О времени (уакт) джуму'а-намаза

Ответить
Abu Zubair
Сообщения: 69
Зарегистрирован: 14 фев 2011, 22:15

О времени (уакт) джуму'а-намаза

Сообщение Abu Zubair »

О времени (уакт) джуму'а-намаза

Поясняя слова имама Абу Аль-Касима Умара ибн Хусейна Аль-Хыракы: "И если они совершили джума в шестом часу до полудня, оно засчитывается им", - Пишет имам Муваффакуддин ибн Кудама Аль-Макдиси: "В некоторых версиях говорится "в пятом часу", но правильно: "в шестом часу". И явный смысл слов Аль-Хыракы: что нельзя совершать намаз джума до шестого часа. И передано от Ибн Мас'уда, Джабира, Саида и Муавии, что они совершали намаз джума до полудня.

Сказал Кады (Абу Я'ля Аль-Фарра Аль-Багдади Аль-Ханбали) и его товарищи: "Разрешено совершать его по времени праздничного намаза".

Передал так же Абдуллах от его отца (имама Ахмада), что он сказал: "Мы считаем, что намаз джума подобен праздничному намазу".

И сказал Муджахид: "Праздник (ид) у людей был только в начале дня".

Сказал Ата: "Каждый праздник (ид) относится ко времени ад-духа: джума, ид жертвоприношения и ид разговения. В соответствии с тем, что передано от Ибн Мас'уда, что он сказал: "Праздник (ид) был только в начале дня, и посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал с нами джума, находясь в тени аль-хатыма (место возле Ка'бы)". Это передал Аль-Бахтари в "Амали" (2/290) со своей цепочкой передатчиков.

И передано от Ибн Мас'уда и Муавии, что они сделали намаз джума во время ад-духа и сказали: "Мы поспешили потому что опасались жары для вас". И передал Аль-Асрам хадис Ибн Мас'уда.

И поскольку джума это праздник (ид), разрешено делать его во время праздничного намаза, так же как разрешено в это время делать праздничный намаз в ид разговения и намаз ад-духа. И доводом на то, что джума - это ид, являются слова пророка, мир ему и благословение Аллаха: "Поистине, Аллах сделал этот день идом для мусульман". (Ибн Маджа 1/349, Малик 1/65). И так же его слова: "Объединились для вас в этот день два ида". (Абу Дауд 1/247, Ибн Маджа 1/416)..."

"... И из наших доводов на то, что разрешено делать джума в шестом часу: сунна и единогласное мнение.
Что касается сунны, то сказал Джабир ибн Абдуллах: "Посланник Аллаха совершал намаз - имеется ввиду джума - затем мы уходили к нашим верблюдам и уводили их пока солнце не начинало склоняться после полудня". Хадис привел Муслим (Муслим 2/588, Ан-Насаи 3/81, Ахмад 3/331).

И передается от Сахля ибн Са'да, что он сказал: "Мы не ложились на полуденный отдых и не завтракали (не ели полдник) кроме как после джума во время посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха". Хадис привели Аль-Бухари и Муслим. (Аль-Бухари 2/17, Муслим 2/588, Абу Дауд 1/249, Ат-Тирмизи см. "Арида аль-ахуази" 2/315, Ибн Маджа 1/350, Ахмад 5/336).

Ибн Кутейба: "Не называется завтраком (полдником) и полуденным отхыхом то, что после полудня".

И передано от Салямы, что он сказал: "Мы делали намаз джума с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, затем расходились, и не было от стен тени, в которой мы могли бы укрыться". Привел этот хадис Абу Дауд.

А что касается единогласного мнения, то передал имам Ахмад от Уакиа от Джа'фара ибн Буркана от Сабита ибн Аль-Хаджаджа от Абдуллаха ибн Сидана, что он сказал: "Я был свидетелем хутбы (В "Аль-Удда" Бахауддина Аль-Макдиси: "Я был свидетелем джума Абу Бакра". См. "Аль-Удда" с.115., вопр. 176. Так же в "Манар ас-сабиль" 1/198.) Абу Бакра, и были его намаз и хутба до середины дня. И я был свидетелем хутбы (В "Аль-Удда" Бахауддина Аль-Макдиси: "Я был свидетелем джума Умара". См. "Аль-Удда" с.115., вопр. 176. Так же в "Манар ас-сабиль" 1/198.)

Умара ибн Аль-Хаттаба, и был его намаз и хутба до времени, когда я бы сказал, что это середина дня. Затем я совершал намаз с Усманом ибн Аффаном и был его намаз и хутба до времени, когда я бы сказал, что прошло время полдня. И я не видел, чтобы кто-либо считал это недостойным или порицал это". (Ад-Даракутни 2/17, Ахмад 2/231. Исследователь книги "Манар ас-сабиль" Абу Кутейба Назр Мухаммад Аль-Фирьяби заключил, что сообщение слабое)

Сказал: Так же передано от Ибн Мас'уда (Ибн Аби Шейба 2/107, Абдурраззак 3/177 номер 5220), Джабира (Ибн Аби Шейба 2/108), Саида (Исследователь книги "Манар ас-сабиль" пришел к выводу, что на самом деле это Са'д ибн Аби Уаккас, привел Ибн Аби Шейба 2/107) и Муавии, что они делали намаз до наступления послеполуденного времени. И их (ученых, которые говорят, что разрешено джума только во время зухра) хадисы указывают на то, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, множество раз делал намаз джума после полудня; и на то, что нет разногласий в разрешенности этого, и что это лучше и первостепеннее. А наши хадисы указывают на разрешенность делать джума и до послеполуденного времени. И нет противоречия между хадисами. А что касается самого начала дня, то правильное мнение в том, что намаз джума в это время не разрешен". См. "Аль-Мугни" 3/239-241.

И слова имамов, чей выбор является решающим у последних поколений ханбалитов:

Пишет имам Шарафуддин Муса ибн Ахмад Аль-Хаджауи Аль-Макдиси: "Одно из них (условий действительности джума): время. Джума не действительно, если совершено раньше наступления времени или после окончания времени. Начало его времени - начало времени праздничного намаза, согласно однозначному шариатскому тексту. Совершать джума в это время разрешено и это для облегчения. После полудня совершение джума становится обязательным, и совершать джума после полудня лучше. И конец времени джума - конец времени зухра". См. "Аль-Икна ли талиб аль-интифа" 1/293.

Пишет имам Ибн Надджар (Такыюддин Мухаммад ибн Ахмад Аль-Футухи): "Одно из них (условий действительности джума): время. Начинается время для джума с началом времени для праздничного намаза и его конец в конце времени зухра. Обязательным джума становится после полудня, и после полудня его делать лучше". См. "Мунтаха аль-ирадат" 1/93.

Перевел брат Али. Да воздаст Аллах ему благом.
Ответить