Страница 1 из 1

"Не совершение Хаджа большой куфр?"

Добавлено: 09 фев 2010, 14:06
Медеу абу АбдуРахман
Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятух!
Уважаемый брат A'mash,
в одной из веток ты привел данный хадис
‘Умар ибн аль-Хаттаб говорил, весьма устрашающе: “Тот, кто имел возможность совершить Хадж, но не совершил его, то нет разницы как он умрет – христианином или иудеем!” аль-Исма’или, Ибн Абу Шейба, Са’ид ибн Мансур. Хафиз Ибн Касир назвал иснад достоверным. См. “Тафсир Ибн Касир” 2/97.
Разъясни пожалуйста как понимать этот хадис.
БаракаЛлаху фик!

Добавлено: 09 фев 2010, 15:18
A'mash
Уа алейкум салам уарахмату-Ллахи уабаракатух.
абуАбдуЛлах писал(а):Разъясни пожалуйста как понимать этот хадис.
Точнее брат мой будет называть сообщения от сподвижников "асар", а не "хадис".
А что касается его понимания, то внешне оно указывает на то, что не совершающий Хадж при возможности становится неверным.
С таким же смыслом передаются несколько хадисов и от самого пророка (мир ему и благословение Аллаха), однако все они слабые. См. "Тальхыс аль-хабир" 3/835.
Но даже если допустить, что и хадисы подобные достоверные, то ученые поясняли их и этот асар от Умара как устрашение, и относили это к тому, кто считал не обязательным совершать Хадж, или считал дозволенным его не совершение, как это говорили Ибн Джама'а, Ибн Хаджар аль-'Аскъаляни, Ибн Хаджар аль-Хайтами, ас-Суюты и др. См. "Тальхыс аль-хабир" 3/835, "аз-Зауаджир" 1/456.
Как бы то ни было, оставление Хаджа при возможности его совершить, относится к числу величайших грехов, даже если это не выводит человека из Ислама, и от некоторых саляфов сообщается, что они говорили: "Если у меня умрет сосед, который имел возможность совершить Хадж, но не совершил его, то я не буду за него совершать молитву-джаназа!"
Уа-Ллаху а'лям.

Re: "Не совершение Хаджа большой куфр?"

Добавлено: 16 фев 2017, 12:46
salyafit_07
ас-Саляму 'аляйкум уа рахмату-Ллахи уа баракатух.

А что подразумевается под возможностью, поясните, пожалуйста?

К примеру, у человека есть дорогая машина за 1 миллион рублей. В принципе, он может ее продать и взять оттуда деньги на Хадж, а на оставшиеся деньги купить другую машину. Является ли это возможностью, при неиспользовании которой человек подпадает под грех?

барака-Ллаху фикум.

Re: "Не совершение Хаджа большой куфр?"

Добавлено: 22 фев 2017, 08:06
ابن مراد الداغستاني
ва 'алейкуму ссаляму ва рахмату-Ллахи ва баракатух

"والنفقات الشرعية"، أي: التي يقرها الشرع ويبيحها، كالنفقة له، ولعياله على وجه لا إسراف فيه، فإذا كان عنده عشرة آلاف ريال، إن حج بها نقصت النفقة، وإن أنفق تعذر الحج، فهل يحج ولو نقصت النفقة أو لا يحج؟
الجواب: لا يحج، ولكن المؤلف اشترط: أن تكون النفقات شرعية، فإن كانت غير شرعية وهي نفقة الإسراف، أو النفقة على ما لا حاجة له فيه، فإنه لا عبرة بها، والحج مقدم عليها.
مثاله: رجل نفقته الشرعية التي تليق بحاله عشرة آلاف ريال، وعنده الآن خمسة عشر ألف ريال يمكن أن يحج منها بخمسة آلاف، لكنه يقول: أنا أريد أن أنفق نفقة الملوك، أو نفقة الأغنياء الذين هم أكثر مني غنى؛ لأني في وسط حي كل من فيه أغنياء، فأحب أن تكون سيارتي عند بابي مثل سياراتهم، مع أنه يمكن أن يستعمل سيارة أقل بكثير، فهل نقول إن النفقة التي ينفقها نفقة شرعية؟
الجواب: لا، بل هي نفقة إسراف في حقه، ولا عبرة بها. فنقول: ما زاد عن النفقة التي تليق بك، يجب عليك أن تحج بها.
الشرح الممتع على زاد المستقنع 7\27-28


