«’Умдатуль-Ахкам» - Хафиз 'Абдуль-Гъаний аль-Макъдиси

Аватара пользователя
ابن مراد الداغستاني
Сообщения: 614
Зарегистрирован: 30 ноя 2008, 11:12

Re: «’Умдатуль-Ахкам» - Хафиз 'Абдуль-Гъаний аль-Макъдиси

Сообщение ابن مراد الداغستاني »

بَابُ أَفْضَلِ الصِّيَامِ وَغَيْرِهِ

2 - Глава о лучшем посте и о другом1

203 - عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرِو بْنِ الْعَاصِ رضي الله عنهما قَالَ : (( أُخْبِرَ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم أَنِّي أَقُولُ : وَاَللَّهِ لأَصُومَنَّ النَّهَارَ , وَلأَقُومَنَّ اللَّيْلَ مَا عِشْتُ . فَقَالَ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم : أَنْتَ الَّذِي قُلْتَ ذَلِكَ ؟ فَقُلْتُ لَهُ : قَدْ قُلْتُهُ , بِأَبِي أَنْتَ وَأُمِّي يا رسول اللَّه . فَقَالَ : فَإِنَّكَ لا تَسْتَطِيعُ ذَلِكَ . فَصُمْ وَأَفْطِرْ , وَقُمْ وَنَمْ . وَصُمْ مِنْ الشَّهْرِ ثَلاثَةَ أَيَّامٍ فَإِنَّ الْحَسَنَةَ بِعَشْرِ أَمْثَالِهَا . وَذَلِكَ مِثْلُ صِيَامِ الدَّهْرِ . قُلْتُ : إِنِّي لأُطِيقُ أَفْضَلَ مِنْ ذَلِكَ . قَالَ : فَصُمْ يَوْماً وَأَفْطِرْ يَوْمَيْنِ . قُلْتُ : إِنِّي لأُطِيقُ أَفْضَلَ مِنْ ذَلِكَ . قَالَ : فَصُمْ يَوْماً وَأَفْطِرْ يَوْماً . فَذَلِكَ صِيَامِ دَاوُد عليه السلام. وَهُوَ أَفْضَلُ الصِّيَامِ . فَقُلْتُ : إِنِّي لأُطِيقُ أَفْضَلَ مِنْ ذَلِكَ . قَالَ : لا أَفْضَلَ مِنْ ذَلِكَ )) .
وَفِي رِوَايَةٍ : (( لا صَوْمَ فَوْقَ صَوْمِ أَخِي دَاوُد – شَطْرَ الدَّهْرِ – صُمْ يَوْماً وَأَفْطِرْ يَوْماً )) .



203 - Сообщается, что ‘Абду-Ллаh ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет доволен Аллаh ими обоими, сказал: «Пророку, да благословит его Аллаh и да приветствует, передали, что я говорю: "Клянусь Аллаhом, я непременно буду поститься днём и молиться ночью до конца своей жизни!", и Пророк, да благословит его Аллаh и да приветствует, спросил меня: "Так это ты говоришь так?" Я ответил: "Я (действительно) говорил это, да станут отец мой и мать моя выкупом за тебя, о, посланник Аллаhа." Он сказал: "Поистине, тебе не выдержать этого, а поэтому постись (иногда) и прерывай пост (иногда), молись (часть ночи) и спи (часть ночи). Постись по три дня в месяц, ведь за каждое благое дело воздастся в десятикратном размере, и это будет подобно непрерывному посту." Я сказал: "Поистине, я способен на нечто лучшее!" Он сказал: "Тогда постись раз в три дня." Я сказал: "Поистине, я способен на нечто лучшее!" Он сказал: "Тогда постись через день, ибо таков был пост Давуда, мир ему, и это - наилучший пост", я же опять сказал: "Поистине, я способен на нечто лучшее!", и тогда (посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и да приветствует) воскликнул: "Нет ничего лучше этого!"» Аль-Бухари 1976, Муслим 1159.

В другой версии (сказано): «Нет (добровольного) поста выше по достоинству, чем пост брата моего Давуда, мир ему, (который равен) половине жизни: пост через день.» Аль-Бухари 1979, 6277.

