Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатухاساري والشافعية писал(а): السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
Один брат приводил следующие доводы...
В доводах того брата смешаны два разных вопроса.
Сначала он приводит слова имамов про вопрос посещения могил и святых мест в общем, и при этом эти имамы сами упоминают о разногласиях в дозволенности этого.
А затем он уже смешивает этот вопрос непосредственно с вопросом поездки именно к могиле пророка (мир ему и благословение Аллаха), на единогласное мнение в дозволенности чего и указывали некоторые поздние имамы.
Но даже во втором вопросе про "поездки только для посещения могилы пророка (мир ему и благословение Аллаха)" были известные разногласия, тогда как про первый вопрос о посещении могил и святых мест тем более разногласие известное было, о чем передавали даже имамы, на которых он сослался, как ан-Науауи и Ибн Къудама.
Например, относительно вопроса поездки ради посещения могилы пророка (мир ему и благословение Аллаха), имам аш-Шаукани сказал: “Это вопрос, из числа таких, относительно которых затянулось препирательство, было известно его происхождение и были испытаны люди посредством этого”. См. “ад-Дурар ан-надыд фи ихляс калима ат-таухид” 135.
Что касается посещения могилы пророка (мир ему и благословение Аллаха) без поездки в путь, т.е. для тех, кто уже и так в Медине или приехал по работе или ради посещения его мечети, то нет среди ученых разногласия относительно дозволенности этого. И в отличии от распространенного мнения, приписанного шейхуль-Исламу Ибн Таймии, он этого не запрещал! См. "Маджму'уль-фатауа" 27/30, "Радд 'аля аль-Ахнаи" 112-113.
Итак, тут поднимаются два вопроса:
1. Поездка лишь с целью посетить могилу пророка (мир ему и благословение Аллаха).
2. Поездки для посещения могил и различных святых мест.
Тут необходимо сделать небольшое введение в качестве напоминания всем нам:
В любом спорном вопросе слова ученых сами по себе не могут быть доводом в религии Аллаха!
Более того, если есть спор и разногласие относительно конкретного вопроса, то необходимо следовать велению Аллаха, сказавшему: «Если вы станете препираться о чем-либо, то обратитесь с этим к Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по исходу» (ан-Ниса 4: 59).
Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Если бы в Книге Аллаха и в Сунне Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) не было бы разъяснения любого разногласия, то Аллах не повелел бы обратиться при разногласиях к Корану и Сунне!” См. “И’лямуль-муакъи’ин” 1/49.
Еще одно напоминание:
Не все, что именуют как иджма’ (единогласное мнение), является таковым на самом деле! Очень часто люди заявляют про иджма’ тогда, когда именно их мазхаб сошелся в том или ином вопросе.
Имам Ибн аль-Къайим говорил: “Некоторые заявляли об иджам’е по причине отсутствия знания о наличии разногласия, а мы уже приводили о разногласии в этом вопросе, что указывает на вымышленность иджма’а. И даже если бы вы не знали о разногласии в этом, это не является для вас поводом для утверждения иджма’а, который является доводом, лишает оправдания, и которому запрещено противоречить! Поистине, иджма’, который обязывает таким – это категоричный и известный иджма’!” См. “Задуль-ма’ад” 4/45.
Шейх Сиддыкъ Хасан Хан говорил: “Некоторые из приверженцев определенных мазхабов полагают, что то, в чем единогласны сторонники их мазхаба, является иджма’. Это является великим нечестием”. См. “ас-Сираджуль-уахадж” 1/3.
Поэтому имам Ахмад про иджма’ подобного рода говорил: “Кто заявляет об иджма’, тот лжёт!” См. “аль-Масаиль” 338-339, “аль-‘Удда” 4/1059, “И’лямуль-мууаккъи’ин” 1/24.
Более того, может быть зачастую иджма’ совершено в обратном, как говорил шейхуль-Ислам Ибн Таймия: “Среди сторонников каляма (сторонников логики) есть обычай заявлять о единогласном мнении, которое не является таковым! Наоборот, в том вопросе, о котором они говорят иджма’ может быть известное разногласие, а может быть и вообще в этом вопросе иджма’ саляфов как раз в обратном!” См. “ан-Нубууат” 1/479.
