1-Книга: Начало откровений; 2-Книга веры; 3-Книга знания

ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИСЫ 22-23

Сообщение ФАРУК »

15 – ГЛАВА: Превосходство верующих друг над другом определяется их делами.


22 - Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«(После того как) обитатели рая войдут в рай, а обитатели ада отправятся в ад, Аллах Всевышний скажет: “Выведите тех, у кого в сердце было веры хоть на вес горчичного зерна”, и их выведут оттуда почерневшими, а потом бросят в реку(, которая образуется из-за) дождя (1) (или: в реку жизни;(2) это место внушало сомнения Малику (3)), и они станут расти подобно тому, как прорастает семя, оказавшееся близ берега потока. Разве не видел ты, как появляются (из-под земли) жёлтые и искривленные (ростки)?»
См. также хадисы №№ 4581, 4919, 6560, 6574, 7438, 7439. Также этот хадис передал Муслим 13 и 184.
_____________________________________________________________________________________________
(1) - В другом хадисе, приводимом аль-Бухари и Муслимом, сообщается, что, рассказывая о Дне воскресения, пророк,да благословит его Аллах и приветствует , сказал: «А потом Аллах ниспошлёт с небес воду, и (люди) станут расти подобно траве. И не останется от человека ничего, что не истлело бы, кроме одной кости, а именно − копчика, и с него начнётся творение в День воскресения».
(2) - Какое именно слово было использовано первоначально, неясно. Комментаторы “Сахиха” указывают, что в данном случае имеются в виду либо “дождь”, либо “жизнь”, поскольку произношение и написание этих слов в арабском языке сходно, чем и объясняется возникновение неточностей при устной или письменной передаче этого хадиса.
(3) - Имеется в виду один из передатчиков этого хадиса Малик бин Анас, основатель маликитского мазхаба, иными словами одной из четырёх основных правовых школ Ислама, преобладавшей в Испании и Северной Африке. Малик бин Анас умер в 795 году.

23 – Передают со слов Абу Умамы ибн Сахла о том, что он слышал, как Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, говорил:
«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Мне были показаны во сне люди, одетые в рубахи. Некоторые из них доходили (только) до сосков, а иные были ещё короче. И был мне показан ‘Умар бин аль-Хаттаб, на котором рубаха была (такой) длинной, что волочилась за ним (по земле)”. Люди спросили: “И как же ты истолковал это, о посланник Аллаха?” Он ответил: “(Это − ) религия”».
См. также хадисы №№ 3691, 7008, 7009. Также этот хадис передали Муслим 2390 и ат-Тирмизи 2285.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС 24

Сообщение ФАРУК »

16 - ГЛАВА: Стыдливость − от веры.

24 – Передают со слов Салима ибн Абдуллы, передавшего со слов своего отца (Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими,) о том, что (как-то раз), проходя мимо одного из ансаров, который давал своему брату наставления относительно стыдливости(1), посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Оставь его, ибо, поистине, стыдливость − от веры!» См. также хадис № 6118. Также этот хадис передал Муслим 36.
__________________________________________________________________________________________
(1) - Подразумевается, что этот человек объяснял своему брату отрицательные стороны присущей ему стыдливости и ее вредные последствия.

