О СВИДЕТЕЛЬСТВЕ РАЕМ ИЛИ АДОМ

Ответить
Аватара пользователя
АДМИН
Сообщения: 330
Зарегистрирован: 06 авг 2008, 02:06

О СВИДЕТЕЛЬСТВЕ РАЕМ ИЛИ АДОМ

Сообщение АДМИН »

О запрете свидетельствовать об определенном человеке Адом или Раем

Серия: «ад-да’уату-ссаляфия» № 10

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.
А затем:
Вероубеждение ахлю-Сунна уаль-джама’а состоит в том, что они не свидетельствуют ни о ком из умерших, что он из числа обитателей Рая или Ада, кроме тех, о ком поведали Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха). И в этом вопросе среди праведных предшественников (ас-саляфу-ссалих) не было разногласий.
Суфьян ас-Саури говорил: “Сунной являются десять вещей, и тот, кто воплотил в себя все десять вещей, тот усовершенствовал Сунну, а кто оставил что-либо из этого, тот оставил часть Сунны: Вера в предопределение; предпочтение Абу Бакра и ‘Умара (над другими); вера в водоем пророка; в заступничество; в весы (в Судный день); в мост (сырат); утверждение того, что иман – это слова и дела; что Коран – слова Аллаха; вера в мучение могилы; в воскрешение в Судный день; и не свидетельствовать об определенном мусульманине (Адом или Раем)!” аль-Лялякаи в “Шарх усуль аль-и’тикъад” 1/156.
Имам Ахмад сказал: “И мы не свидетельствуем ни для кого из людей Киблы, судя по его делам, в Раю он или в Аду. Мы надеемся, что праведник попадет в Рай, и в то же время боимся за него; и мы опасаемся за грешного мусульманина, но надеемся, что Аллах проявит к нему милость”. См. “Усулю-Ссунна” 35.
Любой человек, который умер, свидетельствуя искренне о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад раб Его и посланник, даже если и войдет в Огонь за свои грехи, рано или поздно выйдет из Огня и войдет в Рай. Никто из единобожников не останется в Огне навечно! И это является вероубеждением ахлю-Сунна уаль-джама’а. См. “Шарх ‘акъида ат-Тахауия” 318.
Имам Абу ‘Усман ас-Сабуни сказал: “Вероубеждение мухаддисов состоит в том, что они не говорят о конкретном человеке – в Раю он или в Аду, поскольку это сокровенная вещь!”См. «‘Акъидату-ссаляф асхаб аль-хадис» 60.
Имам Ибн Батта сказал: “Свидетельство (шахада) является нововведением (бид’а)! А это значит свидетельствовать о ком-то определенном, в отношении которого нет указания ни в Коране, ни в Сунне, что он в Аду или в Раю!” См. “аш-Шарх уаль-ибана” 1/82.
То же самое говорили имам ат-Тахауи, хафиз Абу Бакр аль-Исма’или, имам Ибн Къудама и др. См. «аль-‘Акъида ат-Тахауия» 37, «‘Акъидату аиммати ахлиль-хадис» 24, «Люм’атуль-и’тикъад» 45.
Свидетельствовать Раем можно только о пророках и сподвижниках нашего пророка (мир ему и благословение Аллаха), которым еще при жизни был обещан Рай. И свидетельствовать Адом можно только в отношении тех, о ком сообщили Аллах и Его пророк (мир ему и благословение Аллаха), что они в Огне, как фараон, Хаман, Амр ибн Люхай, Абу Талиб, Абу Ляхаб со своей женой и прочие, о которых сказано, что они обитатели Ада.
От Ибн Мас’уда и Абу Хурайры (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, первым, кто изменил религию пророка Ибрахима и установил идолов (в Ка‘бе), был Абу Хуза’а ‘Амр ибн Люхай. Я видел его волочащим свои кишки в Огне!» Ахмад 446, Ибн Хишам 1/76, Ибн Абу ‘Асым 192. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
Имам Ибн Абиль-‘Изз говорил: “У саляфов в отношении свидетельством Раем о ком-либо, есть три мнения: Первое, что не свидетельствуют Раем ни за кого, кроме пророков. И это мнение передается от Мухаммада ибн аль-Ханафии и аль-Ауза’и. Второе мнение заключается в том, что свидетельствовать Раем можно о каждом, на кого указывает текст Корана и Сунны. И это мнение многих мухаддисов. И третье мнение состоит в том, что можно свидетельствовать Раем за того, за кого засвидетельствовали верующие. В качестве довода сторонники третьего мнения приводили хадис, который передают аль-Бухари и Муслим от Анаса, который рассказывал: “Однажды, когда мимо пророка (мир ему и благословение Аллаха) проходила похоронная процессия, люди стали восхвалять покойного, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Стало обязательным». Затем прошла еще одна, и люди стали отзываться о покойном плохо, он сказал: «Стало обязательным». Тогда ‘Умар спросил: “Что обязательно?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «За одного вы отозвались благом, и теперь он обязательно окажется в Раю, а о другом вы отозвались плохо, и теперь он обязательно окажется в Огне. Вы – свидетели Аллаха на земле!» аль-Бухари 1367.
А также хадис: «Быть может, вы сможете узнавать обитателей Рая от обитателей Ада!» Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили: «Каким образом, о посланник Аллаха?!» Он сказал: «На основании хорошего отзыва и плохого, ибо вы – свидетели Аллаха на земле!» Ахмад 3/416, Ибн Маджах 4221. Хафиз Ибн Хаджар, хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
И пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил, что посредством благого или плохого отзыва можно узнать обитателей Рая и Ада”. См. “Шарх ‘Акъида ат-Тахауия” 538.
Третье мнение передается от Абу Саура и Ахмада. И шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил, что речь идет именно о единогласном свидетельстве всех мусульман. См. “Минхаджу-Ссунна” 5/295.

