Что лучше: Мыть ноги или делать масх?

Ответить
Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3572
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: www.instagram.com/asar.dom

Что лучше: Мыть ноги или делать масх?

Сообщение salyafit_07 »

ас-Саляму 'аляйкум уа рахмату-Ллахи уа баракатух

В статье "Нарушает ли омовение снятие протёртых носков?" говорилось следующее:
A'mash писал(а):Среди саляфов было разногласие, что лучше: помыть ноги или же совершить масх?
Очень интересно! Сделай, брат, по возможности маленькое исследование об этом ин ша-а Ллах.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
salyafit_07 писал(а):Очень интересно! Сделай, брат, по возможности маленькое исследование об этом ин ша-а Ллах.
Ну если коротко )

Что лучше: Помыть ноги при омовении или сделать масх?

Среди имамов нашей общины были разногласия на счёт того, что лучше: Помыть ноги при омовении или сделать масх?
В этом вопросе имамы с давних пор разошлись на четыре мнения:

1. Лучше мыть ступни, нежели делать масх
Этого мнения придерживается большинство имамов из числа ханафитов, маликитов и шафиитов, а также это одно из мнений у ханбалитов. См. “Шарх фатх аль-Къадир” 1/144, “Хашия ад-Дусукъи” 1/141, “Нихая аль-мухтадж” 1/199, “аль-Инсаф” 1/169.

Аргументы сторонников (1) мнения:
а) Мытьё ног – это то, что велено Аллахом в Коране.
б) То, что передаётся от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) – это мытьё ног при омовении, и именно так описывают множество сподвижников его омовение, что он именно мыл ноги, а он делал чаще то, что лучше.
в) Мытьё труднее, нежели масх, а то, что труднее больше по награде, как сказано в хадисе: «Воистину, награда тебе достанется согласно твоей трудности и расходованию». См. “Сахих ат-таргхиб” 1116.
г) Касательно масха есть разногласия, а касательно мытья нет.
д) От некоторых сподвижников передаётся, что они предпочитали мыть ступни.

2. Масх лучше, чем мытьё
Это мнение передаётся от аш-Ша’би, аль-Хакама, Ибн Аби Лейли и ан-Наха’и, ас-Саури, а также это одно из мнений, передаваемое от Ахмада и Абу Ханифы, и его выбрал Ибн аль-Мунзир. См. “аль-Аусат” 2/91, “Фатх аль-Бари” 1/366, “аль-Мабсут” 1/240, “Масаиль Ахмад уа Исхакъ” 26.

Аргументы сторонников (2) мнения:
а) Масх – это милость Аллаха и Его облегчение, а Он любит, когда пользуются Его облегчением. Со слов Ибн ‘Умара и Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Всевышний Аллах любит, когда принимают Его облегчения, так же как Он не любит, когда преступают Его запреты». Ахмад 2/108, Ибн Хиббан 2742, аль-Къуда’и 1078. Имамы аль-Мунзири, ан-Науауи, аль-Хайсами и аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Хуляса” 2/729, “Маджма’у-ззауаид” 3/165, “Сахих ат-таргъиб” № 1059.
б) Из двух дозволенных деяний Пророк (мир ему и благословение Аллаха) выбирал наиболее лёгкое, как это говорила ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах): “Когда бы ни предлагали посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на выбор одно из двух дел, он неизменно выбирал более лёгкое из них, если только не являлось оно греховным, а если было в нём что-то греховное, то он держался от него дальше любого из людей”. аль-Бухари 3560, Муслим 2327.
в) Правомочность масха отрицали некоторые заблудшие секты, а совершение масха является оживлением Сунны, что даже Суфьян ас-Саури говорил: “Не принесёт тебе пользы то, что ты записал (из хадисов), пока не будешь считать, что масх на хуффы лучше, чем мытьё ног”. См. “аль-Мугъни” 1/174.
г) В некоторых сообщениях от сподвижниках говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелевал делать масх. Афлях – вольноотпущенник сподвижника Абу Айюба аль-Ансари (да будет доволен им Аллах), рассказывал: “Абу Айюб повелевал совершать масх, но сам мыл свои ступни. Когда же ему сказали: “Зачем же ты тогда велишь делать масх?!” Он ответил: “Злом обернулось бы для меня, если бы я повелевал вам то, в чём есть облегчение, а грех за это ложился бы на меня! Воистину, я видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал масх и повелевал делать это, однако сам я люблю мыть (ноги)”. Ибн Аби Шейба 1/176, аль-Байхакъи 1/293. Хафиз аль-Бусыри и хафиз Ибн Хаджар назвали иснад достоверным. См. “аль-Итхаф” 1/516, “аль-Маталиб аль-‘алия” 2/312.
Кстати, точно такое же сообщение передаётся от ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), и эти асары использовали в качестве аргумента, как сторонники первого мнения, так и сторонники второго мнения.