Что же касается слов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «стыдливость – от веры», то Ибн ат-Тин передал от Абу ‘Абду-ль-Малика, что имеется в виду полнота, совершенство веры. А Абу ‘Убайд аль-Харави сказал, что стыдливость удерживает человека от ослушания Аллаха. ‘Ийад и некоторые другие ученые сказали: «Стыдливость была включена в веру, несмотря на то, что она является инстинктивным чувством, потому что ее применение в соответствии с нормами Шариата требует соответствующего намерения, знания и приобретения этого качества». Что же до утверждения о том, что любая стыдливость есть благо, и что она не приносит ничего, кроме благого, то нельзя принять его в качестве общего правила, из которого нет исключений, потому что в некоторых случаях стыдливость может удержать верующего от осуждения порицаемого или исполнения иных религиозных обязанностей. Однако в данном хадисе подразумевается только стыдливость, одобряемая Шариатом. А стыдливость, которая удерживает верующего от исполнения религиозных обязанностей или заставляет его ущемлять чьи-то права, это слабость, достойная порицания, и Шариат, разумеется, не одобряет ее. И хотя и то, и другое называется стыдливостью, похвальная стыдливость – та, что удерживает человека от порицаемого и запретного.
Возможно также, что подразумевается следующее: в большинстве случаев стыдливость приносит человеку благо и делает его источником блага.
Абу аль-‘Аббас аль-Куртуби сказал: «Шариат включает в веру приобретенную стыдливость, ту, которая должна быть у верующего и которая входит в число его религиозных обязанностей, а не инстинктивная стыдливость, которая есть у некоторых людей изначально. Инстинктивная, естественная стыдливость помогает человеку снискать и приобретаемую. В некоторых случаях приобретенная стыдливость становится частью натуры человека и становится инстинктивной, или естественной. У посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, была как естественная, врожденная стыдливость, которая заставила его сподвижников сказать о нем, что он был стыдливее, чем девушка на выданье, сидящая за занавеской. А приобретенная стыдливость посланника, да благословит его Аллах и приветствует, не уступала по силе врожденной».
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС 25

Сообщение ФАРУК »

17 – Глава: (Содержание которой имеет отношение к словам Аллаха Всевышнего): «А если они покаются, и будут молиться, и станут давать закят, то не становитесь у них на пути…» (“Покаяние”, 5).

25 - Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне было велено сражаться с (этими) людьми(1) до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет бога достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад − посланник Аллаха, и не станут совершать молитвы и выплачивать закят, а если они будут делать всё это, то защитят от меня свою кровь и своё имущество (, которых впредь их могут лишить не иначе как) по праву Ислама(2), и (тогда) отчёта с них (вправе будет требовать только) Аллах». Также этот хадис передали Муслим 22, Ибн Хиббан 175, 219, аль-Багави 33.
__________________________________________________________________
(1) - Имеются в виду идолопоклонники.
(2) - Эти слова означают, что жизнь и имущество человека, принявшего Ислам, являются неприкосновенными, если только он не нарушит никаких установлений шариата и не станет вероотступником.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС 26

Сообщение ФАРУК »

18 – Глава: О том, кто сказал: «Поистине, вера есть действие».


Аллах Всевышний сказал: «Этот Рай дан вам в наследство за то, что вы совершали». Сура «аз-Зухруф», 72.
Некоторые ученые о словах Всевышнего «Клянусь твоим Господом! Мы непременно всех их спросим о том, что они совершали» (Сура «аль-Хиджр», 91-92) сказали, что речь идет о словах «Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха /Ля иляха илля-л-Лах/».
Аллах Всевышний также сказал: «Ради такого пусть трудятся труженики!» Сура «ас-Саффат», 61.



26 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили:
«Какое дело является наилучшим?» Он ответил: «Вера в Аллаха и Его посланника». (Его) спросили: «А после этого?» Он ответил: «Борьба(1) на пути Аллаха». (Его снова) спросили: «А после этого?» Он ответил: «Безупречный хаджж»(2).
См. также хадис № 1519. Также этот хадис передал Муслим 83.
_________________________________________________________________________
(1) - “Джихад”. Под этим понимается не только участие в войне за веру, но и борьба с собственной душой, иными словами - самосовершенствование, а также борьба против всего неподобающего словом и делом. См. прим. к “Книге джихада”.
(2) - То есть хаджж, который человек совершил в соответствии со всеми установлениями шариата, не допустив при этом никаких нарушений и грехов, за что он был принят Аллахом.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС 27

Сообщение ФАРУК »

19 – Глава: Если Ислам того, кто его принял, не является истинным и принял его из-за страха перед смертью.


