Как закат солнца в горах влияет на молитву и пост?

Ответить
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Как закат солнца в горах влияет на молитву и пост?

Сообщение A'mash »

بسم الله الرحمن الرحيم

Влияние заката солнца в горной местности на молитву и пост




Содержание

Введение
Время вечерней молитвы и разговления наступает, как только диск солнца скроется за горизонт
Исчезновение солнца за горами не означает, что оно скрылось за горизонтом
О различии времени заката солнца в горной местности и на равнине
Важность зрительного наблюдения при определении времени молитв
Можно ли доверять астрономическим расчётам в определении времени молитв?
Заключение



С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Введение

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Общеизвестно, что в гористой местности время заката солнца часто отличается от времени на равнине. Это создаёт сложности для мусульман, живущих в таких регионах, поскольку от точного определения заката зависит время вечерней молитвы (аль-магъриб) и разговления после поста. По этой причине многие задаются вопросом: «Как правильно определять время заката в таких условиях? И допустимо ли использовать графики для молитв?»
Нет сомнений в том, что для жителей гористых регионов важно учитывать местные особенности рельефа, которые могут влиять на точное время молитвы и поста.
С позволения Всевышнего Аллаха в этой краткой статье хотелось бы рассмотреть, как особенности гористой местности влияют на восприятие заката и, соответственно, на положение молитвы и поста.

Общеизвестно, что как только диск солнца скрывается за горизонтом, то наступает время вечерней молитвы и разрешается прерывать пост.
‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда ночь приходит с этой стороны (с востока), а день уходит туда (на запад), и солнце садится, постящийся разговляется». аль-Бухари (1954), Муслим (1100).
Имам аль-Бухари озаглавил главу, в которой привёл этот хадис, так: “Глава о том, когда дозволено разговение для постящегося.
Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) разговился, когда диск солнца скрылся”
. См. “Сахих аль-Бухари” (3/46).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Как только диск солнца исчезнет полностью, постящийся должен разговляться, не обращая внимания на красное зарево, остающееся на горизонте”. См. “Маджму’уль-фатауа” (25/216).
Упомянутое ясно указывает на то, как ошибаются некоторые люди, считающие, что необходимо дождаться полного исчезновения красного зарева после заката солнца. Это ошибочное мнение противоречит Сунне и словам великих имамов.

Если мусульмане проживают в месте, где солнце скрывается за горой, то нельзя считать, что оно уже зашло. Ведь горы могут просто скрыть солнце, тогда как оно ещё не зашло.
Вот слова некоторых обладателей знания различных мазхабов по данной теме:
Сказал ан-Науауи: “Время начала вечерней молитвы наступает, когда солнце заходит и его закат полностью завершается. И в этом нет разногласий. Ибн аль-Мунзир и огромное число учёных передали единогласное мнение на этот счёт. Наши сторонники (шафииты) сказали: «Критерием является полное исчезновение солнечного диска, что можно чётко увидеть в пустыне». Шейх Абу Хамид и наши сторонники также сказали: «После полного захода диска солнца не обращают внимания на оставшийся свет от лучей, напротив, время молитвы наступает даже при его наличии. А что касается городов и горных местностей, то ориентиром служит исчезновение прямых солнечных лучей со стен и вершин гор, а также наступление темноты с востока»”. См. «аль-Маджму’» (3/29).
Сказал Ибн Дакыкъ аль-‘Ид: “Местности различаются. Там, где между наблюдателем и солнечным диском есть преграда, недостаточно просто исчезновения диска с поля зрения. Однако о наступлении заката судят по появлению ночи со стороны востока. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда ночь приходит с этой стороны, а день уходит туда, и солнце садится, постящийся разговляется». См. “Ихкам аль-Ахкам” (1/166).
Сказал Ибн Башир аль-Малики: “Время вечерней молитвы наступает, когда солнечный диск исчезает в местности, где нет гор. Что же касается мест, где солнце заходит за горы, то следует смотреть на восток: если с той стороны появилась тьма, то это указывает на то, что солнце зашло”. См. “Мауахиб аль-Джалиль” (1/392).
Сказал ан-Нафрауи: “То, что упомянул автор (Ибн Аби Зейд) о том, что время вечерней молитвы определяется заходом солнца, касается тех, кто находится на вершинах гор или в открытой местности. Что же касается тех, кто находится за горами, то они не ориентируются на сам заход солнца, а ориентируются на приближение темноты со стороны востока. Когда появляется темнота, это является доказательством захода солнца, и тогда совершаются молитва и разговление”. См. “аль-Фауаких ад-дауани” (1/168).
Спросили шейха ‘Абдуль-Мухсина аль-‘Аббада: «Когда мы поехали в Мекку в Рамадан, перед вечерней молитвой автобус сделал остановку для разговления. Мы находились в горной местности, и когда солнечный диск исчез за гору, мы разговились, опираясь на слова некоторых уважаемых людей, находившихся с нами. Есть ли на нас какая-та обязанность в связи с этим?»
Шейх аль-‘Аббад ответил: “Ваши слова: «Мы находились в горной местности, и когда солнечный диск исчез за гору, мы разговились», то это является упущением с вашей стороны. Ведь солнце скрылось за горой, однако оно не село за горизонт в отношении вас. Это – упущение. Аллаху ведомо лучше, но подобное не правильно. Следует обезопасить себя и возместить пост этого дня”. Сл. “Шарх Сунан ат-Тирмизи” /Китаб ас-саля/ (№ 36).
Исходя из приведённых слов учёных следует, что жители ущелий, окружённых горами, не должны ориентироваться на визуальное исчезновение солнца, так как это может произойти задолго до реального заката. Вместо этого они должны следить за восточной частью неба, если местность открытая и определять заход солнца по появлению темноты на востоке. Если же с другой стороны тоже горы, то они смотрят на исчезновение солнечных лучей с вершин гор.

