О ДОБРОВОЛЬНЫХ НАМАЗАХ ДО И ПОСЛЕ МОЛИТВЫ 'АСР

Ответить
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

О ДОБРОВОЛЬНЫХ НАМАЗАХ ДО И ПОСЛЕ МОЛИТВЫ 'АСР

Сообщение A'mash »

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

О добровольных молитвах до и после послеобеденной молитвы (‘аср)

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.
А затем.
Многие мусульмане полагают, что у послеобеденной молитвы (‘аср) нет добровольных молитв ни до, ни после. На самом же деле это не совсем так.

О совершении четырех рак’атов добровольной молитвы до молитвы ‘аср
От Ибн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да помилует Аллах человека, совершившего молитву в четыре рак’ата перед послеполуденной (‘аср) молитвой!» Ахмад 2/117, Абу Дауд 1271, ат-Тирмизи 430.
Достоверность этого хадиса подтвердили имамы ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, аль-Мунзири, ан-Науауи, Ахмад Шакир, аль-Альбани, Мукъбиль, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут. См. “ан-Насб ар-рая” 2/139, «Сахих аль-джами’» 3493, “Сахих ат-таргъиб” 586, “Тахкыкъ Джами’ аль-усуль” 6/26, “Тахкыкъ аль-Муснад” 5980.
Таким образом, этот хадис является словесным побуждением к совершению добровольной молитвы в четыре рак’ата перед молитвой ‘аср.
Большинство имамов не включали эту молитву в число добровольных молитв, совершаемых до и после обязательных, которые именуются как «ас-Cунан ар-рауатиб». Причиной этому они сделали то, что сам передатчик этого хадиса – Ибн ‘Умар, не упоминал эту молитву среди тех, что он передал о добровольных молитвах, которые неуклонно совершал пророк (мир ему и благословение Аллаха) до и после обязательных молитв.
На этот аргумент шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Ибн ‘Умар сообщил о тех добровольных молитвах, о которых ему было известно, из числа того, что совершал пророк (мир ему и благословение Аллаха). И поэтому между этими хадисами нет никаких противоречий”. См. “Задуль-ма’ад” 1/312.
Имам аш-Шаукани говорил: “В этом хадисе указание на желательность совершения четырех рак’атов до молитвы ‘аср, чтобы заслужить мольбу пророка (мир ему и благословение Аллаха) о помиловании за совершение этой молитвы!” См. “Найлюль-аутар” 1/197, а также «‘Аунуль-ма’буд» 4/149.
Имам аль-Мунауи говорил: “Сказал аль-Гъазали: «Совершение этих четырех рак’атов весьма желательно, чтобы войти в число тех, за кого обратился с мольбой пророк (мир ему и благословение Аллаха), ведь поистине, его мольба не остается без ответа!»” См. “Файдуль-Къадир” 4424.
‘Асым ибн Дамра рассказывал: “Однажды мы спросили ‘Али ибн Абу Талиба о добровольных дневных молитвах пророка (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал: «Вы не сможете все равно этого всего совершать!» Мы сказали: «Ты скажи нам, а мы будем совершать то, что сможем!» Тогда ‘Али сказал: «Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал утреннюю молитву, он ждал, пока солнце со стороны востока не всходило на расстояние, какое оно опускается на западе, а затем вставал и совершал два рак’ата (молитва Духа в начале ее времени). Затем он ждал, пока солнце со стороны востока не поднималось на высоту полудня со стороны запада, а затем совершал четыре рак’ата (молитва Духа в конце ее времени). Также он совершал четыре рак’ата до обеда (зухр) и два рак’ата после него. И также он совершал четыре рак’ата до молитвы ‘аср, совершая приветствие между двух рак’атов, приветствуя ангелов, пророков и тех, кто последовал за ними из числа мусульман» И ‘Али сказал: «Это шестнадцать рак’атов добровольной молитвы, которые пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал днем. И мало таких, кто способен это неуклонно совершать!»” Ахмад 650, ат-Тирмизи 598, ан-Насаи 874.
Среди ученых было разногласие относительно достоверности этого хадиса. Те имамы, которые не признавали этот хадис, делали причиной его слабости две вещи. Первое, этот хадис передавал ‘Асым ибн Дамра со слов ‘Али, а ‘Асыма они считали слабым передатчиком.
Второе, этот хадис противоречил тому, что достоверно приводят аль-Бухари и Муслим, что Ибн ‘Умар и ‘Аиша, описывая добровольные молитвы, которые совершал пророк (мир ему и благословение Аллаха) до и после обязательных, они не упоминали никакую молитву до ‘асра.
Ответ на эти претензии:
Во-первых, ‘Асым ибн Дамра достойный передатчик, несмотря на то, что о нем говорили. Большинство имамов в науке о передатчиках хадисов считали его надежным! Имамы Ибн Ма’ин, Ибн Мадини, Ибн Хузайма и Ибн Са’д говорили о нем: “Он надежный передатчик”. Имам Ахмад сказал: “Он для меня довод”. Имам аль-Баззар говорил: “Его хадисы хорошие”. Имам ан-Насаи сказал о нем: “Нет в нем никаких проблем”. См. “аль-Мизан” 2/352-353, “аль-Кашиф” 2/50, “аль-Мухаррар филь-хадис” 1/135.