Аллах Всевышний сказал: «Бедуины сказали: «Мы уверовали». Скажи: «Вы не уверовали. Посему говорите: “Мы стали мусульманами”». (Сура 49 «аль-Худжурат», 14) А если человек находится на истинном пути, то он должен соответствовать Его, да будет возвышено Его поминание, словам: «Воистину, религией у Аллаха является ислам». (Сура 3 «Али-Имран», 19), а также: «От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято». (Сура 3 «Али-Имран», 85)


27 - Сообщается, что Са‘д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оделил подарками группу людей, среди которых сидел и я. При этом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ничего не дал одному человеку, который нравился мне больше всех из них, и я спросил: “О посланник Аллаха, почему ты так отнёсся к такому-то? Клянусь Аллахом, я считаю, что он − верующий!” Он сказал: “Или мусульманин”(1). Я помолчал немного, но мне не давало покоя то, что я знал об этом человеке, и я снова спросил: “Почему ты так отнёсся к такому-то? Клянусь Аллахом, я считаю, что он − верующий!” Он сказал: “Или мусульманин”. Но и после этого то, что мне было известно об этом человеке, продолжало беспокоить меня, и я снова задал тот же вопрос. В ответ посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал то же самое, а потом добавил: “О Са‘д, поистине, (иногда) я даю человеку что-то, опасаясь, что Аллах ввергнет его лицом в огонь, хотя другого люблю больше, чем его”».(2) См. также хадис № 1478. Также этот хадис передал Муслим 150.
________________________________________________________________________________________
(1) - В комментариях к “Cахиху” указывается, что одно из возможных толкований этого хадиса состоит в следующем: говоря так, пророк, да благословит его Аллах и приветствует , хотел подчеркнуть различие между значениями слов “верующий” /му’мин/ и “мусульманин” /муслим/. Последнее означает − “предавшийся Аллаху; покорившийся Ему”, но проявление покорности может быть и внешним актом, совершённым под давлением тех или иных обстоятельств, тогда как вера подразумевает глубокую внутреннюю убеждённость. Таким образом, здесь прослеживается явная связь с содержанием того айата, в котором сказано:
− Cказали бедуины: «Мы уверовали». Скажи: «Вы не уверовали, а поэтому говорите: “Мы покорились”, ибо не вошла ещё вера в ваши сердца…» (“Комнаты”, 14).
(2) - Пророк,да благословит его Аллах и приветствует , раздавал подарки и деньги, желая укрепить приверженность к религии тех людей, которые приняли Ислам, но еще не утвердились в вере. Он опасался, что такие люди могут стать вероотступниками и попасть в ад.
Ахиллес
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 29 ноя 2008, 18:08

Re: САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ВЕСЬ СБОРНИК

Сообщение Ахиллес »

Для чего Аллах создал человека?
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС 28

Сообщение ФАРУК »

20 – Глава: Распространение приветствий /салям/ является частью Ислама.


‘Аммар (ибн Йасир) сказал: «Кто объединил в себе три (качества, в том) сочетается полноценная вера: справедливость, распространение приветствий/салям/ повсюду и расходование средств в пользу неимущих не смотря на бедность».


28 - Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Один человек спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Какое проявление Ислама является наилучшим?” Он ответил: “(Лучшее состоит в том, чтобы) ты кормил (людей) и приветствовал тех, кого знаешь и кого не знаешь”».
См. также хадисы №№ 12 и 6236. Также этот хадис передал Муслим 39.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС 29

Сообщение ФАРУК »

21 – ГЛАВА: Неблагодарность по отношению к мужу и неверие, которое меньше неверия /куфр дуна куфр/.


К этой главе относится и хадис переданный Абу Са’идом аль-Худри от пророка, да благословит его Аллах и приветствует.


