ОБ УСЛОВИИ "СВИДЕТЕЛИ" В НИКАХЕ

Ответить
Аватара пользователя
Sulayman Abu Salih
Сообщения: 465
Зарегистрирован: 10 мар 2009, 23:19

ОБ УСЛОВИИ "СВИДЕТЕЛИ" В НИКАХЕ

Сообщение Sulayman Abu Salih »

Ас-саляму аляйкум.
На одном из интернет-форумов недавно братья вели спор про достоверность хадиса "Нет никаха кроме как с вали и двумя праведными свидетелями". Один из братьев доказывает, что добавка в хадисе про "два праведных свидетеля" является слабой и что вообще такого условия, как наличие двух свидетелей в никахе нет. А также цитировал слова шейха Ибн Теймии: "Что касается никаха, то нет в шариате на свидетельство в нем ни обязательного, ни желательного указания". ("аль-Фатава" 32/129).
Так ли это?
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям брат.
Запоздал "чуток" ответ на твой вопрос ахы)

На счет самого вопроса, то да, относительно свидетелей в никахе есть разногласие, но в основном среди поздних ученых. Однако более правильное мнение ин ша-Аллах в том, что никах без свидетелей недействительный.
Что же касается хадисов этой главы, то действительно большинство из них слабые, по причине чего даже имам Ибн аль-Мунзир говорил, что нет относительно свидетелей в никахе ничего достоверного. А Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “То, что достоверно передается от пророка (мир ему и благословение Аллаха) – это необходимость уали (опекуна) в никахе. А что касается свидетелей, то я не знаю на необходимость свидетелей достоверного указания”. См. «‘Аридатуль-ахуази» 5/18.
Однако дело обстоит не совсем так:
Со слов ‘Аиши сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет никаха, кроме как при уали и двух праведных свидетелях! А любой никах, который был заключен без этого, является недействительным!» ад-Даракъутни 3/226, Ибн Хиббан 4075.
Имам Ибн Хиббан сказал: “Недостоверно упоминание двух свидетелей (в хадисе «Нет никаха без уали»), кроме этой версии”. См. “Сахих Ибн Хиббан” 9/386.
Хафиз Ибн аль-Муляккъин сказал: “Этот хадис: «Нет никаха, кроме как при уали и двух праведных свидетелях» передается многими путями, и самая достоверная версия та, которую приводит Ибн Хиббан”. См. “аль-Бадр аль-мунир” 7/474.
Имам Ибн Хазм назвал иснад этого хадиса достоверным. См. “аль-Мухалля” 9/465.
Имам аль-Мунауи сказал, приведя упомянутые слова Ибн Хиббана: “Это опровергает слова Ибн аль-Мунзира о том, что в этой главе нет ничего достоверного”. См. “Файдуль-Къадир” 6/438.
Также и от ‘Имрана ибн Хусайна передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет никаха, кроме как при уали (опекун) и двух праведных свидетелях». аль-Байхакъи 7/125, ад-Даракъутни 3/225.
Имам аш-Шафи’и сказал об этой версии: “Даже если это сообщение прерванное, большинство ученых опирались на него. И мы говорим: «Разница между никахом и прелюбодеянием – это свидетели!» И это достоверно передается от Ибн ‘Аббас аи других сподвижников”. аль-Байхакъи в “Ма’рифа ас-Сунан уаль-асар” 10/54.
И подобные хадисы: «Нет никаха, кроме как при уали и двух праведных свидетелях» передаются также от Ибн ‘Аббаса, Абу Хурайры, Абу Мусы, Ибн ‘Умар, Анаса, и др. сподвижников.
Имам аш-Шаукани сказал: “Хадисы данной главы усиливают друг друга”. См. “Найлюль-аутар” 6/258.
Шейх аль-Альбани сказал: “Исходя из этих путей и свидетельств этот хадис является достоверным”. См. “аль-Ируа” 6/259.
Таким образом, даже если какие-то из версий этого хадиса являются слабыми, то они усиливают друг друга. И среди имамов считавших данный хадис достоверным: аль-Ауза’и, аш-Шафи’и, Ибн Хиббан, Ибн Хазм, Ибн аль-Муляккъин, аз-Захаби, ас-Суюты, аш-Шаукани, аль-Альбани, Шу’айб аль-Арнаут и др. См. “аль-Умм” 8/611, “Сахих Ибн Хиббан” 9/386, “аль-Мухалля” 9/465, “Тальхыс аль-хабир” 3/156, “Файдуль-Къадир” 6/438, “Ируа аль-гъалиль” 1858, «Сахих аль-джами’» 7557, 7558, “Тахкыкъ аль-Ихсан” 4075.
