Адаб аль-Муфрад (имам аль-Бухари)

Аватара пользователя
abuimran as-salafi
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 15 ноя 2008, 20:17

Адаб аль-Муфрад (имам аль-Бухари)

Сообщение abuimran as-salafi »

Тахкик шейха Мухаммада Насыруддина аль-Альбани
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

Re: Адаб аль-Муфрад (имам аль-Бухари)

Сообщение ФАРУК »

Глава: Слова Всевышнего Аллаха: "Мы заповедали человеку быть добрым к родителям". Сура "Паук", 29:8
1 – Сообщается, что Шу‘ба сказал:
- Аль-Валид ибн аль-‘Айзари рассказывал мне о том, что он слышал как Абу ‘Амр Аш-Шайбани говорил: «Нам рассказал хозяин этого дома - и он указал на дом ‘Абдуллы (ибн Мас’уда), да будет доволен им Аллах:
«(Однажды) я спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Какое дело Великий и Всемогущий Аллах любит больше всего?” Он ответил: “Молитву, совершаемую в установленное для неё время ”. Я спросил: “А после этого?” Он ответил: “Проявление почтительности и доброты по отношению к родителям”. Я спросил: “А после этого?” Он ответил: “Борьбу /джихад/ на пути Аллаха”».
(‘Абдуллах Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах,) сказал: «Об этом рассказал мне (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует), а если бы я (спросил о чём-нибудь ещё), то он обязательно сказал бы больше». Этот хадис передали аль-Бухари в "Сахихе" 527 и в «Адаб аль-Муфрад» 1, Муслим 85, Ахмад 1/409, ан-Насаи 1/292. См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 164, «Мишкат аль-Масабих» 568.
_____________________________________________________________________________
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Этот хадис Ибн Мас’уда указывает на то, что наилучшим деянием, приближающим к Аллаху и наиболее любимым для Него является молитва, совершаемая в установленные для нее промежутки времени!” См. “Фатхуль-Бари” 4/207.
Посланник (да благословит его Аллах и да приветствует) объяснил в этом хадисе, что молитва в её надлежащее время - самое угодное из деяний и он поместил его перед благим отношением к родителям и джихадом на пути Аллаха. Доказательством этому - использование оборота речи: "Какое затем". Этот оборот используется, чтобы обозначить порядок (иерархию), и это известно всем знатокам арабского языка.
Аль-Хафиз Ибн Хаджр сказал в "Аль-Фатх": "Ибн Базиза сказал: "То, что требует рассмотрения - помещение джихада прежде всех деяний тела, поскольку он влечёт самопожертвование, за исключением терпеливого сохранения обязательных молитв, своевременного их совершения и также благого поведения с родителями, - дел, которые совершаются постоянно. Никто не может оставаться терпеливым в служении Аллаху в этих делах, кроме правдивые /сиддикъун/ а Аллах знает об этом лучше!"
Аватара пользователя
abuimran as-salafi
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 15 ноя 2008, 20:17

Глава 2

Сообщение abuimran as-salafi »

عن عبد الله بن عمر قال رضا الرب في رضا الوالد وسخط الرب في سخط الوالد"
2. Абдуллах ибн Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Господь проявляет довольство по причине довольства отца, и (Господь) проявляет гнев по причине гнева отца».
[Хадис хасан].
В данном хадисе речь идет только об отце, так как о достоинстве матери речь пойдет в следующей главе. Если в подчинении отцу (в тех вещах, которые не приводят к ослушанию Аллаха) есть довольство Аллаха, то в деле подчинения матери еще больше довольства Аллаха, так как степень матери выше степени отца. Именно по этой причине в данном хадисе не упоминается мать. Однако в некоторых версиях этого хадиса упоминаются оба родителя, в таком случае речь идет о подчинении обоим и не делается разницы между ними. Данное сообщение является словами Ибн Умара, да будет доволен им Аллах и не возводится к пророку, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха. Подобные сообщения именуются «асар».
Кто такой Абдуллах ибн Умар? Это сподвижник пророка да пребудут над ним мир и благословение Аллаха и сын второго праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба да будет доволен им Аллах. В год хиджры ему было тринадцать лет. Сообщается, что он умер в восемьдесят четыре или восемьдесят семь лет. Он обратился в Ислам вместе со своим отцом. Несмотря на свое сильное желание участвовать в битвах Бадр и Ухуд, пророк да пребудут над ним мир и благословение Аллаха не разрешил ему участие в них из-за его молодого возраста. Однако ему удалось поучаствовать в следующем сражении у рва (Хандакъ) в возрасте пятнадцати лет. Он так же участвовал и в других сражениях и раньше своего отца совершил хиджру. Среди сподвижников отличался своей праведностью, щедростью и милостивым отношением к людям. Если он чувствовал даже малейшую привязанность к какой-либо вещи, принадлежащей ему, он тот час же её отдавал кому-нибудь. Так же он освобождал тех своих рабов, которые принимали истину. Он никогда не вмешивался в войны и распри за власть.


Забота о матери


عن بهز بن حكيم عن أبيه عن جده قلت يا رسول الله من أبر قال أمك قلت من أبر قال أمك قلت من أبر قال أمك قلت من أبر قال أباك ثم الأقرب فالأقرب"

3. Бахз ибн Хаким передавал слова своего отца (Муавийи ибн Хайда ,да будет доволен им Аллах), а тот своего деда, что однажды он спросил пророка, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха: «О посланник Аллаха! О ком я должен больше всего заботиться?» Он ответил: «О своей матери». Я спросил снова: «О ком я должен больше всего заботиться?» Он ответил: «О своей матери». Я снова спросил: «О ком я должен больше всего заботиться?» Он ответил: «О своей матери». Я снова спросил: «О ком я должен больше всего заботиться?» Он ответил: «О своем отце, а затем о самом близком, а затем о самом близком».
[Хадис хасан].