29 - Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
− Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне был показан ад, и оказалось, что большинство из его обитателей − женщины, проявлявшие неблагодарность(1)». Его спросили: «Они не веровали в Аллаха?» Он ответил: «Они проявляли неблагодарность по отношению к своим мужьям и не благодарили за благодеяния (, которые им оказывали). Если ты долго будешь делать добро какой-нибудь (из таких женщин), а потом она увидит от тебя нечто (такое, что ей не понравится), то (обязательно) скажет: “Я никогда не видела от тебя ничего хорошего!”»
См. также хадисы №№ 431, 748, 1052, 3202, 5197. Также этот хадис передали Муслим 907, Абу Дауд 1181, ан-Насаи 3/127.
______________________________________________________________________
(1) - “Йакфур-на”. Арабский глагол “кафара” означает и “быть неверующим”, и “быть неблагодарным”.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС 30

Сообщение ФАРУК »

22 – ГЛАВА: Грехи совершаются из-за невежества, но совершающего их не следует обвинять в неверии, если только он не впал в грех многобожия/ширк/, поскольку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, в тебе сохранились остатки невежества!», а также слова Всевышнего Аллаха: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает». Сура 4 «ан-Нисаъ», 48.


30 - Сообщается, что аль-Ма`рур (ибн Сувайд) сказал:

«(Однажды) в Рабазе, я увидел Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, который был одет в такую же одежду как и его раб, и спросил его о (причине) этого, а он рассказал, что как-то раз стал ругать одного человека, попрекая его его матерью.(1) (Услышав это,) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал (ему): “О Абу Зарр, неужели ты попрекал этого человека его матерью?! Поистине, ты - человек, в котором (сохранились остатки) невежества!(2) Поистине, (ваши рабы) являются вашими братьями и вашими слугами, которых Аллах сделал подвластными вам, так пусть же тот, кто владеет братом своим, кормит его тем же, что ест сам, и одевает его в то же, что носит сам, и не поручайте им ничего непосильного для них, а если поручите, то оказывайте им помощь!” См. также хадисы №№ 2545 и 6050. Также этот хадис передал Муслим 1661.
___________________________________________________________________
(1) - Речь идёт о чернокожем муаззине пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, Биляле, да будет доволен им Аллах, которому Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, говорил: “О сын чёрной!”
(2) - Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, имеет в виду, что гордость своим происхождением свидетельствует о невежестве человека.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС 31

Сообщение ФАРУК »

22 (1) – ГЛАВА: Содержание которой имеет отношение к словам Аллаха Всевышнего: «Если две группы верующих вступят в сражение (между собой), то примирите их». “Комнаты”, 9. И (Аллах) назвал их верующими.


31 - Сообщается, что аль-Ахнаф ибн Къайс сказал:
«Однажды, я отправился помочь этому человеку(1) и меня (по дороге) встретил Абу Бакра(2), который сказал: “Ты куда идешь?” Я сказал: “Хочу помочь этому человеку”. Он сказал: “Вернись, ибо поистине,
я слышал, как однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: “Если два мусульманина сойдутся (в бою, скрестив) свои мечи, то и убивший, и убитый окажутся в аду”. Я спросил: “О посланник Аллаха, (будет справедливо, если туда попадёт) убивший, но почему же и убитый?!” Он ответил: “Ведь и он хотел убить своего товарища!” См. также хадисы №№ 6875 и 7083. Также этот хадис со слов Абу Бакры передали Ахмад 5/43, Муслим 2888, Абу Дауд 4268, ан-Насаи 7/125, а Ибн Маджах 3964 со слов Абу Мусы. См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 387.
_______________________________________________________________________
(1) - Имеется в виду ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах!
(2) - Это был сподвижник по имени Абу Бакра. Не путать с праведным халифом Абу Бакром ас-Сиддиком, да будет доволен им Аллах! Прим. пер.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ВЕСЬ СБОРНИК. ХАДИС 32

Сообщение ФАРУК »

23 – ГЛАВА: О различных степенях несправедливости.



