Степени намерения

Ответить
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Степени намерения

Сообщение abu jafar »

Степени намерения:

1. (الخاطِر) Мысль. Это то, что приходит на ум человека из того, что он делать не собирается вообще. (За это человек не будет спрошен)
2. (حَديثُ النفْس) Мечты. Это то, когда человек оставляет пришедшую ему в голову мысль и продолжает ее развивать, пребывая с ней, при этом имея возможность пресечь и избавиться от этого. (За это тоже нет спроса)
3. (الوَسْوَاس) или (الهاجِس) Наущения. Это то, что приходит на ум человека без его выбора и при этом он не может пресечь и избавиться от этого. (За это нет спроса. Однако на нем лежит обязанность сопротивления дурным мыслям, и испытывать неприязнь к ним, за это он получает награду, а также это является признаком истинности веры человека, как об этом передается в достоверном хадисе)
4. (الهَمُّ) Желание. Когда человек больше склонен к тому, чтобы совершить некое деяние, но и не исключает вероятность оставления. (Если данное желание в благом, то ему записывается одна награда, даже если он впоследствии отказался от его совершения. Если же оно в греховном, то за отказ ради Аллаха ему записывается одна награда, а за отказ по другим причинам, ничего не полагается, ни награды, ни греха)
5. (النِيَّة) Намерение. Это наличие твердой решимости совершить некое деяние.
6. (العَزْم) Твердая решимость плюс наличие слов или дел, пусть даже незначительных, направленных в сторону воплощения этого деяния. Либо же это такая решимость и убежденность, что между ним и совершением этого деяния, препятствием является только наличие способности и только.

Среди ученых есть, кто разделяет между двумя последними понятиями (ниййа и 'азм), а есть кто не разделяет. Однако наличие в сердце последней степени, уже подобно наличию самого деяния, и если оно было в благом, человек получит такую же награду, как и совершивший его. Если же оно было в греховном, то получит такой же грех, как и совершивший его, что подтверждается хадисом Посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, который сказал: «Примером этой общины, может послужить пример четырех людей. Одного Аллах наделил богатством и знанием и он поступал со своим имуществом в соответствии со своим знанием, и тратил в соответствии с его правом. Другого Аллах наделил знанием и не наделил богатством, и он говорил: «Если бы у меня было то, что есть у этого, то я поступал бы так же, как поступал он» и Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «И эти двое одинаковы в награде». Затем он продолжил: "Третьего Аллах наделил богатством, но не наделил знанием и он грешил посредством этого богатства и тратил его не в соответствии с его правом. И последний, которого Аллах не наделил ни знанием, ни богатством и он говорил: «Вот если бы у меня было то, что есть у этого, то я поступал так же, как поступал он», - и Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «И эти двое одинаковы в грехе» (Достоверность хадиса подтвердили ат-Тирмизи, аль-Мунзири, Ибн Касир, Ибн аль-Каййим, аль-Альбани. См. Сахих Ибн Маджа 3425)

Источник: Со слов шейха Сулеймана ар-Рухейли из лекции «القواعد الفقهية الكبرى»
Аватара пользователя
bint Iskander
Сообщения: 98
Зарегистрирован: 15 июн 2012, 18:37
Откуда: Шам

Re: Степени намерения

Сообщение bint Iskander »

Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух.

Степени намерения.jpg
https://asar-portal.com/wp-content/uplo ... scaled.jpg
Ответить