1-Книга: Начало откровений; 2-Книга веры; 3-Книга знания

Аватара пользователя
ФАРУК
Сообщения: 2281
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.info/

1-Книга: Начало откровений; 2-Книга веры; 3-Книга знания

Сообщение ФАРУК » 22 окт 2008, 23:24

Изображение

صحيح البخاري
[/arabic]
Сахих
аль-Бухари


автор: Мухаммад ибн Исма‘иль ибн Ибрахим аль-Мугира аль-Бухари, Абу ‘Абдуллах.


Сборник достоверных хадисов имама аль-Бухари


Подготовил: Фарук Абу Хамид



Аватара пользователя
ФАРУК
Сообщения: 2281
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.info/

О СБОРНИКЕ

Сообщение ФАРУК » 22 окт 2008, 23:31

НОМЕРА ХАДИСОВ И ИХ ТЕКСТЫ, КОТОРЫЕ ОТСУТСТВУЮТ В "МУХТАСАРЕ" АЗ-ЗУБАЙДИ НАПИСАНЫ СИНИМ ЦВЕТОМ, ИСКЛЮЧАЯ КОММЕНТАРИИ. В ОСНОВЕ СБОРНИКА ЛЕЖИТ СОКРАЩЕННЫЙ ВАРИАНТ "САХИХА" ПЕРЕВЕДЕННОГО АБДУЛЛОЙ НИРША, ДЖАЗАХУЛЛА ХАЙРА!



Аватара пользователя
ФАРУК
Сообщения: 2281
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.info/

ХАДИСЫ 1-7

Сообщение ФАРУК » 23 окт 2008, 00:40

С именем Аллаха Милостивого Милосердного!


1 – Книга «Начало откровений».

Шейх – имам, аль-Хафиз Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Исма‘иль ибн Ибрахим аль-Мугира аль-Бухари, да помилует его Аллах, сказал:

Глава – 1

О том, как начали ниспосылаться откровения посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и слова Аллаха, да возвысится поминание Его: «Воистину, Мы внушили тебе откровение, подобно тому, как внушили его Нуху (Ною) и пророкам после него».[1]

1 – Нам рассказал Йахйа ибн Са‘ид аль-Ансари, сказавший, рассказал мне Мухаммад ибн Ибрахим ат-Тайми о том, что он слышал, как ‘Алкама ибн Ваккас ал-Лайси говорил: «Я слышал, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, будучи на минбаре сказал:
«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести), и поэтому (человек, совершавший) переселение[2] к Аллаху и посланнику Его, переселится к Аллаху и посланнику Его,[3] переселявшийся же ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться[4], переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся[5]”».
См. также хадисы №№ 54, 2529, 3898, 5070, 6689, 6953. Также этот хадис передали Муслим 1907, Абу Дауд 2201, ат-Тирмизи 1647, ан-Насаи 1/59-60, Ибн Маджах 4227, Ахмад 1/43.
___________________________________________________________________________________________
Все улемы сходились на том, что этот хадис занимает важное место, имеет большое значение и относится к числу хадисов, которые составляют основу ислама, а наши праведные предшественники и их последователи, да помилует их Аллах, любили начинать свои труды с этого хадиса, желая обратить внимание читателей на важность благих намерений.
Нам передали, что имам Абу Са‘ид ‘Абд ар-Рахман бин Махди, да помилует его Аллах, сказал: «Пусть начинает с этого хадиса каждый, кто пожелает написать книгу». Абу Сулейман аль-Хаттаби, да помилует его Аллах, сказал: «Каждому начинаемому религиозному делу предшественники из числа наших шейхов любили предпосылать хадис, в котором сказано: “Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям...”, поскольку необходимость в этом ощущается в любом деле».
Дошло до нас, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Человек будет храним (Аллахом) лишь в той мере, в какой намерение его (является благим)». Кто-то другой сказал: «Людям даруется (удел их) лишь в той мере, в какой намерения их (являются благими)».
Нам передали, что Абу ‘Али аль-Фудайл бин ‘Ийад, да будет доволен им Аллах, сказал: «Отказ от совершения дел из-за людей является делом, совершаемым напоказ, совершение дел ради людей есть проявление многобожия, а искренность ты проявляешь тогда, когда Аллах избавляет тебя и от того, и от другого».
Имам аль-Харис аль-Мухасиби, да помилует его Аллах, сказал: «Правдив тот, кто ради сохранения праведности своего сердца не обратит внимания на то, что всякое уважение к нему покинуло сердца людей, не желает, чтобы люди узнавали даже о самых незначительных его добрых делах, и не имеет ничего против того, чтобы они узнавали о его дурных делах».
Хузайфа аль-Мар‘аши, да помилует его Аллах, сказал: «Искренность проявляется в том, что явные дела раба (Аллаха) ничем не отличаются от тайных».
Нам передали, что имам Абу-ль-Касим аль-Кушайри, да помилует его Аллах, сказал: «Искренность есть сознательное проявление повиновения одному лишь Аллаху, когда человек хочет только приблизиться к Аллаху Всевышнему с помощью своего повиновения, проявляя его ни из притворства перед кем-либо из сотворённых существ, ни из-за похвал людей, ни из любви к их восхвалениям, ни из-за чего-либо иного, а только ради того, чтобы приблизиться к Аллаху».
Абу Мухаммад Сахль бин ‘Абдуллах ат-Тустари, да будет доволен им Аллах, сказал: «Проницательные рассмотрели толкование (понятия) искренность и обнаружили только это: что бы ни делал человек явно или тайно, это следует делать ради Аллаха Всевышнего, а не под влиянием души, страсти или мирских желаний».
Нам передали, что Абу ‘Али ад-Даккак, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Проявлять) искренность, значит беречься от взоров людей, а правдивость есть стремление выйти из повиновения душе. Искренний (человек) ничего не делает напоказ, а правдивый далёк от самолюбования».
Сообщается, что Зу-н-Нун аль-Мисри, да помилует его Аллах, сказал: «Есть три признака искренности: одинаковое отношение к похвалам и порицанию простых людей, отказ от обыкновения полагаться на дела[6], и стремление к получению награды за то, что ты совершаешь, в мире вечном».
Нам передали, что аль-Кушайри, да помилует его Аллах, сказал: «Наименьшее проявление правдивости выражается в отсутствии различий между тайными и явными (делами)». Сообщается, что Сахль ат-Тустари сказал: «Не ощутит аромата правдивости тот раб, который потворствует себе или другим». Ан-Навави, «аль-Азкар».
_____________________________
1 - Передатчик этого хадиса:
Им является повелитель правоверных Абу Хафс Умар бин аль-Хаттаб бин Нуфайль бин Абд аль-Узза аль-Кураши аль-Адави, праведный халиф, который нашел мученическую смерть за веру у михраба во время молитвы в мечети. Он был лучшим из членов этой общины после Абу Бакра, и яявлялся одним из тех десяти, которых пророк, да благословит его Аллах и приветствует, порадовал вестью о рае. Он относился к числу наиболее знатных, влиятельных и известных курайшитов, и Аллах укрепил им ислам, когда он принял эту религию по призыву посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с которым он принимал участие во всех походах и сражениях. После смерти Абу Бакра он правил халифатом в течении десяти лет, и за это время было одержано множество побед, а территория исламского государства значительно расширилась. Он был лысым, одинаково хорошо владел обеими руками и выделялся среди других людей высоким ростом и весьма смуглым цветом кожи. В тринадцати случаях аяты Корана подтверждали правильность высказанного им ранее мнения, что касается, например, ношения покрывала женщинами, запрета на совершение молитв за лицемеров, необходимости казни всех взятых в плен во время битвы при Бадре и избрания места стояния Ибрахима местом молитвы. Сила его была такова, что шайтан предпочитал не ходить теми путями, которыми ходил он. Огнепоклонник Абу Лю’лю’а заколол Умара, да будет доволен им Аллах, кинжалом, когда за четыре дня до окончания месяца зу-ль-хиджжа 23 года хиджры он проводил с людьми утреннюю молитву. Он скончался от ран в возрасте шестидесяти трех лет и был похоронен рядом с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакром, да будет доволен им Аллах, в доме Аиши.