То, куда попадет определенный человек после смерти, относится к сокровенным вещам, о которых дозволено говорить только при наличии откровения от Аллаха. А что касается того, кто говорит о сокровенных вещах, не опираясь на текст Корана или Сунны, тот совершает великий грех и возводит ложь на Аллаха, поскольку только Он ведает о сокровенном!
Доказательств тому, о чем идет речь, множество. Так, Умм аль-‘Аля рассказывала: “Мухаджиры были распределены среди нас (ансаров) по жребию, и нам достался ‘Усман ибн Маз’ун, которого мы поселили в нашем доме, а через некоторое время он заболел и умер. И после того, как он умер, был обмыт и завернут в свою одежду, к нам пришел посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а я говорила: “Да помилует тебя Аллах, Абу ас-Саиб, свидетельствую, что Аллах почтил тебя!” Услышав это, пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Откуда тебе знать, что Аллах почтил его?!» Я сказала: “Да будет мой отец и мать выкупом за тебя, о посланник Аллаха, а кому же еще Аллах оказывает почет?!” Тогда он сказал: «Что касается ‘Усмана, то он скончался, и поистине, я надеюсь, что его ждет благо, однако клянусь Аллахом, что не знаю, что будет сделано даже со мной, хотя я и посланник Аллаха!» Умм аль-‘Аля сказала: “И клянусь Аллахом, с тех пор я подобного ни про кого не говорила!” аль-Бухари 1243.
Сообщается, что однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) пришел навестить умирающего Ка’ба и услышал, как его мать говорит: “Тебе уготован Рай, о Ка’б!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто это клянется, говоря от имени Аллаха?!» Ка’б сказал: “Это моя мать, о посланник Аллаха”. Тогда он сказал ей: «Откуда ты это знаешь, о мать Ка’ба?! Быть может Ка’б говорил о том, что его не касается, или скупился на то, в чем не нуждался?!» Ибн Абу ад-Дунья, аль-Хатыб. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 3103.
Если разговоры о том, что не касалось человека и его жадность могут стать препятствием для вхождения в Рай, то что можно сказать о более тяжких грехах, чем эти?!
В этих хадисах содержится ясное указание на запрет свидетельствования об определенных людей Раем, будь то при их жизни или же после их смерти! К этому же относится и обратное, а это свидетельство Адом.
Имам Ибн Мани’ говорил: “Многие люди, когда умирает кто-либо из ученых или правителей (амир), говорят: “Ему прощено!” или: “Его поселили в Раю!” Нет никаких сомнений в том, что это слова, сказанные от имени Аллаха без знания, а слова, сказанные об Аллахе без знания, приравниваются к многобожию (ширк), как сказал это Аллах: «Скажи: “Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать безо всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и говорить об Аллахе то, чего вы не знаете”» (аль-А’раф 7: 33).
Свидетельствовать же о людях Адом или Раем можно лишь обобщенно, говоря, что тот, кто умер мусульманином, будет в Раю, а тот, кто умер неверным, будет в Огне, не утверждая этого о конкретных людях! См. “Шарх Люм’а аль-и’тикъад” 98.
Имам Ибн Абиль-‘Изз сказал: “Мы не говорим об определенном умершем мусульманине в Огне он или в Раю, поскольку это скрыто от нас. Однако, мы надеемся, что праведный попадет в Рай и опасаемся за грешника”. См. “Шарх ‘акъида ат-Тахауия” 378.
Если человек умер мусульманином, но вместе с тем имел грехи, за которые он не принес покаяние, и которые перевесили на весах благие деяния, то он может попасть в Ад, пока не очистится от них, что будет проявлением справедливости Аллаха. Но вместе с тем, Аллах может простить его грехи и ввести его в Рай сразу же, что будет являться милостью Аллаха! См. «‘Акъидату-ссаляф асхаб аль-хадис» 53, Абу ‘Усмана ас-Сабуни.
Есть мнение, что запрет говорить о конкретном человеке в Аду он или в Раю, касается только мусульман, а к неверным это не имеет никакого отношения, поскольку известно, что умерший неверным будет в Огне. Но ведь точно так же известно, что и любой умерший мусульманин в Раю. Но, несмотря на это нам запрещено говорить об этом в отношении умершего мусульманина.
Спросили шейха ‘Абдур-Рахмана аль-Баррака: «Я считал, что того, кто умрет неверным, можно проклинать и свидетельствовать о том, что он в Огне. Однако я услышал в кассете шейха Мухаммада ибн Салиха аль-‘Усаймина, да смилуется над ним Аллах и введет его в Рай, что мы не должны свидетельствовать о конкретном неверном, который умер на неверии, что он в Аду! Ошибался ли я, говоря о конкретном неверном, что он в Аду?» Шейх аль-Баррак ответил: “Всевышний Аллах сказал: «Нет покаяния для тех, кто совершает грехи до тех пор, пока не придет к нему смерть, а затем говорит: “Теперь я раскаиваюсь”, – и для тех, кто умирает неверным. Для них Мы приготовили мучительные страдания!» (ан-Ниса 4: 18). Также Всевышний Аллах сказал: «А если кто из вас отступит от своей религии и умрет неверным, то его деяния окажутся тщетными как в этом мире, так и в Последней жизни. Они являются обитателями Огня и останутся там навечно!» (аль-Бакъара 2: 217). Эти два аята указывают на то, что каждый, кто умрет неверным, заслужит мучительное наказание и будет вечно пребывать в Аду. Это общее положение, в которое необходимо верить! Обязательным является иметь убеждение, что каждый, кто умрет неверным, будет в Огне, говоря это обобщенно. Однако это не обязывает говорить о конкретном человеке, что он в Огне. Если бы это было правильным, то не было бы различия между общими положениями и конкретными! Если же есть тексты (Корана и Сунны), что такой-то в Аду, то является обязательным говорить об этом. Это положение подобно положению свидетельства, что каждый, кто умер верующим, будет в Раю. Но вместе с тем мы не говорим о конкретном человеке, что он в Раю, кроме тех, о ком нам поведал пророк (мир ему и благословение Аллаха). И если ты слышал от шейха Ибн ‘Усаймина, да смилуется над ним Аллах, что он подтверждает это, то он надежный источник знаний. Тебе не следует придерживаться своего прошлого убеждения. Более того, тебе необходимо придерживаться того, что разъяснили ученые в вопросах общего положения и частного. Наличие общего положение не обязательно должно указывать на каждый конкретный случай. Например, положение вора таково, что ему следует отсекать руку, и дозволено его проклинать, как говорил пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Проклял Аллах вора!» аль-Бухари 6783, Муслим 1687. Но вместе с тем, это не означает, что руку отрубать необходимо каждому конкретному вору, поскольку положение конкретного лица зависит от соблюдения условий и отсутствия препятствий. Мы говорим: «Да проклянет Аллах вора, да проклянет Аллах пьющего вино, да проклянет Аллах зарабатывающего на ростовщичестве», однако не дозволено нам проклинать какого-либо определенного вора, пьяницу или зарабатывающего на процентах. Усвой это, да благословит тебя Аллах!” См. “аль-Хукм ‘аля аль-кафир аль-му’уайин би-ннар”.
Ведь не каждый, кто умер неверным, однозначно будет в Огне. Если скажем какой-либо многобожник с какого-либо племени, до которого не дошел призыв пророков, умер многобожником, то он будет иметь оправдание за свое незнание, и Аллах может его простить после испытания в Судный день. Доказательством этому является следующий хадис: «В Судный день четверо будут оправдываться! Глухой, который не слышал ничего; умалишенный; дряхлый старик; и тот, кто умер из числа тех, до кого не дошел призыв. Глухой скажет: “О Господь, пришел Ислам, но я ничего не слышал!” Умалишенный скажет: “О Господь, когда пришел Ислам, дети бросали в меня навозом!” Дряхлый старик будет говорить: “Пришел Ислам, но я ничего не понял!” А тот, до кого не дошел призыв скажет: “О Господь, до меня Твой посланник не доходил!” После этого с этих людей будет взят договор и будет послан к ним посланник, который велит им войти в Ад. И клянусь Тем, в Чьей руке моя душа, если они войдут в Ад, то он станет для них прохладой и спасением, а тот, кто не войдет, будет ввергнут в него!» После того, как Абу Хурайра передал эти слова пророка (мир ему и благословение Аллаха), он сказал: “Читайте, если хотите: «Мы не наказываем никого, пока не посылаем посланников!» (аль-Исра 17: 15)”. Ахмад 4/24, Ибн Хиббан 1827, ат-Табарани 1/841 и др. Этот хадис передается от пяти сподвижников: Абу Хурайры, Абу Са’ида аль-Худри, Анаса, Му’аза и аль-Асуада ибн Сари’а. Его достоверность подтвердили имам аль-Байхакъи, хафиз Ибн Абдуль-Барр, хафиз Ибн Хаджар, Ибн аль-Къайим, хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили и аль-Альбани.
Этот хадис указывает на великую справедливость и милость Аллаха, и указывает на то, что никто не будет наказан незаслуженно и несправедливо. Никто из людей, которых накажет Аллах, не будет считать, что с ним поступили несправедливо! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если бы Всевышний Аллах наказал обитателей небес и земель, то наказал бы их, не проявляя несправедливость, и если бы Он помиловал их, то Его милость превысила бы их дела!» Ахмад 5/185, Ибн Абу ‘Асым 245. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность этого хадиса.
Однако то, что кто-то из неверных может быть прощен в Судный день из-за незнания, не говорит о том, что мы не можем говорить о том, кто умер неверным, что он неверный в мире этом! Он является неверным, как для мусульман, так и перед Аллахом, а что касается его участи, то это между ним и Аллахом. И если он действительно не знал об Исламе и имел оправдание, после чего выдержит испытание, то Аллах его простит.