32 - Сообщается, что ‘Абдуллах (ибн Мас‘уд), да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда был ниспослан (айат, в котором сказано): “Те, которые уверовали и не затемнили свою веру несправедливостью…”(1), сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стали говорить: “Кто же из нас не поступал несправедливо?” И тогда Аллах Всевышний ниспослал (другой айат, в котором было сказано): “…ведь многобожие − великая несправедливость!”(2)»
См. также хадисы №№ 3360, 3428, 3429, 4629, 4776, 6918, 6937. Также этот хадис передал Муслим 124 с дополнением.
_____________________________________________________________
(1) - “Скот”, 82.
(2) - “Лукман”, 13.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ВЕСЬ СБОРНИК. ХАДИСЫ 33-34

Сообщение ФАРУК »

24 – ГЛАВА: Признаки лицемера.



33 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
"Лицемера отличают собой три признака: когда он рассказывает, то лжёт, когда обещает, то нарушает (своё обещание), а когда ему доверяются, он предаёт(1)".(2)

См. также хадисы №№ 2682, 2749, 6095. Также этот хадис передали Муслим 59, ат-Тирмизи 2631, ан-Насаи 8/116.
___________________________________________________
(1) - Здесь имеется в виду и то, что лицемер не возвращает доверенного ему имущества. Таким образом, речь идёт о всех тех, кто поступает вероломно.
(2) - В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «… даже если он постится, молится и утверждает, что он – мусульманин».

Шейх Ибн аль-Къаййим писал: “Лицемеры бывают двух видов: лидеры, призывающие к Огню и следующие за ними, которые по положению подобны животным. Эти еретики руководят слепыми еретиками. Эта группа среди сынов Адама не перестанет существовать, если конечно же речь идет не о том, кто проявляет куфр внешне и срывает свой иман, подобно положению того, кто является слабым и проживает среди неверных, которому Ислам стал известен, но который не смог совершить хиджру. И такие люди не переставали быть со времен пророка (мир ему и благословение Аллаха) и после него. Такие люди являются противоположностью лицемерам со всех сторон. По этой причине люди бывают:
либо верующими внутри и внешне;
либо неверными внутри и внешне;
либо верующими внешне, а внутри неверными;
или же внешне неверными, а внутри верующими. Таким образом, есть четыре группы людей, положение которых разъяснил Коран. Первые три группы упоминаются в начале суры «аль-Бакъара». Что же касается четвертой группы (внешне являющихся неверными, а внутри верующих), то о них сказано в словах Всевышнего: «И если бы в Мекке не было верующих мужчин и верующих женщин, которых вы не знали и могли затоптать по незнанию так, что они поставили бы вас в затруднительное положение, то Аллах позволил бы вам вторгнуться в Мекку» (аль-Фатх 48: 25). Эти люди скрывали свой иман среди своего народа и не могли его проявлять. Так же из числа таких людей верующий человек из числа семейства фараона, который скрывал свой иман. Также из числа этих людей тот, за кого совершил молитву-джаназа посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) – правитель христиан Эфиопии – Наджаши, который был верующим внутри»”. См. “Иджтима’ аль-джуюшь аль-ислямия” 28.



34 - Передают со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре (свойства), а отличающийся каким-либо из них будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. (Четырьмя такими свойствами отличается тот, кто) предаёт, когда ему доверяются, лжёт, когда рассказывает (о чём-нибудь), поступает вероломно, когда заключает договор, и допускает беззакония, когда враждует (с кем-либо)».(1)

См. также хадисы №№ 2459 и 3178. Также этот хадис передал Муслим 58, Ахмад 2/189, Абу Дауд 4688, ат-Тирмизи 2632, ан-Насаи 8/116, Ибн Хиббан 254.
___________________________________________________________
(1) - Иначе говоря, преступает пределы разрешённого шариатом в случае возникновения каких-либо споров или конфликтов с другими людьми.