Теперь, следуя велению Аллаха: «Если вы станете препираться о чем-либо, то обратитесь с этим к Аллаху и посланнику» мы смотрим в Коран и Сунну: Есть ли там хоть одно указание на желательность посещения какой-либо могилы или святого места? Ведь вопрос посещения подобных мест относя тем более это к желательности - не просто бытовой вопрос, а связанный с поклонением. Ведь шариат узаконил посещение могил для того, чтобы они служили напоминанием о смерти.
А что касается слов хафиза Ибн Хаджара, который передал тот брат: "Воистину зиярат - это одно из самых лучших деяний и самых великих средств приближения к Всевышнему Аллаху", то это высказывание нуждается в шариатском доводе! Более того, читатель с дозволения Аллаха ниже увидит, что это мнение ошибочно и что достоверные доводы говорят об обратном. Если бы посещение могилы пророка (мир ему и благословение Аллаха) было бы самым великим средством приближения к Аллаху, то разве сподвижники не устремились бык этому быстрее всех?!
Что касается поездки в путь специально для посещения могил, то на желательность этого нет ни одного довода ни в Коране, ни в Сунне, ни даже в словах кого-либо из сподвижников, а все хадисы о желательности и достоинствах посещения могилы пророка (мир ему и благословение Аллаха) являются просто напросто слабыми и даже ложными!
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Все хадисы, приводимые относительно посещения могилы пророка (мир ему и благословение Аллаха) являются слабыми, по единогласному мнению ученых-мухаддисов. Более того, эти хадисы ложные и не приводит их ни один из авторов известных сборников хадисов, и никто из имамов не использовал эти хадисы в качестве довода”. См. “ар-Радд ‘аля аль-Ахнаи” 189.
Тоже самое говорил и хафиз Ибн ‘Абдуль-Хади в "ас-Сарим аль-мунки".
Основной довод данной темы:
Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не запрягаются животные в путь, кроме как к трем мечетям: Заповедная мечеть (в Мекке), мечеть посланника (в Медине) и мечеть аль-Акъса». аль-Бухари 1189, Муслим 1397.
Этот хадис из категории мутауатир.
Данный хадис саляфы и те, кто был после них использовали в качестве довода на то, что нельзя отправляться в путь ради посещения каких-либо иных мест, будь то могилы или различные святые места.
Более поздние ученые разногласили относительно понимания этого хадиса, и пытались истолковать его по разному, как это делал например ас-Субки и др.
А что касается слов Ибн Къудамы или ан-Науауи, что речь в хадисе идет о том, что "полное достоинство свойственно только поездке к этим трем мечетям", или что "в других мечетях нет того достоинства, которое есть в этих трех", то это их понимание, и оно противоречит тому, как понимали буквально эти хадисы сподвижники!
Приведем пример:
Абу Басра аль-Гъифари рассказывал, что однажды он встретил Абу Хурайру, который возвращался с пути, и спросил его: "Откуда ты едешь?" Абу Хурайра ответил: "Еду с Синайской горы. Я ездил к ней, чтобы совершить в этом месте молитву". Тогда Абу Басра сказал: "Если бы я застал тебя до того, как ты выехал в путь, то помешал бы тебе отправиться туда. Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не снаряжаются животные в путь, кроме как к трем мечетям: Заповедная мечеть, моя мечеть и мечеть аль-Акъса». Малик 1/108, Ахмад 6/7, Ибн Хиббан 2772. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность. См. «аль-Исаба» 1/320, «Ахкамуль-джанаиз» 287.
Обратите внимание братья на то, как сподвижники порицали посещение того места, которое Аллаха в Коране называет священным и благословенным местом! См. "Та ха", аят 12 и сура "аль-Къасас", аят 16.
И Абу Хурайра не возразил Абу Басре на это порицание.
Также Къаз’а рассказывал: "Однажды, я собрался поехать на гору Тур, и посоветовался об этом с Ибн ‘Умаром, на что он мне сказал: "Разве ты не знаешь, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не снаряжаются животные, кроме как к трем мечетям: Заповедная мечеть, мечеть пророка и мечеть аль-Акса». Поэтому не езжай туда!" ат-Табарани в «аль-Кабир» № 13283. Иснад достоверный.