Итак, всё довольно просто:
• На открытой местности без гор, высотных домов и т.п. следует ориентироваться на исчезновение диска солнца за горизонтом.
• В ущельях или среди гор следует обращать внимание на то, когда небо со стороны востока начинает темнеть, если с той стороны нет гор. Если же там также есть горы, то следует смотреть на исчезновение солнечных лучей с вершин гор.

Также следует упомянуть, что для тех, кто живёт в горах и на равнине, заход солнца происходит в разное время, даже если они находятся в одной местности.
Ведь общеизвестно, что заход солнца отличается от города к городу, от места к месту, и даже в рамках одной местности в зависимости от того, находится ли человек в низине или на возвышенности.
И поскольку Шариат связал дозволенность разговения с исчезновением солнечного диска, то каждый человек должен следовать зрительной фиксации того места, на котором находится в момент захода. Он не должен разговляться, пока солнце не зайдёт в месте, где он находится сам, независимо от того, зашло ли оно в другом месте или нет.
Ибн Аби Ауфа (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Мы были с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в пути, а он постился. Когда зашло солнце, он сказал одному из людей: «О такой-то, спустись (с верблюда) и подай нам питья».
Он ответил: «О Посланник Аллаха, может ты подождёшь темноты?»
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) снова сказал: «Спустись и подай нам питья».
Он снова ответил: «О Посланник Аллаха, может ты подождёшь темноты?»
Но Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вновь сказал: «Спустись и подай нам питья».
Тогда спустился и подал Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) питьё, он выпил и сказал: «Когда вы увидите, что ночь наступает с этой стороны, то постящемуся следует разговляться». аль-Бухари (1955), Муслим (1101).
В одной версий этого хадиса сообщается, что Ибн Аби Ауфа (да будет доволен им Аллах) сказал: “Если бы кто-то из нас захотел увидеть солнце, встав на своего верблюда, то он увидел бы его”. ‘Абдур-Раззакъ (7594).
Сказал аз-Зайля’и: “Когда факъих Абу Муса ад-Дарир – автор труда «аль-Мухтасар», прибыл в Александрию, его спросили: «Человек поднялся на Александрийский маяк, и наблюдает солнце ещё какое-то время после того, как оно уже зашло для жителей города. Разрешено ли ему разговляться?» Он ответил: «Нет! Однако это разрешено жителям города, поскольку каждый из них обязан следовать тому, что видит сам»”. См. “Табйин аль-хака’ик” (1/321).
Сказал Ибн ‘Абидин: “В книге «аль-Файд» сказано: «Тот, кто находится на возвышенности, подобной Александрийскому маяку, не должен разговляться, пока солнце не зайдёт для него. Однако жителям города разрешено разговляться, если для них солнце уже зашло. То же самое касается и рассвета относительно утренней молитвы или предрассветной трапезы (сухур)»”. См. “Хашия Ибн ‘Абидин” (2/420).
Учёные Постоянного комитета сказали: “Если постящийся находится в самолёте и с помощью часов или телефона узнаёт о времени разговения в ближайшем к нему городе, при этом он сам ещё видит солнце из-за высоты полёта, то ему не разрешено разговляться, потому что Всевышний Аллах сказал: «И поститесь до ночи» (2: 187), а пока он видит солнце, то значит, ночь для него ещё не наступила”. См. “Фатауа аль-Ляджна ад-даима” (10/137).
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Люди, находящиеся на вершинах гор или на равнине, или в высоких зданиях, каждый из них имеет индивидуальное положение. Тот, для кого из них солнце зашло, может разговляться, а тот, кто ещё видит солнце, не имеет на это права”. См. «аш-Шарх аль-мумти’» (6/398).
Также шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Если муаззин произносит азан, а ты в это время находишься на возвышенности и видишь солнце, то не разговляйся”. Сл. “аль-Ликъа аш-Шахри” (№ 41).
Таким образом, тот, кто находится в горной местности, в высотном здании или в самолёте и видит солнце, не должен разговляться, даже если для людей, находящихся на уровне земли солнце уже зашло, поскольку именно для него солнце всё ещё не скрылось за горизонтом.