Имам ат-Тирмизи говорил: “Обладающие знанием говорят, что в хадисе речь идет о лицемерии, проявляющемся в делах. А что касается лицемерия в сердце, то о таком (лицемерии) было известно только во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “аль-Джами’ ат-Тирмизи” 2632.
Т.е. о лицемерии в душе можно было узнать только на основании откровения от Аллаха.
Имам Ибн Аби Заманин сказал: “Эти, хадисы, в которых упоминается о лицемерии, не указывают на то, что если человек совершил одно из этих деяний, он становится таким же лицемером, как тот, кто явно исповедует Ислам, а в душе у него куфр! Смысл этих хадисов заключается в том, что эти поступки являются из деяний и качеств лицемеров!” См. “Усуль ас-Сунна” 67.
Имам ан-Навави сказал: “Проявление этих качеств может встречаться и у праведных мусульман. Ученые единогласны в том, что тот, кто является правдивым в сердце и на языке, но совершает что-либо из этих качеств, то о нем не говорят, что он впал в неверие, или что он лицемер, который вечно пребудет в Огне. И поистине, все эти качества проявились в братьях пророка Юсуфа!” См. “Шарх Сахих Муслим” 1/235.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Признанные ученые относительно этого хадиса говорили, что лицемерие означает: «проявление блага и сокрытие его противоположного», и в шариате лицемерие делится на два вида. Первый вид – это большое лицемерие, когда человек проявляет веру в Аллаха, ангелов, Писание, пророков и Судный день, а внутри отрицает все это или же часть этого. Это - то лицемерие, которое было во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), относительно которого ниспосылались аяты и подобные люди считались неверными, которые будут в самом нижнем слое Ада. Второй вид лицемерия – это малое лицемерие, лицемерие в делах. И основа этого лицемерия возвращается к качествам, упомянутым в этих хадисах”. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 436.
Поэтому мусульманину, в котором проявляются подобные качества, следует сказать, что это проявление лицемерия, а не говорить: «Ты лицемер!», так как он из-за слабого имана мог еще не полностью избавиться от этих скверных качеств.
Хузайфа, который, кстати, единственный и знал имена лицемеров, говорил: “Поистине, лицемерие было во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), а что касается сегодняшнего дня, то есть только неверие после веры!” аль-Бухари 7114.
Смысл его слов в том, что о большом лицемерии в людях можно было знать только на основании откровения от Аллаха во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха). И в этих словах Хузайфы нет довода убеждению мурджиитов, которые говорят, что лицемерия уже нет вовсе. Лицемерие было, есть и будет, однако невозможно узнать о большом лицемерии после смерти пророка (мир ему и благословение Аллаха), когда прекратились ниспосылаться откровения.
Къады ‘Ийяд говоря о лицемерах сказал: “На них в мире этом распространяется хукм (положение) мусульман за их открытое произнесение шахады языком. И не сделал Аллах так, что человек может узнать сокровенные вещи (т.е. о лицемерии в сердце), и не велено им расследовать это, более того пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил это и сказал (тому, кто убил произнесшего шахаду): «Разве ты рассек его сердце?!» (чтобы узнать искренне он произнес шахаду или нет)”. См. “аш-Шифа” 2/17.
Имам аль-Мунави привел сообщение, в котором сообщалось, что однажды один человек из Басры пришел к ‘Ата ибн Аби Раббаху и сказал: “Я слышал, как Хасан аль-Басри говорил: «В ком проявились три качества, то я не затруднюсь сказать, что он лицемер!»” ‘Атаъ сказал ему: “Когда вернешься к Хасану, скажи ему: «‘Атаъ передает тебе салам и спрашивает: “Что ты скажешь о братьях пророка Юсуфа, которые лгали, не сдержали обещание и поступили вероломно?! Являлись ли они лицемерами?!»” Когда же тот человек передал это Хасану аль-Басри, он сказал: «Да воздаст Аллах благом ‘Ате!»” См. “Файдуль-Къадир” 1/194.
Спросили имама Ахмада: «Что сказать о том, кто не боится для себя лицемерия?» Он ответил: “Разве кто-то может быть защищен в отношении себя от лицемерия?!” См. “Масаиль Ибн Хани” 2/176.
Хасан аль-Басри говорил: “Клянусь Аллахом, не застал дня и не застал ночи верующий на поверхности земли, чтобы он не боялся лицемерия для себя! И никто не считает лишенным себя лицемерия, кроме истинного лицемера!” аль-Фирьяби в “Сыфатуль-мунафикъ” 87.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