Нет разногласий в том, что права матери должны соблюдаться раньше прав отца. Существуют три особенности, относящиеся к матери, в которых нет участия отца: период беременности, когда она носит ребенка и переносит предродовые боли, затем переносит боли во время родов, которые иногда заканчиваются смертью, и проявляет терпение к трудностям в период кормления. Отцы не участвуют в упомянутых особенностях, и матери переносят их в одиночку. После этого родители участвуют в воспитании своих детей и трудятся, чтобы поставить их на ноги.
В данном хадисе трижды подряд упоминается о благочестии к матери. И это указывает на высокий статус матери в Исламе. Мать проводит больше времени со своим ребенком, чем отец, и соответственно она больше страдает от него. Она проявляет терпение к его капризам, шалостям, убирает за ним, заботится о благополучии его здоровья.
Кто такой Муавийа ибн Хайда передавший слова пророка, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха?
Он был из сподвижников посланника Аллаха да пребудут над ним мир и благословение Аллаха. Жил в Басре, участвовал в битве при Хорасане и там же был убит. Хадисы, передаваемые через него, оцениваются как достоверные. Да будет доволен им Всевышний Аллах!



عن بن عباس أنه أتاه رجل فقال أنى خطبت امرأة فأبت أن تنكحني وخطبها غيرى فأحبت أن تنكحه فغرت عليها فقتلتها فهل لي من توبة قال أمك حية قال لا قال تب إلى الله عز وجل وتقرب إليه ما استطعت فذهبت فسألت بن عباس لم سألته عن حياة أمه فقال أنى لا أعلم عملا أقرب الى الله عز وجل من بر الوالدة"
4. Сообщается от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что однажды к нему пришел один мужчина и сказал: «Я отправился свататься к одной женщине, а она мне отказала. Однако к ней сватался другой человек, за которого она согласилась выйти замуж, и я убил её из-за ревности. Есть ли мне прощение, если я покаюсь?» Ибн Аббас, , да будет доволен им Аллах, спросил у него: «Жива ли твоя мать?» Он ответил: «Нет». Ибн Аббас сказал: «Покайся перед Всемогущим и Великим Аллахом и приближайся к нему, насколько сможешь».
(Ата ибн Йасар сказал) я спросил Ибн Аббаса , да будет доволен им Аллах: «Почему ты спросил у него о его матери?» Он ответил: «Я не знаю более великого деяния приближающего к Всевышнему Аллаху, чем забота о матери».
[Хадис сахих]
Аватара пользователя
abuimran as-salafi
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 15 ноя 2008, 20:17

Глава 3

Сообщение abuimran as-salafi »

Забота об отце
عن أبى هريرة قال قيل يا رسول الله من أبر قال أمك قال ثم من قال أمك قال ثم من قال أمك قال ثم من قال أباك
5. Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что один человек спросил пророка да пребудут над ним мир и благословние Аллаха: «О Посланник Аллаха! О ком я должен заботится?» Он ответил: «О матери». Его снова спросили: «А затем?» Он ответил: «О матери». Его снова спросили: «А затем?» Он ответил: «О матери». Его снова спросили: «А затем». Он ответил: «Об отце».
[Хадис сахих]

В этом хадисе, как и в предыдущем, пророк, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, отметил о необходимости доброго отношения к матери, и что забота о матери опережает заботу, об отце.
Кто такой Абу Хурайра?
Сподвижник пророка, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, который обратился в Ислам в год похода на Хайбар и участвовал в нем. Относительно его настоящего имени существуют разногласия. Люди не звали его по имени, так как, он был известен своей куньей. По этой причине существует множество версий относительно его имени, однако самое сильное мнение, что его звали Абдурахман. Во времена невежества его звали Абдушамс (Раб солнца). Он сам рассказывал: «Во времена джахилийи меня звали Абдушамс, а когда я принял Ислам меня стали называть Абдурахман. А Абу Хурайрой меня стали называть по следующей причине: Однажды пророк, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, увидел, что я ношу в рукаве котенка и спросил: «Что это?» Я ответил: «Это котенок». Тогда он сказал: «О отец котенка (Абу Хурайра)»». Он был самым бедным из сподвижников. Он не занимался торговлей или перепродажей товаров, и поэтому постоянно был вместе с пророком, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха. По этой причине, а так же по причине феноменальной памяти, он передал от пророка, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, очень много изречений. От него хадисы передавали более восьмиста сподвижников и табиинов. Он был назначен наместником в Бахрейне при Умаре, при Усмане был кадием в Мекке, а при Муауийи был наместником Медины. Он умер в 57 г.х. в Медине, в возрасте 78 лет. Да будет Аллах доволен им!



