О СОВЕРШЕНИИ САДЖДА НА РУКИ В НАМАЗЕ

Ответить
Аватара пользователя
АДМИН
Сообщения: 330
Зарегистрирован: 06 авг 2008, 02:06

О СОВЕРШЕНИИ САДЖДА НА РУКИ В НАМАЗЕ

Сообщение АДМИН »

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

О совершении земного поклона в молитве, опираясь на руки прежде колен

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.
А затем:
Многие мусульмане желают знать, каким образом следует совершать земной поклон в молитве, ставить ли сначала руки, или же колени? И задающие подобный вопрос хотят знать доводы обеих сторон. С соизволения Аллаха мы постараемся разобрать данный вопрос подробно и беспристрастно.
Начнем с того, что разногласия среди ученых по этому вопросу существовали еще с давних пор. Некоторые из них отдавали предпочтение тому, что следует совершать земной поклон (саджда), опираясь на колени прежде рук, другие же утверждали обратное. Среди них были и такие, кто так и не смог отдать предпочтение какому-либо из двух мнений, как например имам ан-Науауи. Однако это вовсе не означает, что в данном вопросе нет истины и правильного мнения. Истина есть всегда и она одна, а многочисленные разногласия не имеют к ней никакого отношения и ни коим образом не могут ее скрыть.
Более того, каждый мусульманин обязан совершенствовать свою молитву, которая бесспорно является величайшим поклонением тела, и должен стремиться сделать ее максимально соответствующей молитве пророка (мир ему и благословение Аллаха), который велел: «Молитесь так, как вы видели молящимся меня!» аль-Бухари 1/155, Муслим 1/295.

Доводы стороны, которая считает, что, совершая земной поклон, следует опускаться на руки прежде колен

Самым главным доводом этих ученых является хадис, переданный от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда кто-либо из вас будет совершать земной поклон, то пусть он не опускается на землю подобно верблюду, и сначала поставит свои руки, а затем колени». аль-Бухари в “ат-Тарих” 1/139, Абу Дауд 840, ан-Насаи в «ат-Татбикъ» 1090, Ахмад 2/381, ад-Дарими 1321 и др.
Этот хадис является самым главным аргументом по данному вопросу, поскольку сам пророк (мир ему и благословение Аллаха) разъясняет, как следует совершать земной поклон и что следует сначала опираться на руки.
Данный хадис является достоверным, различные же попытки перевести его в категорию слабых и недостоверных сообщений не выдерживают никакой критики. Так, например, сторонники обратного мнения приводят слова имама аль-Бухари, который сказал: “Мне не известно, слышал ли Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн Хасан (передатчик этого хадиса) хадисы от Абу аз-Зинада или нет”.
На самом же деле в этих словах не содержится абсолютно никакого указания на то, что этот хадис является слабым, поскольку условия для достоверности хадиса, которые выдвигал имам аль-Бухари, ученым известны, ибо он относил прямой контакт двух передатчиков к условию достоверности хадиса. Большинство же ученых-хадисоведов считало, что достаточно того, что передатчики могли встречаться друг с другом и жили в одно время, если не была установлена фальсификация хадиса. Что же касается Мухаммада ибн ‘Абдуллаха ибн Хасана, то никто из имамов не обвинял его в фальсификации хадисов (тадлис). См. “Ируауль-гъалиль” 2/79.
Имам Ибн ат-Таркумани говорил, что имам ан-Насаи называл Мухаммада ибн ‘Абдуллаха ибн Хасана надежным передатчиком, и слова аль-Бухари никак не опровергают свидетельство имама ан-Насаи в отношении этого рассказчика. Также надежным его назвал и имам Ибн Хиббан. Шейх аль-Мубаракфури сказал: “Слова имама аль-Бухари никак не вредят Мухаммаду, ибо он надежный передатчик”. См. “Тухфатуль-ахуази” 1/135. То же самое говорил и имам аш-Шаукани. См. “Найлюль-аутар” 2/284.
Итак, с помощью Аллаха мы разобрали, что эти слова имама аль-Бухари никак не указывают на недостаток данного хадиса.

Следующая критика в адрес данного хадиса – это слова имама ад-Даракъутни, сказавшего: “От Мухаммада ибн ‘Абдуллаха ибн Хасана этот хадис не рассказывал никто, кроме ад-Дараурди”.
Это также не является недостатком хадиса, во-первых, потому, что ад-Дараурди является надежным передатчиком, чьи хадисы принимали аль-Бухари и Муслим. А во-вторых, потому, что имам ад-Даракъутни допустил ошибку, сказав, что данный хадис от Мухаммада ибн ‘Абдуллаха ибн Хасана рассказывал только ад-Дараурди. Поскольку установлено, что этот хадис с его слов также передавал и ‘Абдуллах ибн Нафи’, как об этом упомянул хафиз аль-Мунзири. См. “Найлюль-аутар” 2/286 и “Рисаля нахий ас-сухба ‘ани-ннузули би-ррукба” 45.