И хафиз Ибн Хаджар в «ат-Такъриб» назвал этого передатчика надежным.
Таким образом, хадис такого передатчика не опускается ниже хорошего (хасан). И достоверность этого хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут, шейх Шу’айб аль-Арнаут и шейх ‘Али ибн Адам аль-Асьюби. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 237, “Тахкыкъ Джами’ аль-усуль” 6/8, “Шарх Сунан ан-Насаи” 11/125.
А что касается претензии, что этот хадис противоречит другим хадисам, как говорил имам аль-Джузаджани: “О рабы Аллаха! Разве может быть так, что сподвижники и жены пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые были с ним всегда, не знали об этих рак'атах, если он совершал их все время?! Поистине, 'Асым (передатчик хадиса) пошел в противоречие всей умме!”
На самом же деле никаких противоречий нет, поскольку каждый из сподвижников описывал то, что знал он. Например, среди сподвижников были те, кто говорил, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не совершал молитву Духа, а были даже и те, кто называл из сподвижников эту молитву нововведением! Но, несмотря на это, достоверно известно во многих хадисах, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву Духа и побуждал ее совершать и завещал ее совершение Абу ад-Дарде и Абу Хурайре!
Хафиз Ибн Хаджар говорил: “Крайность аль-Джузаджани к передатчикам ‘Али известна, и не может быть никакого порицания ‘Асыму за то, что он передает! Например, ‘Аиша, избранная жена пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорит своим языком, когда ее спрашивают о чем-то из того, что делал пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Спроси об это ‘Али!» Поэтому нет ничего удивительного в том, что какой-то сподвижник передает то, что не передал никто другой, особенно касаемо добровольных молитв!” См. “Тахзиб ат-тахзиб” 5/46.
Таким образом, данный хадис является достоверным, и никаких веских претензий к нему нет.
Имам Исхакъ ибн Рахауайх говорил: “Наилучшее, что передается о добровольных дневных намазах – это данный хадис!” См. «аль-Джами’» 1/195.
Шейх аль-Мубаракфури сказал: “Вероятно, он имел в виду количество, упоминаемое в этом хадисе – «шестнадцать рак’атов», поскольку об этом не передается в других хадисах”. См. “Тухфатуль-ахуази” 2/504.
Шейх ‘Али ибн Адам аль-Асьюби говорил: “В этом хадисе указание на желательность совершения добровольной молитвы до молитвы ‘аср, что соответствует названию главы, в которой привел этот хадис имам ан-Насаи: «Молитва до ‘асра»”. См. “Шарх Сунан ан-Насаи” 11/126.
Тут следует обратить внимание на следующие слова в хадисе ‘Али: «И также он совершал четыре рак’ата до молитвы ‘аср, совершая приветствие между двух рак’атов, приветствуя ангелов, пророков и тех, кто последовал за ними из числа мусульман».
Из этих слов следует, что совершая четыре рак’ата перед 'асром, следует отдавать приветствие (таслим) после двух рак’атов.
Однако это не совсем так, поскольку тут под приветствием речь идет о чтении ташаххуда во втором рак'ате, поскольку именно в этом месте произносится приветствие Всевышнему Аллаху, Его пророку и верующим. Об этом говорили имам аль-Багъауи, имам ат-Тыби, имам ас-Синди, имам аль-Мунауи, шейх ‘Али аль-Къари, шейх аль-Мубаракфури, шейх аль-Альбани и др. См. “Шарх ас-Синди” 2/120. “Тухфатуль-ахуази” 2/505, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 237.
Доказательством такому пониманию является версия этого хадиса, которая приводится у ан-Насаи и других имамов, в которой сообщается: «И также он совершал четыре рак’ата до молитвы ‘аср, совершая приветствие между двух рак’атов, приветствуя ангелов, пророков и тех, кто последовал за ними из числа мусульман. И приветствие (таслим) пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил в конце молитвы». ан-Насаи 2/119.
Несмотря на то, что большинство имамов не отнесли четыре рак’ата до молитвы ‘асра к числу твердо установленных молитв, совершаемых до и после обязательных, некоторые имамы, опираясь на упомянутые хадисы, все же относили эти четыре рак’ата к числу сунан рауатиб. Среди этих имамов: Абуль-Хаттаб из числа ханбалитских имамов, а также аш-Ширази, из числа шафиитских имамов. И этому мнению также отдал предпочтение имам ан-Науауи. См. “аль-Мугъни” 2/125, «аль-Маджму’» 4/18.
Шейх Мухаммад ибн ‘Умар Базмуль, в своей известной книге о добровольных молитвах, говорил: “Эти четыре рак’ата добровольнoй молитвы до ‘асра относятся к числу сунан ар-рауатиб, что является правильным мнением инша-Аллах, поскольку эта молитва установлена и словами и поступком самого пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. «Саляту-татау’» 54.
И это истина инша-Аллах, в которой нет сомнения.