2 - Величие этого хадиса:
Все авторитетные знатоки сунны сходились во мнении о том, что данный хадис является достоверным. Аль-Бухари начинает свой “Сахих” именно им, сделав его как бы своим вступительным словом и желая указать на то, что всякое дело, которое совершается не ради Аллаха, является тщетным и не принесёт плодов ни в мире этом, ни в мире ином. В этом хадисе сформулирован один из важнейших принципов религии ислама, а имам аш-Шафи’и сказал: ”Этот хадис заключает в себе треть знания”.
Имам Ахмад сказал: ”Основу ислама составляют собой три хадиса” -, упомянув этот хадис, тот хадис, который начинается словами: ”Тот, кто внесёт нечто новое в наше дело...”, а также хадис, начинающийся со слов: ”Дозволенное очевидно...”
Исхак бин Рахавайх сказал: ”Четыре хадиса составляют собой основу этой религии” - , имея в виду те хадисы, о которых говорил имам Ахмад, а также тот хадис, который начинается словами: ”Каждый из вас формируется в утробе своей матери...”
То же самое говорил и Абу Дауд, считавший, что именно эти четыре хадиса являются основой сунны пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

3 - Вопросы, затронутые в этом хадисе:
Вопрос первый: что означает “намерение” (нийа) и что под этим подразумевается?
В общеупотребительном смысле слова “намерение” означает “стремление” или “желание”. Аллах Всевышний сказал:
Были среди вас те, кто желал мира этого, и те, кто желал мира вечного. (“Семейство Имрана”, 152.)
Что же касается слова “намерение” как термина, использовавшегося знатоками сунны, то под этим понималось различение (“тамййиз”), иначе говоря, определение для самого себя цели совершения того или иного действия, что подразумевало собой чёткое представление о том, ради чего оно совершается: ради Аллаха, ради чего-то иного или же ради того и другого вместе. В фикхе же под “намерением” понимается отделение одних видов поклонения от других, примером чему может служить отделение поста в рамадане от постов, соблюдаемых в любой иной период времени.

Вопрос второй: что подразумевается под делами?
Имеется в виду совершение или несовершение всех обязательных, желательных, допустимых, отвергаемых или же запрещаемых шариатом действий.
Зайд аш-Шами сказал:
- Поистине, хотел бы я, чтобы каждому из моих действий предшествовало определённое намерение, даже если речь будет идти о еде или питье.
В обоих “Сахихах” приводятся слова Са’да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, что бы ни потратил ты ради Аллаха, ты обязательно получишь за это свою награду, даже если речь идёт о том кусочке, который положишь ты в рот собственной жены!»
Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, также считал, что под “делами” подразумеваются дела поклонения Аллаху.

Вопрос третий: побуждение к формированию правильного намерения.
Этот хадис имеет форму сообщения, однако смысл слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, состоит в том, чтобы обратить внимание на важность обладания определённым намерением, уделения внимания этому Вопросу и необходимость стремления к формированию благих намерений, что может сделать действия, совершаемые человеком, полезными. Таким образом, смысл этих слов состоит в указании на то, что любое действие должно преследовать определённую цель и предваряться определённым намерением.

Вопрос четвёртый: действие следует за намерением, а воздаяние является следствием и того, и другого.
Некоторые из знатоков сунны считали, что слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “...каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести” -, подтверждают собой то, что было сказано им до этого, и означают то же самое, однако на самом деле эти слова заключают в себе новый смысл, а именно: воздаяние, которое получит человек за свои действия, будет соответствовать его намерениям, в то время как предыдущие слова указывают на то, что действия связаны с намерениями и устремлениями. Таким образом, первые слова как бы указывают на то, что дел без намерений не бывает, смысл же вторых состоит в том, что намерениям будет придаваться не меньше значения, чем совершенным действиям как таковым, и расчет с человеком будет произведён по намерениям его.
Ибн Абд ас-Салям сказал:
— Первая часть этой фразы поясняет собой, что именно из относящегося к делам будет приниматься в расчёт, а вторая -что из этого следует.
Что же касается Ибн ас-Сам’ани, то он сказал:
— Вторая часть этой фразы указывает на то, что за действия, не имеющие отношения к поклонению, награда не полагается, если только совершивший их не намеревался совершить их в надежде приблизиться к Аллаху.

Вопрос пятый: для того, чтобы дело было принято, оно должно удовлетворять двум условиям.
Человек, прочитавший этот хадис, может решить, что для того, чтобы дело было принято, достаточно одного лишь благого намерения, однако это не так, поскольку в данном случае обязательно нужно помнить о том, что говорится в другом хадисе, который приводится в обоих “Сахихах”. Аиша, да будет доволен ею Аллах, передала, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
« Любое дело того, кто совершит нечто, не соответствующее нашему делу1, будет отвергнуто ».
Таким образом, одного лишь благого намерения недостаточно, необходимо ещё, чтобы дела соответствовали руководству пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на что указывают и слова Аллаха Всевышнего:
И пусть тот, кто хочет встретиться с Господом своим, вершит благие дела и не поклоняется никому больше, кроме Господа своего. (“Пещера”, 110.)
Что касается “благих дел”, то ими являются такие дела, которые соответствуют шариату, но можно привести и слова аль-Фудайля бин Ийада, да помилует его Аллах, который, услышав слова Аллаха Всевышнего:
"... чтобы испытать вас и увидеть, кто из вас лучше по делам своим" (“Власть”, 2.), — сказал: «Здесь “лучше” означает “искреннее” и “правильнее”».

Вопрос шестой: переселение (хиджра).
В обычном словоупотреблении слово “переселение” подразумевает собой покидание или оставление. Если же говорить об этом слове как о термине, то общим его значением является “оставление страны неверных и переселение в страну ислама”, а особым - “отказ от неверия и ослушания, запрещенных Аллахом, и обращение к тому, что угодно Аллаху”. Именно на это указывают слова хадиса, передаваемого со слов Ибн Амра и приводимого в сборниках аль-Бухари, Абу Дауда, ан-Насаи и Ахмада. В этом хадисе сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«...а мухаджиром является лишь отказавшийся от того, что было запрещено Аллахом».
Таким образом, более подходящим в данном случае является общее значение слова “переселение”, хотя некоторые знатоки и склонялись к мнению о том, что более подходящим является особое значение этого слова, поскольку они принимали в расчёт то, в связи с чем были сказаны эти слова, однако ниже мы приводим доводы в пользу того, что их соображения были безоснова-тельными, а Аллах знает об этом лучше.

Вопрос седьмой: стремление к Аллаху едино, а прочие устремления могут быть разнообразными.
Именно поэтому в первом случае посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: “...переселявшийся к Аллаху и к посланнику Его переселится к Аллаху и посланнику Его...”-, что же касается всего прочего, то он упоминает о двух мотивах переселения: мирских благах и женщине, причём, по сути дела, это всего лишь примеры, так как подобных мотивов или устремлений может быть очень много, ведь одни, переселяясь, могли стремиться достичь высокого положения, другие - приобрести известность и так далее. В связи с этим уместно вспомнить о том, что в обоих “Сахихах” приводится хадис, передаваемый со слов Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что однажды пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили, кто следует путём Аллаха:
сражающийся ради того, чтобы показать свою храбрость, сражающийся под воздействием ярости1 или сражающийся из лицемерия? Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: ”Путём Аллаха следует сражающийся ради того, чтобы превыше всего было слово Аллаха” — и эту мысль подтверждают также многие другие хадисы и аяты Корана.