Говорит шейх ибн 'Усеймин, рахимаху-Ллах: «Следующим (вторым) предписанием, без выполнения которого человек не может считаться готовым к паломничеству и способным на его совершение, являются предписанные шари’атом расходы. Это – материальное обеспечение самого себя и домочадцев в умеренных размерах, без излишеств.
Возникает вопрос: если человек имеет десять тысяч риалов, которые недостаточны для того, чтобы совершить хадж и надлежащим образом позаботиться о домочадцах, может ли человек отправиться в паломничество, даже если это повлечет за собой ухудшение благосостояния домочадцев? Ответ таков: он не должен совершать хадж. Однако автор отметил, что эти расходы должны быть предусмотрены шари’атом. А это значит, что чрезмерно большие расходы или расходы на приобретение вещей, в которых домочадцы не испытывают нужды, не должны приниматься во внимание, потому что хадж важнее, чем они. Рассмотрим это на примере.
Допустим, человек имеет пятнадцать тысяч риалов, а предписанные шари’атом расходы составляют десять тысяч риалов, что позволяет ему совершить хадж и позаботиться о домочадцах. Однако он говорит: “Я хочу заботиться о своих домочадцах, как это делают короли или богачи, состояние которых превосходит мое состояние, потому что вокруг нас живут только состоятельные люди. Я хочу, чтобы у дверей моего дома стоял такой же прекрасный автомобиль, как те автомобили, которые стоят у дверей остальных домов”. Он говорит так, хотя может довольствоваться более дешевым автомобилем.
Можем ли мы сказать, что такие расходы предусмотрены шариатом? Ответ таков: нет. Напротив, подобные расходы являются чрезмерным излишеством для такого человека, и они не должны приниматься во внимание. И поэтому мы говорим, что если предполагаемые расходы превышают необходимые и если человек может позволить себе только необходимые расходы, то он обязан совершить хадж.»
См.: «Шарх-уль-Мумти'» 7/27-28.

الثالث: قوله: «والحوائج الأصلية»، أي: لا بد أن يكون ما عنده زائداً على الحوائج الأصلية، وهي التي يحتاجها الإنسان كثيراً؛ لأن هناك حوائج أصلية، وحوائج فرعية.
مثال الحوائج الأصلية: الكتب، والأقلام، والسيارة، وما أشبه ذلك، هي غير ضرورية، لكن لا بد لحياة الإنسان منها، فطالب العلم عنده كتب يحتاجها للمراجعة والقراءة، فلا نقول له: بع كتبك، وحج، أمّا لو كان عنده نسختان فنقول له: بع إحدى النسختين، فإن كانتا مختلفتين قلنا: اختر ما تراه أنسب لك، وبع الأخرى؛ لأن ما زاد على النسخة الواحدة لا يعتبر من الحوائج الأصلية، وإذا كانت له سيارتان لا يحتاج إلا واحدة منهما نقول له: بع واحدة، وحج بها وأبق الأخرى، فإن كانتا مختلفتين، فالذي يختار لنفسه يبقيه والذي لا يختار لنفسه يبيعه،
الشرح الممتع على زاد المستقنع 7\29-30


Говорит шейх ибн 'Усеймин, рахимаху-Ллах: «Третьим предписанием, без выполнения которого человек не может считаться готовым к паломничеству и способным на его совершение, являются расходы на основные потребности. Это значит, что мусульманин обязан совершить хадж только тогда, когда его имущества хватает для приобретения вещей, в которых человек часто нуждается. Следует различать основные и второстепенные потребности человека. К основным относятся книги, ручки, автомобиль и т.п. Эти вещи не являются предметами первой необходимости, однако человек испытывает в них острую нужду. Например, студент нуждается в книгах для повторения пройденного материала и чтения, и поэтому мы не говорим, что он должен продать свои книги и отправиться в паломничество. Но если у него есть два экземпляра одной книги, то мы говорим, что он должен продать один экземпляр для того, чтобы отправиться в паломничество. И даже если эти экземпляры являются разными, мы все равно говорим, что он должен оставить себе наиболее подходящий экземпляр и продать другой, потому что любой второй экземпляр не может считаться предметом основных потребностей. И если человек владеет двумя автомобилями, в одном из которых он не нуждается, то мы велим ему оставить себе только один автомобиль, продать другой и совершить на эти деньги паломничество. Если эти автомобили разные, то он должен оставить себе тот, который пожелает, и продать другой.» См.: «Шарх-уль-Мумти'» 7/29-30.

Перевод взят из книги: "ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ФИКХ С ДОКАЗАТЕЛЬСТВАМИ ЧЕТЫРЁХ МАЗХАБОВ"

Re: "Не совершение Хаджа большой куфр?"

Добавлено: 14 мар 2017, 05:16
salyafit_07
[color=#0000FF]ابن مراد الداغستاني[/color] писал(а):...
джазака-Ллаху хайран, брат, очень помог и очень полезные слова шейха (рахимаху-Ллах). Кстати, в архивах сайта fatwaonline, встретил вот такой ответ недавно:

Вопрос: "Что имеется ввиду под "возможностью" для совершения Хаджа?".
Ответ: "Под "возможностью" в хадже, имеется ввиду то, что человек должен быть:
- здоровым (не больным);
- иметь средство передвижения, которое доставит его к "запретному дому Аллаха", такое как самолет, автомобиль, верховое животное, или возможность арендовать это в соответствии с его положением;
- иметь провизию на дорогу туда и обратно, с тем чтобы все это было излишком обязательных расходов на тех, кого он должен содержать, пока он не вернется домой;
- и чтобы с женщиной был её муж или одни из махрамов в её поездке в Хадж или Умру". Из фетв "Постоянного комитета", книга "Хадж, Умра и Зиярат", стр. 17. ИСТОЧНИК