Глава 5 положения тех,кто занимается дискредитацией и одобрением.
Аллах возвышает степень учёных, которых несправедливо очернили, если они проявляют терпение
• Всевышний Аллах сказал: «
Воистину, Мы окажем помощь Нашим посланникам и верующим в мирской жизни и в этот день, когда предстанут свидетели» (
40:51). Время от времени между двумя учёными разгорается спор. Иногда один из них переходит границы дозволенного, а другой придерживается правильной позиции. Первый учёный поступает несправедливо к тому, кто прав, однако тот терпит и не мстит за себя, не говоря уже о том, чтобы выступать с нападками против своего брата. Согласно установлению Аллаха, Он возвышает степень людей, которые терпеливо переносят обиды других, подавляют конфликты и устраняют основание спора.
• Аль-Хафиз, аз-Захаби написал, в жизнеописании аш-Шафи‘и: «
Никто не очернял его, кроме завистника и человека, незнающего о его положении. В итоге их ложные слова становились причиной возвышения его степени и достоинства. Таково установление Аллаха среди Его рабов: „
О верующие! Не будьте подобны тем, которые обидели Мусу. Аллах оправдал его и опроверг то, что они говорили. Он был почитаем перед Аллахом. О верующие! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово“» (
33:69, 70).
“Сияр а‘лям ан-нубаля” (10/48)
• Раби‘ ибн Сулейман сообщил: «
Я видел Ашхаба ибн Абдуль-Азиза, падающим ниц, произнося в земном поклоне: „О Аллах! Умертви аш-Шафии, чтобы не исчезло знание Малика!“. Затем об этом узнал аш-Шафии, и тогда он стал говорить следующее слова: „Некоторые мужчины пожелали, чтобы постигла меня смерть. Но даже если я умру, то этот путь касается не только меня одного. Скажи тому, кто хочет, чтобы было не так, как всегда: „Готовься к следующей подобной участи“, как будто ему этого достаточно. Они знают непременно, только если бы знание принесло пользу им, что если я умру, то ведь проявляющий несправедливость ко мне не будет жить здесь вечно».
“Сияр а‘лям ан-нубаля” (10/72),это сообщение также привели абу Ну‘айм, аль-Байхакы, Ибн ‘Асакир (51/428, 429), эта история достоверна и передается несколькими путями.
• Аль-Хафиз, аз-Захаби, комментируя слова Ашхаба, написал: «
Мольба Ашхаба против аш-Шафии относится к очерняющей речи современников в отношении друг друга, поэтому на неё не стоит обращать внимания. Напротив, следует желать милости этому и тому, и за обоих просить прощения».
“Сияр а‘лям ан-нубаля” (9/503)
• Он также написал: «
Некоторые люди попытались умалить достоинство аш-Шафии, однако это добавило ему лишь еще больше почета и уважения. А те, кто смотрит справедливым взглядом, заметили, что критика его равных людей (
учёных-современников)
основана на пристрастии. Ведь чаще всего, если кто-то достиг степени имама и стал опровергать мнения своих оппонентов, к нему непременно начинают питать враждебные чувства. Мы прибегаем к защите Аллаха от пристрастия!». “Сияр а‘лям ан-нубаля” (10/8, 9)
• Кроме того, аз-Захаби, рассказывая о том, что произошло между Мухаммадом ибн Исхаком и имамом Маликом, написал: «
Оба этих человека порочили друг друга. Однако критика со стороны Малика в какой-то мере повлияла отрицательно на надежность Мухаммада. А вот порицающие слова Мухаммада ничуть не сказались отрицательно на нём. Более того, возвысилась степень Малика, и он стал подобно светящейся звезде».
“Сияр а‘лям ан-нубаля” (7/41)
• Когда Абу Хатим и Абу Зур‘а оставили хадисы аль-Бухари в то время, как Мухаммад ибн Яхья ан-Нисабури написал им о том, что аль-Бухари выявил у них мнение о том, что произнесенные им слова Корана сотворены: Аль-Хафиз, аз-Захаби написал об этом: «
Оставили они его хадисы или нет, все равно аль-Бухари является достойным доверия, верным, а на его хадисы опираются во всем мире».
“Сияр а‘лям ан-нубаля” (12/463)
• Аль-Хафиз, аз-Захаби упомянул причину этой вражды, приведя слова аз-Зухли: «...„
Идите к этому праведному человеку (
аль-Бухари)
и слушайте хадисы у него“. Тогда люди пошли к нему и стали слушать его сообщения. И так продолжалось, пока не появились свободные места на собрании Мухаммада ибн Яхьи аз-Зухли, тогда он начал завидовать аль-Бухари и очернять его».
“Сияр а‘лям ан-нубаля” (12/453)
Я говорю:
Из достоинств имама аль-Бухари и хорошего его отношения к аз-Зухлий то, что он не стал плохо говорить о нём, а проявил терпение, надеясь на награду Аллаха, а также передал от него хадисы в своем сборнике “Сахих”. Аллах возвысил его степень и положение среди людей. Но некоторые наши братья думают, что, если с кем-то поступили несправедливо, а он смолчал и проявил терпение, то тем самым он позволил унизить себя и оскорбить. Ведь превосходство и преимущество над своим братом достигается именно через обиды!!!
Однако всё не так, как думает этот человек. Напротив, если бы он посмотрел на завершающие этапы, то пришел бы в изумление от прекрасного исхода в отношении тех, кому причинили несправедливость под предлогом “дискредитации и одобрения”. Учитывай то, что благополучней для твоего сердца и сохранней для твоей богобоязненности и набожности. И не обольщайся людьми, вносящими смуту и раздор. Ведь они больше вредят, чем приносят пользу, а также больше теряют, чем приобретают, и больше отвергают, чем принимают. Довольствуйся Аллахом как своим Помощником и Защитником.