Также к свидетельству об определенном человеке Раем относятся и слова: «Такой-то шахид!»
К сожалению, это слова, которыми бросаются в наши дни многие люди. Сказать о ком-либо конкретном «шахид», все равно, что сказать о нем, что он в Раю. Имам Ибн аль-Асир сказал: “Шахид назван шахидом по той причине, что Аллах и Его ангелы свидетельствуют за него Раем”. См. “аш-Шафи” 5/248.
Во многих достоверных хадисах пришло, что умерший при определенных обстоятельствах является шахидом, как например, умерший на пути Аллаха в сражении; умерший от чумы; утонувший; сгоревший; умерший от болезней живота; погибший по причине обвала; женщина, умершая по причине беременности или родов и т.д. См. “Ахкамуль-джанаиз” 48-59.
Однако нельзя с уверенностью говорить о мусульманине, которого постиг один из этих видов благого конца, что он шахид, поскольку мы можем с уверенностью сказать это лишь в том случае, если об этом поведали нам Всевышний Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, человек может совершать деяние обитателей Рая, из-за чего люди полагают, что он в Раю, но он попадает в Ад! И порой человек совершает деяния обитателей Ада, из-за чего людям кажется, что он в Аду, а он попадает в Рай!» Муслим 179.
От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Тем, в чьей руке душа Мухаммада, какую бы рану не получил человек на пути Аллаха, а Аллах лучше знает о том, кто получил ранение на Его пути, в День воскрешения он непременно явится в том виде, в каком был в тот день, когда его ранили. И рана его будет цвета крови, а аромат ее будет ароматом мускуса!» Муслим 1876.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр о словах: «А Аллах лучше знает о том, кто получил ранение на Его пути» сказал: “Это указывает на то, что не каждый, кто вышел в военный поход, находится на пути Аллаха”. См. “аль-Истизкар” 5/98.
Что касается тех хадисов, в которых сообщается, что сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) после сражений, обходя убитых, говорили: “Такой-то шахид”, то это не довод тому, что так дозволено говорить, ибо среди них находился пророк (мир ему и благословение Аллаха), которому Аллах открывал сокровенные вещи и который подтверждал слова сподвижников, либо опровергал их, как это было при сражении Хайбара, когда сподвижники стали говорить: “Такой-то шахид, такой-то шахид”. И когда они проходили мимо одного человека, о котором они сказали: “Он шахид”, пророк (мир ему и благословение Аллаха) возразил им и сказал: «Нет, поистине, я видел его в Огне в той накидке, которую он украл из трофеев!» Муслим 182.
Абу Хурайра рассказывал: “Во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) один человек пал смертью шахида, и одна женщина стала оплакивать его, говоря о том, что он шахид. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ей: «Откуда ты знаешь, что он шахид?! Быть может, он говорил о том, что его не касается, или проявлял жадность на излишек?!» Абу Я’ля, аль-Байхакъи. Хадис достоверный. См. «Сахих ат-таргъиб» 2884.
Именно поэтому, после смерти пророка (мир ему и благословение Аллаха), когда прекратились ниспосылаться откровения с небес, ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) запрещал говорить об определенной личности, что он шахид. Сообщается, что ‘Умар во время одной из своих пятничных проповедей сказал: “Вы говорите во время своих военных походов: “Такой-то умер шахидом, такой-то стал шахидом”. А ведь может быть и так, что тот, о ком вы это говорите, всего лишь утруждал своим весом верховое животное! Но нет, не говорите так, а говорите то, что говорил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Тот, кто умер или был убит на пути Аллаха, тот шахид». Ахмад 1/48, Ибн Хиббан 10/480, Са’ид ибн Мансур 6/88. Имам аль-Хаким, хафиз Ибн Хаджар, шейх Ахмад Шакир и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность.
Смысл слов ‘Умара состоит в том, что следует говорить обобщенно, что тот, кто был убит на пути Аллаха, тот шахид, не утверждая этого о конкретном человеке.
Так же говорил и ‘Абдуллах ибн Мас’уд: “Остерегайтесь слов: «Такой-то умер шахидом» или: «Такой-то был убит и стал шахидом»! Ведь поистине, человек может сражаться ради трофеев, славы или показухи!” Ибн Абу ‘Асым в “аль-Джихад” 2/494, Абу Я’ля в “аль-Муснад” 9/255. Хафиз аз-Захаби назвал иснад достоверным, а шейх Ахмад ас-Са’ати назвал иснад хорошим. См. “Фатх ар-раббани” 14/34.
Таким образом, у нас есть слова пророка (мир ему и благословение Аллаха), запретившего говорить об определенном человеке, что он шахид, и понимание этого вопроса сподвижниками, также запрещавшими говорить подобное.
Но, несмотря на это есть люди, которые приводят в качестве довода на дозволенность подобного свидетельствования некоторые высказывания имамов, описывавших каких-либо людей тем, что они шахиды, например, как это не раз говорил о ком-то имам аз-Захаби в «ас-Сияр».
Во-первых, слова кого-либо из людей, пусть даже ученых, не могут быть противопоставлены словам пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников! Во-вторых, эти имамы, говоря о ком-то, что он шахид, имели в виду то, что он был убит на джихаде, и называли его так из-за положений (ахкам), связанных с шахидами в мире этом. А применять термин «шахид» по отношению к тем, кто был убит на поле боя, в борьбе с неверными, является дозволенным, поскольку из этого следует то, что такого человека не следует купать и заворачивать в саван.
Однако, ученые, называвшие кого-то определенного «шахидом», не имели ввиду, что такой человек однозначно является шахидом в мире ином! Есть разница между тем, для чего применяется термин «шахид». Если же речь идет о том, что человек является шахидом перед Аллахом, то это не дозволено, ибо это все равно, что сказать, что человек в Раю, а это является запретным, о чем уже было сказано. Если же под словом «шахид» подразумевается тот, кто был убит на пути Аллаха, имея в виду положения, связанные с шахидами в шариате, то в этом нет ничего порицаемого.
Имам ан-Науауи говорил: “Знай, что шахиды бывают трех видов: первый – это тот, кто был убит на войне в сражении с неверными. Он имеет положение шахида в мире ином по награде, как имеет положение шахида и в мире этом, ибо его не купают и не совершают по нему молитву. Второй вид шахидов – это те, кто имеет положения шахидов в мире ином, но не в мире этом. Это такие, как умерший от болезней живота, от чумы, умерший при защите своего имущества и прочие из тех, о ком сказано в достоверных хадисах, что он шахид. Такие люди омываются, и по ним совершается молитва джаназа, однако они имеют награду шахидов в мире ином, но не в мире этом. Третий вид – это тот, кто украл из трофеев или был убит, убегая с поля боя. Такой человек имеет положение шахида в мире этом, его не омывают и над ним не совершается джаназа, однако в мире ином он не получает полноценную награду!” См. “Шарх Сахих Муслим” 2/324.
И в-третьих, даже если кто-то попытается стоять на своем и утверждать, что слова некоторых ученых указывают на то, что применять термин «шахид» можно в любом случае, и что они лучше понимают религию и хадисы, то мы скажем, что помимо слов пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, есть также слова множества ученых, запрещавших говорить «шахид» про определенного человека! Так, например, имам аль-Бухари в сборнике “ас-Сахих” назвал главу следующим образом: “Не говорится: «Такой-то шахид!»” См. “Сахих аль-Бухари” 2/348.
Также шейх Ибн ‘Усаймин о распространенном в наши дни выражении «такой-то шахид», говорил: “Для того, чтобы человек стал шахидом, он должен сражаться ради того, чтобы слово Аллаха было превыше всего, а это скрытая сторона намерения, о которой мы не знаем. И если мы скажем об определенном человеке, что он шахид, то значит, мы свидетельствуем о том, что он в Раю, а это противоречит тому, на чем ахлю-Сунна. Поэтому недозволенно говорить об определенном человеке, что он шахид, кроме как при наличии Священных текстов!” См. “Маджму’уль-фатауа” 3/116.
Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Распространилось на языках людей слово «шахид» в отношении того, кто погиб в сражении на пути Аллаха. Является ли это правильным?» Шейх ответил: “Не дозволено говорить про определенного человека, что он шахид, даже если он был убит в сражении против неверных! Ведь подобное свидетельство означает, что он в Раю, а говорить это не дозволено, кроме как о том, о ком сказал это посланник (мир ему и благословение Аллаха) или о ком засвидетельствовала единогласно вся умма! Однако следует говорить: «Пусть он будет из числа шахидов», или «надеемся, что он стал шахидом» и тому подобное. Но что касается утверждения и слов: «Он шахид!», то это запрещено (харам)! Это не дозволено, поскольку относится к сокровенным вещам. И потом, ведь никто не знает о том, что было в сердце этого убитого. Про него могут сказать, что он шахид, тогда как на самом деле он может быть самым далеким человеком от того, чтобы быть шахидом, если в его сердце было плохое стремление!” См. “Альфаз уа мафахим фи мизан аль-Ислям” 18.