Вопрос восьмой: намерение, объединяющее в себе стремление не только к Аллаху, но и к чему-либо ещё.
Аллах Всевышний сказал:
"Тебе и тем, кто жил до тебя, было внушено через откровение: ”Если будешь ты поклоняться и другим богам помимо Аллаха, то тщетными окажутся твои дела и будешь ты среди потерпевших ущерб". (“Толпы”, 65.)
В “Сахихе” Муслима и “Сунан” Ибн Маджи приводится хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, где сообщается, что пророк, , сказал:
«Аллах Всевышний сказал: Я менее чем кто бы то ни было нуждаюсь в том, чтобы Мне придавали сотоварищей, а поэтому если кто-нибудь сделает нечто не только ради Меня, но вместе с тем и ради кого-то другого, Я покину и его, и его многобожие.»
Однако имам ат-Табари, ссылавшийся на мнение предшест-венников, указывал, что в расчёт следует принимать
первоначальное побуждение, так как если в основе своей намерение было связано только с Аллахом, то тщеславие и прочие вещи, которые могут примешаться к этому в дальнейшем, уже не повредят человеку.
Но наиболее предпочтительным является мнение тех знатоков сунны, которые считали, что если к первоначальному искреннему намерению в дальнейшем примешаются и другие побуждения, а человек не отвергнет их, то в результате дело его не будет иметь успеха.

4 - Причина:
Ибн Хаджар писал:
- Ибн Дакик аль-Ид сказал: ”Передают, что один человек переселился из Мекки в Медину не ради достоинства этого переселения (хиджры) как такового, а для того, чтобы жениться на женщине по имени Умм Кайс, и поэтому в данном хадисе говорится именно о женщине, а о других возможных намерениях людей умалчивается”.
Историю человека, переселявшегося из-за Умм Кайс, приводят также Са’ид бин Мансур и ат-Табарани, который сказал: ”Однако нет здесь ничего, свидетельствовающего о том, что именно этот случай побудил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, произнести эти слова, не дают оснований говорить об этом и иные источники”.
Что же касается Ибн Раджаба, то он сказал:
- Многие считают, что именно из-за того, кто переселился ради Умм Кайс, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ”...переселявшийся же ради мирских благ или ради того, чтобы жениться на какой-нибудь женщине...”—, и многие поздние авторы упоминают об этом в своих книгах, однако мы не считаем, что для этого есть какие-нибудь основания, а Аллах знает об этом лучше.
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, дела оцениваются только по намерениям» указывают на все виды деяний, и нет в этом исключений ни для одного дела, будь оно обязательным или добровольным”. См. “аль-Аусат” 1/371.

Глава – 2


2 – Передают со слов ‘Аиши – матери правоверных, да будет доволен ею Аллах о том, что (однажды) аль-Харис бин Хишам, да будет доволен им Аллах, спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
«О посланник Аллаха, как приходят к тебе откровения?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Иногда приходящее ко мне подобно звону колокола[7], что является для меня наиболее тяжким, а когда я усваиваю сказанное, это покидает меня. Иногда же ангел предстаёт передо мной в образе человека и обращается ко мне со своими словами, и я усваиваю то, что он говорит».
‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «И мне приходилось видеть, как в очень холодные дни ему ниспосылались откровения, а после завершения ниспослания со лба его всегда лился пот».
См. хадис № 3215.

Глава - 3

3 - Сообщается, что мать правоверных ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Ниспослание откровений посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, началось с благого[8] видения во сне, а никаких иных видений, кроме приходивших подобно утренней заре[9], он никогда не видел. Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто уединяться в пещере на горе Хира[10], где занимался делами благочестия, что выражалось в поклонении (Аллаху) в течение многих ночей, пока у него не возникало желание вернуться к семье. Обычно он брал с собой все необходимые для этого[11] припасы, а потом возвращался к Хадидже[12] и брал всё, что ему было нужно, для нового такого же уединения. (Это продолжалось до тех пор,) пока ему не открылась истина, когда он находился в пещере (на горе) Хира. К нему явился ангел и велел: “Читай!” − на что он ответил: “Я не умею читать!”»
(Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Тогда он взял меня и сжал так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и снова велел: “Читай!” Я сказал: “Я не умею читать!” Он во второй раз сжал меня так, что я (опять) напрягся до предела, а затем отпустил и велел: “Читай!” − и я (снова) сказал: “Я не умею читать!” Тогда он сжал меня в третий раз, а затем отпустил и сказал: “Читай во имя Господа твоего, Который сотворил, сотворил человека из сгустка! Читай, а Господь твой - щедрейший…”[13]»
(‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала): «И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сердце которого трепетало (от страха), вернулся с этим, вошёл к Хадидже бинт Хувайлид, да будет доволен ею Аллах, и сказал: “Укройте меня, укройте меня!” Его укрыли, (и он оставался в подобном положении,) пока страх его не прошёл, после чего он сообщил ей обо всём (и сказал): “Я испугался за себя!” Хадиджа сказала: “Нет, нет! Клянусь Аллахом, Аллах никогда не покроет тебя позором, ведь ты поддерживаешь связи с родственниками, помогаешь нести бремя (слабому) и оделяешь неимущего, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь (им) переносить невзгоды судьбы!” А после этого Хадиджа вышла из дома вместе с ним и привела его к своему двоюродному брату Вараке бин Науфалю бин Асаду бин ‘Абд аль-‘Уззе, который в эпоху джахилийи[14] принял христианство, пользовался для своих записей письменностью иудеев[15], выписывал из Евангелия то, что было угодно Аллаху, и (к тому времени) являлся уже глубоким слепым старцем. Хадиджа сказала ему: “О сын моего дяди, выслушай своего племянника!” Варака спросил его: “О племянник, что ты видишь?” − и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил ему о том, что он видел. Варака сказал: “Это тот же ангел, которого Аллах направил к Мусе! О, если бы я был молод (в эти дни) и мог дожить до того времени, когда народ твой станет изгонять тебя!” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “А разве они будут изгонять меня?” Варака ответил: “Да, ибо когда бы ни являлся человек с чем-либо подобным тому, что принёс с собой ты, с ним всегда враждовали, но если я доживу до этого дня[16], то буду помогать тебе как только смогу!” Однако Варака вскоре умер, а откровения временно прекратились».
См. хадисы №№ 3392, 4953, 4955, 4956, 4957, 6982.

4 - Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах аль-Ансари, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказывавший о периоде (временного) прекращения откровений, среди прочего сказал:
− (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Как-то раз) я шёл (по дороге) и вдруг услышал голос с неба. Я поднял голову и увидел явившегося ко мне (в пещеру на горе) Хира ангела, который (на этот раз) сидел на троне между небом и землёй. Я испугался его, вернулся (домой) и сказал: “Укройте меня, укройте меня!” − после чего Аллах Всевышний ниспослал (айаты, в которых говорилось): “О завернувшийся! Встань и увещевай, и Господа своего возвеличивай, и одежды свои очисть, и скверны[17] избегай…”[18]»
А после этого откровения возобновились с новой силой и стали приходить одно за другим.
См. хадисы №№ 3238, 4922, 4923, 4924, 4925, 4926, 4954, 6214.

Глава - 4


5 - Сообщается, что, толкуя слова Всевышнего: «Не шевели языком своим, (повторяя его,) чтобы ускорить это…»[19], Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда испытывал напряжение во время ниспослания (откровений), что заставляло его шевелить губами[20]».
Ибн ‘Аббас сказал[21]: «И я пошевелю губами так же, как делал это посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».
(Ибн ‘Аббас сказал): «И Аллах Всевышний ниспослал (айаты, в которых говорилось): “Не шевели языком своим, (повторяя его,) чтобы ускорить это! Поистине, это Нам надлежит собрать и прочесть[22] его”».[23]
Ибн ‘Аббас сказал: «(Это значит:) собрать его для тебя в твоём сердце так, чтобы ты смог читать его».
(Что же касается слов) Аллаха Всевышнего “А когда Мы прочитаем его[24], следуй его чтению”[25], то Ибн ‘Аббас сказал: «(Это значит:) слушай его внимательно».
Аллах Всевышний сказал: «Далее, поистине, надлежит Нам разъяснить его».[26]
(Ибн ‘Аббас сказал: «Это значит:) далее, надлежит Нам сделать так, чтобы ты читал его. И после этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда выслушивал Джибрила, когда тот являлся к нему, а после того как Джибрил уходил, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал (айаты Корана) так же, как читал их он».
См. также хадисы №№ 4927, 4928, 4929, 5044, 7524.