Re: САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ВЕСЬ СБОРНИК

Сообщение ФАРУК »

25 – ГЛАВА: Совершение молитв в ночь предопределения
является признаком веры.(1)

______________________________________________
(1) - Одна из нечётных ночей последней декады рамадана. О ночи предопределения /ляйлят аль-кадр/ говорится в 44-й и 97-й сурах Корана.


35 - Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тому, кто проведёт в молитве ночь предопределения с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи”».

См. также хадисы №№ 35, 37, 38, 1901, 2008, 2009, 2014. Также этот хадис передали Муслим 760, Абу Дауд 1372, ан-Насаи 4/155, Ибн Маджах 1641, Ахмад 5/318.
___________________________________________________
Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«(Однажды) я спросила: “О посланник Аллаха, скажи, если я узнаю (о наступлении) ночи предопределения, что мне следует говорить?” Он сказал: “Говори: “О Аллах, поистине, Ты – Прощающий, Ты любишь прощать, так прости же меня!”» /Аллахумма, иннака ‘Афуввун, тухыббу-ль-‘афва, фа’фу ‘анни!/ Этот хадис приводят ат-Тирмизи 3513, Ибн Маджах, 3850, аль-Хаким 1/530, который сказал: «Достоверный хадис соответствующий условиям аль-Бухари и Муслима». Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 4423, «ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 4969.
Хафиз Ибн Раджаб, упомянув эти хадисы, сказал: “Суфьян ас-Саури говорил: «Обращение с мольбами в Ночь предопределения любимее для меня, чем совершение молитв!» Смысл слов Суфьяна в том, что множество ду’а лучше, чем молитва, в которой мольба часто не произносится. Но если человек будет читать Коран и обращаться с ду’а, это будет лучше! Пророк (мир ему и благословение Аллаха), совершая ночные молитвы в Рамадан читал Коран размеренно и читая аят о милости, просил о ней, а читая аят про мучение, прибегал за защитой от него. И таким образом он объединял между молитвой, чтением Корана, мольбой и размышлением! Это является наилучшим и совершенным деянием в последние десять ночей Рамадана и других ночах”. См. “Лятаифуль-ма’ариф” 204.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС 36

Сообщение ФАРУК »

26 – ГЛАВА:
(Участие) в джихаде − от веры.



36 – Сообщается, что Абу Зур’а ибн ‘Амр ибн Джарир сказал:
«Я слышал, как Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
“Всемогущий и Великий Аллах (не замедлит) наградить того, кто выйдет на Его путь. (Аллах скажет): “Не побуждает его (к этому) ничто, кроме веры в Меня и веры посланникам Моим, и Мне надлежит вернуть его (домой) с доставшейся ему наградой или военной добычей или же ввести его в рай!” И если бы это не обернулось трудностями для моей общины(1), то я не оставался бы позади отряда, (принимающего участие в джихаде,) а обязательно пожелал бы быть убитым на пути Аллаха, а потом воскрешённым, потом снова убитым и снова воскрешённым, а потом снова убитым!”(2)»
См. также хадисы №№ 2787, 2797, 2972, 3123, 7226, 7227, 7457. Также этот хадис передал Муслим 1876.
_______________________________________________________
(1) - Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имеет в виду трудности, которые неизбежно возникли бы, случись с ним что-нибудь во время боевых действий.
(2) - Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выражает желание быть убитым неоднократно, чтобы подчеркнуть, сколь великая награда уготована Аллахом павшим за веру. Cледует отметить, что награда ждёт далеко не всех участников сражений и военных походов, действия которых должны отвечать известным требованиям (запрещается убивать детей, женщин, монахов и т. д.), но ещё более важной является мотивация поступков. Одним из указаний на это может служить приводимый Муслимом хадис, в котором со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
− Поистине, первым из людей, кого будут судить в День воскресения, окажется человек, павший в сражении за веру. Его приведут, и Аллах напомнит ему о Своих милостях, и он признает их, а потом (Аллах) спросит: «И что же ты сделал в знак благодарности за них?» Он ответит: «Я сражался ради Тебя, пока не погиб!» (Аллах) скажет: «Ты лжёшь, ибо сражался ты (только) ради того, чтобы (люди) говорили: “(Он) смельчак”, и (они) говорили (так)!» − после чего относительно (этого человека) будет отдано (соответствующее) повеление и его повлекут лицом вниз, чтобы ввергнуть в ад.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС 37