Примечание:
Что касается слов шейха Ибн Усаймина: "или о ком засвидетельствовала единогласно вся умма", то доказательством этому служит хадис, который передал Анас: “Однажды, когда мимо пророка (мир ему и благословение Аллаха) проходила похоронная процессия, люди стали восхвалять покойного, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Стало обязательным». Затем прошла еще одна, и люди стали отзываться о покойном плохо, он сказал: «Стало обязательным». Тогда ‘Умар спросил: “Что обязательно?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «За одного вы отозвались благом, и теперь он обязательно окажется в Раю, а о другом вы отозвались плохо, и теперь он обязательно окажется в Огне. Вы – свидетели Аллаха на земле!» аль-Бухари 1367.
Хафиз Ибн Хаджар писал: “Ад-Дауди сказал: «В хадисах речь идет о свидетельстве праведных и достойных людей, а не нечестивых, поскольку нечестивцы не отзываются с похвалой ни о ком, кроме того, кто подобен им. И также речь не идет о том, кто был врагом умершего, поскольку свидетельство врага не принимается»”. См. “Фатхуль-Бари” 3/273.
Также в хадисе речь идет о том, относительно кого свидетельство правдивых мусульман однозначны и не расходятся, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) не выделил кого-либо из мусульман, а об-ратился ко всей умме, сказав: «Вы – свидетели Аллаха на земле!»
Когда праведные мусульмане, а особенно соседи, отзываются с похвалой в адрес умершего, Аллах дарует умершему Рай и прощает ему то, что не знали люди из его недостатков. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если об умершем отзовутся с похвалой четверо из его соседей, то Аллах говорит: “Я принимаю ваше свидетельство в отношении Моего раба и прощаю ему то, о чем вы не знаете!”» Ахмад 2/408, аль-Хаким 1/378. Шейх аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут назвали хадис хорошим.