Глава - 5


6 - Сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал:
- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, был щедрейшим из людей, а наибольшую щедрость проявлял он в рамадане, когда с ним встречался Джибрил. Во время рамадана Джибрил встречался с ним каждую ночь, обучая его Корану,[27] и, поистине, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, встречался с Джибрилом, он был более щедрым на всё благое, чем вольный ветер[28].
См. также хадисы №№ 1902, 3220, 3554, 4997. Также этот хадис передал Муслим, 2308.
________________________________________
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “В этом хадисе указание на желательность собираться для изучения Корана в Рамадан. Также в хадисе указание на увеличение чтения Корана в месяц Рамадан”. См. “Лятаифуль-ма’ариф” 189.

Глава - 6


7 - Сообщается, что аз-Зухри сказал:
- ‘Абдуллах ибн ‘Абдуллах ибн ‘Утба ибн Мас‘уд сообщил мне о том, что ‘Абдуллах бин ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, рассказывал ему о том, что Абу Суфйан бин Харб, да будет доволен им Аллах,[29] сообщил ему о том, что Ираклий[30] послал за ним, когда он сопровождал караван курайшитов[31]. Они занимались торговыми делами в Шаме[32], и это было в то время, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заключил перемирие[33] с Абу Суфйаном и (другими) неверными курайшитами. (Абу Суфйан вместе со своими товарищами) прибыл к императору в Илийу[34], где Ираклий, находившийся в окружении знатных людей Рума[35], призвал их ко двору. Подозвав к себе их и своего толмача, он спросил: «Кто из вас приходится самым близким родственником человеку, утверждающему, что он − пророк?»
Абу Cуфйан сказал:
− Я ответил: «Самым близким из них к нему являюсь я». Тогда он сказал: «Подведите его поближе ко мне, а его товарищей поставьте у него за спиной», и велел своему толмачу: «Скажи им, что я буду спрашивать его о том человеке, и, если он солжёт мне, пусть они уличат его во лжи». И, клянусь Аллахом, если бы я не стыдился того, что потом они станут рассказывать о моей лжи, то обязательно сказал бы о нём неправду! Затем (Ираклий) задал мне о нём первый вопрос: «Каково его происхождение (и место) среди вас?» Я ответил: «Он благородного происхождения». Он спросил: «Заявлял ли кто-нибудь из вас нечто подобное[36] раньше?» Я ответил: «Нет». Он спросил: «Был ли кто-нибудь из его предков правителем?» Я ответил: «Нет». Он спросил: «А кто следует за ним, знатные люди или простые?» Я ответил: «Скорее простые». Он спросил: «Число их увеличивается или уменьшается?» Я ответил: «Увеличивается». Он спросил: «А отступает ли кто-нибудь из принявших его религию из-за недовольства ею?» Я ответил: «Нет». Он спросил: «Приходилось ли вам обвинять его во лжи до того, как он заявил об этом[37]?» Я ответил: «Нет». Он спросил: «Не свойственно ли ему вероломство?» Я ответил: «Нет, но у нас с ним сейчас перемирие, и мы не знаем, что он будет делать», и больше ничего не смог добавить к сказанному.[38] Он спросил: «Приходилось ли вам сражаться с ним?» Я ответил: «Да». Он спросил: «И чем же заканчивались ваши сражения?» Я ответил: «Война между нами шла с переменным успехом: он побеждал нас и мы побеждали его». Он спросил: «Что он велит вам делать?» Я ответил: «Он говорит: “Поклоняйтесь одному лишь Аллаху, не поклоняйтесь больше никому наряду с Ним и отрекитесь от того, что говорили ваши предки”, и ещё он велит нам молиться, говорить правду, быть добродетельными и поддерживать связи с родственниками». Тогда он велел толмачу сказать мне: «Я спросил тебя о его происхождении, и ты ответил, что он принадлежит к знатному роду, но и все (прежние) посланники принадлежали к знатным родам своих народов. И я спросил тебя, не говорил ли кто-нибудь из вас подобного до него, ты же ответил, что нет, и я подумал, что если бы кто-нибудь уже заявлял об этом до него, то я решил бы, что этот человек просто повторяет сказанное до него кем-то. Ещё я спросил тебя, был ли кто-нибудь из его предков правителем. Ты ответил, что нет, и я подумал, что если бы он являлся потомком владык, то я решил бы, что этот человек стремится вернуть себе свои родовые владения. Ещё я спросил тебя, не приходилось ли вам обвинять его во лжи, прежде чем он стал говорить то, что говорит, а ты ответил, что нет, и мне стало ясно, что если он не клеветал на людей, то не станет возводить ложь и на Аллаха. Ещё я спросил тебя, знатные люди последовали за ним или простые, и ты сказал, что простые, но именно они и становятся последователями посланников. Ещё я спросил тебя, увеличивается их число или уменьшается, и ты сказал, что увеличивается, но именно таким и должно быть положение веры, пока оно не достигнет совершенства. Ещё я спросил тебя, отступается ли от его религии кто-нибудь из принявших её из-за недовольства ею, и ты ответил, что нет, но (так и бывает), когда (истинная) вера проникает в сердца. Ещё я спросил тебя, не свойственно ли ему вероломство, и ты ответил, что нет, но и посланники никогда не поступают вероломно. Ещё я спросил тебя о том, что он велит вам делать, и ты ответил, что он велит вам поклоняться Аллаху и не поклоняться никому больше наряду с Ним, и запрещает вам поклоняться идолам, и велит вам молиться, говорить правду и быть добродетельными, и если ты говоришь правду, это значит, что он обязательно овладеет тем, что ныне принадлежит мне. Я знал, что он должен появиться[39], но не предполагал, что он окажется одним из вас. Если бы я был уверен, что сумею добраться до него[40], то обязательно постарался бы встретиться с ним, а если бы встретился, то непременно омыл бы ему ноги!»[41]
А потом он потребовал подать себе послание посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с которым Дихйа[42] был направлен к наместнику Бусры[43], и тот подал его Ираклию, который прочитал там следующее:
− C именем Аллаха Милостивого, Милосердного.
От Мухаммада, раба Аллаха и Его посланника, Ираклию, владыке Рума.
Мир тому, кто следует правильным путём.
А затем, поистине, я призываю тебя к Исламу! Прими Ислам, и ты спасёшься, а Аллах удвоит твою награду; если же ты откажешься, тогда на тебя будет возложено бремя греха (твоих) крестьян[44]! И (я скажу тебе то, что сказал Аллах): «Скажи: “О обладатели Писания[45]! Давайте признаем слово, одинаковое для нас и для вас[46], что не должны мы поклоняться никому, кроме Аллаха, и что ничего не должны мы придавать Ему в сотоварищи, и что никто из нас не будет считать другого Господом наряду с Аллахом”. А если они откажутся, то скажите: “Засвидетельствуйте, что мы − предавшиеся[47]”».[48]
Абу Суфйан сказал: «Когда (Ираклий) закончил читать это послание, сказав то, что сказал, в его собрании стало шумно и поднялся крик, а нас вывели (оттуда), после чего я сказал своим товарищам: “Ибн Абу Кабша[49] стал столь важным человеком, что его боится даже владыка бану-ль-асфар[50]!” С тех пор я был уверен, что он одержит верх, а в конечном итоге Аллах привёл меня к Исламу».
(Передатчик этого хадиса сказал): «Ибн ан-Натур был наместником Илийи, а Ираклий являлся епископом христиан Шама. (Ибн ан-Натур) сообщает, что однажды, прибыв в Илийу[51], Ираклий проснулся утром в столь дурном расположении духа, что некоторые из его патрикиев[52] даже сказали ему: “Нам не нравится твой вид!”»
Ибн ан-Натур сказал: «Ираклий же был прорицателем и астрологом и сказал им в ответ на их вопросы (о причине его дурного настроения): “Наблюдая за звёздами этой ночью, я увидел, что владыка (совершающих) обрезание одержал победу, (и я хочу знать,) кто из людей делает обрезание?” Ему ответили: “Никто, кроме иудеев, но они не должны беспокоить тебя. Направь послания в разные города твоего царства, чтобы там перебили всех иудеев!” Между тем к Ираклию привели человека, которого послал к нему правитель из числа гассанидов[53], чтобы передать с ним известия о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует . Расспросив гонца, Ираклий велел (своим слугам): “Пойдите и проверьте, обрезан он или нет”. Они осмотрели (гонца) и доложили Ираклию, что тот обрезан, и тогда Ираклий стал расспрашивать его об арабах. (Гонец) сказал: “Они (тоже) делают обрезание”. (Выслушав его,) Ираклий сказал: “(Теперь) выяснилось, что владычество будет принадлежать им!” А затем Ираклий написал письмо в Румийу своему другу, который обладал такими же познаниями, как и он сам, после чего отправился в Химс[54] и не покидал этого города до тех пор, пока не получил от своего друга ответное послание, в котором тот писал, что разделяет мнение Ираклия о появлении пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и о том, что (он действительно является) пророком. После этого Ираклий призвал знатных людей Рума явиться в его дворец в Химсе, когда же они собрались, велел запереть ворота. Затем он вышел (к ним) и сказал: “О византийцы! Если вы хотите преуспеть и встать на путь истинный и желаете, чтобы ваше царство устояло, присягните этому пророку!”[55] (Услышав эти слова,) они, подобно диким ослам, бросились к воротам, но обнаружили, что ворота заперты. Поняв, что им ненавистны (его слова[56]) и потеряв надежду на то, что они уверуют, (Ираклий) велел: “Приведите их ко мне!” − (а когда те вернулись), он сказал: “Поистине, я говорил это только для того, чтобы проверить силу вашей приверженности к вашей религии, а теперь я убедился в (этом)!” И тогда они склонились перед (Ираклием) до земли, ибо остались довольны им, и это было последним, что связывало Ираклия (с Исламской религией)».
См. также хадисы №№ 51, 2681, 2804, 2941, 2978, 3174, 4553, 5980, 6260, 7196, 7541. Также этот хадис передали Муслим 1773 и Ахмад 1/262.
__________________________________________________________________________
[1] -Сура 4, «ан-Нисаъ», 163.