عن أبى هريرة أتى رجل نبي الله صلى الله عليه وسلم فقال ما تأمرنى قال بر أمك ثم عاد فقال بر أمك ثم عاد فقال بر أمك ثم عاد الرابعه فقال بر أمك ثم عاد الخامسة فقال بر أباك"
6. Сообщается от Абу Хурайры да будет доволен им Аллах, что один мужчина пришел к пророку Аллаха, да пребудут над ним мир и благословние Аллаха, и спросил его: «Что ты мне прикажешь?» Пророк да пребудут над ним мир и благословние Аллаха сказал: «Заботься о матери». Мужчина повторил (свой вопрос). Пророк да пребудут над ним мир и благословние Аллаха сказал: «Заботься о матери». Мужчина повторил (свой вопрос). Пророк да пребудут над ним мир и благословние Аллаха сказал: «Заботься о матери». Мужчина повторил (свой вопрос) в четвертый раз. Затем он повторил свой вопрос в пятый раз и пророк да пребудут над ним мир и благословние Аллаха сказал: «Заботься об отце».
[Хадис сахих]
Аватара пользователя
abuimran as-salafi
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 15 ноя 2008, 20:17

Глава 4

Сообщение abuimran as-salafi »

Забота о родителях даже в случае их несправедливого отношения
عن بن عباس قال ما من مسلم له والدان مسلمان يصبح إليهما محتسبا إلا فتح الله بابين يعنى من الجنة وإن كان واحد فواحد وإن اغضب أحدهما لم يرض الله عنه حتى يرضى عنه قيل وإن ظلماه قال وإن ظلماه"
7. Передается от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Нет такого мусульманина, который утром радует обоих своих родителей мусульман ради награды, и чтобы Аллах не открыл ему (за это) две райские двери, а если жив только один родитель, то одну. Если же он разгневает их, то Аллах не будет доволен им, пока не будут им довольны его родители». Его спросили: «Даже в случае их несправедливого отношения к нему?» Он ответил: «Даже если они были к нему несправедливы».
[Хадис даиф]

Как мы видим из данного хадиса, человеку следует добиваться довольства родителей, даже если они будут несправедливы по отношению к нему. Это является одной из степеней совершенства. Имам ат-Тахауи, да смилостивиться над ним Аллах, говорил: «Родителям следует подчиняться в дозволенных вещах, а в запретных не следует». Согласно некоторым ученым, родителям следует подчиняться в мирских вопросах, если они даже несправедливы в них, а в вопросах будущей жизни (ахират) подчинение им не является условием, если они допускают несправедливость. Согласно имаму аль-Газали, в сомнительных вопросах, запретность или дозволенность которых не установлена, подчинение родителям обязательно. В вопросах, запретность которых установлена подчинение родителям не обязательно. Это мнение большинства ученых. Так же спросили шейха аль-Албани, да смилостивиться над ним Аллах: «Если человек, желая отстраниться от сомнительного не ест мясо, в котором он сомневается, а родители ему повелевают его есть, то, что ему делать, повиноваться родителям, или отстраняться от сомнительного? Ответ шейха аль-Альбани: «Необходимо подчиняться родителям, ибо запрещено подчиняться им в совершении греха, а здесь речь идет только о сомнении!» См. “аль-Хауи мин фатауа аль-Альбани” 371. Отстранение от сомнительного это от богобоязненности, тогда как подчинение родителям является приказом.
Аватара пользователя
abuimran as-salafi
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 15 ноя 2008, 20:17

Глава 5

Сообщение abuimran as-salafi »

Мягкое отношение к родителям

طيسلة بن مياس قال كنت مع النجدات فاصبت ذنوبا لا أراها الا من الكبائر فذكرت ذلك لابن عمر قال ما هى قلت كذا وكذا قال ليست هذه من الكبائر هن تسع الإشراك بالله وقتل نسمة والفرار من الزحف وقذف المحصنة وأكل الربا وأكل مال اليتيم والحاد في المسجد والذي يستسخر وبكاء الوالدين من العقوق قال لي بن عمر أتفرق من النار وتحب أن تدخل الجنة قلت إى والله قال أحى والدك قلت عندي أمى قال فوالله لو ألنت لها الكلام وأطعمتها الطعام لتدخلن الجنة ما اجتنبت الكبائر"
8. Сообщается, что Тайсаля ибн Маййас рассказывал: «Я был (в рядах) Надждитов (Надждиты – это сторонники Наджда ибн Амира аль-Хариджи, который был из харуритов). В один из дней я совершил грех, который считал из больших грехов и рассказал об этом Ибн Умару, да будет доволен им Аллах. Ибн Умар да будет доволен им Аллах спросил: «Что же это?» Я ответил: «(Я совершил) То-то и то-то». Ибн Умар да будет доволен им Аллах сказал: «Но ведь это не из больших грехов. Больших грехов девять: придавать Аллаху сотоварищей, убийство человека, бегство с поля боя, клевета на целомудренную женщину, пользоваться имуществом, приобретенным при помощи ростовщичества, присвоение имущества сироты, совершение греха в мечети, высмеивание религии и неподчинение родителям». Затем Ибн Умар да будет доволен им Аллах сказал мне: «Желаешь ли ты избежать адского огня, и войти в рай?» Я отвтеил: «Да, клянусь Аллахом, желаю!» Он сказал: «Живы ли твои родители?» Я сказал: «Жива моя мать». Он сказал: «Клянусь Аллахом, если ты станешь мягко обходиться с ней, кормить и поить её, избегать больших грехов, обязательно войдешь в Рай».
[Хадис сахих]
По причине случая произошедшего с Тайсалой ибн Маййасом, Ибн Умар перечислил девять больших грехов и поведал о том, что тот мусульманин, который станет избегать их и будет уважительно относиться к своим родителям войдет в Рай.
Самым великим из всех больших грехов является придание Аллаху сотоварищей; это означает выйти за пределы имана и Ислама. Аллах не прощает подобный грех, и не смилостивиться над тем, кто совершает его, кроме как по причине покаяния и возвращения в лоно имана. Все остальные грехи, которые не выводят человека за пределы имана, Аллах простит, кому пожелает, даже если раб не покается в них. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. А кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тот впал в глубокое заблуждение». (Сура ан-Ниса /Женщины/, 116).
Из данного аята понимается, что нет большего греха кроме греха неверия, это и есть самое большое заблуждение. Этот грех приводит человека к вечному горю в Аду. Для того чтобы спастись от этого несчастья, следует не медля уже при жизни вернуться в лоно имана, иначе у того, кто умер на неверии не останется шансов на спасение.
Ученые разошлись во мнениях относительно малых грехов и их видов. Согласно некоторым из них это относительные вещи и они меняются в зависимости от того, к чему он относится. Например, если какой-либо грех, относится к тому, что меньше него, считается большим грехом, а если относится к тому, что больше него, то считается малым грехом. Некоторые же из ученых говорили, что тот грех, который совершается неоднократно и упорно считается большим, а оставленный и не совершаемый грех считается малым. Некоторые же ученые увеличили число больших грехов. Для того чтобы люди боялись грехов, некоторые из них сказали, что Аллах не указал нам какие из грехов являются большими. Несомненно, то, что принимается здоровым разумом как скверное и нечто ненавистное, является большим грехом. А те грехи, в которые человек впадает время от времени считаются малыми грехами. Таким образом, упомянутые Абдуллахом ибн Умаром, да будет доволен им Аллах, девять грехов, составляют основу больших грехов.
(Одну из версий этого сообщения (асар) упомянул в своем тафсире имам ат-Табари (том 15 стр.66) в толковании к 24-ому аяту суры аль-Исра /Перенос ночью/).