О совершении двух рак’атов после молитвы ‘аср
Следует отметить, что споры относительно совершения добровольной молитвы после молитвы ‘аср были еще со времен сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), а также после них среди имамов всех мазхабов. По этому вопросу было высказано множество мнений.
С соизволения Аллаха приведем самые аргументированные мнения на данную тему, дабы нам стала эта тема более ясной.
Одна группа ученых считала, что добровольную молитву после ‘асра совершать нельзя однозначно. При этом эти ученые опирались на хадисы, в которых запрещается совершать добровольные молитвы во время восхода, и захода солнца.
‘Укъба ибн ‘Амир рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал нам совершать молитвы и хоронить наших покойников в течение трех периодов: во время восхода солнца, пока оно не поднимется (над горизонтом); в полдень, пока солнце не начнет двигаться к закату; и во время заката солнца, пока оно не зайдет”. Муслим 831.
Однажды Му’ауия сказал людям, совершавшим молитву после ‘асра: “Поистине, вы совершаете одну молитву, однако мы не видели, чтобы совершал ее посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в обществе которого мы находились, ибо он запретил эту молитву!", - имея в виду совершение молитвы в два рак’ата после молитвы 'acр”. аль-Бухари 587.
Ибн ‘Аббас говорил: “Мы не раз били с ‘Умаром за совершение двух рак’атов после ‘асра!” аль-Бухари 1233, Муслим 834.
Другие ученые сказали, что после ‘асра можно совершать два рак’ата, совершаемые после обеденной молитвы (зухр), если человек пропустил их по причине. При этом они опирались на следующий хадис:
Курайб рассказывал, что однажды Ибн ‘Аббас, аль-Мисуар ибн Махрама и ‘Абдур-Рахман ибн Азхар послали его к ‘Аише, велев: «Поприветствуй ее от нас всех, спроси о молитве в два раката, совершаемой после послеполуденной молитвы, и скажи ей следующее: “Нам сообщили, что ты совершаешь эту молитву, однако до нас дошло и то, что пророк запретил ее совершать!”» Что же касается Ибн ‘Аббаса, то он сказал: “Мы не раз били с ‘Умаром за совершение двух рак’атов после ‘асра!” Курайб сказал: “Придя к ‘Аише, я передал ей все то, зачем меня к ней посылали, но она сказала: “Спроси об этом Умм Саляму”. Тогда я вернулся к ним, передал ее слова и они отправили меня к Умм Саляме, велев спросить у нее то же самое, о чем я спросил у ‘Аиши”. Умм Саляма же сказала: “Я слышала, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) запрещал совершать эту молитву, но потом увидела, как, зайдя ко мне, он сам стал совершать ее после молитвы ‘аср. В это время у меня находились женщины из числа ансаров, принадлежавшие к племени бану Харам, и я послала к нему рабыню, велев ей, чтобы она стала рядом с ним и сказала ему: «О посланник Аллаха, Умм Саляма говорит тебе: “Я слышала, как ты запрещал совершать эти два рак’ата, но вижу, что сам ты делаешь это”». Закончив совершать молитву, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О дочь Абу Умайи, ты спросила о совершении двух рак’атов после послеполуденной молитвы. Дело в том, что ко мне пришли люди из племени ‘Абдуль-Къайс, которые отвлекли меня от совершения двух рак’атов, которые я совершаю после полуденной молитвы, и поэтому эти два рак’ата я совершил сейчас»”. аль-Бухари 1233, Муслим 834.
Другие ученые сказали, что возмещение обеденной (зухр) добровольной молитвы было особенностью только пророка (мир ему и благословение Аллаха), и никого больше. При этом они опирались на следующую добавку к вышеприведенному хадису, которая приводится в некоторых версиях этого хадиса:
Умм Саляма спросила: “О посланник Аллаха, а нам возмещать эту молитву?” На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Нет!» Ахмад 6/315, ат-Тахауи 1/180.
Однако ученые разошлись относительно достоверности этой версии хадиса. О том, что эта версия хадиса является слабой, говорили многие имамы, среди которых аль-Байхакъи, Ибн Хазм, аль-Мубаракфури и аль-Альбани. См. “аль-Ма’рифа” 3/437, “аль-Мухалля” 2/271, “Тухфатуль-ахуази” 1/545, “ас-Сильсиля ад-Да’ифа” 946.
Эти ученые сказали, что причина слабости этой версии хадиса в следующем:
1. В этом хадисе иснад прерывается, поскольку передатчик Закуан не слышал от ‘Аиши.
2. Эта версия является отклоненной (шазза), даже если и достоверна, поскольку большинство передатчиков передали этот хадис без данной добавки.
Другие же ученые сказали, что возмещение добровольной обеденной Сунны пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал всего один раз, и больше этого не повторял. В довод они приводили следующий хадис:
Ибн ‘Аббас говорил: “Поистине, пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил два рак’ата после ‘асра по причине того, что ему прислали деньги, и он был занят, по причине чего не совершил два рак’ата после обеденной молитвы (зурх). Он совершил их после ‘асра и больше этого не делал!” ат-Тирмизи 184, Ибн Хиббан 1575.
Однако относительно достоверности этого хадиса есть сомнение, поскольку передатчик этого хадиса Джарир, передал его от ‘Ата ибн ас-Саиба после того, как он стал путаться, о чем говорил хафиз Ибн Хаджар в “аль-Фатх”. И шейх аль-Альбани назвал этот хадис слабым.
Но передается также от Умм Салямы, что она сказала: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал два рак’ата до ‘асра, но однажды его отвлекли от них и он совершил их после захода солнца. Однако я не видела ни до, ни после этого, чтобы он совершал их”. ан-Насаи 581. Шейх аль-Альбани назвал иснад хадиса хорошим.
Имам ан-Науауи сказал: “Внешне этот хадис указывает на то, что под двумя рак’атами идет речь о Сунне двух рак’атов до молитвы ‘аср. Но Къады Ийяд сказал: «Следует отнести эти два рак’ата к Сунне обеденной (зухр) молитвы, как это передавалось в другом хадисе Умм Салямы, чтобы совместить оба хадиса. И добровольная обеденная молитва может именоваться как "молитва до ‘асра!»” См. “Шарх Сахих Муслим” 6/122.
И наконец, группа ученых говорила, что совершение двух добровольных рак’атов после ‘асра является Сунной, но при условии, чтобы эти два рак’ата совершались сразу же после молитвы ‘аср, пока солнце еще стоит высоко и не склонится к закату. И речь идет об отдельной Сунне, связанной с молитвой ‘аср, а не возмещении какой-либо определенной добровольной молитвы.
Это мнение является самым лучшим по нескольким причинам:
Во-первых, указанием на это является свидетельство ‘Аиши, которая рассказывала: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) никогда не оставлял совершение двух рак’атов ни тайно, ни открыто: два рак’ата перед утренней молитвой и два рак’ата после молитвы ‘аср!” аль-Бухари 592, Муслим 2/211.
Ибн Мунташир рассказывал, что его отец совершал после ‘асра два рак’ата, а когда его спросили об этом, он сказал: “Я не совершал бы их, если бы не видел, как Масрукъ совершал эту молитву, а он был достойным доверия. Однако я спросил об этом и ‘Аишу, и она сказала: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не оставлял никогда совершение двух рак’атов до утренней (фаджр) молитвы и совершение двух рак’атов после молитвы ‘аср!»” Ибн Абу Шайба 2/352. Иснад достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2920.
И таких утверждений от ‘Аиши передается много.