Таким образом мы видим, что данный хадис не имеет каких-либо действительных и аргументированных недостатков, влияющих на степень его достоверности, в связи с чем достоверность этого хадиса подтвердили многие имамы, среди которых хафиз Ибн Сайид ан-Нас, аль-Хазими, имам ан-Науауи, аз-Зуркъани, хафиз Ибн Хаджар, имам ‘Абдуль-Хаккъ, хафиз ас-Суюты, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани, шейх аль-Мубаракфури, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут. См. «аль-Маджму’» 3/421, «Булюгъуль-марам» 97, «аль-Джами’ ас-сагъир» 2/239, «Шарх Сунан ат-Тирмизи» 2/58, «Тухфатуль-ахуази» 1/135, «Тамамуль-минна» 194, «Тахкъик Зад аль-ма’ад» 1/216-221.

Дальнейшая критика в адрес этого хадиса заключалась в его содержании (матн). Противники мнения о том, что при совершении земного поклона необходимо опускаться на руки и только затем на колени, во главе которых был шейх Ибн аль-Къайим сказали, что данный хадис является перевернутым (макълюб), т.е. перевернутым, запутанным по причине ошибки передатчика, ибо слова «пусть он не опускается на землю подобно верблюду, и сначала поставит свои руки, а затем колени» не сопоставимы друг с другом, так как в начале хадиса приказано не уподобляться верблюду, а затем сказано совершать земной поклон, опираясь на руки, и тем самым поступать как верблюд, который сначала опускает на землю свою переднюю часть. Однако многие ученые возразили им. Так, например шейх ‘Али аль-Къари сказал: “Что же касается слов Ибн аль-Къайима о том, что хадис от Абу Хурайры макълюб, то это ошибка, так как если мы откроем дверь подобным заявлениям, тогда не будет доверия ни одному хадису, даже если он будет достоверным”. См. “Миркъатуль-мафатих” 1/552.
Дело в том, что для заявления о том, что данный хадис является макълюб, нет никаких приемлемых оснований с точки зрения науки хадисоведения.
Сторонники мнения о необходимости опускаться в земной поклон, опираясь на колени прежде рук заявили, что колени у верблюда находятся не на передних ногах, и что под руками подразумеваются передние ноги, а под коленями – задние, о чем также говорил и Ибн аль-Къайим. Также он, говоря о хадисе от Абу Хурайры: «Когда кто-либо из вас будет совершать земной поклон, то пусть он не опускается на землю как верблюд, и сначала поставит свои руки, а затем колени», сказал: “Эти слова непостижимы знатокам арабского языка”. См. «Задуль-ма’ад» 1/218.
Однако в этом ошибся и Ибн аль-Къайим и те, кто так же как и он считали, что знатокам арабского языка подобное неизвестно. Великие знатоки арабского языка и многие имамы утверждали, что колени верблюда на его передних ногах. Так большой специалист арабского языка Ибн Манзур сказал: “Колени верблюда на его передних ногах”. См. “Лисануль-‘араб” 14/236.
Ибн Сайда сказал: “У всех четвероногих колени находятся на передних ногах”. См. “аль-Мухкам” 7/16.
Так же сказали и Аль-Азхари, Файруз Абади и имам Ибн Хазм: “Колени верблюда – это то, что на передних ногах”. См. “Тахзиб аль-люгъа” 10/216, “аль-Мухалля” 4/129.
Такое понимание также подтверждается и достоверным хадисом. В известной истории, когда Суракъа ибн Малик преследовал совершавших переселение (хиджру) пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его спутника Абу Бакра сообщается, что каждый раз, как только Суракъа настигал их, передние ноги его коня проваливались в песок. И Суракъа говорил: “И каждый раз ноги моего коня проваливались в песок по самые колени”. аль-Бухари 1/155.
То, что колени верблюда находятся на его передних ногах, также считал и Абу Хурайра, который сказал: “Пусть никто из вас не падает на колени, как это делает беглый верблюд”. Имам Абу аль-Къасим ас-Саракъусти, передавший это сообщение от Абу Хурайры с достоверным иснадом, сказал: “Речь идет о земном поклоне (в молитве)”. См. «Гъарибуль-Хадис» 1/70.
Таким образом, мы видим, что колени верблюда находятся именно на передних ногах, о чем передается от сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), знатоков арабского языка и больших имамов. Имам ат-Тахауи в объяснении рассматриваемого хадиса от Абу Хурайры сказал: “Некоторые утверждают: “Невозможно, чтобы пророк (мир ему и благословение Аллаха) сначала запретил при совершении земного поклона опускаться на землю, подобно верблюду, а верблюд опускается на передние ноги, а затем завершил свои слова, сказав: «Однако пусть ставит руки прежде колен». Поскольку в этом хадисе содержится повеление совершать то, что было запрещено в начале”. Однако мы находим то, что передается от пророка (мир ему и благословение Аллаха) ясным и не содержащим в себе ничего невозможного, поскольку колени верблюда на его передних ногах, как и у прочих четвероногих животных. А колени человека на ногах, в отличие от животных. И пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил в этом хадисе опускаться в земной поклон так, как это делает верблюд, повелев опускать на землю руки прежде колен. И по милости Аллаха нет в этом хадисе ничего неясного и противоречивого!” См. “Мушкилюль-асар” и “Шарху ма’аниль-асар” 1/254.