9. Урва относительно аята وَاخْفِضْ لَهُمَا جَنَاحَ الذُّلِّ مِنَ الرَّحْمَةِ
«Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему…» (аль-Исра, 24) сказал:
«Не препятствуй их желаниям!».
[Иснад сахих]
Урва так же поведал о достоинстве подчинения родителям и что это деяние является обязанностью детей.
Кто такой Урва? Урва был из табиинов. Его отцом был Зубайр ибн Аууам да будет доволен им Аллах, который еще при жизни был обрадован раем. Он родился в 24 г.х. и умер в одной из финиковых садов вблизи от Мекки в 94 г.х. в возрасте 65 лет. Его матерью была дочь Абу Бакра да будет доволен им Аллах, Асма (Зату-н-никъатейн). Знания о фикхе он получил от своей тети по матери Айши да будет доволен им Аллах. Он был одним из семи крупных мединских факихов, и от него передавалось множество изречений пророка да пребудут над ним мир и благословение Аллаха. Он держался в стороне от всякого род смут, которые происходили в его время. Он был известен своей аскетичностью и богобоязненностью. Когда он дожил до преклонных лет, у него началась гангрена, и он решился на ампутацию ноги без использования анестезических средств, и он осознал, что ему ампутировали ногу только после того, как он почувствовал запах от прижигания. Это указывает на его мужество. В тот же день его сын упал с крыши дома под ноги животного и был растоптан. Он проявил терпение, несмотря на эти беды, и сказал: « Нас постигли беды во время этого путешествия. О Аллах! Поистине Ты забрал то, что даровал нам. Ты тот, Кто посылает своим рабам бедствия и благоденствие…». Он каждую ночь прочитывал одну четвертую часть Корана и вместе с прочитанным совершал ночные молитвы. Только в ночь, когда у него была ампутирована нога, он оставил свое поклонение. Он открыл в Медине источник воды который впоследствии начали называть «Би’ри Урва». Передается, что вода в этом источнике была вкуснее, чем в других источниках Медины. Так же сообщается, что он уехал в Египет и там же женился, и вернулся в Медину спустя семь лет, после чего скончался. Да простит их всех Всевышний Аллах!
Аватара пользователя
abuimran as-salafi
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 15 ноя 2008, 20:17

Глава 6

Сообщение abuimran as-salafi »

Возмещение прав родителей

عن أبى هريرة عن النبي صلى الله عليه وسلم قال لا يجزى ولد والده إلا أن يجده مملوكا فيشتريه فيعتقه
10. Сообщается от Абу Хурайры да будет доволен им Аллах, что пророк, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Дети не в силах возместить своим родителям их права полностью, кроме как выкупив и освободив одного из них от рабства».
[Иснад сахих]

Из данного хадиа становится известно, что дети могут возместить права родителей только лишь совершив вышеупомянутое действие, то есть выкупив их из рабства. Собрав деньги и выкупив их у их хозяина, они как бы возвращают их к жизни и это является великой услугой по отношению к ним. Отец и мать являются причиной повления на свет детей и подобно этому, выкупив своих родителей из рабства, дети обеспечивают своим родителям их жизни. Несмотря на то, что в данном аяте упоминается только об отце, сюда входит так же и мать. По причине редкости подобных случаев, обычно считается что права родителей не возможно возместить полностью. Да поможет Аллах сыновьям и дочерям добиться довольства своих родителей!
عن أبى بردة أنه شهد بن عمر رجلا يمانيا يطوف بالبيت حمل أمه وراء ظهره يقول إني لها بعيرها المذلل إن أذعرت ركابها لم أذعر ثم قال يا بن عمر أترانى جزيتها قال لا ولا بزفرة واحدة ثم طاف بن عمر فأتى المقام فصلى ركعتين ثم قال يا بن أبى موسى إن كل ركعتين تكفران ما أمامهما"
11. Абу Бурда, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды я был вместе с Ибн Умаром да будет доволен им Аллах, и мы увидели одного человека из Йемена, который совершал обход Каабы со своей матерью, неся её у себя на спине и приговаривая:
Поистине для матери я верблюдом буду смиренным,
И если утомится верблюд, я не буду утомленным.
Затем этот мужчина сказал: «О Ибн Умар! Скажи мне, возместил ли я права своей матери?» Ибн Умар да будет доволен им Аллах сказал: «Нет! Ты не возместил даже один стон своей матери (во время родов)». Затем Ибн Умар да будет доволен им Аллахсовершил обход Каабы. После обхода, он совершил два ракаата молитвы на месте стояния Ибрахима (макъаму Ибрахим). Затем он сказал: «О Абу Муса! Поистине каждые два ракаата (молитвы) стирают предшествующие им грехи»».
[Иснад сахих]

