Бисми-лЛях
Уа алейкум ас-салам уа рохмату-лЛохи уа баракатух.
Слова обращение к Аллаху при отправлении в мечеть.
« О ,Аллах! Помести в сердце мое свет, в язык мой свет, в слух мой свет и в зрение мое свет. Помести надо мной свет и подо мной, и справа от меня свет и слева, и передо мной свет и позади меня свет. Помести свет в душу мою, и сделай свет для меня великим и большим. Зажги для меня свет и сделай меня светом. О, Аллах! Даруй мне свет, и помести в мои сухожилия свет. Помести в мою плоть свет, в мою кровь, в мои волосы и мою кожу свет».
Это вся мольба было упомянуто в сборнике « Сахихе Бухари» под номером 6316 и в «Муслиме» 763.
Сказал Куртуби (да смилуется над ним Аллах) по поводу этой мольбы следующее: «Этот свет посредством которого обращался посланник Аллаха (салла-лЛаху алейхи уа салам), возможно несет в себе прямой смысл. Спрашивающий спрашивает Всевышнего Аллаха, чтобы Он наделил во всех его органах светом, и осветил им в Судный День его и тех, которые будут идти за ним, или из тех, которым Аллах по желает этот свет в этом мрачном Дне.
Также, лучше первого смысла, было сказано следующее: Это употребляется в переносном значении - это знания и верное руководство. Как сказал Всевышний Аллах: «Разве тот, кто был мертвецом, и Мы вернули его к жизни и наделили светом, благодаря которому он ходит среди людей, подобен тому, кто находится во мраках и не может выйти из них?». Аль-Анам,122
Также, о более правильном его смысле говорилось: Свет выявляется согласно тому, к чему он был приписан и он различается: свет слуха выявляется для слышимого, свет зрения проявляется для видимого, свет сердца осведомляется для сведенного, а свет органов выявляется на праведных деяниях ».
Также сказал ат-Тыби ( да смилуется над ним Аллах ): «Смысл требования света для органов – это украшаться светом знания и подчинения, и освобождаться от всего кроме их. Воистину Шайтаны охватывают человека со всех сторон своими наущениями. И он избегает это посредством света, которая стала преградой для этих сторон. И все это (т е. которое было упомянуто в мольбе) возвращается к верному руководству и пониманию. И на это указывает слова Всевышнего Аллаха: «Аллах – Свет небес и земли. Его свет в душе верующего подобен нише, в которой находится светильник. Светильник заключен в стекло, а стекло подобно жемчужной звезде. Он возжигается от благословенного оливкового дерева, которое не освещается солнцем только с востока или только с запада. Его масло готово светиться даже без соприкосновения с огнем. Один свет поверх другого! Аллах направляет к Своему свету, кого пожелает ». Ан-Нур 35. См шарх хису al-муслим, шейх Абу муслим ал-Ахмад.
Для лучшего и полного понимания хотел бы привести Тафсир этого аята: «Аллах есть свет небес и земли в прямом и переносном смысле этого выражения. Божественная сущность Аллаха есть свет, и покрывало Аллаха также из света. И если бы Аллах приподнял это покрывало, то величие Его лика сожгло бы все, что объемлет Его взор. Благодаря свету Аллаха светятся трон и престол, солнце и луна. Благодаря свету Аллаха озарились светом райские сады. Переносный смысл обсуждаемого нами откровения также применим в отношении Аллаха. Его писание есть свет, и Его шариат есть свет. Вера и знание, которые живут в сердцах Божьих посланников и остальных рабов, также есть свет. И если бы не свет Аллаха, то тьма поглотила бы вселенную. И поэтому везде, где нет света Аллаха, царит беспросветная мгла.
Свет, который указывает творениям путь к Аллаху, подобен нише, в которой находится светильник. Здесь речь идет о свете веры и Корана, который живет в сердцах правоверных. Он подобен нише со светильником, потому что ниша собирает этот свет и не позволяет ему рассеиваться. А светильник настолько чист и прелестен, и свет его настолько ярок, что он подобен жемчужной звезде. Его свет подобен огню, который разжигается от масла плодов оливковых деревьев, потому что это масло пылает самым ярким пламенем. И такое масло можно получить только из плодов оливковых деревьев, которые не тянутся на восток, подобно деревьям, которые солнце одаряет своими лучами только в первой половине дня, и не тянутся на запад, подобно деревьям, на которые солнечный свет попадает только во второй половине дня.
Именно такие оливковые деревья растут в Шаме. Они наслаждаются солнечным светом в течение всего дня, благодаря чему из созреваемых на них оливок получают самое чистое масло. Это масло является настолько чистым, что готово светиться даже без соприкосновения с огнем. Если же оно соприкасается с огнем, то излучает еще более яркий и прекрасный свет. Свет огня усиливается светом масла, и один свет ложится поверх другого.
В этой притче Аллах поведал о положении правоверных, сердца которых озаряются светом Аллаха. Качества, которые изначально заложены в душах правоверных, подобны чистому маслу. Эти качества чисты и непорочны, и поэтому правоверные готовы к восприятию Божьего учения и выполнению Божьих предписаний. Когда же вера и знание проникают в их души, они озаряются светом веры, подобно тому, как фитиль светильника возгорается от соприкосновения с огнем. Они не имеют дурных намерений и скверных представлений об Аллахе. И поэтому вера заставляет их излучать чистый и яркий свет, подобный свету жемчужной звезды. В их сердцах соединяются свет непорочного подсознания, свет веры и свет знания – один свет ложится поверх другого. Однако далеко не каждый человек заслуживает того, чтобы его сердце озарялось светом Аллаха, и поэтому Аллах направляет к своему свету только того, кого пожелает. Аллах знает о чистоте и непорочности этих людей и знает, что они способны очиститься и вырасти.
Такие притчи Аллах приводит Своим рабам для того, чтобы они размышляли над ними, осознавали их смысл и отличали истину от лжи. Это является проявлением милости и добродетели Аллаха по отношению к Его творениям. Притчи помогают людям познать духовный мир через материальный и открывают перед ними просторы ясного знания. Что же касается Аллаха, то Его знание объемлет все сущее. Он приводит людям притчи, потому что ведает о сути происходящих явлений и любых подробностях и прекрасно знает, что мудрые притчи приносят людям большую пользу. А это значит, что рабы Аллаха должны размышлять над ними, а не отворачиваться от них и не противиться им. Воистину, Аллах ведает, а они не ведают». Тафсир Саади, Сура Ан-Нур, 35.