Боле того, эти слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) подтверждаются также и его действиями, ибо, совершая земной поклон, он сначала опускал на землю свои руки, а затем колени. Со слов Нафи’а сообщается, что Ибн ‘Умар, совершая земной поклон опускался на руки прежде колен, и он говорил: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поступал таким же образом”. аль-Хаким 1/226, аль-Байхакъи 2/100, Ибн Хузайма 627, ад-Даракъутни 131.
Достоверность этого хадиса подтвердили имамы Ибн Хузайма, аль-Хаким, хафиз аз-Захаби, шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади, шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 3/71, «Тамамуль-Минна» 194, «Тахкъикъ Зад аль-ма’ад» 1/216-221.

Имам аль-Байхакъи сказал: “Этот хадис является доказательством того, что во время земного поклона пророк (мир ему и благословение Аллаха) опускался на руки прежде колен”. См. «Сунануль-кубра» 2/100.
Мухаммад ибн ‘Амр ибн ‘Ата рассказывал: “Я слышал, как Абу Хумайд ас-Са’иди находясь среди десяти сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), среди которых также был и Абу Къатада, сказал: «Я лучше, чем кто-либо из вас знаю о молитве пророка (мир ему и благословение Аллаха)». И он, описывая, как совершал молитву пророк (мир ему и благословение Аллаха), в числе прочего сказал: «Затем он, совершая земной поклон, опускался на землю, оттянув руки от тела». И все десять сподвижников сказали: «Ты сказал истину, именно так молился пророк (мир ему и благословение Аллаха)»”. Ибн Хузайма 1/317, Ибн аль-Джаруд 1/192. шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Шейх аль-Альбани сказал: “Существует одна забытая Сунна, на которую мне хотелось бы обратить внимание из-за важности ее применения. Речь идет о хадисе Абу Хумайда ас-Са’иди, в котором передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), совершая земной поклон, опускался на землю, оттянув руки от тела. И если вы, узнав об этом, обратите внимание на слово «аль-хауи», что означает падение на землю с оттянутыми от тела руками, то вам станет ясно, что это действие невозможно совершить, кроме как опускаясь на землю сначала руками, а не коленями”. См. “Тамамуль-минна” 195.
И если бы пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал земной поклон, опираясь на колени, то для чего ему нужно было вытягивать руки вперед, готовясь тем самым опереться на них?!

Доводы стороны, которая считает, что, совершая земной поклон, следует опускаться на колени прежде рук

Самым главным доводом сторонников того, что совершать земной поклон следует, опускаясь на колени, является хадис Уаиля ибн Худжры, который сказал: “Я видел, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), совершая земной поклон, опирался на колени прежде рук”. Абу Дауд 2/68, ат-Тирмизи 268, Ибн Маджах 882.
На этот хадис опираются многие ученые, среди которых ханафиты, шафииты, Ибн аль-Къайим, Ибн Баз, Ибн ‘Усаймин и др.
Однако необходимо выяснить, насколько достоверен данный хадис. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, который привел этот хадис, сказал: “Хадис хороший, но странный, ибо помимо Шурайка неизвестно, чтобы кто-либо его передавал”. См. “Сунан ат-Тирмизи” 1/156. Имам ад-Даракъутни сказал: “Хадисы Шурайка, которые кроме него никто не передавал, не считаются достоверными”. И если то, что передавал только один Шурайк, не считалось достоверным, то что же можно сказать, если он передает сообщение, противоречащее достоверным хадисам?!
Ибрахим ибн Са’д аль-Джаухари сказал: “Шурайк ошибся в 400 хадисах”. Имам Яхъя ибн Са’ид аль-Къаттан также назвал его очень слабым передатчиком. Шейх аль-Альбани сказал: “Большинство ученых отнесли Шурайка к числу передатчиков, обладавших слабой памятью”. См. “аль-Ируа” 2/76.
По этой причине данный хадис подвергли критике и назвали слабым многие имамы, среди которых имам ад-Даракъутни, ан-Насаи, аль-Байхакъи, имам Абу Бакр ибн аль-‘Араби, шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут. См. «’Аридатуль-ахуази» 2/68, в «Ируауль-гъалиль» 2/78, «Тахкъик Зад аль-ма’ад» 1/216-221.
Также сторонники второго мнения, среди которых и имам аль-Хаттаби, считают что веление опираться на руки во время земного поклона было отменено, и приводят в качестве доказательства хадис Мус’аба ибн Са’да, передавшего со слов своего отца: “Сначала мы совершали земной поклон, опираясь на руки прежде колен, а потом нам было велено опираться на колени прежде рук”. Ибн Хузайма 628, аль-Байхакъи 1/100.
Однако этот хадис является еще более слабым, чем первый. Так каким же образом слабый хадис может отменять достоверные сообщения? Хафиз Ибн Хаджар сказал, что имам Ибн Хузайма заявлял, что этот хадис является отменяющим. Это было бы так, если бы он был достоверным, однако в цепи этого хадиса Ибрахим ибн Исма’иль и его отец Исма’иль ибн Яхъя, которые являются слабыми передатчиками. См. “Фатхуль-Бари” 2/291.
Также в цепи этого хадиса есть другая проблема, а это Яхъя ибн Саляма, которого имамы ан-Насаи, Абу Хатим, Ибн Ма’ин, аль-Хазими и др. считали слабым передатчиком. Поэтому данный хадис назвали слабым имам ан-Науауи, хафиз Ибн Хаджар, шейх аль-Альбани, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут. См. «аль-Маджму’» 3/422, «аль-Мишкат» 1/282.
Есть и другие сообщения, поддерживающие эту точку зрения, однако они настолько слабы, что нет смысла их затрагивать.
Также сторонники этого мнения опирались на хадис: «Пусть никто из вас не совершает земной поклон как верблюд». Однако мы рассмотрели выше, что в другой версии данного хадиса сам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) указал на то, как следует совершать земной поклон и на что следует опираться в первую очередь.