3. И мытьё, и масх равнозначны
Это третье мнение, передаваемое от Ахмада, и это мнение передали некоторые шафииты и ханбалиты от Ибн аль-Мунзира. См. “аль-Бахр ар-раикъ” 1/174, “аль-Инсаф” 1/169.
На самом же деле Ибн аль-Мунзир выбрал второе мнение, что масх лучше.

Аргументы сторонников (3) мнения:
Доводом этой стороны является то, что достоверные тексты Шариата одинаково указывают на правомочность и законность, как мытья ступней при омовении, так и масха. А однозначного текста от Аллах и Его Пророка (мир ему и благословение Аллаха) на то, что именно лучше, нету. См. “Ахкам ат-тахара” 5/123.

4. Если при омовении на ногах есть носки, то лучше делать масх, а если нет, то лучше помыть ступни
Это мнение выбрали Ибн Таймия и Ибн аль-Къайим. См. “Задуль-ма’ад” 1/199, “аль-Инсаф” 1/169.

Аргументы сторонников (4) мнения:
Имам Ибн аль-Къаийм сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не менял того положения, в котором были его ступни. Если на них были надеты хуффы, то он протирал их и не снимал их, чтобы помыть ступни. А если его ступни были обнажёнными, то он омывал их и не надевал специально хуффы, чтобы протереть их. И это самое справедливое из мнений в вопросе преимущества масха и мытья, и это выбрал наш шейх (Ибн Таймия)”. См. “Задуль-ма’ад” 1/199.

Шейх ад-Дубайян, приведя все мнения и их аргументы по данному вопросу, сказал: “После этих разногласий среди обладателей знания по этому вопросу, то, что сказал Ибн аль-Къайим видится мне справедливым мнением из всех. Хотя я склоняюсь к тому, что мытьё лучше, так как мытьё – это то, что чаще всего делал Пророк (мир ему и благословение Аллаха), и доводом этому служит то, что ‘Аиша не знала про положения масха и отправила с этим вопросом к ‘Али ибн Аби Талибу. И если бы Пророк (мир ему и благословение Аллаха) делал масх часто, то это положение не было бы скрытым от пророческого дома и матери правоверных. А Аллаху ведомо обо всём лучше”. См. “Ахкам ат-тахара” 5/124.
Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3572
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: www.instagram.com/asar.dom

Re: Что лучше: Мыть ноги или делать масх?

Сообщение salyafit_07 »

Замечательный обзор, джазака-Ллаху хайран, брат. )
A'mash писал(а):Имам Ибн аль-Къаийм сказал: "Пророк не менял того положения, в котором были его ступни. Если на них были надеты хуффы, то он протирал их и не снимал их, чтобы помыть ступни. А если его ступни были обнажёнными, то он омывал их и не надевал специально хуффы, чтобы протереть их. И это самое справедливое из мнений в вопросе преимущества масха и мытья, и это выбрал наш шейх (Ибн Таймия)". См. "Задуль-ма'ад", 1/199.
Примечательно к этим словам шейха вспомнились слова шейха 'Усаймина (рахимаху-Ллах), когда он, рассказывая при ухищрения в делах поклонения, сказал: "Допустим, что человек надел носки только для того, чтобы не мыть ноги, а протирать их при взятии омовения. И нет у него иной цели помимо этой. Тогда, в данном случае эта хитрость направлена на то, чтобы с него спала обязанность мытья ног, так как если ноги не скрыты носками, является обязательным их мытье при омовении. Мы спросим, можно так поступать или нет? Нет сомнения в том, что если на ноги одеты носки, то их протирание является узаконенным Шариатом. Когда Мугира ибн Шу'ба, да будет доволен им Аллах, хотел снять ноговицы с Посланника Аллаха , он сказал: "Оставь их, я одел их на чистые ноги", – после чего протер их. [аль-Бухари, 206; Муслим, 274].
Мы говорим: "Если он надел их для того, чтобы воспользоваться этим облегчением, данным ему Аллахом, то это узаконенная шариатская цель и нет в этом никаких проблем". Однако если он надел их только для того, чтобы с него спала обязанность мытья ног, то это из раздела нежелательного или же запретного, в чем есть разногласие среди ученых". Из лекции "аль-Хияль фи му'амалят" шейха Ибн аль-'Усаймина.

[То есть, это та ситуация, когда человек не нуждался в носках изначально. К примеру, сидел дома летом в жару без носков, и когда захотел испортить омовение, взял и надел носки, затем совершил омовение протерев носки, а после этого сразу же снял их, потому как в них ему жарко и направился для совершения молитвы. То есть, это та ситуация, когда у него нет никакой нужды ни в протирании, ни в самих носках изначально] ИСТОЧНИК
Ответить