[2] - Речь идёт о хиджре - переселении мусульман из Мекки в Медину ради сохранения своей религии.

[3] - То есть: воздаянием тому, кто покинет страну неверных только ради Аллаха, послужит награда Аллаха и возможность общения с Его посланником в этом мире или в мире ином.

[4] - Поводом для этого высказывания пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, послужил конкретный случай, связанный с переселением из Мекки в Медину одного человека, который сделал это не по религиозным соображениям, а потому, что он хотел жениться на женщине, согласившейся выйти за него замуж только при условии его переселения в Медину. Значение этого и многих других хадисов, где речь также идёт о намерениях, состоит в том, что в них сформулирован важнейший принцип, в соответствии с которым награда или наказание ожидает человека не только и не столько за добрые или дурные дела как таковые, но в первую очередь за то, каким было истинное намерение человека, совершившего то или иное дело, поскольку многие поступки, внешне являющиеся хорошими, на самом деле могут быть продиктованы дурными намерениями.

[5] - Это значит, что человек, сделавший что-либо не ради Аллаха (в данном случае совершивший переселение из Мекки в Медину), не получит за это награды в мире вечном, а должен будет довольствоваться лишь тем, что он получит в результате своего поступка в земной жизни.

[6] Здесь имеется в виду, что человек должен полагаться только на Аллаха, так как ни дела, ни слова, ни познания не могут привести его к спасению.

[7] Имеется в виду шум, издававшийся крыльями ангела Джибрила, который передавал пророку, да благословит его Аллах и приветствует, слова Аллаха. Этот шум являлся предвестником откровения как такового.

[8] То есть истинного.

[9] Имеются в виду такие сновидения, в истинности которых не оставалось никаких сомнений.

[10] Эта гора, которая находится поблизости от Мекки, ныне именуется Джабаль ан-Нур.

[11] То есть для уединения в пещере.

[12] Хадиджа бинт Хувайлид, да будет доволен ею Аллах, была первой женой пророка, да благословит его Аллах и приветствует .

[13] “Сгусток”, 1 − 3.

[14] “Джахилийа” − невежество. Это слово используется для обозначения доисламской эпохи язычества в Аравии.

[15] Ко времени возникновения Ислама иудейские поселения имелись во многих оазисах Аравийского полуострова. Сообщение о том, что Варака знал древнееврейскую письменность и пользовался ею, свидетельствует о его постоянных контактах с иудеями, которые могли быть либо евреями, либо принявшими иудаизм арабами.

[16] То есть до того дня, когда тебя станут изгонять.

[17] Здесь под скверной подразумевается идолопоклонство.

[18] “Завернувшийся”, 1 − 5.

[19] “Воскресение”, 16.

[20] Речь идёт о том, что в начальный период ниспослания откровений пророк,да благословит его Аллах и приветствует , начинал повторять слова айатов Корана сразу после того, как их произносил Джибрил, то есть едва дождавшись, когда он закончит. Он поступал так из опасений, что забудет ниспосылаемое ему свыше, и старался поскорее запомнить всё до ухода Джибрила.

[21] Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, обращается к слушавшим его людям.

[22] Аллах говорит, что Он Сам позаботится о том, чтобы собрать всё содержание Корана в сердце пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и научить его читать все айаты правильно.

[23] “Воскресение”, 16 − 17.

[24] То есть когда Аллах передаст тебе тот или иной айат через Джибрила.

[25] “Воскресение”, 18.

[26] “Воскресение”, 19.

[27] - Имеется в виду повторение Корана для того, чтобы исключить возможность каких бы то ни было искажений.

[28] - То есть: ветер, посылаемый Аллахом на благо людям. Имеется в виду, что в дни рамадана пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, спешил делать благое.

[29] До 630 года Абу Суфйан Сахр бин Харб являлся одним из предводителей врагов пророка,да благословит его Аллах и приветствует, в Мекке, но в конечном счёте принял Ислам. Пророк,да благословит его Аллах и приветствует, был женат на Рамле, дочери Абу Суфйана, сын которого Му‘авийа Ибн Абу Суфйан, да будет доволен ими Аллах, стал основателем династии Омеййадов и правил Халифатом с 661 по 680 год.

[30] Ираклий или Гераклий I − император Византии, правивший с 610 по 641 год.

[31] Племя курайш, к которому принадлежал и пророк, да благословит его Аллах и приветствует , населяло Мекку и её окрестности.

[32] Шам − старое название территорий, на которых ныне расположены такие страны, как Сирия, Ливан, Иордания и Палестина.

[33] Речь идёт о перемирии сроком на десять лет, заключённом между мусульманами и курайшитами в марте 628 года в Худайбийе, местности на западной границе священной территории /харама/ Мекки. Пребывание Абу Суфйана в Шаме относится к 628 или 629 году.

[34] Илийа − старое название Иерусалима (арабское название − Байт аль-Макдис или аль-Кудс).

[35] Рум − арабское название Византии.

[36] Ираклия интересует, объявлял ли себя пророком кто-нибудь из курайшитов раньше.

[37] То есть до того, как он объявил себя пророком.

[38] Абу Суфйан указывает, что больше он ничего не мог сказать против пророка, да благословит его Аллах и приветствует .

[39] Ираклий имеет в виду, что о появлении пророка, да благословит его Аллах и приветствует , сообщается в Евангелии.

[40] Ираклий опасался, что ему может воспрепятствовать в этом его же собственное окружение.

[41] В знак уважения.

[42] Дихйа бин Халифа аль-Кальби, да будет доволен им Аллах, был одним из сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует .

[43] Бусра − город в Южной Сирии на полпути между Мединой и Дамаском.

[44] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имеет в виду, что крестьяне, иными словами подданные Ираклия, последуют примеру своего правителя, за что ему придётся держать ответ перед Аллахом.

[45] Обладателями или же людьми Писания называли иудеев и христиан.