Важные примечания

Некоторые говорят, что даже если в хадисе Уаиля ибн Худжры: “Я видел, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), совершая земной поклон, опирался на колени прежде рук” есть слабость, то он все же усиливается другими хадисами о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал земной поклон, опираясь на колени.
Такое можно было бы допустить, но только в том случае, если бы слабость этих хадисов не была серьёзной, и если бы эти хадисы не противоречили другим хадисам, указывающим на обратное мнение, которые по достоверности не уступают этим.
Но даже, если и согласиться с тем, что хадис Уаиля достоверный, то всё равно следовало бы поступать в соответствии с повелением Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «пусть сначала поставит свои руки, а затем колени».
Имам аш-Шаукани сказал: “Этому хадису от Абу Хурайры следует отдать предпочтение по той причине, что он содержит в себе слова пророка (мир ему и благословение Аллаха), тогда как хадис Уаиля содержит в себе действия пророка (мир ему и благословение Аллаха). А, как известно, словам пророка (в аргументации) отдается предпочтение перед его делами”. См. “Найлюль-аутар” 2/283.
На это указал также и шейх Ахмад Шакир в комментарии к этому хадису. См. “Шарх Сунан ат-Тирмизи” 2/59.
Ошибкой же других стало то, что они попытались совместить оба хадиса, призывая совершать земной поклон, одновременно опираясь на колени и руки. Имам аш-Шаукани сказал: “Исследователь аль-Мукъбили попытался совместить оба хадиса и отклонился от истины в этом, ибо никто из имамов не говорил подобного прежде”. См. “Найлюль-аутар” 2/284.
А некоторые учёные посчитали, что оба положения, как земной поклон на колени, так и на руки, являются правильными, и что нет в этом проблем.
Так, имам ад-Дарими привёл хадисы этой главы и упомянул, что когда его спросили: «А ты что скажешь по этому вопросу?», - он ответил: “Всё это является благим. Но жители Куфы выбирали первое мнение (что саджда следует делать на колени)”. См. “Муснад ад-Дарими” (2/834).
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Что касается совершения молитвы двумя способами (что на руки, что на колени), то она является дозволенной по единодушному мнению учёных. Если молящийся пожелает, то может опуститься на колени прежде рук, а если пожелает, то может опуститься на руки, прежде колен. В любом случае его молитва действительна по единодушному мнению учёных. Однако разногласие было в том, как именно лучше”. См. “аль-Фатауа аль-кубра” (2/187).
В том, что молитва действительна, нет сомнений, однако вызывает сомнение дозволенность совершения и того и другого по единогласному мнению. Дело в том, что одно из двух действий является неправильным и запрещено Пророком (мир ему и благословение Аллаха), ибо это является уподоблением верблюду, которое он запретил. В противном случае, данный запрет не имеет смысла. И как в этом вопросе может быть единогласное мнение, если имам ат-Тахауи упомянув мнение, передаваемое от имама Малика, что человек может делать саджда как пожелает: на руки или на колени, привёл хадис: «Пусть не совершает земной поклон так, как это делает верблюд, однако пусть опускается на руки прежде колен» и сказал: “Этот хадис отвергает мнение Малика”. См. “Ихтиляф аль-‘уляма” (1/211).
Т.е. правильным в этом вопросе может быть только одно из двух мнений.
Поэтому имам Ибн Хазм сказал: “Является обязательным для каждого молящегося опускаться на руки во время совершения земного поклона. Это – фард!” См. “аль-Мухалля” (4/128).
Процитировав эти слова Ибн Хазма, шейх аль-Альбани сказал: “Мнение о том, что это является обязательным, указывает на то, что иное положение не дозволено. И это является опровержением единодушного мнения, которое передал шейхуль-Ислям, что дозволены оба варианта”. См. “Тамамуль-минна” (стр. 195).