Поэтому «утверждению отдается предпочтение перед отрицанием», как гласит об этом важное шариатское правило! Поскольку утверждение – это знание, тогда как отрицание – это отсутствие знания.
А что касается того, почему некоторые сподвижники не знали об этой Сунне, то причину этого разъяснила ‘Аиша, сказавшая: “Клянусь Тем, Кто забрал пророка (мир ему и благословение Аллаха) к Себе, он никогда не оставлял совершение двух рак’атов после ‘асра до тех пор, пока не встретил Аллаха. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) всегда совершал эти два рак’ата дома, никогда не делая этого в мечети, опасаясь того, что это будет слишком тяжело для его общины, а он любил облегчать для своей уммы”. аль-Бухари 590.
Во-вторых, мнение первой группы ученых, которые запрещали совершать добровольные молитвы после молитвы ‘аср до захода солнца, а также и в другие порицаемые промежутки времени, является весьма сильным, ведь важное шариатское правило гласит: «Запрещенному отдается предпочтение перед велением». Но есть одно но! Хадисы, в которых идет речь о запрете совершать добровольные молитвы во время захода солнца, являются обобщенными, тогда как в других хадисах указывается, что запрет касается непосредственно того времени, когда солнце уже близко к закату! От Ибн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если край солнца покажется над горизонтом, отложите молитву, пока оно не поднимется над горизонтом полностью, и если край солнца скроется за горизонтом, отложите молитву, пока солнце полностью не зайдет за горизонт!» аль-Бухари 583.
‘Али ибн Абу Талиб говорил: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал совершать молитву после ‘асра, если только солнце еще не стояло высоко, и было белым!” Ахмад 1/130, Абу Дауд 1274, ан-Насаи 2/280. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-‘Иракъи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани.
Поэтому те хадисы являются обобщенными, а эти конкретизирующими, на основании которых становится ясно, что запрещено совершать добровольные молитвы непосредственно во время заката солнца. Доказательство этому также и слова Биляля, который говорил: “Совершение молитвы не было запрещено, кроме как непосредственно во время захода солнца!” Ибн Хазм 3/14. Иснад достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/390.
Таким образом, эти хадисы ясно указывают на то, что добровольные молитвы после ‘асра совершать запрещалось непосредственно во время захода солнца, когда оно уже становится красного цвета. А что касается того периода, когда оно еще высоко, то нет никакого запрета на совершение добровольных молитв в это время. Поэтому передается, что сам передатчик упомянутого хадиса – ‘Али ибн Абу Талиб, совершал два рак’ата после ‘асра, как об этом передал ‘Асым ибн Дамра. аль-Байхакъи 2/458.
В-третьих, то, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб бил людей, совершавших молитву после ‘асра, являлось следствием его иджтихада. Имам Ибн Хазм сказал: “Некоторые говорят: «‘Умар бил людей за молитву после ‘асра, а также и Ибн ‘Аббас вместе с ним!» Мы говорим на это: «Нет довода в поступке кого-либо, кроме посланника (мир ему и благословение Аллаха), ни ‘Умара, ни кого-либо иного! Наоборот, поступки пророка (мир ему и благословение Аллаха) являются доводом, как для ‘Умара, так и для других. И известно, что ‘Умару в этом противоречили многие сподвижники!»” См. “аль-Мухалля” 2/272.
Причину такого поступка ‘Умара разъяснила ‘Аиша. Сын Шурайха рассказывал, что его отец однажды спросил ‘Аишу: “Как совершал молитву пророк (мир ему и благословение Аллаха)?” Когда же она упомянула о двух рак’атах после ‘асра, он сказала: “Но ведь ‘Умар бил за это?!” Она сказала: «‘Умар сам совершал эти два рак’ата, и знал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) тоже их совершал. Однако твой народ очень религиозный, и когда они совершали обеденную молитву (зухр), то совершали добровольные молитвы между зухром и ‘асром. А когда совершали ‘аср, совершали добровольные молитвы между ‘асром и магърибом. И поэтому ‘Умар их бил, и поступал правильно!» ас-Сирадж в “аль-Муснад” 1/132. Иснад достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 6/1013.
Также ас-Саиб рассказывал: “Однажды, когда ‘Умар был халифом, он увидел, как Зайд ибн Халид аль-Джухани совершает два рак’ата после ‘асра. Тогда ‘Умар подошел к нему и ударил его плетью, однако Зайд так и не перестал совершать эту молитву. Когда же он закончил молитву, он сказал: «Бей, о амир правоверных, я клянусь Аллахом, все равно никогда не оставлю совершение этой молитвы, после того, как я видел, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал ее!» ‘Умар сел к нему и сказал: «О Зайд ибн Халид! Если бы я не опасался того, что люди станут молиться вплоть до вечера, я не бил бы их за это!»” Ахмад, ат-Табарани. Хафиз аль-Хайсами назвал иснад хорошим. См. “Маджма’у-ззауаид” 2/223.
Таким образом, ‘Умар поступал так, чтобы перекрыть пути, ведущие к порицаемому и запретному поступку.
На основании сказанного следует, что совершение двух рак’атов добровольной молитвы непосредственно сразу после молитвы ‘аср, является установленной Сунной, которую совершал пророк (мир ему и благословение Аллаха), многие сподвижники и их последователи (таби’ун). Сын Таууса рассказывал со слов своего отца: “Абу Айюб аль-Ансари всегда совершал два рак’ата после ‘асра до правления ‘Умара. Когда же халифом стал ‘Умар, Абу Айюб перестал их совершать. А после смерти ‘Умра он вновь стал их совершать, и когда его спросили об этом, он сказал: «Поистине, ‘Умар бил за совершение этой молитвы!» И сын Таууса сказал: «И мой отец (Тауус) никогда не оставлял совершение этой молитвы!»” ‘Абдур-Раззакъ 2/334. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Совершение этих двух рак’атов передается от многих сподвижников, среди которых ‘Аиша, ‘Али ибн Абу Талиб, Абу ад-Дарда, Ибн ‘Умар, ‘Абдуллах ибн аз-Зубайир, Абу Айюб аль-Ансари, Зайд ибн Халид, Абу Бурда ибн Абу Муса и др. А также oт многих последователей (таби’ун), среди которых Са’ид ибн аль-Мусайиб, Абу Ша’са, Хамад ибн Саляма, ‘Амр ибн Маймун, аль-Асуад ибн Язид, Абу Уаиль и др., что приводят с достоверными иснадами Ибн Абу Шайба, ‘Абдур-Раззакъ и др. См. “аль-Мухалля” 2/272-283, “Шарх Сунан ан-Насаи” 7/365-372.
Таким образом, на основании всего изложенного становится ясно, что следует оживлять эту забытую Сунну, о которой многие мусульмане не имеют знания, а некоторые из них считают это даже нововведением.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Тот, кто оживит мою Сунну, которую умертвили люди после меня, получит награду подобную тем, кто будет совершать эту Сунну, что не уменьшит их собственной награды! А тот, кто внесет нововведение, которое будут совершать люди, понесет на себе бремя этого, что не уменьшит и бремени тех, кто совершал это нововведение!» Ибн Маджах 209, ат-Тирмизи 2677. Этот хадис имеет несколько путей передач, усиливающих друг друга. И его достоверность подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам аль-Багъауи, шейх Ибн Хаджар аль-Хайтами и шейх аль-Альбани. См. “Джами’ ат-Тирмизи” 3/128, “Шарху-Ссунна” 1/198, “аз-Зауаджир” 1/98, “Сахих Сунан Ибн Маджах”.