[46] Аллах велит пророку,да благословит его Аллах и приветствует , призвать иудеев и христиан к признанию того, что ниспосылалось в откровениях всем пророкам и посланникам и раньше. Речь идёт о признании необходимости поклонения одному лишь Аллаху.

[47] “Муслимуна” − мусульмане, люди покорившиеся воле Аллаха.

[48] “Семейство ‘Имрана”, 64.

[49] То есть “сын Абу Кабши”. Абу Кабша не являлся отцом пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Так звали либо одного из его предков, либо отца его кормилицы Халимы. Подобное обращение к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, являлось проявлением враждебности и неуважения по отношению к нему со стороны Абу Суфйана.

[50] Так арабы называли византийцев.

[51] Это было в 628 году после победы византийских войск над персами.

[52] Патрикий − византийский придворный титул высшего ранга, дававший право занимать самые высокие должности в империи.

[53] Гассаниды − арабские князья, являвшиеся вассалами Византии и владевшие территориями от Евфрата до Акабского залива. Конкретно здесь имеется в виду аль-Харис Ибн Абу Шимр.

[54] Румийа и Химс − города на территории Сирии.

[55] То есть примите Ислам.

[56] Имеется в виду его предложение принять Ислам и отказаться от своей религии.



Аватара пользователя
ФАРУК
Сообщения: 2281
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.info/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. КНИГА ВЕРЫ

Сообщение ФАРУК » 22 ноя 2008, 14:35

2 – Книга веры

1- ГЛАВА О ВЕРЕ и
слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Ислам основывается на пяти столпах…»


Это слова и дела, и она (вера) увеличивается и уменьшается. Аллах Всевышний сказал: «Чтобы они прибавили веру к своей вере». Сура «аль-Фатх» (“Победа”), 4; «и Мы увеличили их приверженность прямому пути». Сура «аль-Кахф» (“Пещера”), 13; «Аллах увеличивает приверженность прямому пути тех, кто следует прямым путем». Сура «Марьям», 76; «Тем, кто следует прямым путем, Он увеличивает их приверженность прямому пути и дарует их богобоязненность». Сура «Мухаммад», 17; «чтобы усилилась вера у верующих». Сура «аль-Муддассир» (“Завернувшийся”), 31.
А также Его слова: «Что касается тех, кто уверовал, то их вера от этого усиливается, и они радуются». Сура «ат-Тауба» (“Покаяние”), 124.
А также Его, да будет возвышено Его поминание, слова: «… “Побойтесь же их”. Однако это лишь приумножило их веру». Сура «Али-Имран» (“Семейство Имрана”), 173.
А также слова Всевышнего: «Это приумножило в них лишь веру и покорность». Сура «аль-Ахзаб» (“Сонмы”), 22.
И также любовь ради Аллаха, и ненависть ради Аллаха из веры.
‘Умар ибн ‘Абдуль ‘Азиз написал ‘Адию ибн ‘Ади: «Поистине, у веры есть предписания и религиозные законоположения, границы и Сунны. И тот, кто сделал ее полной, сделал полноценным свой иман, а кто не сделал ее полной, не сделал иман полноценным. Если я буду жив, то разъясню вам это, чтобы вы вы поступали в соответствии с ним, а если умру, то я и не жаждаю находиться с вами. Ибрахим сказал: «… Но я хочу, чтобы мое сердце успокоилось» .(1) Му’аз сказал: «Садись с нами, поверим часок». Ибн Мас’уд сказал: «Убеждённость – это вся вера». Ибн ‘Умар сказал: «Не достигнет раб настоящей богобоязненности, пока не оставит то, что чувствует в груди ». Муджахид сказал: «Узаконил для вас» - (Означает): «Заповедал тебе и ему о Мухаммад одну религию». Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Слова “...(свой) закон и путь....” означают: “Сунна(2) и путь”».

_______________________________________________________________________
(1) - Сура «аль-Бакара» 260.
(2) - Аль-Хафиз ибн Раджаб, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Под сунной подразумевается путь пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников. Тот путь, на котором не было болезней, сомнений и страстей. Затем под сунной стало пониматься убеждение, очищенное от сомнений в вопросах веры в Аллаха, ангелов, посланников, книги, Судный День, предопределение, а также в вопросах о достоинстве сподвижников и т.д. И книги на эту тему получили название “Сунна”. Причиной того, что эта наука была выделена именем “сунна”, явилась ее важность, и тот, кто противоречит тому, что в этих книгах, обрекает себя на погибель».


2 – Глава: Слова «Ваша мольба – ваша вера».

Слова Всевышнего Аллаха: «Скажи: “Мой Господь не стал бы обращать на вас внимание, если бы не ваши молитвы”». «Аль-Фуркан» 25:77.

8 - Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершении молитвы(1), выплате закята(2), совершении хаджжа(3) и соблюдении поста в рамадане”».
См. также хадис № 4515. Также этот хадис передал Муслим 16.
________________________________________
1 Речь идёт об обязательном совершении в установленное время пяти молитв в течение суток.
2 Закятом именуются обязательные отчисления в пользу нуждающихся и некоторых других категорий мусульман. Закят является одним из столпов Ислама, и выплачивать его должен каждый взрослый и дееспособный мусульманин при том условии, что он владеет определённым минимумом /нисаб/ имущества. Закят выплачивается с денежных средств, золота и серебра, товаров, скота, пшеницы, ячменя, фиников и т.д. В Коране указывается, что материальные ценности, собранные в качестве закята, могут использоваться для оказания помощи следующим категориям людей: бедным /фукара’/, нуждающимся /масакин/, сборщикам закята, тем, кто склоняется к Исламу (с целью привлечения их сердец или укрепления их в религии), рабам с целью их выкупа, несостоятельным должникам, участникам священной войны /муджахидуна/ и путникам, не имеющим средств на возвращение домой (см.: Коран, “Покаяние”, 60). В хадисах и литературе по фикху термином “садака” (добровольное даяние, милостыня) часто обозначался обязательный закят.
3 Обязательное один раз в жизни при наличии возможности паломничество в Мекку.



Аватара пользователя
ФАРУК
Сообщения: 2281
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.info/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС 9

Сообщение ФАРУК » 27 ноя 2008, 12:04

3 – Глава: Дела веры

И слова Всевышнего Аллаха: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал молитву, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные».
И Его слова: «Воистину, преуспели верующие».
Сура «аль-Муъминун» 1.

9 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Вера (включает в себя) более шестидесяти ответвлений, а стыдливость − (одно из) ответвлений веры».
Также этот хадис передал Муслим 35.
____________________________________________________________________________________________
Разъяснивший этот хадис Ибн Хаджар аль-‘Аскалани, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, сказал: «Ответвления веры делятся на три группы. Одна группа связана с сердцем, другая с языком и последняя с частями тела. Примерами деяний выполняемых сердцем, являются убеждения и намерения. Их двадцать четыре:
• вера в Аллаха
• вера в ангелов
• вера в ниспосланные Писания
• вера в пророков Аллаха
• вера в Судный День
• вера в предопределение с его добром и злом
• любовь к Аллаху
• любовь и ненависть ради Аллаха
• любовь к пророку Мухаммаду с.а.с.
• искренность (избегание показухи и.т.д.)
• покаяние
• страх (перед Всевышним Аллахом)
• стыдливость
• благодарность
• терпеливость
• надежда (на милость Всевышнего Аллаха)
• преданность
• проявлять довольство предопределением (во что бы это ни стало)
• проявлять милосердие
• проявлять скромность
• избегать высокомерия
• избегать зависти
• не быть злопамятным
• не гневаться

Деяний выполняемых языком семь:
• свидетельство (шахада)
• чтение Корана
• изучение полезных знаний
• обучение полезным знаниям других
• обращение с мольбами
• поминание Всевышнего Аллаха
• избегание пустословия

