывчивости, то желательным является тому кто слышал напомнить ему о восхваление, чтобы восхвалил он Аллаха, а затем ташмийт ему сказать, как это установлено от Ибрахиима ан-Наха'ий
Сказал ибн Кайим (да помилует его Аллах):
"Если чихнувший забыл воздать хвалу Аллаху, то является ли желательным тому, кто был рядом, напомнить ему, что-бы он восхвалил Аллаха?
Сказал ибн аль-Араби: "Не надо напоминать, а если кто сделает это, то это по причине его невежества."
Сказал имам ан-Науауи: "Ошибся тот, кто полагает так. Наоборот, надо напомнить ему и это передается от Ибрахима ан-Нахаи. И это, из формы наставления, призыва к одобряемому и взаимопомощи в благом и благочестии."
И более очевидная сунна, подкрепляет слова ибн аль-Араби. Потому что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не ответил мольбой тому, кто чихнув не восхвалил Аллаха и не напомнил ему чтобы он воздал хвалу Аллаху. И это наказание ему, так же лишение бараката этой мольбы, потому-что он лишил себя той благодати, когда не воздал хвалу Аллаху и забыл Аллаха, и Аллах отвернул сердца верующих и их языки от того, что-бы они ответили ему мольбой и молением. И если бы напоминание было сунной, то пророк (да благословит его Аллах и приветствует) первый кто сделал бы это, научил бы этому и помог в этом
."
См. "Зад аль-Ма`ад" 2/442

Вопрос Постоянному комитету больших учёных:
Если человек чихнул, и забыл восхвалить Аллаха, надо ли ему напомнить?
Ответ:
"Ответить чихнувшему мольбой узаконено только тогда, когда чихнувший воздал хвалу Аллаху. А если же человек чихнул и не воздал хвалу Аллаху, то не узаконено отвечать ему и не узаконено напоминать ему что-бы он воздал хвалу Аллаху. Так как достоверно пришло от пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что чихнули у него два человека. Одному из них ответил мольбой, а другому нет. Когда спросил его тот, кому не ответил мольбой, сказал посланник Аллах (да благословит его Аллах и приветствует): "он воздал хвалу Аллаху, а ты не восхвалил Его». И если бы напоминание чихнувшему, который забыл восхвалить Аллаха было-бы узаконенным, то пророк (да благословит его Аллах и приветствует) напомнил бы тому человеку что-бы он восхвалил Аллаха."
Абдуль Азиз ибн Баз
Абдуль Азиз Али Шейх
Салих Фаузан
Бакр Абу Зейд.
см. Фатауа ляджна Даима 26/113.

Вопрос шейху аль-Альбани (да помилует его Аллах):
Человек чихнул и забыл воздать хвалу Аллаху, является ли сунной напомнить ему, чтобы он воздал хвалу?
Ответ:
"Является сунной - не напоминать ему об этом.
Спрашивающий: А если всё же он напомнил ему, есть ли на нём что-то?
Шейх: "Мы возвращаемся к тому, что упомянули выше: лучший путь, это путь посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Пришло в "сахих аль-Бухари", что человек чихнув восхвалил Аллаха, на что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил ему мольбой, а другой человек чихнув не восхвалил Аллаха, на что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) промолчал и не ответил ему мольбой. В некоторых передачах, говорится что тот чихнувший, который не восхвалил Аллаха, был одним из почетных людей в своём народе, и увидев что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не ответил ему, тогда спросил пророка (да благословит его Аллах и приветствует): " Чихнул первый, и ты ответил ему мольбой, а когда чихнул я то не ответил", или же было сказано ему " чихнул такой-та и ты ответил мольбой, а когда чихнул другой то не ответил?"
И сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): "Что касается того, кто чихнув воздал хвалу Аллаху, то ему я ответил мольбой, а тот, кто чихнул и не воздал хвалу Аллаху, то тому я не ответил мольбой".
Значит, если-бы это было путём пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то он напомнил бы чихнувшему который забыл восхвалить Аллаха, как пришло в вопросе, значит обучение не должно быть таким методом, который не использовал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)...
"
Сл. Сильсиля Худа у Нур 563.

