Наличие исламской земли, халифа и мечети – это условие джуму’а-намаза?

Ответить
abu usama
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 11 авг 2008, 20:31

Наличие исламской земли, халифа и мечети – это условие джуму’а-намаза?

Сообщение abu usama »

Салам алейкум, кто в данном вопросе касательно джумаа в даруль-куфре может дать максимально широкое разъяснение этому, так как я читал, что в ханафитских текстах, что подобное не является фардом, так как их ученые приводят разные условия, и согласно их условиям джумаа в даруль-куфре отменяется в качестве фарда, потому что нет там уалия амра (правителя мусульман).
Они приводят один из хадисов в своих книгах по фикху, где передается от ибн Аббаса и ибн Масуда, что посланик Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Правитель мусульман имеет право на четыре вещи, а это: применение наказание (хадд), сбор закята, военные трофеи, и провозглашение о пятничной молитве".
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейка салам уарахмату-Ллах
Это важный и очень актуальный вопрос, но упомянутое тобой мнение ошибочное, так как на такие условия нет никакого довода ни в Коране, ни в Сунне, ни иджма'а, разве что в случае опасения кого-то из мусульман за себя, но в таком случае спадает обязанность совершения пятничной молитвы даже в исламской стране.

Что касается хадиса, который ты упомянул, то ученые единодушны в том, что он является слабым со стороны иснада, НО смысл его правильный, и такие слова передаются от саляфов. ОДНАКО твое понимание этих слов ошибочное, потому что это не означает, что без правителя мусульман джуму'а не совершается. Нет! Смысл этого в том, что эти поклонения изначально совершаются с правителем мусульман, т.е. нельзя избегать совершение джуму'а позади правителя мусульман лишь из-за его нечестия или несправедливости и т.д. Это также как и подобные слова от саляфов: "И Хадж и закят с правителем мусульман", однако это не означает, что если нет правителя мусульман, то человек не выплачивает закят и не совершает хадж!

Аллах и Его пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелели совершать мусульманам пятничную молитву и не сделали для её исполнения таких условий, как халиф, исламская земля или соборная мечеть и т.д.
Всевышний Аллах ясно сказал: «О те, которые уверовали! Когда призывают на молитву в пятничный день, то поспешите к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (аль-Джуму’а 62: 9).
Сообщается от Абу Хурайры и Ибн ‘Умара, что они слышали, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), стоя на своем деревянном минбаре, сказал: «Клянусь Аллахом, либо люди перестанут пропускать пятничные молитвы, либо Аллах запечатает сердца их, после чего они непременно окажутся из числа рассеянных (отвлеченных)». Муслим 2/136.
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кто оставит три пятничные молитвы без причины, будет записан среди лицемеров!» ат-Табарани. Хадис хороший. См. «Сахих ат-таргъиб» 728.
Имамы Ибн аль-Мунзир, Абу Бакр ибн аль-‘Араби и Ибн Къудама сказали: "Совершение пятничной молитвы является обязательным по единогласному мнению (аль-иджма’)!" См. «аль-Иджма’» 8, «Аридатуль-ахуази» 1/483, «аль-Мугъни» 2/295.
Вот представь себе, что все мусульмане, которые проживают в странах неверных, а это более сотен миллионов мусульман, не будут совершать такое великое предписание, как "пятничная молитва" лишь из-за проживания в даруль-куфре и отсутствия там правителя мусульман!
Со слов Абу Хурайры сообщается, что однажды они написали ‘Умару ибн аль-Хаттабу, спрашивая его о том, где им совершать пятничную молитву, и он написал им: «Совершайте пятничную молитву, где бы вы ни были!» Ибн Абу Шейба 1/204. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
Ибн ‘Аббас рассказывал: «Поистине, первая джуму’а в Исламе, которая была совершена после джуму’а в мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медине, была джуму’а, совершенная в одной из деревень Бахрейна в племени ‘Абдуль-Къайс». аль-Бухари 2/316.
А Бахрейн в то время был даруль-куфр и там не было халифа!