Заключение

Всевышний Аллах сказал: «Если вы станете препираться о чем-либо, то обратитесь с этим к Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по исходу» (ан-Ниса 4: 59).
Маймун ибн Михран в отношении этого аята сказал: “Обратиться к Аллаху – это значит вернуться к Корану, а обратиться к посланнику (мир ему и благословение Аллаха) – значит вернуться к Сунне”. См. “аль-Ибана” 1/74.
Таким образом, оставив пристрастия и слепое подражание и обратившись к Корану и Сунне, как это велит Аллах, мы найдем указание на то, что совершать земной поклон следует, опираясь на руки, что подтверждается как словами, так и действиями пророка (мир ему и благословение Аллаха).
И этого мнения придерживался имам Малик, и это одно из известных мнений имама Ахмада, а также большинства мухаддисов.
Имам Ибн Аби Дауд сказал: “Этой Сунной уединились жители Медины. И это мнение знатоков хадисов: класть руки прежде колен”. ад-Даракъутни в “аль-Атраф” (2/297).
Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби, несмотря на то, что посчитал слабыми оба основных хадиса данной главы, как хадис от Уаиля, так и от Абу Хурайры, сказал: “И раз оба хадиса являются слабыми, то предпочтение отдаётся мнению, которое передал Малик от жителей Медины касательно их молитвы (что они опускались на руки прежде колен)”. См. «‘Аридатуль-хуази» (2/62).
Имам аль-Ауза’и говорил: “Я застал людей, которые, совершая земной поклон, ставили руки прежде колен”. Харб в “аль-Масаиль” (988), аль-Маруази в “аль-Масаиль” (1/147). Иснад достоверный.
Процитировав слова ан-Науауи: «Для меня сейчас не стало очевидным наиболее правильное мнение из двух мазхабов по этому вопросу со стороны Сунны», хафиз Ибн Сайд ан-Нас сказал: “Для меня же дело обстоит не так, как он сказал. Напротив, хадисы о том, что следует опускаться на землю на руки прежде колен сильнее”. См. “ан-Нафх аш-шаззи” (4/485).

Следует также отметить, что порицать тех, кто совершает земной поклон, опираясь на колени прежде рук, и называть это нововведением (аль-бид’а), нельзя, ибо у этого мнения также есть основание и аргументы. Весь вопрос в том, кому какое мнение видится более аргументированным, ибо разногласие в таких вопросах является приемлемым среди ахлю-Ссунна.

И в заключение, мы воздаем хвалу Аллаху - Господу миров!



Литература

1. «Фатхуль-Бари шарх Сахих аль-Бухари» Ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни.
2. «Задуль-ма’ад» би тахкъикъ ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут уа Шу’айб аль-Арнаут.
3. «Найлюль-аутар шарх Мунтакъ аль-ахъбар» Мухаммад аш-Шаукани.
4. «Субулю-Ссалям шарх Булюгъ аль-марам» Мухаммад ибн Амир ас-Сан’ани.
5. «Сунан ат-Тирмизи» би тахкъикъ Ахмад Шакир.
6. «Тухфатуль-ахуази, шарх Джами’ ат-Тирмизи» ‘Абдур-Рахман аль-Мубаракфури.
7. «Тамимуль-минна» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.
8. «Сыфату-ссаля ан-набий» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.
9. «Ируауль-гъалиль» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.
10. «Рисаля нахий ас-сухба ‘ани-ннузули би-ррукба» Абу Исхакъ аль-Хууайни.
Burhan
Сообщения: 78
Зарегистрирован: 10 авг 2008, 09:42

Re: О САДЖДА НА РУКИ В НАМАЗЕ

Сообщение Burhan »

Ассаляму алейкум варахматуЛлахи вабаракятух.

Ибн Усаймин в "Аш-Шарху-ль-мумти'" тоже говорит, что правильное мнение - опускаться на колени прежде рук.
И доводом приводит хадис "Пусть никто из вас не совершает земной поклон как верблюд" и сказал, что некоторые думают что "как верблюд" означает "на то же, на что и верблюд" (вместо кама - 'аля ма).
Далее он говорит, что между этими выражениями явная разница. И поэтому нам запрещен способ, и речь не идет о частях тела. То есть запрещено опускать переднюю часть прежде задней.
А хадис "Когда кто-либо из вас будет совершать земной поклон, то пусть он не опускается на землю подобно верблюду, и сначала поставит свои руки, а затем колени" он называет мункъалиб, потому что первая часть хадиса противоречит второй, а такого быть не может. В своем толковании на "манзума байкъунийа" Усаймин говорит то же самое и уподобляет этот инкъиляб хадису в котором говорится о человеке, который дает садака так скрытно, что правая рука не знает что дает левая, а в других ривайатах - левая не знает что дает правая. В первом хадисе - инкъиляб
И еще он говорит, что на это указывает природа человека, чтобы опускать сначала то что ниже. А то, что противоречит природе человека нуждается в точном далиле.

