Хадис № 104 (128)
Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что однажды, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ехал верхом, а позади него в седле сидел Му‘аз бин Джабаль, пророк да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Му‘аз!» /Му‘аз/ отозвался: «Я перед тобой, о посланник Аллаха, и счастлив служить тебе!» /пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова/ сказал: «О Му‘аз!» — /и Му‘аз снова/ отозвался: «Я перед тобой, о посланник Аллаха, и счастлив служить тебе!» — /повторив это/ трижды. /Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, / сказал: «Аллах запретит Огню касаться любого человека, который засвидетельствует, что нет божества, достойного поклонения кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, правдиво /веруя в это/ сердцем своим». /Му‘аз/ спросил: «О посланник Аллаха, не сообщить ли мне об этом людям, чтобы они порадовались?» Он да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тогда они /только на это/ и будут надеяться». И Му‘аз сообщил /людям/ об этом разговоре лишь незадолго до своей смерти, считая /дальнейшее молчание/ грехом.
(В другой версии от Анаса передается: «Мне рассказывали о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Муазу: «Тот, кто встретит Аллаха, не придавая ему никого в сотоварищи, войдет в Рай». Он сказал: «Не обрадовать ли мне людей?» Он сказал: «Нет, я боюсь, что они /только на это/ и будут надеяться»).
1. В хадисе указание на достоинство Муаза, да будет доволен им Аллах.
2. В хадисе указание на уважение сподвижников к пророку, да благословит его Аллах и приветствует.
3. В хадисе указание на стремление сподвижников постоянно быть рядом с пророком, да благословит его Аллах, и приветствует.
4. В хадисе указание на скромность пророка, да благословит его Аллах и приветствует. (Ездил на осле и посадил вместе с собой человека).
5. В хадисе указание на дозволенность сажать за собой человека на коня, осла или верблюда.
6. В хадисе указание на то, что учитель должен притягивать внимание своих студентов путем многократного обращения к ним, чтобы это помогло им запомнить то, что им преподносится.
7. В хадисе указание на разнообразие путей обучения, и на то, что учеба не ограничивается кружками в мечети.
8. В хадисе указание на дозволенность обучения людей в пути.
9. В хадисе указание на достоинство двух свидетельств.
10. В хадисе указание на важность и величие единобожия и призыва к нему.
11. В хадисе указание на обязательность искренности перед Аллахом и единобожия перед ним.
12. В хадисе указание на важность следования за пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и на то, что следовать следует только за ним, а также на то, что его словам дается предпочтение над словами любого человека.
13. В хадисе указание на то, что произношение двух свидетельств языком, без убеждения сердцем не приносят никакую пользу перед Всевышним Аллахом, в противном случае это помогло бы лицемерам.
14. В хадисе опровержение каррамитам.
15. В хадисе указание на то, что одним из условий свидетельства является правдивость в нём.
16. В хадисе указание на стремление сподвижников радовать людей, то есть быть благовестниками.
17. В хадисе указание на дозволенность скрывать некоторые знания, если в этом есть польза.
18. В хадисе указание на запрет скрывать знания.
19. В хадисе указание на дозволенность делиться некоторыми знаниями только с некоторыми сообразительными студентами, а не со всеми людьми.
20. В хадисе указание на веру в Рай и Ад.
21. В хадисе указание на дозволенность спрашивать студенту у шейха о том, в чем он сомневается.
22. В хадисе опровержение хариджитам.
23. В хадисе опровержение джабритам.
24. В хадисе указание на то, что если шейх рассказал о каких-то знаниях только одному студенту, то студент, прежде чем распространять это знание должен спросить разрешение у шейха.
25. В хадисе указание на стремление праведных предшественников распространять знания.
26. В хадисе указание на важность использовать все доводы, пришедшие в том или ином вопросе, а также на то, что не следует ограничиваться одним доводом.
27. В хадисе побуждение к изучению знаний и их пониманию, перед их распространением.
28. В хадисе указание на запрет распространять недостоверные знания.
Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что однажды, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ехал верхом, а позади него в седле сидел Му‘аз бин Джабаль, пророк да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Му‘аз!» /Му‘аз/ отозвался: «Я перед тобой, о посланник Аллаха, и счастлив служить тебе!» /пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова/ сказал: «О Му‘аз!» — /и Му‘аз снова/ отозвался: «Я перед тобой, о посланник Аллаха, и счастлив служить тебе!» — /повторив это/ трижды. /Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, / сказал: «Аллах запретит Огню касаться любого человека, который засвидетельствует, что нет божества, достойного поклонения кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, правдиво /веруя в это/ сердцем своим». /Му‘аз/ спросил: «О посланник Аллаха, не сообщить ли мне об этом людям, чтобы они порадовались?» Он да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тогда они /только на это/ и будут надеяться». И Му‘аз сообщил /людям/ об этом разговоре лишь незадолго до своей смерти, считая /дальнейшее молчание/ грехом.
(В другой версии от Анаса передается: «Мне рассказывали о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Муазу: «Тот, кто встретит Аллаха, не придавая ему никого в сотоварищи, войдет в Рай». Он сказал: «Не обрадовать ли мне людей?» Он сказал: «Нет, я боюсь, что они /только на это/ и будут надеяться»).
Полезные выводы, извлекаемые из придания:
1. В хадисе указание на достоинство Муаза, да будет доволен им Аллах.
2. В хадисе указание на уважение сподвижников к пророку, да благословит его Аллах и приветствует.
3. В хадисе указание на стремление сподвижников постоянно быть рядом с пророком, да благословит его Аллах, и приветствует.
4. В хадисе указание на скромность пророка, да благословит его Аллах и приветствует. (Ездил на осле и посадил вместе с собой человека).
5. В хадисе указание на дозволенность сажать за собой человека на коня, осла или верблюда.
6. В хадисе указание на то, что учитель должен притягивать внимание своих студентов путем многократного обращения к ним, чтобы это помогло им запомнить то, что им преподносится.
7. В хадисе указание на разнообразие путей обучения, и на то, что учеба не ограничивается кружками в мечети.
8. В хадисе указание на дозволенность обучения людей в пути.
9. В хадисе указание на достоинство двух свидетельств.
10. В хадисе указание на важность и величие единобожия и призыва к нему.
11. В хадисе указание на обязательность искренности перед Аллахом и единобожия перед ним.
12. В хадисе указание на важность следования за пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и на то, что следовать следует только за ним, а также на то, что его словам дается предпочтение над словами любого человека.
13. В хадисе указание на то, что произношение двух свидетельств языком, без убеждения сердцем не приносят никакую пользу перед Всевышним Аллахом, в противном случае это помогло бы лицемерам.
14. В хадисе опровержение каррамитам.
15. В хадисе указание на то, что одним из условий свидетельства является правдивость в нём.
16. В хадисе указание на стремление сподвижников радовать людей, то есть быть благовестниками.
17. В хадисе указание на дозволенность скрывать некоторые знания, если в этом есть польза.
18. В хадисе указание на запрет скрывать знания.
19. В хадисе указание на дозволенность делиться некоторыми знаниями только с некоторыми сообразительными студентами, а не со всеми людьми.
20. В хадисе указание на веру в Рай и Ад.
21. В хадисе указание на дозволенность спрашивать студенту у шейха о том, в чем он сомневается.
22. В хадисе опровержение хариджитам.
23. В хадисе опровержение джабритам.
24. В хадисе указание на то, что если шейх рассказал о каких-то знаниях только одному студенту, то студент, прежде чем распространять это знание должен спросить разрешение у шейха.
25. В хадисе указание на стремление праведных предшественников распространять знания.
26. В хадисе указание на важность использовать все доводы, пришедшие в том или ином вопросе, а также на то, что не следует ограничиваться одним доводом.
27. В хадисе побуждение к изучению знаний и их пониманию, перед их распространением.
28. В хадисе указание на запрет распространять недостоверные знания.