Да, впоследствии в различных книгах по мазхабам появились такие условия у этой молитвы, которых не было во времена саляфов, как наличие амируль-муъминина, даруль-исляма, масджидуль-джами' и т.д.
Конечно, это все прекрасно и полноценность молитвы джуму'а, однако даже при отсутствии всего этого обязанность джуму'а не снимается с человека.
Шейх Сыддикъ Хасан Хан, говоря о вопросе условия для джуму'а, как наличие правителя мусульман, сказал: "Нет у этих слов никакой опоры на знание. Нет ни в Книге Аллаха Всевышнего, ни в Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха) даже одной буквы, указывающей на это условие!" См. «ар-Раудату-ннадия» 1/135.
Спросили ученых Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима): «Есть молодые ребята, которые не совершают пятничной молитвы, а совершают вместо нее обеденную молитву в 4 рак’ата, по причине того, что нет условия пятничной молитвы, а это всеобщий правитель мусульман (халифа)». Они ответили: "Эти люди допустили ошибку, оставив пятничную молитву! Наличие халифы или же его разрешение не является у ахлю-Сунна уаль-джама’а условием обязательности пятничной молитвы или же ее принятия". См. «Фатауа аль-Ляджна» 8/187.
Также спросили ученых Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима): «Является ли совершение пятничной молитвы обязательным в стране неверных?» Они ответили: "Всевышний Аллах вменил в обязанность мусульманам, проживающим в городе или деревне, совершение пятничной молитвы. И нет в Шариате никакого достоверного довода на то, что совершение пятничной молитвы обязательно только в исламской стране, а не в стране неверных. Для всех мусульман, проживающих в странах неверных, обязательным является совершение пятничной молитвы, если есть условия для её совершения!" См. «Фатауа аль-Ляджна» 8/186.

А что касается слов некоторых имамов, что джуму'а не является обязательным в даруль-куфр, то в основном речь в их словах идёт о том случае, когда у мусульман нет возможности её совершать в даруль-куфр из-за слабости, опасения, и т.п. Однако если в даруль-куфр мусульмане без проблем выстаивают пятничную молитву, то мусульманину уаджиб идти на неё.
Что же касается того, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) со сподвижниками не делали пятничной молитвы будучи в Мекке, то причина этого была в том, что в то время пятничная молитва не была в основе вменена в обязанность. Да и как она могла быть вменена в обязанность в Мекки, если у них не было возможности ее там выстаивать открыто?! По этому многие имамы и говорили, что впервые пятничную молитву совершили мусульмане в Медине.
Но даже если кто-то из ученых и считал, что пятничная молитва не обязательна или же спадает в кафирской стране, то как можно взять это мнение?! С каких пор слова какого-то ученого или имама могут конкретизировать обобщенные тексты Корана и Сунны?! Совершать джуму'а намаз повелел Аллах в Коране, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) во многих хадисах. И они не сделали каких-либо конкретизаций для этого. А кто делает такие разделения, как исламская страна и кафирская страна для выполнения этого фарда, когда это возможно, тот и обязан привести довод с Корана или Сунны!

Тоже самое относится и к такому условию, как обязательность совершения джуму'а в соборных мечетях, о чем говорили некоторые имамы. Хафиз Ибн Хаджар писал: «Не было в Медине места, в котором бы совершалась пятничная молитва, кроме мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха), и по этой причине имам аш-Шафи’и сказал: «Не следует совершать в одном городе несколько пятничных молитв, кроме одной, даже если город большой. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и халифы после него совершали только одну пятничную молитву». См. «ат-Тальхис» 132.
Такова основа, однако, в случае необходимости, или при отсутствии соборной мечети или вообще мечети, обязательность пятничной молитвы не снимается. Что касается того, что пятничная молитва совершается только в соборной мечети, что сказано в некоторых книгах по фикъху, то нет этому достоверной основы, а хадис: «Нет пятничной молитвы, кроме как в соборной мечети», является ложным. См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа» 917.
Более правильно то, что эти слова передаются от ‘Али ибн Абу Талиба, а не от пророка (мир ему и благословение Аллаха). Но даже как слова ‘Али, это сообщение является слабым. Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Сообщение от ‘Али, что нет джуму’а кроме как в соборной мечети, имам Ахмад назвал слабым». См. «ат-Тальхис» 132.
Имам ан-Науауи также сказал: «Это сообщение очень слабое!» См. «аль-Маджму’» 4/488.
Достоверным является то мнение, что пятничная молитва совершается в любом месте, в котором находятся мусульмане. Ибн ‘Аббас рассказывал: «Поистине, первая джуму’а в Исламе, которая была совершена после джуму’а в мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медине, была джуму’а, совершенная в одной из деревень Бахрейна в племени ‘Абдуль-Къайс». аль-Бухари 2/316.
От Абу Хурайры сообщается, что однажды они написали ‘Умару ибн аль-Хаттабу, спрашивая его о том, где им совершать пятничную молитву, и он написал им: «Совершайте пятничную молитву, где бы вы ни были!» Ибн Абу Шейба 1/204. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
Также сообщается что Ибн ‘Умар видел жителей деревни между Меккой и Мединой, которые совершали джуму’а, и он не порицал их за это. ‘Абду-р-Раззакъ. Иснад достоверный. См. «Фатхуль-Бари» 2/316.
Также имам Малик сказал: «Сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха), жившие в деревнях между Меккой и Мединой, совершали пятничные молитвы». Ибн Абу Шайба 1/205.
Имам аш-Шаукани о таком условии для пятничной молитвы, как соборная мечеть, сказал: «На это условие нет никакого доказательства!» Он также сказал: «И если в каком-либо месте нет мусульман, кроме двух, то один из них читает проповедь (хутбу), а другой слушает, затем они вдвоем совершают пятничную молитву». См. «Сайлюль-джарар» 1/298.
Шейх аль-Альбани рассказывал: «Когда я был в Британии во время Рамадана в 1396 году по хиджре, меня обрадовало то, как мусульмане Лондона совершают пятничные и ‘Ид-намазы. Некоторые из них совершают джуму’а в домах, которые они купили или же сняли в аренду, которые они превратили в молебны (мусалля). Они совершают в них пятикратные и пятничные молитвы. И я сказал себе: “Как прекрасно поступают эти люди, которые оберегают эти великие обряды поклонения в этой стране неверных!”» См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа» 2/318.
Однако, как уже было сказано, это является исключением, и непозволительно совершать пятничную молитву в каком-либо месте, если в этой местности есть мечеть, в которой мусульмане спокойно совершают пятничную молитву!