Шейх Ибн Усаймин также говорил: “Мы сейчас живем в такое время, когда применение термина «шахид» стало простым и легким. Это имя дается каждому, даже если мы знаем, что человек был убит за идеи национализма или патриотизма, и знаем вместе с этим, что этот человек не был правоверным! Но, несмотря на это, люди о таком говорят: «Он стал шахидом!»” См. “Шарх Рияду-ссалихин” 2/183.
Также говорил и шейх аль-Альбани: “Это то, в чем допускают послабление множество людей, говоря: «Такой-то шахид, такой-то шахид»”. См. “Ахкамуль-джанаиз” 59.
Спросили шейха Салих Али Шейха: «Каково постановление (хукм) относительно слов, обращенных к тому, кто отправился на сражение: «Если ты станешь шахидом, включи меня в число тех семидесяти, за которых тебе будет позволено заступаться». И если он будет убит, становится ли он шахидом?» Удивившись этим словам, шейх ответил: “Сообщается в “Сахих аль-Бухари”, что когда участились выражения «такой-то шахид» ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Вы говорите: “такой-то шахид, такой-то шахид”! Аллах лучше знает, кто получил ранение на Его пути, и Аллах лучше знает, кто стал шахидом на Его пути!» Это опасный вопрос, и поэтому не следует говорить в отношении кого бы то ни было, что он является шахидом. Нельзя это утверждать однозначно! Ведь известно достоинство и положение шахидов, как пришло это в хадисах. Запрещено говорить: «Такой-то шахид», так как это является свидетельством в отношении него, что он из числа обитателей Рая, а мы не можем знать ни о его намерении, ни каковым был его конец. Когда было упомянуто при пророке (мир ему и благословение Аллаха) об одном человеке, что он стал шахидом, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет, он в Огне!» И когда начали выяснять про него, оказалось, что он украл плащ из трофеев. И что может быть лучше слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, который когда увидел в чем погрязли люди, сказал: «Поистине, вы совершаете дела, которые в ваших глазах тоньше волоса, тогда как во время посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мы считали их губительными грехами!»... Поэтому требующим знания не следует использовать в речах слова, искажающие шариат, или слова, не имеющие основы в шариате, или те из них, которые отражаются на вероубеждении, как слова: «Такой-то шахид»”. Сл. “Шарх ‘Акъида ат-Тахауия” 3 кассета.
Так же обстоит и с так называемыми «признаками шахидов», о которых говорят в наши дни многие, тогда как об этом ничего не сообщили нам саляфы. Из этих признаков то, что лицо сияет, тело не гниет никогда, кровь издает приятный запах и т.д. Все это не имеет никакой основы в шариате и не является признаком благого конца или искренности намерения или правильности совершаемого дела, а кто утверждает обратное, то пусть приведет достоверный довод из Корана и Сунны.
К этому можно также отнести и распространившиеся по интернету в конце 2005 г. фотографии молодого человека из Саудовской Аравии, который якобы не совершал молитву и после его смерти, отец, решивший его выкопать, обнаружил его тело изуродованным. И это сейчас можно увидеть на многих сайтах в качестве доказательства на существование мучений могилы. Такой подход к религии – это путь к заблуждению. Вера в мучение могилы основывается на сообщениях из достоверной Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха). Нам велено следовать за тем, что Аллах ниспослал Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха), и брать доказательства из Корана и Сунны, а не следовать за вымышленными доказательствами и знамениями, как внешность умерших, различные сновидения, всякие научные открытия, азан на Луне и т.п. Всевышний Аллах сказал: «Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за иными покровителями, помимо Него!» (аль-А’раф 7: 3).
Ниспосланным же от Аллаха является только Коран и Сунна, а подобное не имеет никакой силы в шариате Аллаха!
Спросили как-то шейха аль-Альбани: «Некоторые говорят, что тела шахидов не гниют так же, как и тела пророков, так ли это?» Он ответил: “В шариате нет ни одного доказательства, которое бы нам указывало на то, что тела шахидов не гниют, в отличие от пророков! У нас есть хадис, в котором сказано: «Поистине, Аллах Всевышний запретил земле пожирать тела пророков». Что же касается шахидов, то относительно них такого текста не пришло. Однако в первые годы Ислама среди шахидов были такие, тела которых не гнили, что было исключением. Но мы не делаем из этого правило, что тела всех шахидов не гниют. Среди людей могут быть и такие праведники, кто не является шахидом, но Аллах может сделать чудом то, что его тело не будет гнить. Однако мы должны говорить, что не гниют только тела пророков, а что касается кого бы то ни было помимо пророков, то у нас нет доказательства на то, что их тела не гниют!” Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 317.
То же самое относится и к запаху крови шахидов. Во многих достоверных хадисах посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил нам, что кровь шахидов будет ароматом миска в Судный день, а не в этом мире! Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кто бы из людей не получил ранение на пути Аллаха, обязательно явится в День воскрешения со своей кровоточащей раной, которая будет цвета крови, а запах которой будет запахом миска». аль-Бухари 5533, Муслим 1876.