Нафи’ рассказывал: "Когда до ‘Умара ибн аль-Хаттаба дошло, что люди посещают дерево, под которым давали присягу "довольства" (во время Худайбийского перемирия), он повелел его срубить". Ибн Аби Шейба 2/73, Ибн Са'д в "ат-Табакат" 2/100, аль-Факихи в "Ахбару Макка" 5/77. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. “Фатхуль-Бари” 7/448.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Из числа благодеяний ‘Умара (да будет доволен им Аллах) то, что когда он увидел, как люди устремлялись к дереву, под которым была дана присяга довольства, он повелел его срубить”. См. “аль-Къауль аль-муфид” 121.
Разве после этого мусульманин, желающий истину, будет опираться на мнение некоторых поздних имамов в дозволенности, не говоря уже о желательности, того, чтобы посещать различные святые места?! Ведь целью должно быть не просто доказать наличие в том или ином вопросе разногласия, а понять правильное мнение и истину, чтобы следовать ей!
Имам Ибн аль-Асир в отношении обсуждаемого хадиса сказал: “Смысл хадиса: Не желать ехать в какое-либо место с намерением поклонения или приближения к Аллаху Всевышнему, кроме этих трех мест по причине их величия и почета”. См. “Джами’ аль-усуль” 9/283.
А если кто-то скажет, что он посещает и отправляется в путь на различные святые места или же в действительности не святые, но святые по его суждению, то он лжет сам себе! Неужели кто-то будет специально ехать скажем на Синайскую гору или посещать различные могилы праведников, будучи убежденным в том, что он просто турист, приехавший там отдохнуть?!
А что касается путешествия с целью посещения могил пророков или праведников, то обсуждаемый хадис: «Не запрягаются животные в путь, кроме как к трем мечетям: Заповедная мечеть (в Мекке), мечеть посланника (в Медине) и мечеть аль-Акъса» касается и этого.
Более того, на это также указывает другой прямой хадис:
От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не превращайте свои дома в могилы (т.е. не совершая в них молитвы, не поминая в них Аллаха, не читая Коран и т.п.). И не превращайте мою могилу в место собрания! Обращайтесь за меня с мольбой, поистине, ваши мольбы будут до меня доходить, где бы вы ни были!» Ахмад 2/367, Абу Дауд 2042. Имам ан-Науауи, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, имам Ибн аль-Къайим, хафиз Ибн Хаджар, хафиз ас-Сахауи, имам Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб, хафиз Ибн Ахмад аль-Хаками, шейх аль-Альбани, шейх Ибн Баз и др. подтвердили достоверность этого хадиса. См. «аль-Хуляса» 1/440, «аль-Икътида» 2/169, «Футухат ар-раббания» 3/314, «Сахих аль-джами’» 7226.
Разве это веление самого посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не является ясным и общим доводом, указывающим на запрет избрания его могилы для места сбора и посещения?! И если это касается его могилы, то что говорить о могилах кого-либо другого?! Шейх Сыддыкъ Хасан Хан сказал: “И если не дозволено это собрание возле могилы пророка (мир ему и благословение Аллаха), а это лучшая могила на земле, то что сказать можно про другие могилы праведников?!” См. “ас-Сирадж аль-уаххадж” 5/113.
И вновь смотрим на понимание саляфов этого веления:
Сообщается от ‘Али ибн аль-Хасана, что однажды он увидел человека, который приходил к могиле пророка (мир ему и благословение Аллаха) и заходил туда через отверстие, и взывал там. Он запретил ему это и сказал: “Не сообщить ли тебе хадис, который я слышал со слов своего отца, а он со слов деда, слышавшего от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)? Он говорил: «Не превращайте мою могилу в место собрания! И не превращайте свои дома в могилы. Обращайтесь за меня с мольбой, поистине, ваши мольбы будут до меня доходить, где бы вы ни были!» Ибн Аби Шайба 2/358, Абу Я’ля 469, Ибн Аби Асым в “Фадль ас-саля ‘аля ан-наби” 26.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Хади сказал: “Иснад этого хадиса хороший, и он имеет множество других версий, которые делают его достоверным”. См. “ас-Сарим аль-мунки” 414.
Достоверность этого хадиса подтвердили также шейх Сулейман ибн ‘Абдуллах ибн аш-Шейх, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и др. См. “Тайсируль-‘Азизиль-Хамид” 1/628, “Тахкыкъ Фатхуль-Маджид” 285.