В данном асаре есть указание на две особенности. Первая особенноть - это попытка возмещения прав матери, оказав ей помощь в тауафе вокруг Каабы. Однако это оказалось невозможным как следует из данного асара, смысл которого в свою очередь совпадает со смыслом хадиса приведенного выше. Вторая особенность - это достоинство молитвы на месте стояния Ибрахима (макъаму Ибрахим) после каждого тауафа. Это называется молитвой тауафа. По причине великого достоинства этой молитвы, она является причиной прощения совершенных ранее грехов, которые не связаны с возмещением прав людей. Важно не повторять грехи после тауафа. Поистине Вевышний Аллах знает намерения людей и воздает своим рабам в соответсвии с их намерениями.
Абу Бурда рассказавший эту историю, является сыном Абу Мусы аль-Ашари, да будет доволен им Аллах. Его имя аль-Харис. Он был из факихов и передал много хадисов. Он жил в Куфе и его помощником был Саид ибн Джубайр. Он скончался в 104 г.х. в возрасте за восемьдесять лет. Являлся одним из известных табиинов.


أن أبا هريرة كان يستخلفه مروان وكان يكون بذي الحليفة فكانت أمه في بيت وهو في آخر قال فإذا أراد أن يخرج وقف على بابها فقال السلام عليك يا أمتاه! و رحمة الله وبركاته فتقول وعليك السلام يا بني! و رحمة الله وبركاته فيقول رحمك الله كما ربيتنى صغيرا فتقول رحمك الله كما بررتنى كبيرا ثم إذا أراد أن يدخل صنع مثله".
12. Маруан иногда назначал Абу Хурайру, да будет доволен им Аллах, руководителем. Когда он находился в Зуль-Хуляйфе, он и его мать находились в разных домах. Когда ему надо было выйти, он становился у дверей своей матери и говорил: «Мир тебе о мама! Да пребудут над тобой мир и благословение Аллаха». А его мать отвечала: «И тебе мир о сынок! Да пребудут и над тобой мир и благословение Аллаха». Он снова говорил: «Да смилостивиться Аллах над тобой, так как ты воспитывала и растила меня, когда я был ребенком». А его мать говорила: «Да смилостивиться Аллах и над тобой за то, что ты заботишься обо мне в то время, когда меня постигла старость». Абу Хурайра повторял эти слова так же когда возвращался домой».
[Иснад даиф]

عن عبد الله بن عمرو قال جاء رجل إلى النبي صلى الله عليه وسلم يبايعه على الهجرة وترك أبويه يبكيان فقال ارجع إليهما وأضحكهما كما أبكيتهم"
13. Абдуллах ибн Амр сказал: «Один мужчина, оставив своих родителей в слезах, пришел к пророку, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, чтобы принести ему присягу для присоединения к хиджре (джихаду). Пророк, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Вернись к ним, и заставь их смеяться так же как ты заставил их плакать».
[Хадис сахих]
Хиджра - это переезд с одного места на другое. С религиозной точки зрения хиджра делится на два вида:
1. Переселение с дозволения Аллаха и Его Посланника, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, по причине невозможности переносить тяготы причиняемые Мекканскими многобожниками. Это подобно переселениям в Эфиопию и Медину. Цель этих переселений - это двольство Аллаха, поэтому подобные переселения принимаются и вознаграждаются Всевышним Аллахом.
2.Переселения ради мирского или любимого человека и за подобное переселение ет никакой награды.
Из данного хадиса становится ясно, что несмотря на полагающуюся награду за переселение, оно не должно быть совершено против воли родителей. Довольство родителей является первостепенной особенностью в этом деле и в данном хадисе есть указание на то, что мусульмане обязаны соблюдать эту особенность.


أن أبا مرة مولى أم هانئ بنت أبي طالب أخبره أنه ركب مع أبى هريرة الى أرضه بالعقيق فإذا دخل أرضه صاح بأعلى صوته عليك السلام و رحمة الله وبركاته يا أمتاه تقول وعليك السلام و رحمة الله وبركاته يقول رحمك الله كما ربيتنى صغيرا فتقول يا بنى وأنت فجزاك الله خيرا ورضى عنك كما بررتنى كبيرا".
14. Вольноотпущенник Умму Хани бинт Абу Талиб, Абу Мурра рассказывал: «Я вместе с Абу Хурайрой прибыли на место его проживания в аль-Акъикъ (Зуль-Хуляйфа). Когда он достиг своего дома то громко произнес: «Мир тебе о мама! Да пребудут над тобой мир и благословение Аллаха». А его мать отвечала: «И тебе мир о сынок! Да пребудут и над тобой мир и благословение Аллаха». Он снова говорил: «Да смилостивиться Аллах над тобой, так как ты воспитывала и растила меня, когда я был ребенком».
[Иснад сахих]
Эта история схожа с хадиом переданным под номером 12. Аль-Акъикъ это название долины между Мединой и Зуль-Хуляйфой.
Ученые разделились во мнениях относительно имени Абу Хурайры и имени его отца. Ибн аль-Джаузи в своем труде «Сыфату-ссаффа» привел 18 имен, однако сказал, что самым распространенным из них является Абду-Шшамс ибн Амир. После принятия им Ислама Посланник Аллаха, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, назвал его Абдуллах. А прозвище Абу Хурайра, он получил по причине котенка, которого часто брал собой. Этот славный сподвижник являлся истинным требующим знания, потому что он любил знание больше всего на свете. От него передали хадисы около 800 передатчиков. Согласно сообщению имама ас-Суюты в «Тадриб ар-рауи», Абу Хурайра передал 5375 хадисов. Из них 325 хадисов вошли в сборники имамов аль-Бухари и Муслима, в достоверности которых оба имама были единогласны. Из них 93 вошли только в сборник имама аль-Бухари, а 189 только в сборник имама Муслима. В общем, в этих двух сборниках было передано 607 хадисов от Абу Хурайры.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