Шейх Ахмад ан-Наджми, делая опровержение словам течения «ихуан аль-муслимин», сказал: “Если мы займемся чтением жизнеописания предшественников (саляфов), то мы там не найдем ничего о таком признаке шахидов, как приятный запах крови умершего. Такого не было сказано ни об одном из сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые сражались и становились шахидами, ни о сподвижниках, которые сражались и после пророка (мир ему и благословение Аллаха) и становились шахидами, ни о мусульманах первых трех лучших поколений, которые вели джихад и сражались с неверными! Никто не заявлял о подобном и после них. Но может быть шахиды из числа «ихуан аль-муслимин» лучше, чем шахиды из числа сподвижников, которые сражались вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха), или лучше, чем последователи сподвижников (таби’ун), раз мы говорим о том, что кровь их пахнет миском уже в мире этом, в отличие от крови саляфов?! Что же касается книги ‘Абдуллаха ‘Аззама «Знамения Милостивого в джихаде Афганистана» и того сообщения от Абу Ну’айма, которое он приводит, что когда сподвижники подошли к могиле Са’д ибн Му’аза, они почувствовали запах миска и пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Свят Аллах, свят Аллах!», то это сообщение не является достоверным, и Абу Ну’айм в «аль-Хилия» приводит много недостоверных сообщений. Я верю в чудеса, которые по воле Аллаха происходят с Его приближенными рабами, однако то, что не было чудом сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), никогда не будет чудом тех, кто был и будет после них!” См. “ар-Радд аш-шар’ий аль-ма’къуль ‘аляль-муттасыль аль-маджхуль” 89-91.
На основании всего изложенного следует, что вероубеждение ахлю-Сунна уаль-джама’а состоит в том, что запрещено говорить об определенной личности, что он в Раю или в Аду, не считая тех, о ком сообщили Аллаха и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха)! Лучше всего говорить о праведном мусульманине, или о том, кого постиг один из видов благого конца, как гибель на джихаде: «О Аллах сделай его шахидом», или «О Аллах прими от него шахаду», или «О Аллах введи его в Рай» и т.д., не утверждая то, о чем нет знания и не говоря от имени Аллаха, возводя на Него ложь! Ведь слова, сказанные от имени Аллаха, могут быть причиной того, что благодеяния человека станут тщетными! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказывал: «Однажды один человек сказал: “Клянусь Аллахом, что Он не простит такого-то!” Тогда Всевышний Аллах сказал: “Кто это такой, который клянется Мною, что Я не прощу такого-то? Я уже простил его, и сделал тщетными все твои дела!”» Муслим 2621.
Дамдам ибн Джаус аль-Ямами рассказывал: “Однажды Абу Хурайра сказал мне: «О аль-Ямами, не говори никому: “Клянусь Аллахом, Он не простит тебя” или “Аллах не введет тебя в Рай!”» Я сказал: “О Абу Хурайра, это же слова, которые кто-то из нас в гневе может сказать своему брату!” На это Абу Хурайра сказал: “Не говори этих слов! Поистине, я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Среди сынов Исраиля были два человека, один из которых грешил, а другой был усердным (муджтахид) в поклонении. И каждый раз, как муджтахид видел другого совершающим грехи, он говорил ему: “Горе тебе, прекрати!” Затем, когда он вновь увидел его грешащим, он сказал: “Горе тебе, прекрати!”, на что грешный ответил: “Оставь меня! Ты что послан, чтобы наблюдать за мной?!” Тогда муджтахид сказал: “Клянусь Аллахом, Он не простит тебя!” или “Аллах не введет тебя в Рай никогда!” Тогда Аллах послал к ним ангела, который забрал их души. Когда же они были воскрешены перед Аллахом, Он сказал тому, кто грешил: «Ступай и войди в Рай по милости Моей!» А тому, кто был муджтахидом, Аллах сказал: «Ты знал то, что Я сделаю?! Ты был хранителем того, чем Я владею?!» И Аллах скажет: «Ступай и войди за это в Огонь!» Клянусь Тем, в Чей руке моя душа, этот человек произнес всего одно слово, которое погубило его мирскую жизнь и жизнь будущую!»Ахмад 8275, Абу Дауд 4901. Шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Порицания в адрес грешника, которые делал этот несчастный муджтахид, являлись правильными, и это является обязательным в шариате нашего пророка (мир ему и благословение Аллаха). Однако этого человека погубили слова, сказанные от имени Аллаха без знания!
И как же богобоязненному мусульманину не обратить внимания на эти устрашающие хадисы и не задуматься над ними?! Как часто в наши дни можно слышать заявления от имени Аллаха, и даже не от муджтахидов, в отличие от того, о ком говорилось в хадисе. Страшно представить участь таких людей, если они не покаются и не станут беречь свои языки!
Каждый мусульманин обязан уберегать свой язык от произнесения того, о чем у него нет знания и не свидетельствовать ни о ком, что он в Аду или в Раю или шахид, кроме тех, о ком сообщили нам Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха)!
И в заключение, хвала Аллаху – Господу миров!
Мир и благословения нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи
и всем его сподвижникам!
al-athariyah_الأثرية
Сообщения: 105
Зарегистрирован: 20 ноя 2009, 18:14