Также сообщается, что когда Хасан ибн аль-Хасан ибн ‘Али заметил одного человека, который все время старался обращаться с мольбами возле могилы пророка (мир ему и благословение Аллаха), он сказал ему: "О такой-то! Почему я все время вижу тебя у могилы пророка (мир ему и благословение Аллаха)?" Тот ответил: "Я желаю поприветствовать пророка (мир ему и благословение Аллаха)". Тогда Хасан сказал ему: "Поистине, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не превращайте мою могилу в место для собраний, но призывайте на меня благословения, поистине, ваши благословения дойдут до меня где бы вы ни были!» Поэтому ты и тот, кто в Андалусии в этом отношении равны!" ‘Абдур-Раззакъ 6726, Ибн Аби Шейба 2/375.
Если бы посещение могилы пророка (мир ему и благословение Аллаха) было бы из числа величайших приближений к Аллаху, то разве он сам советовал бы своей умме делать за него саляуат в любом месте? И разве саляфы из членов его семьи говорили бы, что нет разницы где приветствовать его и обращаться за него с мольбой, возле его могилы или в Андалусии?!
Имам Малик порицал и говорил: “Люди говорят: «Мы посещали могилу пророка (мир ему и благословение Аллаха)!»” Ибн аль-Къасим сказал: “Малик порицал это сильно, чтобы люди говорили: «Поистине, пророка (мир ему и благословение Аллаха) навестили»”. См. “аль-Мудаууана” 2/370.
И неизвестно, чтобы кто-то из тех, кто жил во времена имама Малика говорил иначе.
Имам Ибн Батта сказал: “Из числа нововведений – это делать какие-либо построения на могиле и отправлять в путь, чтобы их посетить!” См. “аль-Ибана ас-сугъра” 92.
Что касается довода тех, кто считает желательным и дозволенным отправляться для посещения могилы пророка (мир ему и благословение Аллаха), а это следующий асар:
‘Убайдуллах ибн ‘Умар со слов Нафи’а рассказывал, что когда Ибн ‘Умар вернулся из путешествия, он пришел на могилу пророка (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “Мир тебе, о посланник Аллаха! Мир тебе, о Абу Бакр! Мир тебе, о мой отец!” А затем ушел. И ‘Убайдуллах сказал: “Мы не знаем никого из сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), который бы делал это, кроме Ибн ‘Умара”. ‘Абдур-Раззакъ 3/576, аль-Байхакъи 5/245. Иснад достоверный.
В этом асаре нет довода на то, что дозволено и тем более желательно отправляться в путь ТОЛЬКО для посещения могилы пророка (мир ему и благословение Аллаха)! Ведь Ибн ‘Умар никуда не отправлялся, а наоборот вернулся из пути. Более того, если посещение его могилы было делом похвальным и желательным, то почему другие сподвижники, проживавшие в Медине или приезжавшие туда по делам не делали того же, как это говорит ‘Убайдуллах ибн ‘Умар?!
Максимум на что указывает этот асар и поступок Ибн ‘Умара, так это дозволенность навещения могилы пророка тому, кто пребывает в Медине.
Тут весьма уместно привести ответ имама Малика, которого когда спросили: «Ведь жители Медины подходят к могиле пророка (мир ему и благословение Аллаха) по несколько раз в день, в то время как они не из тех, кто вернулся с пути или собирается в путь? Особенно часто это происходит в пятницу, когда люди встают у его могилы по одному или по два раза в день, приветствуют пророка (мир ему и благословение Аллаха), после чего долго обращаясь с мольбой к Аллаху». Имам Малик ответил: "Я не слышал о дозволенности этого ни от кого из прежних ученых этого города (Медины), поэтому оставление этого лучше! Не исправятся последние из этой общины, кроме как тем же, чем исправились ее первые! До меня не дошло от сподвижников того, чтобы они делали подобное, и это является нежелательным, кроме как тем, кто прибыл с пути или собирается в дорогу". См. "аш-Шифа" 2/88.
Субхана-Ллах, если такая крайность и чрезмерность в посещении могилы пророка порицалась Маликом даже для тех, кто жил в Медине, то что сказать о тех, кто отправляется в путь для этого?!