И тот факт, что наличие свидетелей является условием в никахе, усиливается также тем, что об этом говорили и сподвижники:
‘Умар ибн аль-Хаттаб говорил: “Нет никаха, кроме как при уали и двух праведных свидетелях”. аль-Байхакъи 7/126. Имам аль-Байхакъи и Ибн Фарах назвали иснад достоверным.
Ибн ‘Аббас сказал: “Нет никаха, кроме как при двух праведных свидетелях и уали”. аш-Шафи’и в “аль-Умм” 5/22. Имам аш-Шафи’и, имам аль-Байхакъи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.
Также передается и от ‘Али ибн Аби Талиба, что он сказал: “Нет никаха, кроме как при уали и двух праведных свидетелях”. аль-Байхакъи 7/125.
И для того, чтобы усилить достоверность хадиса: «Нет никаха, кроме как при уали и двух праведных свидетелях» от пророка (мир ему и благословение Аллаха), достаточно в наличии достоверного хадиса в форме мурсаль, который бы подкреплял достоверный асар от сподвижника. А что говорить о многих версиях этого хадиса и многих достоверных высказываний сподвижников?!
Более того, среди ученых есть такие, кто передавал единогласное мнение (иджма’) сподвижников и таби’инов на то, что свидетели являются условием никаха. Например, имам ат-Тирмизи сказал: “В этой главе (о необходимости свидетелей при никахе) также есть сообщения от ‘Имрана ибн Хусайна, Анаса и Абу Хурайры. И на это опирались обладающие знанием из числа сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) и тех, кто был после них из числа таби’инов и др. Они говорили: «Нет никаха, кроме как при свидетельстве». И никто из тех, кто был раньше не разногласил в этом вопросе, кроме тех поколений, которые были после них”. См. “аль-Джами’ ат-Тирмизи” 5/411.
Имам аш-Шаукани сказал: “Истина состоит в том, чему следовали первые поколения, поскольку хадисы данной главы усиливают друг друга. А отрицание в хадисе: «Нет никаха» указывают на недействительность, что делает свидетелей при никахе условием, поскольку их отсутствие связано с недействительностью никаха!” См. “Найлюль-аутар” 6/259.
Что же касается праведности свидетелей, то имамы, считавшие их условием в никахе говорили, что никах не действительный при свидетелях-нечестивцах. См. “Мухтасар аль-Хиляфият” 4/123.
А имам аш-Шаукани приведя мнение тех, кто сказал, что праведность свидетелей не является условием, сказал: “Истина состоит в первом мнении, поскольку на конкретизацию этого условия (праведности) указывают хадисы от ‘Имрана, ‘Аиши и Ибн ‘Аббаса”. См. “Найлюль-аутар” 6/259.
Имам аш-Шафи’и говорил: “Никах недействителен, кроме как при наличии четырех вещей: уали (опекун), согласие невесты, согласие жениха и два праведных свидетеля”. См. “аль-Умм” 5/169.
А Аллаху ведомо обо всём лучше!
Дато абу Абдуррахман
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 15:59

Re: ОБ УСЛОВИИ "СВИДЕТЕЛИ" В НИКАХЕ

Сообщение Дато абу Абдуррахман »

Ассалам алейкум ва рахматуллахи ва баракатух. Кто попадает под категорию праведный мусульманин? Возникла такая ситуация что планируется никах, но не могу найти 2х свидетелей из числа саляфов, которые акыду хорошую имеют, читают намаз, держат пост, стараются сторониться запретного и т.д. Есть знакомые мусульмани которые достойны доверия, но намаз не читают, или читают но бывает иногда оставляют, совершают большие грехи, но что касается правдивости то они стараются не обманывать, т.е. люди им доверяют если они о чем то говорят? Если такие свидетели не подходят, могу ли я пойти в мечеть на намаз пригласить 2х братьев как свидетелями на никах, не расспрашивая об их акыды, несмотря на их внешность (т.е. бороду и штаны, манеры и т.д.)? Какой выход у меня может быть в этой ситуации? Просьба ответить побыстрее потому что никах планируется примерно 16 июля, раньше думал что проблем с поиском свидетелей не возникнет, но ближе к никаху оказалось что я не прав.
Alex-ks91
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 28 ноя 2016, 10:31