Уа-Ллаху а'лям!

Использованная литература

1. «Фатхуль-Бари шарх Сахих aль-Бухари» Ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни.
2. «Шарх Сахих Муслим» Яхъя ибн Шараф ан-Науауи.
3. «‘Аунуль-Мабуд шарх Сунан Аби Дауд» Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади.
4. «Тухфатуль-ахуази би шарх Джами’ ат-Тирмизи» Мухаммад аль-Мубаракфури.
5. «Шарх Сунан ан-Насаи» Мухаммад ибн Адам аль-Асьюби.
6. «Файдуль-Къадир шарх аль-Джами’ ас-сагъир» ‘Абдур-Рауф аль-Мунауи.
7. «Найлюль-аутар шарх Мунтакъиль-ахбар» Мухаммад аш-Шаукани.
8. «Сильсилятуль-ахадиси-ссахиха» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.
9. «Сахихуль-джами’и-ссагъир» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.
10. «Бyгъя аль-мутатау’ фи саляти-ттатауи’» Мухаммад ибн ‘Умар Базмуль.
Abu Amira
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 26 окт 2009, 02:24

Re:

Сообщение Abu Amira »

Ассаляму алейкум уа рахматуЛЛах!
четыре ракаата до 'асра надо делать не разделяя таслимом после второго ракаата?
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейка салам уарахмату-Ллахи уабаракатух брат.
Abu Amira писал(а):четыре ракаата до 'асра надо делать не разделяя таслимом после второго ракаата?
Да, исходя из прямого хадиса:
"И приветствие (таслим) пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил в конце молитвы". ан-Насаи 2/119.
Abu Amira
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 26 окт 2009, 02:24

Re: О ДОБРОВОЛЬНЫХ НАМАЗАХ ДО И ПОСЛЕ МОЛИТВЫ 'АСР

Сообщение Abu Amira »

Ясно брат. БаракАллах!
Гадель ибн Ислям
Сообщения: 202
Зарегистрирован: 08 ноя 2009, 21:52
Откуда: Татарстан, Набережные Челны

Re:

Сообщение Гадель ибн Ислям »

Ассаламу `алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху.
Перед `асром ведь может быть и 2-х и 4-х рака`атный сунан ар-рауатиб?
Передают со слов Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, что перед послеполуденной молитвой Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обычно совершал молитву в два раката. (Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд)
В "Садах праведных" это 1121-й хадис.
БаракаЛлаху фикум.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салам уарахмату-Ллахи уабаракатух
Гадель ибн Ислям писал(а):Перед `асром ведь может быть и 2-х и 4-х рака`атный сунан ар-рауатиб?
Передают со слов Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, что перед послеполуденной молитвой Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обычно совершал молитву в два раката. (Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд.)
В "Садах праведных" это 1121-й хадис.
Брат, иснад этого хадиса может быть и достоверный, как говорит имам ан-Науауи, однако эта версия хадиса "шазза" - отклоненная, так как все, кто передавал этот хадис от Али, упоминали не 2, а 4 рака'ата до молитвы аср! Поэтому шейх аль-Альбани назвал этот хадис отклоненным и слабым. См. подробнее "Да'иф Сунан Аби Дауд" № 235.
abu-Adam
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 06 дек 2009, 07:18
Откуда: КБР Эльбрусский р-он, с.Эльбрус

Re: О ДОБРОВОЛЬНЫХ НАМАЗАХ ДО И ПОСЛЕ МОЛИТВЫ 'АСР

Сообщение abu-Adam »

Ассаламу алейкум!
Джазакуму Аллаху хайран. Барака Ллаху фикум.
Кто не благодарит людей, тот не благодарит Аллаха.))
Аватара пользователя
saqasimov
Сообщения: 99
Зарегистрирован: 25 июн 2010, 15:30
Откуда: Азербайджан

Re: О ДОБРОВОЛЬНЫХ НАМАЗАХ ДО И ПОСЛЕ МОЛИТВЫ 'АСР

Сообщение saqasimov »

Ас Саляму Алейкум Уа РахматуЛлахи Уа Баракатуху. Как я понял, добровольная молитва до асра в 4 ракаата, не относиться к числу сунан ар-рауатиб. Исходя из этого, не бид'а ли совершать ПОСТОЯННО 4 ракаата до асра? Или эти 4 ракаата до фарза нужно совершать иногда? Хочу также в этом посте спросить - не бид'а ли делать ПОСТОЯННО дуа кунут в уитре? БаракАллаху Фик.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
abu-Adam писал(а):Джазакуму Аллаху хайран. Барака Ллаху фикум.
hvaliteallaha писал(а):джазакяллаху хайран уа задакяллаху 'ильман нафи'ан, йа а'маш!
Амин! Уа ийякум!
musalman91 писал(а):Как я понял, добровольная молитва до асра в 4 ракаата, не относиться к числу сунан ар-рауатиб.
А как ты это понял брат?! Ведь ее совершать побуждает пророк (мир ему и благословение Аллаха) своими словами, и также он сам совершал ее, поскольку когда Али ибн Аби Талиба спрашивали о добровольных молитвах, которые пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал, он упоминает среди них и 4 рака'ата до молитвы аср.
И в статье же говорилось:
Несмотря на то, что большинство имамов не отнесли четыре рак’ата до молитвы ‘асра к числу твердо установленных молитв, совершаемых до и после обязательных, некоторые имамы, опираясь на упомянутые хадисы, все же относили эти четыре рак’ата к числу сунан рауатиб. Среди этих имамов: Абу-ль-Хаттаб из числа ханбалитских имамов, а также аш-Ширази, из числа шафиитских имамов. И этому мнению также отдал предпочтение имам ан-Науауи. См. “аль-Мугъни” 2/125, «аль-Маджму’» 4/18.
Шейх Мухаммад ибн ‘Умар Базмуль, в своей известной книге о добровольных молитвах, говорил: “Эти четыре рак’ата добровольнoй молитвы до ‘асра относятся к числу сунан ар-рауатиб, что является правильным мнением ин ша-Аллах, поскольку эта молитва установлена и словами и поступком самого пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. «Саляту-татау’» 54.
Наверное брат ты читал не внимательно, раз сделал такой однозначный вывод)
Исходя из этого, не бид'а ли совершать ПОСТОЯННО 4 рака'ата до асра? Или эти 4 рака'ата до фарза нужно совершать иногда? Хочу также в этом посте спросить - не бид'а ли делать ПОСТОЯННО дуа кунут в уитре?
И, даже если допустить, что эту молитву посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не совершал всегда, постоянное ее совершение никак не может быть нововведением!!! Не является условием для совершения какой-либо Сунны, иметь текст о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) делал это всегда! Есть множество узаконенных вещей, законность которых выражается лишь словесным побуждением пророка (мир ему и благословение Аллаха), как например чтение аята аль-Курси после фард намаза. Ведь нет вообще какого-либо хадиса, что он сам это читал или чтобы сахабы слышали, как он читал его, но тем не менее читать аят аль-Курси после каждого фард намаза вещь известная и узаконенная словесным побуждением пророка (мир ему и благословение Аллаха).
То же самое можно сказать и о намазе Духа, который пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершал постоянно, по причине чего даже некоторые сахабы порицали совершение этой молитвы, как Абу Бакрат, который говорил совершавшим молитву Духа: "Вы делаете молитву, которую не делали ни пророк (мир ему и благословение Аллаха), ни его сподвижники!" Или Ибн Умар, говоривший также, что ее не делали ни пророк (мир ему и благословение Аллаха), ни Абу Бакр, ни Умар. Но тем не менее нет сомнения в том, что человек может совершать молитву Духа хоть каждый день, так как известно словесное побуждение к совершению этой молитвы от самого пророка (мир ему и благословение Аллаха) и о том, что два рака'ата этой молитвы заменяют собой садакъа. Также известно, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сам ее совершал, и завещал совершать ее своим сподвижникам, например Абу Хурайре и Абу ад-Дарде. И разве хадис: «Никто не будет совершать неуклонно молитву Духа, кроме кающегося, и поистине она молитва кающихся!» Ибн Хузайма 2/228, аль-Хаким 1/314. Хадис хороший. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" 1994. - разве этот хадис не указывает на желательность постоянного совершения молитвы Духа, несмотря на то, что сам пророк (мир ему и благословение Аллаха) ее всегда не делал и некоторые сподвижники не считали ее желательной?!
А с некоторыми хадисами о молитве Духа и ее достоинствах можно ознакомиться тут:
http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=11&t=995
То же самое касается и ду'а-къунут в молитве Уитр брат. Кто-то из имамов считал, что вообще не следует его читать, как Малик. Кто-то считал его чтение даже уаджибом, как Абу Ханифа. Кто-то считал, что правильнее всего читать его только в Рамадан, а кто-то считал, что его можно читать на протяжении всего года. И во всем этом нет проблем, как говорил шейхуль-Ислам, кроме мнения об обязательности его чтения. И были сахабы, читавшие къунут лишь во время Рамадана, и читавшие къунут всегда на протяжении всего года. А то, что про дуа-къунут в молитве Уитр передает лишь Убай ибн Ка'б, не говорит о том, что все время читать ду'а-къунут в молитве Уитр будет нововведением! И среди сахабов, читавших ду'а-къунут на протяжении всего года - ‘Умар ибн аль-Хаттаб, ‘Али ибн Аби Талиб и Ибн Мас’уд, как это передали имам Ибн Наср 131 и Ибн Къудама в "аль-Мугъни" 1/467.
Но шейхуль-Ислам Ибн Таймия считал, что если имам будет оставлять иногда къунут в уитре, то это лучше, чтобы люди не считали, что къунут в уитре является обязательным. И это мнение выбрали Ибн Баз и Ибн Усаймин. См. "аль-Ихтиярат" 64.
Аватара пользователя
saqasimov
Сообщения: 99
Зарегистрирован: 25 июн 2010, 15:30
Откуда: Азербайджан