Деяний выполняемых телом тридцать восемь:
• внутренняя и внешняя чистота
• сокрытие аурата (срамных мест)
• совершение обязательных и дополнительных молитв
• выплата закята
• соблюдение обязательных и дополнительных постов
• освобождение рабов
• совершение Хаджа и Умры
• добродетельность и гостеприимство
• обход вокруг Каабы
• проведение ночи Предопределения в поклонении
• Итикаф (проведение 10 последних дней Рамадана в мечети ради поклонения Аллаху)
• Хиджра (переселение из стран неверия в страну Ислама, где свободно можно исповедовать религию)
• выполнение обетов
• увеличивать свою веру подчиняясь Всевышнему Аллаху
• приношение искупления за совершённые определённые грехи
• женитьба
• обеспечивание семьи
• забота о родителях и не ослушаться их
• воспитание детей
• укреплять родственные связи
• подчиняться хозяину, быть мягким с прислугой
• придерживаться справедливости
• хорошо обходиться с соседями
• подчиняться тем, кому необходимо подчиняться (глава государства и.т.д.)
• быть в единстве с мусульманами
• возвращать долги
• создавать мир между людьми
• Джихад (со страстями, с шайтаном и.т.д.)
• быть благонравным, хорошо обходиться с людьми
• тратить средства на пути Аллаха (садака)
• придерживаться умеренности
• отвечать на приветствия
• не доставлять людям мучения
• участвовать на предписанных празднествах (уалима, акика и.т.д.)
• хранить вверенное на хранение
• сторониться бесполезных разговоров и дел
• сказать «йархамукуллах» тому, кто, чихнув, сказал «альхамдулиллах»
• устранить с пути то, что может принести вред. См. «Фатх аль-Бари» 1/68.



Аватара пользователя
ФАРУК
Сообщения: 2281
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.info/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС 10

Сообщение ФАРУК » 27 ноя 2008, 12:27

4 – Глава: Мусульманином является тот, от языка и рук которого обезопашены (другие) мусульмане.


10 - Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Мусульманин − это тот, кто не причиняет (другим) мусульманам вреда своим языком и своими руками, мухаджиром(1) же является тот, кто прекратил (совершать) запрещённое Аллахом».
См. также хадис № 6484. Также этот хадис передали Муслим 40, ан-Насаи 4996, Абу Дауд 2481, Ахмад 2/191, ад-Дарими 2716.
____________________________________________________
(1) “Мухаджир” − переселенец. Мухаджирами называли мусульман, переселившихся из Мекки в Медину из-за преследований со стороны многобожников. Глагол “хаджара” − прекращать (заниматься чем-либо); расставаться; покидать − является однокоренным со словом “мухаджир”.
Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари», - комментарии к хадису «Мухаджир – это тот, кто оставляет то, что запретил Аллах», сказал: «...и эта Хиджра – двух видов, - внешняя и внутренняя. Внутренняя означает оставить то зло, к которому склоняется собственная душа и к которому призывает шайтан, а внешняя – это уход для спасения своей веры от бедствий и соблазнов (араб. Фитна)».



Аватара пользователя
ФАРУК
Сообщения: 2281
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.info/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС 11

Сообщение ФАРУК » 27 ноя 2008, 12:41

5 – Глава: Чей Ислам является наилучшим?


11 - Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды люди) спросили: “О посланник Аллаха, чей Ислам является наилучшим?” Он ответил: “(Ислам) того, кто не причиняет (другим) мусульманам вреда своим языком и своими руками”(1)».
Также этот хадис передал Муслим 42.
___________________________________________________________________________________
(1) - Дословно: Тот (человек), от языка и рук которого мусульмане находятся в безопасности.



Аватара пользователя
ФАРУК
Сообщения: 2281
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.info/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИСЫ 12-13

Сообщение ФАРУК » 27 ноя 2008, 13:16

6 – Глава: О том, что (обычай) угощать (людей) является одним из проявлений Ислама.


12 - Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Один человек спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Какое проявление Ислама является наилучшим?” Он ответил: “(Лучшее состоит в том, чтобы) ты кормил (людей) и приветствовал тех, кого знаешь и кого не знаешь”».
См. также хадисы №№ 28, 6236. Также этот хадис передал Муслим 39.
7 – Глава: О том, что желать своему брату того же, чего желаешь самому себе, (значит обладать) частью веры.


13 - Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не уверует (1) никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в Исламе) того же, чего желает самому себе».
Также этот хадис передал Муслим 45.
_______________________________________________________________
(1) - В этом и иных подобных случаях имеется в виду, что вера мусульманина не будет совершенной.



Аватара пользователя
ФАРУК
Сообщения: 2281
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.info/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИСЫ 14-15

Сообщение ФАРУК » 28 ноя 2008, 17:43

8 – Глава: Любовь к посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, происходит от веры.


14 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, не уверует никто из вас, пока не станет любить меня больше, чем любит своего отца и своих детей».
Также этот хадис передал Муслим 44.

15 - Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
- Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не уверует никто из вас, пока не станет любить меня больше, чем любит своего отца, и своих детей, и всех людей вообще».
Также этот хадис передал Муслим 44.
_______________________________________________
Никто не достигнет обязательной для каждого верующего совершенной веры в Аллаха, пока не возлюбит святого пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сильнее, чем своего отца, сына, всех остальных людей и даже самого себя. Аль-Бухари передал хадис о том, что однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: “О посланник Аллаха! Поистине, я люблю тебя сильнее всего, кроме себя самого”. Тогда Пророк сказал: “Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, ты не уверуешь, пока не возлюбишь меня сильнее, чем себя самого”. ‘Умар сказал ему: “Поистине, я возлюбил тебя сильнее, чем себя самого”. Он сказал: “Вот теперь, Умар!”» Этот хадис передал аль-Бухари 11/458. Подобное совершенство не является желательным: оно является обязательным предписанием для каждого верующего. Об этом сказал Ибн Таймийа.
А тот, кто заявляет о своей любви к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не следуя за ним и не предпочитая его приказы приказам других, лжёт. Всевышний сказал о них: «Они говорят: “Мы уверовали в Аллаха и в Посланника и повинуемся!” Потом часть из них после этого отворачивается, и они не являются верующими» (Свет, 47). Это аят указывает на то, что многие из мусульман уверовали, однако вера их не стала подлинной: когда Аллах приказывает им вести борьбу за истину, им не хватает абсолютной убеждённости, которая отталкивала бы сомнения, и истинной любви к Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, поэтому они предпочитают этому свои семьи и имущество. Если же человек уступает перед искушением, то сомнение ещё больше укрепляется в его душе. В результате он может совсем потерять веру и впасть в лицемерие.
Ибн Таймийа сказал: «Большинство людей, которые принимают Ислам после неверия или рождаются в Исламе, соблюдают его Шариат и подчиняются Аллаху и Его посланнику являются мусульманами и имеют общую веру. Однако подлинная вера проникает в их души постепенно, если Аллах озарит их этим, и многие люди не достигают истинной убеждённости и Джихада. Если в них вселяют сомнение, то они, безусловно, сомневаются; если им повелевают вести Джихад, то они не ведут его. Такие люди не имеют знаний, в которых они убеждены и которые отводят сомнения, не имеют крепкой любви к Аллаху и Его посланнику, которую бы они ставили выше любви к своим семьям и имуществу. Если они избавляются от испытаний, то умирают и попадают в Рай. Если же их искушает человек, вселяющий в них сомнение, то они безусловно, впадают в сомнение; и если Аллах не облагодетельствует их, удалив его, они становятся сомневающимися и встают на какую-либо ступень лицемерия».
Этот хадис указывает на то, что вера неотделима от праведных деяний, поскольку любовь — это деяние сердца. Он также свидетельствует о том, что любовь к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, является обязательным религиозным предписанием, вытекает из любви к Всевышнему и необходима для любви к Нему. Эта любовь в сердце верующего проявляется ради Аллаха, она усиливается при сильной любви к Нему и ослабевает при слабой. Любовь к святому Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, не имеет ничего общего с ширком, в отличие от упования на него, надежды на получение желаемого от него и тому подобного. Из этого становится ясной разница между любовью в Аллахе или ради Него и любовью наряду с Ним, с которой связаны сердца мушриков.
Йахйа ибн Му’аз сказал: «Подлинная любовь в Аллахе не усиливается от доброты (в отношениях с Его творениями) и не ослабевает от сухости (в отношении с ними). Тот, кто истинно возлюбит Аллаха и Его посланника, обязан любить то, что любит Аллах, порицать то, что порицает Аллах, избегать и глубоко ненавидеть то, что запретил Аллах, следовать за Его посланником в том, что он приказал, и сторониться того, что он запретил, ибо Всевышний Аллах сказал: «Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху. А кто отворачивается ... то ведь мы не посылали тебя над ними хранителем» (Женщины, 80). Тот, кто отдал предпочтение повелениям кого-либо перед повелениями Пророка, тем самым противоречит Аллаху, и это является признаком отсутствия любви к Нему и Его посланнику. Поистине, любовь к Посланнику, обязательна для любви к Аллаху, и возлюбивший Аллаха и подчиняющийся Ему возлюбит и Его посланника, подчинится ему и возлюбит всех праведных рабов Всевышнего». См. ‘Абду-р-Рахман ибн Хасан, «Фатх аль-Маджид» ("Озарение от Славного").