Адаб аль-Муфрад (имам аль-Бухари). ХАДИС 15

Сообщение ФАРУК »

( باب عقوق الوالدين )
Глава: Непочтительность по отношению к родителям



15 - Сообщается, что Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил (людей): “Не сообщить ли вам о (том, какие) грехи являются наиболее тяжкими?” − (и повторил этот вопрос) трижды. Они сказали: “Конечно, о посланник Аллаха!” (Тогда) он сказал: “(Это − ) придание Аллаху сотоварищей и непочтительность по отношению к родителям”. (Говоря это, пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) лежал на боку, а потом он сел и сказал: “И, поистине, (это − ) клеветнические речи!”(1) − и он продолжал повторять (эти слова), пока я не стал говорить: “О, если бы он умолк!”»(2) Этот хадис передали аль-Бухари в «Сахихе» 2654 и в «Адаб аль-Муфрад» 15, Муслим 87, Ахмад 5/36, ат-Тирмизи 1901.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 2628, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 2299.

____________________________________________________________
(1) - В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул также и о лжесвидетельстве.
(2) - Людям стало жалко пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который пришёл в сильное волнение, произнося эти слова. см. "Мухтасар Сахих аль-Бухари" 1119. пер. Вл. Нирша.
Аватара пользователя
abuimran as-salafi
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 15 ноя 2008, 20:17

Re: Адаб аль-Муфрад (имам аль-Бухари)

Сообщение abuimran as-salafi »

عن وراد كاتب المغيرة بن شعبة قال كتب معاوية إلى المغيرة اكتب إلى بما سمعت من رسول الله صلى الله عليه وسلم قال وراد فأملى على وكتبت بيدى إني سمعته ينهى عن كثرة السؤال وإضاعة المال وعن قيل وقال"
16. Уаррад рассказывал, что Муауийа, да будет доволен им Всевышний Аллах, написал письмо аль-Мугъире, да будет доволен им Всевышний Аллах: «Напиши мне одно из изречений пророка, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, которые ты слышал от него самого». Аль-Мугъира продиктовал мне, и я написал своими руками (следующее): «Поистине я слышал от него, что он запретил задавать много вопросов, заниматься расточительством имущества и распространять слухи».
[Сахих]
Аватара пользователя
abuimran as-salafi
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 15 ноя 2008, 20:17

Глава 8

Сообщение abuimran as-salafi »

Аллах проклянет проклинающего своих родителей


عن أبى الطفيل قال ثم سئل على هل خصكم النبي صلى الله عليه وسلم بشيء لم يخص به الناس كافة قال ما خصنا رسول الله صلى الله عليه وسلم بشيء لم يخص به الناس إلا ما في قراب سيفى ثم أخرج صحيفة فإذا فيها مكتوب لعن الله من ذبح لغير الله لعن الله من سرق منار الأرض لعن الله من لعن والديه لعن الله من آوى محدثا"

17. Абу Туфайль, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что спросили у Али, да будет доволен им Аллах: «Оставил ли вам пророк,да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, что-либо, что он не оставил другим людям?». Он ответил: «Пророк, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, не оставил нам ничего сверх того, что он оставил другим людям. Исключением является то, что находится в ножнах моего меча». Затем он достал из ножен своего меча листок бумаги, на котором было написано: «Да проклянёт Аллах того, кто принес жертву кому-либо помимо Аллаха. Да проклянёт Аллах того, кто изменяет границы земельных участков. Да проклянёт Аллах того, кто проклинает своих родителей. Да проклянёт Аллах того, кто приютил еретика».
[Сахих]
Аватара пользователя
abuimran as-salafi
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 15 ноя 2008, 20:17

Глава 9

Сообщение abuimran as-salafi »

Подчинение родителям в тех делах, в которых нет греха


عن أبى الدرداء قال أوصانى رسول الله صلى الله عليه وسلم بتسع لا تشرك بالله شيئا وإن قطعت أو حرقت ولا تتركن الصلاة المكتوبة متعمدا ومن تركها متعمدا برئت منه الذمة ولا تشربن الخمر فإنها مفتاح كل شر وأطع والديك وإن أمراك أن تخرج من دنياك فاخرج لهما ولا تنازعن ولاة الأمر وإن رأيت أنك أنت ولا تفرر من الزحف وإن هلكت وفر أصحابك وأنفق من طولك على أهلك ولا ترفع عصاك عن أهلك وأخفهم في الله عز وجل".

18. Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, заповедал мне девять вещей: «Не придавай Аллаху сотоварищей, даже в том случае если ты будешь расчленен или сожжен. Не оставляй обязательные молитвы сознательно. Сделавший, это лишится защиты (Аллаха). Не пей вино, так как оно является ключом ко всякому злу. Подчиняйся родителям. Если они прикажут тебе отречься от твоих мирских дел, сделай это. Не вступай в споры с обладателями власти даже в том случае если ты уверен в своей правоте. Не покидай поле боя, даже если ты будешь убит или если твои товарищи покинут его. Расходуй из своего имущества на свою семью, не убирай розги от своей семьи и страши их Всемогущим и Великим Аллахом».
[Хасан]

عن عبد الله بن عمرو قال جاء رجل إلى النبي صلى الله عليه وسلم فقال جئت أبايعك على الهجرة وتركت أبوي يبكيان قال ارجع إليهما فأضحكهما كما أبكيتهما
19. Абдуллах ибн Амр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Один мужчина, оставив своих родителей в слезах, пришел к пророку, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, чтобы принести ему присягу для присоединения к хиджре (джихаду). Пророк, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Вернись к ним, и заставь их смеяться так же как ты заставил их плакать».
[Хадис сахих]

عن عبد الله بن عمرو قال جاء رجل إلى النبي صلى الله عليه وسلم يريد الجهاد فقال أحى والدك قال نعم فقال ففيها فجاهد "

20. Абдуллах ибн Амр, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что один мужчина пришел к пророку, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, и изъявил желание присоединиться к джихаду. Пророк, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, спросил его: «Живы ли твои родители?» Он ответил: «Да». Тогда пророк, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «(Вернись) и заботься о них».
[Хадис сахих]
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

АДАБ АЛЬ-МУФРАД. ХАДИС 21

Сообщение ФАРУК »

( باب من أدرك والديه فلم يدخل الجنة )
Глава о том, кто застал своих родителей и не зашёл в рай.


21 - حدثنا خالد بن مخلد قال حدثنا سليمان بن بلال قال حدثنا سهيل عن أبيه عن أبى هريرة عن النبي صلى الله عليه و سلم قال :
رغم أنفه رغم أنفه رغم أنفه قالوا يا رسول الله من قال من أدرك والديه عنده الكبر أو أحدهما فدخل النار
[ ص 22 ]
قال الشيخ الألباني : صحيح

21 – Передают со слов Абу Хурайры о том, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Да будет унижен, и ещё раз да будет унижен, и ещё раз да будет унижен тот! (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, кто это?» Он сказал: «Тот, кто увидит старость своих родителей или одного из них и зайдёт в огонь!(1)»(2)
Шейх аль-Албани сказал: "Достоверный хадис ". См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 3511, «Мишкат аль-Масабих» 4912, "Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб" 2490.
_______________________________________________________________________
(1) - Здесь имеется в виду, что наградой за оказание престарелым родителям должного внимания и необходимой помощи послужит рай, тогда как человека, не выполняющего свои обязанности по отношению к ним, ждут унижения и суровое наказание.
(2) - Также этот хадис передал Муслим 2551 в риваяте которого в конце сказано: «… и не зашёл в рай».
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

Адаб аль-Муфрад (имам аль-Бухари). ХАДИС 22

Сообщение ФАРУК »

Глава: Аллах удлиняет жизнь тому, кто проявляет почтительность и доброту по отношению к родителям.


22- حدثنا اصبغ بن الفرج قال أخبرني بن وهب عن يحيى بن أيوب عن زبان بن فائد عن سهل بن معاذ عن أبيه قال قال النبي صلى الله عليه و سلم :
من بر والديه طوبى له زاد الله عز و جل في عمره
قال الشيخ الألباني : ضعيف
22 – Передают, что Сахль ибн Му’аз со слов своего отца (Му’аза ибн Анаса) рассказывал:
«Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Туба (1) тому, кто проявляет почтительность и доброту по отношению к своим родителям, и Великий и Всемогущий Аллах удлиняет его жизнь”». Этот хадис передали аль-Бухари в «Адаб аль-Муфрад» 22, Абу Йа’ля 1494,аль-Хаким 4/170, который назвал его достоверным.
Аз-Захаби сказал: «Все его передатчики заслуживающие доверия, кроме Зияда ибн Къаида, о котором было разногласие ученых».
Аль-Мунзири сказал: «Этот хадис передали ат-Табарани, Абу Йа’ля и аль-Хаким по пути передачи Зияда ибн Къаида». См. «Файд аль-Къадир».
Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис/да’иф/». См. «Да’иф аль-Джами’ ас-Сагъир» 5502, «Да’иф ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 1477.
_________________________________________________________________________________
(1) - Когда пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: “О посланник Аллаха! Что такое Туба?” Он ответил: «Это дерево в Раю, длиною в сто лет». аль-Бухари 6/233, Муслим 2826.
Также в достоверных хадисах сообщается, что в тени этого дерева всадник может скакать сто лет, так и не добравшись до его конца. прим. пер.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

"Адаб аль-Муфрад". ХАДИС 23

Сообщение ФАРУК »

( باب لا يستغفر لأبيه المشرك )
Глава: Нельзя просить прощения для отца, который является многобожником.