204 - عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرِو بْنِ الْعَاصِ رضيَ اللهُ عنهما قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم : (( إنَّ أَحَبَّ الصِّيَامِ إلَى اللَّهِ صِيَامُ دَاوُد عليه السلام. وَأَحَبَّ الصَّلاةِ إلَى اللَّهِ صَلاةُ دَاوُد عليه السلام. كَانَ يَنَامُ نِصْفَ اللَّيْلِ , وَيَقُومُ ثُلُثَهُ . وَيَنَامُ سُدُسَهُ . وَكَانَ يَصُومُ يَوْماً وَيُفْطِرُ يَوْماً )) .



204 – Сообщается, что ‘АбдуЛлаh ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет доволен Аллаh ими обоими, сказал: «Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал:
«Поистине, самым любимым постом для Аллаhа является пост Давуда, мир ему, а самой любимой молитвой (ас-Соляh) для Аллаhа является молитва Давуда, мир ему, который спал половину ночи, (потом) молился треть её, а (потом) спал шестую часть ночи. Постился же он через день» Аль-Бухари 1131, 1979, 3402, Муслим 1159.

205 - عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رضي الله عنه قَالَ : (( أَوْصَانِي خَلِيلِي رسول اللَّه صلى الله عليه وسلم بِثَلاثٍ صِيَامِ ثَلاثَةِ أَيَّامٍ مِنْ كُلِّ شَهْرٍ , وَرَكْعَتَيْ الضُّحَى , وَأَنْ أُوتِرَ قَبْلَ أَنْ أَنَامَ )) .



205 - Сообщается, что Абу Хурайраh, да будет доволен им Аллаh, сказал:
«Мой самый любимый друг (халиль) Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, посоветовал мне делать три (вещи): поститься по три дня ежемесячно2, совершать дополнительную утреннюю молитву в 2 рак’ата3 и ложиться спать4 (только) после совершения витра». Аль-Бухари 1981, 1178, Муслим 721.

206 - عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ عَبَّادِ بْنِ جَعْفَرٍ قَالَ : (( سَأَلْتُ جَابِرَ بْنَ عَبْدِ اللَّهِ أَنَهَى النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم عَنْ صَوْمِ يَوْمِ الْجُمُعَةِ ؟ قَالَ : نَعَمْ )) وَزَادَ مُسْلِمٌ (( وَرَبِّ الْكَعْبَةِ )) .



206 - Сообщается, что Мухаммад ибн ‘Аббад ибн Джа’фар сказал: «Однажды я спросил Джабира ибн ‘Абду-Ллаhа, да будет доволен им Аллаh: «Запрещал ли пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, соблюдать пост в пятницу5?» — и он сказал: «Да».
Имам Муслим привел добавку: «(Да), клянусь Господом Ка’бы6» Аль-Бухари 1984, Муслим 1143.

207 – عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رضي الله عنه قَالَ : سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم يَقُولُ : (( لا يَصُومَنَّ أَحَدُكُمْ يَوْمَ الْجُمُعَةِ , إلاَّ أَنْ يَصُومَ يَوْماً قَبْلَهُ , أَوْ يَوْماً بَعْدَهُ )) .



207 – Сообщается, что Абу Хурайраh, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: «Не избирайте пятничный день для поста, кроме того случая когда вы поститесь (вместе с пятницей) в тот день, что идет до неё (четверг) или в тот день, что идет после неё (суббота)». Аль-Бухари 1985, Муслим 1145.

208 - عَنْ أَبِي عُبَيْدٍ مَوْلَى ابْنِ أَزْهَرَ وَاسْمُهُ سَعْدُ بْنُ عُبَيْدٍ - قَالَ : (( شَهِدْت الْعِيدَ مَعَ عُمَرَ بْنِ الْخَطَّابِ رضي الله عنه فَقَالَ : هَذَانِ يَوْمَانِ نَهَى رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم عَنْ صِيَامِهِمَا : يَوْمُ فِطْرِكُمْ مِنْ صِيَامِكُمْ , وَالْيَوْمُ الآخَرُ : تَأْكُلُونَ مِنْ نُسُكِكُمْ )) .