Аватара пользователя
ФАРУК
Сообщения: 2281
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.info/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС 16

Сообщение ФАРУК » 28 ноя 2008, 17:50

9 – Глава: Сладость веры.


16 - Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя (качествами): любит Аллаха и посланника Его больше, чем всё остальное, любит (того или иного) человека только ради Аллаха и не желает возвращаться к неверию так же, как не желает быть ввергнутым в огонь»
.
См. также хадисы №№ 21, 6041, 6941. Также этот хадис передал Муслим 43.



Аватара пользователя
ФАРУК
Сообщения: 2281
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.info/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС 17

Сообщение ФАРУК » 28 ноя 2008, 17:57

10 – ГЛАВА: О том, что любовь к ансарам(1) является признаком веры.

_________________________________
(1) - Ансар (мн. ч. от насир − “помощник”; по-русски употребляется только в форме мн. ч. – ансары) − жители Йасриба (Медины) из племён аус и хазрадж, которые признали пророка Мухаммада,да благословит его Аллах и приветствует , своим вероучителем, предоставили ему и его мекканским сподвижникам убежище в своём городе и оказали им материальную помощь. По инициативе пророка,да благословит его Аллах и приветствует , ансары и мухаджиры побратались друг с другом.

17 - Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Признаком веры является любовь к ансарам, а признаком лицемерия − ненависть (по отношению к ним)».
См. также хадис № 3784. Также этот хадис передали Муслим 74, Ахмад 3/130, и ан-Насаи 8/116.



Аватара пользователя
ФАРУК
Сообщения: 2281
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.info/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС 18

Сообщение ФАРУК » 28 ноя 2008, 18:11

11 – ГЛАВА.


18 – Сообщается, что аз-Зухри сказал:
- Мне сообщил Абу Идрис ‘Аизу-л-Лах ибн ‘Абдуллах о том, что ‘Убада бин ас-Самит, да будет доволен им Аллах, который участвовал в битве при Бадре (1) и являвшегося одним из старшин в ночь ‘Акабы , сказал:
«Однажды, когда вокруг посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, собралась группа его сподвижников, он сказал им: «Поклянитесь мне в том, что не станете поклоняться наряду с Аллахом ничему, не станете воровать, прелюбодействовать, убивать своих детей(3), распространять ложь(4), измышленную вашими сердцами, и отказываться от повиновения(, когда вам будут приказывать совершать) одобряемое (шариатом). Аллах наградит тех из вас, кто будет верен этой клятве, а для того, кто совершит какой-либо из этих (грехов) и будет наказан в мире этом, наказание послужит искуплением. Если же кто-то совершит какой-либо из этих (грехов), а Аллах покроет его (грех), то Аллах и будет решать, и если пожелает, то простит его, а если пожелает, накажет его».
(‘Убада сказал): «И мы поклялись ему в этом».
См. также хадисы №№ 3892, 3893, 3999, 4894, 6784, 6801, 6873, 7055, 7199, 7213, 7468 (1/64, 8/490). Также этот хадис передали Муслим 1709, ат-Тирмизи 1439, ан-Насаи 7/128,
ад-Дарими 2/139 и Ахмад 5/314, 320.
_____________________________________________________________________________
(1) - Бадр − название группы колодцев в 150 километрах к юго-западу от Медины. 15 марта 624 года в этом месте отряд мусульман под руководством пророка, да благословит его Аллах и приветствует, одержал первую значительную победу над превосходящими силами мекканцев. Участники этого сражения пользовались особым уважением, пророк же,да благословит его Аллах и приветствует , пообещал, что им будут прощены все грехи.
(2) - ‘Акаба − название места, находящегося в долине Мина близ Мекки. В 620 году в сезон паломничества к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, прибыло двенадцать его последователей из числа представителей племён аус и хазрадж, живших в Медине (Йасриб). Они присягнули ему на верность Исламу и поклялись не делать того, о чём говорится в данном хадисе, а также в 12-м айате суры “Испытуемая”. В мусульманской историографии это событие получило название “первой Акабы”. “Второй Акабой” называют встречу пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с группой из семидесяти с лишним мединцев, с которыми он окончательно условился о переселении /хиджра/ в Медину, назначив для обеспечения этой акции двенадцать своих представителей или же старшин /нукаба/, в числе которых был и ‘Убада бин ас-Самит, да будет доволен им Аллах.
(3) - Речь идёт об имевших место в голодные годы случаях убийства бедуинами младенцев женского пола, которых живьём закапывали в землю. Их убивали также, боясь позора.
(4) - Здесь имеется в виду, что не следует выдвигать заведомо ложные обвинения против невинных людей, заявлять о наличии родственных связей между людьми, на самом деле в родстве не состоящими, и т.д.



Аватара пользователя
ФАРУК
Сообщения: 2281
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.info/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС 19

Сообщение ФАРУК » 28 ноя 2008, 18:21

12 – Глава: О том, что бегство от искушений(1) является признаком приверженности к религии.
_________________________________________________________
(1) - “Фитан” − множественное число от “фитна” − смута; искушение; соблазн; заблуждение; испытание.

19 - Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
“Скоро наступит время, когда лучшим имуществом мусульманина окажутся овцы, с которыми он будет скитаться по горным вершинам и тем местам, где выпадают дожди, убегая от искушений со своей религией”».
См. также хадисы №№ 3300, 3600, 6495, 7088.



Аватара пользователя
ФАРУК
Сообщения: 2281
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.info/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС 20

Сообщение ФАРУК » 16 дек 2008, 12:58

13 – ГЛАВА: Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Я знаю об Аллахе больше, чем вы!»,
и о том, что познание - это деяние сердца, поскольку Всевышний Аллах сказал: «Но призовет вас к ответу за то, что приобрели ваши сердца».
Сура «аль-Бакара», 225.


20 - Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Повелевая им (1) что-либо, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда приказывал делать лишь то, что было (людям) по силам. (Однажды) они сказали: “О посланник Аллаха, поистине, мы не такие, как ты, ведь Аллах уже простил тебе и прошлые и будущие грехи!”(2) (Услышав это,) он разгневался так, что это стало заметно по его лицу, и воскликнул: “Поистине, я (просто) больше любого из вас боюсь Аллаха и больше любого из вас знаю о Нём!”» Похожий хадис передал Муслим 2306.
______________________________________________________________________
(1) - Имеются в виду сподвижники пророка,да благословит его Аллах и приветствует.
(2) - См.: “Победа”, 2.



Аватара пользователя
ФАРУК
Сообщения: 2281
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.info/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС 21

Сообщение ФАРУК » 16 дек 2008, 13:04

14 – Глава: О том, что тот, кто не желает возвращаться к неверию также, как не желает быть брошенным в огонь, (делает это) из-за веры.


21 - Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя (качествами): кто любит Аллаха и посланника Его больше, чем всё остальное; кто любит раба (Аллаха) только ради Аллаха; и тот, кто не желает возвращаться к неверию после того, как Аллах спас его, как не желает быть ввергнутым в огонь».
См. также хадисы №№ 16, 6041, 6941. Также этот хадис передал Муслим 43.



Закрыто

Вернуться в «Сахих аль-Бухари»