23 - عن عكرمة عن بن عباس :
في قوله عز و جل إما يبلغن عندك الكبر أحدهما أو كلاهما فلا تقل لهما أف إلى قوله كما ربياني صغيرا فنسختها الآية التي في براءة ما كان للنبي والذين آمنوا أن يستغفروا للمشركين ولو كانوا أولي قربى من بعد ما تبين لهم أنهم أصحاب الجحيم
قال الشيخ الألباني : حسن
23 – Передают со слов ‘Икримы о том, что Ибн ‘Аббас о словах Великого и Всемогущего Аллаха «Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» и до слов «… ведь они растили меня ребенком»(1) сказал: «(Этот аят) был отменен аятом, который (находится в суре) «Бараат»(2): «Пророку и верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если они являются родственниками, после того, как им стало ясно, что они будут обитателями Ада»(3).
Шейх аль-Албани сказал: «Хороший хадис/хасан/».
______________________________________________________________________
(1) - Сура «аль-Исраъ», 17:23-24.
(2) - «Бараат» - другое название девятой суры Корана «ат-Тауба». Прим. Пер.
(3) - Сура «ат-Тауба» 9:113.

Аватара пользователя
abuimran as-salafi
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 15 ноя 2008, 20:17

Глава 9

Сообщение abuimran as-salafi »

Забота о родителях, являющимися многобожниками

عن سعد بن أبى وقاص قال نزلت في أربع آيات من كتاب الله تعالى كانت أمى حلفت أن لا تأكل ولا تشرب حتى أفارق محمدا صلى الله عليه وسلم فأنزل الله عز وجل وإن جاهداك على أن تشرك بي ما ليس لك به علم فلا تطعهما وصاحبهما في الدنيا معروفا والثانية إني كنت أخذت سيفا أعجبنى فقلت يا رسول الله هب لي هذا فنزلت يسألونك عن الأنفال والثالثة إني مرضت فأتاني رسول الله صلى الله عليه وسلم فقلت يا رسول الله إني أريد أن أقسم مالي أفأوصى بالنصف فقال لا فقلت الثلث فسكت فكان الثلث بعده جائزا والرابعة إني شربت الخمر مع قوم من الأنصار فضرب رجل منهم أنفى بلحيى جمل فأتيت النبي صلى الله عليه وسلم فأنزل الله عز وجل تحريم الخمر

"

24. Саид ибн Абу Уакъкъас, да будет доволен им Аллах, сказал: «В книге Всевышнего Аллаха ниспослано четыре аята обо мне. (Первое). Моя мать поклялась, что не станет пить и есть до тех пор, пока я не покину Мухаммада да пребудут над ним мир и благословение Аллаха. Тогда Всевышний Аллах ниспослал аят:
«А если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму…».(Лукман, 15).
(Второе). Однажды я взял один из трофейных мечей и сказал: «О посланник Аллаха, подари его мне». И тогда был ниспослан аят:
«Они тебя спрашивают о трофеях…». (аль-Анфаль /Трофеи/, 1)
(Третье). Однажды я заболел, и пророк, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, пришел навестить меня. Я спросил его: «О посланник Аллаха! Я хочу разделить свое имущество, могу ли я завещать его половину?» Он сказал: «Нет». Тогда я снова спросил: «А треть?» Он промолчал. После этого события было разрешено завещать треть имущества.
(Четвертое). Однажды я выпил вина вместе с ансарами. Один из них в местечке Луха-джамаль (по дороге в Медину) ударил меня в нос. На следующий день я пришел к пророку, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, и Великий и Всемогущий Аллах ниспослал аят о запретности вина (спиртных напитков прим. пер. аль-Маида /Трапеза/, 90-91)».
[Хадис сахих]

عن أسماء بنت أبى بكر قالت أتتني أمي راغبة في عهد النبي صلى الله عليه وسلم فسألت النبي صلى الله عليه وسلم أصلها قال نعم قال بن عيينة فأنزل الله عز وجل فيها لا ينهاكم الله عن الذين لم يقاتلوكم في الدين"

25. Асма бинт Абу Бакр, да будет доволен ею Аллах Аллах, рассказывала: «Во времена пророка, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, моя мать (которая была многобожником) пришла ко мне, чтобы встретиться со мной. Я спросила пророка, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха: «Можно мне встретиться с ней?» Он ответил: «Да». Передавший этот хадис ибн Уйайна сказал, что Великий и Всемогущий Аллах ниспослал аят о ней:
«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных». (Сура аль-Мумтахана /Испытуемая/, 8). [Хадис сахих]

عن بن عمر يقول رأى عمر رضي الله عنه حلة سيراء تباع فقال يا رسول الله ابتع هذه فالبسها يوم الجمعة وإذا جاءك الوفود قال إنما يلبس هذه من لا خلاق له فأتى النبي صلى الله عليه وسلم منها بحلل فأرسل إلى عمر بحلة فقال كيف ألبسها وقد قلت فيها ما قلت قال إني لم أعطكها لتلبسها ولكن تبيعها أو تكسوها فأرسل بها عمر إلى أخ له من أهل مكة قبل أن يسلم"

26. Передается от Ибн Умара да будет доволен им Аллах, что Умар ибн аль-Хаттаб да будет доволен им Аллах, увидев накидку сийра сказал: «О посланник Аллаха, купи это. Ты сможешь носить это в пятничные дни и в те дни, когда к тебе будут прибывать представители (от племён)». Он ответил: «Это надевает только тот, кто не имеет доли в будущей жизни». Затем пророку, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, принесли несколько этих накидок, и он отправил одну из них Умару да будет доволен им Аллах. Умар да будет доволен им Аллах, сказал: «Как же я смогу носить его после твоих слов?!» Пророк, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Я послал это тебе не для того чтобы ты носил его, а для того чтобы ты продал или подарил его». Умар да будет доволен им Аллах, послал эту накидку своему родному брату в Мекку, который в то время не был мусульманином».
[Хадис сахих]
Ответить