Следование страстям в поиске причин для отмены развода

Ответить
Аватара пользователя
Aleesh
Сообщения: 1571
Зарегистрирован: 07 апр 2010, 16:09

Следование страстям в поиске причин для отмены развода

Сообщение Aleesh »

Урок для братьев, которые сначала женятся, исходя из самых легких мнений ученых, живут как ни в чем не бывало, потом трижды разводятся, осознавая, что они делают, а затем вдруг начинают сожалеть, и происходит у них переворот в отношении к произошедшему. Они начинают искать того, кто был бы более строг в условиях никаха и сказал бы им, что их никах не был правильным (а потому не засчитываются и разводы). Или того, кто был бы более строг в условиях развода и сказал бы, что какой-то из трех разводов или все они были недействительными. Другими словами: пытаются избежать ответственности за свои слова и тем самым играют религией.

Спросили шейх уль-Исляма Ибн Таймию о том, кто был несколько лет женат на женщине, которой затем трижды дал развод. Однако, ее опекуном при заключении никаха был фасик (нечестивец).
Действителен ли никах, заключенный опекуном-фасиком?
Ведь поскольку он дал ей развод трижды, то она не разрешена для него, кроме как после того, как выйдет замуж за другого.
Или никах был недействителен, и он сейчас может заключить с ней новый никах с достойным опекуном и нет нужды в том, чтобы она выходила за другого?

Ответ: "Вся хвала Аллаху. Если он дал ей трижды развод, то развод тем самым считается произошедшим. И не годится никому после тройного развода рассматривать положение опекуна: был он достойным или нечестивым, чтобы использовать нечестие опекуна в качестве причины, приводящей к недействительности развода. Большинство правоведов считают действительным опекунство фасика. И большинство из них считают действительным развод в подобном никахе, да и в других неправильных (фасид) никахах.

И если сейчас исходить из того, что никах был неправильным (фасид) и развод в нем недействителен, то выйдет, что можно разрешать разрешенное тому, кто запрещает запрещенное. Но недопустимо кому-либо считать нечто разрешенным-запрещенным. И этот муж считал разрешенным половой акт с ней, а если бы она умерла, то принял бы от нее наследство, так как поступает в соответствии с действительностью (правильностью) никаха, и как же он может после развода действовать, исходя из его неправильности? И никах у него будет правильным/действительным, если он будет заинтересован в его правильности, и будет неправильным (фасид), если он будет заинтересован в его неправильности?

Такая позиция противоречит единогласному мнению (иджма) мусульман. Они сошлись на том, что тому, кто стал убежден в разрешенности чего-то, надлежит держаться этого убеждения независимо от того, совпадает это с его интересами или противоречит им. И кто стал убежден в запретности чего-либо, тому надлежит держаться этого убеждения в обеих ситуациях.

Эти разводящиеся не думают о неправильности никаха по причине нечестия опекуна, кроме как после тройного развода. Не думают ни при семейных усладах, ни при получении наследства. В одно время следуют за тем, кто считает такой никах неправильным, в другое следуют за тем, кто считает его правильным. Исходя из личного интереса и страстей. Подобное не разрешено по единогласию исламской общины...

... Подобна этому ситуация, когда человек убежден в действительности права на приоритет соседа в выкупе недвижимости его соседа, когда сам является желающим выкупить долю соседа, и убежден в недействительности такого права, когда сам является покупателем со стороны. Это не разрешено по единогласному мнению. И так же с тем, кто исходит из действительности опекунства фасика во время никаха, и исходит из недействительности его опекунства после развода. Это не разрешено по единогласному мнению мусульман.

И если скажет определенный просящий фатву: "Я не знал этого, я придерживаюсь этого мнения с этого дня", - не будет он считаться из (тех, на чье прошлое распространились положения) нового мнения. Потому что это откроет врата для игры с религией, предоставит пути к тому, чтобы разрешенность и запрещенность зависели от страстей".

См. "Аль-Фатауа аль-Кубра", т. 3, с. 204-205.
Ответить