Re:

Сообщение saqasimov »

ДжазакАллаху хайран кясиран брат A'mash. Давно хотел узнать ответы на эти вопросы.
БаракАллаху Фик
Zaur As-Samari
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 10 мар 2016, 14:38

Re: О ДОБРОВОЛЬНЫХ НАМАЗАХ ДО И ПОСЛЕ МОЛИТВЫ 'АСР

Сообщение Zaur As-Samari »

Ассаляму Аляйкум уа рахматуЛлахи уа баракатух!
Но ведь есть хадисы, о двенадцати ракаатах дополнительных молитв и там не упоминается молитва до и после аср.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Если раб Аллаха мусульманин, помолится Аллаху двенадцать ракаатов желательной, не обязательной молитвы, то Аллах непременно построит ему дом в Раю". Хадис приводится в сборнике имама Муслима.

А другой хадис, который приводится в сборнике ан-Насаи раскрывает подробности об этих двенадцати ракаатах. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Кто прилежно соблюдал двенадцать ракатов, тому Аллах (Велик Он и Славен) построит в Раю дом: четыре перед Зухром и два после Зухра, дав ракаата после Магриба и два ракаата после Иша, и два ракаата перед Фаджром".
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
Zaur As-Samari писал(а):Но ведь есть хадисы, о двенадцати ракаатах дополнительных молитв и там не упоминается молитва до и после аср.
Дорогой брат, а ты внимательно прочитал саму статью?
Просто такой подход не совсем правильный, потому что такими хадисами, где что-то конкретизируется, не отвергаются иные достоверные хадисы!
То, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побудил совершать 12 рак'атов до и после обязательных молитв, не означает вовсе, что нет и не может быть ратибы, которая связана с обязательными молитвами помимо этих 12 рак'атов. Да, несомненно, эти 12 рак'атов самые твёрдые и желательные из всех рауатиб, но они не ограничиваются ими.
Точно так же, как хадис, в котором сказано, что у Аллаха 99 имён, перечислив которые человек войдёт в Рай, не означает, что у Аллаха ТОЛЬКО 99 прекрасных имён.
Точно так же, как и хадис, в котором говорится: "Избегайте семи губительных грехов" не означает, что тяжких грехов ТОЛЬКО семь.
И таких примеров огромное количество.

А что касается добровольных молитв, совершаемых до или после обязательных молитв и именуемых "ратиба", то их не только упомянутые 12 рак'атов (2 рак'ата до молитвы фаджр; 4 до зухра и 2 после него; 2 после магъриба и 2 после 'иша), но также и иные молитвы и количество рак'атов достоверно установленные от нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Например, следующие добровольные намазы, совершаемые до или после обязательных молитв, выходят за количество этих 12 рак'атов:
1. Два рак'ата до обеденной молитвы (зухр)
Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: “Я запомнил от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) совершение им десяти рак’атов: Два рак’ата до полуденной молитвы (зухр) и два рак’ата после неё; два рак’ата после вечерней молитвы (магъриб) у себя дома; два рак’ата после ночной молитвы (‘иша) у себя дома; а также два рак’ата перед утренней молитвой”. аль-Бухари 1180, Муслим 729, 882.
Исходя из этого хадиса выходит, что обеденная Сунна состоит из 2 рак’атов, а не 4, как об этом говорится в хадисе о 12 рак’атов, за которые обещан дом в Раю.
Но хадис Ибн ‘Умара однозначно достоверный, и в нём ясно сказано, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) делал до обеденной молитвы 2 рак’ата, а не 4, и как же быть в этом случае брат? Отвергнуть хадис Ибн ‘Умара и держаться лишь за тот, в котором сказано именно о 12 рак’атах?
Имам аль-Бухари в своём Сахихе назвал главу, в которой привёл этот хадис так: "Два рак’ата перед молитвой зухр", при том, что в этой же главе он также упомянул после этого хадис от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), которая сказала: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не оставлять совершение четырёх рак’атов до полуденной молитвы и двух рак’атов до утренней молитвы”. аль-Бухари 1182, Муслим 730.
Этим самым имам аль-Бухари указал на то, что оба варианта дозволены, и что совершение двух рак'атов до зухр не означает, что нельзя делать эту Сунну в четыре рак'ата.
Шафиитский имам Закария аль-Ансари сказал в комментарии к Сахиху аль-Бухари относительно данной главы: “Хадис от ‘Аиши не противоречит хадису упомянутому Ибн ‘Умара, и можно сказать, что если Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал эту молитву дома, то делал её в четыре рак’ата, а если совершал их в мечети, то делал два рак’ата. Или же иногда он делал два рак’ата, а иногда четыре, а Ибн ‘Умар и ‘Аиша передали то, что видели сами. Также вероятно речь о том, что более твёрдо установленным является два рак’ата до полуденной молитвы, а а ещё два оставшиеся (т.е. четыре рак’ата) не твёрдо установлены”. См. “Минхатуль-Бари” 3/247.
А хафиз Ибн Хаджар в отношении хадиса Ибн ‘Умара, упомянув различные мнения, сказал: “Правильнее сказать, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал оба варианта: иногда молился в четыре рак’ата, а иногда в два”. Затем он привёл слова имама ат-Табари, сказавшего: “Четыре рак’ата он совершал чаще, чем два”. См. “Фатхуль-Бари” 3/593-594.