Сообщение ФАРУК »

27 – ГЛАВА: Добровольные ночные молитвы,
совершаемые во время рамадана в надежде на награду Аллаха,
являются признаком веры.



37 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Тому, кто во время рамадана будет молиться по ночам с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи».См. также хадисы №№ 35, 38, 1901, 2008, 2009, 2014. Также этот хадис передали Муслим 759, Абу Дауд 1371, ан-Насаи 4/156 и ат-Тирмизи 808.
________________________________________________
Имам аль-Баджи говорил: “В этом хадисе содержится великое побуждение к совершению ночных молитв в Рамадане, и необходимо стремиться к этому, поскольку в этом поступке содержится искупление прошлых грехов. Знай, что для того, чтобы простились грехи, необходимо совершать эти молитвы с верой в истинность обещания пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и стремясь заработать награду Аллаха, отстраняясь от показухи и всего, что нарушает деяния!” См. “аль-Мунтакъа” 251.
‘Амр ибн Мурра аль-Джухани рассказывал: “Однажды один человек пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “О посланник Аллаха! Ты знаешь, что я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что ты – посланник Аллаха, и что я совершаю молитву, выплачиваю закят, соблюдаю пост и выстаиваю ночи Рамадана в молитвах?!” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто умрет на этом, будет в Раю среди правдивых и шахидов!»” в «Кашф аль-Астар» 45, Ибн Хузайма в своем «Сахихе» 2024, Ибн Хиббан 3438. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 1/419.
Хафиз Ибн Раджаб говорил: “Знай, что в месяц Рамадан в верующем собираются два вида джихада против души! Джихад с дневным временем ради поста, и джихад с ночью ради совершения ночных намазов. И тот, кто объединил в себе эти два вида джихада, тот заслужит награду без счета!” См. “Лятаифуль-ма’ариф” 171.
‘Абдуллах ибн ‘Укъайм рассказывал: “Когда наступал месяц Рамадан, ‘Умар ибн аль-Хаттаб говорил: «Поистине, Аллах вменил вам в обязанность в этот месяц пост, но не вменил в обязанность совершение ночных молитв. Но поистине, эти ночные молитвы (в Рамадан) из наилучших добровольных деяний, о которых сообщил Всевышний Аллах! И тот, кто не желает их совершать, пусть спит в своей кровати. И пусть каждый из вас остерегается говорить: “Я буду поститься, если такой-то будет поститься, и буду выстаивать ночные намазы, если такой-то будет их выстаивать!” Так пусть же тот, кто поститься или совершает ночные молитвы, делает это только ради Аллаха!»” ‘Абдур-Раззакъ 7748, Ибн Абу Шейба 8873. Иснад достоверный.
Имам ан-Навави сказал: “Умма единогласна в том, что совершение молитвы таравих не является обязательным, однако это является желательным!” См. “Шарх Сахих Муслим” 5/379.
Закрыто