Уа-Ллаху а'лям.
abu usama
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 11 авг 2008, 20:31

Re:

Сообщение abu usama »

Ответ был дан с четким и обосновавыющим оборотом доводов, меня это весьма удовлитворило, но хотелось бы знать еще более откровенные доводы к предпосылке наличие Уалииль-амра и место расположение в кафирских странах, ну как я отметил ранее ответ был ясен в своей логической пропорциональной формулировкой... за что оброщаю свое огромное выражение благодарности.
Но брат A'mash не мог бы ты еще более насыщенно ответить на данную тему так как очень она уж актуальна там где я обитаю, я если тебе не трудно, ответь по подробней. Салам алейкум!
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейка ссалям уарахмату-Ллах.
Я просто брат не знаю, что именно тебя еще интересует, правило самой джуму'а молитвы или что?
Мы же уяснили со слов ученых, что у джуму'а нет таких условий, как наличие халифы, исламской страны или соборных мечетей.
Так же у нас есть слова шейха аль-Альбани, который радовался и хвалил мусульман, которые проживая в кафирских странах совершали джуму'а молитву даже в помещениях, которые не являются мечетями, но которые они сняли в аренду для пятничных молитв.
В любом случае пятничная молитва должна совершаться всегда и всеми, пусть даже двумя мусульманами. Хотя в вопросе количества, т.е. каково должно быть минимальное количество мусульман, чтобы они могли совершить джуму'а, существует 15 мнений среди ученых. Но никакое из этих мнений не имеет прямого указания ни с Корана, ни с Сунны на наличие определенного количества, поэтому мнение о том, что двое уже могут совершать джуму'а многие исследователи посчитали самым сильным. Они сказали, что ученые сошлись на том, что молитва двоих - это уже джама'ат, а следовательно такое же положение имеет и пятничная молитва. И о том, что двое уже могут совершать джуму'а является мнением группы из числа саляфов, таких как Ибрахим ан-Наха'и, аль-Хасан ибн Хай, Абу Сулейман, Ибн Джарир ат-Табари, и это мнение выбрали все захириты, а также аш-Шаукани. См. "аль-Мухалля" 3/249, "Бидая аль-муджтахид" 1/158, "Нейль аль-айтар" 3/276.
А из числа современных ученых это мнение выбрали шейх аль-Альбани и шейх Ибн Усаймин.
Одним словом, если есть мечеть, в которой проводится пятничная молитва и имам там не совершает явного ширка, то следует делать джуму'а намаз в ней за ним.
Уа-Ллаху а'лям брат.
Burhan
Сообщения: 78
Зарегистрирован: 10 авг 2008, 09:42

Re:

Сообщение Burhan »

abu usama писал(а):A'mash не мог бы ты еще более насыщенно ответить на данную тему так как очень она уж актуальна там где я обитаю, я если тебе не трудно, ответь по подробней, а именно за совершение джумаа в даруль-куфре и какови условие и т.д.
Мне кажется, что не всегда нужно приводить большие и подробные опровержения на каждое неправильное мнение. У нас есть основа - то что пятничный намаз - это обязанность верующих мужчин - "О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю" (Пятница 9 аят). Это общий приказ, применимый ко всем ситуациям. Это приказ Всевышнего Аллаха. Если кто-либо делает исключения из общего приказа Всевышнего Аллаха, то он сам должен приводить доказательства, даже если он является большим ученым.
Ответить