2. Четыре рак'ата после обеденной молитвы (зухр)
Общеизвестно, что из числа 12 рак'атов, за совершение которых в течение дня и ночи мусульманину уготован дом в Раю, это 2 рак'ата после молитвы зухр.
Однако, у нас имеется также достоверный хадис, указывающий на то, что после зухра есть ратиба и в 4 рак'ата.
Со слов жены Пророка (мир ему и благословение Аллаха) – Умм Хабибы (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто неуклонно совершал молитву в четыре рак’ата до обязательной полуденной молитвы (зухр) и четыре рак’ата после неё, того Аллах сделает запретным для Огня». Ахмад 7/459, Абу Дауд 1269, ан-Насаи 1817, ат-Тирмизи 428, Ибн Маджах 1160. Достоверность хадиса подтвердили имамы: ат-Тирмизи, ан-Науауи, Ибн Дакыкъ аль-‘Ид, Ибн аль-Муляккъин, Ибн Хаджар, Ахмад Шакир, аль-Альбани. См. “Шарх Сахих Муслим” 6/18, “аль-Ильмам” 1/219, “Тухфатуль-мухтадж” 1/393, “Хидаяту-ррууа” 2/24, “Сахих Сунан Аби Дауд” 1269.
Имамы Абу Дауд, Ибн Маджах и другие привели этот хадис в главе, которую назвали так: "О совершении четырёх рак’атов до и после молитвы зухр".
Но, если пытаться ограничить все Сунны ратиба только упомянутыми 12 рак’атов, тогда эти четыре рак’ата, с упоминанием такого великого блага и достоинства, выходит, следует отбросить?!

3. Четыре рак'ата после ночной молитвы (‘иша)
Также среди этих 12 рак'атов 2 рак'ата после молитвы ‘иша.
Однако, после молитвы ‘иша узаконена Сунна также и в 4 рак'ата.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) рассказывал: “Однажды я ночевал у своей тети Маймуны бинт Харис – жены Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и в эту ночь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был у нее. Он совершил ночную молитву (‘иша), затем вернулся к себе домой и совершил четыре рак’ата”. аль-Бухари 117, 697.
Данный хадис ясно указывает на то, что после молитвы ‘иша есть сунна в четыре рака’ата, поскольку Ибн ‘Аббас сказал: “Он совершил ночную молитву (‘иша), затем вернулся к себе домой и совершил четыре рак’ата”.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Мухаммад ибн Наср отнёс эти четыре рака‘ата к Сунне ‘иша, поскольку Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил их перед сном”. См. “Фатхуль-Бари” 2/484.
Т.е. эти четыре рака‘ата не из числа къияму-ллейль, которые Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обычно совершал после пробуждения в середине или в конце ночи.
Шейх ‘Азым Абади об этом хадисе сказал: “Это ратиба ночной молитвы”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 9/201.
Т.е. эти 4 рака’ата после молитвы ‘иша шейх отнес к Сунан ар-рауатиб – добровольным молитвам, совершаемым до и после пяти обязательных молитв.
Также имам Ибн Аби Шейба в своём сборнике "аль-Мусаннаф" в главе: "О 4 рак’атах после ‘иша" привёл следующие сообщения сподвижников:
‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен Аллах и его отцом) сказал: “Тот, кто совершил четыре рака’ата после молитвы ‘иша, то они слово совершены в Ночь предопределения”. Ибн Аби Шейба 7467.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: “Четыре рака’ата после молитвы ‘иша приравниваются к совершению их в Ночь предопределения”. Ибн Аби Шейба 7468.
Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал: “Тот, кто совершил четыре рака’ата после молитвы ‘иша, не разделяя их таслимом (саламом), то они приравниваются к совершению их в Ночь предопределения”. Ибн Аби Шейба 7469.
Все эти сообщения являются достоверными. Шейх аль-Альбани и шейх Са’д аш-Шасри назвали все иснад достоверными. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 11/103, “Тахридж аль-Мусаннаф” 5/56-57.
Нет сомнения, что эти асары от сахабов имеют положение марфу’, т.е. то, что возводится к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), поскольку сподвижники не устанавливали от себя религиозные обряды, не говорили о сокровенных вещах, и не могли знать о том, какое достоинство имеет четыре рака’ата после молитвы ‘иша, не взяв это от Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Приведя эти сообщения от сахабов, шейх аль-Альбани сказал: “Хоть они и в форме маукъуф (от сподвижника), они имеют положение марфу’ (от пророка), поскольку такие вещи не говорят от себя!” См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 11/103.