Исходя из того, что было упомянуто, нам стало ясно, что находясь в одном месте в зависимости от высоты над горизонтом, у людей будет разный закат солнца. Например, для находящихся в небоскрёбе Бурдж-Халифа в Дубае, времена молитв, а также время разговления и сухура, наступают в разные промежутки времени в зависимости от этажа. Но при этом календарь с графиком времён намазов для Дубая может показывать одно время.
Следует знать, что отличие начала времён молитв могут быть связаны с такими факторами, как:
• Угол наклона солнца по отношению к горизонту.
• Географическая широта местности по отношению к Экватору.
• Время года (из-за изменения угла наклона земной оси по направлению к Солнцу).
• Ландшафт местности (горная, равнина, низменность).
• Протяжённость населённого пункта.
• Эффекты фактической влажности, температуры и давления в атмосфере — они могут вызывать иное преломление солнечного света, нежели предполагается при расчётах теоретического заката.
• В некоторых районах может быть уклон земли к западному горизонту, что приводит к задержке заката для наблюдателя по сравнению с идеально ровной поверхностью, как предполагается при расчётах теоретического заката. Или наоборот уклон может быть в сторону востока и тогда вечерняя молитва наступит раньше, чем указано в календаре.
Вот почему Шариат предписал опираться на зрительную фиксацию в определении времён пятикратных молитв. И если человек, зная это и имея возможность самостоятельно наблюдать за солнцем, слепо полагается на то или иное расписание, то он подвергает себя большой опасности несвоевременного совершения молитвы, а также начала и завершения поста.

Все учёные исламской общины единогласны в том, что начало и окончание месяца поста Рамадан определяется именно зрительным наблюдением, а не астрономическими расчётами.
Однако в вопросе допустимости использования таких расчётов для установления времени пяти обязательных молитв среди обладателей знания существуют разногласия.
Группа учёных, среди которых имам Ибн Таймия, хафиз Ибн Раджаб и шейх аль-Альбани, придерживается мнения, что астрономические расчёты недопустимы для определения времени молитв. См. “ар-Радд ‘аля аль-мантыкыйин” (стр. 311), “Фатхуль-Бари” (2/295), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (7/1303).
Свою позицию они обосновывают следующими аргументами:
Следование велениям Корана и Сунны:
В Шариатских текстах содержатся прямые указания на то, что времена молитв определяются визуальными признаками, такими как положение солнца и тени. В Коране сказано: «Совершай молитву при наклоне солнца к мраку ночи» (17: 78).