ВаЛлаху А'лам.
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Re: О САДЖДА НА РУКИ В НАМАЗЕ

Сообщение abu jafar »

Burhan писал(а):Ассаляму алейкум варахматуЛлахи вабаракятух.
Ибн Усаймин в "Аш-Шарху-ль-мумти'" тоже говорит, что правильное мнение - опускаться на колени прежде рук.
И доводом приводит хадис "Пусть никто из вас не совершает земной поклон как верблюд" и сказал, что некоторые думают что "как верблюд" означает "на то же, на что и верблюд" (вместо кама - 'аля ма).
Далее он говорит, что между этими выражениями явная разница. И поэтому нам запрещен способ, и речь не идет о частях тела. То есть запрещено опускать переднюю часть прежде задней.
А хадис "Когда кто-либо из вас будет совершать земной поклон, то пусть он не опускается на землю подобно верблюду, и сначала поставит свои руки, а затем колени" он называет мункъалиб, потому что первая часть хадиса противоречит второй, а такого быть не может. В своем толковании на "манзума байкъунийа" Усаймин говорит то же самое и уподобляет этот инкъиляб хадису в котором говорится о человеке, который дает садака так скрытно, что правая рука не знает что дает левая, а в других ривайатах - левая не знает что дает правая. В первом хадисе - инкъиляб
И еще он говорит, что на это указывает природа человека, чтобы опускать сначала то что ниже. А то, что противоречит природе человека нуждается в точном далиле.
ВаЛлаху А'лам.
Уа алейкуму ссалам уарахмату Ллахи уабаракатух
БаракаЛлаху фика, брат, но о том какого мнения придерживается шейх Ибн Усеймин упоминается и в самой статье.
Довод не в именах ученых, придерживающихся того или иного мнения. Ты наверное, брат, не прочитал внимательно приведенную статью.
То, что ты привел о понятии макълюб в ней разъясняется весьма подробно.

Братья прошу всех несогласных с той или иной статьей не опровергать что-то не ознакомившись внимательно с самим материалом, чтобы без надобности не обсуждать один и тот же вопрос дважды.
Burhan
Сообщения: 78
Зарегистрирован: 10 авг 2008, 09:42

Re: О САДЖДА НА РУКИ В НАМАЗЕ

Сообщение Burhan »

abu jafar писал(а): Уа алейкуму ссалам уарахмату Ллахи уабаракатух
БаракаЛлаху фика, брат, но о том какого мнения придерживается шейх Ибн Усеймин упоминается и в самой статье.
Довод не в именах ученых, придерживающихся того или иного мнения. Ты наверное, брат, не прочитал внимательно приведенную статью.
То, что ты привел о понятии макълюб в ней разъясняется весьма подробно.

Братья прошу всех несогласных с той или иной статьей не опровергать что-то не ознакомившись внимательно с самим материалом, чтобы без надобности не обсуждать один и тот же вопрос дважды.
ДжазакяЛлаху хайран ахи.
Я на самом деле очень внимательно прочитал статью, просто там не приводился довод, который привел Ибн Усаймин (если очень внимательно почитать). И я решил дополнить (ничего не опровергаю - я тоже на руки саджда делаю). И не корректно говорить что довод не в именах, ведь я не написал только имя. Если же статьи вообще комментировать нельзя, то - предупреждайте.
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Сообщение abu jafar »

Я на самом деле очень внимательно прочитал статью, просто там не приводился довод, который привел Ибн Усаймин (если очень внимательно почитать). И я решил дополнить (ничего не опровергаю - я тоже на руки саджда делаю). И не корректно говорить что довод не в именах, ведь я не написал только имя. Если же статьи вообще комментировать нельзя, то - предупреждайте
Дорогой брат, нет никаких проблем в том, чтобы комментировать или опровергать все, что тут есть, просто нужно делать это на основании довода.
Ибн Усаймин в "Аш-Шарху-ль-мумти'" тоже говорит, что правильное мнение - опускаться на колени прежде рук.
И доводом приводит хадис "Пусть никто из вас не совершает земной поклон как верблюд" и сказал, что некоторые думают что "как верблюд" означает "на то же, на что и верблюд" (вместо кама - 'аля ма).
Эти "некоторые" были признанными имамами и никто из них не делал различие в этом вопросе, какая разница между понятиями: "как верблюд" или "на что делает верблюд"? Ведь дальше сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), запретивший спускаться как верблюд на землю, сказал: "и пусть сначала поставит свои руки, а затем колени". Я думаю нет нужды брат ещё раз тут цитировать о достоверности этого хадиса и о том, что он не маклюб. Он маклюб только для тех ученых, которые считают, что намаз делать надо опускаясь на колени прежде рук!