Шейх Сулейман ибн ‘Абдуллах ибн аш-Шейх говорил: “Об этом вопросе говорил шейхуль-Ислам, я имею в виду про выход в путь с целью посещения могил пророков и праведников и их машхады. Он передал в отношении дозволенности и запрета этого разногласия ученых. Из числа дозволявших были: Абу Хамид аль-Гъазали и Абу Мухаммад аль-Макъдиси. А из числа запрещавших: Ибн Батта, Ибн ‘Акыль, Абу Мухаммад аль-Джууайни, Къады ‘Ийяд, и это мнение большинства ученых. И на это указывал имам Малик, и никто из имамов в этом вопросе ему (Малику) не противоречил, и это правильное мнение! Некоторые его современники (шейхуль-Ислама) поднялись против него, как ас-Субки и ему подобные и приписали ему полное порицание посещения могил. Но на самом деле шейхуль-Ислам не порицал этого, если для этого люди не отправляли в путь, как это было мнением большинства ученых, или если не совершались зияраты на могилы с целью взывать к умершим и просить их о помощи”. См. “Тайсируль-‘Азизиль-Хамид” 1/636.
Шейх Сыддыкъ Хасан Хан сказал: “Что касается пути не ради посещения могил, то это установлено достоверными доказательствами и происходило во время пророка, что он одобрял, поэтому нет смысла это запрещать. Другое дело – поездка с целью посещения могил. Такого не делал никто во время пророка, и никто из сподвижников это не одобрял, и нет никакого указания даже в одном хадисе на такой поступок или желание! Пророк не узаконил этого ни для кого в своей умме ни словом, ни делом! Пророк посещал кладбище Бакы’ и другие могилы, не отправляясь для этого в путь для их могил. Поэтому его Сунна, в которой нет ничего неясного, указывает на то, что дозволено посещать могилы без путешествия к ним, чтобы они служили напоминанием о смерти!” См. “ас-Сирадж аль-уаххадж” 5/113.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Хади сказал: “Заявили некоторые, что это мнение (дозволенность) является мнением четырех имамов и большинства их сторонников, или же большинства ученых. Это ложь, без каких либо сомнений! Также это относится и к тому, кто заявляет, что это говорил известный ученый из числа имамов-муджтахидов. Если было бы сказано, что это мнение (о дозволенности) – мнение некоторых поздних людей, то еще можно было бы поверить. И это еще после уточнение переданного, что это противоречит иджма’у саляфов и противоречит хадисам пророка (мир ему и благословение Аллаха). И достаточно того, чтобы знать, что это мнение порочное то, что оно является нововведением в Исламе, которое противоречит Сунне и джама’ату, тому, что узаконил посланник (мир ему и благословение Аллаха) и на чем были единогласны саляфы уммы и ее имамы!” См. “ас-Сарим аль-мунки” 167.
Ханафитский имам аль-Баркъауи сказал: “Что касается отправления в путь к местам захоронений, испытывая при этом тяготы пути, совершая при этом большой грех, то большинство ученых сказали, что отправление в путь для посещения могил пророков и праведников является нововведением. Подобное не совершали ни сподвижники, ни их последователи. Также этого не приказывал посланник Господа миров, да благословит его Аллах и приветствует, так же как это не считал желательным никто из имамов мусульман. Поэтому тот, кто будет иметь убеждение, что данные поездки являются подчинением Аллаху и благим деянием, тот противоречит единогласному мнению мусульман. Тот же, кто имея это убеждение, еще и отправится в путь к этим могилам, то совершит запретное по единогласному мнению всех мусульман!” См. “Зиярат аль-къубур” 18.
Таким образом, если сказать про иджма' в обратном вопросе, что отправляться в путь для посещения могил или святых мест, не считая трех мечетей запрещено, то это ближе к истине!
Да и как может быть иначе?! Ведь на это указывают достоверные хадисы, понимая сахабов и саляфов, и нет этому ничего, что можно было бы противопоставить, кроме слов некоторых поздних имамов.
Если же человек посещает могилы родных, друзей или могилы в общем в своем городе, деревне и т.п., с целью вспомнить о смерти, то нет в этом ничего плохого и даже наоборот, это желательно и похвально! Со слов Ибн Мас'уда сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Я раньше запрещал вам посещать могилы, а теперь посещайте их, ибо они удерживают от наслаждений жизни ближней и напоминают о жизни будущей". Муслим 2/672.