Сообщение al-athariyah_الأثرية »

БаракаЛлаху фикум за статью! Пишу здесь для того, чтобы поднять эту тему в список активных, думаю она станет полезным напоминанием для всех братьев и сестер. Тема очень актуальная, особенно сейчас...

И у меня еще вопрос:
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Шахидов, павших в битве при Ухуде не омывали и не заворачивали (в саван), а хоронили их окровавленными, не совершая над ними молитву”. Абу Дауд 3135, аль-Байхакъи 4/10. Имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.
Как определить стал ли человек шахидом или нет? Ведь шейх Усаймин говорил:
“Для того чтобы человек стал шахидом, он должен сражаться ради того, чтобы слово Аллаха было превыше всего, а это скрытая сторона намерения, о которой мы не знаем. И если мы скажем об определенном человеке, что он шахид, то значит, мы свидетельствуем о том, что он в Раю, а это противоречит тому, на чем ахлю-Сунна. Поэтому недозволенно говорить об определенном человеке, что он шахид, кроме как при наличии Священных текстов!” См. “Маджму’уль-фатауа уа расаиль” 3/116-117.
А также Абу Хурайра рассказывал: “Во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) один человек пал смертью шахида, и одна женщина стала оплакивать его, говоря о том, что он шахид. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ей: «Откуда ты знаешь, что он шахид?! Быть может, он говорил о том, что его не касается, или проявлял жадность на излишек?!» Абу Я’ля, аль-Байхакъи. Хадис достоверный. См. «Сахих ат-таргъиб» 2884.
Говорил ‘Абдуллах ибн Мас’уд: “Остерегайтесь слов: «Такой-то умер шахидом» или: «Такой-то был убит и стал шахидом»! Ведь поистине, человек может сражаться ради трофеев, славы или показухи!” Ибн Абу ‘Асым в “аль-Джихад” 2/494, Абу Я’ля в “аль-Муснад” 9/255.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа фики барака-Ллах!
Latifa Umm Muneera писал(а):Как определить стал ли человек шахидом или нет?
Нет противоречия сестра между приведенным тобой сообщением от Анас и словами Ибн Усаймина, или Ибн Мас'уда!
Дело в том, что в первом случае имеется ввиду признак шахида в мире этом по ахкамам этого дунья, т.е. как его хоронить и т.п., в чем нет проблем в именовании шахидом павшего на поле боя. Тогда как в приведенном вами из хадисов и слов ученых речь идет об именовании конкретного лица шахидом в смысле перед Аллахом в Судный день, со значением "он в Раю", и этот как раз то, что делают некоторые мусульмане, что запрещено и противоречит вероубеждению ахлю-Сунна уаль-джама'а.
И в этой же статье можно найти ответ на это вопрос:
Но, несмотря на это есть люди, которые приводят в качестве довода на дозволенность подобного свидетельствования некоторые высказывания имамов, описывавших каких-либо людей тем, что они шахиды, например, как это не раз говорил о ком-то имам аз-Захаби в «ас-Сияр».
Во-первых, слова кого-либо из людей, пусть даже ученых, не могут быть противопоставлены словам пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников! Во-вторых, эти имамы, говоря о ком-то, что он шахид, имели в виду то, что он был убит на джихаде, и называли его так из-за положений (ахкам), связанных с шахидами в мире этом. А применять термин «шахид» по отношению к тем, кто был убит на поле боя, в борьбе с неверными, является дозволенным, поскольку из этого следует то, что такого человека не следует купать и заворачивать в саван.
Однако, ученые, называвшие кого-то определенного «шахидом», не имели ввиду, что такой человек однозначно является шахидом в мире ином! Есть разница между тем, для чего применяется термин «шахид». Если же речь идет о том, что человек является шахидом перед Аллахом, то это не дозволено, ибо это все равно, что сказать, что человек в Раю, а это является запретным, о чем уже было сказано. Если же под словом «шахид» подразумевается тот, кто был убит на пути Аллаха, имея в виду положения, связанные с шахидами в шариате, то в этом нет ничего порицаемого.
Имам ан-Науауи говорил: “Знай, что шахиды бывают трех видов: первый – это тот, кто был убит на войне в сражении с неверными. Он имеет положение шахида в мире ином по награде, как имеет положение шахида и в мире этом, ибо его не купают и не совершают по нему молитву. Второй вид шахидов – это те, кто имеет положения шахидов в мире ином, но не в мире этом. Это такие, как умерший от болезней живота, от чумы, умерший при защите своего имущества и прочие из тех, о ком сказано в достоверных хадисах, что он шахид. Такие люди омываются, и по ним совершается молитва джаназа, однако они имеют награду шахидов в мире ином, но не в мире этом. Третий вид – это тот, кто украл из трофеев или был убит, убегая с поля боя. Такой человек имеет положение шахида в мире этом, его не омывают и над ним не совершается джаназа, однако в мире ином он не получает полноценную награду!” См. “Шарх Сахих Муслим” 2/324.
ne4iksen
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 22 май 2010, 01:52

Re: О СВИДЕТЕЛЬСТВЕ РАЕМ ИЛИ АДОМ

Сообщение ne4iksen »

Ассалам алейкум! Пусть Аллах воздаст благом авторам за статью! Вот я по какому поводу пишу: в статье есть прямые доводы на запрет свидетельствовать раем (в виде хадисов пророка, да благословить его Аллах и приветствует, в которых он это порицает). И, в принципе, это по логике понятно, я думаю, каждому, кто изучает таухид и ширк: ведь неизвестно, с каким намерением умер человек. Но вот вопрос свидетельства адом мне остался неясен, т.к. хадисы или аяты в понимании саляфов не приведены в статье. Есть фетвы Баррака и Усаймина (да смилуется над ними Аллах и введёт их в Рай), но этого мне недостаточно, чтобы взять это себе в убеждение, т.к. мы должны принимать слова учёных с доводами, и я ищу именно доводы из кораны и сунны... Вопрос для меня открытый: можно ли говорить, что конкретный неверующий из числа атеистов (или многобожников, или людей писания) будет в аду вечно? Мне нужен далиль! Баракалла фикум!
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Re: О СВИДЕТЕЛЬСТВЕ РАЕМ ИЛИ АДОМ

Сообщение abu jafar »

ne4iksen писал(а):Ассалам алейкум! Пусть Аллах воздаст благом авторам за статью! Вот я по какому поводу пишу: в статье есть прямые доводы на запрет свидетельствовать раем (в виде хадисов пророка, да благословить его Аллах и приветствует, в которых он это порицает). И, в принципе, это по логике понятно, я думаю, каждому, кто изучает таухид и ширк: ведь неизвестно, с каким намерением умер человек. Но вот вопрос свидетельства адом мне остался неясен, т.к. хадисы или аяты в понимании саляфов не приведены в статье. Есть фетвы Баррака и Усаймина (да смилуется над ними Аллах и введёт их в Рай), но этого мне недостаточно, чтобы взять это себе в убеждение, т.к. мы должны принимать слова учёных с доводами, и я ищу именно доводы из кораны и сунны... Вопрос для меня открытый: можно ли говорить, что конкретный неверующий из числа атеистов (или многобожников, или людей писания) будет в аду вечно? Мне нужен далиль! Баракалла фикум!
Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
Ты наверное ищешь это?

Передается от ‘Амир ибн Са‘да, от его отца (Са‘да ибн Аби Уаккаса, да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Пришел однажды бедуин к пророку, мир ему и благословения Аллаха, и сказал: «Поистине, мой отец поддерживал родственные связи и совершал то-то и то-то (перечисляя его благие дела), так где же его место?», - на что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Он в Огне». Услышав это, бедуин опечалился и спросил: «О посланник Аллаха, а где твой отец?», - на что он ответил: «Когда бы ты не проходил мимо могилы неверного, обрадуй его Огнем»
Передатчик хадиса Са‘д ибн Аби Уаккас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Впоследствии бедуин уверовал и он говорил: "Поистине, тяжелую ношу возложил на меня посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, и я не проходил мимо ни одной могилы неверного, кроме как обрадовав его Огнем"» (Сахих аль-Джами‘ 3165, Ахмам аль-Джанаиз 219)
ne4iksen
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 22 май 2010, 01:52

Re: О СВИДЕТЕЛЬСТВЕ РАЕМ ИЛИ АДОМ

Сообщение ne4iksen »

Спасибо, брат! Этот хадис достоверный? Получается, что можно свидетельствовать адом о конкретных людях? Я не понял((
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Re: О СВИДЕТЕЛЬСТВЕ РАЕМ ИЛИ АДОМ

Сообщение abu jafar »

ne4iksen писал(а):Спасибо, брат! Этот хадис достоверный? Получается, что можно свидетельствовать адом о конкретных людях? Я не понял((
Пожалуйста дорогой. Ты просил далиль, я тебе его привел.
Хадис назвал достоверным шейх аль-Альбани в "Сахих аль-Джами" под номером 3165.