Историческая практика:
На протяжении веков мусульмане определяли время молитв исключительно посредством визуального наблюдения за положением солнца, без использования астрономических расчётов. Этот метод использовали сподвижники и последующие поколения, что делает его частью религиозной традиции. Многие мечети имели свои солнечные часы, а муаззины обладали необходимым знанием для точного определения времён начала и конца молитв. С появлением календарей этого знания лишились не только обычные мусульмане, но и муаззины, прямой обязанностью которых является знание этих положений религии.

Предостережение от нововведения:
Подобные методы в установлении времён молитв не практиковали Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники, следовательно, введение таких методов в религиозную практику может рассматриваться как нововведение (бид’а).

Риск допущения ошибок и разногласий:
Астрономические расчёты могут различаться и различаются по факту в зависимости от используемых методов и имеют неточности, что может привести к разногласиям среди мусульман. Тогда как визуальное наблюдение обеспечивает единство общины и точность времени молитвы. И если посмотреть на существующие календари, то время утренней молитвы отличается от одного календаря к другому так сильно, что разница может достигать 30 мин., в зависимости от времени года.

В то же время другие учёные допускали использование астрономических расчётов для определения времени пятикратных молитв, запрещая при этом подобное для вычисления начала и окончания месяца Рамадан. Среди них – хафиз аль-Къарафи, который назвал одну из глав следующим образом: «О разнице между принципом определения времени молитв, которое можно устанавливать с помощью расчётов, приборов и всего, что указывает на это, и принципом определения появления месяца Рамадан, которое нельзя устанавливать с помощью расчётов». См. “аль-Фурукъ” (2/298).
В данной главе он писал, что Аллах установил отклонение солнца от зенита причиной наступления времени полуденной молитвы. И если об этом стало известно любым способом, то отсюда вытекает необходимость молитвы. То же самое касается и времени остальных молитв.
Всевышний Аллах сказал: «Совершай молитву при наклоне солнца к мраку ночи» (17: 78).
Также Всевышний Аллах сказал: «Славьте же Аллаха, когда для вас наступает вечер и когда наступает утро. Ему надлежит хвала на небесах и на земле. Славьте Его после полудня и в полдень» (30: 17-18).
В этих аятах содержится повеление совершать молитвы в установленные времена, однако нет прямого указания на то, что эти времена должны определяться исключительно путём зрительного наблюдения. Если мы узнали о наступлении времени молитвы любым достоверным способом, то это обязывает нас вынести соответствующее решение. Например, если стало известно, что солнце зашло, независимо от способа получения этой информации, то время молитвы наступает. Если установлено, что длина тени предмета сравнялась с его высотой (за минусом полуденной тени) после полуденной тени, то это также становится основанием для определения времени молитвы. Таким образом, Всевышний Аллах установил определённые причины, связав с ними наступление времени молитв. Как только становится известно о появлении или наличие этих причин, время молитвы вступает в силу. И если эти признаки были установлены с помощью астрономических расчётов, то в этом нет никакого запрета, так как цель – точное определение времени, а не метод его вычисления. См. “аль-Фурукъ” (2/298-302).

С мнением этих учёных можно согласиться при условии, что все эти расчёты не будут противоречить зрительной фиксации. Так как зрительная фиксация – это основа, а расчёты должны определять, когда должна происходить эта самая зрительная фиксация. И если в указанное время этого не происходит, значит расчёт ошибочен и не учитывает все факторы конкретной местности, влияющие на зрительную фиксацию природных изменений.
В любом случае, дозволенность использования астрономических расчётов для определения времени молитв остаётся спорным вопросом среди обладателей знания, когда есть возможность использовать зрительную фиксацию. А когда такой возможности нет, то учёные дозволяют использование таких расчётов, как это будет происходить во времена появления Дадджаля, когда день по протяжённости будет равен году.