У меня к тебе пару вопросов брат, ответь на них прежде чем писать что-то ещё:
1. Считаешь ли ты, что хадис: «Когда кто-либо из вас будет совершать земной поклон, то пусть он не опускается на землю подобно верблюду, и сначала поставит свои руки, а затем колени», является достоверным? Если нет, то на каком основании, а если да, то вопрос закрыт!
2. Абу Хурайра говорил: “Пусть никто из вас не падает на колени, как это делает беглый верблюд”. Имам Абу аль-Къасим ас-Саракъусти, передавший это сообщение от Абу Хурайры с достоверным иснадом, сказал: “Речь идет о земном поклоне (в молитве)”. См. «Гъарибуль-Хадис» 1/70.
Достоверность этого асара подтвердили шейх аль-Альбани, шейх Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу'айб аль-Арнаут.
Скажи брат, Абу Хурайра тут о чём говорит, о том: "как верблюд" или же конкретно "на что верблюд" опускается на землю?
Джазак Аллаху хайра!
aslam88
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 29 май 2022, 19:02

Re: О СОВЕРШЕНИИ САДЖДА НА РУКИ В НАМАЗЕ

Сообщение aslam88 »

Ассаламу алайкум уа рохматуллох.
А как же асар от Умара у Ибн Аби Шейба и Ибн уль Мунзира, где говорится что Умар опускался на колени?
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Re: О СОВЕРШЕНИИ САДЖДА НА РУКИ В НАМАЗЕ

Сообщение abu jafar »

aslam88 писал(а): 12 июл 2022, 14:04 Ассаламу алайкум уа рохматуллох.
А как же асар от Умара у Ибн Аби Шейба и Ибн уль Мунзира, где говорится что Умар опускался на колени?
уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
И что из того, что Умар опускался на колени (даже если допустить однозначную достоверность этого сообщения)? Должны ли мы из-за этого отвергнуть слова Пророка и последовать действию Умара?
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

О СОВЕРШЕНИИ САДЖДА НА РУКИ В НАМАЗЕ

Сообщение A'mash »

aslam88 писал(а): 12 июл 2022, 14:04 Ассаламу алайкум уа рохматуллох.
А как же асар от Умара у Ибн Аби Шейба и Ибн уль Мунзира, где говорится что Умар опускался на колени?
Уа алейкум салям уарахмату-Ллах.
Да, от ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) передаётся несколько версий по этому вопросу, что во время земного поклона он сначала опирался на колени, а потом на руки.
Некоторые версии от него мурсаль (прерванные), как от Ибрахима ан-Наха’и, что приводит Ибн Аби Шейба, ибо Ибрахим не застал ‘Умара.
А самое достоверное, что передали от него по этому вопросу – это асар со слов ‘Алькъамы и аль-Асуада, сказавших: “Мы запомнили от ‘Умара (да будет доволен им Аллах) из его молитвы то, что после совершения поясного поклона он падал на колени так же, как это делает верблюд, ставя свои колени прежде рук”. ат-Тахауи в “Шарх ма’ани аль-асар” (1528).
Шейх аль-Альбани назвал иснад этого асара достоверным, а затем сказал: “В этом асаре есть важное указание, заключающееся в том, что верблюд опускается на землю именно на свои колени, т.е. передние. А если дело обстоит так, то молящему необходимо не совершать земной полок на колени так, как это делает верблюд, ибо во многих достоверных хадисах пришёл запрет совершать земной поклон так, как это делает верблюд”. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” (2/331).
Одним словом, поступок ‘Умара описан так, что он опускался в земной поклон подобно тому, как это делает верблюд, а в пророческом хадисе есть запрет, совершать земной поклон так, как это делает верблюд. И кто считает этот хадис достоверным, то он не может последовать за этим асаром от ‘Умара, так как пойдёт тем самым в противоречие пророческому хадису. Если же он убеждён, как некоторые современные шейхи, что этот хадис слабый, тогда он может следовать любому из мнений, как асарам от сподвижников, совершавших суджуд на колени, так и асарам от сподвижников, совершавших суджуд на руки.
Кстати, от сына ‘Умара – ‘Абдуллаха ибн ‘Умара (да будет доволен ими Аллах) передаётся, что в отличие от своего отца он делал саджда на руки, а не на колени, как об этом упоминалось давно в статье выше.
Аллаху а’лям.
ruslan07
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 22:53
Откуда: Татарстан

Re: О СОВЕРШЕНИИ САДЖДА НА РУКИ В НАМАЗЕ

Сообщение ruslan07 »