4. Четыре рак'ата до послеобеденной молитвы (‘аср)
И наконец, то, что разбиралось тут подробно, а это 4 рак'ата до молитвы ‘аср, на совершение чего есть как словесное побуждение Пророка (мир ему и благословение Аллаха), так и исполнение им самим этой молитвы.
От Ибн ‘Умара сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да помилует Аллах человека, совершившего молитву в четыре рак’ата перед послеполуденной (‘аср) молитвой!» Ахмад 2/117, Абу Дауд 1271, ат-Тирмизи 430. Достоверность этого хадиса подтвердили имамы ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, аль-Мунзири, ан-Науауи, Ахмад Шакир, аль-Альбани, Мукъбиль, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут. См. “ан-Насб ар-рая” 2/139, «Сахих аль-джами’» 3493, “Сахих ат-таргъиб” 586, “Тахкыкъ Джами’ аль-усуль” 6/26, “Тахкыкъ аль-Муснад” 5980.
Сказал аш-Шаукани: “В этом хадисе указание на желательность совершения четырех рак’атов до молитвы ‘аср, чтобы заслужить мольбу пророка (мир ему и благословение Аллаха) о помиловании за совершение этой молитвы!” См. “Найлюль-аутар” 1/197.
Сказал аль-Мунауи: “Сказал аль-Гъазали: «Совершение этих четырех рак’атов весьма желательно, чтобы войти в число тех, за кого обратился с мольбой пророк (мир ему и благословение Аллаха), ведь поистине, его мольба не остается без ответа!»” См. “Файдуль-Къадир” 4424.
‘Асым ибн Дамра рассказывал: “Однажды мы спросили ‘Али ибн Абу Талиба о добровольных дневных молитвах пророка (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал: «Вы не сможете все равно этого всего совершать!» Мы сказали: «Ты скажи нам, а мы будем совершать то, что сможем!» Тогда ‘Али сказал: «Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал утреннюю молитву, он ждал, пока солнце со стороны востока не всходило на расстояние, какое оно опускается на западе, а затем вставал и совершал два рак’ата (молитва Духа в начале её времени). Затем он ждал, пока солнце со стороны востока не поднималось на высоту полудня со стороны запада, а затем совершал четыре рак’ата (молитва Духа в конце ее времени). Также он совершал четыре рак’ата до обеда (зухр) и два рак’ата после него. И также он совершал четыре рак’ата до молитвы ‘аср, совершая приветствие между двух рак’атов, приветствуя ангелов, пророков и тех, кто последовал за ними из числа мусульман» И ‘Али сказал: «Это шестнадцать рак’атов добровольной молитвы, которые пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал днём. И мало таких, кто способен это неуклонно совершать!»” Ахмад 650, ат-Тирмизи 598, ан-Насаи 874, Ибн Маджах 1161. Достоверность этого хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут, шейх Шу’айб аль-Арнаут и шейх ‘Али ибн Адам аль-Асьюби. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 237, “Тахкыкъ Джами’ аль-усуль” 6/8, “Шарх Сунан ан-Насаи” 11/125.
Имам Исхакъ ибн Рахауайх говорил: “Наилучшее, что передается о добровольных дневных намазах – это данный хадис”. См. «аль-Джами’» 1/195.
Шейх аль-Мубаракфури сказал: “Вероятно, он имел в виду количество, упоминаемое в этом хадисе – «шестнадцать рак’атов», поскольку об этом не передается в других хадисах”. См. “Тухфатуль-ахуази” 2/504.
Имам ан-Насаи назвал главу, в которой привёл этот хадис так: "О молитве до ‘асра".
И в число "сунан рауатиб" эту молитву включали Абу-ль-Хаттаб из числа ханбалитов, аш-Ширази и ан-Науауи из числа шафиитов, Ибн Маудуд аль-Маусыли из числа ханафитов, и аль-Къарафи из числа маликитов передал это от некоторых маликитов. См. “аль-Мугъни” 2/125, “аз-Захыра” 2/404, “аль-Ихтияр” 1/66, «аль-Маджму’» 4/18.

Так что же брат мой скажем на это всё? Скажем, что хадис о желательности совершения 12 рак’атов в течение дня и ночи до и после обязательных молитв отменил или отверг все эти тексты?
Или же скажем, что всё это пришло в Сунне и на всё это можно опираться и делать иногда одно, а иногда другое, так как всё это достоверно установлено в Сунне? Но понимая то, что среди добровольных молитв есть более твёрдо узаконенные, как уитр и два рак’ата до утренней молитвы, и менее твёрдые.
В любом случае, следует знать важное шариатское правило, которое гласит, что жить по всем достоверным хадисам лучше, чем принимать одни из них и отвергать другие, как и совмещать и поступать в соответствии со всеми хадисами лучше, чем отдавать предпочтения одним из них перед другими. И подобное имамы говорили даже о тех случаях, когда те или иные хадисы внешне кажутся противоречащими. А в обсуждаемом случае касательно количества сунан рауатиб нет вообще никакого противоречие между хадисами, ибо все это установлено от Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Это подобно тому, что установлено от него касательно разновидностей тасбихов после фард намазов. И есть много хадисов, в которых передаются разные виды тасбихатов после намаза, как: Произнесение слов "Субхана-Ллах" - 33 раз, "Альхамду ли-Ллях" - 33 раз, и "Аллаху Акбар" - 33 раз.
Или произнесение слов "Субхана-Ллах" - 33 раз, "Альхамду ли-Ллях" - 33 раз, и "Аллаху Акбар" - 34 раз.
Или произнесение слов "Субхана-Ллах" - 33 раз, "Альхамду ли-Ллях" - 33 раз, "Аллаху Акбар" - 33 раз, и слова "Ля иляха илля-Ллах уахдаху ля шарика лях, ляхуль-мульку уа ляхуль-хамд, уа хууа аля кули шей-ин къадир" - 1 раз.
Или произнесение слов "Субхана-Ллах" - 25 раз, "Альхамду ли-Ллях" - 25 раз, "Аллаху Акбар" - 25 раз и "ля иляха илля-Ллах" - 25 раз.
Или произнесение слов "Субхана-Ллах" - 10 раз, "Альхамду ли-Ллях" - 10 раз, "Аллаху Акбар" - 10 раз.
viewtopic.php?f=100&t=4207
Разве правильно принимать только одни хадисы на эту тему и отвергать все остальные?
Конечно же нет!

Сказал Ибн Хазм: “Если кому-то кажется, что два хадиса или два аята противоречат друг другу по причине его незнания, то является обязательным для каждого мусульманина опираться на все эти тексты. И нет среди них того, что следует использовать в отличие от иных текстов. Как и не отдаётся предпочтение одному хадису над другим хадисом, подобным ему по положению, как и аяту не отдаётся предпочтение над другим аятом. Ведь всё это - от Всевышнего Аллаха”. См. “аль-Ихкам” 2/151.
Сказал ан-Науауи: “Нет разногласия среди учёных, что если есть возможность совместить между хадисами, то не следует оставлять часть из них. Более того, обязательным является совмещать их и руководствоваться ими всеми”. См. “Шарх Сахих Муслим” 3/155.
Сказал Ибн Хаджар: “Объединять между хадисами первичнее, чем отдавать предпочтение одним из них над другими по единодушному мнению учёных по основам фикъха”. См. “Фатхуль-Бари” 9/474.
Ответить