Также если человек скажем поехал по делам в Медину, или поехал на Хадж или Умру, и посетил мечеть пророка (мир ему и благословение Аллаха), то нет ничего порицаемого в том, чтобы он посетил и могилу пророка (мир ему и благословение Аллаха) и поприветствовал его и двух его сподвижников: Абу Бакра и Умара. Шейх Ибн Баз сказал: “После смерти пророка (мир ему и благословение Аллаха) нельзя приходить к нему, чтобы он просил прощения для людей. Однако можно прийти, чтобы поприветствовать его тем, кто пребывает в Медине или прибыл туда из другого места, желая совершить молитву в его мечети, почитать Коран и т.п. Когда он приходит в мечеть, то приветствует пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников (Абу Бакра и Умара). Однако человек не снаряжается в путь только для того, чтобы посетить могилу пророка (мир ему и благословение Аллаха)! Наоборот, отправляется для посещения его мечети, а навещение могилы будет как следствие этого”. Сл. “Фатауа нурун ‘аля ад-дарб”.
Не следует забывать опасность посещения могил, ведь первое проявление многобожия было как раз из-за этого!
Всевышний Аллах о народе пророка Нуха (мир ему) сказал: «Они сказали: “Не отрекайтесь от ваших богов: Уадда, Сууа’а, Ягъуса, Я’укъа и Насра”. Они уже ввели в заблуждение многих. Не приумножай же несправедливым ничего, кроме заблуждения!» (Нух 71: 23-24).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Основой появления многобожия среди сынов Адама было возвеличивание праведников. Когда в каком-либо народе умирали праведники, люди превращали их могилы в идолы с их изображением, затем начинали им поклоняться. Так появилось первое многобожие среди сынов Адама в народе Нуха. Они говорили: «Не отрекайтесь от ваших богов: Уадда, Сууа’а, Ягъуса, Я’укъа и Насра». Это были имена праведников народа Нуха. Когда они умерли, их народ превратил их могилы в идолы с их изображениями. Когда же Аллах потопил обитателей земли, эти идолы исчезли, но затем идолы вновь появились но уже среди арабов”. См. “Маджму’уль-фатауа” 14/363.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Умм Хабиба и Умм Салама как-то рассказывали о церкви, которую они видели в Эфиопии, расписанную различными изображениями. Они рассказали об этом пророку (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал им: «Поистине, когда какой-нибудь праведный человек из них умирает, они строят у его могилы храм для поклонения, расписывая его подобными изображениями. В День воскрешения такие люди окажутся наихудшими созданиями пред Аллахом!»” аль-Бухари 427, Муслим 528.
В другом хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах проклял иудеев и христиан за то, что они превращали могилы своих пророков в мечети!» аль-Бухари 1330, Муслим 529.
Ведь именно из-за преграждения всех путей, ведущих к любому многобожию посланник Аллаха запрещал избирать свою могилу местом посещения и сбора, а также и запрещал в начале посещать могилы в общем. Имам Ибн аль-Къайим говорил: "Изначально запрет был установлен для того, чтобы закрыть двери к язычеству и защитить основы единобожия, а также для того, чтобы удалить из сердец людей привязанность к умершим, возвеличиванию могил и поклонение им. Когда же единобожие крепко утвердилось в сердцах сподвижников, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) разрешил мужчинам посещать могилы в строго установленных рамках шариата. Это для того, чтобы их вера увеличилась, и чтобы они вспоминали следующую жизнь. Таким образом, запрет на посещение могил был установлен для пользы, также, как разрешение на их посещение пришло для пользы". См. "Игъасату-лляхфан" 1/200.
Это то, что мне удалось по милости Аллаха собрать по данной теме.
Если у кого есть, чем дополнить, то добро пожаловать)
Что касается сторонников обратного мнения, то просьба не приводить понимание десяток поздних имамов о желательности поездки для посещения могил и святых мест, которые не подкреплены достоверными доказательствами.
А при чем тут Ибн Таймия? Сколько слов имамов было приведено, которые запрещали это и до него?Ну это явно не указывает на запрет, имам Ибн Таймия, при всем к нему уважении, во многих вопросах противоречил иджме как говорил имам Иракъи: "Его иджтихад довел его к нарушению иджма’ во многих вопросах. Говорят, что их число доходит до шестидесяти вопросов."
И хотелось бы, чтобы этот брат привел хоть одно мнение из 60 упомянутых, где шейхуль-Ислам Ибн Таймия пошел в противоречие иджма'у, в котором у него не было бы саляфа.
А еще к сведению этого брата, вот кто на самом деле пошел в противоречие иджма'у саляфов и ахлю-Сунна уаль-джама'а, так это сказавший подобное сам Уалиюддин аль-'Иракъи, который был аш'аритом в 'акыде!
[/justify]