Однако как быть человеку, который не разбирается в том, как правильно определять зрительно время молитв?
Обладатели знания говорят, что в таком случае ему следует опираться на того, кому он доверяет, как муаззин, чей азан он может слышать из мечети, так и религиозные организации, распространяющие календари с графиком времён молитв.
Маликитский имам – Шихабуддин аль-Макки сказал: “Тот, кто сомневается в наступлении времени молитвы, не должен совершать её, однако должен отложить её до тех пор, пока не убедится или пока у него не появится предположение, близкое к убеждённости, что время молитвы наступило”. См. “Иршад ас-Салик” (1/13).
Шейх Ибн Баз сказал: “Что касается некоторых ситуаций, то в некоторых странах из-за сильного электрического освещения люди не в состоянии увидеть утренний рассвет, находясь у себя дома, на крыше или на рынке. Они неспособны сделать это, так же как в некоторых местах человек может не увидеть солнце из-за сильной пыли или явной облачности. В таких случаях у человека нет иного выхода, кроме как опираться на то, к чему он больше склоняется, проявляя усердие и старание (в выяснении наступления времени)”. Сл. “Фатауа аль-джами’ аль-кабир”.
Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «В месяц Рамадан между имамами мечетей возникают разногласия относительно определения времени наступления утреннего рассвета, несмотря на то что в этих мечетях есть расписание азана, составленное астрономами и утверждённое Министерством по религиозным делам. Однако некоторые имамы не следуют этому расписанию, особенно в отношении утренней молитвы (аль-фаджр), откладывая азан на 15 минут и более по сравнению с указанным в расписании временем. При этом следует отметить, что они не могут зрительно зафиксировать рассвет из-за электрического освещения в городе. Каков ваш совет таким людям? И каково ваше мнение об астрономах?»
Шейх Ибн ‘Усаймин ответил: “Нет сомнения в том, что астрономы обладают знаниями в области астрономии. Однако Всевышний Аллах сказал: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нить рассвета от чёрной» (2: 187).
И до тех пор, пока рассвет не стал ясным, человек может кушать и пить.
Однако проблема в том, что те, кто живёт в городах или сёлах с электрическим освещением, не могут заметить рассвет с самого его начала из-за яркого света. Поэтому в качестве предосторожности, если наступило время утренней молитвы согласно расписанию, человеку следует прекратить кушать и пить.
Что же касается молитвы, то здесь также следует проявить осторожность, однако в том плане, что не следует спешить с её совершением, а следует подождать. Хвала Аллаху, ожидание для уверенности в наступлении времени молитвы не считается её откладыванием со времени наступления.
Таким образом, в данной ситуации в отношении поста следует проявлять осторожность, прекращая кушать и пить согласно расписанию. А в отношении молитвы мы говорим, что проявление осторожности выражается в том, чтобы отложить её совершение до тех пор, пока вы не убедитесь в наступлении рассвета”. Сл. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” (№ 665).

Резюмируя упомянутое, следует отметить:
• В горных местностях время заката солнца может отличаться от равнинных регионов, что влияет, как на время вечерней молитвы (аль-магъриб), так и завершение поста.
• Если солнце скрылось за горой, то это не означает, что оно село за горизонт. Поэтому жителям ущелий, окружённых горами, следует ориентироваться не на видимое исчезновение солнца за горами, а на потемнение неба со стороны востока, если с той стороны нет гор. Если же и с той стороны имеются горы, тогда следует смотреть на исчезновение солнечных лучей с их вершин.
• Каждый человек должен ориентироваться на время заката в своём местоположении, независимо от того, каким оно будет в других местах.
• Всё сказанное указывает на то, как Шариат Всевышнего учитывает географические особенности в соблюдении различных религиозных обрядов, как молитва и пост.
И Шариат предписывает определять времена молитв через зрительное наблюдение за солнцем и тенью. Однако в случае сомнений и сложности установления времени молитвы зрительно, следует проявлять осторожность и стремиться к тому, чтобы молитва совершалась, когда у человека будет предположение, близкое к убеждённости, что время молитвы наступило.
И как уже было сказано, учёные разошлись во мнениях относительно допустимости использования астрономических методов для установления начала и окончания времён молитв. Однако в условиях, когда зрительное наблюдение невозможно, например, из-за яркого городского освещения, тумана, сильной облачности или отсутствия у человека навыков определения времени молитвы по солнцу, допустимо опираться на астрономические расчёты и расписания. И это мнение поддерживается даже теми учёными, которые в целом не рекомендовали полагаться на такие графики.
А Аллаху ведомо обо всём лучше.

И в заключение, хвала Аллаху – Господу миров!
Ответить