Re: ОБ УСЛОВИИ "СВИДЕТЕЛИ" В НИКАХЕ

Сообщение Alex-ks91 »

Что входит в определение "праведность". Если мы не знаем ничего о праведности свидетелей, то достоверен ли никях? Может ли быть соблюдающий мусульманин, но из ахлюль бидга( например, ашарит) свидетелем в никяхе?
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух

Братья, как уже было приведено: Саляфы ставили условием действительности никаха, чтобы было свидетельство этого договора от 2 праведных людей.
Что касается границы "праведности" (‘адаля) свидетелей, то учёные расходились в определении этого, но их слова можно свести к следующему:
Достойный, праведный – это тот, кто неизвестен совершением тяжких грехов; исповедует обряды своей религии; благодеяний у него больше, чем плохого; не упорствует в совершении малых грехов; неизвестен своей лживостью. См. “Муджамма’ аль-анхар” 2/188, “аль-Кафи” 461, “Мауахиб аль-джалиль” 6/151, “аль-Хауи” 17/149.
А что касается не совершающих намаз, то они не попадают под упомянутые определения обладателей знания, разве что ханафиты не ставили условием в никахе, чтобы свидетели были праведные, и дозволяли свидетельство мусульман-нечестивцев, говоря, что раз наличие ‘адали не является условием в опекуне невесты, то также оно не является условием и в свидетелях. И это, кстати, второе мнение и у ханбалитов. Имам Ибн Муфлих сказал: “Спросили Ахмада: «Если был заключён брак при участии уалия и свидетелей, но которые не являются достойными, нарушает ли это что-либо из никаха?» И он не посчитал, что это нарушает что-то в никахе. И взяли исходя из этого Къады и другие отсутствия такого условия, как «‘адаля» в отношении уалия”. См. «аль-Фуру’» 8/207.
А такие условия, как "штаны не укороченные", "не носит джалябию", и т.п., то это эти условия не являются обязательными в свидетелях. Более того, даже укорачивающий бороду в наше время быть может не будет лишаться свидетельства, учитывая увеличение грехов и пороков в обществе мусульман, не говоря уже о тех, кто проживает в странах кафиров и просто опасается открыто проявлять некоторые обряды. Имам Ибн аль-Къайим говорил: “Если нечестие стало распространённым и получило преимущество среди жителей какой-то местности, то если перестать принимать их свидетельства друг за друга, то утратятся права людей. Поэтому принимаются свидетельства самых лучших из них, и так далее”. См. “аль-И’лям” 4/251.
Подобные слова передаются и от шейхуль-Исляма Ибн Таймия, что если нечестие увеличится в обществе, то свидетельства самых лучших из них можно принимать.
А что касается такого условия, чтобы праведные свидетели были именно сторонниками Сунны, саляфитами, то нет такого условия, а иначе 90% никахов в исламском мире не были бы действительными, как сказал шейх Фалях Мандакар! Я спрашивал про это условие у шейха Фаляха, и шейха Хусайна аль-‘Ауаиши, и шейха ‘Адиля ас-Субай’и, и все они сказали, что "саляфия" не является условием в свидетелях, хоть это и конечно же полноценней. Если свидетели внешне соблюдают праведность, неизвестны тяжкими грехами и т.п., то будь это аш'арит или ихуан или кто-либо иной, то никах является действительным. Они сказали, что суть этих свидетелей в том, чтобы они могли подтвердить тот факт, что никах состоялся.
В любом случае, следует стремиться по возможности не прибегать к свидетельству нечестивцев и нововведенцев, если имеются праведные сторонники Сунны. Хвала Аллаху, даже в странах кафиров у саляфитов всегда имеются хоть несколько праведных друзей салфитов.