208 – Передается, что Абу ‘Убейд - вольноотпущенник ибн Азhара, имя которого было Са’д ибн ‘Убейд сказал: «Я присутствовал на празднике с ‘Умаром ибн-уль-Хаттабом, да будет доволен им Аллаh, и он сказал:
“Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, запрещал соблюдать пост этих двух дней: день Разговения после вашего поста (1 день Шаууаля), а другой: когда вы едите из того, что принесли в жертву7». Аль-Бухари 1990, 5571, Муслим 1137.

209 - عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيِّ رضي الله عنه قَالَ : (( نَهَى رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم عَنْ صَوْمِ يَوْمَيْنِ : الْفِطْرِ وَالنَّحْرِ . وَعَنْ اشتمال الصَّمَّاءِ , وَأَنْ يَحْتَبِيَ الرَّجُلُ فِي الثَّوْبِ الْوَاحِدِ , وَعَنْ الصَّلاةِ بَعْدَ الصُّبْحِ وَالْعَصْرِ )) . أَخْرَجَهُ مُسْلِمٌ بِتَمَامِهِ . وَأَخْرَجَ الْبُخَارِيُّ الصَّوْمَ فَقَطْ



209 - Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Посланник Аллаhа (мир ему и благословения Аллаhа) запрещал: соблюдать пост в два дня: день Разговения и день Жертвоприношения; закутываться в свою одежду наглухо8; (мужчине), одетому только в одну одежду, сидеть на ягодицах, поднимая колени, которые он обхватывает руками, оставляя (тем самым) неприкрытыми свои срамные части; совершать молитву после утренней молитвы (пока не взойдёт солнце), а также после послеполуденной молитвы (пока солнце не исчезнет за горизонтом).» Аль-Бухари 1991, 1992, Муслим 827.

210 - عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيِّ رضي الله عنه قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم : (( مَنْ صَامَ يَوْماً فِي سَبِيلِ اللَّهِ بَعَّدَ اللَّهُ وَجْهَهُ عَنْ النَّارِ سَبْعِينَ خَرِيفاً )) .



210 - Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал:
“Аллаh удалит от огня на семьдесят лет (пути) лицо того, кто один день постился на пути Аллаhа9». Аль-Бухари 2840, Муслим 1153.

------------------------------------
1 - [«Глава о лучшем посте»: т.е. лучшем добровольном посте. И «о другом»: т.е. другом посте, а именно а том, на который пришел запрет (ан-нахй). См.: «Танбиh-уль-Афhам» (с.448)]
2 - [Лучше если это будут «белые дни»: 13, 14 и 15 числа по лунному календарю. См.: «Танбиh-уль-Афhам» (с.457)]
3 - [Имеется в виду молитва «ад-Духа», совершаемая с того момента, когда солнце поднимется над горизонтом на высоту копья, и почти до полудня (где-то за минут 5 до зенита).]
4 - [В другом хадисе сказано: «Пусть тот, кто опасается, что не сможет проснуться в конце ночи, совершит витр в её начале. И пусть тот, кто очень хочет встать в конце ночи, совершит (эту молитву) в конце, ибо, поистине, молитва в конце ночи (совершается) при свидетелях (ангелах), и (совершать её в такое время) лучше». Муслим 755. См.: «Ифhам-уль-Афhам» (c.429)]
5 - [Имеется в виду тот случай, когда человек соблюдает пост только в этот день.]
6 - [Добавка в таком виде приводится не у Муслима, а у ан-Насаи. У Муслима же приводится: «Да, клянусь Господом этого дома (т.е. Ка’бы)». См.: «Танбиh-уль-Афhам» (с.459)]
7 - [Т.е. 10 число месяца Зу-ль-Хиджжа. Также к этому относятся и дни ат-Ташрикъа (11, 12 и 13 числа месяца Зу-ль-Хиджжа): Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, рассказывал: “Не разрешалось поститься в дни ат-Ташрикъа никому, кроме тех, кто не мог найти скота для Жертвоприношения”. аль-Бухари 1998. См.: «Ифhам-уль-Афhам» (c.433)]
8 - [Из опасения открытия ‘аурата при поднятии её краев или высвобождения из-под одежды рук.]
9 - [Здесь под: “фи-сабили-Ллях” имеется в виду: подчиняясь Аллаху; искренне ради Аллаха; желая получить от Него награду и стремясь к вечной обители. Аллах же знает лучше! См.: «Ифhам-уль-Афhам» (c.435)]
Ответить