Сказал шейх Усаймин (да смилуется над ним Аллах):
"Если человек чихнул, и забыл восхвалить Аллаха, нужно ли сказать ему: "Скажи альхамду ли-Ллях"?
Нет, хадис указывает на то, что не следует напоминать ему об этом. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не сказал : "Если чихнёт и забудет восхвалить Аллаха, то напомните ему". Однако сказал : "Не отвечайте ему мольбой"
И мы не скажем тому, кто чихнул и забыл восхвалить Аллаха: "Восхвали Аллаха", однако чуть позже известим его о том, что тот, кто чихнул, он должен сказать : "Аль-хамду ли-Ллях", и это из обучения
."
См. шарх Рияд ас-Салихин 3 том.
Аватара пользователя
Абу Мухаммад Хасавюртовский
Сообщения: 225
Зарегистрирован: 14 окт 2010, 01:14
Откуда: Хасавюрт

Re: Некоторые адабы, связанные с чиханьем

Сообщение Абу Мухаммад Хасавюртовский »

Ассаламу алейкум. Если чихнул во время намаза, нужно ли говорить алхамдули Ллах?
Если да, то нужно ли отвечать ярхамукаЛлах?
sultan
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: Некоторые адабы, связанные с чиханьем

Сообщение sultan »

Абу Мухаммад Хасавюртовский писал(а):Ассаламу алейкум. Если чихнул во время намаза, нужно ли говорить алхамдули Ллах?
Если да, то нужно ли отвечать ярхамукаЛлах?
Уа алейкума салям уа рахматуЛлахи уа баракатух.

Шейх ибн Усеймин, да смилостивится над ним Аллах, сказал: "Если человек чихнул во время молитвы, то ему следует сказать: «альхамдулиЛлях», как было передано в достоверном сообщении о Муавии ибн аль-Хакама, когда он начал совершать молитву вместе с пророком, мир ему и благословение Аллаха, один человек чихнув, сказал: «альхамдулиЛлях». Мувия сказал ему: «ярхамукаЛлах». Люди сердито посмотрели на него. Он сказал: «Да лишится меня мать!» Затем они стали бить себя руками о бедра, указывая на то, чтобы он не разговаривал, и он замолчал. Когда молитва закончилась, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подозвал его. Муавия сказал: "Да будут мои отец и мать выкупом за него. Он не стал бранить или бить меня. Он сказал: «Нет разговору людей в молитве, напротив, это тасбир, такбир и чтение Корана»". Муслим, 537, Абу Давуд, 930.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не порицал того кто сказал: «альхамдулиЛлях» в молитве, что указывает на дозволенность этого. Но это не относится к любому зикру по любому поводу." См. Фатауа ибн Усеймин, 13/342.

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, также сказал: "Если человек, не являющийся имамом, чихнул во время пятничной молитвы, то он восхваляет Аллаха про себя. Если же он сказал эти слова громко, что его услышали люди вокруг него, то им не дозволено отвечать ему". См. аш-Шарх аль-мумти‘, 5/109.
Аватара пользователя
gouSt
Сообщения: 279
Зарегистрирован: 12 окт 2013, 17:49

Re: Некоторые адабы, связанные с чиханьем

Сообщение gouSt »

То есть, это является "фардуль'аин"
Сказал имам аль-Альбани да смилуется над ним Аллах :

Слова пророка салля-Ллаху 'алайхи уа салям "каждый мусульманин, услышавший это, должен произнести это благопожелание, что является обязанности по способности (фард кифайа). Это значит, что, если один из услышавших произнесёт вышеупомянутые слова, остальные уже не будут обязаны сделать это.

Источнки : Cахих аль-Азкар имама аль-Альбани 143.
Ответить