Здесь в Египте я слышал от двух шейхов, что этот хадис является далилем на дозволенность утверждения что он в аду для тех, кто явно умер на неверии (не живых кафиров, а именно тех, кто умер на неверии)
Подробно разъяснял это шейх АбдуРрахман аль-Къады, от него я услышал первым.
Затем когда в Египте умер шунуда (главный папа в их коптской церкви) и некоторые из исламских проповедников поехали к нему на похороны и открыто соболезновали по случаю его смерти, говоря, что может быть он в раю, что мы не знаем о его участи и т.п. Тогда шейх Раслян дал хутбу, в которой сильно порицал их слова и действия.
После, уже зная этот хадис и на что он указывает, я спросил шейха Расляна, является ли этот хадис доводом на то, чтобы говорить, что этот шунуда в огне и он сказал "Да". Но по той причине, что он сам не упомянул этот хадис в своей хутбе, а так же потому, что я не нашел других ученых, которые бы прямо утверждали именно о СВИДЕТЕЛЬСТВЕ адом опираясь на этот хадис, я пока не могу тебе сказать больше того, что уже сказал. Однако может кто другой найдет слова ранних ученых, как именно они понимали и применяли этот хадис.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Салям алейкум уарахмату-Ллах
Братья, будь этот хадис однозначно достоверным, то думаю вряд ли бы ученые разошлись в свидетельстве Адом.
Дело в том, что хадис: «Когда бы ты не проходил мимо могилы неверного, обрадуй его Огнем», ученые разошлись в его достоверности.
Имам науки хадисоведения Абу Хатим сказал, что правильное мнение в отношении этого хадиса в том, что он мусраль от аз-Зухри, а не хадис с непрерывным иснадом до пророка (мир ему и благословение). Т.е. иснад его прерванный. См. “аль-‘Иляль” 2263.
Также и имам ад-Даракъутни привел этот хадис в своей книге о недостатках хадисов и сказал, что правильное мнение в том, что этот хадис мурсаль. См. “аль-‘Иляль” 4/433.
Также этот хадис считал слабым и шейх Мукъбиль, а шейх Ибн Баз вообще сказал: “Я не знаю у этого хадиса достоверного пути!” См. “Фатауа Ибн Баз” 13/338.
А что касается шейха аль-Альбани, то он называл его достоверным в силу существования других путей. Однако не все соглашались с тем, что этот хадис может быть усилен его путями, ибо считали всех их очень слабыми.
Аллаху а'лям.

Но как бы то ни было, даже если этот хадис однозначно слабый, никто из мусульман не должен сомневаться в куфре кафира, который умер неверным! И тем более говорить, что патриарх с Египта может быть прощен по незнанию и быть в Раю! Каким незнанием он может быть прощен, если в хадисе сказано об испытании неверных в Судный день, один из которых из ахль аль-фатра, т.е. людей до которых не дошел Ислам?! Если до шенуды с Египта не дошел Ислам, который был арабом и знал арабский язык и проживал на земле мусульман и слышал Коран, то до кого тогда он вообще дошел?!

Пусть Аллах убережет от крайностей!
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Re: О СВИДЕТЕЛЬСТВЕ РАЕМ ИЛИ АДОМ

Сообщение abu jafar »

Нашел кое-что еще в отношении этого хадиса.
Передается от ‘Амир ибн Са‘да, от его отца (Са‘да ибн Аби Уаккаса, да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Пришел однажды бедуин к пророку, мир ему и благословения Аллаха, и сказал: «Поистине, мой отец поддерживал родственные связи и совершал то-то и то-то (перечисляя его благие дела), так где же его место?», - на что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Он в Огне». Услышав это, бедуин опечалился и спросил: «О посланник Аллаха, а где твой отец?», - на что он ответил: «Когда бы ты не проходил мимо могилы неверного, обрадуй его Огнем»
Передатчик хадиса Са‘д ибн Аби Уаккас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Впоследствии бедуин уверовал и он говорил: "Поистине, тяжелую ношу возложил на меня посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, и я не проходил мимо ни одной могилы неверного, кроме как обрадовав его Огнем"»

Шейх аль-Альбани, да проявит Аллах к нему Свою милость, подробно на две страницы разобрал его в "Сильсиля ас-сахиха" №18, после чего сказал: "В этом хадисе содержится очень важная польза, которой пренебрегли и не упомянули в книгах по фикху, а это то, что узаконено радовать кафира огнем, проходя мимо его могилы. И не секрет, что в законности этого есть то, что пробуждает верующего и напоминает ему о величии греха этого неверующего, который он совершил, что блекнут все грехи этого мира, даже если они будут собраны все вместе, рядом с его величайшим грехом, а это неверие во Всевышнего Аллаха и придание Ему сотоварищей. О великой ненависти к этому греху поведал Аллах, выведя его из Своего прощения. Он сказал: "Поистине Аллах не прощает то, чтобы придавали Ему сотоварищей, но прощает то, что меньше этого, кому пожелает" И по этой причине сказал посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха: "Самым величайшим из всех великих грехов является придание Аллаху сотоварищей, тогда как Он создал тебя" (аль-Бухари, Муслим)
И поистине, нахождение мусульман в неведении относительно этой пользы, взятой из хадиса, приводит некоторых из них к тому, что они поступают не в соответствии с тем, что желает от них шариат. Мы все прекрасно знаем, что многие из мусульман едут в страны неверных по делам, но не ограничиваются решением того, для чего приехали, а посещают могилы некоторых великих людей из числа неверных и возлагают на их могилы цветы и венки, стоят у этих могил смиренные и опечаленные так, что похоже они довольны ими не испытывают к ним ненависти, тогда как прекрасный пример был для нас в пророках, да прибудет над ними мир, в котором мы видим обратное от того, что делают эти мусульмане. Послушай слова Аллаха, Который сказал: "Прекрасным примером для вас были Ибрахим и те, кто был с ним. Они сказали своему народу: «Мы отрекаемся от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Мы отвергаем вас, и установились между нами и вами вражда и ненависть навсегда" (60: 4) И это их отношение к ним, тогда как они были живы, то каково же должно быть к ним отношение, тогда как они умерли (на неверии)?!" (См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" стр. 57)
Ответить