Для пользы:
О мнении маликитов, которое выбрал и шейхуль-Ислям Ибн Таймия в "аль-Ихтиярат" (177), что достаточно того, что о браке такого-то на такой-то будет объявлено, и в народе это будут знать. Кстати, к этому мнению склонился и шейх Ибн ‘Усаймин, сказавший: “Некоторые учёные говорили, что условием в никахе является, либо наличие свидетелей, либо объявление, т.е. возвестить о никахе, и если будет объявление, то этого достаточно, так как это более существенно в извещении о том, что состоялся никах. И это дальше от того, чтобы никах был уподоблен прелюбодеянию, ибо не объявлять о никахе – несёт в себе порицаемость. Ведь может быть так, что человек совершит с женщиной прелюбодеяние, а затем заявит, что он был женат на ней, тогда как дело не обстоит таким образом. И по этой причине было условие, чтобы при никахе были свидетели. И если было после никаха возвещение о том, что никах был заключён, то неясность и порицаемость исчезает тем более. И это мнение выбрал шейхуль-Ислям Ибн Таймия, да помилует его Аллах. Более того, он даже говорил: «При наличии свидетелей в никахе, но с отсутствием возвещения о нём, в действительности такого никаха есть сомнение. Ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел объявлять о никахе, сказав: «Возвещайте о никахе». Ведь в скрытом никахе есть опасение вреда, даже если при этом были свидетели. Ведь кто-то может совершить прелюбодеяние с женщиной, а потом заявлять, что был женат на ней, и даже привести двух лжесвидетелей.
Итак, есть четыре положения:
Первое: Чтобы в никахе были свидетели и объявление о никахе. В таком виде никаха нет сомнения, что он действительный, и никто не говорил о том, что такой никах недействительный.
Второе: Чтобы были свидетели, но не было объявление. В действительности такого никаха есть сомнение, так как это противоречит велению: «Объявляйте о никахе».
Третье: Наличие объявления о никахе, но при отсутствии наличия двух свидетелей. И по более сильному мнению, это дозволено и никах действительный.
Четвёртое: Отсутствие и свидетелей, и объявления. Такой никах не является действительным, ибо он лишён и свидетелей, и возвещения”
. См. «Шарх аль-мумти’» 12/95.
В любом случае, следует соблюдать при никахе как двух праведных свидетелей, так и возвещение о нём после его заключения. Имам ат-Тирмизи сказал: “Обладающие знанием из числа сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) и тех, кто был после них из числа таби’инов и др. говорили: «Нет никаха, кроме как при свидетельстве». И никто из тех, кто был раньше не разногласил в этом вопросе, кроме тех поколений, которые были после них”. См. “Сунан ат-Тирмизи” 5/411.

Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Учёные сошлись на том, что тайный никах недействительный, и это из разновидностей прелюбодеяния!” "аль-Фатауа аль-кубра" 3/274.
Но касательно границ "скрытого никаха" были разногласия, и большинство имамов считало, что если никах состоялся с согласия невесты, при наличии её опекуна и двух свидетелей, то требуемый минимум был выполнен и такой никах действительный. Более того, некоторые передавали даже иджма’, что такой никах действительный. А имам Ибн Хазм говорил: “Не является тайным тот никах, о котором знают пять человек: жених, выдающий замуж, невеста и два свидетеля”. См. “аль-Мухалля” 9/446.
Аллаху а’лям.

Также для пользы:
Не принимается в расчёт наличие женщин в качестве свидетелей при заключении никаха!
Имам Ибн Къудама сказал: “Не заключается никах при наличии свидетельства одного мужчины и двух женщин. Так говорили Ибрахим ан-Наха’и, аль-Ауза’и и аш-Шафи’и, как сказал аз-Зухри: «Пророческая Сунна была на том, что свидетельство женщин не принимается в наказании, в никахе и в разводе». Это сообщение привёл Абу ‘Убайд в «аль-Амуаль»”. См. “аль-Мугъни” 7/12.
Подобные слова Ибн Хазм передавал также от ‘Умара и ‘Али (да будет доволен ими Аллах). См. “аль-Мухалля” 9/397.
Т.е. даже если при наличии одного мужчины и двух женщин никах не заключается, то при наличии лишь четырёх женщин без наличия мужчины в качестве свидетеля он не заключается тем более.

А Аллаху ведомо обо всём лучше!
Ответить