Ассаляму аляйкум уа рахматуллах! Если не ошибаюсь,
шейх Мухаммад Хишам Тахири в одной из лекций разъяснял, что под запретом опускаться как верблюд имеется ввиду не запрет ставить колени прежде рук, а именно сам образ, т.е. не бросаться в землю коленями (как-бы с ударом), как делает это верблюд. Потому что, насколько я знаю, верблюд когда сгибает колени чтобы лечь, то как бы падает всем телом на колени. А веление ставить руки прежде колен в хадисе, это рекомендация, т.е. как бы "если так будете делать, то не будете падать как верблюд". Интересно насколько обосновано это мнение?
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

О СОВЕРШЕНИИ САДЖДА НА РУКИ В НАМАЗЕ

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллах.
ruslan07 писал(а): 12 июл 2023, 01:35 Интересно насколько обосновано это мнение?
Честно говоря, брат, такое пояснение я встречал только у некоторых современников. Нечто подобное говорил и шейх Ибн ‘Усаймин.

Кстати, тут уместно привести асар от Абу Хурайры и комментарий к нему имама-языковеда – ас-Саракъусты, что вскользь упоминалось в старой статье:

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: “Пусть никто не падает на землю, как это делает беглый верблюд; и не кладёт локти на землю, как это делают хищные звери”. ас-Саракъусты в “ад-Даляиль фи гъариб аль-хадис” (538).

Во-первых, этот асар достоверный как солнце, и все его передатчики являются признанными, в которых не было сомнения. По этой причине его достоверность подтвердили такие шейхи, как аль-Альбани, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут. См. “Асль Сыфа ас-саля” (2/723), “ат-Та’ликъ ‘аля Задиль-ма’ад” (1/225).

Во-вторых, если бы верблюд всегда бросался на землю при опускании, то не было бы нужды Абу Хурайре добавлять сравнение с беглым неспокойным верблюдом.
Ведь если обратить внимание на то, как опускается на землю верблюд, то он не всегда падает на землю, очень часто он опускается на землю спокойно на оба колена, а иногда он сгибает при этом сначала одно колено, а потом второе.
И потом, при падении на землю во время земного поклона именно на колени и создаётся грохот, тогда как упав на землю руками, т.е. ладонями, такого не будет.
Аллаху а'лям.

В-третьих, этот асар усиливает пророческий хадис, запрещающий совершать земной поклон так, как это делает верблюд. Следовательно, мнение о том, что оба варианта правильны – не совсем верное.

В-четвёртых, приведя этот асар Абу Хурайры, имам, хафиз и языковед – ас-Саракъусты сказал: “Что касается слов Абу Хурайры: «Пусть никто не падает на землю, как это делает беглый верблюд», то, поистине, это касается земного поклона. Он имеет в виду, что не следует бросать себя разом на землю, как это делает беглый верблюд, не являющийся спокойным. Однако пусть опускается на землю спокойно, поставив сначала свои руки, а затем колени. И подобное толкование передаётся в пророческом хадисе”. См. “ад-Даляиль фи гъариб аль-хадис” (3/991).

В-пятых, слова этого раннего имама-языковеда – ас-Саракъусты подтверждают то, о чём говорили многие исследователи и языковеды, что у верблюда колени – это передние ноги.

В-шестых, кто такой ас-Саракъусты?
Абу Мухаммад Къасим ибн Сабит ас-Саракъусты – имам Андалусии своего времени, родившийся в городе Сарагоса в 255 г.х. и скончавшийся в 302 г.х.
Он был специалистом и знатоком в хадисах, в фикъхе, и в арабском языке.
Сказал о нём Ибн аль-Фарады: “Къасим был учёным по фикъху и по хадисам, опережавшим в познании редких слов, арабской грамматики и поэзии”. См. “Тарих ‘уляма аль-Андалюс” (1/361).
Сказал Ибн Фархун: “Он путешествовал по странам вместе со своим отцом, собирая хадисы и изучая (тонкости) арабского языка. Къасим был учёным по фикъху и по хадисам, опережавшим в познании редких слов и арабской грамматики”. См. “ад-Дибадж аль-мазхаб” (стр. 223).
А имам аз-Захаби называл его величайшим и умнейшим из людей, каковых были единицы. См. “ас-Сияр” (14/562), “Тазкира аль-хуффаз” (3/870).
Что же касается его данного труда, то он посвящён разъяснению редких слов, встречающихся в пророческих хадисах и асарах от сподвижников, который хвалили величайшей похвалой многие обладатели знания. Например, Исма’иль ибн аль-Къасим аль-Багъдади сказал: “Не было написано в Андалусии более прекрасной книги, чем книга Къасима ибн Сабита, являющаяся комментариями на хадисы”. См. “Табакъат ан-нахьуийин” (стр. 285).
Сказал Якъут аль-Хамауи: “Къасим ибн Сабит написал книгу с комментариями на хадисы, которую он назвал «ад-Даляиль», собрав в ней то, чего не было в аналогичных книгах «Гъариб аль-хадис» у Абу ‘Убайда и Ибн Къутайбы. И он преуспел в этом”. См. “Му’джам аль-бульдан” (3/212).


Ответить